Глава 1. Общая характеристика авторского права как 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Общая характеристика авторского права как



ПОЛОЖЕНИЕ

О КУРСОВОЙ РАБОТЕ

ГБПОУ МО «Воскресенский колледж»

г. Воскресенск


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Общая характеристика авторского права как гражданско-правового института

1.1 Становление и развитие авторского права в России

1.2 Понятие и структура авторского правоотношения

1.3 Понятие и виды объектов авторского права

Глава 2. Авторские права на произведения науки, литературы и искусства

2.1 Система и классификация авторских прав

2.2 Личные неимущественные авторские права

2.3 Имущественные авторские права

2.4 Договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор как способ реализации исключительного авторского права

Глава 3. Особенности правового регулирования и защиты авторских прав

3.1 Сравнительный анализ нового российского законодательства об авторском праве

3.2 Особенности гражданско-правовых способов защиты авторских прав

3.3 Ответственность за нарушение авторского законодательства

Заключение

Библиографический список


Введение

 

«Основной проблемой для авторского права в любую эпоху, на любом этапе технического развития было нахождение и поддержание "неустойчивого равновесия" между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции»[1].

Авторское право вызывает большой интерес, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Содержание авторского права представляет собой сложное сочетание имущественных и личных неимущественных интересов правообладателя. Указанные интересы или права находятся в тесной взаимосвязи хоть и отражают разные аспекты правового регулирования. Разделение на группу личных и имущественных прав характерно и для других правовых институтов, но только в авторском праве роль личных прав столь значительна. Этот дуализм и вызывает сложности в реализации и защите авторских прав.

Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Но эти правила в настоящее время часто нарушаются. Бурное развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий ставит перед авторским правом новые проблемы, нуждающиеся в специальном регулировании. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет и сети сотовой связи. И эти проблемы в России возрастают уже в масштабах национального бедствия. Поэтому в условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и практическое значение.

На данном этапе в России проходит становление законодательства в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" "Российская газета", № 289, 22.12.2006 была принята часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), которая включает один раздел VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации", состоящий из 9 глав. Данная часть Гражданского кодекса вступила в действие с 1 января 2008 года.

С принятием Четвертой части ГК связываются надежды на переход регулирования отношений в этой области на новый уровень рассвета науки авторского права[2].

Процесс мировой глобализации и стремление России к активному участию в нем, а так же возможное скорое вступлению во Всемирную торговую организацию показывает необходимость совершенствования и приведения к мировым стандартам механизм регулирования такой важной, современной и быстро развивающейся отрасли права как право интеллектуальной собственности и авторское право в том числе. Современное построение грамотного регулирования данных отношений, будет определять и показывать в немалой степени значимость государства на политической карте мира в будущем. Все это говорит о чрезвычайной актуальности выбранной темы исследования.

Объектом изучения данной дипломной работы являются правовые нормы, регулирующие авторское право.

Предметом исследования являются правовые отношения, возникающие в сфере реализации авторских прав и их защиты.

Цель работы – исследование современной правовой базы и проведение сравнительного анализа законодательства в области авторского права.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотрение истории становления и развития авторского права;

2. Изучение понятия и структуры авторского правоотношения (субъекты и содержание авторских прав);

3. Изучение понятия и видов объектов авторского права;

4. Анализ системы и классификации авторских прав, в том числе детальное рассмотрение личных неимущественных и имущественных авторских прав;

5. Исследование возможности реализации исключительного авторского права через договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор;

6. Сравнительный анализ нового российского законодательства об авторском праве;

7. Рассмотрение особенностей гражданско-правовых способов защиты авторских прав;

8. Изучение проблем, связанных с ответственностью за нарушение авторского законодательства.

Теоретической основой дипломной работы послужили исследования отечественных правоведов советского и современного периода, которые проводились Б.С. Антимоновым, М.М. Богуславским, Э.П. Гавриловым, М.В. Гордоном, В.П. Грибановым, И.А. Грингольцем, В.А. Дозорцевым, И.А. Зениным, В.Л. Ионасом, О.С. Иоффе, В.А. Кабатовым, В.И. Корецким, Л.А. Красавчиковым, Л.А. Лунцем, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, М.А. Федотовым, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой и другими. Так же анализ правового регулирования авторских отношений в новом законодательстве, который приводился в работах И.А. Близнеца, К. Б. Леонтьева, В.Ф. Яковлева, П.В. Крашенинникова, А.Л. Маковского и многих других авторов.

Среди кандидатских диссертаций, связанных с проблематикой дипломного исследования, следует упомянуть работы М.В. Опариной «Авторское право в системе интеллектуальной собственности и ответственность за нарушение авторских прав» (М., 2002); С.А. Барышева «Авторский договор в гражданском праве России, Франции и Швейцарии: сравнительно-правовой анализ» (Казань, 2002); Д.В. Сологуба «Тенденции развития института авторского права в России» (М., 2004); С.М. Мирзояна «Охрана авторских прав в России и в США: сравнительно-правовой анализ» (М., 2004); Р.В. Авдонина «Содержание авторских прав в российском гражданском праве» (М., 2005); Расходникова М.Я. «Театральная постановка как объект авторского права» (М., 2008)

Несмотря на множество научных трудов, посвященных анализу правового регулирования авторских прав, в настоящее время, с учетом происходящих изменений, как в нормативном правовом регулировании, так и правоприменительной деятельности появилась необходимость в исследовании ряда новых аспектов.

Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, анализ, синтез и сравнение, Так же использована судебная практика Верховного Суда РФ и Президиума ВАС РФ.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.


Глава 1. Общая характеристика авторского права как

Гражданско-правового института

 

Глава 2. Авторские права на произведения науки, литературы и

Искусства

 

Авторского права

 

Правообладатель может распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом (п. 1 ст. 1233 ГК РФ).

Новое законодательство предполагает два способа передачи исключительного права на объект интеллектуальной собственности:

- договор;

- иное юридическое основание.

Наиболее распространенными способами распоряжения исключительным правом является заключение договора об отчуждении исключительного права или лицензионного (сублицензионного) договора. К указанным договорам применяются все действующие положения ГК РФ об обязательствах и о договоре (статьи 307-453 ГК РФ). При этом любые условия договора, стороной которого является физическое лицо (гражданин), ограничивающие его права создавать результаты интеллектуальной деятельности либо отчуждать исключительное право на такие результаты, признаются ничтожными (п. 4 ст. 1233 ГК РФ).

Отчуждение исключительного права правообладателем осуществляется по одноименному договору об отчуждении исключительного права. Согласно п. 1 ст. 1234 ГК РФ одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне (приобретателю).

Таким образом, сторонами договора выступают правообладатель и приобретатель исключительного права.

Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме, регистрируется в патентном органе (если регистрация предусмотрена законом) и является недействительным без такой регистрации (п. 2 ст. 1232, п. 2 ст. 1234 ГК РФ). В этом случае исключительное право переходит к приобретателю в момент регистрации (п. 4 ст. 1234 ГК РФ).

Исключительное право передается только в полном объеме, без каких-либо оговорок. Причем данное условие должно быть обязательно включено в текст договора. Договор, в котором подобное условие отсутствует, будет считаться лицензионным договором (п. 3 ст. 1233 ГК РФ).

Как следует из п. 1 ст. 1234 ГК РФ, предметом регулирования данного договора является не только передача самого исключительного права, но и обязательство по передаче этого права в будущем.

По общему правилу данный договор является платным, хотя стороны могут договориться и о бесплатном отчуждении исключительного права (п. 3 ст. 1234 ГК РФ). Однако если в договоре специально не оговорено, что он является безвозмездным, то данный договор следует признать незаключенным. При этом общие правила п. 3 ст. 424 ГК РФ об определении цены, если ее размер не указан в договоре, не применяются.

Данное положение свидетельствует о том, что условие о цене является существенным условием договора об отчуждении исключительного права.

Об этом говорит и тот факт, что при существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный срок вознаграждение за приобретение исключительного права прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков (п. 5 ст. 1234 ГК РФ). Если же исключительное право не перешло к приобретателю, то при нарушении им условий об оплате правообладатель может в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением (ч. 2 п. 5 ст. 1234 ГК РФ).

Но чтобы определить, являлось ли нарушение расчетов существенным и произошло ли нарушение сроков оплаты, срок и порядок расчетов должен быть прямо определен сторонами в договоре. Таким образом, по смыслу п. 5 ст. 1234 ГК РФ срок и порядок расчетов являются существенным условием договора об отчуждении исключительных прав.

Итак, существенными условиями договора об отчуждении исключительного права согласно ГК РФ являются следующие:

Предмет договора – исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или обязательство по его передаче. При этом в договоре должны быть указаны характеристики отчуждаемого объекта и реквизиты, перечисленные в документе о регистрации (если данный объект подлежит государственной регистрации).

Стороны договора.

Условие о передаче исключительного права в полном объеме.

Условие о цене договора.

Условие о безвозмездности договора – если выплата вознаграждения правообладателю не предполагается.

Сроки и порядок расчетов.

По лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в определенных договором пределах (п. 1 ст. 1235 ГК РФ).

В отличие от договора об отчуждении исключительного права предыдущего договора по лицензионному договору передается не само исключительное право на результат интеллектуальной деятельности (или его часть), а только право использования этого результата. Исключительное право при этом по-прежнему остается у правообладателя, и он вправе передать его по договору об отчуждении или распорядиться им любым иным законным способом. При этом прекращения лицензионного договора не происходит: просто права лицензиара переходят к новому лицу (п. 7 ст. 1235 ГК РФ).

Сторонами лицензионного договора выступают лицензиар и лицензиат (п. 1 ст. 1235 ГК РФ). В отношении лицензионного договора также действуют правила о письменной форме и обязательной его регистрации (п. 2 ст. 1232, п. 2 ст. 1235 ГК РФ). Несоблюдение этих условий влечет недействительность лицензионного договора. Регистрации подлежат также и все изменения, вносимые в договор.

Однако в отличие от договора об отчуждении исключительного права, закон не устанавливает точный момент предоставления права пользования лицензиату. Поскольку к лицензионным договорам применяются общие правила ГК РФ о договорах и обязательствах (п. 2 ст. 1233 ГК РФ), попробуем определить момент возникновения у лицензиата права пользования результатом интеллектуальной деятельности.

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ). При этом договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 433 ГК РФ). Это означает, что стороны лицензионного договора вправе установить в нем конкретный момент, с которого лицензиат может пользоваться указанным результатом.

Данная тема возникла в связи с содержащейся в п. 1 ст. 1235 ГК РФ норме о том, что лицензиар вправе предоставлять лицензиату не только право пользования товарным знаком, но и обязательство по передаче этого права. В контексте данных рассуждений представляется, что момент наступления такого обязательства должен быть определен в договоре. Если же момент предоставления права на товарный знак в договоре не определен, лицензиат может начать использование товарного знака с момента регистрации договора.

В связи с этим возникает другой вопрос: вправе ли стороны приурочить начало использования результата интеллектуальной деятельности не к моменту регистрации договора, а к моменту его подписания? Такие случаи в практике не редкость.

Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к отношениям, возникшим до заключения договора (п. 2 ст. 425 ГК РФ). Правомерность действия данной нормы в отношении договоров, требующих обязательной регистрации, признавала не только судебная практика, но и финансовые органы страны, традиционно занимающие более "консервативную" позицию.

Так, Минфин России в письме от 12.07.2006 № 03-03-04/2/172 в отношении возможности налогового учета арендных платежей в целях исчисления налога на прибыль разъяснил, что в случае если в соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ условия договора распространены на период с момента передачи объекта аренды потенциальному арендатору, то арендные платежи по зарегистрированному договору принимаются в уменьшение налоговой базы по единому налогу с момента получения объекта в пользование.

По аналогии с договорами аренды, подлежащими государственной регистрации (а сходство этих двух конструкций очевидно), можно предположить, что при включении в лицензионный договор специальной ссылки о распространении его условий на период с момента предоставления прав на "интеллектуальный объект" лицензиату последний вправе пользоваться этим объектом вплоть до регистрации договора на законных основаниях. Условия лицензионного договора определены в статьях 1235-1237 ГК РФ.

К ним, в частности, относятся:

1. Предмет договора, который должен содержать (подп. 1 п. 6 ст. 1235 ГК РФ):

а) описание результата интеллектуальной деятельности, права пользования которым передаются;

б) указание номера и даты выдачи удостоверяющего документа (патента, свидетельства).

2. Указание сторон договора (лицензиар и лицензиат).

3. Пределы осуществления права пользования результата интеллектуальной деятельности (ч. 2 п. 1 ст. 1235 ГК РФ). Право пользования указанным результатом считается предоставленным исключительно в отношении тех прав и тех способов его осуществления, которые прямо поименованы в лицензионном договоре.

4. Способы использования "интеллектуального объекта" лицензиатом (ч. 2 п. 1, подп. 2 п. 6 ст. 1235 ГК РФ).

При отсутствии данных условий лицензионный договор должен считаться незаключенным.

5. Территория, на которой допускается использование (п. 3 ст. 1235 ГК РФ).

Если территория, на которой допускается использование "интеллектуального объекта", не определена, лицензиат вправе его использовать на всей территории РФ.

6. Срок действия договора (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).

Лицензионный договор может быть заключен лишь в пределах срока действия исключительного права на соответствующий объект. В случае прекращения исключительного права лицензионный договор также прекращается.

Если в самом лицензионным договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет.

7. Размер вознаграждения лицензиара и способы его уплаты (п. 5 ст. 1235 ГК РФ).

Как и в договоре об отчуждении исключительного права, при отсутствии в лицензионном договоре условия о размере вознаграждения договор считается незаключенным. При этом общие правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применяются. Но в отличие от договора отчуждения исключительного права, в лицензионном договоре может быть указан не конкретный размер вознаграждения, а способ его определения, например определенный процент от дохода и т.п.

Чаще всего вознаграждение выплачивается в виде роялти (периодических отчислений), паушальных (единовременных) платежей[50] и др.

8. Вид лицензионного договора (ст. 1236 ГК РФ).

ГК РФ предусмотрена возможность заключения лицензионных договоров двух видов:

а) простая (неисключительная) лицензия.

При неисключительной лицензии за лицензиаром сохраняется право выдачи лицензий другим лицам;

б) исключительная лицензия.

При предоставлении лицензиату исключительной лицензии лицензиар утрачивает право выдачи лицензий другим лицам.

Условие об исключительной лицензии должно быть прямо предусмотрено в лицензионном договоре. Если в лицензионном договоре не содержится каких-либо сведений о его виде, то по умолчанию предполагается передача простой (неисключительной) лицензии (п. 2 ст. 1236 ГК РФ). Допускается также включение в один лицензионный договор условий договоров разных видов.

Лицензиат обязан представлять лицензиару отчеты об использовании результата интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1237 ГК РФ), хотя договором стороны вправе и освободить лицензиата от этой обязанности. То есть данное условие является факультативным: при его отсутствии в договоре применяются нормы п. 1 ст. 1237 ГК РФ.

Лицензиар в течение всего срока действия лицензионного договора не вправе чинить препятствия лицензиату в нормальном использовании им товарного знака (п. 2 ст. 1237 ГК РФ). Из общих правил о лицензионном договоре в ГК РФ предусмотрен ряд исключений.

1. Предоставление принудительной лицензии – т.е. права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (ст. 1239 ГК РФ). Принудительная лицензия может быть предоставлена только судом по требованию заинтересованного лица и только в случаях, прямо предусмотренных ГК РФ.

2. Включение результата интеллектуальной деятельности в состав сложного объекта (ст. 1240 ГК РФ).

Иногда для создания сложного объекта интеллектуальных прав (кинофильма, мультимедийного продукта, единой технологии и т.п.) его создателю требуется получить права на использование других "интеллектуальных объектов". Например, при создании кинофильма нужен сценарий, музыка к кинофильму, художественное оформление и т.п. Все это – самостоятельные объекты авторских прав.

Для таких случаев существуют особые правила.

Если, например, создатель кинофильма (продюсер) заключит договоры со сценаристом, композиторами, художниками и т.п. для подготовки фильма, то по умолчанию они будут считаться договорами об отчуждении исключительного права (даже в том случае, если в них не будет специальной оговорки, предусмотренной п. 3 ст. 1233 ГК РФ).

Но стороны могут также заключить и лицензионный договор, сделав об этом указание в тексте договора (части 2, 3 п. 1 ст. 1240 ГК РФ). Такой договор имеет ряд особенностей:

- по общему правилу он заключается на весь срок и в отношении всей территории действия исключительного права (ч. 3 п. 1 ст. 1240 ГК РФ);

- условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны (п. 2 ст. 1240 ГК РФ).

За авторами отдельных "интеллектуальных объектов", входящих в сложный объект, сохраняется право авторства и другие личные неимущественные права (п. 3 ст. 1240 ГК РФ). При этом организатор сложного объекта вправе указывать свое имя или наименование при использовании этого объекта (п. 4 ст. 1240 ГК РФ).

Лицензиат в пределах срока действия лицензионного договора может передать право пользования "интеллектуальным объектом" третьим лицам по сублицензионному договору (ст. 1238 ГК РФ). Сторонами такого договора являются лицензиат и сублицензиат.

Сублицензионный договор может быть заключен только при наличии письменного согласия лицензиара. Данное разрешение может быть включено в виде отдельного пункта в лицензионный договор. Ответственной стороной перед правообладателем по сублицензионному договору выступает лицензиат (п. 4 ст. 1238 ГК РФ). Но лицензиат вправе переложить данную ответственность и на сублицензиата, включив соответствующее положение в лицензионный договор.

По сублицензионному договору сублицензиату могут быть предоставлены только те права, которыми наделен лицензиат по лицензионному договору. Во всем остальном к сублицензионному договору применяются правила о лицензионном договоре (п. 5 ст. 1238 ГК РФ).

В ГК РФ получила освещение и тема внедоговорного перехода исключительных прав. В соответствии со ст. 1241 ГК РФ переход исключительного права к другому лицу без заключения договора с правообладателем допускается только в случаях, прямо установленных в законе. В статье 1241 ГК РФ перечисляются случаи такого перехода.


Авторских прав

 

Об авторском праве

 

Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» вступила в силу 1 января 2008 г., заменив собой многие законодательные акты по вопросам интеллектуальной собственности. Новая часть ГК текстуально в значительной части повторяет положения уже действующих законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, в том числе положения Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

Однако имеется также ряд нововведений, которые, несомненно, окажут влияние на деятельность российских авторов и издателей.

По мнению ректора Российского государственного института интеллектуальной собственности, профессора Близнеца И.А. ряд предусмотренных в четвертой части ГК РФ нововведений может оказаться весьма полезным для авторов, иных правообладателей и других заинтересованных лиц – участников российского рынка авторских прав. Однако многие нововведения, предусмотренные ГК, оказались все же неотработанными, сырыми, не подкрепленными практикой.

Основные законодательные нововведения в сфере авторских прав, как представляется, могут быть условно объединены в следующие группы:

1. изменение правового регулирования договорных отношений в сфере авторского права;

2. существенная модификация положений о коллективном управлении авторскими и смежными правами;

3. совершенствование правовой охраны ряда новых видов объектов авторских прав;

4. усиление ответственности за нарушения авторских и смежных прав;

5. введение ряда новых положений, соблюдение которых на практике может оказаться весьма проблематичным.

Проанализируем каждый из этих разделов.

Прав

 

Каждое лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения, может защищать свои нарушенные или оспариваемые права, охраняемые законом интересы. Бесспорным правом на защиту обладают и владельцы объектов интеллектуальной собственности.

Поскольку права на объекты интеллектуальной собственности являются гражданскими правами, вопрос о применении мер защиты решает владелец этих прав, а не какой-либо государственный орган: гражданские права – есть частные права.

Защита авторских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Субъектами права на защиту являются, прежде всего, сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники.

При жизни автора, по общему правилу, только он сам или его уполномоченный представитель может выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых прав. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности. После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту их имущественных интересов. Если автор или его наследники по авторскому договору о передаче исключительных прав переуступили свои права на использование произведения пользователю, защита нарушенных прав возлагается на последнего. Однако если это лицо не осуществляет защиту нарушенных прав, автор или его наследники могут защищать их сами. Имущественные права авторов и обладателей смежных прав, которые передали полномочия на управление ими специально созданным для этого организациям, защищаются этими организациями.

Нарушителем авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований, установленных действующим авторским законодательством. Нарушение прав может произойти как в рамках авторского или иного договора, имеющего дело с творческим произведением или объектом смежного права, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены условия договора о передаче авторских и смежных прав, применяются санкции, предусмотренные договором. При внедоговорном нарушении, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты – юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т.п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских прав. По общему правилу, защита авторских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запрещенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.

Под способами защиты авторских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

В соответствии с п. 1 ст. 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

1) о признании права – к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, – к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3) о возмещении убытков – к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4) об изъятии материального носителя к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя – к нарушителю исключительного права.

Следует отметить, что согласно п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 №15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" (далее Постановление №15) выбор способа защиты принадлежит автору, обладателю смежных прав или иному обладателю исключительных прав.

Возмещение убытков, взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации представляют собой один из наиболее действенных способов защиты авторских и смежных прав. В данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь.

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

- в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

- в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

Кроме гражданско-правовых мер защиты, существует уголовная ответственность за нарушение авторских прав, предусмотренная в ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации. Поэтому, если автор считает, что нарушение его авторских прав носит особо опасный – преступный характер, то он вправе поставить вопрос о привлечении нарушителей к уголовной ответственности.

В силу ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) иск о защите авторского права и (или) смежных прав предъявляется в суд по месту жительства или по месту нахождения ответчика. Иски, вытекающие из авторских договоров, в которых указано место исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения договора (ч. 9 ст. 29 ГПК РФ).

Согласно п. 9 Постановления №15 примерами исполнения договора являются представление рукописи в редакцию, выплата гонорара, представление авторских экземпляров. Практика показывает, что при предъявлении требования о пресечении действий, нарушающих право, к лицу, совершающему такие действия, важно доказать наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности[52].

Так, арбитражный суд отказал издательскому дому в удовлетворении иска о запрещении выпускать в гражданский оборот книгу автора, изданную другим издательством, поскольку истец не доказал наличие у него исключительных авторских прав на произведение. Постановление Президиума ВАС РФ от 27.06.2006 №2039/06 по делу № А56-10018/2005

В соответствии с п. 17 Постановления №15 к исковым требованиям имущественного характера, например к взысканию гонорара по договору автора с пользователем, применяется общий срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ. Обобщение арбитражной практики показывает, что суды пресекают действия, нарушающие исключительные права правообладателя. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 №13421/05 по делу №А41-К1-5684/2004



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.084 с.)