Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связь и зависимость проблемы и темыСодержание книги Поиск на нашем сайте
Проблема - это научный или практический вопрос, требующий разрешения и допускающий различные его решения. Других определений проблемы нет, если не считать функций, которыми дополнительно нагружают это понятие литературоведы, разумеющие под термином "Единство темы и идеи, т.е. определенную сторону жизни в определенном ее идейном освещении." Конечно, некоторые "стороны жизни" встают перед художником как проблемы - вопросы, требующие своего разрешения, и конечно, они находят свое отражение в произведении художника только в определенном их идейном освещении, но сложение темы и идеи в нечто единое не может стать определением равнозначным проблеме. Такой знак равенства между темой, идеей и проблемой затушевывает, даже стирает их существенные различия. Во всех дальнейших рассуждениях мы будем пользоваться вышеприведенным определением проблемы. В определении темы мнения более разноречивы,и потому, прежде чем устанавливать связь и зависимость проблемы и темы, мы должны из имеющихся определений выбрать то, которое более других будет соответствовать нашим целям и задачам. В определении темы существуют три различных определения: ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ В общем определении тема выступает как "предмет повествования, то, о чем говорится в сочинении, докладе, лекции, т.е. то, что положено в их основу". В литературном определении тема - это "круг жизненных явлений, отображенный писателем или художником и освещенный им вхудожественном произведении. Тема произведения органически связана с его идеей" и т.д. Музыкальное определение будет нами рассмотрено особо. Существует еще одно определение темы: "тема - это идея, которая воплощается в образах". В данном определении литературоведа опираются на высказывание, взятое у М.Горького: "Тема - это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления. Не следует забывать, что в данном случае Горький не ставил целью дать своим высказываниям новое определение или по-новому раскрыть содержание термина "тема". Он имел в виду творческий процесс писателя и связывал свою мысль с зарождением тематического замысла, подразумевая под темой разработку определенного общественного вопроса.
Разъясняя сказанное, Горький говорил: "существуют так называемые "вечные темы": смерть, любовь, также другие, созданные обществом, построенным на индивидуализме; темы эти: ревность, месть, скупость и т.д." Этим разъяснением Горький возвращает нас к общему определению темы: "Тема - это предмет повествования". В литературном определении тема означает: "Круг жизненных явлений, отображенный писателем в произведении..." и т.д. При данном определении а понятие "круг" вкладывается условное значение, и если заменить понятие "круг" понятием "ряд", от такой замены сущность определения не изменится. Но тогда определение будет звучать так: "Тема - это ряд жизненных явлений". В драматургическом произведении явления, если только это не явления природа, подобные солнечному или лунному затмению, выступают в форме фактов и событий. В сюжете пьесы мы встречаем не явления, а события, которые отражают явления действительности и потому в нашем обиходе явление равнозначно событию. Тогда, говоря о пьесе, мы должны говорить: "тема - это ряд событий, отображенных писателем...". Но ряд событий и система событий в тех же источниках определяются как фабула. Таким образом, понятие "тема" сводится к понятию "фабула". Безусловно круг явлений, ряд событий, круг проблем могут лечь в основу фабулы и стать предметом повествования, но тогда мы опять приходим к общему определению: "тема - это предмет повествования,., то, о чем идет речь". А.И.Ревякин, пытаясь выйти из этого круга и найти компромиссное решение, пишет: "Тему художественного произведения будет правильнее определить в одних случаях как вопрос (проблема или круг проблем, объединенных ведущей проблемой), в других как явление, в третьих как предмет, отобранный, социально осознанный и воспроизведенный художественными средствами." В компромиссном определении Ревякина тема по существу тоже выступает как "предмет повествования, как то, что положено в основу произведения."
Все определения темы, освобожденные от дополнительных разъяснений, приводят нас к общему определению: "Тема - это предмет повествования, то, о чем говорится в сочинении... т.е. то, что положено в их основу." Выяснив общее определение темы, нам остается выяснить, что же может быть общим в основе любого драматургического произведения и какова общая сущность предмета повествования в драме. Рассмотрим еще одно - музыкальное определение темы: с нашей точки зрения, музыкальное определение темы наиболее полно и доступно раскрывает конкретное внутреннее содержание понятия темы как предмета повествования. "В музыке тема - это мотив, мелодическое построение. Разрабатываемая музыкальная мелодия, лежащая в основе композиции. В полифонической (многоголосном) произведении тема представляет мелодическое построение, переходящее из голоса в голос... крупные музыкальные произведения (соната, симфония), как правило, содержат несколько тем, обычно контрастирующих между собой, что связано с сопоставлением и развитием в произведении различных музыкальных образов". Становится очевидным, что в музыкальном полифоническом произведении сами голоса и мелодии, которые ведут эти голоса, являются отдельными темами к в своем мелодическом развитии составляют круг тем данного произведения, а главный голос, главная мелодия будет являться его главной темой. С точки зрения композиционного построения драма являет собой полифоническое произведение, где в развитии драматического действия, как и в мелодическом построении, переходящем из голоса в голос, звучат, сплетаются, сопоставляются, контрастируют и борются голоса или темы героев пьесы. В музыкальном определении темы мы находим убедительное подтверждение правильности выводов о том, что: При определении персональной темы героя в общем круге тем пьесы предметом рассмотрения будет его поведение, а мотивы и характер(мелодия)такого поведения будут определять его персональную тему в общем круге тем пьесы. В определении главной темы пьесы предметом рассмотрения будет линия действия главного героя, а предметом повествования - процесс борьбы героя за определенную идею. Теперь перед нами встала необходимость рассмотрения взаимосвязи и зависимости темы и проблемы. Источником творчества драматурга является реальная действительность, в которой любые противоречия существуют в форме понятий или идей, из которых одни являются отрицанием других (таково определение науки - логики). Перед обществом эти противоречия встают как проблемы или вопросы действительности, требующие своего разрешения. Проявляются эти противоречия и обнаруживают себя в действительной жизни только в определенных ситуациях при определенных событиях, когда создаются коллизии, которые вызывают столкновение этих противоречий, а точнее - сил, несущих эти понятия и идеи, отрицающие друг друга. Возникает процесс борьбы. Для большей наглядности предлагаем рассмотреть схему:
РЕАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Социальные сферы, в которых возникают Противоречия Жизненные коллизии и процесс борьбы (в схеме - ситуация и событие, вызвавшие столкновение), за которыми стоят проблемы и противоречия действительности, встают перед драматургом как вопросы, требующие своего отражения в художественной форме.
В этих жизненных ситуациях, в процессе столкновений и борьбы драматург черпает материал для своих произведений. Стремясь отразить проявление основных противоречий, драматург не может охватить в одном произведении все разнообразие жизненных явлений. Б тематическую основу произведения он берет только отдельные факты, события, отдельные аспекты процесса борьбы и человеческих взаимоотношений, одну какую-то часть вопросов, в которых наиболее ярко проявляются эти противоречия. В большинстве художественных произведений темой являются не сами противоречия и не сама проблема, а какая-то часть ее, отражающаяся в коллизии. Выбор фактов, событий, аспектов борьбы всегда связан со сверхзадачей драматурга, которая, в свою очередь, рождается от его эмоционально-эстетического отношения к действительности, от его мировоззрения и идеологических позиций. В зависимости от своего отношения он либо осуждает, либо утверждает эти явления. Тема произведения определяется замыслом драматурга, то, о чем и говорил М.Горький, называя тему идеей, требующей воплощения. Проблема диктует тему, но художественная тема возникает тогда, когда драматург производит целеустремленный отбор фактов, когда он ставит перед собой общую цель своей работы. Чем шире и глубже охвачен круг фактов, явлений, аспектов проблемы действительности в произведении, тем оно значительнее по своей социальной ценности. Таким образом, время рождает проблемы, на которые художник чутко реагирует и пытается обратить на них внимание общества. Проблема, нашедшая свое отражение в коллизии, в свою очередь, диктует художественную тему, а потому содержание главной темы пьесы должно вбирать в себя1 и отражать: а) с одной стороны, ту жизненную проблему и коллизию, которая стала предметом повествования в пьесе, б) с другой - тот процесс борьбы, которая развертывается в самой пьесе. Материалом для главной темы пьесы служат не сами основные противоречия и жизненные проблемы, которые обнаруживают себя в коллизиях действительности, а расстановка сил в столкновении этих противоречий, отношение людей к этим проблемам действительности и, самое главное, взаимоотношения людей в процессе борьбы за решение этих проблем. Эти взаимоотношения людей в процессе столкновений и отражает главная тема пьесы, расщепляясь на частные темы героев и материализуясь в их поступках. Главная тема пьесы теснейшим образом связана с фабулой, в ней развивается главная тема. Основой же фабулы является линия действия главного героя, она несет на себе главную тему, организует весь процесс борьбы, в котором материализуется главная тема.
Следовательно, предметом повествования пьесы (в большинстве случаев) будет являться движение главного героя через сюжетные перипетии и коллизии. Остается установить: является ли художественная тема решением жизненной проблемы, стоящей перед обществом или она отражает эту 'жизненную проблему и ставит ее на разрешение перед обществом? Только сама жизнь в ходе своего исторического развития может решить и решает все жизненные проблемы. А.П.Чехов в письме к Суворину - так отвечал на аналогичный вопрос: "Требуя от художника сознательного, отношения к работе, вы правы, но вы смешиваете два понятия: решения вопроса и правильная постановка вопроса. Только второе обязательно для художника. В "Анне Карениной" и в "Онегине" не решен ни один вопрос, но они Вас вполне удовлетворяют, потому только, что все вопросы поставлены в них правильно. Суд обязан ставить правильно вопросы, а решают пусть присяжные. В "Живом трупе" Л.Н.Толстой разрабатывает тему брака и любви. Но, как и все личные проблемы, эта тема связана со всей общественно-государственной и бытовой стороной жизни, являющейся в представлении Толстого основным источником личных драм отдельных людей. За судьбами Протасова, Лизы, Каренина, за их субъективными чувствами и желаниями стоят бездушные законы, понятия, обычаи времени. В пьесе Толстой ставит проблему поиска выхода из мучительных противоречий жизни, но не решает ее и в этом "нерешении" звучит обличение и приговор действительности. Понять связь жизненной проблемы с главной темой пьесы - это значит понять заинтересованность и взволнованность драматурга важной проблемой действительности, которая обнаруживает себя в характере и идейном содержании борьбы, развивающейся в сюжете пьесы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.108 (0.012 с.) |