Связь и зависимость проблемы и темы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь и зависимость проблемы и темы



 

Проблема - это научный или практический вопрос, требующий разрешения и допускающий различ­ные его решения.

Других определений проблемы нет, если не считать функций, которыми дополнительно нагружают это понятие литературоведы, разумеющие под термином "Единство темы и идеи, т.е. опреде­ленную сторону жизни в определенном ее идейном освещении."

Конечно, некоторые "стороны жизни" встают перед художни­ком как проблемы - вопросы, требующие своего разрешения, и конечно, они находят свое отражение в произведении художника только в определенном их идейном освещении, но сложение темы и идеи в нечто единое не может стать определением равнознач­ным проблеме. Такой знак равенства между темой, идеей и проб­лемой затушевывает, даже стирает их существенные различия.

Во всех дальнейших рассуждениях мы будем пользоваться вышеприведенным определением проблемы.

В определении темы мнения более разноречивы,и потому, прежде чем устанавливать связь и зависимость проблемы и те­мы, мы должны из имеющихся определений выбрать то, которое более других будет соответствовать нашим целям и задачам.

В определении темы существуют три различных определения:

ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРНОЕ

МУЗЫКАЛЬНОЕ

В общем определении тема выступает как "предмет повест­вования, то, о чем говорится в сочинении, докладе, лекции, т.е. то, что положено в их основу".

В литературном определении тема - это "круг жизненных явлений, отображенный писателем или художником и освещенный им вхудожественном произведении. Тема произведения органи­чески связана с его идеей" и т.д.

Музыкальное определение будет нами рассмотрено особо.

Существует еще одно определение темы: "тема - это идея, которая воплощается в образах". В данном определении литера­туроведа опираются на высказывание, взятое у М.Горького: "Тема - это идея, которая зародилась в опыте автора, под­сказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впеча­тлений еще неоформленно и, требуя воплощения в образах, воз­буждает в нем позыв к работе ее оформления.

Не следует забывать, что в данном случае Горький не ста­вил целью дать своим высказываниям новое определение или по-новому раскрыть содержание термина "тема". Он имел в виду творческий процесс писателя и связывал свою мысль с зарожде­нием тематического замысла, подразумевая под темой разработ­ку определенного общественного вопроса.

Разъясняя сказанное, Горький говорил: "существуют так называемые "вечные темы": смерть, любовь, также другие, со­зданные обществом, построенным на индивидуализме; темы эти: ревность, месть, скупость и т.д."

Этим разъяснением Горький возвращает нас к общему опреде­лению темы: "Тема - это предмет повествования".

В литературном определении тема означает: "Круг жизненных явлений, отображенный писателем в произведении..." и т.д.

При данном определении а понятие "круг" вкладывается ус­ловное значение, и если заменить понятие "круг" понятием "ряд", от такой замены сущность определения не изменится. Но тогда определение будет звучать так: "Тема - это ряд жизнен­ных явлений".

В драматургическом произведении явления, если только это не явления природа, подобные солнечному или лунному затмению, выступают в форме фактов и событий. В сюжете пьесы мы встречаем не явления, а события, которые отражают явления дейст­вительности и потому в нашем обиходе явление равнозначно со­бытию.

Тогда, говоря о пьесе, мы должны говорить: "тема - это ряд событий, отображенных писателем...". Но ряд событий и система событий в тех же источниках определяются как фабула. Таким образом, понятие "тема" сводится к понятию "фабула".

Безусловно круг явлений, ряд событий, круг проблем могут лечь в основу фабулы и стать предметом повествования, но то­гда мы опять приходим к общему определению: "тема - это пред­мет повествования,., то, о чем идет речь".

А.И.Ревякин, пытаясь выйти из этого круга и найти комп­ромиссное решение, пишет: "Тему художественного произведения будет правильнее определить в одних случаях как вопрос (про­блема или круг проблем, объединенных ведущей проблемой), в других как явление, в третьих как предмет, отобранный, соци­ально осознанный и воспроизведенный художественными средст­вами."

В компромиссном определении Ревякина тема по существу тоже выступает как "предмет повествования, как то, что поло­жено в основу произведения."

Все определения темы, освобожденные от дополнительных разъяснений, приводят нас к общему определению: "Тема - это предмет повествования, то, о чем говорится в сочинении... т.е. то, что положено в их основу."

Выяснив общее определение темы, нам остается выяснить, что же может быть общим в основе любого драматургического произведения и какова общая сущность предмета повествования в драме.

Рассмотрим еще одно - музыкальное определение темы: с нашей точки зрения, музыкальное определение темы наиболее пол­но и доступно раскрывает конкретное внутреннее содержание понятия темы как предмета повествования.

"В музыке тема - это мотив, мелодическое построение. Разрабатываемая музыкальная мелодия, лежащая в основе компо­зиции.

В полифонической (многоголосном) произведении тема пред­ставляет мелодическое построение, переходящее из голоса в голос... крупные музыкальные произведения (соната, симфония), как правило, содержат несколько тем, обычно контрастирующих между собой, что связано с сопоставлением и развитием в про­изведении различных музыкальных образов".

Становится очевидным, что в музыкальном полифоническом произведении сами голоса и мелодии, которые ведут эти голоса, являются отдельными темами к в своем мелодическом развитии составляют круг тем данного произведения, а главный голос, главная мелодия будет являться его главной темой.

С точки зрения композиционного построения драма являет собой полифоническое произведение, где в развитии драмати­ческого действия, как и в мелодическом построении, переходя­щем из голоса в голос, звучат, сплетаются, сопоставляются, контрастируют и борются голоса или темы героев пьесы.

В музыкальном определении темы мы находим убедительное подтверждение правильности выводов о том, что:

При определении персональной темы героя в общем круге тем пьесы предметом рассмотрения будет его поведение, а мо­тивы и характер(мелодия)такого поведения будут определять его персональную тему в общем круге тем пьесы.

В определении главной темы пьесы предметом рассмотрения будет линия действия главного героя, а предметом повест­вования - процесс борьбы героя за определенную идею.

Теперь перед нами встала необходимость рассмотрения вза­имосвязи и зависимости темы и проблемы.

Источником творчества драматурга является реальная дей­ствительность, в которой любые противоречия существуют в форме понятий или идей, из которых одни являются отрицанием других (таково определение науки - логики). Перед обществом эти противоречия встают как проблемы или вопросы действитель­ности, требующие своего разрешения.

Проявляются эти противоречия и обнаруживают себя в дейст­вительной жизни только в определенных ситуациях при определенных событиях, когда создаются коллизии, которые вызывают столкновение этих противоречий, а точнее - сил, несущих эти понятия и идеи, отрицающие друг друга. Возникает процесс борьбы. Для большей наглядности предлагаем рассмотреть схему:

 

 

РЕАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Социальные сферы, в которых возникают

Противоречия

Жизненные коллизии и процесс борьбы (в схеме - ситуация и событие, вызвавшие столкновение), за которыми стоят проб­лемы и противоречия действительности, встают перед драматур­гом как вопросы, требующие своего отражения в художественной форме.

В этих жизненных ситуациях, в процессе столкновений и борьбы драматург черпает материал для своих произведений.

Стремясь отразить проявление основных противоречий, дра­матург не может охватить в одном произведении все разнообра­зие жизненных явлений. Б тематическую основу произведения он берет только отдельные факты, события, отдельные аспекты про­цесса борьбы и человеческих взаимоотношений, одну какую-то часть вопросов, в которых наиболее ярко проявляются эти про­тиворечия.

В большинстве художественных произведений темой являются не сами противоречия и не сама проблема, а какая-то часть ее, отражающаяся в коллизии. Выбор фактов, событий, аспектов борьбы всегда связан со сверхзадачей драматурга, которая, в свою очередь, рождается от его эмоционально-эстетического отношения к действительности, от его мировоззрения и идео­логических позиций. В зависимости от своего отношения он ли­бо осуждает, либо утверждает эти явления.

Тема произведения определяется замыслом драматурга, то, о чем и говорил М.Горький, называя тему идеей, требующей во­площения.

Проблема диктует тему, но художественная тема возникает тогда, когда драматург производит целеустремленный отбор фактов, когда он ставит перед собой общую цель своей работы.

Чем шире и глубже охвачен круг фактов, явлений, аспектов проблемы действительности в произведении, тем оно значитель­нее по своей социальной ценности.

Таким образом, время рождает проблемы, на которые худож­ник чутко реагирует и пытается обратить на них внимание об­щества. Проблема, нашедшая свое отражение в коллизии, в свою очередь, диктует художественную тему, а потому содержание главной темы пьесы должно вбирать в себя1 и отражать:

а) с одной стороны, ту жизненную проблему и коллизию, которая стала предметом повествования в пьесе,

б) с другой - тот процесс борьбы, которая развертывается в самой пьесе.

Материалом для главной темы пьесы служат не сами основ­ные противоречия и жизненные проблемы, которые обнаруживают себя в коллизиях действительности, а расстановка сил в столкновении этих противоречий, отношение людей к этим про­блемам действительности и, самое главное, взаимоотношения людей в процессе борьбы за решение этих проблем.

Эти взаимоотношения людей в процессе столкновений и от­ражает главная тема пьесы, расщепляясь на частные темы ге­роев и материализуясь в их поступках.

Главная тема пьесы теснейшим образом связана с фабулой, в ней развивается главная тема. Основой же фабулы является линия действия главного героя, она несет на себе главную те­му, организует весь процесс борьбы, в котором материализует­ся главная тема.

Следовательно, предметом повествования пьесы (в большин­стве случаев) будет являться движение главного героя через сюжетные перипетии и коллизии.

Остается установить: является ли художественная тема ре­шением жизненной проблемы, стоящей перед обществом или она отражает эту 'жизненную проблему и ставит ее на разрешение перед обществом?

Только сама жизнь в ходе своего исторического развития может решить и решает все жизненные проблемы.

А.П.Чехов в письме к Суворину - так отвечал на аналогичный вопрос: "Требуя от художника сознательного, отношения к работе, вы правы, но вы смешиваете два понятия: решения вопроса и правильная постановка вопроса. Только второе обязательно для художника. В "Анне Карениной" и в "Онегине" не решен ни один вопрос, но они Вас вполне удовлетворяют, потому только, что все вопросы поставлены в них правильно. Суд обязан ставить правильно вопросы, а решают пусть присяжные.

В "Живом трупе" Л.Н.Толстой разрабатывает тему брака и любви. Но, как и все личные проблемы, эта тема связана со всей общественно-государственной и бытовой стороной жизни, являющейся в представлении Толстого основным источником лич­ных драм отдельных людей. За судьбами Протасова, Лизы, Каренина, за их субъективными чувствами и желаниями стоят без­душные законы, понятия, обычаи времени. В пьесе Толстой ста­вит проблему поиска выхода из мучительных противоречий жиз­ни, но не решает ее и в этом "нерешении" звучит обличение и приговор действительности.

Понять связь жизненной проблемы с главной темой пьесы - это значит понять заинтересованность и взволнованность дра­матурга важной проблемой действительности, которая обнаружи­вает себя в характере и идейном содержании борьбы, развиваю­щейся в сюжете пьесы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.014 с.)