Сверхзадача, Сквозное действие и основная черта характера героя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сверхзадача, Сквозное действие и основная черта характера героя



 

Определить характер персонажа - это зна­чит исследовать ха­рактер его поступков и действий, определить основные мотивы (причины и цели) его поведения. Основной задачей режиссера на всех этапах анализа пьесы остается задача - раскрыть и понять, на основании ка­ких психологических данных герои совершают свои поступки, почему они поступают именно так, а не иначе, почему они вы­бирают именно такие средства для достижения своих целей, а не другие.

Каждый персонаж в его действиях и поступках движим своей идеей. Во имя этой идеи он осуществляет все действия. Эта идея толкает его на определенные поступки. Идея любого пер­сонажа находится в прямой зависимости от его потребностей, желаний. Жизненно важная потребность определяет цель, за­ставляет человека активно действовать и направлять его по­ступки к этой цели.

Иными словами, осмысленная потребность моделируется в цель, которая становится ведущей целью или идеей в жизни данного персонажа. Эту осмысленную потребность, ставшую ве­дущей идеей в жизни персонажа, в нашем обиходе мы называем сверхзадачей героя.

Кроме различных причин и целей у персонажей пьесы раз­личны способы и средства достижения этих целей. Выбор средств и способов для их достижения зависит от взаимоотношений че­ловека с окружающей средой, от его положения в обществе. В выборе способов и средств проявляется внутренняя сущность характера героя. Следовательно, в характере поступков и действий наиболее отчетливо выступает сущность характера героя.

Извлекая из схемы развития драматического действия для рассмотрения и систематизация поступки персонажей, режиссер должен проделать следующую работу:

1. Тщательно сопоставить и оценить причины и цели всех поступков героя.

2. Оценить характер и способы действий героя.

3. Оценить условия и ситуации, в которых герой вынужден действовать.

4. Выявить отношение героя к происходящий событиям.

5. Выявить и оценить взаимоотношения героя с другими персонажами.

Для этого режиссеру понадобится сделать подробные выпис­ки из текста пьесы о том, что говорят и как характеризуют героя:

а) автор,

б) сам герой,

в) другие персонажи.

Исследуя и подвергая оценке весь собранный материал, ре­жиссер постепенно будет делать выводы и определять сущность каждого образа. Собранный материал будет служить доказа­тельством правильности его выводов и решений.

Итогом данного этапа работы должна быть объективная ха­рактеристика каждого героя с определением ответов на вопро­сы:

1. Цель поступков героя.

2. Сверхзадача героя.

3. Сквозное действие героя.

4. Основная черта характера героя.

Только в совокупности этих элементов лежит возможность определить сущность характера персонажа и проследить путь его роста и становления в пьесе.

Точные и четкие формулировки ответов на эти вопросы появятся не сразу. Важно, что на данном этапе режиссер по­ставит перед собой эту систему вопросов. Ответы будут ис­каться и уточняться постепенно. Весь процесс дальнейшего анализа будет помогать завершению этого раздела работы.

 

КОНФЛИКТ – ПРОЦЕСС БОРЬБЫ, ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Художественная идея пьесы, как мы говорили выше, материализуется в ее драматической действии; драматическое действие - это сложный процесс борьбы, про­цесс развивавшегося конфликта.

Борьбу в пьесе ведут определенные силы. В основе их борьбы лежат скрытые причины - мотивы юс поступков, а за частной борьбой скрываются важные жизненные противоречия (общественно-социальные, политические и т.д.).

В связи с этим перед режиссером встает ряд сложных во­просов: как определять и рассматривать конфликт вообще и драматический - в частности? Есть ли между ними разница?

Мы знаем, что основной задачей любого вида искусства является задача исследовать своими методами противоречия жизни. Драматургия, как вид искусства, тоже отражает жизнь и тоже исследует жизненные конфликты.

Источники драматических конфликтов лежат в противоречиях самой действительности.

Однако марксистско-ленинская эстетика не отождествляет понятия "жизненный конфликт" и "конфликт драматический".

Согласно ленинской теории отражения реальные жизненны противоречия не зеркально отражаются в сознании художника а воспринимаются и осмысливаются каждым художником по-своему, в соответствии с его мировоззрением, жизненным опытом комплексом индивидуальных психических особенностей. Благодаря этому каждое произведение несет на себе печать своего творца.

В каждом отдельном произведении форма драматического конфликта определяется характером социальных противоречий, отражаемых в данном произведении и материализуется через борьбу конкретных героев, которая развертывается в драматическом действии.

В одном случае это может быть конфликт героя с другими силами; за поступками героя и ответными поступками противодействующих ему, открывается борение идей, нравственных норм, отношений к жизни. Через борьбу индивидуальностей, в образах действующих лиц, в их поступках, раскрывается картина социальной борьбы.

Но конструкция драмы по принципу "действие - противодей­ствие" не является правилом и единственной формой драмати­ческого конфликта.

Иногда конфликт может происходить внутри самого героя - в его душе, сознании. В основе драматического действия может лежать кризис характера, ведущий к нравственному слому, перерождение, даже к жизненной катастрофе.

Драма, разыгрывающаяся в душе человека, впечатляет не менее сильно, чем самое отчаянное столкновение враждующих сторон.

"Драматическое в собственном смысле, - отмечал Гегель, - есть высказывание индивидов в борьбе их интересов и в раз­ладе характеров и страстей этих индивидов."

Внутренняя борьба героя может стать конфликтной основой драмы, но может занять в развитии конфликта и подчиненное место, эта борьба может иссякнуть на определенном этапе, и тогда герой, разрешив свои психологическую коллизию, отда­ется преодолению внешних препятствий.

При всем разнообразии форм драматических конфликтов в разных произведениях драматический конфликт, даже если он происходит в душе одного героя, - это процесс борьбы двух противоположных сил, движимых различными потребностями и идеями; борьба возникает тогда, когда эти силы направлены на один предмет, который может лежать в различных сферах; процесс этой борьбы протекает только в определенных ситуа­циях и вспыхивает вследствие событий, когда создается дра­матическая коллизия.

Процесс развивающегося конфликта в драме является отра­жением определенных жизненных противоречий.

Анализируя конфликт пьесы как сложный процесс борьбы, режиссер должен стремиться не к формулировке его, а к рас­крытию сущности этого процесса. Он должен рассмотреть и со­поставить основные элементы драматического конфликта» Иными словами, он должен определить:

I. Предмет и тему борьбы.

2. Сферы борьбы и основные противоречия, которые отраже­ны в данном драматическом конфликте.

3. Расстановку сил, ведущих борьбу в пьесе.

4. Форму и жанровый характер конфликта.

Поиски ответов на эти вопросы принесут больше пользы в понимании сущности конфликта произведения, чем попытки сфор­мулировать в одной фразе сущность происходящей борьбы.

 

ПРЕДМЕТ И СУЩНОСТЬ БОРЬБЫ

 

Действие драмы в большинстве случаев реализуется в словесных воздействиях персонажей друг на друга. Определить и понять взаимодействие персонажей - зна­чит вскрыть текст и обнаружить предмет и тему их борьбы.

За поступками героя, вызывающими ответные поступки его противников, открывается борение идей, нравственных норм, отношений к жизни, что выражается в частных столкновениях персонажей по конкретному поводу в ходе достижения конкрет­ных целей.

В каждой сцене ведет действие и является инициатором борьбы кто-то один. "Определение того, кому в борьбе принад­лежит инициатива (в жизни, в пьесе, в спектакле, в отдельной сцене), - говорит П.М.Ершов, - ведет к ясности предмета и темы борьбы, а далее - к уяснению конкретного содержания развивающихся событий и поведения каждого участвующего в них."

Конкретная борьба происходит только тогда, когда кто-то активно наступает, а чаще всего борющиеся наступают пооче­редно.

Иногда предмет борьбы в той или иной сцене обнаруживает­ся сразу и не требует усилий в его определении.

В "Мертвых душах" Гоголя, в сцене Чичикова и Коробочки, предмет и тема борьбы выступают сразу: мертвые души, кото­рые есть у Коробочки и которые хочет купить Чичиков, - это предмет борьбы. Сложность сцены состоит в том, что тупоголо­вая Коробочка упорствует, боится продешевить в продаже. На этом строится процесс борьбы в сцене.

Но чаще предает и теку борьбы определять бывает сложно, особенно тогда, когда предмет лежит в сфере духовной, иде­альной.

"Среди предметов борьбы, - говорит П.М.Ершов, - можно различать откровенно материальные и столь же бесспорно идеальные, духовные. Но такое разделение верно лишь как относи­тельное и упрощенное. В действительности в самых, казалось бы, очевидно материальных предметах содержится нечто более или менее определенное идеальное, духовное, а самые, каза­лось бы, идеальные интересы и предметы борьбы практически выступают как материальные» Таким образом, любой предмет имеет как бы две стороны - материальную и идеальную."1'

Духовно-идеальным предметом борьбы может быть борьба за изменение взаимоотношений персонажей, когда один из них хо­чет изменить к себе отношение другого. К этому же разряду предметов борьбы можно отнести желание героя возвысить се­бя, утвердить свое превосходство. Бывают случаи, когда пер­сонаж добивается сближения с партнером или, наоборот, укло­няется от сближения. Это часто бывает в любовных сценах.

Таким же предметом борьбы может быть сознание и воля партнера, когда один пытается в чем-то убедить другого, разъясняет и обосновывает свои доводы, или пытается подчи­нить своей воле поступки другого, но партнер противодейст­вует этому.

В "Иркутской истории" А.Арбузова Сергей пытается воздей­ствовать на сознание Валентины, которая целиком посвятив се­бя детям и домашним делам, перестала думать об общественной полезности и нужности человека.

Здесь предметом борьбы является сознание Валентины. Сер­гей пытается помочь ей в выборе новой цели в жизни, или, как мы говорим, в формировании новой сверхзадачи. Сфера борьбы - духовно-психологическая. В этой сфере и возникает конфликт­ная ситуация.

Предмет борьбы - это то, о чем идет речь в данном "кус­ке", сцене; то единое, чем фактически занимаются борющиеся, хотя мотивы и стремления их различны.

Когда автору нужно усложнить предмет борьбы и выразить его идеальную сторону, он отдаляет цели персонажей. Когда борьбу нужно обострить и обнаружить, он приближает и конкре­тизирует предмет борьбы. Так, в сцене Чичикова и Коробочки предмет борьбы - мертвые души, он конкретен и лежит в самой сцене как цель материальная. В сцене Сергея и Валентины предмет борьбы - цель жизни и смысл ее - предмет удален, он находится в будущем Валентины, он идеален.

Определяя предмет и тему борьбы от эпизода к эпизоду, от сцены к сцене, от акта к акту, режиссер путем сопоставления должен затем определить главный предмет борьбы во всей пье­се.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.016 с.)