Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сверхзадача, Сквозное действие и основная черта характера герояСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Определить характер персонажа - это значит исследовать характер его поступков и действий, определить основные мотивы (причины и цели) его поведения. Основной задачей режиссера на всех этапах анализа пьесы остается задача - раскрыть и понять, на основании каких психологических данных герои совершают свои поступки, почему они поступают именно так, а не иначе, почему они выбирают именно такие средства для достижения своих целей, а не другие. Каждый персонаж в его действиях и поступках движим своей идеей. Во имя этой идеи он осуществляет все действия. Эта идея толкает его на определенные поступки. Идея любого персонажа находится в прямой зависимости от его потребностей, желаний. Жизненно важная потребность определяет цель, заставляет человека активно действовать и направлять его поступки к этой цели. Иными словами, осмысленная потребность моделируется в цель, которая становится ведущей целью или идеей в жизни данного персонажа. Эту осмысленную потребность, ставшую ведущей идеей в жизни персонажа, в нашем обиходе мы называем сверхзадачей героя. Кроме различных причин и целей у персонажей пьесы различны способы и средства достижения этих целей. Выбор средств и способов для их достижения зависит от взаимоотношений человека с окружающей средой, от его положения в обществе. В выборе способов и средств проявляется внутренняя сущность характера героя. Следовательно, в характере поступков и действий наиболее отчетливо выступает сущность характера героя. Извлекая из схемы развития драматического действия для рассмотрения и систематизация поступки персонажей, режиссер должен проделать следующую работу: 1. Тщательно сопоставить и оценить причины и цели всех поступков героя. 2. Оценить характер и способы действий героя. 3. Оценить условия и ситуации, в которых герой вынужден действовать. 4. Выявить отношение героя к происходящий событиям. 5. Выявить и оценить взаимоотношения героя с другими персонажами. Для этого режиссеру понадобится сделать подробные выписки из текста пьесы о том, что говорят и как характеризуют героя: а) автор, б) сам герой, в) другие персонажи. Исследуя и подвергая оценке весь собранный материал, режиссер постепенно будет делать выводы и определять сущность каждого образа. Собранный материал будет служить доказательством правильности его выводов и решений.
Итогом данного этапа работы должна быть объективная характеристика каждого героя с определением ответов на вопросы: 1. Цель поступков героя. 2. Сверхзадача героя. 3. Сквозное действие героя. 4. Основная черта характера героя. Только в совокупности этих элементов лежит возможность определить сущность характера персонажа и проследить путь его роста и становления в пьесе. Точные и четкие формулировки ответов на эти вопросы появятся не сразу. Важно, что на данном этапе режиссер поставит перед собой эту систему вопросов. Ответы будут искаться и уточняться постепенно. Весь процесс дальнейшего анализа будет помогать завершению этого раздела работы.
КОНФЛИКТ – ПРОЦЕСС БОРЬБЫ, ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Художественная идея пьесы, как мы говорили выше, материализуется в ее драматической действии; драматическое действие - это сложный процесс борьбы, процесс развивавшегося конфликта. Борьбу в пьесе ведут определенные силы. В основе их борьбы лежат скрытые причины - мотивы юс поступков, а за частной борьбой скрываются важные жизненные противоречия (общественно-социальные, политические и т.д.). В связи с этим перед режиссером встает ряд сложных вопросов: как определять и рассматривать конфликт вообще и драматический - в частности? Есть ли между ними разница? Мы знаем, что основной задачей любого вида искусства является задача исследовать своими методами противоречия жизни. Драматургия, как вид искусства, тоже отражает жизнь и тоже исследует жизненные конфликты. Источники драматических конфликтов лежат в противоречиях самой действительности. Однако марксистско-ленинская эстетика не отождествляет понятия "жизненный конфликт" и "конфликт драматический". Согласно ленинской теории отражения реальные жизненны противоречия не зеркально отражаются в сознании художника а воспринимаются и осмысливаются каждым художником по-своему, в соответствии с его мировоззрением, жизненным опытом комплексом индивидуальных психических особенностей. Благодаря этому каждое произведение несет на себе печать своего творца.
В каждом отдельном произведении форма драматического конфликта определяется характером социальных противоречий, отражаемых в данном произведении и материализуется через борьбу конкретных героев, которая развертывается в драматическом действии. В одном случае это может быть конфликт героя с другими силами; за поступками героя и ответными поступками противодействующих ему, открывается борение идей, нравственных норм, отношений к жизни. Через борьбу индивидуальностей, в образах действующих лиц, в их поступках, раскрывается картина социальной борьбы. Но конструкция драмы по принципу "действие - противодействие" не является правилом и единственной формой драматического конфликта. Иногда конфликт может происходить внутри самого героя - в его душе, сознании. В основе драматического действия может лежать кризис характера, ведущий к нравственному слому, перерождение, даже к жизненной катастрофе. Драма, разыгрывающаяся в душе человека, впечатляет не менее сильно, чем самое отчаянное столкновение враждующих сторон. "Драматическое в собственном смысле, - отмечал Гегель, - есть высказывание индивидов в борьбе их интересов и в разладе характеров и страстей этих индивидов." Внутренняя борьба героя может стать конфликтной основой драмы, но может занять в развитии конфликта и подчиненное место, эта борьба может иссякнуть на определенном этапе, и тогда герой, разрешив свои психологическую коллизию, отдается преодолению внешних препятствий. При всем разнообразии форм драматических конфликтов в разных произведениях драматический конфликт, даже если он происходит в душе одного героя, - это процесс борьбы двух противоположных сил, движимых различными потребностями и идеями; борьба возникает тогда, когда эти силы направлены на один предмет, который может лежать в различных сферах; процесс этой борьбы протекает только в определенных ситуациях и вспыхивает вследствие событий, когда создается драматическая коллизия. Процесс развивающегося конфликта в драме является отражением определенных жизненных противоречий. Анализируя конфликт пьесы как сложный процесс борьбы, режиссер должен стремиться не к формулировке его, а к раскрытию сущности этого процесса. Он должен рассмотреть и сопоставить основные элементы драматического конфликта» Иными словами, он должен определить: I. Предмет и тему борьбы. 2. Сферы борьбы и основные противоречия, которые отражены в данном драматическом конфликте. 3. Расстановку сил, ведущих борьбу в пьесе. 4. Форму и жанровый характер конфликта. Поиски ответов на эти вопросы принесут больше пользы в понимании сущности конфликта произведения, чем попытки сформулировать в одной фразе сущность происходящей борьбы.
ПРЕДМЕТ И СУЩНОСТЬ БОРЬБЫ
Действие драмы в большинстве случаев реализуется в словесных воздействиях персонажей друг на друга. Определить и понять взаимодействие персонажей - значит вскрыть текст и обнаружить предмет и тему их борьбы. За поступками героя, вызывающими ответные поступки его противников, открывается борение идей, нравственных норм, отношений к жизни, что выражается в частных столкновениях персонажей по конкретному поводу в ходе достижения конкретных целей.
В каждой сцене ведет действие и является инициатором борьбы кто-то один. "Определение того, кому в борьбе принадлежит инициатива (в жизни, в пьесе, в спектакле, в отдельной сцене), - говорит П.М.Ершов, - ведет к ясности предмета и темы борьбы, а далее - к уяснению конкретного содержания развивающихся событий и поведения каждого участвующего в них." Конкретная борьба происходит только тогда, когда кто-то активно наступает, а чаще всего борющиеся наступают поочередно. Иногда предмет борьбы в той или иной сцене обнаруживается сразу и не требует усилий в его определении. В "Мертвых душах" Гоголя, в сцене Чичикова и Коробочки, предмет и тема борьбы выступают сразу: мертвые души, которые есть у Коробочки и которые хочет купить Чичиков, - это предмет борьбы. Сложность сцены состоит в том, что тупоголовая Коробочка упорствует, боится продешевить в продаже. На этом строится процесс борьбы в сцене. Но чаще предает и теку борьбы определять бывает сложно, особенно тогда, когда предмет лежит в сфере духовной, идеальной. "Среди предметов борьбы, - говорит П.М.Ершов, - можно различать откровенно материальные и столь же бесспорно идеальные, духовные. Но такое разделение верно лишь как относительное и упрощенное. В действительности в самых, казалось бы, очевидно материальных предметах содержится нечто более или менее определенное идеальное, духовное, а самые, казалось бы, идеальные интересы и предметы борьбы практически выступают как материальные» Таким образом, любой предмет имеет как бы две стороны - материальную и идеальную."1' Духовно-идеальным предметом борьбы может быть борьба за изменение взаимоотношений персонажей, когда один из них хочет изменить к себе отношение другого. К этому же разряду предметов борьбы можно отнести желание героя возвысить себя, утвердить свое превосходство. Бывают случаи, когда персонаж добивается сближения с партнером или, наоборот, уклоняется от сближения. Это часто бывает в любовных сценах. Таким же предметом борьбы может быть сознание и воля партнера, когда один пытается в чем-то убедить другого, разъясняет и обосновывает свои доводы, или пытается подчинить своей воле поступки другого, но партнер противодействует этому. В "Иркутской истории" А.Арбузова Сергей пытается воздействовать на сознание Валентины, которая целиком посвятив себя детям и домашним делам, перестала думать об общественной полезности и нужности человека. Здесь предметом борьбы является сознание Валентины. Сергей пытается помочь ей в выборе новой цели в жизни, или, как мы говорим, в формировании новой сверхзадачи. Сфера борьбы - духовно-психологическая. В этой сфере и возникает конфликтная ситуация.
Предмет борьбы - это то, о чем идет речь в данном "куске", сцене; то единое, чем фактически занимаются борющиеся, хотя мотивы и стремления их различны. Когда автору нужно усложнить предмет борьбы и выразить его идеальную сторону, он отдаляет цели персонажей. Когда борьбу нужно обострить и обнаружить, он приближает и конкретизирует предмет борьбы. Так, в сцене Чичикова и Коробочки предмет борьбы - мертвые души, он конкретен и лежит в самой сцене как цель материальная. В сцене Сергея и Валентины предмет борьбы - цель жизни и смысл ее - предмет удален, он находится в будущем Валентины, он идеален. Определяя предмет и тему борьбы от эпизода к эпизоду, от сцены к сцене, от акта к акту, режиссер путем сопоставления должен затем определить главный предмет борьбы во всей пьесе.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.251 (0.008 с.) |