Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идейная сущность и основная идея драмы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В произведении все подчинено основной идее или, как мы говорим, сверхзадаче, и все делается во имя этой идеи. "Для нашего времена, для советской драматургии и театра среди множества признаков, определяющих настоящее произведение искусства, - говорил А.Д.Попов, - есть один наиболее верный, по которому трудно ошибиться в оценке качества нашего искусства, - это четко и ясно выступающая сверхзадача советского художника, его эмоциональная страстность, выраженная в самом произведении". Под сверхзадачей художника в данном случае следует понимать идею или главную мысль, выраженную в художественном произведении. "Идеологическое "миросозерцание" писателя существует, конечно, как и у других людей, и вне его художественного творчества, - говорит Г.Н.Поспелов. - Но только в содержании последнего оно приобретает свое собственное специфическое выражение и свою специфическую концептуальность". ' Идея - научный термин, одна из основных научных категорий философии, которая является предметом извечного спора между идеализмом и материализмом. Эстетика и литературоведение заимствовали этот термин у философов и в различных случаях толкуют его по-разному. Не проводя глубокий анализ определения идеи как философской категории, отметим только, что философы различных времен по-разному решали вопросы отношения бытия и сознания и по-разному толковали сущность философского определения идеи. Греческий философ Платон различал в процессе познания действительности три формы: представления, понятия и идеи. Представления, по Платону, отражают в чувственных восприятиях "изменчивые моменты бытия". Понятия - "отвлекают" от представлений то, что есть в них "общего". И только идея соответствует общему содержанию истинного понятия; идея суть "истинно сущее", она - "прототип" или "образ вещи". Развивая мысль Платона о том, что понятия "отвлекают от представлений то, что есть в них общего", Кант в своем трансцендентальном методе познания обозначил термином "идея" понятие, которое не имеет соответствующего ему предмета в опыте и выдвинул три основных идеи бытия: идею бога, идею бессмертия души и идею свободы воли. Гегель в "Науке логики", оппонируя кантовой теории, рассматривал идею как умопостигаемую и вечную сущность предмета, в противоположность чувственному, "преходящему" явлению, тоже определял ее как "истинно сущее", которое существует "в себе", в своем "инобытии." как природа и "для себя" как дух. Он свел идею к "абсолютному понятию". Но у Гегеля, в отличие от Платона, идея есть нечто подвижное, развивающееся в логическом процессе. В.И.Ленин в "Философских тетрадях", рассматривая основные логические суждения Гегеля, спорившего с Кантом, перевел эти суждения на основы диалектического материализма и так раскрыл сущность понятия идеи: "Идея есть познание и стремление (хотение человека)"... и только процесс "познания и действия превращает абстрактные понятия в законченную объективность". Рассматривая далее гегелевскую "Практику в теории познания", Лениносветил две стороны идеи: теоретическую как субъективное познание объективного мира и практическую - понятие в действии"... т.е. что мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его. Других определений идеи в марксистско-ленинской философии не существует. В ленинском определении идеи мы находим философское подтверждение правильности догадки К.С.Станиславского о том, что "идея - это "хотение" в действии",и справедливости замены понятия "идея" понятием "сверхзадача"; ленинское определение идеи как нельзя более соответствует нашим задачам и целям в анализе произведения. Выше мы установили, что вся система действий в пьесе отражает основные противоречия действительности, следовательно, в процессе столкновения и борьбы персонажей в пьесе эти противоречия или две противостоящие друг другу идеи организуют и объединяют героев пьесы в группы действующих и противодействующих или контрдействующих. Каждая из этих двух групп движима своей идеей, сверхзадачей. Из этих двух противоборствующих идей главенствующей будет та, которая лежит в основе главной темы, т.е. идея, развивающаяся в главной теме. Таким образом, определяя сверхзадачи действующей и контрдействующей групп, мы вскрываем идейную сущность пьесы и обнаруживаем ее идейное содержание. Но у драматурга в процессе создания пьесы также была своя идея, та, что мы называем сверхзадачей художника, и эта идея расщепилась в борьбе двух борющихся групп, затем во множестве сверхзадач персонажей. Но за всеми поступками всех персонажей лежит основная художественная идея драматурга, которая нашла отражение в выборе фактов, событий и в построении основного конфликта пьесы. "Толстой велик, - говорил В.И.Ленин, - как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России. Толстой оригинален, ибо совокупность его взглядов, взятых, как целое, выражает как раз особенности нашей революции, как крестьянской буржуазной революции." Идея драматурга содержит в себе его эмоциональное и мировоззренческое отношение к обещаемой действительности, его "хотение", его стремление утвердить или осудить в содержании пьесы положения реальной действительности. Классики марксизма-ленинизма не решали задачи дать определение художественной идеи как категории философской и эстетической и потому мы обратились к общепринятым определениям художественной идеи. В эстетике к литературоведении художественная идея определяется в Ш1роком смысле как понятие, "представление о предмете или явлении, отражающее действительность в сознании художника и выражающее его отношение к ней, к? к главная мысль художественною произведения, искусства. Боясь идейно-тематического обеднения сущности произведения, А.И.Ревякин утверждает: "Необходимо четко разграничивать главную мысль и идейный смысл художественного произведения. Главную мысль стихотворения Некрасова "Железная дорога" можно сформулировать, например, так: утвердение обездоленного, бесправного трудового народа как творца всех материальных и духовных ценностей и вера в конечную победу его правды. Раскрывая все идейное богатство этого стихотворения, необходимо указать, что Некрасов противопоставляет красоту родного края, его природы безобразию господствующих тогда социальных отношений, при которых большинство было обречено на непосильный труд, голод и холод, призывает к уважению народа и его труда и высказывает горячую веру в то, что несправедливый порядок будет разрушен народом, который "широкую, ясную, грудью дорогу проложит себе". А.И.Ревякин прав: идейная сущность произведения должна быть определена широко и полнокровно. Но в приводимом примере оба определения разными словами выражают одну сущность. С другой стороны, нельзя подменять определение основной идеи пересказом содержания произведения. В любом пересказе не может быть сформулировано отношение автора к фактам действительности и четко определена его философская концепция. Если выбирать из предложенного А.И.Ревякиным деления основной идеи на главную мысль и идейный смысл произведения, то для нас предпочтительнее определение основной идеи как главной мысли произведения. В определении главной мысли произведения важно утверждение или отрицание (осуждение) тех или иных фактов действительности автором. Главная мысль произведения не всегда легко себя обнаруживает. В виде морали она существует только в басне. Восприятие идеи большей частью происходит неосознанно, но чувственно и эмоционально. Идея произведения непроизвольно входит в наше сознание и живет там иногда в виде возмущения или протеста, иногда - как восторг или радость, иногда - как удовлетворение или потребность найти, хотя бы умозрительно, выход из положения за того героя, который вызвал наши симпатии и с которым мы сопереживали все события и перипетии сюжета пьесы. Основная идея пьесы, ее главная мысль должна определяться нами как взгляд драматурга на явления действительности, которые отражены в пьесе, как его отношение и оценка этих явлений. В любом произведении главная мысль выступает как организующее начало произведения и вытекает как вывод из развития главной темы, так как главная тема является носителем основной идеи и потому в определении основной идеи должна выступать органическая связь ее с главной темой. Вернемся к итогам анализа "Мещанской свадьбы" Б.Брехта и "Бориса Годунова" А.С.Пушкина, который был проведен индуктивным методом, рассмотрим определения главной темы и попытаемся сделать выводы об идейной сущности этих произведений. Б.БРЕХТ. "МЕЩАНСКАЯ СВАДЬБА" Главная тема определена как столкновение молодых сил с предрассудками, традициями, обрядами и обычаями мещанского общества, которые становятся, никчемными и вредными, обременяют свободу, когда соблюдаются в силу привычек и надуманных норм поведения, но не рождаются от органической в них потребности. В этой главной теме легко обнаруживается главная мысль автора и вытекает как вывод основная идея: предрассудки и устаревшие традиции тормозят развитие общества и мешают молодым людям жить свободно. Б.Брехт зло смеется и издевается над этими положениями действительности, гневно обрушивается на них. В данном выводе основной идеи из главной темы пьесы совершенно очевидно выступает их органическая связь. Определение основной идеи не повторяет содержание главной темы, а вскрывает ее сущность и обнаруживает отношение автора к изображаемой действительности. А.С.ПУШКИН. "БОРИС ГОДУНОВ" Главная тема была определена как тема борьбы между наследственным правом на власть и естественным выбором достойного Из этой главной темы мы можем сделать только один вывод: Основная идея. Право любого на наследование власти создает благоприятную почву для всякого рода авантюр и посягательств на эту власть, что само но себе противно воле народных масс. Пушкин относится к данному положению как к трагедии русского народа и государства в истории его развития. Эта главная мысль драмы Пушкина в его время являлась прогрессивной. Прогрессивные идеи искусства способствуют развитию общества. Без передовых идей, которые находят отражение в произведениях искусства, невозможно разрешение назревших задач развития и жизни общества. Значение их в том, что они организуют и мобилизуют массы на преобразование действительности. "Мало понять идею пьесы, - говорит Б.Е.Захава. - Недостаточно согласиться с нею. Д аже абсолютная убежденность в том, что она выражает важную существенную для жизни людей истину, не является еще основанием для того, чтобы приступить к постановке пьесы. Идею нужно пережить. Нужно, чтобы она захватила все существо режиссера, проникла во все поры его сознания и превратилась в чувство. Нужно, чтобы появилось страстное желание выразить ее во что бы то ни стало."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное учебно-методическое пособие, предназначаемое для студентов и преподавателей режиссуры вузов культуры, по существу является теоретической разработкой некоторых проблем теории режиссуры. В пособии решаются следующие задачи: Во-первых, уточняется, а в ряде случаев выявляется значение некоторых терминов, заимствованных в литературоведении, и выбираются те из них, которые наиболее полно удовлетворяют потребностям режиссуры. Во-вторых, указываются пути последовательного углубления в содержание пьесы посредством раскрытия системы драматического действия и извлечения из него глубоко скрытых специфических особенностей, которые могут служить материалом для оригинальных, но объективных и конкретных режиссерских трактовок пьесы. Ни одна сложная пьеса не может быть образно решена и воплощена в спектакль до тех пор, пока не понята и не вскрыта ее идейно-тематическая сущность, не изучено ее содержание. Раздел "Анализ художественных особенностей произведения" органически связан с формированием режиссерского замысла и является переходным звеном к образному решению спектакля и потому будет рассмотрен во второй части пособия, посвященной разработке постановочного решения и постановочного плана спектакля.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.008 с.) |