Возникновение и основные этапы развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и основные этапы развития



Политических партий

Одним из важнейших институтов политической системы общества выступают политические партии. Они являются главным инструментом выражения воли отдельных социальных групп и всего народа, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Партии активно влияют на повседневную деятельность правительств, на политическую ситуацию в стране, определяют в значительной мере содержание и характер политической жизни общества. Они в концентрированном виде в конкретных программных установках формулируют интересы социальных общностей, защищают их в острых политических схватках, в том числе и в ходе выборов.

Партии отличаются друг от друга по многим признакам: классовой сущностью и определяемыми ею политическими целями и идеологией; характером массовой базы и социальных связей; местом и ролью в политической системе общества; методами деятельности. Но есть нечто, объединяющее их под единым названием «партия».

Интересно само вхождение слова «партия» в политический лексикон. Слово это латинского происхождения. В латинской транскрипции происходит от слов «partis» (часть, группа) и «parti» (дело, разделяю). Таким образом, этот термин означает часть более крупной общности или целостности.

Данное понятие не оставалось застывшим в исторической практике и менялось вместе с изменением социального строя и социального состава в том или ином государстве.

В древнем мире этим термином обозначали политические организации. Именно в этом значении Цицерон и Плавт используют термины «партия» и «фракция» (в отличие от «амичитиа» – благородный, хороший союз друзей, «фракция», «партия» означали неблагородные, плохие союзы). Это толкование вошло в историю, и для Робеспьера во Франции или Вашингтона в США партия еще ассоциировалась со злом.

Как политическая реальность первые партии и их определение появились на рубеже Средневековья и Нового времени в странах Западной Европы.

Различные исследователи по-разному трактовали понятие «партия». В XVII – XVIII вв. политическая партия рассматривалась не только как часть общества, но и как «объединение по принципам».

В начале XIX в. под партией, по Э. Берку, понималась «группа людей, придерживающихся общих принципов и объединившихся для обеспечения совместными усилиями национальных интересов».

В начале XX в. под партией, по мнению В. Хасбаха, понимался «союз людей с одинаковыми политическими взглядами и целями, стремящихся к завоеванию политической власти с целью использовать ее для реализации собственных намерений», или «инструмент борьбы личностей за власть и влияние в обществе» (М. Вебер), или «механизм, система, охватывающая граждан, членов партии и депутатов» (М. Острогорский, Р. Михельс).

В определении сущности политических партий, их места и роли в политической жизни общества до сих пор нет единства во взглядах. В отечественной и зарубежной литературе можно выделить три наиболее характерных подхода:

а) либеральный;

б) марксистский;

в) институциональный.

Либеральная концепция рассматривает партию как группу людей, придерживающихся одной и той же идеологической доктрины.

Как показывает исторический опыт, идеология играет основополагающую и необходимую роль в начальной стадии становления партии, и только гораздо позже на первый план выдвигается организация, которая базируется на дисциплине и субординации.

Марксистская концепция исходит из того, что партия является частью класса, его авангардом, который выражает и защищает классовые интересы. Становление и функционирование партий в этом случае безоговорочно связываются с делением людей на классы.

Институциональный подход исходит из того, что партия представляет собой организацию, функционирующую в рамках государственной системы. Она связывает собой систему: политическое общество – гражданское общество – глобальное (межнациональное) общество.

Следует иметь в виду, что политическая партия – это многоплановое явление, в котором вопрос организации тесно связан с проблемами идеологии, доктрин, программ, влияния на общественное мнение и т. д.

Таким образом, политическая партия – это «организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении».1 Политическую партию следует отличать, во-первых, от политического движения, которое не имеет характерных для партии организационной структуры и детально разработанной политической программы; во-вторых, от группы давления, которая стремится не к завоеванию государственной власти, а лишь к обладанию теми, кто ее осуществляет.

Политические партии являются относительно молодыми институтами общественной жизни, которые впервые возникли в европейской цивилизации, а затем распространились и утвердились в других культурах.

В научной литературе общепринята предложенная немецким мыслителем М. Вебером классификация этапов возникновения, развития и становления политических партий:

1) аристократические котерии (кружки);

2) политические клубы;

3) массовые партии.

Современные политические партии имеют, таким образом, свою предысторию.

Еще в Древней Греции Аристотель писал о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города в Афинах. В Римской республике конца II – I вв. до н. э. в политической жизни соперничали между собой партия оптиматов, представлявшая римскую аристократию, и партия популяров, выражавшая интересы римских плебеев. Представителями популяров выступали известные античные политические деятели братья Гай и Тиберий Гракхи.

В эпоху Возрождения в Италии сложились и вели борьбу между собой партии гвельфов (сторонники папы Римского) и гибеллинов (сторонники короля в борьбе за объединение малых государств в единую Римскую монархическую республику).

Собственно политические партии стали создаваться во второй половине XVII века под воздействием процессов буржуазного развития. Это были аристократические кружки. Они создавались не только в буржуазных слоях общества, но и среди малоимущих. Так, в Англии возникли как кружки вигов (сторонники конституционной буржуазной монархии – противники английского короля Якова II), тори (защитники феодального абсолютистского строя и короля Якова II), так и кружки выразителей интересов низших слоев общества, отстаивающих идеи демократии и имущественного равенства (левеллеры), и упразднителей всякой собственности (диггеры). Все эти кружки были временными образованиями представителей различных социальных групп, сложившимися на основе общности их интересов.

По мере развития общества, усложнения его структуры, утверждения плюрализма и конкуренции в сфере политики возникают политические клубы. Они становятся центром формирования и пропаганды буржуазной идеологии.

Политические клубы отличались от аристократических кружков не только социальной направленностью (земельная аристократия и буржуазия), но и устойчивостью идеологических связей, развитой организацией, а также более широкими масштабами общественной деятельности.

Первоначально это были элитарные клубы, действовавшие в парламенте. Вне парламента они проявляли себя только во время выборов. Они не были организационно оформлены, не признавали принципа членства.

Первые политические клубы сформировались в конце XVIII – нач. XIX вв. Их примером могут служить клубы Национального конвента времен Французской революции конца XVIII в. На первом его заседании депутаты высшего законодательного и исполнительного органа первой Французской республики разместились следующим образом: слева от председателя – наиболее решительные революционеры (якобинцы), справа от председателя – сторонники сворачивания революции (жирондисты), а в центре зала – сторонники умеренных действий в решении всех проблем. Эти события послужили началом появления новых понятий в политическом лексиконе. «Левыми» стали называть сторонников революционных действий, «правыми» – консерваторов, реакционеров, «центристами» – политиков, склонных к компромиссам, поиску коллективного согласия, примирению и отказу от крайностей.

В Англии примерами таких политических клубов стали «Чарльтон Клаб» (бывшие тори – земельная аристократия) и «Реформ Клаб» (бывшие виги – либеральная буржуазия).

В США в это же время возникли клубы консерваторов-федералистов и революционеров-демократов. Федералисты представляли интересы крупных собственников, а их оппоненты – устремления фермеров, мелких предпринимателей, торговцев и т. д. Сторонники Джефферсона, объединявшие представителей революционно-демократического направления, в результате первых президентских выборов в 1800 г. пришли к власти.

Массовые политические партии стали формироваться в Европе во второй половине XIX столетия, когда миллионы людей получили право голоса. От политических клубов они отличались прежде всего тем, что были ориентированы на поиск путей массового воздействия как в парламентской, так и во внепарламентской сферах. Эти партии были нацелены на обеспечение роста своих рядов, оперировали большим арсеналом средств политического воздействия – агитация, пропаганда, политическое просвещение и воспитание, культурная деятельность и т. д.

В Англии первая массовая политическая партия – Либеральная – возникла в 1861 г. на основе организации избирателей (бывшие виги). Вскоре образовалась и Консервативная партия (бывшие тори).

Таким образом, политические партии Великобритании прошли в своем развитии три классические ступени: аристократические кружки, политические клубы и массовые партии.

В большинстве стран Европы и Нового Света политические партии сформировались к концу XIX в. сразу как массовые и общенациональные.

Обобщая современный и исторический опыт, можно говорить о трех основных путях образования партий:

1) «сверху»;

2) «снизу»;

3) «комбинированный» способ.

Эти пути обусловлены разнообразием конкретных условий в той или иной стране, спецификой местных традиций, обычаев, нравов и т. д.

Партии, образованные по первому пути, представляют собой организации, сформированные на базе различных парламентских групп, отдельных политических элит, групп давления, объединений партийных бюрократов (вышедших из своих партий по идейным причинам или в результате их распада). Примерами в современной России являются «Наш дом – Россия», «Яблоко» и др.

«Снизу», как правило, образуются партии либо на основе общественных движений, выражающих потребность артикуляции интересов различных социальных слоев, конфессиональных групп, этнических общностей, или же в результате объединения приверженцев той или иной идеологии, либо вокруг лидера. В современной России такими партиями являются: КПРФ, Аграрная партия России, Крестьянская партия России, ЛДПР, Российская христианско-демократическая партия и др. Такие партии характеризуются большей дисциплиной своих членов, довольно сильной идейной приверженностью своим принципам и идеалам, в их деятельности меньше проявляется влияние властей и официальных институтов.

«Комбинированный» способ характеризует возникновение партий в результате соединения встречных усилий элитарных кругов и рядовых граждан (например, объединение парламентских групп с гражданами и комитетами по поддержке того или иного кандидата или политического лидера – «Демократический выбор России», «Отечество» и др.).

В политической системе общества наряду с партиями действуют и общественно-политические объединения и движения (табл. 2). В их работу включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и их программными целями, а также лица со спонтанными, не явно выраженными социально-политическими интересами. Социальная база общественных объединений и движений аморфная, пестрая и более широкая, чем у партий. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, религиозных и других групп.

Движения не нуждаются в разветвленной сети местных отделений, в постоянной работе функционеров всех уровней.

Как правило, политические объединения и движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, они прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или партии.

Общественно-политические объединения и движения в отличие от партий не ставят перед собой задачи завоевания политической власти, хотя на практике нередко бывают исключения. Например, движение «Саюдис» пришло к власти в Литве, так же как и Народный фронт Румынии. Но по своей сути эти движения уже преобразовались в политические партии.

Общественные объединения и движения пытаются влиять на власть для достижения своих целей.

Таблица 2.

Коренное отличие политических партий от общественных организаций и движений

№ п/п Критерии оценки Политические партии Общественные организации и движения
  Цели и задачи Утверждают свою политическую власть, политическую идеологию. Формируют государственность и систему управления обществом К власти не стремятся. Оказывают влияние на государственные органы и правящие партии средствами требований и запросов
  Формы и средства достижения цели Насильственные (революция, террор, путч). Ненасильственные (реформы, уступки) Ненасильственные (реформы, протесты, демонстрации, митинги, забастовки, петиции)
  Интересы Узкая часть населения. В основе политические интересы Широкая часть населения. В основе общечеловеческие интересы
  Организационное построение Жесткая регламентация и централизация деятельности на основе Программы и Устава Нежесткая организационная структура построения. Свободное членство
  Социальная база Различные неширокие слои населения, объединяющиеся на основе политических интересов и целей Различные широкие слои населения, объединяющиеся независимо от политических взглядов, прежде всего на основе общечеловеческих интересов

Кроме того, различаются и сами общественные объединения (организации) и общественно-политические движения.

Общественная организация – устойчивое добровольное объединение людей на основе общности социальных, экономических, политических или духовных интересов с целью их удовлетворения и защиты. Многообразие интересов людей породило огромное количество самых разнообразных организаций: социально-классовых (партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, дворянские собрания и т. д.); профессиональных (союзы творческой интеллигенции, научные общества); духовных (клубы, культурно-просветительные общества, религиозные общины и церковные объединения и т. д.).1 Их статус определяется законами государства и собственными установлениями.

Общественно-политическое движение – динамичное сообщество больших масс людей, осознающих общность своих социальных, экономических, политических или духовных интересов. По мнению немецких политологов Ф. Нулмайера и Ф. Рашке, общественно-политические движения рассматриваются как инициативные формы политической деятельности «ниже» уровня партий и союзов, но «выше» индивидуального поведения. При этом они считают их мобилизующим коллективным действующим лицом, которое преследует цель укрепить или обратить вспять существующий политический режим.2

Одно движение отличается от другого по какому-либо одному, но наиболее существенному признаку: классовому – рабочее, крестьянское, фермерское, предпринимательское; идеологическому – либеральное, коммунистическое, социалистическое, социал-демократическое, религиозное; половозрастному – женское, молодежное, детское, движение ветеранов; национальному – интернациональное, национально-патриотическое, национально-сепаратистское, этноцентристское и др.3

Различия социальной базы общественно-политических движений отражается и на их типологии: революционные, реформистские, консервативные.

Революционные движения выступают за скорейшие изменения в политической системе общества, за качественное преобразование всех ее сторон.

Реформистские движения выступают за преобразования в обществе с помощью небольших реформ, эволюционным путем.

Консервативные движения ратуют за сохранение существующего строя, допуская лишь небольшие и абсолютно необходимые изменения.

Общественно-политические объединения и организации, существующие в современной России, можно охарактеризовать следующим образом:

1) антивоенное движение (движение за мир и общественный прогресс);

2) экологическое движение;

3) профсоюзное движение;

4) благотворительные общества и организации;

5) женское движение;

6) религиозное движение;

7) молодежное движение.

1. Антивоенное движение (движение за мир и общественный прогресс; его эмблема – ракета, заключенная в круг). Оно в недалеком прошлом являлось наиболее массовым. В настоящее время это движение несколько снизило свою активность и уменьшилось в количественном отношении в связи с изменением международной обстановки в сторону разрядки и вооружения. Представителей антивоенного движения чаще всего называют пацифистами. Они активно борются за мир, способствуют обузданию гонки вооружений, устранению угрозы ядерной войны, выступают принципиально против всяких войн. Движение пацифистов возникло еще в 20–30-е годы прошлого столетия, но свое широкое развитие получило лишь после первой и второй мировых войн.

Основные цели антивоенного движения:

– борьба за мир и социальный прогресс;

– предотвращение ядерной войны и новых военных конфликтов;

– объявление различных местностей планеты «зонами мира»;

– прекращение гонки вооружений и всеобщее разоружение;

– отказ от производства новых видов оружия.

Основным руководящим органом антивоенного движения является Всемирный Совет Мира (ВСМ), учрежденный в 1950 г. в Варшаве (Польша). В настоящее время в него входят представители более 140 стран мира. С 1968 г. штаб-квартира ВСМ находится, в Хельсинки (Финляндия).

2. Экологическое движение. Оно возникло в рамках проведения мероприятий по охране окружающей среды в различных странах мира в начале 70-х годов XX в. Сегодня это одно из самых массовых движений. Очень часто экологическое движение называют движением «зеленых». Но это не одно и то же. С одной стороны, «зеленые» – это политические партии, борющиеся за экологию (Австрия, Дания, Бельгия, Германия, Италия, Англия и др. страны). В 1984 г. они образовали Координационный совет «зеленых» в Европе. С другой стороны, «зеленые» – действительно массовые общественные движения в защиту окружающей среды, входящие составной частью в общее экологическое движение мира, куда кроме «зеленых» входят также движение «синих», Гуманистический интернационал и др.

Основные цели экологического движения:

– охрана природы и среды обитания человека в условиях современного индустриального общества;

– предотвращение ядерной угрозы и любых испытаний ядерного оружия;

– полное уничтожение атомного, химического и бактериологического оружия;

– отказ от использования космоса в военных целях;

– роспуск всех военных блоков.

Участники и сторонники экологического движения всячески поддерживают идеи разработки общепланетарной стратегии природоохранного сотрудничества, долговременных и универсальных принципов отношения человека и общества к природе. Они поддерживают программу ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), которая разрабатывает рекомендации по развитию экологического образования и совершенствованию системы международных органов, занимающихся экологическими проблемами.

По мнению сторонников этого движения, право на здоровую окружающую среду – одно из главных прав человека, основа экологической этики и культуры. Они выступают за экологизацию образования и воспитания, формирование экологического мышления и грамотности, профессиональной экологической подготовки во всех сферах деятельности, в семье, школе, вузе. Вся система исповедуемых в обществе идеалов и ценностей должна участвовать в формировании экологической нравственности.

Участники и сторонники движения выступают за экологически чистые производства; за использование нетрадиционных видов энергии – энергии солнца, воды, ветра; за разработку озонобезопасных технологий; ресурсо- и энергосберегающих технологий; безотходных производств; рационализацию землепользования и т. д. Они не только ратуют за это и критикуют непродуманную деятельность своих правительств, партий и государств, но и выдвигают свои собственные проекты и предложения по оздоровлению и сохранению мировой экологии. Ведь отрицательные последствия антропогенных воздействий на экологию столь внушительны, что приводят к возникновению глобального экологического кризиса, который может перерасти в экологическую катастрофу. Участники и сторонники экологического движения обращают внимание общественности на все эти проблемы и призывают к выработке согласованной международной политики в области экологии. Только совместное осуществление всемирной экологической политики может обеспечить безопасность, выживание и процветание человечества.

3. Благотворительные общества и организации. В настоящее время они объединены в мощное движение благотворительной помощи нуждающимся народам. Наиболее показательная из них – Международный Красный Крест (МКК), который имеет свои отделения практически во всех государствах современного мира. Это объединение национальных и международных организаций, ставящих своей целью помощь раненым военнопленным, жертвам войны, а также пострадавшим от различных стихийных бедствий. Благотворительные общества и организации собирают вещи, продукты, медикаменты, деньги и т. д. и пересылают их тем, кому они нужны.

4. Профсоюзное движение. Оно объединяет на добровольных началах различные слои населения, связанные общими интересами по роду своей деятельности.

Профсоюзное движение ставит своей целью улучшение условий жизни и труда своих членов.

В начале 90-х годов мировое профсоюзное движение насчитывало, по разным оценкам, 500–600 млн. человек, что составляло 40–45% армии наемного труда. Во многих индустриально развитых странах Европы и Америки, так же как и в России, профсоюзы не охватывают всей массы наемных работников. Кризисное состояние профсоюзов связано с неадекватностью их деятельности изменениям в характере труда и отраслевой структуре занятости, вызванным структурной перестройкой экономики и научно-технической революцией. Наблюдаются попытки расширить сферу деятельности профсоюзов – перейти от защиты интересов наемного работника непосредственно на рабочем месте (проблемы зарплаты, условий труда) к защите его интересов в более широком плане (управление производством, досуг, образование). В связи с возрастанием значения глобальных проблем человечества профсоюзы многих стран, и прежде всего международные профцентры, активно подключились к их решению вместе с другими массовыми демократическими движениями.

5. Женское движение. Оно представляет собой демократическое движение, возникшее в русле освободительных идей эпохи Просвещения. Его первый идейный манифест – «Декларация прав женщины и гражданки» французской писательницы Олимпии де Гуж (1791 г.). Этот документ был написан в противовес «Декларации прав человека и гражданина», которая провозглашала равенство всех граждан мужского пола перед законом. О. де Гуж потребовала включить и женщин («femmes») в категорию полноправных граждан. С тех пор О. де Гуж и ее последовательниц называют «феминистками», а движение за равноправие женщины и мужчины во всех областях общественной жизни, его лозунги и концепции – «феминизмом». В исторической перспективе феминизм и женское движение – фактически синонимы. Но за два века содержание этих понятий претерпело изменения: «женским движением» называют более общий феномен, а «феминизмом» – частное его проявление, охватывающее радикальные, крайние лозунги и концепции. Центральной в женском движении остается идея полноправной, свободной женской личности, установка на ее самореализацию.

Особую роль в практическом освоении женщинами комплекса новых прав сыграло возникшее в русле молодежного бунта 60–70-х годов XX в. неофеминистское движение.

В неофеминистском движении ярко выделились два основных направления. Первое направление представлено радикально-экстремистским крылом. Оно акцентирует внимание не на повышении социального статуса женщин, а прежде всего на вопросах брака, семьи, сексуальных отношений («сексизм»). По мнению радикалок, для освобождения женщин должна быть уничтожена семья, предоставлена полная сексуальная свобода и отказ от материнства. В современном мире в это крыло неофеминизма входят такие организации, как: «Красные чулки», «Ведьмы», «Хлеб и розы» в США; «Национальная кампания в защиту абортов» – в Индии; «Доле Минос» – в Голландии; «Красные чулки» – в Дании и т. д.

Второе направление представляет более умеренные, реформистские и гуманистические потоки неофеминизма. Они видят причины дискриминации женщин в неверных представлениях о ее роли в обществе, считают, что движущими силами борьбы за эмансипацию женщины должны стать представители обоих полов. Конечная цель их борьбы – построение такого общества, где на основе равноправного распределения семейных обязанностей у женщин появятся широкие возможности реализовать себя. Промежуточными результатами своей борьбы они видят расширение женского представительства в институтах власти, преодоление патриархальных стереотипов сознания, отказ от «незаслуженных» привилегий. Это направление представлено такими организациями, как «Национальная организация женщин», «Лига борьбы за равенство женщин» – в США; «Немецкий женский клуб» – в Германии; «Союз французских женщин» – во Франции; «Униони» – в Финляндии и др.

6. Религиозное движение. Одним из видов общественных объединений являются религиозные организации. Строение предписывается традициями и обычаями, церковным правом или уставом, апостольскими правилами, конституциями и т. д. Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность. Существование и функционирование ее как единого целого обеспечиваются организацией.

Общность со всеми своими организационными элементами представляет собой религиозное объединение. Его первичной ячейкой является религиозная община, над которой надстраивается комплекс звеньев вплоть до высшего звена – центра. В объединении существует и целый ряд других составных элементов, имеющих специфические организационные связи, но в то же время включенных в общую структуру (например, духовенство, монашество).

На основе изучения христианства можно выделить такие типы религиозных объединений, как церковь, секта, деноминация и др.

Церковь представляет собой сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каждого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны.

Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению. Институт священничества отсутствует, лидерство считается харизматическим. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения.

Деноминация может развиваться из других типов объединений или складываться с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, культовые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Она признает возможность духовного возрождения для всякого верующего. Последователи призываются к активному участию в жизни общества.

В 60–70-е годы XX в. в Западной Европе и США получили распространение «религии Нового века», «альтернативные культы», «молодежные религии» и т. д. Эти годы характеризовались кризисом традиционных, исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всего христианства. Органически вписанные в социальные структуры, традиционные религии оказались «ответственными» за социальные недуги. Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни – все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, новой «науки жизни». Лидеры этих движений чутко реагировали на перепады в общественных настроениях, резко обличали пороки «греховного» мира, рекламировали себя в качестве уникальных спасателей, глашатаев высшей мудрости и морали.

Новые «нетрадиционные культы» представляют специфический тип религиозной организации. В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная система; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким авторитаризмом харизматического лидера; им характерна оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаивающим их церковным организациям. Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия и т. д. Организации религий «Нового века» действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют филиалы во многих странах мира, в том числе и в России. Все многообразие культов можно условно разделить на пять групп:

1. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», « Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного светаМахарай Джи», «Трансцендентальная медитация» и др.

Они ведут свою родословную с Востока. Согласно этим учениям все существующее иллюзорно, за ним скрыта истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой.

2. Неохристианские объединения – это «Церковь Унификации», «Дети Бога», «Церковь Тела Христова» и др. Для этих культов характерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий, использование идеи мессианства, наделение руководителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания.

3. Сайентологическое направление образует «Церковь сайентологии», «Космические религии», проповедующие связь Земли и высших космических сил, «космического разума».

4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший авторитет получают новые магические учения и институты, соединяющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колдунов и гадателей. Значительное распространение получили спиритические движения, начавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке, практикующие общение с душами умерших.

5. «Сатанинские группы». Сатанизм пришел из Древнего Ирана, его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла – демонами, сатаной и др. «Церковь Сатаны», например, провозглашает себя сознательным носителем зла и антиподом христианства.

В конце 80-х – начале 90-х годов XX в. новые «нетрадиционные культы» стали широко проникать в Россию, стремясь овладеть душами россиян. Для этого они использовали силу денег и сладкие речи о духовности. Все это стало возможным в связи с крушением коммунистических идеалов, которое оставило после себя огромный идеологический и духовный вакуум.

Наиболее известными сектами, действующими в современной России, являются: «АУМ Сенрике», «Церковь Единения» Мун Сан Мена, «Церковь сайентологии» Л. Рона Хаббарда, «Белое братство» В. Кривоноговой и М. Цвигуна, тантристы, сатанисты, «Международное общество Сознания Кришны».

7. Молодежное движение. Это движение пытается отстаивать интересы молодежи. В современном мире действуют две крупнейшие международные организации молодежи – это Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ) и Международный союз студентов (МСС).

ВФДМ – наиболее представительная международная организация молодежи мира, основана в 1945 г. в Лондоне (Англия). В ее составе более 250 молодежных организаций из более чем 100 стран мира.

МСС создан в 1946 г. В его состав входит более 120 национальных союзов студентов из более ста стран современного мира. МСС ведет активную борьбу за мир, демократизацию, безопасность и сотрудничество молодежи, улучшение условий жизни и образования.

Современное молодежное движение, как во всем мире, так и в нашей стране, очень многообразно. В нашей стране можно выделить следующие типы:

1) агрессивная самодеятельность молодежи;

2) эпатажная самодеятельность молодежи;

3) альтернативная самодеятельность молодежи;

4) экономическая самодеятельность молодежи;

5) социальная самодеятельность молодежи;

6) политическая самодеятельность молодежи.

В свою очередь все эти типы также можно подразделить на определенные виды.

В агрессивной самодеятельности молодежи выделяются следующие:

1) молодежные группы «Защита своей территории» (это самые примитивные объединения молодых людей (10 – 14 лет);

2) молодежные группы «От защиты территории – к их контролю» (14 – 16 лет);

3) молодежныегруппы «От защиты территории – к защитеклуба». Создание клубов по интересам. Фанаты;

4) молодежные группы «От защиты клуба – к защите идеи». Неприятие чужих идей и образа жизни. Характерным примером данного направления являются «люберы». Для этого направления характерны примитивные политические взгляды и здоровый образ жизни;

5) «фашисты» («Новый русский порядок», «Русское национальное единство»). Проповедование антидемократических взглядов, возвеличивание тоталитарного государства, единства нации, сильной власти и жесткого порядка.

В основе эпатажной самодеятельности молодежи лежит вызов сложившимся нормам, канонам, правилам жизни и поведения в обществе. Психологическим содержанием этого направления является вызов обществу, стремление выделиться внешне. Представители данного направления имеют цель добиться принадлежности к элите. В этом направлении можно выделить следующие виды или категории:

1) «вандерлоги»;

2) «бандиты»;

3) «утюги»;

4) «мажоры» (2 направления – «мажоры-металлисты» и «мажоры-рокабилли»);

5) «пижоны» (элита молодежи).

В альтернативной самодеятельности молодежи можно выделить следующие виды молодежи (по образу жизни):

1) «хиппи» (отсутствие каких-либо политических взглядов, моральное разложение, наркомания, пассивное отношение к жизни);

2) «панки» – «левые» (социальный паразитизм, высокое самомнение) и «правые» (суперменство, пренебрежение интересами других); во внешнем виде немыслимые костюмы и прически;

3) «попперы» (веселыекомпании и развлечения);

4) «бобы» (смиренный образ жизни, наркомания);

5) «серки» (семейные «рок-коммуны»,житие по образустаринных русских обычаев);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.09 с.)