Политическое устройство современного государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое устройство современного государства



В процессе становления и развития государства складываются не только его сущность и содержание, но и форма, то есть определенная система, которая включает в себя форму правления и форму государственного устройства. В форме государства отражаются его социальная природа, характер функций, которые оно выполняет, достижению которых подчинена его деятельность. Форма государства – это не только ее элементы, но их взаимодействие, взаимосвязи, а также идеи, отражающие, опосредующие и программирующие ее развитие. Форма государства складывается под воздействием ряда факторов: соотношения классовых сил; исторических традиций – совокупности унаследованных от прошлого институтов, взглядов, обычаев; геополитических условий и т. д.

В формах государства воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. В формах государства традиционно выделяют формы правления и формы территориального (государственного) устройства.

Важнейшим компонентом, определяющим форму государства, является форма правления, представляющая собой способ организации верховной государственной власти, а также процедуру образования институтов и установления норм их взаимоотношений с населением. В зависимости от того, осуществляется верховная власть в государстве одним лицом или же принадлежит выборному органу, различают монархические и республиканские формы правления.

Монархия – государство, в котором власть полностью или частично сосредоточена в руках одного человека (король, царь, император) и передается по наследству независимо от избирателей или представительных органов власти.

Существует несколько разновидностей монархической формы правления:

абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман и др.), которая характеризуется всевластием главы государства; полностью отсутствуют представительные органы власти, народ не участвует в управлении государством;

парламентская, или конституционная монархия (Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Япония и др.), в которой монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает только представительскими функциями, а иногда имеет право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Вся полнота власти принадлежит в стране парламенту, который формирует правительство и заслушивает отчеты о его деятельности;

дуалистическая монархия (Иордания, Кувейт, Марокко и др.), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью (формирует правительство) и лишь частично – законодательной; законодательная власть принадлежит парламенту, подчиненному монарху;

выборная монархия (Малайзия) сочетает элементы монархии и республики.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В различных разновидностях она сохраняется и сегодня почти в трети всех стран современного мира.

Республика – это форма правления, в которой источником власти считается народное большинство, и высшие органы государства избираются населением страны.

Для осуществления выборов исторически сложилась специальная избирательная система, включающая в себя организацию и проведение выборов в представительные органы правления на основе законов и юридических норм, а также сложившейся практики деятельности государственных органов и общественных организаций; основные принципы избирательного права, в том числе право и порядок выдвижения кандидатов.

При пропорциональной избирательной системе количество мандатов в целом пропорционально количеству собранных голосов. Например, если партия на выборах набрала 63% голосов, то она получает 63 места в парламенте.

При мажоритарной избирательной системе выигрывает та партия, которая собрала относительное большинство голосов, а голоса тех, кто был против или воздержался, при распределении мандатов не учитываются.

В государстве может существовать или одна из этих избирательных систем, или же избирательная система, сочетающая в себе элементы обеих избирательных систем.

В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.

Парламентская республика (Италия, Германия) характеризуется образованием правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальной ответственностью перед парламентом. Парламент – это общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции. В компетенцию парламента входит законотворчество. Основные стадии законотворчества:

1. Внесение законопроекта;

2. Одобрение закона в комиссиях и палатах парламента;

3. Передача главе государства для получения его санкции; в случае отказа преодоление возражений;

4. Публикация в официальном вестнике принятых законов, что означает его вступление в силу.

В разных странах парламенты могут быть разными по своему внутреннему устройству и выполняемым функциям. Парламенты бывают двух видов: 1) однопалатный; 2) двухпалатный.

Верхняя палата парламента может формироваться различными способами – путем выборов, путем назначения и путем наследования.

Нижняя палата парламента формируется, как правило, всенародным голосованием и поэтому имеет больший объем прав по отношению к верхней палате парламента.

Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций:

– формирует и поддерживает правительство;

– издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

– утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;

– осуществляет контроль над правительством (вплоть до вынесения ему вотума недоверия, что несет за собой или отставку правительства, или досрочный роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов);

– критика правительственной политики, представление альтернативных вариантов правительственных решений и всего политического курса.

Кроме этого, парламент осуществляет ратификацию международных договоров и утверждает назначения на высшие государственные должности.

Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и правом законодательной инициативы, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. Членами правительства могут быть депутаты парламента, что позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и других влиятельных депутатов парламентского большинства и тем самым в определенной степени контролировать парламент.

Президент в парламентской республике выполняет представительские функции, не оказывая реального влияния на весь ход политического процесса в обществе. Фактически первым человеком в государстве является руководитель правительства (премьер-министр).

Президентская республика характеризуется тем, что президент в ней одновременно выступает и главой государства и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Президент может избираться путем или прямых президентских выборов (Мексика, Бразилия, Аргентина) или путем косвенных выборов, когда население сначала избирает коллегию выборщиков, которая впоследствии на своем заседании уже непосредственно избирает президента (США). Президент назначает членов кабинета министров, которые несут ответственность перед ним, а не перед парламентом.

В президентской республике правительство отличается стабильностью. В ней существует жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность.

Парламент не может отправить правительство в отставку, а президент не вправе распустить парламент. Парламент может в исключительных случаях выразить президенту недоверие, начав процедуру импичмента, которая в принципе сильно затруднена.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Для того чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать друг с другом, находить общий язык.

В определенных случаях в странах Латинской Америки, в Азии, Африке, где господствуют авторитарные традиции, президентская форма правления нередко может быть представлена в виде «суперпрезидентской республики», где почти вся реальная власть сосредоточивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а в отдельных странах (Заир, Малави) даже объявляется пожизненным главой государства.

Полупрезидентская республика характеризуется сочетанием сильной президентской власти с эффективным контролем парламента над деятельностью правительства. Главной отличительной чертой этого вида республики является двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция. В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который в свою очередь вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну в международных отношениях, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период его действия он утрачивает право распустить парламент.

Президент без согласования с парламентом, но учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

Разнообразные монархические и республиканские формы государства еще не исчерпывают всех механизмов правления народа. Одним из таких механизмов является институт референдума. Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Институт референдума широко используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира, особенно на местном уровне, хотя в целом он имеет подчиненное по отношению к законотворческой деятельности парламента значение.

В различных странах имеются существенные расхождения в области инициирования референдума. В одних странах (Великобритания, Норвегия, Швеция и др.) инициаторами референдума являются парламент и правительство, в других (Франция) – президент, в третьих (Австрия, Италия, Швейцария) – непосредственно население страны.

Так в Швейцарии граждане могут добиться проведения референдума по тому или иному вопросу, собрав 50 тыс. подписей. Для того чтобы референдум состоялся, вовсе не обязательно участие в нем большинства населения. Всенародные голосования используются не только для принятия законов, но и для их отмены. В ряде стран современного мира (Австралия, Франция и др.) референдумы обязательны для принятия конституционных поправок.

Ценность проведения референдума состоит в том, что население непосредственно выражает свою волю, становясь, таким образом, непосредственным творцом законов. Кроме того, возможность проведения референдума заставляет государственные органы и правительство больше ориентироваться на мнение народа.

Опыт многих стран показывает, что наиболее эффективно проведение референдумов на региональном уровне, т. к. это не требует больших финансовых затрат и люди гораздо лучше разбираются в сути решаемых проблем.

Вторым важным компонентом, определяющим форму государства – является форма государственного устройства, характеризующая соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают три основные формы территориального устройства государства: унитарную, федеративную и конфедеративную.

Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные органы составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм. В унитарном государстве существует единственный субъект суверенитета – народ (Англия, Испания и т. д.).

Федерация – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеющих собственные конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство (Россия, США, Франция, Италия и т. д.).

Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации.

При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов государства, другая – субъектов федерации, третья – совместной компетенцией союза и его членов. Соблюдением союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей отдельных субъектов федерации.

Члены федерации – соучастники общегосударственного суверенитета – фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков и т. п.

Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Конфедерации существовали в США (1776 – 1787), Швейцарии (до 1848 г.), Германии (1815 – 1867) и некоторых других странах. Эта форма государственного объединения достаточно непрочна, обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.

В последние годы на территории бывшего СССР сделана попытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) – союз суверенных государств, координирующих свою деятельность в различных сферах. Такая форма государственных образований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единства деятельности членов содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств.

Опыт развития стран Европейского Экономического Содружества (ЕЭС) свидетельствует, что долговременное объединение и сближение государств возможно на пути экономической интеграции и постепенной реализации федеративных принципов.

Наконец, государство характеризуется не только формой, в которой оно существует, но и типом, к которому относится.

Тип государства определяется характером господствующего способа производства и выражает его классовую сущность. Истории известны следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Формы территориального устройства и формы правления характеризуют строение законодательной и исполнительной властей государства. Не меньшую роль для нормального функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя. Подчинение законодателей и правительства решениям суда основывается на принципе верховенства права, получившем свое обоснование и воплощение в теории и практике правового государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.028 с.)