Основные тенденции развития государственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции развития государственности



В современном мире

Ключевым моментом развития государственности в наше время является соотношение государства и гражданского общества, взаимовлияние этих двух образований.

Ученые трактуют категорию гражданского общества достаточно широко, опираясь на научную традицию, идущую от Локка, Монтескье, Токвиля, Маркса и др.

Сам термин «гражданское общество» употребляется в двух значениях. В широком смысле гражданское общество понимается как та часть общества, которая не охватывается непосредственно государством и его органами. В этом случае оно возникает вместе с государством, постепенно обособляясь от него.

В узком смысле гражданское общество выступает оборотной стороной правового государства. Они не могут существовать друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях демократической правовой государственности. Гражданское общество – это сфера спонтанного самоуправления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственной власти.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами политической жизни, партиями, группами интересов, движениями гражданских инициатив и т. п. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают горизонтальные связи, т. е. отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами, вместо вертикальных связей, которые устанавливают отношения подчиненности и зависимости.

Гражданское общество и государство тесно связаны между собой. Чем более развито гражданское общество, тем эффективнее социальная защищенность индивида, тем больше его возможности для самореализации в различных областях жизнедеятельности общества. Развитость этой сферы в свою очередь определяется степенью регламентации общественной жизни государством. Таким образом, характер взаимодействия государства и гражданского общества отражает не только правовую, социальную защищенность личности, но и степень развитости самого гражданского общества, его демократичность, плюрализацию, что подразумевает многообразие развитых социальных движений, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ и т. д. Именно хорошо развитое, структурированное, а не аморфное гражданское общество, является основой стабильности государства. Но взаимная зависимость гражданского общества и государства может быть разной.

Как показывает исторический опыт, непременными моментами становления социальных организмов наиболее развитой части современного мира исторически и логически выступают становление и развертывание систем общественных институтов, образующих гражданское общество, – сферы реализации экономических, социальных, этнонациональных, культурных, религиозных, экологических и др. общественных интересов. В одних случаях достигается близкое к оптимальному соотношение государства и гражданских институтов; в других – роль государства чрезмерна, но оно тем не менее содействует обществу в совершенствовании отношений между государственностью и гражданско-общественными формами; в третьих – государство стало и продолжает оставаться препятствием на пути развития гражданского общества.

Для СССР и других стран социалистического лагеря в большей или меньшей степени было характерно разрушение структур гражданского общества (в России – земств, различных союзов предпринимателей, кооперативов, институтов милосердия и социального призрения и т. д.), подчинение общества всецело власти государства, неограниченное самовозрастание государственной собственности. Были ликвидированы или сильно ограничены все формы негосударственной собственности и виды общественной активности, выходящие за рамки государственной экономической, политической, идеологической и культурной деятельности. Исчезли практически все независимые экономические субъекты, а вместе с ними и объективная основа для существования гражданского общества. Были огосударствлены все социальные институты и организации, находившиеся между человеком и высшей политической властью, что в условиях отсутствия правовой защищенности человека привело к полной подчиненности личности всесильному государству. Оказались разрушенными характерные для гражданского общества горизонтальные связи в производстве, потреблении и культурной сфере.

Закрытие каналов для прямого выражения различных интересов привело к размыванию социальных слоев, к аморфности социальной структуры. Все трудоспособное население было фактически превращено в государственных служащих, дополнительно прикрепленных к такому своему положению паспортным режимом и пропиской. Такой тип иерархической, основанной только на государственной власти организации общества порождает унификацию и типизацию личности, парализует инициативу и производство во имя универсального, всегосударственного однообразия. Почему это стало возможно? Ведь согласно теории социализма результатом осуществления социалистической революции должно стать раскрепощение гражданского общества и сужение сферы государственной регламентации. Однако у нас в стране фактически появилось общество, всецело подчиненное воле и власти государства. История сделала вероятным переход к новой общественно-экономической формации в стране, где не развились все заложенные старой системой потенциальные возможности. В этих условиях, когда недостаточно развиты экономическая, социальная, культурная сферы общества, переход к новой системе начинается с надстройки; новое, социалистическое государство оказывается практически единственной силой, на которую возлагается задача осуществления коренной ломки и перестройки старой экономической, социальной и духовной жизни общества. Общество оказывается не в состоянии функционировать самостоятельно и ставить проблемы, требующие непосредственного решения, а государство берет на себя функции не только собственные, но и функции общества. Таким образом, государство «поглощает» общество.

Более смягченный вариант эволюции отношений по линии «государство – гражданское общество» можно рассмотреть на примере Испании. Здесь во второй половине 70-х годов происходил процесс демонтажа диктатуры Франко и становления представительной демократии, т. е. постепенный процесс складывания под сенью могущественного тоталитарного государства гражданского общества. Испанский феномен не имел больше аналогов в истории ХХ века. Диктатура генерала Франко, утвердившаяся у власти в результате кровопролитной гражданской войны, прекратила свое существование мирным путем вследствие собственных противоречий и давления снизу, без военного поражения и свержения. На смену фронтальному расколу страны на два враждебных блока пришли национальный консенсус и цивилизованные формы мирного сосуществования противоположных социально-политических лагерей, хотя мирный переход к представительной демократии был наполнен острыми схватками демократических сил со сторонниками сохранения диктатуры в неизменном или слегка подновленном виде.

Выдающуюся роль в достижении «национального согласия» и становления новой политической системы сыграл либерально настроенный король Хуан Карлос. Оставаясь чаще всего нейтральным, он выступал в качестве арбитра, примирявшего разнородные социальные интересы.

В странах первичного, классического капитализма, где сформировались сбалансированные между собой государственные институты, где законодательная, исполнительная и судебная власти были отделены друг от друга, механизм сдержек и противовесов, во многом связанных с существованием развитого гражданского общества, препятствовал чрезмерной концентрации власти в руках одного органа, а тем более одного человека.

Соответственно, в таких системах складывается и автономия личности внутри государства; оно не вправе отнять ее естественные гражданские и политические права. Социально-психологическая характеристика индивида обычно включает в себя такие черты, как чувство ответственности, дух инициативы, уважение к другим, осознание того, что без свободы для всех не может быть свободы для каждого.

Если признать истинной вышеизложенную концепцию, согласно которой прогресс в развитии общества и государства выражается в процессе изменения соотношения «государство – гражданское общество» в пользу гражданского общества, станет очевидным тот факт, что наше нынешнее общество и наше государство все еще далеки от идеала.

«Деэтатизация» общественной жизни, освобождение ее от мелочной регламентации, ненужного вмешательства государственных органов может произойти лишь в условиях движения к правовому государству.

Для обеспечения подлинного народовластия государство должно быть подчинено обществу, быть выразителем его интересов и в своей законодательной деятельности руководствоваться общенародной волей, выявляемой и выражаемой демократическим путем.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенитета народа как источника власти, гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.

Идея господства закона в жизни народа, общества, государства имеет давние истоки. Она родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Еще Платон говорил, что он видит близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Сходную мысль развивал и Аристотель, подчеркивая, что там, где отсутствует власть закона, нет места какой-либо форме государственного строя.

Эти идеи позднее были развиты передовыми представителями буржуазной политической мысли, противопоставившими непререкаемость закона феодальному произволу (Монтескье, Локк, Джефферсон, Мэдисон и др.). Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.

Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, который рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

Формирование правового государства, будучи общемировой тенденцией развития, требует последовательного проведения в жизнь ряда основополагающих принципов – господство закона во всех сферах общественной жизни; государство, издавшее закон, само не вправе его нарушать; незыблемость свободы личности, ее прав, интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность; взаимная ответственность государства и личности; правовое государство должно располагать эффективными формами контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов.

Идея правового государства порождена необходимостью демократического развития человеческого общества, которое может развиваться только на основе формирования и развития гражданского общества.

Отличительные признаки правового государства:

1. Наличие развитого гражданского общества.

2. Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, создание благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; ответственность каждого за собственное благополучие.

3. Правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства.

4. Всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти.

5. Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета, т. е. именно народ является конечным источником власти, государственный суверенитет носит представительный характер.

6. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

7. Приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения; в обществе действует принцип «разрешено все то, что не запрещено законом».

8. Свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида; свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

Таким образом, развитие государственности в современных условиях идет по пути становления гражданского общества и правового государства.

Политические партии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.015 с.)