Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные тенденции развития государственности
В современном мире Ключевым моментом развития государственности в наше время является соотношение государства и гражданского общества, взаимовлияние этих двух образований. Ученые трактуют категорию гражданского общества достаточно широко, опираясь на научную традицию, идущую от Локка, Монтескье, Токвиля, Маркса и др. Сам термин «гражданское общество» употребляется в двух значениях. В широком смысле гражданское общество понимается как та часть общества, которая не охватывается непосредственно государством и его органами. В этом случае оно возникает вместе с государством, постепенно обособляясь от него. В узком смысле гражданское общество выступает оборотной стороной правового государства. Они не могут существовать друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях демократической правовой государственности. Гражданское общество – это сфера спонтанного самоуправления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственной власти. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами политической жизни, партиями, группами интересов, движениями гражданских инициатив и т. п. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают горизонтальные связи, т. е. отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами, вместо вертикальных связей, которые устанавливают отношения подчиненности и зависимости. Гражданское общество и государство тесно связаны между собой. Чем более развито гражданское общество, тем эффективнее социальная защищенность индивида, тем больше его возможности для самореализации в различных областях жизнедеятельности общества. Развитость этой сферы в свою очередь определяется степенью регламентации общественной жизни государством. Таким образом, характер взаимодействия государства и гражданского общества отражает не только правовую, социальную защищенность личности, но и степень развитости самого гражданского общества, его демократичность, плюрализацию, что подразумевает многообразие развитых социальных движений, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ и т. д. Именно хорошо развитое, структурированное, а не аморфное гражданское общество, является основой стабильности государства. Но взаимная зависимость гражданского общества и государства может быть разной.
Как показывает исторический опыт, непременными моментами становления социальных организмов наиболее развитой части современного мира исторически и логически выступают становление и развертывание систем общественных институтов, образующих гражданское общество, – сферы реализации экономических, социальных, этнонациональных, культурных, религиозных, экологических и др. общественных интересов. В одних случаях достигается близкое к оптимальному соотношение государства и гражданских институтов; в других – роль государства чрезмерна, но оно тем не менее содействует обществу в совершенствовании отношений между государственностью и гражданско-общественными формами; в третьих – государство стало и продолжает оставаться препятствием на пути развития гражданского общества. Для СССР и других стран социалистического лагеря в большей или меньшей степени было характерно разрушение структур гражданского общества (в России – земств, различных союзов предпринимателей, кооперативов, институтов милосердия и социального призрения и т. д.), подчинение общества всецело власти государства, неограниченное самовозрастание государственной собственности. Были ликвидированы или сильно ограничены все формы негосударственной собственности и виды общественной активности, выходящие за рамки государственной экономической, политической, идеологической и культурной деятельности. Исчезли практически все независимые экономические субъекты, а вместе с ними и объективная основа для существования гражданского общества. Были огосударствлены все социальные институты и организации, находившиеся между человеком и высшей политической властью, что в условиях отсутствия правовой защищенности человека привело к полной подчиненности личности всесильному государству. Оказались разрушенными характерные для гражданского общества горизонтальные связи в производстве, потреблении и культурной сфере.
Закрытие каналов для прямого выражения различных интересов привело к размыванию социальных слоев, к аморфности социальной структуры. Все трудоспособное население было фактически превращено в государственных служащих, дополнительно прикрепленных к такому своему положению паспортным режимом и пропиской. Такой тип иерархической, основанной только на государственной власти организации общества порождает унификацию и типизацию личности, парализует инициативу и производство во имя универсального, всегосударственного однообразия. Почему это стало возможно? Ведь согласно теории социализма результатом осуществления социалистической революции должно стать раскрепощение гражданского общества и сужение сферы государственной регламентации. Однако у нас в стране фактически появилось общество, всецело подчиненное воле и власти государства. История сделала вероятным переход к новой общественно-экономической формации в стране, где не развились все заложенные старой системой потенциальные возможности. В этих условиях, когда недостаточно развиты экономическая, социальная, культурная сферы общества, переход к новой системе начинается с надстройки; новое, социалистическое государство оказывается практически единственной силой, на которую возлагается задача осуществления коренной ломки и перестройки старой экономической, социальной и духовной жизни общества. Общество оказывается не в состоянии функционировать самостоятельно и ставить проблемы, требующие непосредственного решения, а государство берет на себя функции не только собственные, но и функции общества. Таким образом, государство «поглощает» общество. Более смягченный вариант эволюции отношений по линии «государство – гражданское общество» можно рассмотреть на примере Испании. Здесь во второй половине 70-х годов происходил процесс демонтажа диктатуры Франко и становления представительной демократии, т. е. постепенный процесс складывания под сенью могущественного тоталитарного государства гражданского общества. Испанский феномен не имел больше аналогов в истории ХХ века. Диктатура генерала Франко, утвердившаяся у власти в результате кровопролитной гражданской войны, прекратила свое существование мирным путем вследствие собственных противоречий и давления снизу, без военного поражения и свержения. На смену фронтальному расколу страны на два враждебных блока пришли национальный консенсус и цивилизованные формы мирного сосуществования противоположных социально-политических лагерей, хотя мирный переход к представительной демократии был наполнен острыми схватками демократических сил со сторонниками сохранения диктатуры в неизменном или слегка подновленном виде. Выдающуюся роль в достижении «национального согласия» и становления новой политической системы сыграл либерально настроенный король Хуан Карлос. Оставаясь чаще всего нейтральным, он выступал в качестве арбитра, примирявшего разнородные социальные интересы.
В странах первичного, классического капитализма, где сформировались сбалансированные между собой государственные институты, где законодательная, исполнительная и судебная власти были отделены друг от друга, механизм сдержек и противовесов, во многом связанных с существованием развитого гражданского общества, препятствовал чрезмерной концентрации власти в руках одного органа, а тем более одного человека. Соответственно, в таких системах складывается и автономия личности внутри государства; оно не вправе отнять ее естественные гражданские и политические права. Социально-психологическая характеристика индивида обычно включает в себя такие черты, как чувство ответственности, дух инициативы, уважение к другим, осознание того, что без свободы для всех не может быть свободы для каждого. Если признать истинной вышеизложенную концепцию, согласно которой прогресс в развитии общества и государства выражается в процессе изменения соотношения «государство – гражданское общество» в пользу гражданского общества, станет очевидным тот факт, что наше нынешнее общество и наше государство все еще далеки от идеала. «Деэтатизация» общественной жизни, освобождение ее от мелочной регламентации, ненужного вмешательства государственных органов может произойти лишь в условиях движения к правовому государству. Для обеспечения подлинного народовластия государство должно быть подчинено обществу, быть выразителем его интересов и в своей законодательной деятельности руководствоваться общенародной волей, выявляемой и выражаемой демократическим путем. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенитета народа как источника власти, гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу. Идея господства закона в жизни народа, общества, государства имеет давние истоки. Она родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Еще Платон говорил, что он видит близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Сходную мысль развивал и Аристотель, подчеркивая, что там, где отсутствует власть закона, нет места какой-либо форме государственного строя.
Эти идеи позднее были развиты передовыми представителями буржуазной политической мысли, противопоставившими непререкаемость закона феодальному произволу (Монтескье, Локк, Джефферсон, Мэдисон и др.). Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, который рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Формирование правового государства, будучи общемировой тенденцией развития, требует последовательного проведения в жизнь ряда основополагающих принципов – господство закона во всех сферах общественной жизни; государство, издавшее закон, само не вправе его нарушать; незыблемость свободы личности, ее прав, интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность; взаимная ответственность государства и личности; правовое государство должно располагать эффективными формами контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов. Идея правового государства порождена необходимостью демократического развития человеческого общества, которое может развиваться только на основе формирования и развития гражданского общества. Отличительные признаки правового государства: 1. Наличие развитого гражданского общества. 2. Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, создание благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; ответственность каждого за собственное благополучие. 3. Правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства. 4. Всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти. 5. Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета, т. е. именно народ является конечным источником власти, государственный суверенитет носит представительный характер. 6. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех. 7. Приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения; в обществе действует принцип «разрешено все то, что не запрещено законом». 8. Свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида; свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других. Таким образом, развитие государственности в современных условиях идет по пути становления гражданского общества и правового государства. Политические партии
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.015 с.) |