Политический режим и его разновидности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический режим и его разновидности



Для более детальной характеристики существующей в обществе политической системы, особенностей осуществления государственной власти в политической науке используется понятие «политический режим». Вопрос о соотношении его с понятием «политическая система» является одним из самых запутанных. Например, американский политолог М. Хагопян использует эти два понятия как синонимы. На наш взгляд, главные отличия политических режимов проявляются в рамках самих политических систем по принципам организации ветвей и конкретных институтов власти, формам и методам ее осуществления.

Политический режим – это совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры.

Классификации политических режимов разнообразны. Политические режимы в современной науке подразделяют с точки зрения форм правления. Например, режимы парламентского типа и режимы президентские. В более частном смысле различают либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий, особо жестокий режим правления (фашистского или экстремистского типа). Наиболее распространенным и, на наш взгляд, удачным является деление политических режимов и соответствующих политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Тоталитаризм – это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.

Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, целостность) и «totalis» (весь, полный, целый). В политический лексикон его впервые ввел Б. Муссолини в 1925 году для характеристики своего движения.

Идейные истоки тоталитаризма восходят к глубокой древности. Идеи тотальной управляемости обществом, необходимости подчинения индивида государству, единомыслия и коллективизма можно найти у Шан Яна, Гераклита, Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа, Фихте, Гегеля, Маркса, Ленина. Первые классические теории тоталитаризма складываются в 40 – 50-е годы ХХ века благодаря работам Ф. Хайека, Х. Арендт, К. Фридриха, З. Бжезинского. Во многом это объясняется тем, что только в ХХ веке тоталитаризм получил практическое воплощение.

Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества, которая привела к созданию системы массовых коммуникаций, сделала возможными тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. Порождением индустриализма и этатизма является лежащее в основе тоталитаризма коллективистско-механистическое мировоззрение, суть которого состоит в восприятии мира как огромной механической системы, а идеального государства – как хорошо организованной фабрики, машины, состоящей из центра управления, «узлов и винтиков», подчиняющихся единой команде.

К субъективным предпосылкам тоталитаризма следует отнести психологическую неудовлетворенность человека разрушением традиционных связей и ценностей в индустриальную эпоху, нарастанием социального отчуждения. Кроме того, тоталитаризм привлекает возможностью преодолеть собственную неполноценность, выдвинуться за счет принадлежности к избранной социальной группе, расе, нации, классу, партии.

К социально-экономическим предпосылкам тоталитаризма относятся экономические кризисы, рост социального недовольства масс, маргинализация общества, где различные социальные группы не имеют устойчивого положения и статуса.

Из политических предпосылок тоталитаризма следует особо выделить появление массовых организаций и партий с жесткой полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и непосредственным их выразителям – вождям, руководству в целом.

Несмотря на глубокие содержательные различия, тоталитарные концепции имеют общую логику. Еще Н. А. Бердяев указывал, что первоистоки тоталитаризма следует искать в политизации утопии, которая в тоталитарной модели отождествляется с абсолютной истиной.

В качестве основных черт тоталитаризма в современной политической науке выделяются:

1) идеологизация всей общественной жизни;

2) монополия на информацию, полный контроль за средствами массовой информации;

3) крайняя нетерпимость к инакомыслию, запрещение всякой политической оппозиции и создания любых организаций без санкции властей, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников;

4) отрицание общечеловеческих основ морали, подчинение ее политической целесообразности;

5) ядром тоталитарной политической системы выступает партия, которая срастается с государством, концентрирует реальную власть в обществе;

6) наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (служба безопасности, милиция, армия), массовый террор и запугивание населения;

7) полная экономическая зависимость индивида от государства;

8) монополия государства на распоряжение всеми важнейшими жизненными ресурсами и самим человеком.

Господство тоталитаризма в той или иной форме в ХХ веке испытала примерно треть населения земного шара. В отдельных странах он существует и сегодня. История показала, что тоталитарный режим обладает высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например, победы в войне и т. д. И все-таки тоталитаризм – исторически обреченный строй, это общество-самоед, не приспособленное к своевременному качественному обновлению, инициативному хозяйствованию, эффективному созиданию.

Наиболее распространенными в современном мире являются авторитарны е режимы, которые занимают промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Авторитарные политические режимы очень разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и т. д. Их объединяют следующие основные признаки:

1) носителем власти выступает один человек или группа лиц;

2) неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам: при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;

3) реальная или потенциальная опора на силу;

4) монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции;

5) рекрутирование политической элиты путем назначения сверху, а не на основе конкурентной борьбы;

6) отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику.

Учитывая эти признаки, авторитаризм можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Воздействие авторитаризма на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К слабым относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие сколько-нибудь эффективного контроля за властью, возможностей предотвращения политических авантюр или произвола. В то же время авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечивать политическую стабильность, общественный порядок, быстро осуществлять реорганизацию общества и проведение реформ.

Авторитарные режимы в своем развитии могут ориентироваться как на тоталитаризм, так и на демократию. В определенных условиях ориентирующаяся на демократию сильная авторитарная власть может оказаться эффективным средством окончательного слома тоталитарных структур, предотвращения анархии и хаоса, проведения радикальных экономических реформ, постепенного создания работоспособных демократических институтов. Однако для этого необходимо наличие массового демократического движения, оказывающего постоянное давление на власть в целях сохранения прогрессивной демократической ориентации.

Рассмотрение демократии – тема отдельной лекции, однако, характеризуя демократические режимы, представляется возможным выделить следующие их основополагающие черты:

1) признание народа источником власти. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве; он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) равноправие граждан; демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав;

3) подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;

4) выборность основных органов государства.

Современные либеральные демократии провозглашают помимо названных фундаментальных принципов соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства, ограничение власти большинства над меньшинством, уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его, верховенство закона, разделение властей.

Таким образом, современный общественно-экономический прогресс во многом питает демократический менталитет и ценностные ориентации граждан, стимулирует развитие демократии, которая при наличии определенных социальных предпосылок имеет значительные преимущества перед другими формами правления. Только она в состоянии надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола, создать наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.008 с.)