И национальные проблемы в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И национальные проблемы в России



Современная этнополитическая ситуация в России подтверждает известный постулат: межнациональные, межэтнические отношения сложны и одновременно тонки и хрупки, а поэтому сравнительно легко могут быть разрушены.

Обострение межнациональных отношений и усиление межнациональной напряженности в нашей стране явились следствием не только социально-экономического кризиса. Многие этнополитические проблемы порождены противоречиями, присущими самой национальной сфере. Уникальность России в этнонациональном и конфессиональном отношениях характеризуется многими чертами. Прежде всего здесь проживают нации и народности, значительно различающиеся по своей численности. Так, из более 120 народов, населяющих Россию, численность только таких коренных наций, как русские, татары, чуваши, башкиры и мордва, превышает один миллион человек, а остальные имеют значительно меньшую численность.

Этническая картина России, с точки зрения государственности, представляет весьма сложное явление: 16 этнических групп (всего 7,8 миллиона человек) представляют народы стран СНГ; 30 этнических групп (1,3 миллиона человек) – народы за пределами стран СНГ (поляки, болгары и т. д.); 30 этнических групп (173 тыс. человек) – народы, нигде в мире не имеющие государственности (цыгане, курды, уйгуры и т. д.); 22 народа (116 тыс. человек) не имеют национально-террито-риальных образований; 10 народов (67 тыс. человек) не имеют никаких национальных территорий ни в Российской Федерации, ни в СНГ, ни в других странах.

На межнациональную обстановку оказывает влияние то обстоятельство, что во многих республиках в составе РФ титульное население (народ, давший название государственному образованию) составляет меньшинство. Из 21 республики только в 5 титульное население превышает 50% населения данной республики: в Чувашии (чуваши – 69%), Туве (тувинцы – 64%), Коми (коми-пермяки – 60%), Чечне (чеченцы – 58%), Северной Осетии (осетины – 53%). Во всех республиках РФ, «коренное население» составляет 32%, а в автономных округах – 10,5%. Такая ситуация порождает известное противоречие между титульным и нетитульным населением в республиках. Реалии сегодняшнего дня позволяют сделать вывод: национальная государственность, возникнув как средство решения национального вопроса, стала теперь одной из причин межнациональной напряженности.

Особенность России состоит и в том, что многие народы в ней проживают дисперсно, т. е. рассеяны по всей стране. Так, лишь около 30% татар живут в Татарстане, остальные проживают в других республиках РФ. В связи с этим возникает вопрос: являются ли республики национальными государствами одной нации, давшей им название? Полиэтнический состав населения и другие факторы дают отрицательный ответ. Однако по советской традиции республики считаются национальными государствами со всеми вытекающими из этого последствиями. Этот анахронизм ведет к тому, что население республик делится на «коренные» и «некоренные», «титульные» и «нетитульные» нации (национальности). А это способствует таким явлениям, как дискриминация, двойной стандарт, асимметрия в распределении богатства и власти в этих государствах, и приводит к межэтническим столкновениям и конфликтам.

Россия вместе с тем является многоконфессиональной страной. В ней помимо двух основных конфессий (христианства и ислама) существуют десятки различных религиозных объединений. Переплетение этнического и религиозного может создать взрывоопасную ситуацию, ибо в межэтнических конфликтах часто используется религиозный фактор.

Огромную роль в межнациональных отношениях играет субъективный фактор – национальные лидеры, элита, политические партии, общественные движения, религиозные организации, советы старейшин и т. д. Это наглядно проявилось в событиях последнего 10-летия XX века. Во всяком случае то, что произошло в межнациональных отношениях, – это результат действия субъективного фактора, игнорировавшего объективные потребности народов.

Современная этнополитическая ситуация в России остается сложной, еще сохраняется достаточно высокий уровень напряженности.

В 1992–1993 гг. заметно активизировались национал-сепаратистские, дезинтеграционные устремления со стороны республик и регионов. Под угрозой оказался сам принцип федеративных отношений в России. Страну буквально лихорадило. Почти во всех ее республиках возникли и активизировались национальные движения под лозунгами суверенизации, этнократии, установления системы преференций для титульной нации и т.п. В ряде мест использовались антирусские лозунги, а также требования, направленные против беженцев и вынужденных переселенцев. В октябре 1992 года разразился ингушско-осетинский конфликт. Обострилась межэтническая ситуация на всем Северном Кавказе. У федеральных органов возникли конституционные конфликты с рядом республик.

Конституционный кризис обострился летом 1993 г., когда на конституционном совещании лидеры республик потребовали признания центром республик как суверенных государств, одновременно они выступили против предоставления всем субъектам Российской Федерации равных прав во взаимоотношениях с федеральными органами власти. Руководители краев и областей требовали уравнять все субъекты Федерации между собой и по отношению к федеральным органам власти. В отношениях субъектов Федерации создавалась тупиковая ситуация. Развязка наступила неожиданно. В президентском проекте Конституции эти требования республик не были зафиксированы, а предложения краев и областей нашли в ней отражение. Реакция руководства республик, национальных движений на положения Конституции в области прав субъектов РФ были спокойной, что и явилось началом перелома в межнациональных отношениях.

Почему лидеры республик, национальных движений спокойно восприняли отсутствие в проекте Конституции РФ положение о суверенитете республик? Объясняется это следующим. После октябрьских событий 1993 года, когда закончилось двоевластие, республиканские руководители лишились возможности балансировать между двумя ветвями власти с выгодой для себя. Они не смогли использовать в своих целях и национальные движения, апеллировать к национальным чувствам людей, которых последствия распада СССР многому научили. Они стали более критично относиться к лозунгам суверенизации, сепаратизма и обособленности. Поэтому националистическим силам все труднее становится разыгрывать национальную карту.

Однако было бы непростительной ошибкой думать, что в межнациональных отношениях с конца 1993 года наступило затишье. Особенность межнациональных отношений заключается в том, что вспышка напряженности или противостояния может возникнуть или использоваться отдельными политиками или мафиозными структурами для достижения своих узкокорыстных целей. Об этом свидетельствуют трагические события, происходящие сегодня в Чеченской Республике.

В сфере межнациональных отношений имеется немало объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на этнополитическую ситуацию в России. Рассмотрим некоторые из них.

Множество национальных проблем порождено противоречивостью двух принципов, изначально заложенных в основу государственного устройства Российской Федерации. Это принцип национально-территориального и административно-территориального устройства многонациональной России. В современных условиях сохраняется историческая необходимость этих принципов. Однако противоречия между субъектами Федерации могут обостряться и порождать конфликты, поскольку фактически неравноправными остаются взаимоотношения этих субъектов (республик, краев, областей) с федеральными органами государственной власти. Напряженность будет возрастать по мере этнизации национальных образований и вытеснения из них русских. К сожалению, такой процесс имеет место в ряде республик. Русские и русскоязычное население выталкиваются из Тувы, Якутии, Коми, республик Северного Кавказа.

Расширяется и усиливается практика этнического противостояния в национальных образованиях граждан титульных национальностей лицам нетитульных национальностей, которым все чаще указывают на то, что они «пришельцы», «некоренные», «инородцы», и против которых используют языковой и религиозный факторы, ярлыки «шовинистов», «имперской нации». Происходит этнизация государственных органов, престижных сфер, т. е. вытеснение лиц нетитульной национальности из сферы политики, экономики, Так, в Татарстане татары составляют 48,5 % населения, а за последние годы в структурах органов власти и управления они стали занимать до 80 % должностей. Подобная картина в Туве, Якутии, республиках Северного Кавказа. Разделение жителей на коренных и некоренных неконституционно. При такой дискриминации нетитульных национальностей трудно надеяться на межнациональное согласие и спокойствие.

Вызывает тревогу несоблюдение предусмотренного Конституцией РФ равенства прав и свобод граждан вне зависимости от их национальности. Зачастую право и закон применяются или не применяются по национальному признаку. Серьезную опасность представляет национальный эгоизм и претензии на исключительность. Между тем согласно конституционно-правовым нормам ни одна этническая группа не может обладать исключительным правом контроля над территорией, институтами власти и ресурсами, ибо носителем власти является все население субъекта Федерации. Равенство прав обусловливает необходимость принятия согласованных решений, учитывающих интересы различных этнических групп.

Федерация – проверенная опытом многих стран эффективная форма государственного устройства. Непременным условием прочности и жизнеспособности федеративного устройства является равноправие входящих в Федерацию субъектов. Нарушение этого принципа грозит прочности Федеративного союза. Казалось бы, истина очевидна. Однако в РФ, похоже, решили пренебречь этим. Иначе чем объяснить подписание с Татарстаном договора, предоставляющего ему особый статус. Фактически это означает перевод отношений России с этой республикой на конфедеративные отношения. Но такого же статуса могут потребовать другие республики, что и происходит сегодня. Подписывая подобные договоры, федеральные органы лишь провоцируют национал-сепаратистские настроения у лидеров национальных образований, что способствует обострению противоречий между республиками, с одной стороны, и краями и областями – с другой. В итоге все это ведет к переходу республик на конфедеративные отношения с центром, а мировой политический опыт свидетельствует, что конфедерации очень легко распадаются.

Проблема укрепления территориальной целостности и единства Российского государства сохраняет свою актуальность. В этой связи важное значение имеет региональная политика, базовые принципы которой заложены в Конституции РФ. С принятием в 1993 году Конституции РФ, предоставившей большую самостоятельность регионам, главным для регионов становится эффективное использование своих прав, а их борьба с центром бессмысленна. Поэтому те политики, которые продолжают борьбу за более широкие полномочия, фактически подрывают единство страны.

Сохранение и укрепление федеративного государства напрямую зависит от национального самочувствия и благополучия русских. В России русские составляют абсолютное большинство населения. И хотя им не угрожает ассимиляция, забвение родного языка, утрата национальной самобытности, положение русских вызывает серьезную тревогу. Обычно, когда говорят о русском вопросе, имеют в виду положение русских в ближнем зарубежье. Но менее дискомфортно чувствуют себя русские и в самой России.

В чем суть русского вопроса? Кратко определить ее трудно. Отметим, по меньшей мере, две стороны этого вопроса. Первая заключается в понижении жизнеспособности русского этноса, о чем свидетельствуют такие вопиющие факты, как его физическая деградация и вымирание, социально-культурный упадок, утрата духовного начала. Вторая сторона проявляется в ухудшении отношения к русским других этносов страны.

Сегодня русские в России оказались в трудном, униженном положении, связанном с подъемом местного национализма. Дело дошло до того, что они вынуждены выезжать из некоторых национальных образований, оказавшись в положении беженцев в своем государстве. Особенно большой поток беженцев и вынужденных переселенцев наблюдается из республик Северного Кавказа.

Не могут не тревожить социальное положение русских и неблагоприятная демографическая ситуация. Так, по важнейшим социальным индикаторам русские оказались последними среди более или менее крупных народов России, а по смертности и падению рождаемости первыми. Русское население Российской Федерации в 1989 году насчитывало 120 млн. человек, его прирост в 1979–1989 гг. составлял 5,6 % (в целом по России – 7,1 %). Относительная доля русских в населении Российской Федерации в 1989 г. была равна 81,5 %, за период 1979–1989 гг. этот показатель понизился на 1,1 % и в 1990–1994 гг. имел тенденцию к дальнейшему снижению. Правда, за последние 2–3 года много русских переселилось в Россию из ближнего зарубежья, что может стабилизировать долю русских в населении страны. Ныне Россия – единственное государство из бывших республик СССР, откуда люди не выезжают, а куда, наоборот, приезжают. Вместе с тем следует иметь в виду следующее. Унижения и оскорбления русских, их дискриминация в национальных образованиях не могут быть бесконечно терпимы. К тому же существует опасность перерастания русской национальной идеи в воинствующую силу, в бытовой шовинизм, когда в общественном сознании под влиянием экономической разрухи и политической нестабильности срабатывает механизм национальной самозащиты. Необходимо активно противостоять этому процессу, ведь национализм большого народа по своим последствиям несравним ни с какими социальными катастрофами.

Каковы первоочередные меры по снижению остроты «русского вопроса»?

Прежде всего нужно обеспечить национальный паритет с другими народами на территории всех субъектов Федерации, в частности, равенство в использовании родного языка в официальных отношениях, общественной и культурной нации. Важно также гарантировать право и возможность на этнокультурную самоорганизацию, например, путем создания регионально-культурных ассоциаций на территориях, где русские находятся в меньшинстве. Необходима государственная поддержка программ возрождения регионального многообразия русской национальной культуры и русских переселенцев. Власти должны быть готовы к новым потокам беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья. Из 26 миллионов русскоязычных человек, оказавшихся за рубежом, в Россию уже вернулось 2,3 млн. Согласно данным официальной статистики, из Таджикистана и Азербайджана уехала треть русских, из Грузии – четверть. Увеличивается число репатриантов из Казахстана. Сложность решения проблем русских беженцев и переселенцев (в политическом плане) заключается в том, что они представляют собой активную, действующую и взрывоопасную группу, склонную поддерживать националистические силы, ультрапатриотические организации. Анализ тенденций в СНГ показывает, что поток иноязычного населения на территорию России будет возрастать, что обусловлено экономической и политической нестабильностью в бывших республиках СССР, межродовыми и межплеменными столкновениями.

В связи с этим возникла относительно новая проблема. Ее суть состоит в том, что среди коренного русского населения образуется прослойка иноязычного населения и появляются межэтническая напряженность и конфликты в Центральной части России (особенно в крупных городах). Неконтролируемая миграция населения усугубляет уже имеющиеся социальные проблемы. На этой базе обостряются противоречия между мигрантами (армянами, грузинами, азербайджанцами, чеченцами, ингушами и др.) и русским населением. Все решительнее звучат требования о выселении этих мигрантов.

Таким образом, в России сохраняются регионы межнациональных кризисных ситуаций (зона Северной Осетии и Ингушетии, Чечня), а также регионы потенциальных межнациональных кризисов (Северный Кавказ, Краснодарский и Ставропольский края, Центральная часть России, Москва, Санкт-Петербург и др.).

Развитие межнациональных отношений в ближайшее время будет зависеть от социально-экономической и политической обстановки в России. Прогнозы пока неблагоприятны. Тревожным является усиление неравномерности развития субъектов Российской Федерации за последние годы. Если эта неравномерность будет усугубляться, то неминуемо усиление центробежных стремлений у субъектов, оказавшихся в более выгодном положении с точки зрения социально-экономического и внешнеторгового развития.

Усиливающиеся потоки миграции в России являются еще одним источником межнациональной напряженности и возможности использования национального фактора в политических целях национальной элитой. Принятая в 1993 году Конституция РФ является правовой основой национальных отношений и играет определенную стабилизирующую роль. Однако имеющиеся в ней противоречия в части федеративного устройства не способствуют смягчению напряженности в межэтнических отношениях. Решение межнациональных проблем в Российской Федерации возможно на основе использования собственного и мирового опыта, который должен включать проведение целого комплекса социально-экономических, политических и правовых мероприятий, в основе которых будут лежать принципы демократии, гуманизма и законности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.012 с.)