Понятие, структура и функции политических систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, структура и функции политических систем



Общество представляет собой сложную, саморегулируемую систему, состоящую из ряда подсистем – экономической, политической, социальной и т. д. Каждая из подсистем в свою очередь имеет свои подсистемы, свое место и играет свою роль в общественной системе.

Общественная система включает в себя и такие элементы, как социальные группы, классы, нации, каждые из которых имеют свои специфические интересы, далеко не всегда совпадающие с интересами других социальных общностей и с интересами общества в целом. Названные элементы, стремясь удовлетворить свои интересы, вступают в определенные взаимоотношения – политические отношения. Последние требуют регулирования, без которого нельзя обеспечить стабильность и устойчивое развитие всей общественной системы в целом, т. е. требуют политических регулятивных действий.

Поскольку общество является саморегулируемой системой, оно функционирует и развивается с помощью саморегуляции, а не в результате регулирующего воздействия какой-либо силы, стоящей над обществом, и не по воле и желанию отдельных личностей, как бы ни была велика их роль в истории. Поэтому общественная система объективно должна иметь специальную подсистему, предназначенную для управления обществом. Такой и является политическая система.

Термин «политическая система общества» получил свое широкое распространение относительно недавно – в середине XX столетия. За точку отсчета берется вышедшая в 1953 г. работа американского политолога Д. Истона «Политическая система». В настоящее время это понятие употребляется постоянно и повсеместно.

Причина появления этого термина заключалась в том, что необходимо было дать целостное представление о политике, политической жизни общества и невозможности сделать это с помощью уже существовавших понятий. Данный же термин позволил решить задачи системного анализа политики, показать различия и взаимодействия этой и других сфер общественной жизни, сопоставить отдельные элементы политики между собой с гораздо меньшими трудностями.

В основе этого термина лежат три понятия: «система», «политика», «общество».

Первое призвано обратить внимание на такое общественное явление, которое имеет системный характер. Это значит, что оно представляет собой определенную целостность, образованную совокупность всего множества входящих в нее элементов. Эти элементы особым образом связаны между собой, находятся во взаимодействии друг с другом. А это есть структура системы, благодаря которой она приобретает качество внутренне организованного, упорядоченного целого.

Понятие системы указывает также на неразрывное единство каждой системы с окружающей ее средой, на взаимозависимости между ними.

В процессе взаимодействия со средой происходит формирование и проявление присущих системе свойств и обнаруживается ее целостность.

К тому же каждый структурный компонент системы можно рассматривать с двух сторон: с одной – в качестве подсистемы в рамках данного целого; с другой – в качестве системы, но более низкого уровня, которая также имеет свои компоненты, свою специфику в способах организации, функционирования и т. д.

Слово «политическая» здесь указывает на характер изучаемой системы, ее отличие от других общественных систем. Назначение рассматриваемого слова состоит в том, чтобы с самого начала было ясно, о каком конкретном виде систем человеческого общества идет речь.

Система политическая – это значит, что она связана с политической сферой общественной жизни. В ее основе лежат политика, политические отношения, политическая власть. Это относится как к системе в целом, так и ко всем ее структурным элементам. Политика – непосредственный, главный предмет существования и функционирования политической системы.

Понятие «общество» в этом сочетании дает ответ на вопрос об уровне политической системы. Дело в том, что в современной политической науке рассматривается несколько уровней политической системы. Большинство ученых придерживаются той точки зрения, согласно которой термин «политическая система» может быть применен только к системе, действующей в рамках общества в целом, любой страны современного мира. Они считают, что в таком обществе существует только одна политическая система. Обосновывается это тем, что в обществе каждой страны существует лишь одно государство, одна государственная власть, и это имеет решающее значение для создания и деятельности политической системы.

Другие ученые, возражая против такого подхода, утверждают, что в каждом обществе есть множество политических систем, которые присутствуют практически во всех общностях и объединениях людей. В соответствии с такими взглядами связь политической системы с государством необязательна. Политическая система может существовать в обществе и при отсутствии государства. В таком случае политическую систему можно обнаружить на любом уровне социальной системы.

Иногда рассматривается и международный уровень политической системы, в качестве подсистемы которой будет являться, в частности, политическая система общества той или иной страны.

Более полному представлению смысла термина «политическая система» может способствовать уяснение его отличия от ряда понятий, нередко отождествляемых с ним. В их числе такие, как «политическая организация общества», «политическая жизнь общества», «политический строй», и другие. Так, по сравнению с понятием «политическая система общества» понятие «политическая жизнь общества» является более широким. Им охватываются все политические связи, явления и процессы, имеющие место в обществе на всех его уровнях – от места жительства людей до государственного, общенационального, мирового. Политическая система общества – это лишь часть политической жизни общества, хотя и наиболее высокого уровня зрелости. Для политической жизни общества признак системности не является отличительным, как для политической системы общества. Понятие «политический строй» распространяется и на политическую систему и на политическую жизнь общества. Понятие «политическая организация общества», будучи более узким по сравнению с понятием «политическая система общества», чаще всего акцентирует внимание на системе организаций и учреждений (институтов), составляющих один из структурных элементов политической системы общества, ее статическую, а не динамическую часть.

В современной науке существуют различные подходы в определении сущности содержания политической системы общества. В научной литературе существует около тридцати определений политической системы общества.1 Это объясняется тем, что ученые, занимающиеся этим вопросом, принадлежат к различным направлениям, течениям, школам современной политической науки. Применительно к сущности политической системы общества определяющим фактором выступает прежде всего неодинаковое понимание и толкование политики, политических отношений, политической власти.

В зарубежной политологии политической системой общества считают:

– в одном случае – совокупность организаций и учреждений (институтов) общества, относя к ним государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения и т. д.;

– в другом – комплекс основополагающих идей политики;

– в третьем – единство взаимоотношений и взаимодействий в сфере политической жизни.

В ряде стран Запада, и прежде всего в США, приобрел широкое распространение подход, согласно которому политическую систему рассматривали как политическое поведение, политический процесс в рамках определенных организаций, объединений, общностей людей даже в том случае, если эти институты и не являются по своему характеру политическими.

Эти представления о политической системе общества получили свое отражение в соответствующих определениях. Так, Д. Истон рассматривал политическую систему общества как «совокупность взаимодействия субъектов, посредством которых в обществе властно, авторитетно распределяются ценности»; М. Хус определяет ее как «комплекс идей, принципов, законов, доктрин и т. п., формирующих единое целое и заполняющих собой содержание определенной философии, религии, формы правления»; Ст. Колман – «система может быть определена как совокупность объектов и элементов (реальных или абстрактных), взятых вместе с существующими между ними отношениями»; Т. Мадрон – «совокупность объектов и их признаков, скрепленных сетью отношений» и т. д.

В марксистской политической литературе содержится иное понимание политической системы общества. Здесь акцент делается на классовый характер политики, подчеркивается ее управленческая роль. Она рассматривается как механизм осуществления политической власти, политического руководства обществом. Об этом свидетельствуют соответствующие определения.

Так, польские политологи считают, что «политическую систему можно определить как совокупность различным образом взаимосвязанных формальных и неформальных организаций, создаваемых как господствующим классом (группой), так и группами, ему противостоящими».1

В советской политологии политическая система общества трактуется как «совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование отношений между классами, социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность и определенный социальный порядок». 2

Развернутое определение политической системы общества содержится в коллективном труде «Основы теории политической системы»: «политическая система – это универсальная управляющая система классового общества, компоненты которой связаны «вторичными» политическими отношениями и которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти».3

В современной российской политологии политическая система определяется как «целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений».4

Вполне понятно, что любое из приведенных определений политической системы общества не является достаточным при ее характеристике, однако, взятые в совокупности, они позволяют составить о ней необходимое представление.

Политическая система общества является совокупностью взаимодействующих подсистем. В ее структуре выделяются пять подсистем: институциональная, функциональная, регулятивная, информационно-коммуникативная и идеологическая.

Институциональная подсистема состоит из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения, различные органы представительной и прямой демократии, средства массовой информации, церковь и т. д.). Ведущим институтом, сосредоточивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Велико значение и других институтов политической системы, т. к. они влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие.

Функциональная подсистема состоит из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и т. д.).

Регулятивная подсистема представляет собой совокупность политико-правовых норм, а также других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (конституция, законы, традиции, политические принципы, взгляды и т. д.).

Информационно-коммуникативная подсистема выступает как совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики, устанавливает связи между институтами политической системы. Значение этой подсистемы велико, т. к. люди способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации.

Идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, концепций, взглядов (политическое сознание, политическая культура, политическая социализация и т. д.).

Каждая из этих подсистем имеет свою собственную особую структуру, формы внешней и внутренней организации, способы выражения.

В современной политологии разработано несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Наиболее известными из них являются модели американских ученых Д. Истона и Г. Алмонда.

Д. Истон в своих работах «Политическая система» (1953 г.), «Концептуальная структура политического анализа» (1965 г.) и «Системный анализ политической жизни» (1965 г.) представил политическую систему как саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, активно реагирующий на импульсы-команды, поступающие извне (рис. 4).

 

 

Обратные связи

 

Требования Решения

 

 

Поддержка Действия

 

 

Обратные связи

 

Рис. 4. Функционирование политической системы (по Д. Истону).1

 

Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности (материальные и духовные) и на этом основании предотвращаются конфликты между членами общества. Он выделяет две основные функции политической системы: 1) политическая система должна быть в состоянии распределить ценности в обществе; 2) политическая система должна убедить своих граждан принять это распределение как обязательное. Эти два качества позволяют, по его мнению, сразу отличить политическую систему от других видов социальных систем, а также придать общественной системе устойчивость.

У политической системы, по мнению Истона, есть вход, через который извне поступают импульсы в форме требований и поддержки. Требования он представляет как форму выражения о правомерности обязывающего распределения со стороны субъектов власти. Эти требования делятся на внешние, идущие от среды, и внутренние, идущие из самой системы. Они могут быть, в зависимости от характера и направленности, как конструктивными, так и деструктивными, а по содержанию – регулировочными, распределительными и коммуникативными. Поддержку Истон считал главной суммой переменных, связывающих систему с окружающей средой. Поддержка выражается в материальной (налоги, сборы и т. д.) и нематериальной (участие в выборах, уважение к власти, соблюдение законов и т. д.) формах. Истон выделяет три объекта поддержки: политическое общество (группа людей, связанных друг с другом в одной структуре благодаря разделению деятельности в политике), режим (ценности, нормы и структура власти), правление (люди, участвующие в непосредственных делах политической системы и признанные гражданами ответственными за свою деятельность). Независимо от происхождения требования и поддержка становятся частью политической системы и должны участвовать в процессе функционирования власти.

Политическая система подвергается многочисленным воздействиям со стороны окружающей среды, которые могут быть различной силы и направленности. Если импульсы слабые, то политическая система не имеет достаточной информации для принятия решений. В случае, когда воздействие является сильным, но односторонним, то властные структуры принимают решения в интересах какой-либо группы, слоя, что в свою очередь может привести к дестабилизации политической системы. Ошибочные решения возможны также из-за перенасыщенности системы информацией, идущей сильными импульсами из внешней среды.

Выход информации выражает способы реагирования системы на окружающую среду и на себя. «Исходящие» импульсы осуществляются в виде решений и политических действий. По Истону, они обусловлены самой сущностью и природой политической власти, что является предназначением политической системы. Если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям всех слоев общества, то поддержка, оказываемая политической системе, усиливается. Решения и действия весьма трудно находят понимание и поддержку тогда, когда власть индифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание только своим собственным требованиям и идеям. Такие политические решения могут иметь негативные последствия, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. Основными средствами, с помощью которых можно справиться с напряженностью в политической системе, Истон считает адаптацию, самосохранение, переориентировку усилий, изменение целей и т. д. А это возможно лишь благодаря способности власти реагировать на поступающие в систему импульсы «обратной связи». Это особенно важно учитывать, если власть стремится сохранить минимальный уровень поддержки политической системы. Кроме того, она должна искать новую основу поддержки. Обратная связь является одним из механизмов устранения кризисных или предкризисных ситуаций.

Таким образом, политическая система – не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамическая система.

Другая модель политической системы была предложена Г. Алмондом в его работах «Политика развивающихся регионов» (1966 г.), «Сравнительная политика: концепция развития» (1968 г.), «Сравнительная политика сегодня» (1988 г.).

С его точки зрения, политическая система – это система взаимодействия различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уровня – институциональный (политические институты) и ориентационный (политическая культура). Модель Алмонда (рис. 5) учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты. По его мнению, при исследовании политической системы необходимо учитывать, что каждая система имеет свою собственную структуру, но все системы осуществляют одни и те же функции. Важной особенностью политической системы является ее многофункциональность и смешанность в культурном смысле.

Алмонд считает, что ввод информации складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, их обобщения и интеграции. Эти функции называют функциями артикуляции и агрегирования интересов. В основном они реализуются политическими партиями, партийными системами, общественными организациями и т. д. С помощью этих функций формируются и распределяются по степени важности и направленности требования граждан. Такое укрупнение и интегрирование осуществляется для того, чтобы обобщить и дать всеобщее выражение частным интересам и требованиям, придать им по возможности общенациональное измерение в интересах стабильности системы.

 

 

 


Рис. 5. Политическая система: модель Г. Алмонда1

Специфическое место занимает функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.

Функции выхода информации (или функции конверсии) состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительств), формализации правил (придание им юридического оформления), непосредственного выходаинформации (практическая деятельность правительства по осуществле- нию внутренней и внешней политики). К исходящим функциям отно- сится также контроль за соблюдением правил и норм, предполагающий

истолкование законов, пресечение действий, нарушающих правила, урегулирование конфликтов и наложение наказаний.

В модели Алмонда политическая система предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды, мифы, создавая яркие и доходчивые символы и лозунги, манипулирование ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения ее функций. Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.1

В современной науке представлены различные подходы к типологии функций политической системы.

Функции могут подразделяться на основе целевого подхода к политике на:

· политическое целеполагание (определение целей, задач, программ деятельности);

· мобилизация ресурсов;

· интеграция общества;

· регулирование режима социально-политической деятельности;

· распределение ценностей;

· легитимация.

Д. Истон, Дж. Пауэлл и др. выделяют следующие функции:

· регуляционная;

· экстараакционная (мобилизационная);

· дистрибутивная (распределительная);

· реактивная.

Ряд зарубежных политологов подразделяют функции на две большие группы.

 

I. Внутрисистемные:

· координирующие;

· воспитательные;

· инициативные.

II. Внесистемные:

· политическое представительство;

· целеполагание;

· интеграция;

· регуляция;

· коммуникация.

Марксистские политологи исходят из того, что политическая система любого общества является субъектом управления и выполняет следующие регулятивно-управленческие функции:

· защита и обеспечение удовлетворения интересов господствующего класса или социальной группы;

· обеспечение определенной степени защиты и удовлетворения интересов других классов и социальных групп;

· сочетание интересов различных классов и социальных групп;

· защита и обеспечение удовлетворения общечеловеческих интересов;

· сочетание интересов классов и социальных групп и общечеловеческих интересов;

· оказание регулятивно-управленческого воздействия на другие подсистемы общества;

· обеспечение стабильности и устойчивости развития общественной системы в целом;

· защита интересов общества и его безопасности в межгосударственных отношениях.

В современной политологии наиболее полно и последовательно анализирует функции политической системы Г. Алмонд. Он доказывает, что все системы выполняют два базовых набора функций – функции «ввода» и функции «вывода». Более подробно они рассмотрены в его модели политической системы.

Алмонд рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях, что позволяет сравнивать различные типы политических систем.

Первый уровень – возможности системы. Возможности он понимал как власть правительства над обществом, степень влияния на умы и поведение людей в интересах достижения правительственных целей. По его мнению, существует пять различных типов возможностей, вероятность использования которых зависит от направленности решаемых задач, состояния социально-экономической структуры, типа политического режима, уровня легитимности и т. д. Эти возможности могут быть весьма велики в одних случаях и чрезвычайно малы в других.

1. Экстраактивная (мобилизационная) – это способность системы черпать человеческие и материальные ресурсы (таланты людей, поддержка, деньги и т. д.) в определенных целях.

2. Регулирующая возможность – это способность контролировать поведение отдельных людей и групп в обществе, регулировать деятельность общества.

3. Распределительная возможность – это способность создавать, размещать и распределять материальные и нематериальные ценности в обществе.

4. Реагирующая возможность – это способность системы реагировать на требования «подачей на выход» соответствующей политики, отвечать на многообразные требования, исходящие от различных групп.

5. Символизирующая возможность связана с потребностью в легитимности и поддержке, со способностью системы развивать популярные убеждения, взгляды, мифы, создавая яркие и доходчивые символы и лозунги, манипулировать ими с целью поддержания необходимой легитимности для осуществления своих целей.

На данном уровне анализа выявляются соответствие политической системы обществу, характер активности политической системы по отношению к другим системам.

Второй уровень функционирования политической системы отражает то, что происходит в ней самой, т. е. имеется в виду конверсивный процесс (способы превращения входящих факторов в исходящие). Конверсивный процесс одной политической системы можно анализировать и сравнивать с процессом другой системы согласно схеме Алмонда, где выделяют шесть основных функций:

1) как формируются требования (артикуляция интересов);

2) как происходит комплектование требований в альтернативные программы действий (агрегирование интересов);

3) как формируются нормы (нормотворчество);

4) как эти нормы претворяются в жизнь (реализация норм);

5) как они контролируются и регулируются (контроль над нормами);

6) как все эти разнообразные действия соотносятся друг с другом внутри данной системы, а также при взаимодействии системы с окружающей средой.

Третий уровень – функции поддержания модели и адаптации (процессы социализации и политического рекрутирования). Здесь важным моментом является обеспечение соответствия политических акций и политического развития базовым принципам, постоянное воспроизводство нормативного поведения и образцов его мотивации. Оптимальный уровень достигается обеспечением устойчивой реакции граждан по отношению к властям и постоянной поддержке.

Политическая система, функционирующая в условиях постоянного изменения баланса сил и интересов, решает проблему обеспечения общественной динамики в рамках устойчивости и законности, поддержания порядка и политической стабильности.1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.057 с.)