Политический конфликт, его сущность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический конфликт, его сущность



И значение в политике

Рост кризисных явлений, обостряемый борьбой за господство тех или иных ценностей и претензий на определенный статус, власть и ресурсы, может привести к возникновению конфликта.

Конфликт (от лат.conflictus – столкновение) – это столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Под конфликтом подразумевается такой способ взаимодействия людей, социальных общностей и социальных институтов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, препятствуют реализации ее целей (интересов).

Из этого определения следует, что для возникновения конфликта необходимы по меньшей мере две стороны, цели которых реально или предположительно несовместимы. Конфликт возникает в том случае, когда стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга. Наконец, при конфликте всегда идет речь о попытке достижения, изменения или сохранения способности контролировать и направлять поведение другой стороны. Следовательно, политический конфликт – это выявление в сознании и поведении субъектов политики отражения социально-политических противоречий на разных уровнях и в различных формах. Политический конфликт представляет собой экстремальное состояние политического действия тех или иных политических институтов, представляющих интересы больших социальных групп, взаимопротивопоставление различных политических сил по определенным вопросам политической жизни.

О политическом конфликте можно говорить на микро- и макроуровне. Первый есть личностное или внутригрупповое противодействие (например, внутрипартийный конфликт), второй – межгрупповое противодействие (например, классовый или межгосударственный конфликт).

В мировой политической мысли существуют различные теории, раскрывающие причины возникновения политических конфликтов.

Одной из самых влиятельных долгое время оставалась теория К. Маркса, согласно которой политическая борьба отражает классовую борьбу. Классовые различия и неравенство порождают глубокий антагонизм, который является основой конфликтности и политической борьбы.

Психологические концепции (З. Фрейд, К. Г. Юнг) видят источник политической конфликтности в конкуренции между индивидами за лучшее место в обществе и борьбе граждан против власти, угнетающей по самой своей природе.

Теория структурализма (М. Дюверже, Р. Дарендорф) рассматривает конфликт мотивационной основой политической жизни, нормой, а не патологией общественного развития. Структурализм исходит из признания постоянных изменений и демонстрации несогласия и конфликта в любом обществе. Поэтому для любого общества характерно насилие одной его части над другой, которое и лежит в основе политического развития.

Теория функционализма (С. Липсет, Д. Аптер) признает, что всем сложным обществам свойственны глубокие противоречия и конфликты. Однако консенсусные институты и ценности являются необходимым условием сохранения и развития общества. Каждый элемент общества выполняет определенную функцию, тем самым способствуя сохранению и развитию общественного организма, опираясь при этом на консенсус ценностей.

Консенсус – это согласие значимого большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального и политического порядка, выраженное в действиях. Под наиболее важными аспектами политического порядка понимается определенная система ценностей и норм, объединяющих данное общество и гарантирующих его стабильность.

Можно сделать вывод, что структурализм основывается на модели противоречия, тогда как функционализм – на модели равновесия, показывающей, как система корректирует структурные диспропорции.

Среди узловых вопросов теории конфликтов важное место принадлежит их типологии, что обусловлено потребностью контролирования и регулирования конфликтов и предвидения их последствий. В современной политологии существуют различные классификации социально-политических конфликтов. Конфликты могут возникать между странами, нациями, социальными группами, классами, политическими институтами и т. д. Вполне правомерно говорить о конфликтах политического, экономического и идеологического характера. В зависимости от уровня организации общественной жизни конфликты подразделяют на конфликты между индивидами, социальными группами, слоями, классами, а также крупными социально-политическими системами на региональном и глобальном уровнях.

Конфликты также классифицируют исходя из состава и количества сторон, участвующих в противоборстве, применения или неприменения в них насилия, степени их остроты и интенсивности. Выделяют конфликты на почве антагонистических и неантагонистических противоречий по основным и неосновным вопросам политической жизни.

Французский политолог М. Дюверже выделяет несколько типов политических конфликтов:

– горизонтальные и вертикальные;

– между теми, кто имеет власть и теми, кто ее не имеет;

– внутри правящего класса, между меньшинством, которое контролирует аппарат управления, и большинством класса;

– между управляющими и управляемыми:

– между индивидами, группами и классами;

– между субъектами и объектами власти.

В политологии также различают открытые и скрытые конфликты, макро- и микроконфликты, внутриполитические и внешнеполитические конфликты.

Политические конфликты – драматические моменты в судьбах общества, однако их роль в общественно-политическом развитии амбивалентна (двойственна). Они дезорганизуют, дестабилизируют социально-политическую обстановку, но одновременно служат началом нового этапа развития. Разрешение политических конфликтов позволяет снять препятствия для нормального функционирования общественной системы, ведет к выявлению и изменению соотношения сил, что нарушает патовую ситуацию, блокирующую дальнейшее общественно-политическое развитие.

Таким образом, в анализе современных конфликтов политическая наука выделяет психологические, демографические, географические, общественно-политические и культурные факторы возникновения конфликтов. Политические конфликты внутри общества основываются на главном общественном противоречии – отношении господства и подчинения, насилия одной части общества над другой. На этой почве и возникают политические конфликты.

В социальной и политической структуре общества конфликт характеризуется уровнем, масштабами, остротой, сферой возникновения и другими параметрами. Наиболее значимыми конфликтами считаются те, которые охватывают все уровни социальной и политической структуры, затрагивают и вовлекают максимально возможное в конкретных условиях число участников (всеобщие конфликты). Такие конфликты происходят в сфере общественных отношений, связанных с проблемами завоевания власти, ее сохранения, укрепления или подрыва, то есть имеют политический характер. Меньшую значимость имеют частные конфликты, охватывающие лишь часть социально-политических структур, однако при определенных условиях (нестабильность, напряженность) они могут перерасти во всеобщие.

 

 

Политический протест

Конфликты, прямо не затрагивающие государственные интересы, разрешаются не государством, а заинтересованными сторонами. Государство может выступать арбитром (социальные конфликты). Однако, когда конфликт развивается и на определенном этапе угрожает интересам общества и государства, власть в лице правоохранительных органов и других структур вмешивается в конфликт. Это происходит в ряде случаев:

1) когда конфликт угрожает серьезно затронуть интересы людей, не участвующих в нем;

2) совершение участниками конфликтов противоправных действий и нарушение закона (акты насилия, вандализма, погромы и т. д.);

3) угроза превращения конфликта в причину массового затяжного насилия одних членов общества над другими.

В развитии конфликта выделяют: возникновение конфликтной ситуации, эскалацию конфликта, пик конфликта, спад и исход конфликтной ситуации. За исходом часто следует постконфликтный синдром, который характеризуется в отношениях ранее конфликтовавших сторон и может оказаться началом повторного конфликта. Политический конфликт может завершиться успехом или поражением одной из сторон, компромиссом или взаимоуничтожением.

Неизменным спутником политических кризисов и конфликтов внутри общества выступает политический протест.

Политический протестэто выражение недовольства проводимой властями политикой в той или иной сфере общественной жизни, которое проявляется в организации целенаправленных действий, демонстрирующих негативное отношение индивидов, социальных слоев и групп населения к деятельности и организации власти.

В более широком смысле политический протест представляет собой отрицательную реакцию политических сил на сложившиеся политические отношения. Социальным основанием политического протеста являются различия в общественном (в том числе политическом) статусе этнических, социальных и иных общностей, дестабилизация этого статуса, стремление его повысить. Социально-психологические основы политического протеста связаны с такими чувствами и состояниями, как неудовлетворенность, ущемленность, возмущение, агрессия, страх, недоверие к существующим политическим институтам и т. п. Движущей силой политического протеста всегда являются наиболее активные в социальном и интеллектуальном отношении слои – молодежь (студенты) и интеллигенция.

Объектом политического протеста может быть вся общественная или политическая система, определенные виды политической деятельности (например, национальная политика, порождающая этнический протест) или отдельные политические решения – кадровые, налоговые и пр. Носителями политического протеста, его субъектами могут выступать отдельные люди, социальные группы или массы, что приводит к возникновению индивидуального, группового или массового политического протеста.

В политологии обычно выделяют активные и пассивные формы политического протеста, мирные и немирные методы его проявления. Активные формы политического протеста предполагают организацию массовых акций, демонстрирующих отношение граждан к проводимой властями политике (митинги, демонстрации, политические забастовки, организация и проведение массовых кампаний гражданского неповиновения). Пассивные формы политического протеста более скрытны и недовольство здесь проявляется в основном на личностном уровне путем отказа от участия в общественной и политической жизни и выполнения обязанностей, возлагаемых на личность властью (отказ от участия в выборах, отказ от службы в армии, от участия в кампаниях поддержки существующего режима и т. д.).

Методы политического протеста, исключающие насилие и кровь, принято считать мирными. Методы политического протеста, выходящие за рамки закона и связанные с насильственными действиями по отношению к органам власти, представителям властных структур и другим гражданам, считаются немирными. Одной из наиболее распространенных форм массового ненасильственного протеста в современной политике является абсентеизм – уклонение избирателей от участия в выборах, которое может приобретать и организованный характер, когда некоторые партии призывают к бойкоту выборов.

В реальной действительности активные и пассивные формы, мирные и немирные методы политического протеста очень часто взаимосвязаны и могут переходить друг в друга, способствуя либо разрешению конфликтной ситуации, либо обострению конфликта.

Главное условие урегулирования политических конфликтов основано на взаимной гарантии терпимости к интересам друг друга со стороны групп, участвующих в конфликте, разрешении конфликтов через принцип большинства при уважении прав меньшинства, управлении конфликтом через дискуссию и свободной критики правительства. Путь к демократии лежит через признание ценности и самобытности каждой отдельной личности, каждой позиции в той мере, в какой она не противоречит закону и общественной стабильности.

В мировой практике разрешения политических конфликтов разработана демократическая процедура контроля над конфликтными ситуациями, которая содержит следующие основные требования:

1) взаимный оперативный обмен достоверной информацией об интересах, намерениях и шагах сторон, участвующих в конфликте;

2) сознательное взаимное воздержание от применения силы, способной придать неуправляемость развитию конфликтной ситуации;

3) отказ от действий, обостряющих конфликт;

4) привлечение беспристрастных арбитров к разрешению политического конфликта;

5) использование существующих норм национального и международного права, способствующих преодолению конфликта.

Особое значение в процессе разрешения конфликтных ситуаций придается органам внутренних дел, роль и место которых на разных этапах развития кризисов и конфликтов в обществе обусловлена тем, что они являются важным инструментом осуществления власти, поддержания правопорядка и фактором обеспечения стабильности. Органы внутренних дел как государственная структура призваны способствовать сохранению политической системы, ее функционированию и обеспечивать управляемость общественных процессов. Деятельность ОВД строится в соответствии с законом (Конституция РФ, Закон о милиции), специальными приказами, инструкциями и распоряжениями министра внутренних дел. В политическом конфликте сотрудники ОВД обязаны выполнять свой служебный долг и непосредственные функции по обеспечению правопорядка, соблюдению законности, охране жизни, здоровья и имущества граждан. Сотрудники ОВД обязаны противодействовать попыткам обострить ситуацию, решительно пресекать противоправные действия, стремясь при этом избежать столкновений противоборствующих сторон и не допустить кровопролития. В своей деятельности по преодолению конфликтов сотрудники ОВД могут выполнять посреднические функции и обязаны по возможности объяснять гражданам последствия их противоправных действий.

Современное российское общество – общество переходного типа, находящееся в состоянии глубокой трансформации. В таком обществе частная конфликтность неизбежна. В процессе реформ все более очевидным становилось объективное внутреннее несовпадение, даже определенное противоречие между двумя их главными целями: достижением экономической эффективности, требующим коренных рыночных преобразований, и долгосрочной политической эффективностью, требующей развития и укрепления демократических институтов, опирающихся на широкую социальную базу.

Рыночная экономика непосредственно не создает предпосылок для политической демократии и в определенных пределах совместима с авторитаризмом. В российских условиях реформы непосредственно ухудшают экономическое, социальное и моральное состояние преобладающей части населения. В результате возрастает стремление рассматривать демократию в ее различных проявлениях как помеху для решительных либеральных реформ, а авторитарные методы – как кратчайший путь к их осуществлению. В современном российском обществе происходит противостояние старой номенклатуры и новой чиновничьей элиты, директората и новых предпринимателей, производственных коллективов во главе с администрацией и «бюджетников», фермеров и «аграриев». Особой остротой в Российской Федерации отличаются национально-этнические и территориальные конфликты. В ближайшее время весьма вероятно дальнейшее обострение социально-экономических и политических конфликтов, которые могут проявляться в проведении массовых актов политического протеста.

В целом, подводя общие итоги, следует подчеркнуть, что наиболее продуктивными средствами разрешения конфликтных ситуаций являются подтверждение легитимности правящего режима, способность политической элиты обеспечить постепенное реформирование общества, достигать соглашения с политическими противниками (что означает согласие меньшинства в той или иной степени присоединиться к выполнению принимаемых большинством решений), образовывать различные политические коалиции, согласительные комитеты для поддержания гарантий гражданского мира, формировать позитивный образ политических лидеров в глазах населения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.51.235 (0.023 с.)