Функционирования гражданского общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирования гражданского общества



Важнейшими гарантами, условием и одновременно следствием демократии стал процесс формирования гражданского общества и правового государства в различных странах демократического мира.

В современной науке нет однозначного определения гражданского общества. Существуют три основных подхода к определению сущности гражданского общества, в соответствии с которыми гражданское общество трактуется как:

1) человеческая общность на определенной стадии развития, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества;

2) совокупность негосударственно-экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных, нравственных и др. отношений;

3) сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти.

Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.

В современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур.

Оно включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

Гражданское общество формируется раньше государства путем возникновения простейших, немногочисленных и неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, изготовления предметов одежды и быта, защиты от диких зверей и врагов. Со временем эти объединения становятся более многочисленными, функционально разнообразными, устойчивыми.

На определенной стадии развития гражданского общества возникает государство. По мере дальнейшего развития гражданское общество добивается законодательного упорядочения и регулирования отношений между ним и государством, вынуждает последнее создавать в обществе некоторый консенсус на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека.

В конце XX в. благодаря высокому развитию гражданского общества в развитых странах значительно возрастает степень защищенности индивидуальных и общественных сфер жизни от излишней регламентации со стороны государства. Одновременно достаточно развитое гражданское общество становится основой стабильности политических режимов, что особенно характерно, например, для скандинавских стран.

Гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. Вместе с тем опыт свидетельствует, что оно функционирует и развивается гораздо успешнее, когда для этого создаются благоприятные внутренние и внешние условия. В значительной мере их создает само общество через государство, и нередко – вопреки ему.

Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества является владение каждым его членом конкретной собственностью или участие во владении ею, право использовать ее и распоряжаться по своему усмотрению.

Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие в нем развитой, многообразной социальной структуры, отражающей богатство и разноплановость интересов представителей различных групп и слоев. При «размытой» социальной структуре индивид связан с государством напрямую, а это существенно ограничивает реализацию его личных прав и свобод.

Необходимая предпосылка жизнедеятельности гражданского общества – достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самостоятельности при включенности в тот или иной общественный институт.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, арендные коллективы, товарищества, акционерные общества, ассоциации, корпорации и др. добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает: семьи; общественные, общественно-политические, политические организации и движения; органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых и иных коллективах; механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов; негосударственные средства массовой информации. В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказать свое мнение; самостоятельность и независимость творческих, научных и др. объединений от государственных и политических структур.

Гражданское общество существует и функционирует в диалектически противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к нему.

Активизация жизнедеятельности гражданского общества делает все более очевидным, что государство не должно регламентировать повседневную трудовую, предпринимательскую, творческую и иную деятельность своих граждан. В развитом гражданском обществе функции государства сосредоточиваются на выработке общей стратегии развития; определении и обосновании приоритетов, темпов, пропорций развития экономической и социальной сфер общества; стимулировании общественно-полезной деятельности граждан и защите их прав, собственности и личного достоинства; демократизации всех сфер жизнедеятельности народа, защите границ и обеспечении необходимого внутреннего порядка.

Россия относится к странам «запаздывающего» типа развития. Поэтому процесс формирования гражданского общества в ней начался достаточно поздно – с реформ 60-х годов 19 века. Однако появление ростков гражданского общества в лице средних классов, элементов правового государства, что нашло выражение, например, во введении суда присяжных, было прервано в октябре 1917 года. Социалистическая революция и последующие события уничтожили первые ростки гражданского общества тоталитарным огосударствлением всех сфер жизни.

Глубокий социально-экономический кризис в современной России, усиливающиеся политические и этнические конфликты, рост преступности, коррупции, воровства являются следствием отсутствия зрелого гражданского общества. Опыт Советской России показывает, что концентрацией политического господства в руках властвующей партии и государства за счет развития общества невозможно решить проблему создания эффективного в социально-экономическом и политическом отношении общества. Ведь в этих условиях не происходит становления самостоятельного субъекта исторического и социального процесса – зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.

На пути формирования гражданского общества и демократии в современной России существует ряд трудностей. Прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные прежним тоталитарным режимом, которые во многом отторгают экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. Ошибки и трудности реформирования, сопровождающиеся постоянным падением уровня жизни большинства населения, привели к тому, что значительная часть граждан испытывает реакцию отторжения таких ценностей демократии и гражданского общества, как частная собственность, конкуренция, неравенство, рынок. Процесс формирования гражданского демократического общества осложняется национальными проблемами современной России и социальной стратификацией на основе отношений собственности.

В таких условиях государство могло бы быть инициатором и гарантом поступательного процесса формирования гражданского общества, создавая правовые, экономические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само государство должно на практике все больше приобретать признаки правового конституционного государства.

Итак, в настоящее время человечество все более осмысливает сущность и понимает необходимость высоко развитого гражданского общества; современный уровень развития мировой цивилизации настоятельно требует кардинального расширения границ гражданского общества и возникновения нового, адекватного современности его типа. Для этого в современных условиях крайне необходимо совершенствовать законодательство, создающее условия для развития гражданского общества, следует корректировать действующие и принимать новые законы, направленные на дальнейшую демократизацию государства, его экономической и политической жизни, на развитие форм собственности и предприимчивости граждан, на гуманизацию социальной политики, усиление правовой защищенности граждан и раскрепощение духовной жизни общества.

Понятия «демократия» и «гражданское общество» являются одними из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и прикладных аспектов этих понятий обусловлена очевидным повышением роли простых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества – экономической, политической, социальной, духовной.

Однако демократия выступает в настоящее время скорее как привлекательный идеал, а не как характеристика реальных демократических государств. Это понятие содержит в себе внутреннее противоречие. В современной науке представлены различные теории и концепции демократии, выработаны общие принципы и условия демократии и гражданского общества, разработаны проблемы демократизации и построения демократического гражданского общества.

Вместе с тем значительную часть функций по регулированию общественной жизни в демократических обществах по-прежнему осуществляют представительные и другие органы власти, т. е. государство. В сущности, демократия в ее нынешнем виде – форма государства, одна из его разновидностей, пусть даже самая совершенная.

Полная демократия означает отсутствие какой-либо роли институтов государства в регулировании общественной жизни, какого-либо проявления отношений господства людей над людьми. В сущности, полная демократия есть неполитическая, безгосударственная организация жизни. Но исчезновение государства из жизни общества означает утрату и нынешнего смысла понятия «демократия».

Таким образом, при наличии в обществе государства демократия не является полной, а при полной демократии становятся ненужными и государство, и сама демократия как властная форма регулирования общественных отношений.

Итак, современная демократия как форма политической жизни представляет собой определенный порядок организации власти, отбора людей в структуры власти и контроля за их деятельностью со стороны подвластных. Этот порядок имеет своей целью достичь полного совпадения интересов властвующих и подвластных. Однако имеющиеся в действительности механизмы демократии пока еще далеко не гарантируют реализацию данной цели. Различные формы современной демократии, конечно же, могут и должны оцениваться на предмет их предпочтительности. Но ни одна из них не обеспечивает выполнение самим народом без каких-либо посреднических структур всех функций по управлению общественными делами. Не упраздняют они и деление общества на господствующие и подчиненные социальные группы. Все это означает, что путь к полной демократии или, что одно и то же, к безгосударственной организации общественной жизни если не бесконечен, то очень и очень длинен.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.122.150 (0.014 с.)