Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функционирования гражданского общества
Важнейшими гарантами, условием и одновременно следствием демократии стал процесс формирования гражданского общества и правового государства в различных странах демократического мира. В современной науке нет однозначного определения гражданского общества. Существуют три основных подхода к определению сущности гражданского общества, в соответствии с которыми гражданское общество трактуется как: 1) человеческая общность на определенной стадии развития, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; 2) совокупность негосударственно-экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных, нравственных и др. отношений; 3) сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти. Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. В современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Гражданское общество формируется раньше государства путем возникновения простейших, немногочисленных и неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, изготовления предметов одежды и быта, защиты от диких зверей и врагов. Со временем эти объединения становятся более многочисленными, функционально разнообразными, устойчивыми. На определенной стадии развития гражданского общества возникает государство. По мере дальнейшего развития гражданское общество добивается законодательного упорядочения и регулирования отношений между ним и государством, вынуждает последнее создавать в обществе некоторый консенсус на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека.
В конце XX в. благодаря высокому развитию гражданского общества в развитых странах значительно возрастает степень защищенности индивидуальных и общественных сфер жизни от излишней регламентации со стороны государства. Одновременно достаточно развитое гражданское общество становится основой стабильности политических режимов, что особенно характерно, например, для скандинавских стран. Гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. Вместе с тем опыт свидетельствует, что оно функционирует и развивается гораздо успешнее, когда для этого создаются благоприятные внутренние и внешние условия. В значительной мере их создает само общество через государство, и нередко – вопреки ему. Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества является владение каждым его членом конкретной собственностью или участие во владении ею, право использовать ее и распоряжаться по своему усмотрению. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие в нем развитой, многообразной социальной структуры, отражающей богатство и разноплановость интересов представителей различных групп и слоев. При «размытой» социальной структуре индивид связан с государством напрямую, а это существенно ограничивает реализацию его личных прав и свобод. Необходимая предпосылка жизнедеятельности гражданского общества – достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самостоятельности при включенности в тот или иной общественный институт. В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, арендные коллективы, товарищества, акционерные общества, ассоциации, корпорации и др. добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые ими по собственной инициативе.
Социально-политическая сфера гражданского общества включает: семьи; общественные, общественно-политические, политические организации и движения; органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых и иных коллективах; механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов; негосударственные средства массовой информации. В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства. Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказать свое мнение; самостоятельность и независимость творческих, научных и др. объединений от государственных и политических структур. Гражданское общество существует и функционирует в диалектически противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к нему. Активизация жизнедеятельности гражданского общества делает все более очевидным, что государство не должно регламентировать повседневную трудовую, предпринимательскую, творческую и иную деятельность своих граждан. В развитом гражданском обществе функции государства сосредоточиваются на выработке общей стратегии развития; определении и обосновании приоритетов, темпов, пропорций развития экономической и социальной сфер общества; стимулировании общественно-полезной деятельности граждан и защите их прав, собственности и личного достоинства; демократизации всех сфер жизнедеятельности народа, защите границ и обеспечении необходимого внутреннего порядка. Россия относится к странам «запаздывающего» типа развития. Поэтому процесс формирования гражданского общества в ней начался достаточно поздно – с реформ 60-х годов 19 века. Однако появление ростков гражданского общества в лице средних классов, элементов правового государства, что нашло выражение, например, во введении суда присяжных, было прервано в октябре 1917 года. Социалистическая революция и последующие события уничтожили первые ростки гражданского общества тоталитарным огосударствлением всех сфер жизни. Глубокий социально-экономический кризис в современной России, усиливающиеся политические и этнические конфликты, рост преступности, коррупции, воровства являются следствием отсутствия зрелого гражданского общества. Опыт Советской России показывает, что концентрацией политического господства в руках властвующей партии и государства за счет развития общества невозможно решить проблему создания эффективного в социально-экономическом и политическом отношении общества. Ведь в этих условиях не происходит становления самостоятельного субъекта исторического и социального процесса – зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.
На пути формирования гражданского общества и демократии в современной России существует ряд трудностей. Прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные прежним тоталитарным режимом, которые во многом отторгают экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. Ошибки и трудности реформирования, сопровождающиеся постоянным падением уровня жизни большинства населения, привели к тому, что значительная часть граждан испытывает реакцию отторжения таких ценностей демократии и гражданского общества, как частная собственность, конкуренция, неравенство, рынок. Процесс формирования гражданского демократического общества осложняется национальными проблемами современной России и социальной стратификацией на основе отношений собственности. В таких условиях государство могло бы быть инициатором и гарантом поступательного процесса формирования гражданского общества, создавая правовые, экономические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само государство должно на практике все больше приобретать признаки правового конституционного государства. Итак, в настоящее время человечество все более осмысливает сущность и понимает необходимость высоко развитого гражданского общества; современный уровень развития мировой цивилизации настоятельно требует кардинального расширения границ гражданского общества и возникновения нового, адекватного современности его типа. Для этого в современных условиях крайне необходимо совершенствовать законодательство, создающее условия для развития гражданского общества, следует корректировать действующие и принимать новые законы, направленные на дальнейшую демократизацию государства, его экономической и политической жизни, на развитие форм собственности и предприимчивости граждан, на гуманизацию социальной политики, усиление правовой защищенности граждан и раскрепощение духовной жизни общества. Понятия «демократия» и «гражданское общество» являются одними из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и прикладных аспектов этих понятий обусловлена очевидным повышением роли простых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества – экономической, политической, социальной, духовной.
Однако демократия выступает в настоящее время скорее как привлекательный идеал, а не как характеристика реальных демократических государств. Это понятие содержит в себе внутреннее противоречие. В современной науке представлены различные теории и концепции демократии, выработаны общие принципы и условия демократии и гражданского общества, разработаны проблемы демократизации и построения демократического гражданского общества. Вместе с тем значительную часть функций по регулированию общественной жизни в демократических обществах по-прежнему осуществляют представительные и другие органы власти, т. е. государство. В сущности, демократия в ее нынешнем виде – форма государства, одна из его разновидностей, пусть даже самая совершенная. Полная демократия означает отсутствие какой-либо роли институтов государства в регулировании общественной жизни, какого-либо проявления отношений господства людей над людьми. В сущности, полная демократия есть неполитическая, безгосударственная организация жизни. Но исчезновение государства из жизни общества означает утрату и нынешнего смысла понятия «демократия». Таким образом, при наличии в обществе государства демократия не является полной, а при полной демократии становятся ненужными и государство, и сама демократия как властная форма регулирования общественных отношений. Итак, современная демократия как форма политической жизни представляет собой определенный порядок организации власти, отбора людей в структуры власти и контроля за их деятельностью со стороны подвластных. Этот порядок имеет своей целью достичь полного совпадения интересов властвующих и подвластных. Однако имеющиеся в действительности механизмы демократии пока еще далеко не гарантируют реализацию данной цели. Различные формы современной демократии, конечно же, могут и должны оцениваться на предмет их предпочтительности. Но ни одна из них не обеспечивает выполнение самим народом без каких-либо посреднических структур всех функций по управлению общественными делами. Не упраздняют они и деление общества на господствующие и подчиненные социальные группы. Все это означает, что путь к полной демократии или, что одно и то же, к безгосударственной организации общественной жизни если не бесконечен, то очень и очень длинен.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.122.150 (0.014 с.) |