Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическое развитие и политическая стабильностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Политический процесс как форма функционирования политической системы общества и важнейшая характеристика политической системы в целом, определяющая исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций, эволюционирует в пространстве и времени. Эволюция политических систем и режимов правления в каждый отдельный момент отличается тем или иным состоянием структур управления, степенью включенности граждан в отношения с государством и другими показателями, выражающими качественные особенности и характер политических изменений. Оценка этих параметров дает возможность говорить о степени политической развитости данных систем власти. В современной политологии политическое развитие определяется как нарастание способностей политической системы к гибкому приспособлению к изменяющимся социальным условиям (требованиям групп, новому соотношению сил и ресурсов власти) при сохранении и увеличении возможностей для элит и рядовых граждан выполнять свои специфические функции в деле управления обществом и государством. Процесс политического развития включает эволюцию политических механизмов, связывающих интересы и требования населения с властью, согласование политических интересов и изменения ориентации политической администрации и лидеров. В различные исторические периоды политическое развитие может осуществляться как в революционной, так и в эволюционной форме. Революция ведет к смене политической системы, в то время как в эволюционные периоды происходит накопление количественных изменений, не меняющих принципиально политическую систему общества. Политическое развитие теснейшим образом связано с политической модернизацией. Политическая модернизация означает определенную направленность политических изменений, целью которых является повышение адаптируемости политической системы к новым социальным требованиям на основе рационализации ее строения. Проблемы политического развития стран в переходных условиях наиболее полно описываются теорией модернизации, которая представляет собой совокупность различных схем и моделей, анализа, раскрывающих динамику преодоления отсталости традиционных государств. Все существующие теории модернизации основываются на признании неравномерности общественного развития, наличия досовременного периода в развитии государств и понимании необходимости преобразования (модернизации) отсталых стран в индустриальные (постиндустриальные). Следовательно, термин «модернизация» означает одновременно и стадию (состояние) общественных преобразований, и процесс перехода к современному обществу. При этом страны, достигшие высокого уровня развития естественным путем, рассматриваются как носители «спонтанной модернизации», а те, которым еще предстоит пройти этот путь, как государства «отраженной модернизации». Суть модернизации заключается в переходе от традиционных форм организации общественной жизни к современным, т. е. рациональному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-политических структурных изменений, преобразования нормативной и ценностной систем. В современной науке выделяются необходимые составные элементы политической модернизации, к которым относятся: – рационализация власти, т. е. верховенство закона в рамках всего национального государства; – дифференциация политической структуры, подразумевающая развитие специализированных структур, реализующих новые роли и функции. Правовая, военная, административная области становятся автономными от политической сферы и решают свои специфические задачи и проблемы; – развитие массового политического участия, включает возрастающее участие в политике социальных групп и развитие новых политических институтов, таких как: политические партии, общественные объединения и организации. Расширение участия в политике может усиливать контроль над правительством со стороны населения, что происходит в демократических государствах, или может усиливать контроль над населением со стороны правительства, как в авторитарных государствах. Для политической модернизации определяющее значение имеет не копирование каких-либо моделей развития (президентская или парламентская республика, двух- или многопартийная система, федерация или унитарное государство), а создание политических институтов, обеспечивающих диалог между населением и правительством, что позволяет последнему своевременно и эффективно реагировать на возникновение новых социально-экономических и политических проблем. Значительное влияние на характер и эффективность политической модернизации в обществе оказывают: политическая институализация, политический порядок и политическая стабильность. Политическая институализация – это процесс, в котором политические организации и методы действия приобретают стабильность, способность осуществлять изменения без собственного разрушения. Уровень политической институализации определяется: адаптируемостью (способностью приспособления к новым условиям), сложностью (разнообразие подразделений внутри организации), автономностью (самостоятельностью политических организаций) и согласованностью (согласие относительно правил политических действий) входящих в политическую систему организаций. Под политическим порядком в современной политологии понимается организованность, упорядоченность и согласованность, функциональность и устойчивость политических отношений. Политический порядок проявляется в легитимности и определенности направлений деятельности властных структур, в постоянстве нормативов, привычности типов политического поведения. Характеристике политического порядка помогает категория стабильности, то есть сохранение режима устойчивости и согласованности с минимальными отклонениями. Политическая стабильность – это система связей между различными политическими субъектами, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовывать возложенные на нее функции (функционировать). Различают внутриполитическую, региональную и международную политическую стабильность. Главными субъектами внутриполитической стабильности выступают государство, политические организации, общественные объединения. Базисными субъектами политической стабильности являются государство и общество. Основным признаком и показателем внутриполитической стабильности является возможность политической системы выполнять возложенные на нее задачи и обеспечивать нормальное функционирование общественных институтов. В зависимости от обстоятельств функционирование политической системы и выполнение возложенных на нее задач обеспечивается либо в согласии с волей народа, через легитимацию власти, либо вопреки выявившейся властной нелегитимности. В политологии различаются два типа поддержания внутриполитической стабильности: автономный и мобилизационный. Автономная, или открытая система внутриполитической стабильности выполняет возложенные на нее функции за счет легитимации власти, путем согласования интересов различных социальных групп, политических партий, организаций и объединений. Политическая стабильность достигается здесь за счет отлаженного действия прямых и обратных связей между управляющими и управляемыми. Мобилизационная система поддержания политической стабильности основывается либо на ярко выраженной легитимности всеобщего общественного подъема (отражение агрессии, социально-экономические и политические реформы и т. д.), либо на замене эффективного функционирования системы принуждением, открытым насилием (террором, репрессиями) по отношению к обществу в целом или отдельным его элементам. При рассмотрении региональных или международных систем поддержания политической стабильности выделяют еще смешанный тип, для которого характерны признаки как автономного, так и мобилизационного типов. В зависимости от организации властных отношений в обществе, функционирования политической системы и ресурсов их жизнеспособности в политической науке выделяют также статический и динамический типы поддержания политической стабильности. Статический тип поддержания политической стабильности основывается на создании и сохранении неподвижных социальных и политических структур, постоянных политических институтов и отношений. В основе динамического типа поддержания политической стабильности лежит гибкость и восприимчивость политической системы к происходящим в обществе изменениям. Динамический тип поддержания политической стабильности свойственен открытым демократическим обществам и позволяет проводить социальные и политические изменения в пределах сложившейся общественно-политической системы. Статический тип поддержания политической стабильности свойственен закрытым, тоталитарным обществам. Этот тип обычно опирается на насилие и рано или поздно перестает адекватно реагировать на потребности в изменениях, что неизбежно ведет к застою и последующей дестабилизации, возникновению кризисов политического развития и конфликтных ситуаций. Все это в конечном итоге приводит к разрушению режима правления и политического строя, к трансформации закрытого общества в более подвижное и жизнеспособное социально-экономическое и политическое образование. Полная политическая стабильность или состояние неподвижности, которое не предполагает каких-либо изменений, – явление исключительное в мировой политике. Смена правительств, активность оппозиции привычны для большинства стран, в том числе и для тех, которые считаются политически стабильными. Полная или абсолютная стабильность, если она и возможна (при высоком уровне благосостояния, огромной силе традиций, сглаживании проявлений неравенства, жесткой диктатуре), то неизбежно ведет к накапливанию проблем, росту неудовлетворенности. Полная стабильность – идеал статического бытия – обрекает экономику страны на застой, а государство и политическую систему – на политическую смерть. Демократия осложняет решение проблем стабильности, особенно в обществе со множеством противоречий политического и экономического характера. В то же время мировой опыт свидетельствует, что только демократическая политическая система способна в длительной исторической перспективе, адекватно реагируя на насущные потребности общественного развития, сохранять стабильность и устойчивость. Среди социальных факторов на политическую стабильность работают рост экономики и благосостояния, уменьшение социальных противоречий в условиях жизни, убеждение в благополучии страны по сравнению с другими. И наоборот, факторами нестабильности являются социальные контрасты, религиозные, территориальные, этнические противоречия, нетерпимость.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.007 с.) |