Личность в политической системе общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность в политической системе общества



 

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую бы значительную роль ни играли социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступают личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

 

Понятие личности

Рассматривая проблему личности, мы используем понятия: «человек и индивид», «субъект», «личность». Чаще всего человек в философской и психологической литературе определяется как социально-биологический вид – Homo sapiens, индивид рассматривается как единичный представитель этого вида, в понятии же «личность» подчеркивается социальное содержание человеческого индивида.

Человеку как «единичному явлению» (индивиду) присущи все объективные признаки человеческого рода, т. е. он является существом разумным, творческим, социальным. Содержание человека в его многогранной активно-творческой деятельности нельзя установить вне системы социальных отношений. К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» высказал это со всей определенностью: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений».1 Эта формула имеет основополагающее значение для решения проблем человека в целом.

Субъект – это человеческий индивид, способный целенаправленно и целесообразно регулировать свое собственное поведение и развитие, воздействовать на условия своего существования. Субъект – «это человек для себя»,2 – говорил Гегель. Обособление субъекта связано с тем, что чувства и разум, реально существуя как чувства и разум индивида, представляют его внутренний (личный) мир.

Чувства и мысли человека являются субъективным образом объективного, прежде всего социального мира. В то же время субъект реально проявляет себя в деятельности, в которой он осуществляет свои цели и которая может совершаться не иначе как в определенных конкретно-исторических условиях, являющихся объективными, подчиненными социальным законам.

Личность – это индивид человеческого общества. При этом особо подчеркивается, что личность – субъект. Это сформировавшийся зрелый человек, без патологических отклонений психики, обладающий определенными духовными и практическими данными, делающими его активным и творческим, юридически и морально ответственным перед обществом. Зрелость человека означает определенную стабилизацию в его социальном развитии. У разных людей она достигается в разные сроки и подразумевает завершение образования, получение и закрепление профессиональных навыков, выработку более или менее устойчивого мировоззрения, получение гражданских прав. Развитие человека, в процессе которого могут изменяться его представления, мировоззрение, род деятельности, продолжается всю жизнь. Личность – человеческий индивид, субъект конкретно-исторического содержания, мерой развития которого выступает раскрытие в ней социальной сущности.

Личность как одиночное явление в системе общего и особенного неповторима.

Раскрытие сущности личности, то есть выявление той основы, которая при всех индивидуальных особенностях огромного числа людей присуща им как личностям, – подобная задача, вставшая перед многими мыслителями.

Личность обособляется и проявляет себя как таковая не иначе как в общении с другими людьми и только через это общение. Каждый индивид принадлежит и общности людей, где осуществляется его физическая и духовная жизнь во всем богатстве ее многообразных проявлений. Поэтому сущность человека выявляется в общении с другими людьми. «Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении …»1

В структуру личности включены основные ее свойства: интересы, способности, мировоззрение, самосознание, характер, дающие наиболее полное представление о личности как субъекте.

Интерес – это стимул, более или менее постоянная направленность, тенденция, сосредоточенность помыслов человека на каком-то предмете, которые показывают склонность к определенной деятельности, а также содержание самой деятельности. Обычно интересы разделяют по их содержанию на материальные, политические, духовные, профессиональные и т. д. Они отличаются по масштабности, могут быть узкими и широкими, односторонними и многогранными, значительными и незначительными. Интенсивное проявление интереса есть заинтересованность, усиливающая активность человека.

Интересы личности в конечном счете зависят от социальных интересов. Поэтому при всем их разнообразии они имеют объективное содержание, связывающее людей друг с другом.

Самые существенные жизненные интересы, обусловленные общностью бытия, представляют «скрепку», которая объединяет цели и влечет, направляет деятельность множества людей. «Интерес – вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества», – писали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Способность характеризует степень пригодности человека к различного рода деятельности. Ее предпосылками являются природные задатки человека, которые реализуются только в социальных условиях. Наивысшими степенями способностей является талант и гениальность.

Мировоззрение – это система наиболее общих и существенных взглядов человека на окружающий мир, общество и самого себя. Оно может быть расплывчатым или более определенным, научным или религиозным, материалистическим или идеалистическим. Мировоззрение включает в себя идеологические представления и убеждения, освещающие социальную позицию человека.

Самосознание – это осознание человеком самого себя в окружающем мире, самооценка, умение самостоятельно ставить перед собой цели и сознательно определять направление своих действий. В наиболее развитом виде самосознание предполагает определенную систему взглядов на жизнь, т. е. оно основывается на мировоззрении, и в нем особую роль играет идеология. Отражая в себе все другие качества личности, а именно интересы и характер, оно определяет мотив деятельности, т. е. сознательно поставленную и обоснованную цель, направляющую поведение личности, установку. Система установок, направленность внимания личности на те или иные социальные ценности есть ценностная ориентация личности.

Самосознание – образ Я – это установка человека по отношению к самому себе, определенная ориентация, связанная с пониманием своих склонностей, интересов, возможностей, ясность целей и средств их достижения. По определению И. Кона, «самосознание – это прежде всего сознание себя как некой устойчивой более или менее определенной единицы, которая сохраняется независимо от меняющихся ситуаций. Это, в свою очередь, предполагает фактическое единство, преемственность и последовательность установок и ценностных ориентаций, осознаваемых как личные интересы и склонности; их совокупность образует некоторое, хотя бы весьма расплывчатое, мировоззрение, в свете которого рассматривается собственное Я и окружающий мир. Наконец, необходимым элементом Я является определенная самооценка и самоуважение».1

Самооценка – это сопоставление индивидом его идеала личности с представлением о самом себе. Идеал зависит от идеологических, нравственных норм, воспринятых в процессе воспитания. Самокритичность в отношении идеального Я и есть самооценка. Итог самооценки – самоуважение, т. е. уверенность в своем достоинстве, удовлетворенность от своего образа мыслей, действий, отношения к окружающему. Человек может быть и глубоко неудовлетворенным собой, если неудовлетворенность возникает вследствие высоких требований, – это положительная черта человека, стимулирующая его саморазвитие. Но в то же время отсутствие самоуважения унижает личность. Не уважающего себя человека перестают уважать и другие.

Мировоззрение и самосознание личности включены в общественное сознание, испытывают его определяющее воздействие, отражают его противоречия, прежде всего противоречия идеологий, а также индивидуального и общественного сознания.

Характер отражает такие особенности личности, как активность н способность к практическому действию. Есть люди сильные и твердые по характеру и есть слабохарактерные. Сила и твердость характера связаны с большой силой воли, решительностью, смелостью, настойчивостью, активностью, способствующими осуществлению целей человека. Слабость характера означает слабо выраженную волю, инициативу, социальную индифферентность, подчинение влиянию других людей. Известный психолог Б. М. Теплов предложил следующую классификацию характеров: сильный (выносливый), динамичный (небольшая инерция), подвижный (быстрая переориентация), лабильный (скорость и быстрота превращения реакций).

На характер личности оказывает влияние тип нервной системы, темперамент, но он, как и все свойства индивидов, имеет социальное содержание, обусловленное общественным бытием человека.

Развитию сильного, активного характера способствуют большие цели, определяемые развитым мировоззрением, содержательные интересы, недюжинные способности человека. Но следует иметь в виду и собственное значение характера для формирования всех других качеств личности. Высокие идеи останутся нереализованными, задатки могут захиреть, если человек не проявит силы воли, упорства.

Интересы, способности, мировоззрение, самосознание, характер обнаруживаются в огромном разнообразии индивидуальных различий людей. Для каждой личности эти различия представляют более или менее постоянную определенность, характеризующую ее как индивидуальность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.007 с.)