Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальные и религиозные идеологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современная идейно-политическая жизнь не сводитсяа к функционированию и взаимодействию консервативной, либеральной, коммунистической и социал-демократической идеологии. Одними из самых распространенных слов нашего сегодняшнего политического лексикона являются слова «радикализм» и «экстремизм». Радикализм как политическое течение является антиподом консерватизма. Если консерватизм настаивает на сохранении основных ценностей или совокупности институтов данного общества, то радикализм (от лат. radix – корень), напротив, означает требование их решительного и глубокого коренного изменения. В отличие от вышеназванных идеологий радикализм не имеет развитой политической доктрины, философии, общих ценностей и принципов. Радикальные доктрины, течения, настроения появляются в обществе всякий раз, когда правящие политические силы оказываются неспособными с помощью текущих мер решать основные общественные проблемы. Радикализм в такие периоды обретает немало сторонников. Привлекательность радикализма объясняется тем, что он отвечает глубокой человеческой потребности находить в тяжелой ситуации быстрые, ясные, простые окончательные решения. Благоприятную почву для настроений радикализма создает обычно состояние нестабильности и общей неуверенности в завтрашнем дне. Склонность к крайним методам на практике сближает радикализм с политическим экстремизмом. Экстремизм отличается от радикализма тем, что не останавливается перед применением для достижения политических целей любых форм насилия, причем не эпизодически, а как постоянного средства политической борьбы, вплоть до политического терроризма. В современной политической науке принято выделять левый и правый экстремизм. Левый экстремизм обычно вдохновляется идеями немедленной революции обездоленных, а правый – ультранационалистическими идеями, но результаты их деятельности нередко бывают схожими. К разновидностям левого экстремизма обычно относят идеологию и политическую практику анархизма, к правому – идеологию и политическую практику фашизма. Анархизм – это идеология и политическая философия, которая провозглашает целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны государства. Анархизм является единственной антиэтатической политической концепцией и выступает за разрушение государства как аппарата насилия над личностью. В основе классического анархистского мировоззрения лежат представления о будущем общественном строе как свободной ассоциации производственных областей, коммун и проповедь тактики «прямого действия», целью которой является разрушение государственных институтов и освобождение от всех форм насилия над личностью. Среди разновидностей анархистски ориентированной политической мысли следует выделить: – анархо-индивидуализм (в основе идеи суверенного индивида, выдвинутые американскими мыслителями Б. Такером и Й. Уорреном: каждая личность должна пользоваться максимальной свободой, совместимой с равной свободой для других); – анархо-мютюэлизм (от фр. взаимный – основан на идеях Прудона и его последователей: каждый человек должен обладать средствами производства, но при этом жить только своим трудом, не допуская паразитизма и эксплуатации, что в свою очередь послужит гарантией равенства); – анархо-коллективизм (основан на идеях М. А. Бакунина: каждая группа трудящихся совместно владеет и управляет средствами производства и распределяет конечный продукт пропорционально труду; идея социализма и свободы соединяется в единое целое, по афористичному выражению Бакунина, «свобода без социализма – это привилегия и несправедливость! Социализм без свободы – это рабство и скотство»); – анархо-коммунизм (основывается на идеях П. А. Кропоткина о естественной человеческой солидарности; согласно представлениям анархо-коммунистов общество будущего, освобожденное от государства, будет представлять собой систему свободных ассоциаций трудящихся). Особенностью политической идеологии анархизма является то, что в своем чистом виде она нигде никогда не была сколь-нибудь успешно воплощена в общественную практику, а вооруженная борьба за реализацию анархистских идей приводила к политическому террору, многочисленным жертвам, крови и насилию. Еще одной формой идеологии является фашизм. В современной политической науке нет однозначного определения фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий (германский, итальянский, испанский, португальский фашизм и т. д.). Другая точка зрения интерпретирует фашизм как политическую практику, не имеющую определенного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где в идеях и практических устремлениях политических сил на первый план выдвигаются цели подавления демократии, а жажда насилия и террора подчиняется задачам захвата и использования власти. Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой для фашизма являлись бы доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества. При всех существенно различных формах фашизма как идеологии есть общее, что их объединяет: иррационализм (неверие в силы человеческого разума), крайний национализм и расизм – идея высшей расы, которая якобы призвана господствовать над другими, «низшими» расами. Для фашизма характерны также культ силы и личной власти, пропаганда войны как естественного состояния общества, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и частной жизни людей. При этом фашизм отличает демагогическая проповедь «классовой гармонии», «корпоративности» и т. п. Важно отметить, что опасность возрождения фашизма существует везде и всегда, где в результате ущемления национальных чувств какого-либо народа возникает почва для массового ультранационалистического движения. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистические, ни религиозные и другие идеологии, стоящие на принципах политического переустройства общества, сохраняющего привилегированное положение для «коренного населения», приверженцев «подлинной веры», «гегемона исторического процесса» и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса. В странах, где идет процесс становления национальных общностей, осуществляется консолидация государств на моно- или полиэтнической основе, серьезную политическую роль играют национальные и религиозные идеологии. В целом национальные идеологии выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлежностью. В ряде стран (прибалтийские государства, страны СНГ, республики бывшей Югославии и др.) национальные идеологии начинают доминировать в политической жизни. Отдельно следует выделить сионизм как разновидность политической идеологии, связанной с проповедью необходимости переселения всех евреев на земли их отдаленных предков к горе Сион, будто бы являющейся землей обетованной для всех евреев. Идеология сионизма включает презрение и ненависть к другим народам и расово неполноценным чужеземным «гоям». Перестроить политическую жизнь на основах религиозных постулатов и ценностей стремятся религиозные идеологии (христианско-демократическая идеология, исламский фундаментализм, сикхизм, ортодоксальный иудаизм и др.). Определенную опасность для политической стабильности представляют лево- и праворадикальные идеологии (например, соответственно, неотроцкизм и «новые правые»). Существенное политическое влияние в отдельных странах оказывают идеологии: «комьюнити» (проповедующая новый стиль жизни путем создания различных общин, построенных в духе братства и локальной солидарности граждан); феминизм (борющийся за полное равноправие женщин в обществе); различные экологические («зеленые») идеологии, стремящиеся предотвратить самоуничтожение человечества путем борьбы за сохранение окружающей среды и др. Вместе с тем анализ современного политического процесса позволяет сделать вывод о том, что если в социально- и политически стабильных странах влияние разнообразных политических идеологий на общественное сознание по преимуществу снижается, то в государствах, переживающих процесс модернизации, выбора путей дальнейшего развития, эти орудия духовной мобилизации играют все возрастающую роль в борьбе за захват и использование политической власти. Таким образом, как было показано, политические феномены, их функционирование невозможно понять в отрыве от политической мысли, поскольку мысль и действие пронизывают друг друга. Мысли о политическом действии могут принимать различные формы, но реальное воплощение они получают в политической идеологии. Политические идеологии могут изменяться, реагируя на изменения в реальном положении вещей, но они могут быть и результатом разного видения одних и тех же реалий. Сущностное единство общественно-политической системы состоит в одновременном сосуществовании различных социально-политических сил. В них отражаются интересы и потребности, ценности и морально-этические нормы, установки и ориентации, идейно-политические течения общества. В постоянных противоречиях и конфликтах между собой, взаимодействуя и взаимоопределяясь, существующие в современном мире общественно-политические идеологии и течения испытывают на себе влияние друг друга и составляют стержень общественно-исторического и политического развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.255.63 (0.008 с.) |