Средства массовой информации и их роль в формировании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства массовой информации и их роль в формировании



Политической культуры

Как известно, в зависимости от сфер проявления и ресурсов влияния власть в обществе делится на экономическую, социальную, административно-принудительную (политическую в узком смысле этого слова) и духовно-информационную.

Наметившееся на рубеже ХХI века вступление индустриально развитых стран мира в информационную стадию развития и глобализация мировых коммуникаций привели к резкому повышению политического влияния информационной власти и прежде всего ее главных носителей – средств массовой информации (СМИ). Это стимулировало появление целого ряда концепций, обосновывающих приоритетную значимость СМИ в жизни общества и наступление эпохи «медиократии» или телекратии. В современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти», наряду с законодательной, исполнительной и судебной.

Информационное влияние широко используется в современной международной политике в целях идеологической, культурной и экономической экспансии, эксплуатации иностранного интеллектуального потенциала, ослабления национально-государственного самосознания граждан, подрыва духовно-нравственных устоев общества.

Появление высокоэффективных средств и методов информационно-психологического воздействия приводит к пересмотру традиционных представлений об агрессии и войнах. В последние годы СМИ и информационно-компьютерные системы в целом стали рассматриваться и практически применяться как новый вид оружия – информационное оружие. Массированное использование этого оружия сегодня именуется информационной войной. Не случайно крупнейший американский идеолог З. Бжезинский заметил, что средства коммуникации представляют собой третье поколение средств мирового господства.

Информационная власть обладает по сравнению с другими общественными властями рядом особенностей политического воздействия. Среди них можно выделить:

1. Незаметность влияния и, как следствие, отсутствие или относительно меньшее сопротивление ему со стороны реципиентов. Соответствующим образом поданая информация может превратить человека из противника власти в ее сторонника, заставить его голосовать вопреки собственным интересам, устраниться из политической жизни, играя на руку своим политическим оппонентам.

2. Глобальность, быстрота и почти полная безграничность распространения. В настоящее время с помощью спутниковой связи и других технических средств информация может быть передана почти мгновенно в любой уголок земного шара. При этом укрыть территорию государства и его граждан от влияния нежелательной информации практически невозможно. Это усиливает возможности использования телевидения, компьютерных информационных сетей, радио, видеокассет и т. д. в политических целях.

3. Способность делать объектом рассмотрения любое общественное или личное явление. СМИ приникают туда, куда не допускаются правовые органы, делая достоянием общественности даже личную жизнь политиков и разного рода знаменитостей, соответствующим образом подбирая, оценивая и комментируя информацию, давая людям не только политическую, но и нравственную оценку, во многом предопределяя отношение к ним окружающих, влияя на политическую карьеру тех или иных государственных и общественных деятелей.

4. Опосредование политического поведения людей. Сегодня человек получает политическую информацию чаще всего через СМИ и на ее основе формирует собственные суждения, делает выводы, мотивирующие его действия. Это создает возможность массового политического манипулирования.

В современном обществе политика вообще невозможна без развитой системы коммуникационных институтов, важнейшими из которых являются СМИ.

Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. К средствам массовой информации относятся: пресса, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, компьютерные информационные системы и т. д. Наиболее массовым и сильным политическим влиянием в современном обществе обладают так называемые «электронные средства массовой информации» и прежде всего телевидение и радио.

Среди разнообразных функций СМИ следует выделить:

информационную функцию (получение и распространение сведений о наиболее важных политических событиях, их комментирование и оценка);

функция образования и социализации (систематическое приобретение политических знаний, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения);

функция критики и контроля (моральная и юридическая оценка политических и иных событий и личностей);

функция артикуляции и интеграции политических субъектов (обеспечение представителям различных общественных групп возможности публично выражать свои мнения, убеждения и представлять свои интересы);

мобилизационная функция (побуждение граждан к определенным политическим действиям, их вовлечение в политику);

инновационная функция (инициирование политических изменений путем постановки и обсуждения проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности);

функция формирования общественного мнения (благодаря СМИ у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, о социально-экономической и политической жизни общества).

Общественное мнение, рассматриваемое как совокупность суждений, разделяемых различными социальными общностями по поводу тех или иных событий действительности, регулирует поведение индивидов, социальных общностей и учреждений, поддерживая либо отвергая те или иные представления, ценности и нормы. Поэтому общественное мнение в значительной степени учитывается в процессе осуществления власти и является одним из важных механизмов принятия политических решений.

В связи с тем, что общественное мнение является важным орудием борьбы за власть, политическая история дает немало примеров манипулирования и обработки его средствами массовой информации в интересах тех или иных политических сил. В современной политологии достаточно основательно разработана теория политического манипулирования общественным мнением.

Политическое манипулирование – это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Политическое манипулирование основано, как правило, на лжи и обмане, на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов – иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы и воспринимающихся преимущественно на веру, без рационального критического осмысления. К способам манипулирования, активно применяемым в современной политике, относятся: подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, полуправда, наклеивание политических ярлыков. В телевизионных передачах также часто используется видеомонтаж или показ непривлекательных ракурсов неугодных политиков, шумные развлекательные политические шоу. Политическое манипулирование использует и закономерности психологии массового сознания (например, «спираль умолчания», или когда с помощью ссылок на сфабрикованные данные опросов общественного мнения или другие факты граждан убеждают в поддержке большинством населения угодной манипуляторам политической позиции, ее победе) и др. Особенно широко политическое манипулирование используется в период избирательных кампаний.

Однако существуют пределы манипулирования общественным мнением, которые определяются прежде всего уровнем политической культуры, массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей. Вместе с тем без должной борьбы с политическим манипулированием оно может стать главной функцией средств массовой информации и свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы.

Негативные последствия деятельности СМИ могут быть надежно ограничены демократическим контролем со стороны общества, независимостью и плюрализмом самих средств массовой информации.

Существуют три главных формы современной организации средств массовой информации:

частная, или коммерческая (СМИ находятся в частном владении и финансируются за счет доходов от рекламы и частных пожертвований; преобладает в США);

государственная (СМИ принадлежат государству, прямо финансируются и контролируются им; преобладает во Франции);

общественно-правовая (СМИ финансируются главным образом за счет специального налога, выплачиваемого гражданами, имеют права юридического лица и самоуправления; распространена в ФРГ).

Ни один из трех указанных способов организации средств массовой информации не является универсальным, лишенным недостатков. По всей вероятности, наилучшим образом гарантировать независимость СМИ от узковедомственных влияний и срастания с экономической или государственной властью можно лишь на основе сочетания всех трех форм с учетом особенностей конкретной страны.

Плюрализм СМИ может обеспечиваться как многообразием, наличием в обществе многих информационных агентств, газет, радио и телестанций, так и с помощью редакционной независимости теле- и радиопрограмм. Кроме того, этому служит осуществляемое во многих странах предоставление времени вещания всем политическим силам пропорционально количеству голосов, полученных ими на выборах.

Чтобы не допустить монополизации СМИ, многие государства мира принимают специальные законы, ограничивающие возможность поглощения мелких и средних печатных органов или теле- и радиостанций крупными корпорациями.

Управление и общественный контроль за средствами массовой информации может осуществляться определенными лицами или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции такого контроля выполняют прежде всего собственники, в государственных – государственные службы, в общественно-правовых – общественность, политические организации и объединения. При этом во всех случаях предполагается, что средства массовой информации действуют исключительно в рамках закона.

В большинстве стран мира существуют специальные органы контроля за средствами массовой информации (общественные советы, комиссии контроля и самоконтроля и др.), следящие за соблюдением СМИ этических и правовых норм. Так, во Франции за соблюдением СМИ этических и правовых норм следит Высший совет по аудиовизуальной коммуникации, который контролирует не только государственные, но и частные теле- и радиостанции, выдает им государственные лицензии на право выхода в эфир. В Великобритании общие направления деятельности радио и телевидения определяют правительство и парламент. За соблюдением прессой этических норм наблюдает специальная комиссия по самоконтролю.

Демократический контроль со стороны общества за средствами массовой информации, конечно, не имеет ничего общего с предварительной цензурой (ограничительными мерами по отношению к свободе слова и печати), существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобода одних людей требует ограничения в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целях государства.

Помимо специальных органов государственного или общественного контроля использовать СМИ в интересах граждан и предотвратить негативные последствия их деятельности помогает коммуникационное воспитание населения и особенно молодого поколения. Теоретическая основа такого воспитания – специальная наука и учебная дисциплина – информационная педагогика. Ее главная цель – научить граждан критически относиться к масс-медиа, компетентно и ответственно их использовать.

Политико-коммуникационное воспитание молодого поколения получает все большее распространение в западноевропейских демократиях. Очевидно, оно еще больше необходимо России и другим посткоммунистическим странам, в которых грамотность населения в области массовых коммуникаций низка, а возможности их использования в манипулятивных целях высоки.

Следовательно, средства массовой информации могут играть значительную роль в процессе формирования политической культуры общества. СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношение к политике в целом.

Опыт истории показывает, что СМИ могут служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать чувство собственного достоинства, стремление к свободе и демократии, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать ненависть, сеять недоверие и страх. Поэтому информационная власть, подобно власти политической и экономической, нуждается в неослабном и постоянном контроле со стороны общества. Наличие развитых, демократически организованных средств массовой информации, объективно освещающих политические события, – одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. И, наоборот, невыполнение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность и подорвать жизнеспособность.

Формирование, воспроизводство и развитие политической культуры осуществляется через усвоение и поддержание людьми ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций. В современной политологии процесс усвоения человеком норм и традиций политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств и свойств для адаптации к данной политической системе и выполнению там определенных функций и ролей, получил название политической социализации.

В политической теории чаще всего выделяют два этапа политической социализации: первичный (восприятие политической информации ребенком через мнение родителей и других людей); вторичный (связан с появлением самостоятельного политического опыта).

В качестве наиболее существенных факторов политической социализации, влияющих на характер и темпы ее протекания, выделяют: семью, систему образования, СМИ, религию, государственные и специализированные политические институты, отдельные политические события, самосознание субъекта.

Взаимодействие конкретных факторов и граждан в определенных исторических условиях порождает различные виды политической социализации, наиболее распространенными из которых являются:

гармонический тип, отражающий психологически нормальные отношения человека к властям и своим гражданским обязанностям;

гегемонистский, характеризующийся негативным отношением человека к любым политическим системам, кроме «своей»;

плюралистический, свидетельствующий о приверженности человека к демократическим правам и его способности менять свои политические приоритеты;

конфликтный, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и поддерживающий свою группу в борьбе с политическими противниками. Соответствующие типы политической социализации обусловливаются различиями в механизме передачи культурных традиций, норм и ценностей в тех или иных политических системах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.195.47.227 (0.029 с.)