Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность современных политических партийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Партии играют важную роль в политической системе общества. Они являются носителями различных политических курсов, выражают интересы и потребности определенных социальных групп. Задача партии состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных общностей и групп в совокупный политический интерес. Партии либо активно воздействуют на функционирование механизма политической власти или опосредованно влияют на него; они оказывают идеологическое воздействие на население страны, принимают наряду с другими органами участие в формировании политического сознания и поведения граждан. Партия выступает носителем определенной идеологии, в значительной мере обусловливающей руководящие принципы политики, которые обычно конкретизируются в программах и уставах. Основные черты политической партии: 1) организационная связь и непосредственный фактор организации, которым является идейно-политическая программа; 2) связь партии с классами, социальными слоями общества; 3) деятельность партии по завоеванию или удержанию политической власти в обществе или оказанию влияния на решение государственных органов; 4) зависимость форм и методов деятельности от конкретных условий и остроты политической борьбы. Какой вид в конце концов приобретает та или иная партия? Какие факторы влияют на это? При ответе на данные вопросы необходимо учитывать нижеперечисленные обстоятельства. 1. Влияние общеисторических условий. Партии зарождаются в условиях перехода от феодального общества к капиталистическому. Они нацелены на привлечение широких общественных кругов к участию в государственном управлении. Разрушение традиционных структур власти аристократии приводит к более открытым объединениям граждан. Поэтому буржуазные партии наиболее быстро развивались в США, где феодализм не имел глубоких корней и война за независимость привела к созданию буржуазно-демократического государства. Появление на политической арене партии пролетариата приводит к усилению политической и идеологической кристаллизации и придает европейским партиям идейно-политический характер. В США отсутствие сплоченного рабочего движения, сильное влияние локальных факторов, действующих в отдельных штатах, и слабость европейской идеологической традиции привели к тому, что партии, как правило, обрели характер аморфных избирательных коалиций, слабо сплоченных идеологически, неоднородных по составу. В XX веке в процессе нарастания освободительной борьбы колониальных народов партии вырастали из национально-освободительных движений (Индийский национальный конгресс, Фронт национального освобождения в Алжире и т. д.). 2. Влияние политико-правовых условий. В зависимости от существующей политической системы партии могут находиться на нелегальном, полулегальном или легальном положении, которое накладывает отпечаток на стратегические цели, а особенно на их тактику. К примеру, долгое нахождение коммунистической партии Германии с 1956 года на нелегальном положении в конце концов привело ее к ультрареволюционной программе действий. На облик партии оказывает влияние и тип избирательной системы. Он косвенно определяет ее характер, содействуя или препятствуя идейно-политическому созреванию. Как правило, мажоритарная система, при которой выборы проводятся в одномандатных округах, где побеждает тот, кто получает наибольшее число голосов, содействует сохранению крупными политическими партиями своих преимуществ в рамках системы (США, Великобритания). Пропорциональная система выборов, при которой мандаты делятся в соответствии с полученными голосами, способствует тому, что политические меньшинства отделяются от крупных партий и выступают обособленно. 3. Влияние общего идеологического климата. Идеологический климат общества определяет идеологический и прагматический облик партий. Сущность политических партий наиболее ярко проявляется через их функции. Важнейшими принято считать следующие: а) социального представительства; б) социальной интеграции и социализации; в) борьба за власть; г) политическое рекрутирование, формирование правящей элиты; д) разработка и осуществление политического курса. Теперь рассмотрим эти функции более подробно. Функция социального представительства. Она характеризует связь партии с социальной группой, обществом в целом. Любая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные группы и слои общества, представляет их на политической арене. Если в недалеком прошлом многие партии стремились подчеркнуть свою социальную базу в названии (Польская объединенная рабочая партия, Болгарский земледельческий союз и др.), то в настоящее время практически ни одна партия не имеет в качестве своей базы лишь один какой-нибудь социальный слой. Каждая партия стремится объединить широкие слои общества и представляет различные социальные группы. Большинство социал-демократических партий Европы провозглашают себя партиями всего народа, так как успех может быть обеспечен только той, которая будет выражать не узкогрупповые, а общенациональные интересы. Функция социальной интеграции и социализации. Здесь речь идет о достижении согласия с существующим политическим строем, о социальном конформизме, примирении интересов конфликтующих групп. Необходимо отметить, что партийная система, впервые возникшая в Англии, дала всему миру такой организационный механизм, который сделал возможным ненасильственное разрешение конфликтов как альтернативу внутреннему кровопролитию. Под политической социализацией понимается включение личности в мир политики, влияние на формирование ее ценностных ориентаций, социальных и политических установок, навыков общественно-политической деятельности. Целью организации является обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества. Функция борьбы за власть. В парламентских демократиях смысл существования многих политических партий сводится к тому, чтобы победить на выборах и сформировать правительство. Все стадии избирательной кампании буквально «привязаны» к партиям, которые обеспечивают подбор и выдвижение кандидатов в депутаты, оставляя за избирателями возможность отдать предпочтение конкретной кандидатуре из числа уже утвержденных. Во многих случаях в момент голосования избиратель вынужден (из-за системы «связанных» списков, запрещения переносить имена кандидатов в другие списки и т. д.) делать выбор не между конкретными кандидатами, а между партиями, представленными их кандидатами. Таким образом, механизм выборов в современных условиях построен так, что голосуют не люди, а партии. Данная система выборов имеет универсальный характер и нередко распространяется на все выборные должности. Функция политического рекрутирования, под которой понимаются подбор, подготовка и выдвижение кадров как для самой партии, так и для других структур политической системы, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти и в исполнительный аппарат государства. Функция разработки и осуществления политического курса проявляется по-разному в различных политических системах. Исторически любая партия, развиваясь, становится многофункциональным устройством, прогрессируя от простого к сложному, постепенно принимая на себя те или иные социально-ролевые функции в зависимости от места, которое она занимает в политической системе общества. Вначале возникает кружок, группа политических лидеров, берущихся выразить и теоретически оформить интерес определенной социальной группы. Функции лидерства для такой новорожденной партии являются приоритетными. На следующем этапе развития, включаясь в политическую борьбу, партия оформляет себя организационно и выдвигает плеяду функционеров-профессионалов. Кружковая демократия соединяется с централизмом организации. Системообразующим фактором становится функция борьбы за власть. При этом прежняя функция – лидерство – не исчезает, а входит в новую систему. Для правящей партии приоритетной выступает функция интеграции, консолидации общественных сил. В условиях однонаправленной многопартийности консолидация осуществляется на основе консенсуса. Возникает новый вид партии, характерные черты которой – постоянная дискуссия, свобода мнений, возможность выразить и учесть все точки зрения. Консолидирующее начало в такой партии принадлежит коллективной выработке политических решений и главенствует принцип демократического согласия. Добившись общественного согласия на уровне политического решения, партия развивается в руководящую силу общественного прогресса. Функция социального целеполагания делается главной. Но опирается эта партия на предшествующий тип – консенсусный, создающий базу материализации нового приоритета. Происходит диалектический скачок – и она, как при зарождении, становится авангардной. Однако на новом витке такая партия из лидера одной социальной группы преобразуется в лидера всего общества и превращается в многофункциональную систему, в которой каждая подсистема имеет свою исторически вызревшую структуру, свои законы функционирования, но все они вместе имеют общую направленность. Организационная структура партии находится в зависимости от принципов, на которых строится ее деятельность, от роли в политической системе общества. Партии имеют сложную внутреннюю структуру. Испанский политолог Л. С. Санистебан выделил следующие элементы: 1) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; 2) стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей группы; 3) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входящие в бюрократию; 4) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К перечисленным группам можно добавить лиц, которые поддерживают партию, не являясь ее членами, и меценатов. Они могут принадлежать к партии, а могут и не принадлежать.1 Руководящее меньшинство принимает основные партийные решения, обладает обширной информацией, как правило, недоступной рядовым членам, нередко манипулирует сознанием и поведением рядовых членов партии. Руководящая группа неоднородна. В ней могут быть представлены внутрипартийные течения, оспаривающие право контроля над всей организацией. Борьба различных группировок тщательно скрывается от посторонних и широких партийных масс. Однако эти разногласия трудно скрыть от общественности и средств массовой информации в демократическом обществе. В тоталитарных режимах внутренние расхождения, различные точки зрения в партии просто не могут существовать. Отдельные течения в партиях возглавляются лидерами, пользующимися авторитетом у функционеров и рядовых членов. Они стремятся к единоличному руководству, чтобы направить партию по определенному ими программному пути. Конфликты между соперничающими лидерами могут привести как к расколу, так и к соглашению между ними и восстановлению единства организации. Чем больше авторитет и влияние лидеров, тем большее расстояние отделяет руководящее ядро от рядовых партийцев.2 Основным способом осуществления партией своих функций, и прежде всего борьбы за власть, является выдвижение своих кандидатов на выборах в законодательные и исполнительные органы государства всех уровней и борьба за их избрание. Выдвигая своих кандидатов, а это чаще лидеры и активисты, индивидуально или по партийным спискам, партии пытаются склонить к их поддержке как можно большую часть населения. Это подразумевает развертывание пропагандистской кампании, нацеленной на создание положительного имиджа политика в глазах общественности. При этом партии стремятся не только выставить своих кандидатов в наиболее привлекательном виде, но и создать позитивный образ предлагаемой ими политики, как можно шире распространить свои идеологические установки и подходы, подчинить им массовые умонастроения граждан. Даже если партии не могут выставить конкурентоспособных кандидатов на общегосударственном или региональном уровне, они все же используют предвыборные кампании в своих идеологических целях, создавая в глазах населения положительный имидж своим целям. Партии, одержавшие победу на выборах или сумевшие провести в законодательные органы своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров, через которые получают законное право на участие в процессе принятия политических решений и контроля за ними. Послевыборная фаза деятельности партии сопряжена с заключением различных межпартийных соглашений, образованием правительственных коалиций, союзов, блоков. Деятельность партий не ограничивается только проведением выборов. Победившие партии и после них пытаются сохранить свое влияние на тот электорат, который их поддерживал. Ими организуются различные кампании в средствах массовой информации, проводятся акции поддержки правящего кабинета, другие мероприятия, призванные убедить население в правильности сделанного выбора. В свою очередь партии-неудачники действуют в прямо противоположном направлении. Они пытаются за счет критики государственных органов, инициированием движений протеста или еще какими-либо другими мерами расширить свою социальную базу и повысить свое влияние на избирателей. В демократических государствах все партии стараются соблюдать установленные правила «политического поведения». И победившие, и проигравшие признают выборы главным механизмом определения своей популярности. Помимо деятельности, непосредственно связанной с подготовкой и проведением избирательных кампаний, политические партии ведут постоянную работу по расширению своего численного состава, укреплению материального положения центральных и первичных организаций, распространению своих ценностей и идей в общественном мнении, налаживанию контактов с отечественными и зарубежными партнерами и т. д. В своей деятельности партии могут руководствоваться различными принципами. Прагматический стиль ориентирует партию на поиск любых реальных возможностей для достижения своих целей. В этом случае она может даже пожертвовать какими-либо идеологическими положениями ради заключения соглашений, нахождения компромиссов, образования коалиций и т. п. Этот стиль предполагает использование консенсусных технологий власти, что повышает стабильность политического режима. Идеологизированный стиль партийной деятельности основывается на отстаивании идеалов и принципов, но это может привести к нарастанию конфликтности в обществе. Менее предсказуемый характер развития политических отношений в обществе складывается в результате преимущественной ориентации партий на традиционные или инновационные модели взаимодействия с государством и другими участниками политического процесса. В этих случаях рост или спад напряженности будет зависеть от соответствия стиля партийного поведения сложившейся ситуации, социокультурному контексту, электоральным ожиданиям граждан и т. д.1 Для выполнения задач, которые стоят перед партией, ей необходимы определенные финансовые средства. Источники финансирования могут быть различными: 1) членские и вступительные взносы. Однако эти средства для большинства массовых политических партий являются недостаточными; 2) доходы, получаемые от коммерческо-предпринимательской деятельности, осуществляемой партией; 3) поддержка государства, прежде всего экономическая, политическим партиям, в особенности в период избирательных кампаний; 4) добровольные пожертвования от спонсоров; 5) иные финансовые поступления, не запрещенные законом. Руководящие органы должны публиковать отчеты об источниках и расходовании средств, поступающих в партийные кассы, об имуществе партий. В политической практике принято положение о необходимости декларирования доходов и имущества кандидатами в парламентарии, министрами и президентами, причем они должны представлять декларацию о доходах как при вступлении в должность, так и при выходе в отставку. Таким образом, как политический институт партия является звеном вертикальной связи государства и народа, участвующих практически во всех фазах политического процесса. Деятельность партий является одним из важнейших механизмов распределения и перераспределения властных ресурсов в государстве и обществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.127 (0.014 с.) |