ТОП 10:

Тема 7. «Думы» К.Ф.Рылеева: идейно-художественное своеобразие



 

Творческий замысел К.Ф.Рылеева («Предисловие» к отдельному изданию «Дум» 1825 г.). Взгляды на происхождение жанра. Причины обращения поэта к историческим темам и особенности воссоздания им исторических событий. Связь сюжетов дум с «Историей Государства Российского» Н.М.Карамзина. С какой целью эта связь подчеркивается в рылеевских текстах? Объясните идейно-художественную функцию исторических справок в «Думах».

На материале дум «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» выявите основные черты своеобразия национального героического характера у Рылеева и покажите, как они связаны с особенностями жанра и авторским отношением к героям. Как поведение героев выражает их внутреннюю сущность. Значение бытовых и пейзажных зарисовок в раскрытии душевного состояния Ермака и Ивана Сусанина. Художественные приемы и стилистические языковые средства создания народных характеров в «Думах».

На конкретных примерах покажите романтические и реалистические тенденции в раскрытии образа исторического лица.

Как в думах «Иван Сусанин» и «Петр Великий в Острогожске» выразился отход от антиисторизма в изображении основных действующих лиц? Какие изменения в традиционной композиции образа претерпели пейзаж, историко-описательный фон, общая композиция думы.

Список текстов

Рылеев К.Ф. Смерть Ермака. Иван Сусанин. Петр Великий в Острогожске. Глинский. Курбский.

Список литературы

1. Архипова А.В. Литературное дело декабристов. - Л., 1980. -С.63-67. Или

Базанов В.Г., Архипова А.В. Творческий путь Рылеева // Рылеев К.Ф. Полн.собр.стихотворений. - Л., 1971.

2. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. - М., 1980. -С.44-50.

3. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. - М., - Л., 1961. -С.173-200.

4. Фризман Л.Г. «Думы» Рылеева // К.Ф.Рылеев. Думы. - М., 1975. -С.183-215. -/сер. «Лит.памятники»/.

5. Маймин Е.А. О русском романтизме. - М., 1975. -С.60-65.

6. Пигарев К.В. Жизнь Рылеева. - М., 1947. -С.53-74.

7. Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. - М., 1955. -С.69-104.

 

Тема 8. Своеобразие сатиры К.Ф.Рылеева

 

Взгляды К.Ф.Рылеева на свою роль в литературе: «Я не Поэт, а Гражданин». Сатира в поэзии декабристов. Как в сатире «К временщику» проявился гражданский патриотизм поэта-декабриста? Предмет изображения, разоблачения и осмеяния. Определить пафос произведения, идейную направленность. Какие поэтические изобразительно-выразительные средства использует Рылеев? Чем вызвано обращение Рылеева к традициям сатиры ХV111 века. Покажите, как выразилась вера Рылеева в неминуемое возмездие носителям зла и тирании и в торжество справедливости.

Развитие сатиры в творчестве Рылеева. Агитационно-сатирические песни, их тематика и проблематика, идейная направленность. Перекличка с сатирами Рылеева. Своеобразие жанра и композиции. Фольклорные традиции. Значение сатиры К.Ф.Рылеева в развитии русской сатирической поэзии.

Список текстов

Рылеев К.Ф. К временщику. Пустыня. «Я ль буду в роковое время…». «Ах, где те острова…». «Ты скажи, говори». «Ах, тошно мне…». «Царь наш - немец русский…». На болезнь Крылова.

Список литературы

1. Та же, что и к теме 7.

2. Оксман Ю.Г. Агитационные песни Рылеева //Литературное наследие. - М., 1954. -т.59.

3. Рождественский В.А. Поэт-гражданин (К.Ф.Рылеев) // Рождественский В.А. В созвездии Пушкина. Книга о русских поэтах. - М., 1972.

4. Муравьев В.Б. Гражданское мужество // Рылеев К.Ф. Избранное. - М., 1977.

 

Тема 9. Жанр элегии в творчестве А.С.Пушкина

 

Дайте понятие жанру элегии. Тематика элегий Пушкина. Проблема классификаций элегий А.С.Пушкина.

Элегия «Уныние» (1816). Какие традиционные мотивы элегии «школы гармонической точности» отразились в стихотворении? Сравнить «Уныние» с элегиями В.А.Жуковского «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой…»), «Певец»; К.Н.Батюшкова «Воспоминание», «Мой гений», «Пробуждение». Способы создания «элегического настроения», роль пейзажа, образ поэта.

Элегия «Погасло дневное светило» (1820). Своеобразие темы романтического бегства. Идейно-композиционная роль пейзажа в стихотворении. Мотив возрождения души, его место в идейном содержании стихотворения. Элегия «Погасло…» и подготовка конфликта романтической поэмы в творчестве Пушкина. Способы создания «элегического настроения».

«Байронизм» элегий Пушкина.

«Элегия» (1830). Переосмысление в «Элегии» мотивов и стиля романтической элегии. Диалектика лирической мысли поэта, ее воплощение в композиционном и образном строе стихотворения.

Список текстов

Пушкин А.С. Уныние. Погасло дневное светило. Элегия (1830).

Батюшков К.Н. Воспоминание. Мой гений. Пробуждение.

Жуковский В.А. Песня. Певец.

Список литературы

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Ст. пятая. // Собр.соч.: В 9 т. Т.6. - М., 1981. -С.249-298.

2. Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. - Горький, 1985.

3. Григорян К.Н. Пушкинская элегия. - Л., 1990.

4. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.-С.330-335.

5. Томашевский Б.В. Пушкин: В 2 т. Т.1 -М.,1990. -С.107-113.

6. Томашевский Б.В. Пушкин: В 2 т. Т.2 .М., 1990. -С.20-26.

7. Фридлендер Г.М. Пушкин. Элегия («Безумных лет…») // Поэтический строй русской лирики. - Л., 1973. -С.78-95. Или

8. Петрунина Н.Н., Фридлендер Г.М. Над страницами Пушкина. - Л., 1974. -С.49-66.

9. История романтизма в русской литературе: В 2 т. Т.1: 1790-1825.-М., 1979. -С.188-195, 202-204.

10. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. - Л., 1972.

11. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. - М.-Л.,1962.

12. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. – М.,1941.

 

 

Тема 10. Образ Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина

 

Поэма «Полтава». Черты личности Петра в сценах сражения и победного пира.

Поэма «Медный всадник». Сущность двойственного отношения Пушкина к Петру. Как это воплотилось в изображении Петра в поэме.

Роль эпиграфа к поэме «Полтава» и предисловия к поэме «Медный всадник» в создании эмоционального настроя восприятия образа Петра. Какую роль играют в трактовке образа Петра заключительная часть поэмы «Полтава» и третья строфа вступления к поэме «Медный всадник». Сравните и прокомментируйте стихи из поэмы «Полтава» со слов «Прошло сто лет - и что ж осталось…» и до конца поэмы, и из поэмы «Медный всадник» - со слов «Прошло сто лет, и юный град…» и до конца вступления.

Список текстов

Пушкин А.С. Пир Петра Первого. Полтава. Медный всадник.

Список литературы

1. Благой Д.Д. «Полтава» и «Медный всадник» //Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. - М., 1973, т.2.

2. Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения «Медного всадника». - М., 1981.

3. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиха. - М., 1957. Гл.4 («Полтава»).

4. Мейлах Б.С. Поэма о «грозном царе», «ничтожном герое» и роман о крестьянском восстании //Мейлах Б.С. Творчество А.С.Пушкина. Развитие художественной системы. – М., 1984. –С.96 –111.

5. Осповат А.Л., Тименчик Р.Д. «Печальну повесть сохранить…». Об авторе и читателях «Медного всадника». - М., 1985.

6. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая и последняя. -ПСС, т.У11, или Собр. соч. в 3 т., Т.3.

7. Слонимский А. Мастерство Пушкина. - М., 1963.

8. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. - М., 1974.

9. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1975.

10. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. - М., 1975.

11. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы. - Л., 1974.

 

 

Тема 11. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

 

Роман. Отличие романа от других жанров: широкий охват жизненных событий, изображение характера героя в становлении и развитии, многопроблемность и многоаспектность произведения.

«Евгений Онегин» как «свободный роман». Первоначальный замысел, его эволюция. Пародия на теорию и практику традиционного романа (гл.3, строфа Х1). «Противоречия» в романе: изменения принципов изображения и оценки героя от начала к концу главы. (Глава 1). «Открытый» финал. Сочетание событийной «открытости» и композиционной завершенности. Принцип симметрии. Композиционная функция «Отрывков из путешествия Онегина».

Как вы понимаете слова Пушкина: «Роман требует болтовни»? Роль этой установки в разрушении литературной условности романного сюжета.

«Евгений Онегин» как роман в стихах. Почему Белинский называет «Евгения Онегина» поэмой?

Список текстов

Пушкин А.С. Евгений Онегин.

Список литературы

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая. - Собр.соч. В 3 т. Т.3.

2. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957. -С.268-274.

3. Кожинов В.В. Происхождение романа. - М., 1963.

4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М., 1988.-С.30-107.

5. Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. - М., Л., 1964. - С.311-381.

6. Благой Д.Д. «Евгений Онегин» //Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. - М., 1973, т.2. -С.155-170.

 

7. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. - М., 1974. -С.29-43, 88-102.

8. Тынянов Ю.Н. О композиции «Евгения Онегина» //Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. -С.52-77.

9. Лотман Ю.М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». - Тарту, 1975. -С.8-9, 16-32, 45-59, 65-76, 80-85, 92-93, 106-107.

10. Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. - М., 1982. -С.15-48.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.224 (0.02 с.)