Учебно-методические указания по курсу «история Русской литературы XIX века (1 пол). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методические указания по курсу «история Русской литературы XIX века (1 пол).



Учебно-методические указания по курсу «История русской литературы XIX века (1 пол).

Пояснительная записка

 

Настоящие рекомендации предназначены для студентов 2 и 3 курсов заочного отделения и включают в себя программу курса, список художественных текстов, рекомендуемую литературу по изучаемому материалу, систему самостоятельной работы студентов, а также тематику и планы контрольных работ, примерные вопросы для экзамена.

Цель данных методических рекомендаций – оказать помощь студентам-заочникам в глубоком и всестороннем осмыслении историко-литературного процесса первой половины Х1Х столетия, сущности и содержания основных художественных методов и направлений, творчества отдельных писателей того времени, овладеть навыками литературоведческого анализа текстов.

 

Содержание курса

 

Литературно-общественная ситуация первой четверти XIX века

 

Социально-исторические особенности развития России начала ХIX века. Литературно-общественное движение первой четверти XIX века. Основные литературные направления: неоклассицизм, сентиментализм, реализм; их взаимосвязь. Литературные кружки. Культурно-исторические условия возникновение романтизма. Основные направления русского романтизма; этапы развития. Система жанров русского романтизма. Проза начала 19 века.

 

 

Возникновение русского романтизма

 

В.А.Жуковский как первый русский романтик. Традиции немецкого романтизма в его поэзии. Элегический настрой лирики В.А.Жуковского. Художественный мир баллад Жуковского. Национальное своеобразие баллады «Светлана». Роль В.А.Жуковского в развитии романтизма.

«Легкая поэзия», причины ее появления. Значение К.Батюшкова в развитии «легкой поэзии». Принципы стиля «гармонической точности». Связь «изящного эпикуреизма» Батюшкова с идеями просветительского гуманизма и западноевропейскими литературными традициями. Эволюция его творчества.

 

Гражданский романтизм

Ведущие идеи гражданского романтизма. Обращение к высоким и народным жанрам. Принципы декабристкой народности. Гражданская лирика К.Ф.Рылеева: сатира и политическая элегия («Стансы», «А.А.Бестужеву и др.). Поэмное творчество. Романтическое начало в поэмах «Войнаровский» и «Наливайко». Своеобразие творческой манеры В.Кюхельбекера, А.Одоевского, А.А.Бестужева, П.А.Катенина, Ф.Н.Глинки. Значение творчества гражданских романтиков для становления художественной системы романтизма в русской литературе.

 

Зарождение реализма в русской литературе первой четверти XIX века

 

Реалистические направления в литературе начала XIX века. Басенное творчество И.А.Крылова. Современное и вечное в его баснях. Новаторские черты его творчества. Особенности языка басен. Традиции народной поэзии в баснях Крылова.

«Горе от ума» А.С.Грибоедова как реалистическое произведение. Обусловленность проблематики действительностью. Проблема истинного и ложного ума. Сущность драматического конфликта комедии: переплетение социальной и личной драмы Чацкого. Композиция пьесы, ее обусловленность замыслом и идейным содержанием. Классицистический принцип «трех единств» как основа «Горя от ума». Способы выражения авторской позиции в комедии.

 

Философский романтизм

 

Эстетика философских романтиков. «Общество любомудрия»: история возникновения и существования; литературная программа.

Философско-элегический характер лирики Е.Баратынского. Композиция сборника «Сумерки». Идейно-тематическое и образное единство цикла.

Творчество Д.В.Веневитинова. Трактовка Веневитиновым традиционных романтических тем: поэта и поэзии («Смерть Байрона», «Поэт и друг»), дружбы и любви («К моему перстню»), смерти («Завещание»).

 

Поэты пушкинского круга

 

Хронологические и художественные границы «пушкинской поры» в русской поэзии. Общая характеристика творчества Д.Давыдова, А. Дельвига, Н. Языкова, П.А. Вяземского. Историко-литературная оценка пушкинской плеяды поэтов в критике.

А.С.Пушкин

 

Творчество А.С.Пушкина. Проблемы периодизации его творчества в истории русской критики и литературоведения. Ведущие мотивы лирики каждого периода. Романтические поэмы: «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Литературные традиции и новаторство в поэме «Руслан и Людмила», основные жанровые черты романтических поэм. Отражение в романтических поэмах современного человека. Байроновские традиции и новаторские черты романтических поэм.

Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» и первый реалистический роман. Социальная обусловленность и типичность главного героя, его эволюция. Образ Татьяны как воплощение национального характера. Образ автора. Симметричность как определяющая композиционная черта. Специфичность формы, онегинская строфа.

Драматургия Пушкина. Новаторский характер трагедии «Борис Годунов», национально-историческая и социально-политическая проблематика трагедии. «Маленькие трагедии»: социально-философская и этическая проблематика, идейный смысл, глубина психологического анализа.

Реалистическая поэмы «Полтава», «Медный всадник».

Проза Пушкина. Поэтика прозы Пушкина. «Повести Белкина» как цикл: сквозные темы, образ Белкина. Сложность субъектной организации повестей. Жанровое своеобразие романа «Дубровский». Тематическая связь с повестями «Барышня-крестьянка» и «Капитанская дочка». Тема народного восстания и народа, образ Пугачева в «Капитанской дочке». Поэтика фантастического в «Пиковой даме».

 

Н.В.Гоголь

Творчество Н.В.Гоголя. Ранние произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как романтическое произведение. Сквозные образы и мотивы. Отход от романтической поэтики.

Сюжетно-композиционные особенности циклов «Миргород» и «Петербургские повести». Сквозные темы повестей, их место в авторском замысле циклов.

Комедия «Ревизор»: традиции и новаторство, художественное своеобразие. Художественное обобщение в «Ревизоре», образ «сборного города», способ группировки лиц. Роль внесценических персонажей. Приемы комического. Творческая история поэмы. Проблематика, жанровое своеобразие, композиция поэмы «Мертвые души». Смысл названия. Творческий метод Гоголя: сочетание конкретности художественного анализа с философско-историческим обобщением. Лирические отступления автора и их типология. Место «Повести о капитане Копейкине» в идейной и сюжетной структуре поэмы.

Идейный и творческий кризис писателя.

 

М.Ю.Лермонтов

 

Периодизация творчества М.Ю.Лермонтова. Лирика М.Ю.Лермонтова: эволюция художественного метода. Характер лирического героя. Жанры лирики. Ведущие мотивы.

Поэма «Мцыри» и романтическая традиция. «Песня про царя Ивана Васильевича…» - «историческая поэма в народном духе». Русский народный характер в поэме.

Социально-философская сущность поэмы «Демон». Диалектика добра и зла, ее отражение в сюжете и системе образов.

Драматургия М.Ю.Лермонтова. Социально-философская драма «Маскарад». Образ Евгения Арбенина и эволюция типа демонического героя в творчестве Лермонтова. Символика карточной игры и маскарада.

Проза Лермонтова: романы «Вадим» и «Княгиня Лиговская».Фантастическая повесть «Штосс». Роман «Герой нашего времени» как социально-психологический роман. Смысл заглавия и роль предисловий. Композиционное построение: отказ от традиционного повествования романного типа, значение инверсии в архитектонике романа, использование приема несоответствия фабулы и сюжета. Система образов. Проблема фатализма в романе.

 

Реалистическая поэзия первой половины XIX века

Поэзия А.В.Кольцова и А.И.Полежаева. Основные темы и идеи творчества. Связь творчества Кольцова с устной народной поэзией.

 

Женская поэзия

Женская поэзия первой половины XIX века. Художественный мир А.П.Буниной, Каролины Павловой, Е.П.Ростопчиной, Ю.В.Жадовской.

 

Литература 1840-х годов

 

Столичные кружки и салоны 1830-1840-х годов. Кружок Н.В.Станкевича как исток формирования идеологии русского западничества. Кружок славянофилов, их полемика с западниками и официальным правительственным курсом.

Натуральная школа и ее роль в становлении реализма. Основные принципы, проблематика и характерные особенности поэтики писателей натуральной школы. Сборники «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» как «манифесты» нового литературного направления. Литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского.

Творчество А.И.Герцена. Социальная проблематика романа «Кто виноват?». Борьба с религиозным мировоззрением и романтической картиной мира за выход к «подлинной» действительности в одном из главных романов натуральной школы «Кто виноват?» Конфликт романтического и научно-материалистического взглядов на мир, образы Круциферского и Крупова. Бельтов – тип «лишнего» человека. Отражение споров славянофилов и западников о развитии русской жизни и литературы в повести «Сорока-воровка».

 

Список художественных произведений по курсу «История русской литературы Х1Х века (первая половина)

 

Жуковский В.А.

Сельское кладбище. Дружба. Вечер. Певец. Мечта. Воспоминание («Прошли, прошли вы, дни очарованья!»). Людмила. Светлана. Певец во стане русских воинов. Пловец. Славянка. Теон и Эсхин. Эолова арфа. Невыразимое. Шильонский узник. Кубок. Перчатка. Ундина.

Батюшков К.Н.

Видение на берегах Леты. Совет друзьям. Воспоминание. Веселый час. Мои Пенаты. К Дашкову. Переход русских войск через Неман. Тень друга. Разлука. Умирающий Тасс. Переход через Рейн.

Рылеев К.Ф.

К временщику. А.П.Ермолову. Гражданин. Стансы (К.А.Бестужеву). Гражданское мужество. Пустыня. На болезнь Крылова.

Думы: Иван Сусанин. Смерть Ермака. Олег Вещий. Борис Годунов. Петр Великий в Острогожске. Глинский. Курбский. Песни: «Ах, тошно мне...». «Уж как шел кузнец...». «Ах, где те острова...». «Ты скажи, говори». Поэмы: Войнаровский. Наливайко.

Кюхельбекер В.В.

Сократизм. Первое раскаяние. Видение. Жизнь. Молитва воина. К Румью! Ермолову. А.С.Грибоедову. Пророчество. Ночь. Отчизна. 19 октября. Участь русских поэтов.

Катенин П.А.

Мир поэта. Кавказские горы. Кто принял в грудь свою язвительные стрелы. Баллады: Мстислав. Ольга. Убийца. Наташа. Леший.

Глинка Ф.Н.

Песнь сторожевого воина перед Бородинской битвою. Опыты священной поэзии. Сон русского на чужбине... Не слышно шуму городского...

Бестужев-Марлинский А.А.

Подражание первой сатире Буало. К некоторым поэтам. Часы. Сон. К облаку. Забудь, забудь.

Проза: Роман и Ольга. Фрегат «Надежда». Испытание. Роман в семи письмах. Вечер на бивуаке.

8. Одоевский А.И.

Элегия. Струн вещих пламенные звуки. Он духом был борец. В темнице есть певец народный.

9. Крылов И.А.

Ворона и лисица. Мартышка и очки. Волк на псарне. Стрекоза и Муравей. Щука и кот. Кот и Повар. Свинья под дубом. Волки и овцы. Лжец. Квартет. Волк и Ягненок. Пустынник и Медведь. Демьянова уха. Крестьянин и смерть. Муха и Дорожные. Рыбья пляска. Пестрые Овцы. Слон на воеводстве. Тришкин кафтан.

10. Грибоедов А.С.

Горе от ума.

Пушкин А.С.

Лицинию. К другу-стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. «Погасло дневное светило...». Черная шаль. Кинжал. Наполеон. Песнь о вещем Олеге. Узник. «Простишь ли мне ревнивые мечты...». «Свободы сеятель пустынный...». «Ненастный день потух...». Разговор книгопродавца с поэтом. Сожженное письмо. Андрей Шенье. «Я помню чудное мгновенье...». Вакхическая песня. 19 октября. Пророк. Стансы. Зимняя дорога. Няне. «Во глубине сибирских руд». Арион. Поэт. 19 октября 1827. Друзьям. Анчар. Поэт и толпа. «На холмах Грузии». Кавказ. «Я вас любил». Зимнее утро. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Поэту. Мадонна. Бесы. Элегия («Безумных лет угасшее веселье»). «Для берегов отчизны дальной. Моя родословная. Клеветникам России. Осень (Отрывок). «Не дай мне бог сойти с ума...». «Пора, мой друг, пора...». «Вновь я посетил...». Пир Петра Первого. Из Пиндемонти («Недорого ценю я громкие права»). «Отцы пустынники и девы непорочны...» «Когда за городом задумчив я брожу...». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Поэмы: Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Евгений Онегин. Сказки.

Проза: Повести Белкина. Дубровский. Капитанская дочка. Пиковая дама.

Драматургия: Борис Годунов. Маленькие трагедии.

12. Баратынский Е.А.

Уныние. Родина. Признание. Череп. Буря. Разуверение. Истина. Муза. Последний поэт. Бал. Смерть. Недоносок. Осень. Предрассудок… «Здравствуй, отрок сладкогласный…». Что за звуки? Мимоходом. Рифма.

13. Веневитинов Д.В.

Поэт. К моему перстню. Кинжал. Поэт и друг.

14. Вяземский П.А.

«Я пережил свои желанья…». Негодование. Русский Бог. Катай-валяй. Послание Тургеневу с пирогом. Первый снег. Прощание с халатом. Поручение в Ревель. Еще тройка.

15. Языков Н.М.

Элегия («О, деньги, деньги! Для чего…»). К халату. Посвящение А.М.Языкову. Полней стаканы, пейте в лад! «Мы любим шумные пиры». Элегия («Свободы гордой вдохновенье»). А.С.Пушкину. Песня («Из страны, страны далекой»). Пловец. Всему человечеству. Любовь, любовь. Новгородская песнь. Родина.

16. Дельвиг А.А.

Идиллия. К Диону. Русская песня («Соловей, мой соловей»). «Не осенний мелкий дождичек». Купальницы. Конец золотого века. Цефиз. Друзья.

17. Давыдов Д.В.

Бурцеву («Призвание на пунш»). Гусарский пир. Моя песня. Песня старого гусара. Бородинское поле. Моя песня. Гусарская исповедь. Романс («Не пробуждай»). Партизан. Я вас люблю («Элегия VIII»). Решительный вечер гусара.

18. Лермонтов М.Ю.

Жалобы Турка. Одиночество. Исповедь. Желание («Отворите мне темницу…»). Парус. Смерть поэта. Ветка Палестины. Листок. Узник. «И скучно, и грустно…». Утес. «На севере диком…». «Выхожу один я на дорогу…». Родина. «Прощай немытая Россия…». Бородино. Умирающий гладиатор. Поэт. «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Узник. Тучи. «Когда волнуется желтеющая нива…». Дума. «Из под таинственной холодной полумаски…». Пророк. Горные вершины. Поэмы: Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Демон. Драма: Маскарад. Проза: Вадим. Княгиня Лиговская. Герой нашего времени.

19. Гоголь Н.В.

Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести. Ревизор. Женитьба. Мертвые души.

20. Кольцов А.В.

Песня пахаря. Косарь. Лес. Размышление поселянина. «Не шуми ты рожь…». Урожай. Горькая доля. Первая песня Лихача Кудрявича. Деревенская беда. Последний поцелуй. Горе. Тоска по воле. Думаы сокола. Хуторок. «Что ты спишь, мужичок…». Разлука. «На заре туманной юности…».

21. Герцен А.И.

Кто виноват? Сорока-воровка.

22. Полежаев А.И.

Гений. «Бесценный друг счастливых дней…». Кремлевский сад. Вечерняя заря. Цепи. Песнь пленного ирокезца. Песнь погибающего пловца. Живой мертвец. Цыганка. Море. Демон вдохновенья. Венок на гроб Пушкина. Сашка.

23. Одоевский В.Ф. Саламандра. Сильфида. Последний квартет Бетховена. Княжна Мими. Княжна Зизи.

24. Белинский В.Г.

Статьи о Пушкине.

25. Бунина А.П. С приморского берега. Сельские вечера. Майская прогулка болящей. Упрек другу. Весна. На разлуку. Отречение. Сумерки.

26. Павлова К. На 10 ноября. Слезы женщин. Мы странно сошлись средь салонного круга… Рудокоп. Двойная жизнь. Была ты с нами неразлучна… Монах. Есть любимцы вдохновений… Старуха. Дуэль. Странник.

27. Ростопчина Е.П. Две встречи. Талисман. На дорогу! Михаилу Юрьевичу Лермонтову. На лавровый венец… Мечта. Русским женщинам. Русскому народу. Осенние листья. Зимний вечер. Как должны писать женщины. Безнадежность.

 

Учебная литература

 

1. Ревякин А.И. История русской литературы Х1Х в.: Первая половина. – М.:Просвещение, 1985. – 543с.

2. Соколов А.Г. История русской литературы Х1Х века. Первая половина. –М.:Высш.шк., 1985.-584с.

3. История русской литературы Х1Х века (первая половина) / Под ред. С.М.Петрова. – 4-е изд. – М., 1973.

4. История русской литературы: В 3 т. –М.-Л., 1963-1964. – Т.2.

5. История русской литературы: В 4т. –Л., 1981-1982. – Т.2.

6. История русской литературы: В 10 т. –М.-Л., 1941-1964. – Тт.5-7.

7. Якушин Н.И. Первая половина Х1Х века (первая половина): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

8. История русской литературы Х1Х века: 1800 – 1830 –годы: Учеб.для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 2 ч. /Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

 

 

Научная и критическая литература

 

1. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 т. – М.,1981.

2. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). –М.

3. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.

4. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М., Л., 1959.

5. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.

6. Иван Андреевич Крылов: Проблемы творчества. –Л., 1975.

7. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. –М., 1980.

8. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. – М., 1973.

9. Лермонтовская энциклопедия /Гл.ред. В.А.Мануйлов. – М.,1981.

10. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л., 1983.

11. Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.

12. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

13. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978.

14. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М.,1971.

15. Медведева И. «Горе от ума» А.С.Грибоедова. – М., 1974.

16. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М.,1970.

17. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. –М., 1974.

18. Томашевский Б.В. Пушкин. В 2 т. –М., 1990.

19. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. –Л., 1986.

20. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. –М., 1975.

21. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова.-М., 1971.

22. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. –М.,Л., 1961.

 

Темы контрольных работ

 

Контрольные работы по курсу «История русской литературы Х1Х века» (первая половина) подобраны так, чтобы способствовать углублению и расширению знаний по русской литературе Х1Х века, а также выработке у студентов заочной формы обучения творческого отношения к изучению литературы и самостоятельного подхода к анализу художественных произведений.

Все предлагаемые темы связаны с творчеством конкретного автора, большинство из них ориентированы на современные школьные программы.

Схема изложения материала следующая: сформулирована тема контрольной работы, после формулировки темы дано ее краткое объяснение. Указаны художественные тексты, обращение к которым обязательно при написании данной темы, и научная и критическая литература. Над чертой перечислены обязательные литературоведческие источники, под чертой – дополнительные.

 

Рекомендации по выполнению контрольной работы

Тему контрольной работы выберите по Вашему порядковому номеру в списке группы. После прочтения художественных текстов, внимательно изучите рекомендованную литературу (или ту, которая у вас имеется) и сделайте выписки с указанием источника и номера страницы. Продумайте и обязательно включите в контрольную работу план. Форма плана произвольная. Содержание работы должно точно соответствовать теме, а логика изложения материала - предложенному Вами плану. Контрольная работа должна быть самостоятельной, цитаты критиков и литературоведов не заменять Ваши рассуждения, а лишь подтверждать их. В конце цитаты обязательно делайте сноски. Список использованной литературы должен находиться в конце работы и соответствовать в оформлении библиографическим требованиям. Объем контрольной работы примерно составляет школьную12-18-листовую тетрадь.

Произведение

Проблематика «Горя от ума», ее обусловленность самой действительностью тех лет. Сущность драматического конфликта в комедии, своеобразие его развития: переплетение социальной и личной драмы Чацкого.

Композиция пьесы. Классицистический принцип «трех единств» как основа «Горя от ума». Функции антитезы. Подчинение их задачам реалистического раскрытия образов. Значение внесценических и внесюжетных персонажей в раскрытии основного конфликта пьесы, в создании типических обстоятельств. Роль женских персонажей в реалистической характеристике фамусовского общества. Особенности сюжетостроения. Как раскрываются в диалогах Чацкого с его противниками характеры героев, их взаимоотношения. Значение диалогов Чацкого с Софьей и Молчалиным для движения сюжета. Место образа Софьи в системе действующих лиц пьесы, его сюжетно-композиционная функция. Отличие концовки пьесы от развязок классицистических комедий. Жанровое новаторство Грибоедова-реалиста.

Список текстов

Грибоедов А.С. Горе от ума.

Список литературы

См. литературу к теме 1

1. Аникст А.А. А.С.Грибоедов. «Горе от ума» //Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. -М., 1972.

2. Маймин Е.А. Сценическая композиция и характеры. Опыт прочтения комедии Грибоедова «Горе от ума» //Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. -М., 1972.

3. Петров С.М. «Горе от ума» - комедия А.С.Грибоедова. -М., 1981.

4. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». -М., 1971.

5. Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» /Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. -М., 1969.

 

Баллада

Различные точки зрения на романтизм В.А.Жуковского. Жанр баллады, его сущность. Общая характеристика балладного творчества Жуковского. Баллада «Светлана» в контексте других произведений. Решение проблемы народности в балладе «Светлана». Проявление иррационального характера романтического мышления: мотивировка фантастических событий; степень иррациональности в поведении героини; стилистический колорит пейзажных описаний; использование народнопоэтической и разговорной лексики.

Список текстов

Жуковский В.А. Светлана.

Список литературы

1. Белинский В.Г. Литературные мечтанья. Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая. - ПСС, т.7.

2. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. -М., 1965.

3. Губарева Р.В. «Светлана» В.А.Жуковского: Из истории русской баллады //Из истории русской литературы. -Л., 1963. -С.175-196.

4. Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма //Русский романтизм. -Л., 1978.

5. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. - М., 1975.

6. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М.,1985.

7. Маркович В.М. Балладный мир Жуковского и русская фантастическая повесть эпохи романтизма //Жуковский и русская культура. - Л., 1987.

 

К.Н.Батюшкова

К какому периоду творчества поэта относится данное стихотворение. Какие из основных тенденций русской поэзии этой поры развивает и продолжает в своем творчестве К.Н.Батюшков. Анализ каждой из 5 частей стихотворения. Ценности и «антиценности» в стихотворении Батюшкова, связь с традицией анакреонтики; своеобразие жанра, образ автора и его атрибуты. С какой целью Батюшков смешивает реалии античной и современной жизни? Какие черты романтизма нашли отражение в стихотворении? Докажите, что «Мои Пенаты» - мир поэтической утопии; правомерно ли рассматривать бытовые реалии послания как элементы реализма?

Список текстов

Батюшков К.Н. Мои Пенаты

Список литературы

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья третья // Собр.соч.: В 9 т. - М., 1981.-Т.6.-С.182-209.

2. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.

3. Семенко И.М. Батюшков //Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. - М., 1970. -С.11-57.

4. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. - М., 1971.

5. Макогоненко Г.П. Поэзия Константина Батюшкова //Макогоненко Г.П. Избранные работы. - Л., 1987. -С.228-281. или в кн.: Батюшков К.Н. Стихотворения. - Л., 1959.

 

Список литературы

1. Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. – Л., 1978. –С.138-162.

2. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. – М., 1980. –С.37-43.

 

Проблематика и стиль

История создания повести. Сюжетные источники. Значение эпиграфа из «Светланы» Жуковского. Общее и различное между сюжетом «Светланы» и сюжетом «Метели». Пародия на романтические штампы поведения героев повести; эстетические позиции, с каких Пушкин ведет полемику с принципами романтического миропонимания. Роль случая в композиции повести; художественная цель выявления диалектики случайного и закономерного в судьбах героев, как это сделано. Прием антитезы в сюжетной организации повести (Марья Гавриловна и Владимир - Марья Гавриловна и Бурмин), его значение для раскрытия основной идей повести. Отношение Пушкина к романтической эстетике, проявившееся в повести.

Список текстов

1. Пушкин А.С. Повести Белкина.

2. Жуковский В.А. Светлана.

Список литературы

1. Лежнев А. Проза Пушкина. - М., 1966.

2. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (пути эволюции).- Л.,1987. -С.76-162.

3. История русской литературы. - Л.,1981. -Т.2.

4. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М., 1941. -С.535-579.

 

5. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С.Пушкина «Повести Белкина»: Учеб. пособие для филолог.спец.вузов. -М.: ВШ., 1989.-80с.

6. Коровин В.Лелеющая душу гуманность. - М., 1982.-С.82-156.

1. Степанов Н.Л. Проза Пушкина. - М., 1962.

 

Список литературы

1. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. – М., 1989.

2. Дебрецени П. Блудная дочь: Анализ художественной прозы Пушкина. – СПб., 1996.

3. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. – М., 1975.

4. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы: 1833-1836. – Л., 1982.

5. Муравьева О.С. Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама» // Пушкин: исследования и материалы. – Л., 1978. - Т.8. –С.62-69.

6. Полякова Е. Реальность и фантастика «Пиковой дамы» // В мире Пушкина: сб. статей. – М., 1974. –С.373-412.

7. Шмидт В. «Пиковая дама» А.С.Пушкина (проблемы поэтики) // Русская литература. –1997. -№3. – С.6-28.

8. Лотман Ю.М. «Пиковая дама» и тема карт и карточные игры в русской литературе начала 19 в. // Избран. статьи в 3т. – Таллин, 1992, Т.2. –С.193-205.

9. Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. – М., 1963.

10. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. – М., 1974.

11. Западов А.В. Чудо «Пиковой дамы» //Западов А.В. В глубине строки. – М., 1975. –С.45-73.

 

Список литературы

1. История русской литературы Х1Х в. 1800-1830 гг. - М., 1989.

2. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. - М., 1980.

3. Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники. - М., 1986.-Т.1.

 

Список текстов

1. Гоголь Н.В. О поэзии Козлова (очерк), 1833.

2. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки.

Список литературы

1. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.-Л., 1959. –С.5-62.

2. Гуревич А.М. Романтизм Гоголя //Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980. –С.84-93.

3. Чичерин А.В. Ранний Гоголь-романтик // Чичерин А.В. Ритм образа. Изд. 2-е. – М., 1980. –С.258-276.

4. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978. –С.7-52.

5. Белый А. Мастерство Гоголя. – М.-Л., 1934. –С.43-76.

6. Анненский И. О формах фантастического у Гоголя // Анненский И. Книга отражений. – М., 1979. –С.207-216.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

  1. Русский романтизм.
  2. Общества и кружки в литературной жизни начала Х1Х века.
  3. Проблема ума в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (особенности содержания комедии).
  4. «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Проблематика, образная система, особенности композиции.
  5. Творчество Крылова-баснописцы. Белинский о Крылове.
  6. Элегический романтизм В.А.Жуковского.
  7. Жанр баллады в поэзии В.А.Жуковского.
  8. «Легкая поэзия» Константина Батюшкова.
  9. Периодизация творчества А.С.Пушкина.
  10. Лирика А.С.Пушкина лицейского периода: общая характеристика.
  11. Лирика А.С.Пушкина петербургского периода: общая характеристика.
  12. Лирика А.С.Пушкина южного периода: общая характеристика.
  13. Лирика А.С.Пушкина михайловского периода: общая характеристика.
  14. Лирика А.С.Пушкина 1826-1830 гг: общая характеристика.
  15. Лирика А.С.Пушкина 1830 – 1837 годов: общая характеристика.
  16. Новаторство поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
  17. Структура романтического конфликта в поэмах А.С.Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы».
  18. Реалистические поэмы А.С.Пушкина «Полтава», «Медный всадник». Образ Петра1. Широта исторической и философской мысли в «Медном всаднике».
  19. Жанрово-композиционные особенности романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
  20. Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение».
  21. «Пиковая дама» А.С.Пушкина: поэтика философской повести.
  22. Проблематика и поэтика «Повестей Белкина» А.С.Пушкина.
  23. Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: особенности поэтики.
  24. Жанровое своеобразие сказок А.С.Пушкина.
  25. Драматургия А.С.Пушкина: основные принципы. Трагедия «Борис Годунов» (жанровое своеобразие, проблема историзма).
  26. Драматургия А.С.Пушкина: основные принципы. Сюжетно-тематические особенности Маленьких трагедий.
  27. А.С.Пушкин в русской критике и современном литературоведении.
  28. Гражданский романтизм. Поэзия декабристов.
  29. «Думы» Рылеева, их идейно-художественное своеобразие.
  30. Романтические поэмы Рылеева «Войнаровский» и «Наливайко».
  31. Русский философский романтизм. «Любомудры».
  32. Поэты «Пушкинской школы» русской поэзии: черты сходства и различия.
  33. Мотивы лирики Дениса Давыдова.
  34. Тематическое разнообразие поэзии Е.А.Баратынского.
  35. Периодизация поэтического творчества М.Ю.Лермонтова. Общая характеристика каждого периода (темы, жанры, образ лирического «Я»).
  36. Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова и ее художественное своеобразие. Белинский о лирике Лермонтова.
  37. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон». Противоречивость образа главного героя.
  38. Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и романтическая традиция.
  39. Система характеров в «Песне про купца Калашникова». В.Г.Белинский об исторической поэме М.Ю.Лермонтова.
  40. Драматургия М.Ю.Лермонтова. Социально-философская драма «Маскарад».
  41. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» как психологическое исследование «героя времени».
  42. Сюжетно-композиционные особенности «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова.
  43. М.Ю.Лермонтов в русской критике и современном литературоведении.
  44. «Вечера на хуторе близ Диканьки»Н.В.Гоголя как прозаический цикл. Особенности романтического метода «Вечеров…».
  45. Идейно-композиционное единство цикла Н.В.Гоголя «Миргород».
  46. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в их внутреннем единстве. Сквозные мотивы и образы.
  47. Взгляды Гоголя-драматурга и его драматургические опыты. Художественное своеобразие комедии «Ревизор».
  48. Жанрово-композиционные особенности поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».
  49. Система образов в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя. Принципы типизации. Градация образов помещиков.
  50. Н.В.Гоголь в русской критике и современном литературоведении.
  51. Поэтика русской фантастической повести 1820 – 1830-х гг. (на материале повестей В.Ф.Одоевского, А.Погорельского, А. Бестужева-Марлинского).
  52. Светская повесть 30-х годов, жанровые особенности (на примере светских повестей В.Ф.Одоевского, А.Погорельского, А.Бестужева-Марлинского, М.Ю.Лермонтова).
  53. Поэзия 1830-40-х гг. (творчество Полежаева, Кольцова). Путь к реализму.
  54. «Натуральная школа»: история, основные эстетические принципы, представители.
  55. Литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского.
  56. Проблематика романа Герцена «Кто виноват?». Белинский о романе.
  57. Женская поэзия Своеобразие художественного мира К Павловой, Е.Ростопчиной, А.Буниной.
  58. Отражение споров славянофилов и западников в повести А.Н.Герцена «Сорока-воровка».

 

 

Учебно-методические указания по курсу «История русской литературы XIX века (1 пол).

Пояснительная записка

 

Настоящие рекомендации предназначены для студентов 2 и 3 курсов заочного отделения и включают в себя программу курса, список художественных текстов, рекомендуемую литературу по изучаемому материалу, систему самостоятельной работы студентов, а также тематику и планы контрольных работ, примерные вопросы для экзамена.

Цель данных методических рекомендаций – оказать помощь студентам-заочникам в глубоком и всестороннем осмыслении историко-литературного процесса первой половины Х1Х столетия, сущности и содержания основных художественных методов и направлений, творчества отдельных писателей того времени, овладеть навыками литературоведческого анализа текстов.

 

Содержание курса

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.157 с.)