ТОП 10:

Тема 17. Лирический герой поэзии Дениса Давыдова



Проблема характера - основная для творчества Д.Давыдова. «Биографический облик» поэта как основа его поэзии, образов, стиля. Образ поэта - гусара, поэта-воина.

Бурцов - второй герой стихов Дениса Давыдова. Быт и психология гусара. «Очерк жизни» в обрисовке характера лирического героя.

Лирический герой в любовной лирике Д.Давыдова.

Список текстов

Давыдов Д.В. Бурцову. Гусарский пир. Песня старого гусара. Бородинское поле. Моя песня. Гусарская исповедь. Партизан. Очерк жизни. Жестокий друг. Решительный вечер гусара. Я вас люблю («Элегия V111»)

Список литературы

1. Белинский В.Г. Сочинения в стихах и прозе Дениса Давыдова. - ПСС, Т.1V.

2. Пухов В. Денис Давыдов. - М.,1984.

3. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. - М., 1970.

4. История русской литературы Х1Х века. 1800-1830-е годы. - М., 1989.

5. Кошелев В.А. «Анакреон под доломаном» //Литература в школе. –1996. - №3.

 

6. Попов М.Я. Денис Давыдов. - М.,1971.

7. Соловьев В.А. Денис Давыдов. - М., 1963.

8. Задонский Н.А. Денис Давыдов. Историческая хроника. - М., 1968.

9. Орлов В.Н. Денис Давыдов. -М., 1940, или Орлов В.Н. Жизнь и поэзия Д.Давыдова. - М.,1962.

10. Рождественский В.А. В созвездии Пушкина. - М., 1972.

11. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., Интрада, 1995. -С.126-139.

 

Тема 18. Античные мотивы лирики А.Дельвига

 

Ведущий пафос творчества поэта. Причины обращения к античности.

Характерные жанры поэзии Дельвига: антологическая лирика, идиллии, романсы, сонеты. Основные темы и мотивы произведений А.Дельвига: тема любви («Идиллия»), нежной и бескорыстной дружбы («Цефиз»), природы («К Диону»).

Традиции Феокрита в идиллиях Дельвига. Воплощение идеала гармонии человека с природой, людьми в лирике Дельвига. Удалось ли поэту передать мироощущение конкретного античного человека? Живописность как основное художественное средство раскрытия характера античного человека.

Соотношение современности с античной культурой. Сравнить с трактовкой античности в идиллиях Н.И.Гнедича («Рыбаки»).

Отражение в идиллиях «Друзьям» и «Конец золотого века» кризиса романтического мировосприятия поэта.

Список текстов

1. Дельвиг А. Идиллия. К Лилете. Купальницы. Конец золотого века. Цефиз. Друзья. Дамон. К Диону.

2. Гнедич Н.И. Утешение. Рыбаки.

Список литературы

1. История русской литературы Х1Х в. 1800-1830 гг. - М., 1989.

2. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. - М., 1980.

3. Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники. - М., 1986.-Т.1.

 

Тема 19. Жанровое разнообразие лирики Н.Языкова

 

Темы и мотивы лирики Н.Языкова. Основной пафос творчества. Разнообразие жанров. Студенческие песни. Гимны вольности. Исторические баллады. Дружеские послания.

Традиции «легкой поэзии» в ранней лирике Н.Языкова.

Образ лирического героя в поэтическом цикле «Песни» (1823). Соединение литературной условности со свободой лирического самовыражения. Нарушение чистоты одического жанра. Преобразование жанрового канона романтической элегии в политических элегиях Н.Языкова. Стилистическое мастерство Языкова.

Список текстов

Языков Н.М. Песни (23г.). Свободы гордой вдохновенье…Пловец. Элегия (О, деньги, деньги! Для чего…»). К халату. Посвящение А.М.Языкову. Полней стаканы, пейте в лад! Всему человечеству. Любовь, любовь. Новгородская песнь. Еще молчит гроза народа. Евпатий. Родина. К няне А.С.Пушкина.

Список литературы

1. Белинский В.Г. Русская литература в 1844г. // Белинский В.Г. Собр.соч. в 9 т. - М., 1981.-Т.У11. -С.183-192.

2. Гоголь Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность // Гоголь Н.В. Собр.соч. в 8 т. - М.: Правда, 1984.-Т.7. -С.359-362.

3. История русской литературы Х1Х века. 1800-1830-е гг. - М., 1989.

4. Рассадин Ст. Драма Николая Языкова // Рассадин Ст. Спутники: Очерки. - М.: Сов.пис., 1983. -С.59-129.

5. Вересаев В.В. Спутники Пушкина. - М.: Сов.спорт, 1993. -Т.2.-С.331-340.

6. Рождественский В.А. В созвездии Пушкина: Книга о русских поэтах. - М.: Современник, 1972. -С.123-144.

 

Тема 20. Стилевое своеобразие лирики П.А.Вяземского

 

Главный пафос творчества. Разнообразие литературного наследия. «Поэзия мысли» в лирике Вяземского. Защита принципов «школы гармонической точности», постепенное их преодоление. Обилие неологизмов как выражение поэтического своеволия мысли в стихотворениях «Русский бог», «Катай-валяй», «Послание Тургеневу с пирогом».

Способы достижения психологической конкретности лирического переживания. Наполнение новым содержанием чувства традиционного романтического уныния. Проникновение в оду на образном, композиционном, стилевом уровнях элегических мотивов.

Решение проблемы «местного колорита» и русского национального характера.

Список текстов

1. Вяземский П.А. Русский бог. Катай-валяй. Послание Тургеневу с пирогом. Уныние. Негодование. Первый снег. Прощание с халатом. Поручение в Ревель.

2. Вяземский П.А. Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки. - М.: Правда, 1988.

Список литературы

1. Гиллельсон М.И. П.А.Вяземский. Жизнь и творчество. - Л.,1969.

2. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. - М., 1980.

3. Семенко И.М. Вяземский // Поэты пушкинской поры. - М., 1970.

4. Рассадин Ст. При Пушкине и после // Рассадин Ст. Спутники: Очерки. - М.: Сов.пис., 1983. -С.245-309.

 

Тема 21. Философская лирика Е.А.Баратынского

 

Е.А.Баратынский - «поэт мысли». Философско-элегический характер его лирики. Элегия «Признание»: переход элегии из психологической в философскую. Элегическая грусть как всеобщий признак человеческого существования. Система философских оппозиций в лирике («Признание», «Последний поэт»). Метафизический характер конфликта поэта с веком в элегии «Последний поэт». Развитие этого конфликта в стихотворении «Рифма». Тема поэта и времени в стихотворениях «Предрассудок», «Здравствуй, отрок сладкогласный…», др.

Пересмотр традиционных романтических представлений в стихотворениях «Смерть», «Недоносок». Диалектика философской мысли поэта, ее отражение в стиле стихотворений.

«Осень» - образец зрелой философской лирики Баратынского. Изменение смысла образа осени; перерастание предметного образа в образ-понятие. Сравнить с «Осенью» А.С.Пушкина в образном, композиционном, идейно-смысловом строе стихотворений.

Список текстов

1. Баратынский Е.А. Признание. Смерть. Последний поэт. Недоносок. Осень. Предрассудок… Здравствуй, отрок сладкогласный… Что за звуки? Мимоходом… Рифма. Разуверение. Истина.

2. Пушкин А.С. Осень.

Список литературы

1. Белинский В.Г. О стихотворениях г.Баратынского. - ПСС, Т.1.

2. Белинский В.Г. Стихотворения Е.Баратынского. - ПСС, Т.V1.

3. Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. - М.,1966.

4. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. - М.,1980. -С.142-153 или Коровин В.И. Звезды плеяды //Коровин В.И. Русская поэзия Х1Х века: Учеб. пособие.- М.:РОСТ, 1997. -С.132-143.

5. Рождественский В.А. В созвездии Пушкина. Книга о русских поэтах. - М., 1972.

6. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. - М.,1970. -С.257-262; 267-275; 278; 283-284.

 

Тема 22. Драматургическое новаторство комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

 

Взгляды Гоголя на драматургию, требования, предъявляемые им к комедии («Театральный разъезд после представления новой комедии»).

Особенности развития драматического конфликта в «Ревизоре». Внешний конфликт, комический, между Хлестаковым и городничим. Внутренний конфликт - между истиной и обманом, заблуждением и правдой. Чем объясняется наличие двух конфликтов в «Ревизоре»? Различные точки зрения по данному вопросу.

Художественное обобщение в «Ревизоре». Образ «сборного города». Способ группировки лиц.

Кольцевая композиция пьесы; завязка и сюжет. Сущность «немой сцены». Гоголь и современные исследователи о «немой сцене».

Трансформация традиционного типа комедийного плута в образе Хлестакова. Композиция образа. «Миражная» интрига, ее сущность.

Система образов пьесы. Как изменяет Гоголь традиционное деление комедийных героев на отрицательных и положительных? Сюжетная роль внесценических персонажей.

Жанровое своеобразие «Ревизора».

Список текстов

Гоголь Н.В. Ревизор. Театральный разъезд после представления новой комедии.

Список литературы

1. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. - М.,1978.-С.175-263. Или Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». - М.,1966.

2. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. - М.-Л., 1959. -С.388-473.

3. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. - М.,1987.-С.275-293.

4. Немирович-Данченко В.И. Тайна сценического обаяния Гоголя // Н.В.Гоголь в русской критике. - М., 1953.

5. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедия. - М., 1976.-С.63-123.

6. Храпченко М.Б. Творчество Гоголя. - М.,1959.

7. Докусов А.М., Маранцман В.Г. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. - Л., 1975.

8. Лотман Ю.М. О Хлестакове // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - Л., 1988.-С.293-325.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.245.121 (0.007 с.)