Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Баллада в творчестве В. А. ЖуковскогоСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. Определение жанра баллады (жанрообразующие признаки, типы баллад). История этого жанра в предромантизме; западноевропейская баллада. II. Баллады В.А. Жуковского. Проблематика, типология, место в творчестве. - Баллады Жуковского как единая художественная система. Выявить какие концепции исследования балладного наследия поэта существуют в литературоведении. - Сделать анализ баллад «Эолова арфа» и «Элевзинский праздник»: символика названия, конфликт, балладный сюжет, система голосов, исторический фон. При анализе баллад обратиться к «Словарю античности» М., 1994 или к «Мифам народов мира». III. История переложения “Леноры” Бюргера (“Людмила” 1808, “Светлана” 1812, “Ленора”1831): 1. Литературная полемика о балладах в “Сыне отечества” 1816 г. (Н.И. Гнедич - А.С. Грибоедов). Статьи Н.И. Гнедича “О вольном переводе Бюргеровой баллады “Ленора” (“Сын отечества”. 1816, № 27) и А.С. Грибоедова “О разборе вольного перевода Бюргеровой “Леноры” (“Сын отечества” 1816, № 30)*. Внимательно прочитать статьи, выявить характер спора, систему доказательств, проанализировать характер аргументации доводов. 2. Сравнительный анализ “Людмилы”, “Светланы”, “Леноры” Жуковского: - фантастический сюжет; мотив сна и его интерпретация; - художественное время и пространство, их динамика; - национальный колорит (русский, германский); - развитие ключевого конфликта. 3. Поэтика баллады «Светлана» - история создания; место баллады в судьбе Жуковского и русской литературы; - поэтика названия и мотив света в балладе; - народный колорит, поэтика и магическая природа крещенских гаданий; - сюжет сновидения: реальность и фантастика; - поэтика финала. Литература: Определение жанра баллады: КЛЭ. Т. 1. Словарь литературоведческих терминов. Гегель Г.Ф.В. Сочинения. М., 1958.Т. 14. С. 295. *Эолова арфа. Антология баллады. М., 1989. С. 574 – 581 (статья Гнедича), С. 581 - 590 (статья Грибоедова); или см.: Грибоедов А.С. Сочинения. Воспоминания современников. М., 1989. С. 376-386; 469-470; Семенко Н.М. Жизнь и поэзия В.А. Жуковского. М., 1975, 1989 (Гл. III, разд. 1-4). Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л., 1978. С. 138-149. Власенко Т.Л. Типология сюжетов русской романтической баллады // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1982.С. 20-28. Душина Л.Н. История создания “Светланы” В.А. Жуковского // Пути анализа литературного произведения. М., 1981. С. 188-194. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск. 1984. С. 80-94, 183-197.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА I. Любовная лирика Пушкина лицейского периода. Поэтика Бакунинского цикла. - Внимательно прочитать элегии 1815-1816 гг.: «К живописцу»; «Окно», «Наслаждение», «Осеннее утро», «Уныние», «К Морфею», «Любовь одна – веселье жизни хладной», «Желание» («Медлительно влекутся дни мои…», «Осеннее утро»). Установить сквозные образы и мотивы, проанализировать характер элегического пейзажа*, особенность лирического настроения. - Сделать комплексный анализ одной из указанных элегий: «я» лирического героя, особенность отражения душевных переживаний, пространственно-временная организация элегического мира. II. Любовная лирика периода южной ссылки. Мотив «утаенной любви». - Восстановить круг текстов, связанных с мотивом «утаенной любви». - История изучения данного мотива (установить какие пушкинисты обращались к исследованию данной проблемой); характер дискуссий об адресатах посланий (обратить внимание на аргументацию доводов). Прокомментировать пушкинское определение мотива «тайного страдания» в следующих фрагментах:
- Сделать комплексный анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…»: история создания и публикации; лирическое настоящее и прошлое; характер смены лирического пейзажа; элегическая рефлексия; астральная символика и романтический комплекс «имя звезды». III. Михайловский период. Мотив сакрализации чувства. - Сделать анализ стихотворения К* («Я помню чудное мгновенье…»): восстановить биографический контекст; установить литературный исток образа «гений чудной красоты» (см. статью В.А. Жуковского «Рафаэлева Мадонна»); внимательно проанализировать характер субъективного переживания потока времени, смены настроения; взаимоотношения мотивов любви и творчества. IV. «Дон-жуанский список»: салонная шутка и эстетическая игра Пушкина. - «Дон-жуанский список»: интригующий характер композиции, возможность/невозможность его расшифровки. - История изучения. V. Идеализация любви. Поэтика предсвадебного сонета 1830 г. «Мадона»: - Жанр сонета: диалектика совершенной формы и совершенного содержания. - Поэтика названия и лирическое освоение природы номинации текста. - Светское и сакральное в сонете «Мадона»: сакрализация «желания» и природа молитвенного дискурса стихотворения. VI. На основании собственного исследования (анализа, знакомства с творчеством и биографией Пушкина, ключевыми проблемами пушкинистики) сделать вывод о характере эволюции темы любви в лирике А.С. Пушкина. При подготовке к занятию необходимо внимательно прочитать сначала все предлагаемые стихотворения А.С. Пушкина и комментарий к ним, затем включить их в исследовательский контекст (учитывая полемичные проблемы пушкинистики). Последним этапом подготовки должен стать комплексный анализ произведений разных периодов, цель которого - выработать свою точку зрения на поставленную проблему. NB! Стихотворения, выбранные для комплексного анализа, знать наизусть (3-4 текста).
Литература: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 17-ти тт. М. 1994. Т. 1-2. Лирика. Прочитать комментарий к анализируемым стихотворениям (можно другое авторитетное издание изд-ва «Библиотека поэта», «Литературные памятники», «Наука»). Словарь литературоведческих терминов. Любое издание. Статьи: Сонет, Элегия, Послание.
Семанова М.Л. Лирические стихотворения Пушкина о любви // Семанова М.Л. Творческая история произведений русских писателей. М., 1990. С. 23-41. Иезуитова Р.В. «Утаенная любовь в жизни и творчестве А.С. Пушкина» // «Утаенная любовь» Пушкина. Сборник статей. СПб., 1997. С.7-33; или эта же работа в сборнике: Легенды и мифы о Пушкине. СПб., 1999. С. 216-240. Жуковский В.А. Рафаэлева Мадонна. Томашевский Б.В. Пушкин: В 2-х тт. М., 1990. Т. 2. С. 328-338 («Я помню чудное мгновенье…»). Губер П.К. Дон-жуанский список А.С. Пушкина. Главы из биографии с 9-ю портретами. Харьков, 1993. С. 14-15, 33-34, 49-63. Или Левкович Л.Я. Донжуанский список Пушкина // «Утаенная любовь» Пушкина. Сборник статей. СПб., 1997. С. 34-50. Строганов М.В. Пушкин и Мадона // Пушкин А.С. Проблемы творчества. Межвуз. тематич. сб. науч. Трудов. Калинин, 1987. С. 15-33.
Дополнительная литература: Берестов М.Д. Ранняя любовь Пушкина. М., 1989. Есипов В. Имя звезды (К проблеме «утаенной любви» Пушкина) // Вопросы литературы. 1993, № 3. С. 122-142. Лебедева О.Б. Лалла Рук // Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20-ти тт. М., 2000. Т. 2. С. 595-603. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1997. С. 263-265, 741 (наблюдения о мотиве «утаенной любви», полемичные биографической традиции «дешифровки тайны»). Макогоненко Г.П. Любовная лирика 1823-1830 гг. // Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974. С. 32-95. Титаренко С.Д. Сонет в поэзии серебряного века. Кемерово, 1998. С. 5-24.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 РОМАН А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»: ПОЭТИКА ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА
И журналистам на съеденье Плоды трудов своих отдам. Творческое задание для анализа текста: установить источник цитаты и прокомментировать ее. Для подготовки к занятию необходимо внимательно прочитать текст «Евгения Онегина» (возможно, и не один раз), обращаясь к комментариям Ю.М. Лотмана (для сравнения можно использовать комментарий В.В. Набокова), к биографии поэта (Лотман Ю.М. Пушкин). Роман требует читательского озарения, способного установить творческий диалог с его Автором.
План практического занятия. I. «Реальный» мир и романная реальность «Евгения Онегина». 1. Пространственная организация романа. - Восстановить пространственные элементы каждой главы; пространственные горизонты героев и Автора. - Топосы и локусы: проблема соотношения реального и ирреального миров; романной горизонтали и вертикали. 2. Время в романе и романное время. - «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю»: внутренняя хронология романа. Смена времен года (сделать самостоятельный анализ, выписать и прокомментировать фрагменты текста с указанием главы и строфы, в которых упоминается годовой цикл). - Сопоставить концепции Ю.М. Лотмана и В.С. Баевского: проблема соотношения линейного (т.е. необратимого, исторического) времени с мифологическим (цикличным), биографическим и романным. Провести собственный анализ, сделать выписки из текста, доказывающие Вашу точку зрения. Обратить внимание на следующие проблемы: Ритм жизни Петербурга. День светского человека и мотив «брегета». Ритм жизни провинции: семантика суточного (смена дня и ночи) и годового циклов (годовые праздники). Ритм московской жизни и исторический контекст 1812 г.
II. Романное бытие героев и Автора. 1. Семантика обманного свадебного сюжета: Ленский – Ольга, Татьяна – Онегин. 2. Татьяна Ларина и метафизическое бытие Музы. - Татьяна Ларина: ассоциативный фон образа (семантика имени и фамилии; реальность и ирреальность образа; Татьяна / «Милый идеал» / Муза; Татьяна / Светлана / героини сентиментальных романов / Нина Воронская / «та, с которой образован // Татьяны милый идеал») - Реалии «биографической жизни» Татьяны; - Письмо Татьяны: композиция, христианский подтекст, эволюция душевных переживаний; проблема «перевода» с французского на русский. - Сон Татьяны: мифологическая основа, поэтика хронотопа, система образов; роль сна Татьяны в сюжете произведения. Сон Татьяны и творческий «смутный сон» Автора (VIII; L). 3. Романная жизнь Онегина: - Евгений Онегин: ассоциативный фон образа (семантика имени и фамилии; «добрый приятель» и «герой романа» - проблема вибрации смыслов; Онегин / Чайльд Гарольд / Наполеон; «Любовник Юлии Воль мар, // Малек-Адель и де Линар, // И Вертер, мученик мятежный, // И бесподобный Грандисон»; Пародия / «Смутный сон»). - Письмо Онегина в структуре произведения и сюжет «отраженного», «зарифмованного» романа. - Реалии биографической жизни Онегина и проблема эволюции героя.
4. Романное бытие Автора. - Восстановить автобиографический контекст образа Автора в романе; соотнести творческую эволюцию Автора, описанную в начале VIII гл., с этапами творчества А.С. Пушкина. - Вибрация временных границ: прошлое/настоящее/будущее в авторском сознании и категория вечности. «Мой роман» как абсолютная ценность в системе авторского мировоззрения (восстановить и проанализировать эгоцентрическую направленность творческого процесса: «герой моего романа» / «Мой бестолковый ученик» / «Мой портрет» / «Мой читатель» и т.д.). - Романная реальность: авторские рассуждения об этапах работы над романом; о его прошлом и будущем; мотив преодоления временных границ (Ср.: «Быть может, в Лете не потонет / Строфа, слагаемая мной…» II, XL) – сделать выписки из романа, связанные с рассуждениями автора над судьбой романа.
Литература: Баевский В. «Сквозь магический кристалл». Поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А. Пушкина. М., 1990. С. 98-113; 114 – 154. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999. С. 20-34; Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995. Работать со всем комментарием, особое внимание обратить на с. 480-484 («Внутренняя хронология «Евгения Онегина»), 516-541 («День светского человека..», «Бал», «Дуэль»); сделать выписки по толкованию имен героев. Или эта же работа: Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982. С. 7-24 («Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина») или Маркович В.М. О мифологическом подтексте сна Татьяны // Болдинские чтения. 1980. С. 25-47.
Дополнительная литература: Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Биография писателя. Любое издание. Набоков В.В. Комментарий к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. М., 1999 (или другое издание). Никишов Ю.М. Художественное время в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина // Филологические науки. 1984. № 5. С. 9 – 15. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1992.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. ПУШКИНА: ОСОБЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ
I. “Капитанская дочка” Пушкина: история создания, первоначальные варианты сюжета; художественное преломление исторических событий екатерининской эпохи. II. Особенность повествования: - рассказчик и издатель в романе; какими функциями обладает каждый из них; “два времени” рассказчика: 17-летний герой и 50-летний мемуарист; - мемуарная форма, ее специфика и значение для понимания исторических процессов (“домашнее” описание истории); - поэтика эпиграфов; фольклорные и литературные источники; восстановить характер диалога эпиграфов с текстом романа. III. Взаимодействие исторического и семейного сюжетов: - встречи Пугачева и Гринева (сделать анализ, восстановить эволюцию мировоззрения героев); - этапы Пугачевского бунта (Яицкий бунт; взятие Белогорской крепости, осада Оренбурга, казнь Пугачева); - события “частной истории” Гринева (рождение и жизнь в доме родителей; служба; история любви и женитьбы; “семейная история» в памяти потомков). IV. Самозванец и Екатерина II: - образ императрицы в романе и портрет Екатерины, выполненный Боровиковским в 1791; “копия с копии”; - “покровительство” императрицы: Маша Миронова и Екатерина II. V. Публикация романа в “Современнике” за 1836 г. Символика даты “19 октября”.
Литература: Гиллельсон М., Мушина И. Повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Комментарий. Л., 1977. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 44-60. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). Л., 1982. С. 21-41; 347-369; 403-413; 414-424. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Л. 1987. С. 241-287. Цветаева М.И. Пушкин и Пугачев. Дополнительная литература: Лотман Ю.М. Идейная структура “Капитанской дочки” // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1997. С.212-227 или в его же книге: “В школе поэтического слова”. М., 1988. Гей Н.К. Проза Пушкина: поэтика повествования. С. 196-250.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.118 (0.008 с.) |