Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Баллада в творчестве В. А. Жуковского

Поиск

I. Определение жанра баллады (жанрообразующие признаки, типы баллад). История этого жанра в предромантизме; западноевропейская баллада.

II. Баллады В.А. Жуковского. Проблематика, типология, место в творчестве.

- Баллады Жуковского как единая художественная система. Выявить какие концепции исследования балладного наследия поэта существуют в литературоведении.

- Сделать анализ баллад «Эолова арфа» и «Элевзинский праздник»: символика названия, конфликт, балладный сюжет, система голосов, исторический фон. При анализе баллад обратиться к «Словарю античности» М., 1994 или к «Мифам народов мира».

III. История переложения “Леноры” Бюргера (“Людмила” 1808, “Светлана” 1812, “Ленора”1831):

1. Литературная полемика о балладах в “Сыне отечества” 1816 г. (Н.И. Гнедич - А.С. Грибоедов). Статьи Н.И. Гнедича “О вольном переводе Бюргеровой баллады “Ленора” (“Сын отечества”. 1816, № 27) и А.С. Грибоедова “О разборе вольного перевода Бюргеровой “Леноры” (“Сын отечества” 1816, № 30)*. Внимательно прочитать статьи, выявить характер спора, систему доказательств, проанализировать характер аргументации доводов.

2. Сравнительный анализ “Людмилы”, “Светланы”, “Леноры” Жуковского:

- фантастический сюжет; мотив сна и его интерпретация;

- художественное время и пространство, их динамика;

- национальный колорит (русский, германский);

- развитие ключевого конфликта.

3. Поэтика баллады «Светлана»

- история создания; место баллады в судьбе Жуковского и русской литературы;

- поэтика названия и мотив света в балладе;

- народный колорит, поэтика и магическая природа крещенских гаданий;

- сюжет сновидения: реальность и фантастика;

- поэтика финала.

Литература:

Определение жанра баллады: КЛЭ. Т. 1. Словарь литературоведческих терминов. Гегель Г.Ф.В. Сочинения. М., 1958.Т. 14. С. 295.

*Эолова арфа. Антология баллады. М., 1989. С. 574 – 581 (статья Гнедича), С. 581 - 590 (статья Грибоедова); или см.: Грибоедов А.С. Сочинения. Воспоминания современников. М., 1989. С. 376-386; 469-470;

Семенко Н.М. Жизнь и поэзия В.А. Жуковского. М., 1975, 1989 (Гл. III, разд. 1-4).

Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л., 1978. С. 138-149.

Власенко Т.Л. Типология сюжетов русской романтической баллады // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1982.С. 20-28.

Душина Л.Н. История создания “Светланы” В.А. Жуковского // Пути анализа литературного произведения. М., 1981. С. 188-194.

Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск. 1984. С. 80-94, 183-197.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА

I. Любовная лирика Пушкина лицейского периода. Поэтика Бакунинского цикла.

- Внимательно прочитать элегии 1815-1816 гг.: «К живописцу»; «Окно», «Наслаждение», «Осеннее утро», «Уныние», «К Морфею», «Любовь одна – веселье жизни хладной», «Желание» («Медлительно влекутся дни мои…», «Осеннее утро»). Установить сквозные образы и мотивы, проанализировать характер элегического пейзажа*, особенность лирического настроения.

- Сделать комплексный анализ одной из указанных элегий: «я» лирического героя, особенность отражения душевных переживаний, пространственно-временная организация элегического мира.

II. Любовная лирика периода южной ссылки. Мотив «утаенной любви».

- Восстановить круг текстов, связанных с мотивом «утаенной любви».

- История изучения данного мотива (установить какие пушкинисты обращались к исследованию данной проблемой); характер дискуссий об адресатах посланий (обратить внимание на аргументацию доводов).

Прокомментировать пушкинское определение мотива «тайного страдания» в следующих фрагментах:

 

Иль - посвящение поэта Как утаенная любовь – Перед тобою <без привета?> Пройдет – непризнанное вновь (черновой вариант «Посвящения» к «Полтаве» 1828 г.) В ту пору мне казались нужны Пустыни, волн края жемчужны, И моря шум, и груды скал, И гордой девы идеал. И безыменные страданья … («Путешествие Онегина» (1825-1830))

- Сделать комплексный анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…»: история создания и публикации; лирическое настоящее и прошлое; характер смены лирического пейзажа; элегическая рефлексия; астральная символика и романтический комплекс «имя звезды».

III. Михайловский период. Мотив сакрализации чувства.

- Сделать анализ стихотворения К* («Я помню чудное мгновенье…»): восстановить биографический контекст; установить литературный исток образа «гений чудной красоты» (см. статью В.А. Жуковского «Рафаэлева Мадонна»); внимательно проанализировать характер субъективного переживания потока времени, смены настроения; взаимоотношения мотивов любви и творчества.

IV. «Дон-жуанский список»: салонная шутка и эстетическая игра Пушкина.

- «Дон-жуанский список»: интригующий характер композиции, возможность/невозможность его расшифровки.

- История изучения.

V. Идеализация любви. Поэтика предсвадебного сонета 1830 г. «Мадона»:

- Жанр сонета: диалектика совершенной формы и совершенного содержания.

- Поэтика названия и лирическое освоение природы номинации текста.

- Светское и сакральное в сонете «Мадона»: сакрализация «желания» и природа молитвенного дискурса стихотворения.

VI. На основании собственного исследования (анализа, знакомства с творчеством и биографией Пушкина, ключевыми проблемами пушкинистики) сделать вывод о характере эволюции темы любви в лирике А.С. Пушкина.

При подготовке к занятию необходимо внимательно прочитать сначала все предлагаемые стихотворения А.С. Пушкина и комментарий к ним, затем включить их в исследовательский контекст (учитывая полемичные проблемы пушкинистики). Последним этапом подготовки должен стать комплексный анализ произведений разных периодов, цель которого - выработать свою точку зрения на поставленную проблему. NB! Стихотворения, выбранные для комплексного анализа, знать наизусть (3-4 текста).

 

Литература:

Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 17-ти тт. М. 1994. Т. 1-2. Лирика. Прочитать комментарий к анализируемым стихотворениям (можно другое авторитетное издание изд-ва «Библиотека поэта», «Литературные памятники», «Наука»).

Словарь литературоведческих терминов. Любое издание. Статьи: Сонет, Элегия, Послание.

 

Семанова М.Л. Лирические стихотворения Пушкина о любви // Семанова М.Л. Творческая история произведений русских писателей. М., 1990. С. 23-41.

Иезуитова Р.В. «Утаенная любовь в жизни и творчестве А.С. Пушкина» // «Утаенная любовь» Пушкина. Сборник статей. СПб., 1997. С.7-33; или эта же работа в сборнике: Легенды и мифы о Пушкине. СПб., 1999. С. 216-240.

Жуковский В.А. Рафаэлева Мадонна.

Томашевский Б.В. Пушкин: В 2-х тт. М., 1990. Т. 2. С. 328-338 («Я помню чудное мгновенье…»).

Губер П.К. Дон-жуанский список А.С. Пушкина. Главы из биографии с 9-ю портретами. Харьков, 1993. С. 14-15, 33-34, 49-63. Или Левкович Л.Я. Донжуанский список Пушкина // «Утаенная любовь» Пушкина. Сборник статей. СПб., 1997. С. 34-50.

Строганов М.В. Пушкин и Мадона // Пушкин А.С. Проблемы творчества. Межвуз. тематич. сб. науч. Трудов. Калинин, 1987. С. 15-33.

 

Дополнительная литература:

Берестов М.Д. Ранняя любовь Пушкина. М., 1989.

Есипов В. Имя звезды (К проблеме «утаенной любви» Пушкина) // Вопросы литературы. 1993, № 3. С. 122-142.

Лебедева О.Б. Лалла Рук // Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20-ти тт. М., 2000. Т. 2. С. 595-603.

Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1997. С. 263-265, 741 (наблюдения о мотиве «утаенной любви», полемичные биографической традиции «дешифровки тайны»).

Макогоненко Г.П. Любовная лирика 1823-1830 гг. // Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974. С. 32-95.

Титаренко С.Д. Сонет в поэзии серебряного века. Кемерово, 1998. С. 5-24.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

РОМАН А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»: ПОЭТИКА ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА

 

И журналистам на съеденье

Плоды трудов своих отдам.

Творческое задание для анализа текста: установить источник цитаты и прокомментировать ее.

Для подготовки к занятию необходимо внимательно прочитать текст «Евгения Онегина» (возможно, и не один раз), обращаясь к комментариям Ю.М. Лотмана (для сравнения можно использовать комментарий В.В. Набокова), к биографии поэта (Лотман Ю.М. Пушкин). Роман требует читательского озарения, способного установить творческий диалог с его Автором.

 

План практического занятия.

I. «Реальный» мир и романная реальность «Евгения Онегина».

1. Пространственная организация романа.

- Восстановить пространственные элементы каждой главы; пространственные горизонты героев и Автора.

- Топосы и локусы: проблема соотношения реального и ирреального миров; романной горизонтали и вертикали.

2. Время в романе и романное время.

- «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю»: внутренняя хронология романа. Смена времен года (сделать самостоятельный анализ, выписать и прокомментировать фрагменты текста с указанием главы и строфы, в которых упоминается годовой цикл).

- Сопоставить концепции Ю.М. Лотмана и В.С. Баевского: проблема соотношения линейного (т.е. необратимого, исторического) времени с мифологическим (цикличным), биографическим и романным. Провести собственный анализ, сделать выписки из текста, доказывающие Вашу точку зрения. Обратить внимание на следующие проблемы:

Ритм жизни Петербурга. День светского человека и мотив «брегета».

Ритм жизни провинции: семантика суточного (смена дня и ночи) и годового циклов (годовые праздники).

Ритм московской жизни и исторический контекст 1812 г.

 

II. Романное бытие героев и Автора.

1. Семантика обманного свадебного сюжета: Ленский – Ольга, Татьяна – Онегин.

2. Татьяна Ларина и метафизическое бытие Музы.

- Татьяна Ларина: ассоциативный фон образа (семантика имени и фамилии; реальность и ирреальность образа; Татьяна / «Милый идеал» / Муза; Татьяна / Светлана / героини сентиментальных романов / Нина Воронская / «та, с которой образован // Татьяны милый идеал»)

- Реалии «биографической жизни» Татьяны;

- Письмо Татьяны: композиция, христианский подтекст, эволюция душевных переживаний; проблема «перевода» с французского на русский.

- Сон Татьяны: мифологическая основа, поэтика хронотопа, система образов; роль сна Татьяны в сюжете произведения. Сон Татьяны и творческий «смутный сон» Автора (VIII; L).

3. Романная жизнь Онегина:

- Евгений Онегин: ассоциативный фон образа (семантика имени и фамилии; «добрый приятель» и «герой романа» - проблема вибрации смыслов; Онегин / Чайльд Гарольд / Наполеон; «Любовник Юлии Воль мар, // Малек-Адель и де Линар, // И Вертер, мученик мятежный, // И бесподобный Грандисон»; Пародия / «Смутный сон»).

- Письмо Онегина в структуре произведения и сюжет «отраженного», «зарифмованного» романа.

- Реалии биографической жизни Онегина и проблема эволюции героя.

 

4. Романное бытие Автора.

- Восстановить автобиографический контекст образа Автора в романе; соотнести творческую эволюцию Автора, описанную в начале VIII гл., с этапами творчества А.С. Пушкина.

- Вибрация временных границ: прошлое/настоящее/будущее в авторском сознании и категория вечности. «Мой роман» как абсолютная ценность в системе авторского мировоззрения (восстановить и проанализировать эгоцентрическую направленность творческого процесса: «герой моего романа» / «Мой бестолковый ученик» / «Мой портрет» / «Мой читатель» и т.д.).

- Романная реальность: авторские рассуждения об этапах работы над романом; о его прошлом и будущем; мотив преодоления временных границ (Ср.: «Быть может, в Лете не потонет / Строфа, слагаемая мной…» II, XL) – сделать выписки из романа, связанные с рассуждениями автора над судьбой романа.

 

Литература:

Баевский В. «Сквозь магический кристалл». Поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А. Пушкина. М., 1990. С. 98-113; 114 – 154.

Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999. С. 20-34;

Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995. Работать со всем комментарием, особое внимание обратить на с. 480-484 («Внутренняя хронология «Евгения Онегина»), 516-541 («День светского человека..», «Бал», «Дуэль»); сделать выписки по толкованию имен героев. Или эта же работа: Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980.

Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982. С. 7-24 («Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина») или Маркович В.М. О мифологическом подтексте сна Татьяны // Болдинские чтения. 1980. С. 25-47.

 

Дополнительная литература:

Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Биография писателя. Любое издание.

Набоков В.В. Комментарий к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. М., 1999 (или другое издание).

Никишов Ю.М. Художественное время в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина // Филологические науки. 1984. № 5. С. 9 – 15.

Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1992.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. ПУШКИНА: ОСОБЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ

 

I. “Капитанская дочка” Пушкина: история создания, первоначальные варианты сюжета; художественное преломление исторических событий екатерининской эпохи.

II. Особенность повествования:

- рассказчик и издатель в романе; какими функциями обладает каждый из них; “два времени” рассказчика: 17-летний герой и 50-летний мемуарист;

- мемуарная форма, ее специфика и значение для понимания исторических процессов (“домашнее” описание истории);

- поэтика эпиграфов; фольклорные и литературные источники; восстановить характер диалога эпиграфов с текстом романа.

III. Взаимодействие исторического и семейного сюжетов:

- встречи Пугачева и Гринева (сделать анализ, восстановить эволюцию мировоззрения героев);

- этапы Пугачевского бунта (Яицкий бунт; взятие Белогорской крепости, осада Оренбурга, казнь Пугачева);

- события “частной истории” Гринева (рождение и жизнь в доме родителей; служба; история любви и женитьбы; “семейная история» в памяти потомков).

IV. Самозванец и Екатерина II:

- образ императрицы в романе и портрет Екатерины, выполненный Боровиковским в 1791; “копия с копии”;

- “покровительство” императрицы: Маша Миронова и Екатерина II.

V. Публикация романа в “Современнике” за 1836 г. Символика даты “19 октября”.

 

Литература:

Гиллельсон М., Мушина И. Повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Комментарий. Л., 1977.

Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 44-60.

Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). Л., 1982. С. 21-41; 347-369; 403-413; 414-424.

Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Л. 1987. С. 241-287.

Цветаева М.И. Пушкин и Пугачев.

Дополнительная литература:

Лотман Ю.М. Идейная структура “Капитанской дочки” // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1997. С.212-227 или в его же книге: “В школе поэтического слова”. М., 1988.

Гей Н.К. Проза Пушкина: поэтика повествования. С. 196-250.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.21.96 (0.013 с.)