Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Баллада в творчестве В. А. ЖуковскогоСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте I. Определение жанра баллады (жанрообразующие признаки, типы баллад). История этого жанра в предромантизме; западноевропейская баллада. II. Баллады В.А. Жуковского. Проблематика, типология, место в творчестве. - Баллады Жуковского как единая художественная система. Выявить какие концепции исследования балладного наследия поэта существуют в литературоведении. - Сделать анализ баллад «Эолова арфа» и «Элевзинский праздник»: символика названия, конфликт, балладный сюжет, система голосов, исторический фон. При анализе баллад обратиться к «Словарю античности» М., 1994 или к «Мифам народов мира». III. История переложения “Леноры” Бюргера (“Людмила” 1808, “Светлана” 1812, “Ленора”1831): 1. Литературная полемика о балладах в “Сыне отечества” 1816 г. (Н.И. Гнедич - А.С. Грибоедов). Статьи Н.И. Гнедича “О вольном переводе Бюргеровой баллады “Ленора” (“Сын отечества”. 1816, № 27) и А.С. Грибоедова “О разборе вольного перевода Бюргеровой “Леноры” (“Сын отечества” 1816, № 30)*. Внимательно прочитать статьи, выявить характер спора, систему доказательств, проанализировать характер аргументации доводов. 2. Сравнительный анализ “Людмилы”, “Светланы”, “Леноры” Жуковского: - фантастический сюжет; мотив сна и его интерпретация; - художественное время и пространство, их динамика; - национальный колорит (русский, германский); - развитие ключевого конфликта. 3. Поэтика баллады «Светлана» - история создания; место баллады в судьбе Жуковского и русской литературы; - поэтика названия и мотив света в балладе; - народный колорит, поэтика и магическая природа крещенских гаданий; - сюжет сновидения: реальность и фантастика; - поэтика финала. Литература: Определение жанра баллады: КЛЭ. Т. 1. Словарь литературоведческих терминов. Гегель Г.Ф.В. Сочинения. М., 1958.Т. 14. С. 295. *Эолова арфа. Антология баллады. М., 1989. С. 574 – 581 (статья Гнедича), С. 581 - 590 (статья Грибоедова); или см.: Грибоедов А.С. Сочинения. Воспоминания современников. М., 1989. С. 376-386; 469-470; Семенко Н.М. Жизнь и поэзия В.А. Жуковского. М., 1975, 1989 (Гл. III, разд. 1-4). Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л., 1978. С. 138-149. Власенко Т.Л. Типология сюжетов русской романтической баллады // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1982.С. 20-28. Душина Л.Н. История создания “Светланы” В.А. Жуковского // Пути анализа литературного произведения. М., 1981. С. 188-194. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск. 1984. С. 80-94, 183-197.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА I. Любовная лирика Пушкина лицейского периода. Поэтика Бакунинского цикла. - Внимательно прочитать элегии 1815-1816 гг.: «К живописцу»; «Окно», «Наслаждение», «Осеннее утро», «Уныние», «К Морфею», «Любовь одна – веселье жизни хладной», «Желание» («Медлительно влекутся дни мои…», «Осеннее утро»). Установить сквозные образы и мотивы, проанализировать характер элегического пейзажа*, особенность лирического настроения. - Сделать комплексный анализ одной из указанных элегий: «я» лирического героя, особенность отражения душевных переживаний, пространственно-временная организация элегического мира. II. Любовная лирика периода южной ссылки. Мотив «утаенной любви». - Восстановить круг текстов, связанных с мотивом «утаенной любви». - История изучения данного мотива (установить какие пушкинисты обращались к исследованию данной проблемой); характер дискуссий об адресатах посланий (обратить внимание на аргументацию доводов). Прокомментировать пушкинское определение мотива «тайного страдания» в следующих фрагментах:
- Сделать комплексный анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…»: история создания и публикации; лирическое настоящее и прошлое; характер смены лирического пейзажа; элегическая рефлексия; астральная символика и романтический комплекс «имя звезды». III. Михайловский период. Мотив сакрализации чувства. - Сделать анализ стихотворения К* («Я помню чудное мгновенье…»): восстановить биографический контекст; установить литературный исток образа «гений чудной красоты» (см. статью В.А. Жуковского «Рафаэлева Мадонна»); внимательно проанализировать характер субъективного переживания потока времени, смены настроения; взаимоотношения мотивов любви и творчества. IV. «Дон-жуанский список»: салонная шутка и эстетическая игра Пушкина. - «Дон-жуанский список»: интригующий характер композиции, возможность/невозможность его расшифровки. - История изучения. V. Идеализация любви. Поэтика предсвадебного сонета 1830 г. «Мадона»: - Жанр сонета: диалектика совершенной формы и совершенного содержания. - Поэтика названия и лирическое освоение природы номинации текста. - Светское и сакральное в сонете «Мадона»: сакрализация «желания» и природа молитвенного дискурса стихотворения. VI. На основании собственного исследования (анализа, знакомства с творчеством и биографией Пушкина, ключевыми проблемами пушкинистики) сделать вывод о характере эволюции темы любви в лирике А.С. Пушкина. При подготовке к занятию необходимо внимательно прочитать сначала все предлагаемые стихотворения А.С. Пушкина и комментарий к ним, затем включить их в исследовательский контекст (учитывая полемичные проблемы пушкинистики). Последним этапом подготовки должен стать комплексный анализ произведений разных периодов, цель которого - выработать свою точку зрения на поставленную проблему. NB! Стихотворения, выбранные для комплексного анализа, знать наизусть (3-4 текста).
Литература: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 17-ти тт. М. 1994. Т. 1-2. Лирика. Прочитать комментарий к анализируемым стихотворениям (можно другое авторитетное издание изд-ва «Библиотека поэта», «Литературные памятники», «Наука»). Словарь литературоведческих терминов. Любое издание. Статьи: Сонет, Элегия, Послание.
Семанова М.Л. Лирические стихотворения Пушкина о любви // Семанова М.Л. Творческая история произведений русских писателей. М., 1990. С. 23-41. Иезуитова Р.В. «Утаенная любовь в жизни и творчестве А.С. Пушкина» // «Утаенная любовь» Пушкина. Сборник статей. СПб., 1997. С.7-33; или эта же работа в сборнике: Легенды и мифы о Пушкине. СПб., 1999. С. 216-240. Жуковский В.А. Рафаэлева Мадонна. Томашевский Б.В. Пушкин: В 2-х тт. М., 1990. Т. 2. С. 328-338 («Я помню чудное мгновенье…»). Губер П.К. Дон-жуанский список А.С. Пушкина. Главы из биографии с 9-ю портретами. Харьков, 1993. С. 14-15, 33-34, 49-63. Или Левкович Л.Я. Донжуанский список Пушкина // «Утаенная любовь» Пушкина. Сборник статей. СПб., 1997. С. 34-50. Строганов М.В. Пушкин и Мадона // Пушкин А.С. Проблемы творчества. Межвуз. тематич. сб. науч. Трудов. Калинин, 1987. С. 15-33.
Дополнительная литература: Берестов М.Д. Ранняя любовь Пушкина. М., 1989. Есипов В. Имя звезды (К проблеме «утаенной любви» Пушкина) // Вопросы литературы. 1993, № 3. С. 122-142. Лебедева О.Б. Лалла Рук // Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20-ти тт. М., 2000. Т. 2. С. 595-603. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1997. С. 263-265, 741 (наблюдения о мотиве «утаенной любви», полемичные биографической традиции «дешифровки тайны»). Макогоненко Г.П. Любовная лирика 1823-1830 гг. // Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974. С. 32-95. Титаренко С.Д. Сонет в поэзии серебряного века. Кемерово, 1998. С. 5-24.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 РОМАН А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»: ПОЭТИКА ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА
И журналистам на съеденье Плоды трудов своих отдам. Творческое задание для анализа текста: установить источник цитаты и прокомментировать ее. Для подготовки к занятию необходимо внимательно прочитать текст «Евгения Онегина» (возможно, и не один раз), обращаясь к комментариям Ю.М. Лотмана (для сравнения можно использовать комментарий В.В. Набокова), к биографии поэта (Лотман Ю.М. Пушкин). Роман требует читательского озарения, способного установить творческий диалог с его Автором.
План практического занятия. I. «Реальный» мир и романная реальность «Евгения Онегина». 1. Пространственная организация романа. - Восстановить пространственные элементы каждой главы; пространственные горизонты героев и Автора. - Топосы и локусы: проблема соотношения реального и ирреального миров; романной горизонтали и вертикали. 2. Время в романе и романное время. - «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю»: внутренняя хронология романа. Смена времен года (сделать самостоятельный анализ, выписать и прокомментировать фрагменты текста с указанием главы и строфы, в которых упоминается годовой цикл). - Сопоставить концепции Ю.М. Лотмана и В.С. Баевского: проблема соотношения линейного (т.е. необратимого, исторического) времени с мифологическим (цикличным), биографическим и романным. Провести собственный анализ, сделать выписки из текста, доказывающие Вашу точку зрения. Обратить внимание на следующие проблемы: Ритм жизни Петербурга. День светского человека и мотив «брегета». Ритм жизни провинции: семантика суточного (смена дня и ночи) и годового циклов (годовые праздники). Ритм московской жизни и исторический контекст 1812 г.
II. Романное бытие героев и Автора. 1. Семантика обманного свадебного сюжета: Ленский – Ольга, Татьяна – Онегин. 2. Татьяна Ларина и метафизическое бытие Музы. - Татьяна Ларина: ассоциативный фон образа (семантика имени и фамилии; реальность и ирреальность образа; Татьяна / «Милый идеал» / Муза; Татьяна / Светлана / героини сентиментальных романов / Нина Воронская / «та, с которой образован // Татьяны милый идеал») - Реалии «биографической жизни» Татьяны; - Письмо Татьяны: композиция, христианский подтекст, эволюция душевных переживаний; проблема «перевода» с французского на русский. - Сон Татьяны: мифологическая основа, поэтика хронотопа, система образов; роль сна Татьяны в сюжете произведения. Сон Татьяны и творческий «смутный сон» Автора (VIII; L). 3. Романная жизнь Онегина: - Евгений Онегин: ассоциативный фон образа (семантика имени и фамилии; «добрый приятель» и «герой романа» - проблема вибрации смыслов; Онегин / Чайльд Гарольд / Наполеон; «Любовник Юлии Воль мар, // Малек-Адель и де Линар, // И Вертер, мученик мятежный, // И бесподобный Грандисон»; Пародия / «Смутный сон»). - Письмо Онегина в структуре произведения и сюжет «отраженного», «зарифмованного» романа. - Реалии биографической жизни Онегина и проблема эволюции героя.
4. Романное бытие Автора. - Восстановить автобиографический контекст образа Автора в романе; соотнести творческую эволюцию Автора, описанную в начале VIII гл., с этапами творчества А.С. Пушкина. - Вибрация временных границ: прошлое/настоящее/будущее в авторском сознании и категория вечности. «Мой роман» как абсолютная ценность в системе авторского мировоззрения (восстановить и проанализировать эгоцентрическую направленность творческого процесса: «герой моего романа» / «Мой бестолковый ученик» / «Мой портрет» / «Мой читатель» и т.д.). - Романная реальность: авторские рассуждения об этапах работы над романом; о его прошлом и будущем; мотив преодоления временных границ (Ср.: «Быть может, в Лете не потонет / Строфа, слагаемая мной…» II, XL) – сделать выписки из романа, связанные с рассуждениями автора над судьбой романа.
Литература: Баевский В. «Сквозь магический кристалл». Поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А. Пушкина. М., 1990. С. 98-113; 114 – 154. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999. С. 20-34; Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995. Работать со всем комментарием, особое внимание обратить на с. 480-484 («Внутренняя хронология «Евгения Онегина»), 516-541 («День светского человека..», «Бал», «Дуэль»); сделать выписки по толкованию имен героев. Или эта же работа: Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982. С. 7-24 («Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина») или Маркович В.М. О мифологическом подтексте сна Татьяны // Болдинские чтения. 1980. С. 25-47.
Дополнительная литература: Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Биография писателя. Любое издание. Набоков В.В. Комментарий к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. М., 1999 (или другое издание). Никишов Ю.М. Художественное время в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина // Филологические науки. 1984. № 5. С. 9 – 15. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1992.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. ПУШКИНА: ОСОБЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ
I. “Капитанская дочка” Пушкина: история создания, первоначальные варианты сюжета; художественное преломление исторических событий екатерининской эпохи. II. Особенность повествования: - рассказчик и издатель в романе; какими функциями обладает каждый из них; “два времени” рассказчика: 17-летний герой и 50-летний мемуарист; - мемуарная форма, ее специфика и значение для понимания исторических процессов (“домашнее” описание истории); - поэтика эпиграфов; фольклорные и литературные источники; восстановить характер диалога эпиграфов с текстом романа. III. Взаимодействие исторического и семейного сюжетов: - встречи Пугачева и Гринева (сделать анализ, восстановить эволюцию мировоззрения героев); - этапы Пугачевского бунта (Яицкий бунт; взятие Белогорской крепости, осада Оренбурга, казнь Пугачева); - события “частной истории” Гринева (рождение и жизнь в доме родителей; служба; история любви и женитьбы; “семейная история» в памяти потомков). IV. Самозванец и Екатерина II: - образ императрицы в романе и портрет Екатерины, выполненный Боровиковским в 1791; “копия с копии”; - “покровительство” императрицы: Маша Миронова и Екатерина II. V. Публикация романа в “Современнике” за 1836 г. Символика даты “19 октября”.
Литература: Гиллельсон М., Мушина И. Повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Комментарий. Л., 1977. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 44-60. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). Л., 1982. С. 21-41; 347-369; 403-413; 414-424. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Л. 1987. С. 241-287. Цветаева М.И. Пушкин и Пугачев. Дополнительная литература: Лотман Ю.М. Идейная структура “Капитанской дочки” // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1997. С.212-227 или в его же книге: “В школе поэтического слова”. М., 1988. Гей Н.К. Проза Пушкина: поэтика повествования. С. 196-250.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
|
||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.012 с.) |