Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра Русской литературы и фольклора↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Содержание
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА «Утверждаю» Декан факультета филологии и журналистики к.полит.н. А.В. Клишин ______________________
«____» ___________2008 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА (отделение журналистики) для специальности № 030601 «Журналистика», ОПД. Ф.3.
факультет ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
курс II
семестр IV
лекции 34 часа экзамен IV семестр
пр. занятия 17 часов
самост. занятий 30 часов
Всего часов 81 час СОСТАВИТЕЛЬ: канд. филол. наук, доцент Э.М. Афанасьева Кемерово, 2008
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. “История русской литературы первой трети XIX в.” в рамках филологического образования, продолжая изучение литературного процесса, является одним из фундаментальных курсов, призванных дать представление о «золотом веке» русской литературы. Данная программа рассчитана на студентов 2-го курса отделения журналистики. В рамках дисциплины изучается литература первой трети XIX в., эстетика русского романтизма и творчество отдельных писателей этой эпохи. Учитывая специфику отделения журналистики, в программу включены вопросы журнальной полемики XIX в., цензурной истории текстов, прижизненной публикации произведений, а также редакторской и журнальной деятельности писателей. Особое внимание уделяется изучению В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. На практических занятиях исследуются проблемные вопросы эволюции этих писателей. Для активизации творческой самостоятельной работы студентов разработана система коллоквиумов. Их проведение рассчитано на два этапа: первый - в начале курса, предполагает знакомство с эпохой, ее культурологическими, эстетическими основами, влияющими на литературный процесс; второй - в середине, рассчитан на углубленное знакомство с творчеством отдельных писателей. Помимо традиционных форм организации курса программа включает в себя ряд тем, ориентированных на самостоятельное углубленное изучение отдельных произведений. Для индивидуальной работы составлены проблемные вопросы и подобран научно-исследовательский материал. ЗАДАЧАМИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ является: - дать будущим журналистам представление о национальном своеобразии русской литературы начала XIX в.; - ознакомить с творчеством писателей 1/3 XIX в. - знакомство с ведущими литературоведческими исследованиями литературного процесса изучаемого периода. В процессе изучения курса у студентов формируется представление об эстетических принципах пушкинской эпохи, эволюции отдельных авторов, определяются навыки филологического анализа художественных произведений.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX века» ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС Романтизм как художественный метод и литературное направление (2 ч.). Общая характеристика историко-литературного процесса 1/3 XIX в. Война 1812 г., восстание 1825 г. Декабристские настроения и патриотическая проблематика русской литературы. Интимная линия и интерес к внутреннему миру человека в творчестве романтиков. Формирование романтической эстетики в полемике “Арзамаса” с “Беседой”. Литературные кружки, салоны. Особенность русского романтизма. Эстетические принципы. Понятие о двоемирии: романтическая гипнология, религиозные и языческие модели мифотворчества, спиритуальные мотивы, романтическая экзотика. Тип «странного человека»; философская основа мотива странствия. Мотив одиночества и представление о гениальности, пророческом предназначении художника. Категория идеала. Понятие романтического конфликта. Жанровая система. Национальное своеобразие русской литературы первой трети XIX века. Творчество К.Н. Батюшкова. Поэтика сборника «опыты в стихах и прозе» (2 ч.). Предромантический (1802-1813) и романтический (1813-1821) периоды творчества К.Н. Батюшкова. Традиции “легкой поэзии” и их влияние на лирику Батюшкова. Философия личного счастья. Трагичность мировосприятия. “Надежда”, “К другу” (1815). Образ журналиста в творчества Батюшкова. Сборник “Опыты в стихах и прозе”. История создания и публикации. Композиция. Проблематика статей. Основные мотивы стихотворений. Фурмановский цикл. Стихотворение “К Дашкову” как эстетический манифест. Поэтика и проблематика стихотворений “Мои пенаты”, “Ответ Гнедичу”, “К Петину”. Тема творчества. Антологическая лирика: “Из греческой антологии” (1818); “Подражание древним” (1821). Записная книжка “Чужое - мое сокровище” и романтический образ “черного человека”. Судьба Батюшкова после 1821 г. и стихотворение Пушкина “Не дай мне Бог сойти с ума”. Творчество В.А. Жуковского (2 ч.). Творческий путь Жуковского: периодизация, проблема эволюции эстетических и религиозных взглядов. Эстетические манифесты: “Рафаэлева Мадонна”; “Цвет Завета”; “Лалла Рук”, “Я Музу юную бывало / Встречал в подлунной стороне...”, “К мимо пролетевшему знакомому гению”; “Невыразимое”. Тема творчества и образ поэта. Протасовский “цикл” стихотворений. Романтическая элегия; три редакции “Сельского кладбища” 1801, 1802, 1839 гг. Патриотическая лирика. История создания, композиция, проблематика “Певца во стане русских воинов” и национального гимна России “Боже! Царя храни”. Жуковский - балладник. Поэтика и проблематика поэмы «Агасфер». Драматургическое творчество. Романтическая трагедия “Орлеанская дева”. Историческая драма “Владимир”. Вершинная драма Жуковского “Камоэнс”: тема творчества, особенность конфликтной ситуации; жанр отрывка и мотив невыразимого. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (2 ч.). Основные этапы творчества гриюоедова, литературно-эстетическая позиция. Романтическая комедия “Горе от ума”: история создания, проблематика. Система персонажей, поэтика имен, проблема прототипов. Законы классической драмы, традиции сатирической, салонной комедии и пьеса Грибоедова. Поэтика времени и пространства. Любовный и общественный конфликты произведения. Законы зеркальной композиции. Музыкальные темы пьесы. Образ Чацкого в комедии, роль диалогов и монологов в раскрытии образа героя. Тема ума и безумия; поэтика названия. «Горе от ума» в критике, литературоведении. Пушкин, Гончаров о комедии Грибоедова “Горе от ума”; исследовательские концепции ХХ в. (С.А. Фомичев, А. Зорин, О.Б. лебедева). Сценическая история пьесы. Лирика А.С. Пушкина (2 ч.). Феномен лирического мышления Пушкина. Проблема эволюции. Лицейский период: элегическое направление (любовная и историческая элегии), традиции “легкой поэзии” и мотив лицейского братства (“Пирующие студенты”), тема творчества. “Воспоминания в Царском Селе” - история создания, поэтика, элегические мотивы и традиции оды. Романтические тенденции в лирике 1820-24 гг. “Погасло дневное светило” - первое романтическое стихотворение. Мотивы добровольного бегства и тайного чувства в лирике н. 1820-х гг. Поэтический миф о Тавриде, образ вольной стихии. Романтическая философия жизни и творчества: “Муза” 1821, “Вот муза, резвая болтунья” 1821, “Наперстница волшебной старины” 1822; “Телега жизни” 1823; “Надеждой сладостной младенчески дыша...” 1823. Гражданские мотивы и проблема идеала в лирике михайловского периода. Элегия “К морю” - прощание с романтизмом. Цикл “Подражание Корану”: поэтика, образ пророка, мотив пророческого слова. Поэтика и проблематика стихотворения “Пророк”. Онтологическая лирика Пушкина. Проблематика стихотворений “Брожу ли я вдоль улиц шумных” 1829, “Дорожные жалобы” 1829,“Два чувства дивно близких нам”. Мифологизация творчества в лирике к. 1820-30-х гг. Миф о рифме и самосознающие жанры: “Рифма, звучная подруга” 1828; “Рифма” 1830; “Эхо” 1831; “Сонет” 1830 г. Поэтика цикла Пушкина 1836 г. Жанр поэмы в творчестве А.С. Пушкина (2 ч.). Поэтика романтических поэм (“Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыганы”): тип героя, особенность конфликта, композиция поэм (лирический и драматический элементы). В.М. Жирмунский о “байронических” поэмах Пушкина. “Кавказский пленник”: история создания и публикации. Композиция. Роль посвящения. Любовный конфликт и противоречия страстей. Эпилог: проблема исторического романтизма. Мир Кавказа. “Бахчисарайский фонтан”: история создания и публикации. Поэтика эпиграфа. Конфликт поэмы: католическая и мусульманская культуры. Поэтика эпилога. “Цыганы”: история создания и публикации. Система персонажей и функция удвоенной любовной коллизии: Старик-Мариула; Алеко-Земфира. Эпилог поэмы. Преодоление романтизма. Жанр повести в стихах (“Граф Нулин”, “Домик в Коломне”). Пародия на историю и апокалипсические мотивы в “Графе Нулине”. “Домике в Коломне”: анекдотический сюжет и самопародия. Историческая тема и повести в стихах. Поэма “Полтава”: особенность романтического конфликта. Любовный и исторический сюжеты. Петербургская повесть “Медный всадник”: реальный и инфернальный сюжеты (Б. Гаспаров). Тема маленького человека. Наводнение и мифологема потопа. Образ Петра I и петербургский миф. Драматургия А.С. Пушкина (2 ч.). Шекспировские тенденции в драматургии Пушкина. Тема самозванства и ее отражение в “Борисе Годунове”. Онтология имени в трагедии. Особенность конфликтной ситуации: внешний (Самозванец - Годунов; император и народ), внутренний (Борис Годунов; Лжедмитрий); реальный и трансцендентально-метафизический (мотивы и ситуации сна, предсказания, молитвы). Поэтика времени и пространства. Философская природа финала. Болдинский драматический цикл “Маленькие трагедии”: особенность конфликта, единство замысла. Оксюморонный принцип номинации произведений. Темы скупости, зависти, любви, смерти. “Скупой рыцарь”: конфликт трагедии, пространственная организация. Тема творчества в “Моцарте и Сальери”; “Реквием” и образ “черного человека”. “Каменный гость”: Ахматова о пушкинском Дон Гуане; тема любви и ее интерпретация в произведении. “Пир во время чумы”: мотив преодоления страха смерти. Образ пира и поэтика песен. Драма Пушкина “Русалка”. Сценическая история драм Пушкина. Роман в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин” (2 ч.). История создания и публикации. Композиция произведения. Принцип классической колоннады и мотивы круга. Элементы зеркальной композиции. Композиционные пропуски – молчание –умолчание - тайна в структуре текста. Жанровое своеобразие. Стих и проза в романе. Система персонажей, эпические и лирические формы как организующий принцип “жизненной позиции” героев. Образ Автора: биографические черты Пушкина; Автор-герой и Автор-творец, мифологизация творчества и образ Музы; понятие идеала. Автор и читатель. Проблема “возможного сюжета” (С.Г. Бочаров) и обман читательского ожидания. Журналисты и периодические издания в романе. Проза А.С. Пушкина (2 ч.). Движение от поэзии к прозе в творческой эволюции Пушкина. Программная статья «О прозе». Поэтика прозаического цикла “Повести Белкина”: особенность повествования, игра с сентиментальными и романтическими штампами. Новеллистический сюжет в “Выстреле”. Двухчастная композиция произведения и ситуация двойной дуэли. Балладные мотивы и образы в “Метели” (поэтика эпиграфа); интерпретация авантюрного сюжета. Поэтика “страшных повестей” и “Гробовщик”. Образ маленького человека в “Станционном смотрителе”; библейские мотивы. Игра с сентиментальным сюжетом в “Барышне-крестьянке”. Проблематика повести «Дубровский».Эстетика игры в повести “Пиковая дама”. Анекдот о беспроигрышной игре и мотив мгновенного обогащения. Образ Германна. Проблема метатекстуальности. Мотив кровосмешения; эротический сюжет. Карточная игра как жизненная модель, влияние правил игры в “Фараона” на сюжетный ход произведения. Роль эпиграфа. Лотман Ю.М. о карточной игре в русской литературе XIX в. Преступление и наказание, поэтика эпилога. «Путешествие в Арзрум»; место в эволюции пушкинской прозе. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (2 ч.). Роман “Капитанская дочка”: история создания. Историческая концепция в “Истории пугачевского бунта”. Екатерининская эпоха в историческом труде и в художественном произведении. Исторические, фольклорные, литературные источники романа; конфликт, характер повествования. Литературный и фольклорный пласты организации художественного мира (Ю.М. Лотман). Поэтика эпиграфов. Любовный и исторический сюжеты. Принцип зеркальной композиции. Проблема испытания героев в кризисный исторический момент. “Семейный” способ отражения исторических событий и поэтика Вальтера Скотта. Роман в контексте “Современника”. Лирика М.Ю. Лермонтова (2 ч.). М.Ю. Лермонтов: периодизация творчества. Основные мотивы лирики, лирический герой Лермонтова. Онтология имени и романтическая биография: испанская и шотландская версии. Миф о душе, онтология слова. Стихотворение “Ангел”: мотив предсуществования души (Платон). Ночной цикл Лермонтова (“НочьI”, “Ночь II”, “Смерть”). Астральный миф в лирике Лермонтова: поэтика романтических контрастов. Поэтика и проблематика сборника стихотворений 1840 г. (религиозные мотивы, любовная лирика, патриотическая тема, образ ребенка). Э.Э. Найдич о композиции сборника. Лермонтов и Краевский. Журнальная полемика 1840 г. (“Отечественные записки” и “Сын отечества”) и стихотворение “Журналист, читатель и писатель”. Последние произведения Лермонтова. Стихотворения 1841 г., записанные в книжке В. Одоевского: лирическая и балладная проблематика. Концентрация ключевых для творчества Лермонтова тем и мотивов в стихотворениях “Сон”, “Свиданье”, “Листок”, “Выхожу один я на дорогу”, “Пророк”; демонические мотивы и мифотворчество (“Тамара”, “Морская царевна”). Жанр поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова (2 ч.). Ранние лиро-эпические произведения Лермонтова. Фольклорные образы и мотивы в “Песне про купца Калашникова”: композиция, образ гусляров, поэтика финала. Мир Кавказа в творчестве Лермонтова (“Кавказский пленник”, “Аул Бастунжи”; “Измаил Бей”) и поэма “Мцыри”; языческие и христианские мотивы поэмы. Исповедальная ситуация и символика хронотопа. Поэтика эпиграфа. Философская поэма “Демон”: история создания, конфликт. Библейский сюжет (сотворение мира - грехопадение - изгнание; миф о падшем ангеле) и его воплощение. Пространственно-временная организация поэмы. Вселенское одиночество Демона, испытание Тамары. Поэтика финала. Демонический сюжет в стихотворных повестях: “Сашка”, “Сказка для детей”. Драматургия М.Ю. Лермонтова (2 ч.). Источники лермонтовской драматургии, эволюционные тенденции. “Испанцы”: история создания; “Велижское дело” (Л. Гроссман). Особенность драматической ситуации: любовный и религиозный конфликты. Мотив беззаконного суда. Проблема исторического романтизма. Драма “Маскарад”. История создания. Поэтика названия, конфликт произведения. Эстетика и философия игры. Карточная игра как модель жизни. Бал и маскарад в пьесе. Игра героев с судьбой и провиденциальные мотивы. Образ Арбенина. Семейный и общественный сюжеты. Поэтика финала, образ Неизвестного. Г.П. Макогоненко, Ю.В. Манн о концепции пьесы. Тема карточной игры в “Штоссе” и “Тамбовской казначейше”. Сценическая история драм Лермонтова. Роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (2 ч.). История создания и публикации. Мотив книги и его философское обоснование: роман-книга (жанровая специфика произведения; онтология “пятикнижия”), журнал Печорина и его “публикация” (книга жизни и история души), мистико-астрологическая ипостась книги жизни в “Фаталисте”. Предисловие к роману и поэтика названия. Античные представления о герое; вариации героического сюжета в романе Лермонтова. Особенность композиции: роль двухчастной структуры романа, сюжетное и фабульное развитие действия, образы рассказчиков (Максим Максимыч, странствующий офицер, Печорин). Мир естественных людей; европейское сознание. “Предисловие к журналу Печорина”: поэтика исповедального слова. Философская основа самопознания, его трактовка в “Княжне Мери”. Мотивы игры и двойничества. Поэтика финала, функция “оборванного повествования”. Роман в оценке современников и в литературоведении XX в. Прозаические циклы Н.В. Гоголя. (2 ч.). Н.В. Гоголь: творческая эволюция. “Вечера на хуторе близ Диканьки”: особенность повествования и образы рассказчиков (пасечник Рудый Панько; дьяк диканьковской церкви Фома Григорьевич; панич из Полтавы; Степан Иванович Курочка; автор). Языческие и христианские мотивы, календарно-обрядовый цикл (русальная неделя, купальский обряд, Рождество). “Миргород”: поэтика названия и эпиграфов. Логика циклообразования: идиллия и ее разрушение в “Старосветских помещиках”, героическое прошлое Малороссии, казацкая общность и ее судьба (“Тарас Бульба”); “Вий”: внешний и внутренний конфликты; разрушение мир-города в повести о двух Иванах. “Арабески”: поэтика названия, композиция сборника. Проблематика статей (архитектура, живопись, литература, история). Образ Петербурга; конфликт мечты и действительности в “Петербургских повестях”. Драматургия Н.В. Гоголя (2 ч.). Гоголь о драме. “Театральный разъезд”. “Владимир третьей степени”, “Альфред”, “Женитьба”: замысел и проблема драматического воплощения. Комедия “Ревизор”. Особенность драматического конфликта. Пространственная организация, преображение локального топоса. Система персонажей. “Миражная интрига” (Ю.В. Манн): образ Хлестакова. Смех и Страх как организующие элементы драматического действия. Поэтика условности. Образ соборного города. Эпиграф к комедии: мотив зеркального отражения, его символика в пьесе. Ситуация прозрения, разоблачение героев. Немая сцена: грех и возмездие, мотив Страшного Суда. Премьера “Ревизора” 1836 г. в Александринском театре (Петербург) и в Малом театре (Москва). Реакция Гоголя на сценическую версию комедии. Редакция “Ревизора” 1841 г. Сценическая история пьес Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» и духовная проза Н.В. Гоголя (2 ч.). Эволюция творчества Гоголя от художественной прозы к духовной. Поэма “Мертвые души ”: история создания и замысла поэмы. Обложка к первому изданию 1842 г. Поэтика названия (авантюрный сюжет и элегический, религиозно-нравственный контексты). Символический характер сюжета. Статика и динамика в поэме. Чичиков: тип странствующего героя; поливалентность облика: сравнения с чертом, капитаном Копейкиным, Наполеоном, Антихристом. Предыстории Плюшкина, капитана Копейкина и проблема омертвения души. Вещь в художественном мире поэмы. Особенность повествования, образ Автора в поэме. Мифологизация пространства, мотив путешествия (дантовский сюжет, апокрифические мотивы, библейские легенды, инфернальный и реальный пласты повествования): движение из “преисподней” (I т.) к райскому миру (II т.). Миссия России и символика финала I тома. Поэма в оценке литературоведов XX в. (Ю.В. Манн, С.А. Гончаров, Е.А. Смирнова). Традиции учительной прозы; II том “Мертвых душ” и “Выбранные места из переписки с друзьями” в творческой эволюции Гоголя. ТЕМЫ И ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 И журналистам на съеденье Плоды трудов своих отдам. Творческое задание для анализа текста: установить источник цитаты и прокомментировать ее. Для подготовки к занятию необходимо внимательно прочитать текст «Евгения Онегина» (возможно, и не один раз), обращаясь к комментариям Ю.М. Лотмана (для сравнения можно использовать комментарий В.В. Набокова), к биографии поэта (Лотман Ю.М. Пушкин). Роман требует читательского озарения, способного установить творческий диалог с его Автором.
План практического занятия. I. «Реальный» мир и романная реальность «Евгения Онегина». 1. Пространственная организация романа. - Восстановить пространственные элементы каждой главы; пространственные горизонты героев и Автора. - Топосы и локусы: проблема соотношения реального и ирреального миров; романной горизонтали и вертикали. 2. Время в романе и романное время. - «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю»: внутренняя хронология романа. Смена времен года (сделать самостоятельный анализ, выписать и прокомментировать фрагменты текста с указанием главы и строфы, в которых упоминается годовой цикл). - Сопоставить концепции Ю.М. Лотмана и В.С. Баевского: проблема соотношения линейного (т.е. необратимого, исторического) времени с мифологическим (цикличным), биографическим и романным. Провести собственный анализ, сделать выписки из текста, доказывающие Вашу точку зрения. Обратить внимание на следующие проблемы: Ритм жизни Петербурга. День светского человека и мотив «брегета». Ритм жизни провинции: семантика суточного (смена дня и ночи) и годового циклов (годовые праздники). Ритм московской жизни и исторический контекст 1812 г.
II. Романное бытие героев и Автора. 1. Семантика обманного свадебного сюжета: Ленский – Ольга, Татьяна – Онегин. 2. Татьяна Ларина и метафизическое бытие Музы. - Татьяна Ларина: ассоциативный фон образа (семантика имени и фамилии; реальность и ирреальность образа; Татьяна / «Милый идеал» / Муза; Татьяна / Светлана / героини сентиментальных романов / Нина Воронская / «та, с которой образован // Татьяны милый идеал») - Реалии «биографической жизни» Татьяны; - Письмо Татьяны: композиция, христианский подтекст, эволюция душевных переживаний; проблема «перевода» с французского на русский. - Сон Татьяны: мифологическая основа, поэтика хронотопа, система образов; роль сна Татьяны в сюжете произведения. Сон Татьяны и творческий «смутный сон» Автора (VIII; L). 3. Романная жизнь Онегина: - Евгений Онегин: ассоциативный фон образа (семантика имени и фамилии; «добрый приятель» и «герой романа» - проблема вибрации смыслов; Онегин / Чайльд Гарольд / Наполеон; «Любовник Юлии Воль мар, // Малек-Адель и де Линар, // И Вертер, мученик мятежный, // И бесподобный Грандисон»; Пародия / «Смутный сон»). - Письмо Онегина в структуре произведения и сюжет «отраженного», «зарифмованного» романа. - Реалии биографической жизни Онегина и проблема эволюции героя.
4. Романное бытие Автора. - Восстановить автобиографический контекст образа Автора в романе; соотнести творческую эволюцию Автора, описанную в начале VIII гл., с этапами творчества А.С. Пушкина. - Вибрация временных границ: прошлое/настоящее/будущее в авторском сознании и категория вечности. «Мой роман» как абсолютная ценность в системе авторского мировоззрения (восстановить и проанализировать эгоцентрическую направленность творческого процесса: «герой моего романа» / «Мой бестолковый ученик» / «Мой портрет» / «Мой читатель» и т.д.). - Романная реальность: авторские рассуждения об этапах работы над романом; о его прошлом и будущем; мотив преодоления временных границ (Ср.: «Быть может, в Лете не потонет / Строфа, слагаемая мной…» II, XL) – сделать выписки из романа, связанные с рассуждениями автора над судьбой романа.
Литература: Баевский В. «Сквозь магический кристалл». Поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А. Пушкина. М., 1990. С. 98-113; 114 – 154. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999. С. 20-34; Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995. Работать со всем комментарием, особое внимание обратить на с. 480-484 («Внутренняя хронология «Евгения Онегина»), 516-541 («День светского человека..», «Бал», «Дуэль»); сделать выписки по толкованию имен героев. Или эта же работа: Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982. С. 7-24 («Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина») или Маркович В.М. О мифологическом подтексте сна Татьяны // Болдинские чтения. 1980. С. 25-47.
Дополнительная литература: Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Биография писателя. Любое издание. Набоков В.В. Комментарий к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. М., 1999 (или другое издание). Никишов Ю.М. Художественное время в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина // Филологические науки. 1984. № 5. С. 9 – 15. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1992.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. ПУШКИНА: ОСОБЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ
I. “Капитанская дочка” Пушкина: история создания, первоначальные варианты сюжета; художественное преломление исторических событий екатерининской эпохи. II. Особенность повествования: - рассказчик и издатель в романе; какими функциями обладает каждый из них; “два времени” рассказчика: 17-летний герой и 50-летний мемуарист; - мемуарная форма, ее специфика и значение для понимания исторических процессов (“домашнее” описание истории); - поэтика эпиграфов; фольклорные и литературные источники; восстановить характер диалога эпиграфов с текстом романа. III. Взаимодействие исторического и семейного сюжетов: - встречи Пугачева и Гринева (сделать анализ, восстановить эволюцию мировоззрения героев); - этапы Пугачевского бунта (Яицкий бунт; взятие Белогорской крепости, осада Оренбурга, казнь Пугачева); - события “частной истории” Гринева (рождение и жизнь в доме родителей; служба; история любви и женитьбы; “семейная история» в памяти потомков). IV. Самозванец и Екатерина II: - образ императрицы в романе и портрет Екатерины, выполненный Боровиковским в 1791; “копия с копии”; - “покровительство” императрицы: Маша Миронова и Екатерина II. V. Публикация романа в “Современнике” за 1836 г. Символика даты “19 октября”.
Литература: Гиллельсон М., Мушина И. Повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Комментарий. Л., 1977. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 44-60. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). Л., 1982. С. 21-41; 347-369; 403-413; 414-424. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Л. 1987. С. 241-287. Цветаева М.И. Пушкин и Пугачев. Дополнительная литература: Лотман Ю.М. Идейная структура “Капитанской дочки” // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1997. С.212-227 или в его же книге: “В школе поэтического слова”. М., 1988. Гей Н.К. Проза Пушкина: поэтика повествования. С. 196-250.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕСТВО “АРЗАМАС” I. “Арзамасское общество безвестных людей”. История создания и принципы организации. - Полемика с “Беседой любителей русского слова”. - Члены общества. Арзамасские прозвища: роль баллад Жуковского в «обряде» наделения Новым Именем. - Принцип “Нового Арзамаса” и мифологизация литературного братства. - Ритуалы заседаний. Протоколы: композиция, тематика, литературная игра. Проанализировать 2-3 протокола и 1-2 “Речи” членов общества из сб. “Арзамас”. Т.1. - Роль «Арзамаса» в истории русского романтизма.
II. “Беседчики” в творчестве арзамасцев: - Жанр эпиграммы: эпиграммы на Шаховского, Шихматова, Шишкова. Причины сатирических выпадов (Вяземский П.А. “Шишков недаром корнеслов” (1810-е), “Кто вождь у нас невеждам и педантам?” (1815); Пушкин А.С. “Угрюмых тройка есть певцов...” 1815; Пушкин В.Л. “Эпитафия” (“Здесь Пушкин наш лежит...” 1816). - Арзамасская галиматья в “Хвостовиане”. Хвостов - объект сатирических нападок; эстетика косноязычия (П.А. Вяземский “Письмо” (“При посылке басен”) 1817, “Притчи”; А.С. Пушкин “Ода его сиятельству гр. Дм. Ив. Хвостову” 1825).
III. Жанр дружеского послания в творчестве арзамасцев (К.Н. Батюшков “Мои пенаты”, “К Жуковскому” (“Прости, Балладник мой...”); А.С. Пушкин “К Батюшкову” (“Философ резвый и пиит”); В.А. Жуковский “К Батюшкову” (Послание) и др.). - Образ адресата в послании. - Традиции “легкой поэзии”. - Эстетизация быта и тема творчества.
IV. В преддверии “Обломова”. Проанализировать образ и мотив “халата” в творчестве поэтов XIX в.: Жуковский В.А. <Речь в заседании “Арзамаса”> (“Братья-друзья арзамасцы!...”), Вяземский П.А. “К халату”; “Жизнь наша в старости - изношенный халат”. V. Эпистолярное наследие. Арзамасское письмо как литературный феномен: стиль, композиция, адресаты.
Письменное задание: Проанализировать и прокомментировать стихотворение <Речь в заседании “Арзамаса”> (“Братья-друзья арзамасцы!...”) Жуковского: полемика с “Беседой”, “галиматья”, арзамасские прозвища и их мотивировка. Литература: Арзамас. Сборник: В 2-х тт. М., 1994 (Вступительная статья В.Э. Вацуро “В преддверии пушкинской эпохи”, тексты арзамасских документов).
Гиллельсон М.И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л., 1977. Ветшева Н.Ж. Роль и значение пародийно-мифологического начала в протоколах “Арзамаса” // Проблемы метода и жанра. Томск,1997. Вып. 1.9 С. 52 - 60. Ветшева Н.Ж. Место стихотворных повествовательных форм в системе арзамасской поэмы // Проблемы метода и жанра. Томск, 1986. Вып. 13. С. 89 - 103. Иезуитова Р.В. Шутливые жанры в поэзии Жуковского и Пушкина 1810-х гг. // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1982. Т. Х. С. 22-48. Тодд У.М. III. Дружеское письмо как литературный жанр в пушкинскую эпоху. СПб.: Современная западная русистика, 1994.
НАПОЛЕОНОВСКИЙ МИФ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1/3 XIX ВЕКА I. Этапы становления наполеоновского мифа в русской литературе. - Военная и политическая карьера Наполеона и ее проекция на литературное структурирование бонапартийского
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.96 (0.013 с.) |