Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Быт и костюм светского человека 1/3 XIX В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте I. Костюм и мода 1810-1840 г. Романтические тенденции. Английские и французские тенденции в моде. Женский и мужской дворянский костюм. II. Русский дендизм. III.Интересы и занятия дворян. День светского человека. IV. Бал и маскарад первой половины XIX в. - Структура бала и модель поведения светского человека. - Проанализировать описание балов в “Горе от ума” А.С. Гибоедова; “Евгении Онегине” Пушкина (1, 5, 8 главы); “Мертвых душах” Н.В. Гоголя. *- Столичные маскарады. Костюмы, тип поведения. *- Драма М.Ю. Лермонтова “Маскарад”: семантика «маскарада» и модель маскарадной жизни. V. Литературные салоны. Подготовить сообщение об одном из столичных салонов: время собрания, хозяин, воспоминания о салоне. VII. Альбом светской девушки: композиция, тематика.
Задание: сделать эскизы женских и мужских костюмов светского человека пушкинской поры, указать название предметов туалета.
*Выделенный курсивом фрагмент является дополнительным в рамках данного коллоквиума – вопрос разрабатывается по желанию.
Литература: Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1997 или Лотман Ю. М. Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. Л., 1983 (или другое издание). Кирсакова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм, вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л., 1989 (гл. 15, 16, 17). Московская изобразительная Пушкиниана. М., 1986. Пушкин и его время в изобразительном искусстве. 1985. С.Д.П.: Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989.
Альбом Е.Н. Ушаковой. Факсимильное воспроизведение. М., 1999. Баевский В.С. “...панталоны, фрак, жилет”. Из комментария к “Евгению Онегину” // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 21. Л., 1987. С. 106-108. Дополнительная литература: * Лермонтовская энциклопедия М., 1981. Статья “Маскарад”. История костюма (любое издание).
ДВОРЯНИН НАЧАЛА XIX ВЕКА НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ I. Военная форма и знаки отличия; роды войск начала XIX в. Военные парады в Санкт-Петербурге. II. Военная карьера. Награды. III. Поэтизация военной жизни. 1. Жизнь и поэзия Дениса Давыдова. - Образ поэта-гусара в лирике Д. Давыдова (“Я люблю кровавый бой”, “Песня старого гусара”, “Ответ”, “ Гусарская исповедь”). - Образ поэта-гусара в лирике А.С. Пушкина (“Красноречивый забияка”, “Певец-гусар, ты пел биваки”). 2. Кавалерист-Девица Надежда Дурова (рядовой Соколов, корнет Александров): судьба и ее отражение в литературе, история знакомства с Пушкиным. IV. Военная жизнь в лирике Лермонтова. - Лермонтов-гусар: восстановить этапы военной биографии Лермонтова. - Поэтика стихотворений “Гусар”, “На серебряные шпоры...” - “Юнкерская молитва” и традиции военного фольклора; - Военное оружие, быт, роды войск в “Бородино” М.Ю. Лермонтова (сделать эскизы мундиров и головных уборов родов войск, описанных в стихотворении); - Чеченское сражение 1840 г. и его описание в стихотворении Лермонтова “Валерик”: история создания, композиция, взаимодействие любовной и батальной тем, авторская позиция. V. Светские модели военной жизни: 1.Кодекс дворянской чести и дуэль в начале XIX в. - Правила дуэли. - Дуэльный кодекс. - Дуэльная ситуация в “Евгении Онегине”, “Капитанской дочке” А.С. Пушкина; “Герое нашего времени” М.Ю. Лермонтова: сделать подробный анализ. 2. Карточная игра как поединок. Мотив карточной игры в русской литературе. Литература: Вилинбахов Г. Санкт-Петербург - “военная столица” // Наше наследие. 1989, № 1 (17). С. 14-22. Охлябинин С.Д. Из истории российского мундира. М., 1996. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1997. С. 90-102; 136-163; 164 - 179. Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 1997. Семенко И.М. Денис Давыдов // Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970. С. 95-120. Файнштейн М.Ш. Сотрудница пушкинского “Современника” (Н.А. Дурова) // Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Историко-литературные очерки. Л., 1989. С. 154-160.
Афанасьева Э.М. “Моя мольба” и “Юнкерская молитва”: поэтика шутливых “молитв” М.Ю. Лермонтова // Вестник ТГПУ. 2000, № 6. С.22-25. Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987 (главы о годах учения в юнкерской школе и кавказских ссылках). Лермонтовская энциклопедия. М., 1981 (статьи к указанным произведениям).
Дополнительная литература: Востриков А.В. Поэтика оскорбления в русской дуэльной традиции // Тыняновский сборник. Пятые Тыняновские чтения. Рига-М., 1994. Кормилов С.И. Мотив чина в творчестве Лермонтова // Русская словесность. 1995, № 5. С. 22 – 26. Кормилов С.И. Чины пушкинских персонажей // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1999, № 3. С. 59 - 77. А.С. ПУШКИН - ЖУРНАЛИСТ I. Пушкин о роли журналистики. Оценка русских журналов и газет. II. Участие Пушкина в журнальной жизни 1820-1830-х гг.: - жанры пушкинских статей; - сотрудничество с альманахом “Северные цветы”; издание “Северных цветов на 1832 год” в память А.А. Дельвига; - редакторская деятельность в “Литературной газете”; установить и проанализировать тексты Пушкина, опубликованные в этом издании; - неосуществленная газета Пушкина “Дневник”. III. “Современник” Пушкина: - редакторская деятельность Пушкина (примечания, предисловия и послесловия); - художественные тексты Пушкина, опубликованные в “Современнике” (“Капитанская дочка” в контексте журнальных публикаций 1836 г.); -рецензии и статьи Пушкина в “Современнике”; Сделать анализ 1-2 статей или рецензий (композиция, тематика и проблематика, авторская позиция). - судьба журнала после 1837 г.
Литература: Березина В.Г. А.С. Пушкин-журналист // Русская журналистика второй четверти XIX века (1826-1839 годы). Л., 1965. С. 43-62. Вацуро В.Э. “Северные цветы”: История альманаха Дельвига-Пушкина. М., 1978. Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь умственные плотины. Очерки о книгах и прессе пушкинской поры. М., 1983. Гессен С.Я. Книгоиздатель Александр Пушкин: Лит. доходы Пушкина. М., 1930 или 1987. Гиллельсон М.И. Пушкинский “Современник” // Современник. Литературный журнал, издаваемый Пушкиным. Приложение к факсимильному изданию. М., 1987. 3-39. “Литературная газета” А.С. Пушкина и А.А. Дельвига 1830 года (№№ 1-13) // Послесловие и общ. ред. В.Н. Касаткиной, комментарий Т.К. Батуровой. М., 1988. Сидяков Л.С. Статьи Пушкина в “Литературной газете” и формирование позиции газеты в общественно-политической борьбе рубежа 1830-х гг. // Болдинские чтения. 1983. С. 91-102. Станько А.И. Пушкин - журналист и редактор. Ростов-на-Дону, 1973. Фризман Л.Г. Пушкин и “Северные цветы” // Северные цветы на 1831 год. М., 1980. С. 295-337.
Дополнительная литература: Еремин М.П. Пушкин-публицист. М., 1976. С. 311-414. Краснобородько Т.И. Тема “Литература и власть” на страницах второго тома пушкинского “Современника” // Пушкин. Исследования и материалы. Т. ХIII. Л., 1989. С. 122-133.
ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ. ЛИРИКА Н.М. ЯЗЫКОВА I. Поэты пушкинской “плеяды”. Общность мировоззренческих позиций. Родственность поэтики. II. Основные этапы творческого пути Н.М. Языкова. Пафос творчества. III.Ранняя лирика Н.М. Языкова: - исторические мотивы: “Моей Родине”, “Родина”, “Песнь короля Регнера”, “Песнь барда во время владычества татар”, “Баян к русскому воинству”; - “Кудесник” 1827, “Олег” 1826 и “Песнь о вещем Олеге” Пушкина; - цикл студенческих “Песен” (“Полней стаканы, пейте в лад!”, “Страшна дорога через свет...”, “Кто за бокалом не поет...!”, “ Душа героев и певцов” и др.): анакреонтические мотивы и традиция “легкой поэзии”. IV. Жанр элегии в поэзии Языкова. Особенность лирической ситуации. Герой и героиня. Поэтика времени и элегический пейзаж. Сделать анализ 3-4 элегий разного периода творчества. V. Молитвенная лирика Языкова: - “Гимн” (“Боже! вина! вина!) как пародия на государственный гимн России; - “Молитва” (“Молю, святое провиденье”) Языкова и стихотворение “И.И. Пущину” (1826) Пушкина; - “Молитва” (“Моей лампады одинокой...”) и поэтика ночных романтических “молитв”. VI. Образ поэта и тема творчества в поздней лирике Языкова: “К музе” (1827), “Поэт” (1831), “К стихам моим” (1839), “Землетрясение” (1844).
Литература: Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. М., 1988. (Предисловие К.К. Бухмейер) История русской поэзии. Л., 1988. Т. 1. Рассадин С. Т. Спутники. М., 1983. Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М., 1970. Рождественский Вс. В созвездии Пушкина. М., 1973. Русские писатели. Библиографический словарь. М., 1990. Т.2. Афанасьева Э.М. “Молитва” в русской лирике XIX века // Русская стихотворная “молитва” XIX века. Антология. Томск, 2000. МОТИВ КАРТОЧНОЙ ИГРЫ В ТВОРЧЕСВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА И ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ “ШТОСС” I. Карточная Игра как мифологизированная модель жизни в эпоху романтизма. II. Пушкинские мотивы в произведениях Лермонтова о карточной игре. Мотив “игры на даму”, его анекдотическое решение в “Тамбовской казначейше” Лермонтова (проигрыш жены). III. “Штосс”: история создания. Известные планы повести “У граф. В... был музыкальный вечер...” IV. Фантастика и реальность в повести: 1. “Штосс” и традиции натуральной школы. Образ Петербурга. 2. Фантастика в повести. - Образ художника Лугина и тема искусства; двойная мотивировка любовного конфликта (“итальянская графиня” (1. гл.) и женщина-ангел); мотив “ускользающего видения” и новелла Вакенродера “Видение Рафаэля”. - Тема портрета и образ привидения. - Семантика цвета (определить цветовую гамму повести). “Галерея испанской школы” и Италия; звуковые образы и слуховые галлюцинации художника. - Мотив роковой карточной игры: семантика слова “штосс”; этапы игры; психологическая мотивировка состояния игроков. V. Проблема финала “Штосса”. История “с продолжением”: “соавторство” А.А. Соколова в его “Призраках” (Продолжение повести М.Ю. Лермонтова “У графа В... был музыкальный вечер...”). Литература: Лермонтовская энциклопедия. Статьи “Тамбовская казначейша”; “Штосс”. Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. Л., 1987. С. 114-123. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1997. С. 136-163. Чистова И.С. Прозаический отрывок М.Ю. Лермонтова “Штосс” и “натуральная” повесть 1840-х гг. // Русская литература. 1978. № 1.
Вацуро В.Э. Последняя повесть Лермонтова // Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. Л., 1979. С. 223-224, 231-252. Головко В.М. Соавтор или эпигон? (Об окончании А.А. Соколовым повести Лермонтова “Штосс”) // Лермонтов М.Ю. Проблемы изучения и преподавания. Межвузовский сб. научных трудов. Ставрополь. 1997. Вып. 4. С. 60-74. Соколов А.А. Призраки (Продолжение повести М.Ю. Лермонтова “У графа В... был музыкальный вечер”) // Чудеса и приключения. 1993. № 1. ПОЭТИКА СБОРНИКА Н.В. ГОГОЛЯ “МИРГОРОД”
I.Творческая история сборника. Поэтика названия. II. Композиция “Миргорода”. Сквозные мотивы: - героика и ее снижение в цикле; - братство и его уничтожение; - фантастика, - основы циклизации повестей. III. Идиллическое начало в “Старосветских помещиках”: -”старосветский мир” и “старосветские люди”; - идиллическая традиция в повести (“свой” и “чужой” миры, мотив круга и цикла, культ еды), проблем разрушения идиллии; - миф о Филемоне и Бавкиде и его значение в повести. IV. “Тарас Бульба”: - “козацкая” вольница и польская культура, - эпический сюжет и любовный конфликт в произведении. V. “Вий”: - образ дороги и мотив испытания; - фантастическое и реальное в повести; - особенность повествования, проблематика. VI. “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”: - образ Мир-города и ссора двух Иванов; - комичная и философская мотивировка ситуации. * Работа над поэтикой сборника должна проходить в два этапа: внимательный самостоятельный анализ текста повестей (сначала – каждой в отдельности, затем – определение ее роли в контексте цикла); изучение существующих литературоведческих концепций.
Литература: Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. 1959. Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения (“Миргород” Гоголя). М., 1995. Или: Есаулов И.А. Эстетический анализ литературного произведения (“Миргород” Н.В. Гоголя). Кемерово, 1991. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя (любое издание). Гл. IV. Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1971.
Мифы народов мира: В 2-х тт. Т. 2 (любое издание). Статья: “Филемон и Бавкида». Cловарь литературоведческих терминов (любое издание). Статья «идиллия». Дополнительная литература: Заславский О.Б. Проблема Слова в повести Н.В. Гоголя «Вий» // Wiener slawistischer almanach. 1997. Band 39. С. 5-22.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ «ГОРЕ ОТ УМА» А.С. ГРИБОЕДОВА: КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ И СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
1. История создания комедии Грибоедова «Горе от ума». 2. Поэтика названия: ум и безумие в пьесе; проанализировать текст пьесы, установить художественный контекст этих понятий с позиции разных героев, установить эволюционные тенденции и элементы трансформации мотива ума. 3. Музыкальные образы, их семантика. 4. Система персонажей и характер конфликта. 5. Сценическая история пьесы.
Литература: Билинкис Я., Билинкис М. Сценическая жизнь «Горя от ума» // Литература в школе. М., 1996. № 1. «Век нынешний и век минувший»: комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002 (3 статьи на выбор). Маймин Е.А. Сценическая композиция и характеры. Опыт прочтения «Горя от ума» // Маймин Е.А. Опыт литературного анализа. М., 1972. Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 59-91. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971. Фельдман О. Голос автора в сценической структуре «Горя от ума»: о жанровой природе пьесы Грибоедова // Вопросы театра. 1987. № 11. С. 211-230. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. М., 1983.
«ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»: ПОЭТИКА ЦИКЛА 1. История создания цикла. 2. Композиция, система рассказчиков. Образ Белкина (издатель и рассказчик, «покойный Белкин»). 3. Функция эпиграфов. 4. Жанровые клише и пародия на общеизвестные сюжеты. 5. Принципы циклизации. 6. Подробный системный анализ повестей: композиция, хронотоп, система персонажей, роль в цикле. Литература: Пушкин А.С. Повести Белкина. М., 1999.
Бочаров С.Г. О смысле «Гробовщика» // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 35-68. Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. Т. 2. М., 1972. С. 192-213 («Выстрел», «Станционный смотритель»). Вацуро В.Э. «Повести Белкина» // Пушкин А.С. Повести Белкина. 1830-1831. М., 1981. С. 7-60. Гукасова А.Г. «Повести Белкина» Пушкина. М., 1949. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е гг. Л., 1974. С. 96-152. Поволоцкая О. «Гробовщик»: коллизия и смысл // Вопросы литературы. 1989. № 12. С. 210-224. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл Пушкина «Повести Белкина». М., 1989. Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. М., 1987. С. 343-347.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.007 с.) |