Быт и костюм светского человека 1/3 XIX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Быт и костюм светского человека 1/3 XIX В.



I. Костюм и мода 1810-1840 г. Романтические тенденции. Английские и французские тенденции в моде. Женский и мужской дворянский костюм.

II. Русский дендизм.

III.Интересы и занятия дворян. День светского человека.

IV. Бал и маскарад первой половины XIX в.

- Структура бала и модель поведения светского человека.

- Проанализировать описание балов в “Горе от ума” А.С. Гибоедова; “Евгении Онегине” Пушкина (1, 5, 8 главы); “Мертвых душах” Н.В. Гоголя.

*- Столичные маскарады. Костюмы, тип поведения.

*- Драма М.Ю. Лермонтова “Маскарад”: семантика «маскарада» и модель маскарадной жизни.

V. Литературные салоны. Подготовить сообщение об одном из столичных салонов: время собрания, хозяин, воспоминания о салоне.

VII. Альбом светской девушки: композиция, тематика.

 

Задание: сделать эскизы женских и мужских костюмов светского человека пушкинской поры, указать название предметов туалета.

 

*Выделенный курсивом фрагмент является дополнительным в рамках данного коллоквиума – вопрос разрабатывается по желанию.

 

Литература:

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1997 или Лотман Ю. М. Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. Л., 1983 (или другое издание).

Кирсакова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм, вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989.

Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л., 1989 (гл. 15, 16, 17).

Московская изобразительная Пушкиниана. М., 1986.

Пушкин и его время в изобразительном искусстве. 1985.

С.Д.П.: Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989.

 

Альбом Е.Н. Ушаковой. Факсимильное воспроизведение. М., 1999.

Баевский В.С. “...панталоны, фрак, жилет”. Из комментария к “Евгению Онегину” // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 21. Л., 1987. С. 106-108.

Дополнительная литература:

* Лермонтовская энциклопедия М., 1981. Статья “Маскарад”.

История костюма (любое издание).

 

 

ДВОРЯНИН НАЧАЛА XIX ВЕКА НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

I. Военная форма и знаки отличия; роды войск начала XIX в. Военные парады в Санкт-Петербурге.

II. Военная карьера. Награды.

III. Поэтизация военной жизни.

1. Жизнь и поэзия Дениса Давыдова.

- Образ поэта-гусара в лирике Д. Давыдова (“Я люблю кровавый бой”, “Песня старого гусара”, “Ответ”, “ Гусарская исповедь”).

- Образ поэта-гусара в лирике А.С. Пушкина (“Красноречивый забияка”, “Певец-гусар, ты пел биваки”).

2. Кавалерист-Девица Надежда Дурова (рядовой Соколов, корнет Александров): судьба и ее отражение в литературе, история знакомства с Пушкиным.

IV. Военная жизнь в лирике Лермонтова.

- Лермонтов-гусар: восстановить этапы военной биографии Лермонтова.

- Поэтика стихотворений “Гусар”, “На серебряные шпоры...”

- “Юнкерская молитва” и традиции военного фольклора;

- Военное оружие, быт, роды войск в “Бородино” М.Ю. Лермонтова (сделать эскизы мундиров и головных уборов родов войск, описанных в стихотворении);

- Чеченское сражение 1840 г. и его описание в стихотворении Лермонтова “Валерик”: история создания, композиция, взаимодействие любовной и батальной тем, авторская позиция.

V. Светские модели военной жизни:

1.Кодекс дворянской чести и дуэль в начале XIX в.

- Правила дуэли.

- Дуэльный кодекс.

- Дуэльная ситуация в “Евгении Онегине”, “Капитанской дочке” А.С. Пушкина; “Герое нашего времени” М.Ю. Лермонтова: сделать подробный анализ.

2. Карточная игра как поединок. Мотив карточной игры в русской литературе.

Литература:

Вилинбахов Г. Санкт-Петербург - “военная столица” // Наше наследие. 1989, № 1 (17). С. 14-22.

Охлябинин С.Д. Из истории российского мундира. М., 1996.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1997. С. 90-102; 136-163; 164 - 179.

Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 1997.

Семенко И.М. Денис Давыдов // Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970. С. 95-120.

Файнштейн М.Ш. Сотрудница пушкинского “Современника” (Н.А. Дурова) // Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Историко-литературные очерки. Л., 1989. С. 154-160.

 

Афанасьева Э.М. “Моя мольба” и “Юнкерская молитва”: поэтика шутливых “молитв” М.Ю. Лермонтова // Вестник ТГПУ. 2000, № 6. С.22-25.

Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987 (главы о годах учения в юнкерской школе и кавказских ссылках).

Лермонтовская энциклопедия. М., 1981 (статьи к указанным произведениям).

 

Дополнительная литература:

Востриков А.В. Поэтика оскорбления в русской дуэльной традиции // Тыняновский сборник. Пятые Тыняновские чтения. Рига-М., 1994.

Кормилов С.И. Мотив чина в творчестве Лермонтова // Русская словесность. 1995, № 5. С. 22 – 26.

Кормилов С.И. Чины пушкинских персонажей // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1999, № 3. С. 59 - 77.

А.С. ПУШКИН - ЖУРНАЛИСТ

I. Пушкин о роли журналистики. Оценка русских журналов и газет.

II. Участие Пушкина в журнальной жизни 1820-1830-х гг.:

- жанры пушкинских статей;

- сотрудничество с альманахом “Северные цветы”; издание “Северных цветов на 1832 год” в память А.А. Дельвига;

- редакторская деятельность в “Литературной газете”; установить и проанализировать тексты Пушкина, опубликованные в этом издании;

- неосуществленная газета Пушкина “Дневник”.

III. “Современник” Пушкина:

- редакторская деятельность Пушкина (примечания, предисловия и послесловия);

- художественные тексты Пушкина, опубликованные в “Современнике” (“Капитанская дочка” в контексте журнальных публикаций 1836 г.);

-рецензии и статьи Пушкина в “Современнике”; Сделать анализ 1-2 статей или рецензий (композиция, тематика и проблематика, авторская позиция).

- судьба журнала после 1837 г.

 

Литература:

Березина В.Г. А.С. Пушкин-журналист // Русская журналистика второй четверти XIX века (1826-1839 годы). Л., 1965. С. 43-62.

Вацуро В.Э. “Северные цветы”: История альманаха Дельвига-Пушкина. М., 1978.

Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь умственные плотины. Очерки о книгах и прессе пушкинской поры. М., 1983.

Гессен С.Я. Книгоиздатель Александр Пушкин: Лит. доходы Пушкина. М., 1930 или 1987.

Гиллельсон М.И. Пушкинский “Современник” // Современник. Литературный журнал, издаваемый Пушкиным. Приложение к факсимильному изданию. М., 1987. 3-39.

“Литературная газета” А.С. Пушкина и А.А. Дельвига 1830 года (№№ 1-13) // Послесловие и общ. ред. В.Н. Касаткиной, комментарий Т.К. Батуровой. М., 1988.

Сидяков Л.С. Статьи Пушкина в “Литературной газете” и формирование позиции газеты в общественно-политической борьбе рубежа 1830-х гг. // Болдинские чтения. 1983. С. 91-102.

Станько А.И. Пушкин - журналист и редактор. Ростов-на-Дону, 1973.

Фризман Л.Г. Пушкин и “Северные цветы” // Северные цветы на 1831 год. М., 1980. С. 295-337.

 

Дополнительная литература:

Еремин М.П. Пушкин-публицист. М., 1976. С. 311-414.

Краснобородько Т.И. Тема “Литература и власть” на страницах второго тома пушкинского “Современника” // Пушкин. Исследования и материалы. Т. ХIII. Л., 1989. С. 122-133.

 

ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ. ЛИРИКА Н.М. ЯЗЫКОВА

I. Поэты пушкинской “плеяды”. Общность мировоззренческих позиций. Родственность поэтики.

II. Основные этапы творческого пути Н.М. Языкова. Пафос творчества.

III.Ранняя лирика Н.М. Языкова:

- исторические мотивы: “Моей Родине”, “Родина”, “Песнь короля Регнера”, “Песнь барда во время владычества татар”, “Баян к русскому воинству”;

- “Кудесник” 1827, “Олег” 1826 и “Песнь о вещем Олеге” Пушкина;

- цикл студенческих “Песен” (“Полней стаканы, пейте в лад!”, “Страшна дорога через свет...”, “Кто за бокалом не поет...!”, “ Душа героев и певцов” и др.): анакреонтические мотивы и традиция “легкой поэзии”.

IV. Жанр элегии в поэзии Языкова. Особенность лирической ситуации. Герой и героиня. Поэтика времени и элегический пейзаж. Сделать анализ 3-4 элегий разного периода творчества.

V. Молитвенная лирика Языкова:

- “Гимн” (“Боже! вина! вина!) как пародия на государственный гимн России;

- “Молитва” (“Молю, святое провиденье”) Языкова и стихотворение “И.И. Пущину” (1826) Пушкина;

- “Молитва” (“Моей лампады одинокой...”) и поэтика ночных романтических “молитв”.

VI. Образ поэта и тема творчества в поздней лирике Языкова: “К музе” (1827), “Поэт” (1831), “К стихам моим” (1839), “Землетрясение” (1844).

 

Литература:

Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. М., 1988. (Предисловие К.К. Бухмейер)

История русской поэзии. Л., 1988. Т. 1.

Рассадин С. Т. Спутники. М., 1983.

Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.

Рождественский Вс. В созвездии Пушкина. М., 1973.

Русские писатели. Библиографический словарь. М., 1990. Т.2.

Афанасьева Э.М. “Молитва” в русской лирике XIX века // Русская стихотворная “молитва” XIX века. Антология. Томск, 2000.

МОТИВ КАРТОЧНОЙ ИГРЫ В ТВОРЧЕСВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА И ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ “ШТОСС”

I. Карточная Игра как мифологизированная модель жизни в эпоху романтизма.

II. Пушкинские мотивы в произведениях Лермонтова о карточной игре. Мотив “игры на даму”, его анекдотическое решение в “Тамбовской казначейше” Лермонтова (проигрыш жены).

III. “Штосс”: история создания. Известные планы повести “У граф. В... был музыкальный вечер...”

IV. Фантастика и реальность в повести:

1. “Штосс” и традиции натуральной школы. Образ Петербурга.

2. Фантастика в повести.

- Образ художника Лугина и тема искусства; двойная мотивировка любовного конфликта (“итальянская графиня” (1. гл.) и женщина-ангел); мотив “ускользающего видения” и новелла Вакенродера “Видение Рафаэля”.

- Тема портрета и образ привидения.

- Семантика цвета (определить цветовую гамму повести). “Галерея испанской школы” и Италия; звуковые образы и слуховые галлюцинации художника.

- Мотив роковой карточной игры: семантика слова “штосс”; этапы игры; психологическая мотивировка состояния игроков.

V. Проблема финала “Штосса”. История “с продолжением”: “соавторство” А.А. Соколова в его “Призраках” (Продолжение повести М.Ю. Лермонтова “У графа В... был музыкальный вечер...”).

Литература:

Лермонтовская энциклопедия. Статьи “Тамбовская казначейша”; “Штосс”.

Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. Л., 1987. С. 114-123.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1997. С. 136-163.

Чистова И.С. Прозаический отрывок М.Ю. Лермонтова “Штосс” и “натуральная” повесть 1840-х гг. // Русская литература. 1978. № 1.

 

Вацуро В.Э. Последняя повесть Лермонтова // Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. Л., 1979. С. 223-224, 231-252.

Головко В.М. Соавтор или эпигон? (Об окончании А.А. Соколовым повести Лермонтова “Штосс”) // Лермонтов М.Ю. Проблемы изучения и преподавания. Межвузовский сб. научных трудов. Ставрополь. 1997. Вып. 4. С. 60-74.

Соколов А.А. Призраки (Продолжение повести М.Ю. Лермонтова “У графа В... был музыкальный вечер”) // Чудеса и приключения. 1993. № 1.

ПОЭТИКА СБОРНИКА Н.В. ГОГОЛЯ “МИРГОРОД”

 

I.Творческая история сборника. Поэтика названия.

II. Композиция “Миргорода”. Сквозные мотивы:

- героика и ее снижение в цикле;

- братство и его уничтожение;

- фантастика,

- основы циклизации повестей.

III. Идиллическое начало в “Старосветских помещиках”:

-”старосветский мир” и “старосветские люди”;

- идиллическая традиция в повести (“свой” и “чужой” миры, мотив круга и цикла, культ еды), проблем разрушения идиллии;

- миф о Филемоне и Бавкиде и его значение в повести.

IV. “Тарас Бульба”:

- “козацкая” вольница и польская культура,

- эпический сюжет и любовный конфликт в произведении.

V. “Вий”:

- образ дороги и мотив испытания;

- фантастическое и реальное в повести;

- особенность повествования, проблематика.

VI. “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”:

- образ Мир-города и ссора двух Иванов;

- комичная и философская мотивировка ситуации.

* Работа над поэтикой сборника должна проходить в два этапа: внимательный самостоятельный анализ текста повестей (сначала – каждой в отдельности, затем – определение ее роли в контексте цикла); изучение существующих литературоведческих концепций.

 

Литература:

Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. 1959.

Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения (“Миргород” Гоголя). М., 1995. Или: Есаулов И.А. Эстетический анализ литературного произведения (“Миргород” Н.В. Гоголя). Кемерово, 1991.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя (любое издание). Гл. IV.

Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1971.

 

Мифы народов мира: В 2-х тт. Т. 2 (любое издание). Статья: “Филемон и Бавкида».

Cловарь литературоведческих терминов (любое издание). Статья «идиллия».

Дополнительная литература:

Заславский О.Б. Проблема Слова в повести Н.В. Гоголя «Вий» // Wiener slawistischer almanach. 1997. Band 39. С. 5-22.

 

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ

«ГОРЕ ОТ УМА» А.С. ГРИБОЕДОВА: КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ И СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

 

1. История создания комедии Грибоедова «Горе от ума».

2. Поэтика названия: ум и безумие в пьесе; проанализировать текст пьесы, установить художественный контекст этих понятий с позиции разных героев, установить эволюционные тенденции и элементы трансформации мотива ума.

3. Музыкальные образы, их семантика.

4. Система персонажей и характер конфликта.

5. Сценическая история пьесы.

 

 

Литература:

Билинкис Я., Билинкис М. Сценическая жизнь «Горя от ума» // Литература в школе. М., 1996. № 1.

«Век нынешний и век минувший»: комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002 (3 статьи на выбор).

Маймин Е.А. Сценическая композиция и характеры. Опыт прочтения «Горя от ума» // Маймин Е.А. Опыт литературного анализа. М., 1972.

Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 59-91.

Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971.

Фельдман О. Голос автора в сценической структуре «Горя от ума»: о жанровой природе пьесы Грибоедова // Вопросы театра. 1987. № 11. С. 211-230.

Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. М., 1983.

 

 

«ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»: ПОЭТИКА ЦИКЛА

1. История создания цикла.

2. Композиция, система рассказчиков. Образ Белкина (издатель и рассказчик, «покойный Белкин»).

3. Функция эпиграфов.

4. Жанровые клише и пародия на общеизвестные сюжеты.

5. Принципы циклизации.

6. Подробный системный анализ повестей: композиция, хронотоп, система персонажей, роль в цикле.

Литература:

Пушкин А.С. Повести Белкина. М., 1999.

 

Бочаров С.Г. О смысле «Гробовщика» // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 35-68.

Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. Т. 2. М., 1972. С. 192-213 («Выстрел», «Станционный смотритель»).

Вацуро В.Э. «Повести Белкина» // Пушкин А.С. Повести Белкина. 1830-1831. М., 1981. С. 7-60.

Гукасова А.Г. «Повести Белкина» Пушкина. М., 1949.

Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е гг. Л., 1974. С. 96-152.

Поволоцкая О. «Гробовщик»: коллизия и смысл // Вопросы литературы. 1989. № 12. С. 210-224.

Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл Пушкина «Повести Белкина». М., 1989.

Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. М., 1987. С. 343-347.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.074 с.)