Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Быт и костюм светского человека 1/3 XIX В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Костюм и мода 1810-1840 г. Романтические тенденции. Английские и французские тенденции в моде. Женский и мужской дворянский костюм. II. Русский дендизм. III.Интересы и занятия дворян. День светского человека. IV. Бал и маскарад первой половины XIX в. - Структура бала и модель поведения светского человека. - Проанализировать описание балов в “Горе от ума” А.С. Гибоедова; “Евгении Онегине” Пушкина (1, 5, 8 главы); “Мертвых душах” Н.В. Гоголя. *- Столичные маскарады. Костюмы, тип поведения. *- Драма М.Ю. Лермонтова “Маскарад”: семантика «маскарада» и модель маскарадной жизни. V. Литературные салоны. Подготовить сообщение об одном из столичных салонов: время собрания, хозяин, воспоминания о салоне. VII. Альбом светской девушки: композиция, тематика.
Задание: сделать эскизы женских и мужских костюмов светского человека пушкинской поры, указать название предметов туалета.
*Выделенный курсивом фрагмент является дополнительным в рамках данного коллоквиума – вопрос разрабатывается по желанию.
Литература: Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1997 или Лотман Ю. М. Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. Л., 1983 (или другое издание). Кирсакова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм, вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л., 1989 (гл. 15, 16, 17). Московская изобразительная Пушкиниана. М., 1986. Пушкин и его время в изобразительном искусстве. 1985. С.Д.П.: Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989.
Альбом Е.Н. Ушаковой. Факсимильное воспроизведение. М., 1999. Баевский В.С. “...панталоны, фрак, жилет”. Из комментария к “Евгению Онегину” // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 21. Л., 1987. С. 106-108. Дополнительная литература: * Лермонтовская энциклопедия М., 1981. Статья “Маскарад”. История костюма (любое издание).
ДВОРЯНИН НАЧАЛА XIX ВЕКА НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ I. Военная форма и знаки отличия; роды войск начала XIX в. Военные парады в Санкт-Петербурге. II. Военная карьера. Награды. III. Поэтизация военной жизни. 1. Жизнь и поэзия Дениса Давыдова. - Образ поэта-гусара в лирике Д. Давыдова (“Я люблю кровавый бой”, “Песня старого гусара”, “Ответ”, “ Гусарская исповедь”). - Образ поэта-гусара в лирике А.С. Пушкина (“Красноречивый забияка”, “Певец-гусар, ты пел биваки”). 2. Кавалерист-Девица Надежда Дурова (рядовой Соколов, корнет Александров): судьба и ее отражение в литературе, история знакомства с Пушкиным. IV. Военная жизнь в лирике Лермонтова. - Лермонтов-гусар: восстановить этапы военной биографии Лермонтова. - Поэтика стихотворений “Гусар”, “На серебряные шпоры...” - “Юнкерская молитва” и традиции военного фольклора; - Военное оружие, быт, роды войск в “Бородино” М.Ю. Лермонтова (сделать эскизы мундиров и головных уборов родов войск, описанных в стихотворении); - Чеченское сражение 1840 г. и его описание в стихотворении Лермонтова “Валерик”: история создания, композиция, взаимодействие любовной и батальной тем, авторская позиция. V. Светские модели военной жизни: 1.Кодекс дворянской чести и дуэль в начале XIX в. - Правила дуэли. - Дуэльный кодекс. - Дуэльная ситуация в “Евгении Онегине”, “Капитанской дочке” А.С. Пушкина; “Герое нашего времени” М.Ю. Лермонтова: сделать подробный анализ. 2. Карточная игра как поединок. Мотив карточной игры в русской литературе. Литература: Вилинбахов Г. Санкт-Петербург - “военная столица” // Наше наследие. 1989, № 1 (17). С. 14-22. Охлябинин С.Д. Из истории российского мундира. М., 1996. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1997. С. 90-102; 136-163; 164 - 179. Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 1997. Семенко И.М. Денис Давыдов // Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970. С. 95-120. Файнштейн М.Ш. Сотрудница пушкинского “Современника” (Н.А. Дурова) // Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Историко-литературные очерки. Л., 1989. С. 154-160.
Афанасьева Э.М. “Моя мольба” и “Юнкерская молитва”: поэтика шутливых “молитв” М.Ю. Лермонтова // Вестник ТГПУ. 2000, № 6. С.22-25. Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987 (главы о годах учения в юнкерской школе и кавказских ссылках). Лермонтовская энциклопедия. М., 1981 (статьи к указанным произведениям).
Дополнительная литература: Востриков А.В. Поэтика оскорбления в русской дуэльной традиции // Тыняновский сборник. Пятые Тыняновские чтения. Рига-М., 1994. Кормилов С.И. Мотив чина в творчестве Лермонтова // Русская словесность. 1995, № 5. С. 22 – 26. Кормилов С.И. Чины пушкинских персонажей // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1999, № 3. С. 59 - 77. А.С. ПУШКИН - ЖУРНАЛИСТ I. Пушкин о роли журналистики. Оценка русских журналов и газет. II. Участие Пушкина в журнальной жизни 1820-1830-х гг.: - жанры пушкинских статей; - сотрудничество с альманахом “Северные цветы”; издание “Северных цветов на 1832 год” в память А.А. Дельвига; - редакторская деятельность в “Литературной газете”; установить и проанализировать тексты Пушкина, опубликованные в этом издании; - неосуществленная газета Пушкина “Дневник”. III. “Современник” Пушкина: - редакторская деятельность Пушкина (примечания, предисловия и послесловия); - художественные тексты Пушкина, опубликованные в “Современнике” (“Капитанская дочка” в контексте журнальных публикаций 1836 г.); -рецензии и статьи Пушкина в “Современнике”; Сделать анализ 1-2 статей или рецензий (композиция, тематика и проблематика, авторская позиция). - судьба журнала после 1837 г.
Литература: Березина В.Г. А.С. Пушкин-журналист // Русская журналистика второй четверти XIX века (1826-1839 годы). Л., 1965. С. 43-62. Вацуро В.Э. “Северные цветы”: История альманаха Дельвига-Пушкина. М., 1978. Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь умственные плотины. Очерки о книгах и прессе пушкинской поры. М., 1983. Гессен С.Я. Книгоиздатель Александр Пушкин: Лит. доходы Пушкина. М., 1930 или 1987. Гиллельсон М.И. Пушкинский “Современник” // Современник. Литературный журнал, издаваемый Пушкиным. Приложение к факсимильному изданию. М., 1987. 3-39. “Литературная газета” А.С. Пушкина и А.А. Дельвига 1830 года (№№ 1-13) // Послесловие и общ. ред. В.Н. Касаткиной, комментарий Т.К. Батуровой. М., 1988. Сидяков Л.С. Статьи Пушкина в “Литературной газете” и формирование позиции газеты в общественно-политической борьбе рубежа 1830-х гг. // Болдинские чтения. 1983. С. 91-102. Станько А.И. Пушкин - журналист и редактор. Ростов-на-Дону, 1973. Фризман Л.Г. Пушкин и “Северные цветы” // Северные цветы на 1831 год. М., 1980. С. 295-337.
Дополнительная литература: Еремин М.П. Пушкин-публицист. М., 1976. С. 311-414. Краснобородько Т.И. Тема “Литература и власть” на страницах второго тома пушкинского “Современника” // Пушкин. Исследования и материалы. Т. ХIII. Л., 1989. С. 122-133.
ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ. ЛИРИКА Н.М. ЯЗЫКОВА I. Поэты пушкинской “плеяды”. Общность мировоззренческих позиций. Родственность поэтики. II. Основные этапы творческого пути Н.М. Языкова. Пафос творчества. III.Ранняя лирика Н.М. Языкова: - исторические мотивы: “Моей Родине”, “Родина”, “Песнь короля Регнера”, “Песнь барда во время владычества татар”, “Баян к русскому воинству”; - “Кудесник” 1827, “Олег” 1826 и “Песнь о вещем Олеге” Пушкина; - цикл студенческих “Песен” (“Полней стаканы, пейте в лад!”, “Страшна дорога через свет...”, “Кто за бокалом не поет...!”, “ Душа героев и певцов” и др.): анакреонтические мотивы и традиция “легкой поэзии”. IV. Жанр элегии в поэзии Языкова. Особенность лирической ситуации. Герой и героиня. Поэтика времени и элегический пейзаж. Сделать анализ 3-4 элегий разного периода творчества. V. Молитвенная лирика Языкова: - “Гимн” (“Боже! вина! вина!) как пародия на государственный гимн России; - “Молитва” (“Молю, святое провиденье”) Языкова и стихотворение “И.И. Пущину” (1826) Пушкина; - “Молитва” (“Моей лампады одинокой...”) и поэтика ночных романтических “молитв”. VI. Образ поэта и тема творчества в поздней лирике Языкова: “К музе” (1827), “Поэт” (1831), “К стихам моим” (1839), “Землетрясение” (1844).
Литература: Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. М., 1988. (Предисловие К.К. Бухмейер) История русской поэзии. Л., 1988. Т. 1. Рассадин С. Т. Спутники. М., 1983. Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М., 1970. Рождественский Вс. В созвездии Пушкина. М., 1973. Русские писатели. Библиографический словарь. М., 1990. Т.2. Афанасьева Э.М. “Молитва” в русской лирике XIX века // Русская стихотворная “молитва” XIX века. Антология. Томск, 2000. МОТИВ КАРТОЧНОЙ ИГРЫ В ТВОРЧЕСВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА И ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ “ШТОСС” I. Карточная Игра как мифологизированная модель жизни в эпоху романтизма. II. Пушкинские мотивы в произведениях Лермонтова о карточной игре. Мотив “игры на даму”, его анекдотическое решение в “Тамбовской казначейше” Лермонтова (проигрыш жены). III. “Штосс”: история создания. Известные планы повести “У граф. В... был музыкальный вечер...” IV. Фантастика и реальность в повести: 1. “Штосс” и традиции натуральной школы. Образ Петербурга. 2. Фантастика в повести. - Образ художника Лугина и тема искусства; двойная мотивировка любовного конфликта (“итальянская графиня” (1. гл.) и женщина-ангел); мотив “ускользающего видения” и новелла Вакенродера “Видение Рафаэля”. - Тема портрета и образ привидения. - Семантика цвета (определить цветовую гамму повести). “Галерея испанской школы” и Италия; звуковые образы и слуховые галлюцинации художника. - Мотив роковой карточной игры: семантика слова “штосс”; этапы игры; психологическая мотивировка состояния игроков. V. Проблема финала “Штосса”. История “с продолжением”: “соавторство” А.А. Соколова в его “Призраках” (Продолжение повести М.Ю. Лермонтова “У графа В... был музыкальный вечер...”). Литература: Лермонтовская энциклопедия. Статьи “Тамбовская казначейша”; “Штосс”. Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. Л., 1987. С. 114-123. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1997. С. 136-163. Чистова И.С. Прозаический отрывок М.Ю. Лермонтова “Штосс” и “натуральная” повесть 1840-х гг. // Русская литература. 1978. № 1.
Вацуро В.Э. Последняя повесть Лермонтова // Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. Л., 1979. С. 223-224, 231-252. Головко В.М. Соавтор или эпигон? (Об окончании А.А. Соколовым повести Лермонтова “Штосс”) // Лермонтов М.Ю. Проблемы изучения и преподавания. Межвузовский сб. научных трудов. Ставрополь. 1997. Вып. 4. С. 60-74. Соколов А.А. Призраки (Продолжение повести М.Ю. Лермонтова “У графа В... был музыкальный вечер”) // Чудеса и приключения. 1993. № 1. ПОЭТИКА СБОРНИКА Н.В. ГОГОЛЯ “МИРГОРОД”
I.Творческая история сборника. Поэтика названия. II. Композиция “Миргорода”. Сквозные мотивы: - героика и ее снижение в цикле; - братство и его уничтожение; - фантастика, - основы циклизации повестей. III. Идиллическое начало в “Старосветских помещиках”: -”старосветский мир” и “старосветские люди”; - идиллическая традиция в повести (“свой” и “чужой” миры, мотив круга и цикла, культ еды), проблем разрушения идиллии; - миф о Филемоне и Бавкиде и его значение в повести. IV. “Тарас Бульба”: - “козацкая” вольница и польская культура, - эпический сюжет и любовный конфликт в произведении. V. “Вий”: - образ дороги и мотив испытания; - фантастическое и реальное в повести; - особенность повествования, проблематика. VI. “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”: - образ Мир-города и ссора двух Иванов; - комичная и философская мотивировка ситуации. * Работа над поэтикой сборника должна проходить в два этапа: внимательный самостоятельный анализ текста повестей (сначала – каждой в отдельности, затем – определение ее роли в контексте цикла); изучение существующих литературоведческих концепций.
Литература: Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. 1959. Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения (“Миргород” Гоголя). М., 1995. Или: Есаулов И.А. Эстетический анализ литературного произведения (“Миргород” Н.В. Гоголя). Кемерово, 1991. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя (любое издание). Гл. IV. Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1971.
Мифы народов мира: В 2-х тт. Т. 2 (любое издание). Статья: “Филемон и Бавкида». Cловарь литературоведческих терминов (любое издание). Статья «идиллия». Дополнительная литература: Заславский О.Б. Проблема Слова в повести Н.В. Гоголя «Вий» // Wiener slawistischer almanach. 1997. Band 39. С. 5-22.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ «ГОРЕ ОТ УМА» А.С. ГРИБОЕДОВА: КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ И СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
1. История создания комедии Грибоедова «Горе от ума». 2. Поэтика названия: ум и безумие в пьесе; проанализировать текст пьесы, установить художественный контекст этих понятий с позиции разных героев, установить эволюционные тенденции и элементы трансформации мотива ума. 3. Музыкальные образы, их семантика. 4. Система персонажей и характер конфликта. 5. Сценическая история пьесы.
Литература: Билинкис Я., Билинкис М. Сценическая жизнь «Горя от ума» // Литература в школе. М., 1996. № 1. «Век нынешний и век минувший»: комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002 (3 статьи на выбор). Маймин Е.А. Сценическая композиция и характеры. Опыт прочтения «Горя от ума» // Маймин Е.А. Опыт литературного анализа. М., 1972. Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 59-91. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971. Фельдман О. Голос автора в сценической структуре «Горя от ума»: о жанровой природе пьесы Грибоедова // Вопросы театра. 1987. № 11. С. 211-230. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. М., 1983.
«ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»: ПОЭТИКА ЦИКЛА 1. История создания цикла. 2. Композиция, система рассказчиков. Образ Белкина (издатель и рассказчик, «покойный Белкин»). 3. Функция эпиграфов. 4. Жанровые клише и пародия на общеизвестные сюжеты. 5. Принципы циклизации. 6. Подробный системный анализ повестей: композиция, хронотоп, система персонажей, роль в цикле. Литература: Пушкин А.С. Повести Белкина. М., 1999.
Бочаров С.Г. О смысле «Гробовщика» // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 35-68. Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. Т. 2. М., 1972. С. 192-213 («Выстрел», «Станционный смотритель»). Вацуро В.Э. «Повести Белкина» // Пушкин А.С. Повести Белкина. 1830-1831. М., 1981. С. 7-60. Гукасова А.Г. «Повести Белкина» Пушкина. М., 1949. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е гг. Л., 1974. С. 96-152. Поволоцкая О. «Гробовщик»: коллизия и смысл // Вопросы литературы. 1989. № 12. С. 210-224. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл Пушкина «Повести Белкина». М., 1989. Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. М., 1987. С. 343-347.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.012 с.) |