Стиль модерн в Великобритании. Творчество Ч. Макинтоша. Школа Глазго.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стиль модерн в Великобритании. Творчество Ч. Макинтоша. Школа Глазго.



Модерн (стиль “модерн”) – от лат. “новый, современный” – период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX веков, главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины девятнадцатого века.

Особенности - отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям.

Возврат к функциональности, освобождение от излишков декора, обращение к национальным традициям.

Природа была неиссякаемым источником идей модерна.

Хронологически рамки искусства модерна довольно узки, всего 30 лет: приблизительно 1886-1914 гг., однако модерн – это не один какой-либо стиль, а множество различных стилей и течений, составляющих период не менее важный, чем эпоха Возрождения.

 

В Великобритании черты, характерные для нового стиля, появились в оформлении книг уже с начала 1880-х. Одним из наиболее известных художников-графиков Ар Нуво был Обри Бёрдсли, его эксцентричные рисунки иллюстрировали литературные произведения.

Одним из ведущих представителей модерна в Великобритании был Ч.Р.Макинтош, шотландский архитектор и дизайнер, выполнявший самые разные художественные работы – от архитектурных проектов до эскизов обоев и изделий из серебра.

Творчество Макинтоша оказало огромное влияние на развитие европейской архитектуры и искусства.

Лидер школы Глазго. Черпал вдохновение также в истоках кельтской культуры, волшебных образах легенд и сказаний.

Основные произведения: здание Школы искусств, дом шотландского издателя Блэки Хилл, чайные салоны в Глазго.

Спроектированные им стулья и светильники, камины и часы намного опередили свое время. Высокие спинки стульев и кресел служат своего рода ширмой, разделяющий помещение на функциональные зоны.

Проект новой Школы искусств в Глазгобыл полностью подготовлен Макинтошем. Здание построено на очень крутом склоне. Этот склон он использовал при оформлении узкого восточного фасада, который вздымается подобно средневековой шотландской крепости, — эффект, усиленный с помощью маленьких окошек и применения мелких неотесанных каменных квадров.

Особенностями его английского варианта "ар нуво" были изысканность и вместе с тем сдержанность, что выделяло его из ряда подобных ему на континенте.

В своих графических работах Ч. Макинтош близок течению символизма, он причудливо стилизовал природные формы.

Его работы, представленные на Всемирной выставке в Турине и на выставке Венского сецессиона, принесли Макинтошу международное признание. Умение связать свои идеи символизма с классическим архитектурным.

Основан стиль Макинтош на строгих прямых линиях, значительно отличающихся от прихотливо изогнутых контуровфранцузского Ар Нуво.

Вещи Макинтоша всегда геометричны и функциональны, имеют стройные пропорции и не обременены излишним декором. Макинтош стал новатором конструктивной линии модерна с характерной для неё прямолинейностью форм и их ясным построением. Его мастерство было основано на типично столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий.

Стиль Макинтош имеет следующие особенности. Прямые линии, объединённые с лаконичными кривыми. Геометрические формы – прямоугольники и квадраты – определяют большую часть декора. Стулья обыкновенно имеют высокие изящные спинки. Буфеты имеют широкие выступающие карнизы. Древесина может быть окрашена в тёмные «мужские» цвета – серый, оливковый, однако зачастую имеет белый или светлый пастельный тон.

Школа Глазго.

Школа искусств Глазго была основана в 1845 году и первоначально носила название Государственная школа дизайна Глазго. Здание школы было построено по проекту выдающегося шотландского архитектора и художника-модерниста Чарльза Ренни Макинтоша.

В настоящее время в Школе искусств Глазго обучаются живописи, графике, фотографии, скульптуре, истории искусств, киноискусству, на 10 различных факультетах.

Здание похоже на прямоугольную башню, почти без декораций, со строгим фундаментом, уходя от традиционных методов архитектурных украшений. Четыре фасада не похожи друг на друга. Интерьер и экстерьер здания спроектирoван до мельчайший деталей, что было отличительной чертой Макинтоша. Важность этого здания в том, что его оригинальный стиль противостоял наплыву подделок под старину.

В 1900-х гг. сложилась "группа четырех": Ч. Макинтош, его жена М. Макдоналд, Дж. X. Макнейр и его супруга Ф. Макдоналд (сестра М. Макдоналд). К этой группе присоединилась Дж. Ньюбери, художница по текстилю, преподавательница Школы искусств в Глазго. Эти художники сумели создать оригинальный стиль, основанный на строгих прямых линиях, значительно отличающийся от прихотливо изогнутых контуров "удара бича" французского Ар Ну во.

В проектах оформления интерьеров "группы четырех" использовались натуральные материалы: дерево, керамика, медь, латунь. Строгие линии и выверенные пропорции сообщали этим проектам качества рациональной гармонии.

"Стиль Глазго" развивал рационалистические традиции английского искусства, но придавал им новую романтическую окраску, что выделяло этот стиль из общего рационалистического движения английского Модерна.Особенно знаменитым стали стулья Чарльза Ренни Макинтоша с высокими решетчатыми спинками.

 

8. Венский Сецессион на примере творчества Й. Ольбриха и О. Вагнера.

«Сецессион» - название ряда европейских (главным образом австрийских и немецких) художественных обществ конце XIX - начале XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших как оппозиция академизму.

"Венский Сецессион" (возник в 1897) объединял представителей австрйиского стиля "модерн", получившего название "сецессионстиль".

В объединение входили крупные живописцы (Г. Климт, Э. Шиле) и архитекторы (О. Вагнер, И. М. Ольбрих, И. Хофман).

В целом «сецессионстиль» тяготеет к прямолинейным орнаментам, сохраняющим жесткость геометрических линий даже в сложнейших комбинациях. Это распространяется и на декоративно-прикладное искусство.

Ядром «Венского Сецессиона» становится журнал «Вер Сакрум» (Святая весна).

Лидером и идейным вдохновителем был Густав Климт.

Характерные черты "Сецессионстиля":

- в живописи - орнаментальность и мозаичность;

- в графике - геометрическую ясность и свободную декоративность;

– в архитектуре - упорядоченность членений, четкие объемы, лаконичный декор и рациональность композиции и конструкции.

Творчеству архитекторов "Венского Сецессиона" были свойственны поиски рациональных конструктивных решений. Деятельность "Венского Сецессиона" способствовала утверждению как позитивных сторон искусства "модерна" (в архитектуре, книжной графике), так и некоторых свойственных ему упадочнических тенденций.

Штаб-квартирой организации стало здание Сецессиона в Вене, построенное по проекту Йозефа Ольбриха в 1898 г.

Образцами венского Сецессиона являются построенные Отто Вагнером станции подземной ветки венской железной дороги и здание санатория "Пуркерсдорф" Йозефа Хофмана.

 

Отто Вагнер— австрийский архитектор, мастер стиля модерн.

Талантливый архитектор и педагог Отто Вагнер главенствовал в Сецессионе в области архитектуры.

Вагнер последовательно изживал в своей практике традиции исторической стилизации, был в числе первых борцов за новое искусство и тех, кто возглавил движение за современную архитектуру.

Архитектурная часть городской железной дороги (Штадтбана), большая часть которой сохраняется по сей день, а также защитный гидроузел на реке Вене.

Многие крупные произведения архитектора 1890-х годов связаны с планом реконструкции Вены, воплотившие практически его идеи современной архитектуры.

В поиске архитектором новой философии в архитектуре и дизайне интерьера, важное место занимает здание Венской Центральной сберегательной кассы.

Особенности архитектуры Вагнера— стремление к упрощению форм зданий, в сочетании с характерным вагнеровским «золотым» декором и широким применением кованого железа.

Цветовая гамма — белая или светло-серая основа, украшенная нейтрально-серым, тёмно-зелёным и (или) золотым декором.

Традиционная вагнеровская деталь — тонкие параллельные вертикальные канелюры по поверхности плоского пилястра.

 

Йозеф Ольбрих (1867 - 1908) - австрийский архитектор, мастер модерна, автор выставочного здания Венского сецессиона в Вене.

В 1908 году Ольбрих выстроил исторический универмаг Тица в Дюссельдорфе и третью очередь посёлка художников в Дармштадтской колонии.

Его массивные кубические формы служат постаментом для металлического купола из золоченых лавровых листьев, ставшего популярным символом нового искусства.

Его постройкам свойственны смелость конструктивных решений, сочетание функциональных и декоративных начал; выразительное сопоставление монументальных объемов из камня с легкими формами из стекла.

Наряду с дизайном интерьеров, интересной стороной творчества Ольбриха являются его работы в области прикладного искусства.

Ольбрих известен как автор изделий из серебра (портсигары, посуда), керамики и стекла. В их формах заметно пристрастие автора к четкой геометризации объемов и к плавным округлым переходам. Изделия отличаются гравировкой и рельефными украшениями, изяществом затворов и ручек.

Орнаментика Ольбриха содержит геометризованные мотивы с водяными растениями, спиральные завитки.

В архитектурной отделке он стремился добиваться единства путем применения одинаковых мотивов для разных элементов и материалов, умело стилизуя мотив для каждого материала. Результатом этого явилось богатство вариаций одной и той же орнаментальной темы и ее сплав с материалом исполнения.

 

Стиль Модерн в России

 

Период моды на модерн в архитектуре России приходится на конец 19 – начало 20 вв. Русский модерн – стиль, который получил свое развитие благодаря появлению нового класса – буржуазии, представители которого были людьми образованными, хотя и не имели аристократического прошлого. Исследователи отмечают, что русский модерн в архитектуре представлял собой художественное направление, соответствовавшего западноевропейским версиям этого стиля, но отличавшегося своими особенностями. В декоре построек появились характерные для стиля асимметричные живописные композиции с преобладанием растительных мотивов, многоцветные мозаичные панно на сюжеты народных былин, созданных по эскизам русских художников.

Русский модерн – стиль, в котором можно различить разные направления. Одно из них связано с «Абрамцевским кружком». Деятельность кружка дало начало развитию национального варианта стиля модерн.в архитектуре. Нередко архитекторы из этого сообщества обращались к историческому наследию русских мастеров, гипертрофируя национальные формы древнерусского зодчества.

Одним из образцов этого направления стала церковь Спаса Нерукотворного по проекту В. Васнецова (Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926гг.), В. Поленова (Василий Дмитриевич Поленов. 1844 – 1927 гг.), А. Мамонтова (Анатолий Иванович Мамонтов. 1839–1905гг.) В основе проекта был храм Спаса Нередицы, построенный в конце 12 в. около Новгорода, стилизованный авторами в духе модерна, которые объединили кубический объем здания с плавными линиями купола, добавили скошенные контрфорсы, подчеркнули гладкость стен немногими украшениями.

Зодчие, строившие в стиле русского модерна, нередко за образцы брали такие сооружения, как московский собор Василия Блаженного, ярославские храмы 17 века, украшенные изразцами. В композицию фасадов включались мозаика, изразцы, майоликовые панно, витражи. В современном строительстве продолжают использовать национальные мотивы, опираясь на традиции русского модерна.

Другое течение модерна в архитектуре России опиралось на приемы стилизации методов из разных течений европейского модерна. Случалось также, что русские мастера следовали одному из принятых европейских канонов модерна, перенимая опыт зодчих той или иной страны. Модерн в исполнении русских мастеров характеризовался причудливой орнаментацией, как, например, Казанский вокзал в Москве архитектора А. Щусева (Алексей Викторович Щусев — русский и советский архитектор. 1873- 1949 гг.) Это асимметричное, словно собранное из разных объемов сооружение, вытянуто вдоль площади. Композиция завершается копией башни Сюмбеки в Казани.

Одним из образцов стиля модерна в России является дом Перцова в Москве (архитекторы С. Малютин (Малютин Сергей Васильевич - российский художник, архитектор. 1859 – 1937 гг.), и Н. Жуков (Николай Константинович Жуков - российский, советский архитектор. 1874 – 1946 гг.)) В основание здания встроены башни с шатровыми навершиями. Стены украшены мозаичными панно, наличники окон островерхие.

Гостиница «Метрополь» в стиле модерн создана по проекту В.Ф. Валькота (Вильям ФранцевичВалькот - британский архитектор и художник, один из основоположников стиля модерна в России. 1874 - 1943 гг.) в стиле европейского модерна. Гостиница представляла собой здание с пластичными фасадами и полукружиями, декорированными майоликой (художники А.Я. Головин, М.А. Врубель). Сложную композицию составили башенки, трубы и беседки на крыше. Стены украшены цветными горизонтальными полосами.

Русский модерн – стиль, примером которого являются промышленные здания (типография Левинсона архитектора Ф. Шехтеля в Москве), железнодорожные вокзалы (Ярославский вокзал – архитектор Ф. Шехтель, Казанский вокзал― архитектор А. Щусев в Москве), религиозные строения (мечеть в Петербурге архитектора Ф. Васильева, церковь в Абрамцево – архитектор В. Васнецов, собор Марфо-Мариинской обители в Москве – архитектор А. Щусев), доходные дома. Стилистический диапазон модерна в архитектуре России широк и проявлялся в различных направлениях, сочетающих тенденции нового стиля не только с национальными традициями в зодчестве, но и с классикой. К примеру, в фасаде Витебского вокзала колонны дорического ордера соединяются с растительным орнаментом и открытыми металлическими конструкциями. Смешение стилей, среди которых можно различить элементы модерна, являющихся объединяющим началом, можно увидеть в зданиях магазинов торгового дома братьев Елисеевых в Москве и Петербурге, созданных зодчим Г. Барановским (Гавриила Васильевич Барановский - архитектор, инженер, искусствовед. 1860 – 1920 гг.) Характерная для здания такого типа ассиметричность отражает идею «движения изнутри наружу», свойственную модерну.

Архитектура в стиле модерн в России долгое время оценивалась критиками негативно, считалось упадочнической, теряющей чувство меры во внешнем оформлении зданий, безвкусии, что, по их мнению, создало неблагоприятное впечатление от этого стиля. Был и другой взгляд, который изложила в своей книге «Русская архитектура 1830—1910-х годов» (М., 1982 г.) Е. Кириченко (Евгения Ивановна Кириченко - историк архитектуры род. 5 января 1931 г.). Исследователь обозначила конец 19-начало 20 веков как переломный момент формообразования в архитектуре благодаря появлению нового стиля. Другие исследователи отмечали, что модерн связан с символическими образами, связывающими самые разные виды искусства через декор. Сторонники российского модерна считают, что стиль модерн в России был проникнут утонченной эстетикой, символизмом, которые переплелись со вкусами и запросами представителей класса буржуазии.

Далее Из ист. Ис-в.(на выбор)

Художественная культура России на рубеже XIX и XX веков характеризуется чрезвычайной сложностью, возникшей как следствие единовременного сосуществования разных направлений, течений и творческих методов. Но всё же можно обозначить магистральную линию в развитии многих видов искусства – стиль модерн, «большой» стиль, захвативший буквально все сферы культуры: литературу, поэзию, музыку, театр, хореографию, архитектуру, живопись, скульптуру, графику. Модерн в архитектуре зарождается в конце 1880-ых и продолжается до конца 1910-ых годов. Он проявился в основном в строительстве жилых зданий (городские и загородные особняки, доходные дома), в строительстве общественных построек (гостиницы, типографии, представительства фирм, магазины). Для архитектуры модерна характерно: свободная, максимально удобная для пользования планировка; часто асимметрия в распределении архитектурных масс и решении фасадов; использование эркеров в многоэтажных зданиях; текучесть форм и линий; использование разнофактурных облицовочных материалов (кирпича, кирпича глазурованного, штукатурки окрашенной, мрамора); как следствие – полихромность фасадов; весьма популярные средства декора зданий это майоликовые панно с использованием орнаментальных и фигуративных элементов, витражи, чугунное литьё решёток ограждения, рельефы.

Наибольшую популярность стиль модерн в архитектуре получил в Москве и Санкт-Петербурге. Самый крупный московский архитектор модерна Ф. О. Шехтель, человек высокой художественной культуры и большого таланта. В своём первом сооружении, особняке Морозовой, выполненном в духе неоготики, он сумел «проложить мост» между приевшимся историзмом и новым стилем, достигнув максимальной пластичности форм. Особняк Рябушинского – это произведение, созданное целиком в духе нового времени и обращающее внимание органичностью решения элементов и целого. Безусловно, стиль Шехтеля сложился не без влияния венского Сецессиона, а именно Ольбриха и Вагнера (Ярославский вокзал). Одно из известных сооружений Шехтеля в Москве – особняк Дерожинской.

Петербургский модерн отличается большей сдержанностью форм и колорита, что можно объяснить преобладанием строгих форм классицизма в его зодчестве. Особняк балерины Кшесинской (Гóген) отмечен именно такими чертами. На Невском проспекте в Петербурге в первые годы XX века были построены дом компании Зингер (Сюзор) и Елисеевский магазин (Барановский), в архитектуре которых ярче представлены особенности модерна: текучие линии, полихромия материалов, рельефные вставки. Крупным архитектором петербургского модерна был Лидваль (здание общества Взаимного кредита (Балтийский банк).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.008 с.)