Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия во Всемирных промышленных выставках.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государствам в любой исторический период важно поддерживать международный престиж; и когда мерилом престижа стали достижения в области промышленности и технологий, державы начали устраивать международные выставки, на которых эти достижения было легко сравнить. Российская империя регулярно участвовала в международных выставках, преследуя при этом вполне традиционные цели: посмотреть на других, показать себя и доказать уникальность своего исторического пути. Россия никогда не была организатором, не проводила у себя Всемирных выставок, хотя такие попытки предпринимались. Первая из них относилась еще к 1893 году, когда в правительстве страны рассматривался вопрос о проведении в Петербурге выставки, приуроченной к 200-летию основания города. Однако финансовые и политические проблемы не позволили реализовать эту идею. В конце 50-х гг. прошлого века СССР добился права организовать в Москве выставку, приуроченную к 50-й годовщине Октябрьской революции, но вскоре отозвал из МБВ (Международное бюро выставок) свою заявку. Первая Всемирная универсальная выставка. Середина XIX века. Самой промышленно развитой страной тогда была Англия, и неслучайно именно в Лондоне в 1851 году состоялась первая Всемирная выставка. Англичане использовали это мероприятие для демонстрации всему миру качества своих промышленных товаров, однако возможностью показать себя воспользовались не только индустриально развитые страны, но и Россия, которой тоже было чем удивить.
Какую пользу могла извлечь Россия из Лондонской всемирной выставки? На этот вопрос ответил экономист Ю.А. Гагемейстер: "Предметов совершенно новых, дотоле неизвестных, было выставлено мало, а потому людей, постоянно следящих за промышленностью, немногое могло поразить. Плоды же выставки заключаются в мыслях и соображениях, которые должно было родить сравнение с произведениями всех стран вселенной, и сличение производительных сил, характера, направления разных земель и народов". [5;17] Россия заявила о себе уже на первой выставке. Но по сравнению с другими, даже небольшими европейскими странами, российский отдел был невелик и представлял собой в основном аграрно-сырьевой сектор и предметы роскоши. Так, на Первой всемирной выставке в Лондоне 1851 г. русский отдел был в 2 раза меньше бельгийского и в 6 раз меньше французского. Эта негативная тенденция, причиной которой была неразвитость промышленного производства, продолжала сохраняться в экономике России и российских экспозициях на Всемирных выставках вплоть до революции 1917 г. Естественно, что за прошедшее со времени первой выставки до начала XX века пятидесятилетие объем промышленного производства в России и доля новинок, представленных на мировых выставках, неизменно увеличивались, но все же рост был недостаточным по сравнению с аналогичным процессом в странах Западной Европы и Америки. Однако Россия в меру тогдашних сил и возможностей всегда стремилась представить разнообразие своих достижений в самых различных сферах производства, науки и культуры. В глазах западного мира Россия постепенно избавлялась от образа дикой полуазиатской страны, все более интегрируясь в мировое капиталистическое производство. Участие России в первой "ЭКСПО" (Всемирная 018110002000выставка или Э́кспо (Expo) — международная выставка, которая является символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации технических и технологических достижений.) дало новые импульсы не только для широкого обсуждения проблемы развития ее производительных сил, но и заострило внимание русской общественности и царской администрации на состоянии производственных отношений, сдерживающих это развитие. Российская империя к началу XX века являлась мировой державой, самой крупной по территории среди развитых стран. Она занимала шестую часть суши. Наша страна представляла собой огромную территориальную и демографическую величину, превосходившую крупнейшие европейские державы. Россию населяло около 200 этносов и этнографических групп. Такой страна подошла к Всемирной выставке 1900 г., подводящей своеобразный итог экономического и культурного развития стран мира в XIX веке. Выставка на переломе XIX-XX столетий. Париж, 1900 год. Россия приняла участие в выставке на основе высочайшего постановления от 28 октября (10 ноября) 1895 года. Было подано 2500 заявок, что намного больше, чем на предыдущих выставках. Так, в 1851 году Россию представляли всего 365 экспонатов, в 1873-м - 1680. [8;76] Площадь, отведенная под экспозицию России, составила 24 тысячи квадратных метров, что значительно превосходило прежние размеры. Генеральным комиссаром (т.е. руководителем) Русского отдела по инициативе министра финансов С.Ю. Витте 24 октября 1897 г. был назначен крупный предприниматель, этнограф и меценат князь В.Н. Тенишев. Художественную часть отдела возглавлял вице-президент Академии художеств граф И.И. Толстой (в будущем - министр народного просвещения, а затем - петербургский городской Голова). Национальный павильон спроектировал архитектор Р.Ф. Мельцер на площади в 4 тысячи квадратных метров. Построенный в шатрово-башенном стиле московского Кремля и бывшего дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенское, этот павильон находился на склоне холма в парке Трокадеро. Рядом располагался еще один небольшой, т.н. "Кустарный павильон", в котором экспонировалось декоративно-прикладное искусство, в том числе - произведения традиционных и современных народных промыслов. Признанием международного авторитета русской науки явилось включение русских специалистов в состав международного жюри выставок, куда от России входили: Д.И. Менделеев (председатель группы химического производства), металлург Д.К. Чернов, художники И.Е. Репин и А.И. Бенуа по отделу искусства, профессор горного и электротехнического институтов М.А. Шателен, профессор Московского земледельческого института В.Р. Вильямс, химик Д.П. Коновалов, профессор горного института Н.С. Курнаков, географ П.П. Семенов-Тян-Шанский (председатель по группе колонизации). В.И. Вернадский принял участие в VIII-й сессии Международного геологического конгресса, проходившей во время Всемирной выставки. Выставка произвела на ученого большое впечатление. Он много времени проводил там, изучая современное положение рудного дела, главнейшие рудные залежи всего мира. В письме к сыну от 19 августа 1900 г. он писал: "Выставка поражает своими размерами. Наиболее интересное и важное, новое наблюдается в технике и в искусстве. В технике - новые металлы, новые электрические лампочки (без угля и без стекла) - твердая сталь при красном калении. И в каждой стране можно наблюдать много нового". [2; 14] На Всемирной выставке Россия заявила о ведущемся строительстве Сибирской железной дороги - в ее зале выставили коллекцию карт, видов дороги, рельефных моделей разных сооружений, модели и снимки парового парома на озере Байкал, модель большого моста через реку Енисей. Советский историк техники профессор С.В. Шухардин писал: "Великая Сибирская магистраль, представляющая грандиозное техническое сооружение, была самой протяженной железной дорогой в мире". [6; 34] Грандиозная итоговая Всемирная выставка 1900 г. стала самой посещаемой за всю их предыдущую историю - свыше 48 млн. человек (для сравнения: первую Лондонскую выставку 1851 г. посетили около 6 млн. зрителей). В числе многих тысяч россиян на ней побывали: выпускник Санкт-Петербургского университета, член-корреспондент Петербургской АН, исследователь физиологии растений К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, электротехник, разработчик телефонной связи П.М. Голубицкий и многие другие. Д.И. Менделеев по результатам командировки написал и опубликовал статью о новом, поразившем его химическом материале для производства искусственных волокон ("Вискоза на Парижской выставке"). С выставкой и ее художественными экспозициями знакомились живописцы М.В. Нестеров, В.А. Серов, Ф.А. Малявин, Н.А. Тархов, А.Н. Бенуа, А.П. Остроумова, жившие в это время в Париже Н.К. Рерих, Е.С. Кругликова и др. Побывали на ней путешествовавшая в это время по Европе прима-балерина Мариинского театра М.Ф. Кшесинская, молодая художница М.В. Сабашникова и ее будущий муж - поэт и художник М.А. Волошин, юный князь Ф.Ф. Юсупов со своими родителями и многие представители аристократических семейств России. Во время работы выставки Париж посетила и царская чета - император Николай II и его супруга Александра Федоровна. За час до наступления полуночи 30 октября 1900 г. Эйфелева башня осветилась багрово-красным светом и раздался пушечный выстрел, возвестивший о закрытии выставки. Так закончился XIX в. на всемирных выставках. За всю дальнейшую историю участия России на всемирных выставках, она всегда стремилась придать национальный колорит своему участию. "Русский дух" отражали и павильоны-терема в псевдорусском стиле с обилием декора и резных деталей, яркой раскраской в духе ваcнецовского сказочного терема, и предметы традиционного производства России и экспорта за рубеж. Русский павильон в Париже 1900 г. строился по проекту известного архитектора Ропета (Петрова); павильон России в Глазго 1901 г. принес автору проекта, Ф.А. Шехтелю, звание академика архитектуры и почетного члена Британского королевского института архитектуры; советские павильоны на выставках в Париже 1937 г., и Брюсселе 1958 г. получили высшие награды своих выставок; в историю мировой архитектуры вошел также павильон СССР в Осаке 1970 г., имеющий форму развернутого знамени, выполненного в виде стальной складчатой конструкции. Следующим переломным этапом явилось участие новой России в первой всемирной выставке текущего столетия. Это участие было не менее ярким и убедительным, чем прежде. Первая Всемирная выставка в XXI столетии. В приветственном обращении к участникам российский министр образования и науки РФ А. Фурсенко, в частности, отметил, что ЭКСПО-2005 - первая всемирная выставка нового столетия, и "необходимо использовать этот крупнейший международный форум для обмена мнениями по самым актуальным и глобальным проблемам, стоящими перед человечеством, и поиска сценария устойчивого развития Земли". [10; 348] "Один из принципиальных вопросов в построении экспозиции, - подчеркивал В.П. Страшко (Генеральный комиссар российского оргкомитета), - связан с темой стабильности в обществе. Нужно показать новую Россию в том позитивном аспекте, который складывается. Россия принимает участие в выставке и для того, чтобы продемонстрировать миру устойчивые темпы своего развития". (http://expoHYPERLINK "http://expo2005.ru/"2005HYPERLINK "http://expo2005.ru/".ru) Центр павильона занимал сферический экран в виде части "Земного шара", символизирующий наш общий дом - планету Земля. Сферическую поверхность оборудуют специальными видео- и слайд- проекторами, благодаря которым гости видели непрерывное панорамное изображение - видеофильмы, отображавшие темы выставки. Особо следует отметить уникальные российские разработки в области нанотехнологий, при помощи которых создаются принципиально новые материалы. Важнейшее достижение - макет шестиместного космического корабля многоразового использования нового поколения "Клипер", изготовленный по технической документации РКК "Энергия". "Экспо-2005 - первая масштабная выставка в 21 веке, - писал академик РАН Е.П. Велихов, - есть возможность обозначить место России в развитии человечества, показать единство и богатство России в духовном мире, показать единство человека и природы. Ведь человек - это часть природы. Именно понимание этого должно вести человечество в 21 веке". [9; 5] В соответствии с темой Концепции развития российской секции на "ЭКСПО-2005" экспозиция представлена пятью основными тематическими разделами: Говоря о своих впечатлениях от ЭКСПО-2005, Е.М. Примаков подчеркнул, что "выставка стала событием для всех стран, поскольку именно такие выставки помогают народам лучше узнать друг друга". Он отметил высокий уровень организации, как с японской, так и с российской стороны". [7; 203] Выводы Россия не пропустила ни одной Всемирной выставки, которые проводятся уже более 150 лет. И, какие бы процессы не происходили в стране (образование СССР, складывание тоталитарного режима, путч и распад великой державы), она всегда стремилась показать все самое лучшее и интересное, что было в каждый исторический момент проведения Всемирной выставки. Экспозиция нашей страны неизменно вызывала особый интерес публики. Это и изделия из русского меха, драгоценных и поделочных камней и многие другие, которые непременно были отмечены и награждены медалями жюри выставки (за всю историю проведения их было около 10.000). Открытия, изобретения русских благодаря всемирным выставкам вышли на мировую арену. Именно через экспозицию стало известно анилиновое производство, выросшее на основе знаменитой "Реакции Зимина". В 1878 году русский электротехник П.Н. Яблочков, как сообщала тогда пресса, "своей очень остроумной электрической свечой популяризовал электрическое освещение". Все это способствовало укреплению престижа страны, более близкому знакомству народов мира с ее культурой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.009 с.) |