Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Россия и мир: век XXI↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Тема 9. РОССИЯ И МИР: ВЕК XXI 1. Современная геостратегия 2. Перспективы развития человечества в XXI в. (геополитические прогнозы) 3. Геостратегия России: приоритет национальных интересов
Современная геостратегия 1.1. Роль стратегий в современной геополитике Современная геополитика, учитывающая колоссальные изменения в мире, начинает складываться после Второй мировой войны. Но, несмотря на эти изменения, как классическая, так и современная геополитическая парадигма обязательно включала и включает военную стратегию. Под военной стратегией обычно понимаются способ ицель подготовки и исполь-зования вооруженных сил в войне. Если за способы,методы подготовки и результаты боевого использования войск и сил флота несут ответственность военные стратеги - генералы и адмиралы, топодготовку к войне нации, промышленности (в том числе военной), сельского хозяйства, инфраструк-туры (путей сообщения, средствсвязи и др.), цели войны определяет высшее политическоеруководство. Таким образом, военная стратегия является составной частью политики точно также, как геостратегия - элементом геополитики. Геостратегия современных развитых стран структурирована по трем уровням. Высший уровень геостратегии называется национальной стра-тегией и включает в себя все более низкие уровни стратегиив отдельных сферах и направленияхразвития нации. Она определяет цели развития нации,обеспечивает эффективное использование духовных иматериальных ресур-сов, направляет нацию на достижение национальных целей. Второй уровень геостратегии получил название стратегии нацио-нальной безопасности, которую иногда заменяют терминами «большая стратегия», «оборонная стратегия», «стратегическая доктрина». Стратегия национальной безопасностивключает в себя стратегии тех сфер и направ-лений, которые исключительно важны для национальной безопасности, т.е. для обеспечения приемлемых условий существования и развития нации. Стратегия национальной безопасности формируется обычно в официаль-ном документе, в России ранее -это «Концепция национальной безопасности», а в настоящее время – «Стратегия национальной безопасности до 2020 года». Третий уровень геостратегии - военная стратегия, которая координирует только военныепроблемы национальной безопасности: развитие военной промышленности и обеспечение Вооруженных Сил боевой техникой, оружием, средствами связи, амуницией и т.д.; боевую подготовку самих военнослужащих, боеготовность и боеспособность войск и сил флота. Военная стратегия, как правило, сформулирована в военной доктрине. Военные стратегии существуют давно. По крайней мере, уже в полисах Древней Греции имелись избираемые государственные должности архонта и стратега, первая из которыхтрактовалась как должность верховного правителя, а вторая - как должность высшего военачальника. Таким образом, можно констатировать, что разделение политической деятельности на геостратегическую и военно-стратегическую произошло не позднее Vb. до н.э. Однако возможным было и объединение этих видов политики в деятельности одного лица. Так, например, Никколо Макиавелли занимал должности второго секретаря (внутренние дела) и секретаря Комиссии десяти (военные дела) Флорентийской республики. Поэтомуему приходилось осуществлять, говоря современным языком, как стратегию национальной безопасности,так и военную стратегию (и не только планирования, но и руководить войском). В других итальянских республиках и синьориях эпохи Возрождения геостратегические задачи решали высшие политики: для осуществления чисто военных целей приглашалисьпрофессиональные военные - гонфалоньеры. Вплоть до XX в. прерогатива формулировать высшие национальные и военные цели принадлежала либо наследственным правителям (королям, императорам, халифам и т.д.), либо уполномочен-ным на это высшим политическим деятелям: президентам, канцлерам, премьер-министрам, визирям и др. С начала XX в. функции сосгавления стратегических и военных доктрин, а следовательно, и формулирования высших целей нации постепенно переходят к аппарату, обслуживавшему выс-ших должностных лиц, т.е. к политологам. Высшие политики государства по-прежнему могли формулировать стратегические цели нации, но, получая док-лады, справки и доктрины в готовом виде, предпочитали лишь вноситьних необходимые изменения. Становление демократии способствовало появ-лению политологов, создающих политические теории, концепции, стратегии и предлагающих их в виде книг или статей на рынке идей. Одни идеи таких «свободных» политологов через общественное мнение или личное общение с политиками составляли основу государственной стратегии, другие только влияли тем или иным образом на ее формирование, а идеи третьих,совсем не найдя спроса, канули в историю политической мысли. В XX в. практика составления стратегий и доктрин различного уровня получила наибольшее распространение в США. Уже в началевека, в 1904 г., президент Т. Рузвельт в послании к конгрессу обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами национальной безопасности. Во время Первой мировой войны все воюющие страны имели ясное представление о национальных целях и военной стратегии. Для держав Трой-ственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) национальными целями считались завоевание «жизненного пространства», создание колониальных империй, а военной стратегией была быстрая наступательная война. Для государств Антанты (Великобритания, Франция, Россия) национальной целью, очевидно, было сохранение территорий метрополий и колоний, а военной стратегией - позиционная оборона с возможными территориаль-ными приобретениями в случае победы. Россия, например, вступая в войну, рассчитывала добиться контроля над черноморскими проливами. Во время Второй мировой войны нацистское руководство Германии выдвинуло в качестве национальной цели господство над миром, которое в первоначальном виде выглядело как раздел сфер влияния между союзниками: Италией, Германией и Японией.Военная стратегия Германии, вначале наце-ленная на Запад, после 1940 г., когда не удалось сокрушить Великобританию путем систематических бомбардировок, изменилась, получив восточное направление. Сутью же военной стратегии Германии ввиду ограниченности ресурсов всегда был блицкриг. Национальные цели стран Атлантической хартии (Великобритании и США) - защита наций, национальных, колониальных и подмандатных тер-риторий отагрессии держав «оси», восстановление демократии в окупи-рованных странах, странах-агрессорах, справедливый порядок во всем мире. На начальном этапе войны военной стратегией для них стала маневренная оборона на североафриканском театре военных действий, в Атлантическом и Тихом океанах, на тихоокеанских островах. СССР, вступивший в войну позднее и присоединившийся к Атлантической хартии только в декабре 1941 г ., вынужден был также придерживаться стратегической обороны до победы под Сталинградом (хотя И.В. Сталин планировал победоносную войну уже на начальном этапе на чужой территории, в первую очередь в Европе, т.е. наступательную операцию). С 1943 г. союзники (СССР, США, Великобритания) осуществляли наступательную военную стратегию.
После Второй мировой войны с образованием биполярного мира основными национальными стратегиями лидеров противостоящих блоков- НАТО и Варшавского договора, США и СССР стала победа в холодной войне и распространение своей системы ценностей (идеологии) на весь мир. Стратегия национальной безопасности США в течение «холодной вой-ны» (1946—1989) также видоизменялась. Первый период «холодной войны», который длился с марта 1946-го (фултонскаяречь У. Черчилля) до 1949 г. (испытание в СССР атомной бом-бы), был периодом ядерной монополии США. В это время действовала стратегия массированного возмездия, согласно которой американская стратегическая авиация всегда должна быть готовой нанести сокрушительный удар атомными бомбами по всем основным политическим, военным и про-мышленным объектам СССР в ответна его коммунистическую экспансию. Во второй период «холодной войны» (1949-й - начало1970-х гг.) США лишились монополии на ядерное и термоядерное оружие, но имели преимущество по количеству атомных боеголовок. В этот период действовала стратегия гибкого реагирования, в соответствии с которой американские органы безопасности должны предупреждать появление где бы то ни было коммунистических режимов, а вооруженные силы - находиться в готов-ности сокрушить таковые и отразить агрессию СССР и его союзников. В третий период «холодной войны» (с начала 1970-х по 1989 г. - разрушение Берлинской стены), когда Советским Союзом было достигнуто равенство по количеству и качеству зарядов и их носителей (так называемая ядерная триада: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования, стратегические подводные крейсеры с МБР, стратеги-ческие бомбардировщики с атомными бомбами на борту) действовала стратегия реалистического сдерживания, по которой США и их союзники противостояли попыткам расширения социалистического лагеря,пропаганды коммунистических идей с учетом паритета вооружений, соотношения всех геополитических характеристик (территории, полезных ископаемых, количе-чества и качества населения, темпов экономического развития и т.д.). После Второй мировой войны с образованием биполярного мира основными национальнымистратегиями лидеров противостоящих блоков - НАТО и Варшавского договора, США и СССР стала победа в холодной войне и распространение своей системы ценностей (идеологии) на весь мир. Стратегия национальной безопасности США в течение «холодной войны» (1946-1989) также видоизменялась. Первый период «холодной войны», который длился с марта 1946-го ( фултонскаяречь У. Черчилля) до 1949 г. (испытание в СССР атомной бомбы), был периодом ядерной монополии США. В это время действовала стратегия массированного возмездия, согласно которой американская стратегическая авиация всегда должна быть готовой нанести сокруши-тельный удар атомными бомбами по всем основным политическим, воен-ным и промышленным объектам СССР в ответна его коммунистическую экспансию. Во второй период «холодной войны» (1949-й - начало1970-х гг.) США лишились монополии на ядерное и термоядерное оружие, но имели преимущество по количеству атомных боеголовок. В этот период действо-вала стратегия гибкого реагирования, в соответствии с которой амери-канские органы безопасности должны предупреждать появление где бы то ни было коммунистических режимов, а вооруженные силы - находиться в готовности сокрушить таковые и отразить агрессию СССР и его союзни-ков. В третий период «холодной войны» (с начала 1970-х по 1989 г. - разрушение Берлинской стены), когда Советским Союзом былодостигнуто равенство по количеству и качеству зарядов и их носителей(так называемая ядерная триада: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) назем-ного базирования, стратегическиеподводные крейсеры с МБР, стратегиче-ские бомбардировщики с атомными бомбами на борту) действовала стратегия реалистического сдерживания, по которой США и их союзники противостояли попыткам расширения социалистического лагеря,пропаганды коммунистических идей с учетом паритета вооружений, соотношения всех геополитических характеристик (территории, полезных ископаемых, количе-ства и качества населения, темпов экономического развития и т.д.). Границы периодов действия той или иной стратегии национальной безопасности весьма условны и не связаны жестко с ядерной монополией, преимуществом США или ядерным паритетом между США и СССР. Приня-тие очередной стратегии зависело и от других факторов: состояния американо-советских отношений, успехов или поражений в локальных войнах, успехов или провалов в распространении коммунистических идей вмире, прихода к власти проамериканского или прокоммунистического пра-вительства в той или иной стране, субъективного мнения президента США и его администрации о «советской военной угрозе» и т.п.При этом основой всех стратегий национальной безопасности продолжало оставаться сдерживание (deterrence) Варшавского договора вЕвропе, Советского Союза во всем мире и коммунистических идей в массовом сознании граждан всех стран. Англий-ский термин deterrence при этом понималсяне только как «сдерживание», но и как «устрашение». Таким образом, основой всех стратегий национальной безопасности США было «сдерживание путем устрашения». Это совпада-ло с геостратегией «анаконды», предлагаемойведущими геополитиками X. Мэхэном, С. Коэном, Г. Киссинджером, которая заключалась в «охвате и удушении» СССР, Варшавского договора исоциалистического лагеря системой военно-морских баз и военно-политических блоков. В СССР в период «холодной войны» не формулировались нацио-нальная стратегия и стратегия национальной безопасности. Роль обеих доктрин игралапрограмма построения коммунизма, которая предполагала распространение коммунистических идей и коммунистического общества на всей территории земного шара. Западные теоретики сформулировали в конце 1960-х гг. (после событий в Чехословакии 1968 г.) так называемую доктрину ограниченного суверенитетадля стран Варшавского договора, которые были связаны обязательствами не изменять существующий социалистический строй. Эта концепция, которая играла роль стратегии национальной безопасностиСССР (и стран Варшавского договора), была названа доктриной Брежнева. В основе военной стратегии СССР до 1962 г. лежала концепция, сложившаяся входе Великой Отечественной войны, которая включала сле-дующие положения: • сначала стратегическая оборона, затем - стратегическое наступление; боевые действия должны вестись с применением обычного оружия; • ядерное оружие играет вспомогательную роль. • основу боевой мощи составляет сухопутная армия, где ведущими рода-ми будут артиллерия, танковые войска и ВВС; военно-морской флот глав-ной задачей имел обеспечение действий сухопутных сил. В 1962 г. была принята новая военная стратегия, воснове которой лежали теоретические разработки, осуществленные под руководством маршала Советского Союза В.Д. Соколовского в бытность его начальником Генерального штаба (1952-1960). Основные положения этой стратегии (на Западе ее называют доктриной Соколовского) вошли в боевые уставы всех видов Вооруженных Сил СССР. Суть их в следующем. 1. Любой конфликт между двумя супердержавами, с какой бы стадии он ниначался, неминуемо перерастет вмировую ракетно-ядерную войну, ибо сторона, терпящая поражение, обязательно применит все, даже самые губи-тельные, виды оружия массового поражения. 2. При наличии больших запасов ядерного оружия и средств 3. Во время второй фазы результаты первого ядерного удара 4. Главной задачей всей стратегии является избежать первого В начале 1980-х гг., когда в отношенияхСССР и США была поднята проблема первого ядерного удара иготовившая его сторона (и СССР, и США имели в этом отношении аналогичные стратегии) могла быть представлена мировому общественному мнению как потенциальный агрессор, СССР пересмотрел свою военную стратегию. Была принята новая военная доктрина, имевшая исключительно оборонительный характер, а в боевые уставы всех видов Вооруженных Сил внесены изменения о том, что ядерное оружие может быть применено лишь в ответ на применение его противником. Политическое руководство СССР сослало несколько заявлений на самом высоком уровне об оборонительном характере военной стратегии и отказе от применения первым ядерного оружия. Впрочем, это носило пропагандистский и политический характер и вряд ли могло быть осуществлено практически, зато дезориентировало военное руководство. Концепция национальной безопасности современной России содержит геополитическую оценку современного мира, роли и места России в нем. В частности, отмечено, что Россия продолжает оставаться великой державойв мире, в котором усиливаются тенденции к многополярности, а именно: • укрепление экономических и политических позиций значительного числа государств и интернациональных объединений; • совершенствование механизмов управления международными полити-ческими, экономическими, финансовыми и информационными процесс-сами; • повышение роли экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных факторов в геополитике при сохра-нении значения военно-силовых; • обострение международной конкуренции за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами и рынками сбыта. На этом фоне улучшаются перспективы интеграции в Содружество Независимых Государств и широкойинтеграции России в мировую экономику. Этим и определяются геополитическая роль и задачи Российской Федерации. Для их достижения следует в первую очередь обратить внимание па развитие экономического, научно-техническогои демографи-ческого потенциалов. В концепции национальной безопасности сформули-рованы национальные интересы России, которые определяются гармонией интересов личности, общества и государства, причем обеспечение интересов личности стоит на первом месте. Ключевыми национальными интересами являются экономические, которые ключаются не только и развитии национального производства и рынка, но и в расширении внешнеэкономических связей. Первостепенные внутриполитические интересы включают: обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности и единства правового государства, стабильности государственных институтов, правопорядка, нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, сепаратизма и завершение процесса становления демократического общества. Национатьные интересы России в международной сфере включают: интеграцию в рамках СНГ; развитие партнерских отношений с другими великими державами — центрами экономической и военной мощи; развитие сотрудничества в борьбе с международным терроризмом и преступностью; упрочение механизмов управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь — Совета Безопасности ООН. Кроме того, существуют национальные интересы в духовной сфере (национальные ценности, национальные традиции, нравственность и гуманизм), в информационной сфере (права и свободы граждан в получении и распространении информации, развитие современных телекоммуникаций), в оборонной и правовой сферах. Последняя военная доктрина Российской Федерации состоит из военно-политических, военно-стратегических и военно-экономических основ. В военно-политических основах кроме военной организации государства дана оценка современной военно-политической обстановки, которая опреде ля-ется следующими факторами: снижением опасности крупномасштабной войны, в том числе: • ядерной; • укреплением региональных центров силы; • усилением национального, этнического, религиозного экстремизма; • активизацией сепаратизма; • распространением локальных войн и вооруженных конфликтов; • усилением региональной гонки вооружений; • распространением ядерного и других видов оружия массового • обострением информационного противоборства. В военно-стратегических основах военной доктрины России опре-делен характер современных войн и вооруженных конфликтов. В частности, по целям войны могут быть справедливыми и несправедливыми (агрессивными), по средствам ведения - ядерными и обычными, по мас-штабам - локальными, региональными и крупномасштабными. Вооруженные Силы России должны быть готовы в крупномасштабной или региональной войне отразить агрессию любого государства или коалиции и принудить агрессора к прекращению боевых действий на условиях, отвечающих интересам России. В локальной войне российской армии ставится задача локализации и прекращения конфликта на ранней стадии. Военные стратегии США можно подразделить на стратегии ядерной войны истратегии обычной войны. Стратегия «всеобщей ядерной войны». Всеобщая ядерная война, по мысли американских военных стратегов, может быть в двух вариантах: 1) контрсиловой вариант - предполагает обмен массированными ракет- но-ядерными ударами только повоенным объектам, и в первую оче- редь по базам стратегических носителей ядерного оружия. Цель ударов с обеих сторон - подрыв ядерной мощи противника, чтобы в дальнейшем путем переговоров добиться его политической капитуляции: 2) неограниченный обмен ядерными ударами по военным, промышлен-ным объектам и крупнейшим городам. Этот вариант,скорее всего, привел бы к взаимному уничтожению воюющих стран, а может быгь и всего живого наЗемле. Стратегия «гарантированного уничтожения», сформулированная при военном министре Р. Макнамарев 1965 г., исходила из того, что первым применит ядерное оружие СССР. В таком случае США должны быгь уверены в мощи своего ответного, «второго» удара, в гарантированном уничтоженииагрессора. Гарантированным уничтожением считалось нежизнеспособное состояние общества противника после ответного ядерного удара, а именно потеря 1/4 - 1/3, населении и потеря 2/3 промышленности. Стратегия «ограниченной ядерной войны» была разработана под руко-водством министра обороны Дж. Шлессинджераи принята в 1974 г. Теоре-тики этой концепции Г. Киссинджер, М. Тэйлори др. исходили из невозможности при наличии огромных запасов ядерного оружия всеобщей ядерной войны, которая может уничтожить все живое на Земле. Нереалистичность стратегии«всеобщей ядерной войны» породила эту стра-тегию,которая, по мысли ее авторов, должна увеличить сдерживающую силу ядерного оружия. Она предполагала нанесение ядерных ударов только по военным объектам, в первую очередь по базам носителей ядерного оружия, командным пунктам военного иполитического руководства, исчиталась американскими теоретиками наиболее подходящей в условиях военного паритета США и СССР. Военные стратегии обычной войны также занимают важное место в стратегии национальной безопасности США. Несмотря на перво-степенную роль ракетно-ядерного стратегического оружия, его применение, как тотальное, так и ограниченное, остается проблематичным. Оно, более эффективное потенциально, применяемое реально,становится опасным для самих США. Кроме того, для обеспечения не глобальных, а региональных и локальных интересов обычное оружие эффективнее ядерного. Военная стратегия «двух с половиной войн». С точки зрения этой кон-цепции строительство, подготовка и использование вооруженных сил США должны быть рассчитаны на ведение двух «больших» (вероятно, против СССР и КНР) и одной «малой»(против любой средней или небольшой страны) войн. Эта стратегия действовала в период с 1949-го (победа коммунистов в Китае) по 1970 г. Военная стратегия «полутора войн» была принята при президенте Р. Никсоне в 1970 г. Изменение военной стратегии обычной войны было выз-вано, во-первых, отходом КНР ог единого курса социалистических стран и политики дружбы с СССР; во-вторых, огромной дороговизной вьетнамской «полувойны», которую вели США; в-третьих, невозможностью обеспечить силами и средствами военную стратегию «двух с половиной войн»,ее нереалистичностью. Новая концепция, очевидно, предполагала вести «большую» войну по принципу «или-или» (с СССР или КНР) и одновременно «малую» воину в любом районе земного шара. В XXI в., в период президентства Джорджа Буша-младшего, воен-ной стратегией США фактически стала стратегия «двух малых (региональных) войн», которые американская армия ведет в Афганистане и Ираке. Кроме военной стратегии, рассчитанной на использование всех вору-женных сил, существуют стратегии применения видов (сухопутные силы, военно-морские силы, военно-воздушныесилы) иродов войск (морская пехота, танковые войска,авианосные ударные соединения, космические силы и т.д.). Военно-морские стратегии США как стратегии главного вида воору-женных сил имеют важное значение для обеспечения национальной безопас-ности. Стратегия морской мощи. Ее истоки восходят к теории американского адмирала А. Мэхэна. Морская мощь, военно-морское превосходство, по представлениям современных теоретиков, необходимы для обеспечения влияния в районах жизненно важных интересов, доступа к богатствам океа-нов, обеспечения судоходства и свободы торговли. В настоящее время США располагают 11 авианосно-ударными соединениями (АУС), 41 атомной под-водной лодкой (АПЛ) с межконтинентальными баллистическими ракетами, 200 военно-морскими базами (в США и вне их территории) иогромным вспомогательным иторговым флотом, способным быстро увеличить воз-можности военно-морского флота. Стратегия контроля над морем предусматривает установление неогра-ниченного контроля американских ВМС совместно с другими видами и рода-ми вооруженных сил (например, космическими силами) над важнейшими, стратегическими акваториями Мирового океана путем боевого патрулиро-вания АПЛ и АУС, боевого дежурства стратегической авиации, контроля космических сил с применением современных систем связи и маневрами в необходимых случаях корпуса морской пехоты. Эта концепция берет свое начало в трудах английского адмирала Ф. Коломба, других теоретиков Британской империи. В настоящее время для Америки она означает подав-ляющее превосходство флота США над флотами всех остальных вероятных противников, вместе взятых, и возможность даже в случае войны контро-лировать морские коммуникации и не позволять флотам противника актив-ных действий. Нас ждут перемены Автор прогнозирует большие перемены вобразе жизни. Скорости в мире значительно увеличатся. Компании станут ориентироваться не на долгосрочное развитие, ана быструю прибыль. Работники должны будут непрерывно заниматься самообразованием. Поездки станут неотъемлемой стороной любой профессии, и каждому работнику будет нужно непрерывно демонстрировать способность к быстрым перемещениям. Люди станут тратить деньги большей частью не на предметы, а на услуги - образование, здравоохранение, безопасность, все чаше они станут прибегать к частным страховым компаниям, а не к государству для стра-ховки от всевозможных рисков. Торговые обмены станут все больше ускользать от государств, которые таким образом будут терять большую часть налоговых сборов. В экономике будут преобладать две индустрии: страховая и развлекательная. До 2030 г. все, кроме самых бедных, будут подключены ко всем ин-формационным сетям, оказавшись в состоянии кочевой вездесущности, Население многих стран начнет стареть и сокращаться, оплачивать пенсии старикам можно будет, только широко открыв двери для трудовых мигрантов. Выходцы из Африки к 2025 г. будут составлять 25% населения Евросоюза и 45% населения такого города, как Брюссель. Появятся обшир-ные зоны, находящиеся вне закона, где будут хозяйничать различные мА-фии, как сегодня вРио-де-Жанейро, Киншасе, Лагосе или Маниле. Население США к 2025 г. увеличится до 350 млн. человек, и уже это позволит сохранить экономический рост в стране. Другие страны, например Франция, лишь с опозданием поймут, что контролируемый и интегри-руе-мый приток населения - необходимое условие выживания нации. Усугубятся негативные природно-климатические явления, техноло-гическое развитие достигнет своего предела, финансисты станут пред-почитать биржевые спекуляции инвестициям в промышленность. К 2030 г. упадок девятой формы товарного уклада станет очевид-ным, пишет Аттали. Компании начнут отделяться от государств, инвести-ционные фонды станутхранить свои средства в финансовых офшорных зонах, в результате чего акционеры станут терять дивиденды, а государства - налоги. На этом фоне экономического успеха добьются небольшие тотали-тарные государства Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока и сама система рыночной демократии будет поставлена под вопрос. Рынок без демократии Вероятнее всего, что «сердце» следующей, десятой формы рыночного уклада будет находиться также натерритории США, где-нибудь в районе Калифорнии, делает вывод Аттали,рассматривая достоинства и недостатки других городов - кандидатов на звание центра мировой экономики. «Россия и Канада, где в результате мирового потепления улучшится климат, все равно не станут вероятными кандидатами», — пишет автор. Зародится совершенно новый мир - рынок без демократии, продол-жает эссеист. Новый укладсформируется вокруг планетарного рынка без государства - гиперимперия. В ходе этого процесса получат развитие сепа-ратистские движения, а на карте до конца века появится более ста новых государств. Мир станет полицентричным, и на каждом континенте будут 1-2 ведущие державы. Рынок распространится на все государственныеслужбы и лишит прави-тельства их последних прерогатив, включая даже суверенность. Частному сектору будут принадлежать не только учителя иврачи, но даже судьи и солдаты. Между рыночными демократиями и рынком начнется гигантскоесражение за мировое превосходство, которое завершится победой рынка, прогнозирует Аттали. Налоги снизятся к выгодебогатых, ноуслуги станут платными к отчая-нию бедных, а аппараты слежки станут инструментами в руках страховых компаний, которые позволят им контролировать сначала оплату тарифов, азатем и социальное поведение каждого плательщика. Если богатые меньшинства захотят, чтобы таили иная сфера жизни подчинялась рынку, а не голосованию, то они без колебанийбудут привати-зировать такие сферы. Лояльность по отношению к родине или соотечест-венникам потеряет всякий смысл, люди станут отказываться их защищать. Таким образом, к 2050 г. начнется демонтаж государств. Правитель-ства потеряют влияние, а подолгу в одних и тех же странах будут жить толь-ко те, кто не имеет возможности перемещаться. К концу века правительство США одним из последних утратит атрибутысуверенности. «Завтрашняя Африка не будет похожа на сегодняшний Запад, скорее завтрашнийЗапад будет похож на сегодняшнюю Африку», - пророчит Аттали. «Итак, капитализм одержит окончательную победу, уничтожив все. что не является им, ипревратив мир в огромный рынок», - подытоживает автор. Каждая минута жизни каждого человека отнынебудет посвящена произ-водствупли потреблению товаров. Чем свободнее будет человек, тем боль-ше он сможет производить или потреблять. Значительно возрастет ценность свободного времени. С другой сторо-ны, станет углубляться одиночество, особенно в городах, контакты между людьми будут скоротечными и поверхностными. Культ свободы приведет к чудовищному эгоизму. Поверить в будущее «Самые развитые нации реагируют на варварство насилием, на страх - эгоизмом, на террор - репрессиями. Огромен соблазн признать, что человек - чудовище. И все-таки сегодня нужно проявить смелость, поверив в буду-щее», - пишет Аттали. Катастрофа продемонстрирует необходимость перемен, и постепенно зародится гармоничная организация мира: сначала как сосуществование демократии и рынка, потом - как гипердемократия. Постепенно рынок будет вытеснен диалоговой экономикой. Это будет экономика альтруизма, бесплатного предоставления взаимных даров и об-щего интереса. Ее прототипы - Общество Красного Креста, «Врачи без гра-ниц», «Гринпис» и другие неправительственные организации. Завяжутся дискуссии о создании мировых учреждений, Евросоюз станет государством нового типа, включив в определенный момент Турцию и Россию. На основе Устава ООН будет создана мировая Конституция, а Совет Безопасности сольется с «Большой восьмеркой», став Всемирным прави-тельством. Целью станет всемирное благо, т.е. защита элементов, которые делают жизнь возможной и достойной: климат, воздух, воды, свободы, культуры... А личной целью станет «доброе время», т.е. жить свободно, долго и молодо, а не быть зрителем на празднике чужой жизни. Такой прогноз недалекого будущего человечества - пугающий и в то же время проникнутый верой в конечное торжество Разума и Справед-ливости - выдвигает французский мыслитель Жак Аттали. Сегодня ученые и политики высказывают немало самых различных и исключающих друг друга мнений о перспективах развития человечества в XXI в. И можно было бы не обращать внимания на очередное «пророчество». Но, учитывая влияние Жака Аттали в скрытом от глаз общественности мире «большой политики», его осведомленность о реальном течении макроэкономических и макро-социальных процессов, мнение французского «посвященного» представляет особый интерес.
СПРАВКА 63-летний Аттали был ближайшим советником президента Франсуа Миттерана, в частности его «шерпой» на встречах «Большой семерки». Он - автор европейской программы научных исследований «Эврика», инициатор учреждения и первый президент Европейского банка реконструкции и развития, участник заседаний Бильдербергского клуба - неофициальной площадки для обмена мнениями между представителями европейской элиты. Перу Аттали принадлежит более 40 книг (история, воспоминания, эссе, биографии, романы, пьесы, сказки для детей). Министерство обороны Великобритании опубликовалоспециальный аналитический доклад «Будущий стратегический контекст для обороны», авто-ры которого предприняли попытку определить основные тенденции в области глобальной безопасности на период до 2035
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.75 (0.013 с.) |