ТОП 10:

Военная сила — роль сохраняется



Прогноз динамики военных расходов по вышеназванным стра­нам и бло-кам в значительной степени будет определять военно-стратегическую обста-новку в мире, роль военной силы в междуна­родных отношениях. Соотношение расходов на оборону названных субъектов и России через 10-15 лет будет обозначать место РФ в мире в качестве военной державы, ее собственную обо-роноспособ­ность и возможности применения силы за рубежом при реализации внешнеполитических установок.

Необходима также общая оценка эволюции взглядов на харак­тер, спосо-бы ведения войн будущего и их возможного формата. Особую роль играет прогноз дальнейшей роли и места ядерного оружия в соотношении сил между ведущими державами, обеспе­чении их обороноспособности и безопасности.

Геостратегическое положение РФ иее отношения с другими ядерными державами (отсутствие ядерных союзников), большая площадь и слабая за-щита территории, ограниченность бюджетных ресурсов ставят ее в специфи-ческое положение в контексте про­блемы распространения оружия массового уничтожения. Из этого могут вытекать выводы в плане активизации российскойполитики в данной сфере. До сих пор, надо признать, она отли-чается пассив­ностью исводится к реагированию на инициативы США и стран Евросоюза.

Важнейшим предметом прогноза является также новая и край­не опас-ная тенденция -угроза появления негосударственных игроков в этой обла-сти, получение международными террористическими организациями дос-тупа к ядерному оружию.

Особое значение для России имеют конфликты, возникающие наее территории (Чечня), а также в непосредственной близости от российских

границ (приднестровский, нагорнокарабахский, гру­зино-абхазский, грузи-но-южноосетинский конфликты).

Исходя из вышеперечисленных факторов и тенденций выделя­ются сфе-ры, на которые следует обратить особое вниманиев про­цессе разработки ос-новных направлений геостратегии России.

Концепции построения геостратегии России

Существует несколько концепций построения геостратегии России. Одну из них называют концепцией реванша. Ее сторонники выступают за возвращение позиций, каковыми в свое время обла­дал Советский Союз, в том числе и вотношении стран, находив­шихся под патронажем бывшего СССР. Ряд сторонников этой школы считают необходимым наращивание военной мощи Рос­сийской Федерации, поддержку государств, выступающих с анти­западных позиций, в том числе, например, сближение с Китаем на антизападной основе.

Скорее всего, ориентация на такую политику приведет к серии даль-нейших крупных геополитических неудач Российской Федерации.

Существуют приверженцы установления авторитарного режима управления, в томчисле и в сфере внешней политики. Такой подход предпо-лагает однозначное деление мировых государств на против­ников или союз-ников и проведение жесткого конфронтационного курса против соперников. Некоторые представители предлагают резко усилить давление на республики СНГ с целью принуждения их к сближению с Россией.

Такая прямолинейная внешняя политика вряд ли принесет ус­пех в современных сложных геополитических условиях.

Еще одну школу называют школой «добровольного подчинения». По сути, концепцию добровольного подчинения проповедовал бывший мини-стр иностранных дел России Козырев в начале 1990-х гг., когда Российская Федерация практически беспреко­словно следовала установкам Запада. Представители данной шко­лы придерживались либеральной парадигмы исчитали, что в сво­ей политике вобласти безопасности Россия должна одно-значно ориентироваться на НАТО и другие трансатлантические структуры. Сейчас концепции «добровольного подчинения», или «атлантизма», имеют мало сторонников среди российского политического истеблишмента.

Рядом аналитиковпредлагается «балансирующая» концепция построе-ния геостратегии России, подразумевающая избирательный выбор партнеров и «попутчиков» в том или ином отдельном вопросе. Определенные элементы этой концепции могут быть взяты на вооружение. При этом следует учиты-вать, что сопутствующие интересы не могут быть постоянными и в отношении разных ми­ровых проблем у «государств-попутчиков» могут быть разные точ­ки зрения.

Официально Россия придерживается стратегии, нацеленной на форми-рование многополярной системы международных отношений.Между тем детальных научных разработок концепции многопо­лярности и роли Рос-сии в участии в многополярном мире не суще­ствует. Более того, имеются опасные, как представляется, точки зрения о том, что Российская Федерация, претворяя в жизнь идеи многополярности, должна стремиться к превраще-нию Западной Европы и Китая в самостоятельные полюса мировой политики. Но это может быть очень опасно при условии, если сама Россия будет стоять на месте.

Вызывает интерес концепция геостратегии России, направлен­ной на слом однополярной модели устройства мира через противо­стояние американскому влиянию,прежде всего на постсоветском пространстве, а также на Ближнем Востоке, в Азии и других регио­нах мира.

В целом для определения основных направлений геостратегии страны необходим учет многих факторов. Именно комплексный подходк формиро-ванию геостратегии позволит определить пер­спективные направления разви- тия страны, реализация которых позволит России занять соответствующее место среди ведущих мировых держав.

С позиции геополитики

Важное значение для разработки геостратегии имеет геополи­тический анализ. Во-первых, исследование политических явлений с точки зрения гео-политики даст новые возможности в области исследования макрополити-ческих процессов и стратегического прогноза в интересах безопасности.

Во-вторых, использование геополитических построений дает воз-можность преодолеть определенную односторонность в трак­товке внешне-политических (особенно глобальных и региональных) проблем безопасности.

В-третьих, геополитический анализ ориентирует на изучение потен-циалов напряжения в регионе и в мире в целом, акцентирует внимание на про-

тиворечиях между различными типами освоения земной поверхности.

Изучение потенциальных иактуальных конфликтов в системе между-народных отношений имеет особое значение для анализавоенно-стратеги-ческого аспекта безопасности.

Можно указать на несколько основных тенденций, влияющих как на систему обеспечения национальнойбезопасности страны в целом, так и на процесс формирования геостратегии России. К числу негативных тен-ден-ций относятся:

намерения ведущих геополитических субъектов ослабить вли­яние России на мировые геополитические процессы путем сни­жения роли международ-ных структур (прежде всего ООН), в ко­торых Российская Федерация яв-ляется одним из наиболее ак­тивных участников;

наличие территориальных претензий к России, выдвижение теорий о возможности пересмотра существующих границ;

активизация дезинтеграционных процессов на постсоветском простран-стве, превращение территории бывшего СССР в зону стратегических ин-тересов Запада;

наличиепо периметру российских границ зон существующих и потенци-альныхконфликтов.

Помимо этих сугубо негативных для Российской Федерации тенден-ций существуют и общие мировые тенденции, которые так­же оказывают важное влияние на Россию.

После распада СССР определяющей тенденцией мирового раз­вития стало построение однополярного мираво главе с США.В то же время на современном этапе намировой арене ряд сильных госу­дарств выступают замногополярность. Активные действия основ­ных геополитических субъектов, намеревающихся установить мак­симальновыгодные длясебя модели геополитической структурымира, ставят перед Россией непростые задачи сточки зрения опре­деления собственной геостратегии.

Одно из центральных мест в системе геополитических процес­сов зани-мает глобализация, всоответствии с которой одни страны получают сущест-венные преимущества в развитии, а другие ока­зываются наэкономической иполитической периферии. В связи с этим необходимым для России явля-ется активное участие вми­ровых интеграционных процессах - как полити-ческих(используя механизмы ООН, «восьмерки»), так иэкономических(сотрудничество с ЕС, участие в ВТО) и военных (поиск путей для взаимо­выгодныхотношений с НАТО).

Рост международного терроризма. Эта проблема приобрела гло­бальный характер. Для многих государств, в том числе и для Рос­сии, терроризм стал главной угрозой национальной безопасности страны,затрагивающей инте-ресы личности, общества и государ­ства. Несмотря наведущееся геополити-ческое противоборство, ведущие мировые державы стоят перед необходимо-стью междуна­родного сотрудничества вборьбе с терроризмом.

Развитие региональной и субрегиональной интеграции вЕвропе, АТР и других мировых центрах. Интеграционные процессы про­ходят вЕвропе, идут активные дебаты по принятию единой евро­пейской конституции. Важ-ным для России представляется усиле­ние сотрудничества вЕвропе (ОБСЕ, активизация отношений с ЕС), в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТЭС, ШОС), с мусуль­манским миром (Организация Исламская конференция). Большое значение имеет сотрудничество между странами СНГ (ОДКБ, ЕврАзЭС и т.д.).

Высокая степень геополитической подвижности мира. В послед­ние годы различного рода события, которые совершаются на ми­ровой арене, существенно видоизменяют мировую геополитичес­кую ситуацию (распад СССР, крушение социалистического лагеря, широкое распространение ислам-ского фундаментализма, терро­ризма, глобальное насаждение Вашингтоном «демократий амери­канского образца» и т.д.).

Перечисленныетенденции оказывают значительное влияние на формирование геостратегии России.

Глас народа

Анализируя опросы общественного мнения, следует подчерк­нуть, что большинство российского населения по-прежнемувидит в России великую державу или потенциального глобальногоигро­ка. Так, 34% считают, что стране необходимо вернуть статус сверх­державы, который был у СССР.Еще 35% отмечают, что России вXXI в. следует стремиться войти в число 10-15экономически раз­витых и политически влиятельных стран мира.

Лишь небольшое число опрошенных готовы ограничитьсяпо­ложением регионального лидера. 16% хотели бы, как к тому стре­мится и элита, создать ядро интеграции напостсоветском про­странстве, а затем войти в одинряд с США и Европейским Союзом. А 7% россиян не желают, чтобы Россия ста-вила перед собой глобальные цели.

На вопрос социологов, какие проблемы являются наиболее острыми сегодня в России, россияне на первое место среди про­блем, относящихся к геостратегии страны, ставят терроризм. Далее идут бездуховность общества, сырьевой характер экономики, от­сутствие национальной идеи и демогра-фический кризис.

Социологические опросы играют значительную роль в форми­ровании геостратегии страны. Геостратегия, как и национальные интересы, должна учитывать настроения и потребности общества. Большинство российского населения считает, что Россия должна занять ведущие позиции на мировой арене.

Как укрепить государство?

Внастоящее время Российская Федерация пока не может пре­тендовать на роль сверхдержавы, которую играл Советский Союз, но она остается од-ной из мировых держав, от которой в большой мере зависит будущее глоба-льной системы. В этом смысле харак­терно почти всеобщее одобрение утвер-ждающейся сейчас линии, которую называют прагматично-реалистиче-ской.Скорее всего, именно она будет определять внешнюю политику Рос-сии в обо­зримом будущем.

Несмотря на распад СССР, Россия по своей политической зна­чимости и влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве по­стоянного члена Совета Безопасности ООН, и по связанной с этим ответственности остается одной из ведущих держав. Помимо гео­политического положения и наличия ядерных вооружений к ос­новным признакам, позволяющим в современных условиях считать Россию мировой державой, относятся ее потенциальные возмож­но-сти и перспективы в области ресурсного обеспечения, достаточ­но высокий уровень научно-технического развития, наличие зна­чительных территори-альных и людских ресурсов иряд других.

Конечно, все эти позиции обеспечиваются не автоматически. Они мо-гут быть утеряны в ближайшие годы, если страна не выйдет из экономииче-ского, научно-технологического идуховного кризи­са. Напротив, возможно-сти России обеспечивать высокое качество жизни своих граждан и оказывать влияние на ход событий в мире будут расширяться при условии успешного завершения политиче­ских и социально-экономических реформ. Все предпо-сылки для этого имеются.

Сегодня у России есть все средства, чтобы обеспечить свою нацио-нальную безопасность и развитие, ибо одно дело - когда геополитические ин-тересы были направлены на борьбу за мировое господство, которая велась между СССР и США и требована не­имоверных расходов, и другое дело - когда интересы направлены в большей степени на обеспечение собствен-ной национальной безопасности, что требует от России гораздо меньших затрат и сил.

Таким образом, на вопрос, стоит ли Российской Федерации претен-довать на великодержавность, следует ответить: да, стоит. Но не на роль супердержавы, конкурирующей на равных с США, а, скорее, на место в пя-терке ведущих держав мира. Это объектив­ный процесс, отвечающий нацио-нальным интересам России.

Поэтому и необходима ясная многовекторная стратегия отстаи­ва-ния национальных интересов, предполагающая сочетание гибкости и последовательной твердости с опорой на совокупный геополитичес­кий потенциал России.Основными же условиями возрождения России и пре-вращения страны в ведущую мировую державу являются: дальнейшая стаби-лизация внутриполитического положения страны; подъем экономики и нара-щивание военного потенциала.

В ближайшее десятилетие значительную роль в мировой поли­тике будет играть энергетический фактор.В настоящее время у Рос­сии есть шан-сы утвердиться на международной арене в качестве важнейшего связующего звена в контексте глобальных энергетиче­ских интересов. Однако делать став-ку только на энергетические возможности было бы неправильно. Ведущие западные страны ста­вят перед собой задачи диверсификации энергетических потоков, поиска новых энергоисточников; и не исключено, что к 2020 г. роль России как энергетической державы может снизиться. Поэтому в экономии-ческом плане упор необходимо делать на инновационные технологии, с помощью которых можно наладить взаимовыгодные экономические связи с ведущими мировыми державами.

Что касается военной безопасности, то в мире продолжается милитаризация. Оружие продолжает оставаться важнейшим ин­струментом внешней политики.Военные арсеналы ведущих стран намного превышают уровень, необходимый для обороны страны. Более того, постоянно совершен-ствуются и производятся наступа­тельные виды вооружений.

Современная военно-политическая обстановка характеризует­ся усилением претензий США на мировое лидерство. Вашингтон с помощью своих атлантических союзников проводит внешнюю политику с опорой на могучий военный потенциал,которая и боль­шинстве случаевне совпадает с национальными интересами Рос­сии.

Что бы ни говорили на Западе,расширение НАТО наВосток прежде всего направлено против России. И инициатором этого движения являются США. Размещение элементов ПРО в Чехии и Польше - очередное доказа-тельство гегемонистских устремленийВашингтона, направленных против России. В этих условиях нужно быть готовым к любым неожиданностям. Это значит, что Россия должна обладать надежным военно-стратегическим потен-циалом сдер­живания - потенциалом, которыйгасил бы у вероятных агрессо-ров любые попытки решать с Россией возникающие проблемы силой ору-жия. В нынешнем состоянии Вооруженных Сил России этот потенциал должен непременно опираться на Стратегические ядер­ные силы.Сохране-ние Российской Федерацией своего потенциала ядерного сдерживания позво-лит минимизировать военное превос­ходство других мировых держав и их коалиций надРоссией.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.01 с.)