Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Россия и мир на рубеже XIX - XX вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте План 1.Особенности развития стран Запада, Азии, на рубеже XIX - XX вв. 2.Особенности российского варианта капиталистической модернизации на рубеже XIX - XX вв. 3.Первая русская революция. Возникновение многопартийности и парламентаризма в России в начале XX века. 4.Аграрная реформа П. А. Столыпина: замыслы и результаты 5.Международные отношения на рубеже XIX – XX вв.: основные проблемы и противоречия. Методические рекомендации:
При изучении первого вопроса плана важно уяснить, что к началу XX в. на Западе наблюдается бурное развитие производства на основе использования научно-технических достижений, возникают монополистические формы капиталистического промышленного производства, резко усиливается колониальная экспансия развитых западных держав. Трансформация азиатских обществ, на рубеже XIX – XX вв. происходила под влиянием Запада, но проявлялась в различных вариантах. Обратите внимание на то, что Япония, сохранила традиционную систему власти (совершив реставрацию Мэйдзи) и хозяйствования (авторитаризм в экономике), хотя заимствовала у Запада концепцию «прогресса». В чём выразилась приверженность Японии этой концепции? В Китае на рубеже XIX – XX вв. политическую активность проявила национальная буржуазия, недовольная феодальным произволом и бессилием цинской династии противостоять экспансии иностранных держав, в результате чего монархия была свергнута и провозглашена республика (1911-1912 гг.). Но в дальнейшем западное влияние в Китае привело к тому, что Китай как единое государство (вплоть до 1949 г.) прекратил существование, распавшись на враждующие формирования. Индийское же общество трансформировалось при активном участии колонизаторов-англичан. Но поскольку индийцы в массе своей не желали вестернизации, то традиция здесь никогда не прерывалась. Какие события революционного характера произошли в Османской империи и Иране в начале XX в.? Раскрывая второй вопрос, следует обратить внимание на существенное различие двух основных моделей капиталистической модернизации – «органичной», характерной для ведущих индустриальных стран (Англии, Франции, США) и «неорганичной» («догоняющей), характерной для стран «второго эшелона» капиталистического развития, к числу которых относилась и Россия. Необходимо рассмотреть суть проблем и противоречий российской модернизации в начале XX в. через призму «догоняющей» модели. При этом обратите внимание на то, что «догоняющий» тип модернизации предполагает более сжатые исторические сроки своего осуществления, выборочное заимствование и внедрение организационных и технических достижений Запада и сопровождается нарушением однородности экономического пространства, напряжением всех сил страны, усложнением социально-политических проблем, обострением социальных противоречий, а главным инструментом модернизации выступает государство. Рассматривая характер государственного регулирования процесса модернизации в России на рубеже XIX–XX вв., следует раскрыть содержание экономических реформ, которые в 90-е гг. XIX в. были проведены С. Ю. Витте. Назовите основные направления программы индустриализации, разработанной С. Ю. Витте? Важно показать, в чём конкретно выразился скачок в промышленном развитии России на рубеже XIX–XX вв. и какими социальными последствиями он сопровождался. Наряду с этим важно определить место России и роль российского капитализма в системе мирового капиталистического хозяйства в начале XX в. Раскрывая третий вопрос плана, обратите внимание на причины, характер, основные этапы революции 1905 – 1907 гг. В чём особенности этой революции по сравнению с аналогичными революциями на Западе? Охарактеризуйте основные события первой русской революции: Кровавое воскресенье, стачечное движение, антиправительственные выступления в армии и на флоте, Всероссийскую политическую стачку, Московское вооружённое восстание и др. На какие уступки вынуждено было пойти царское правительство под давлением революционного движения? Важно раскрыть содержание царского Манифеста, изданного 17 октября 1905 г. Следует также охарактеризовать генезис, классификацию, программу, тактику политических партий, действовавших в России в начале XX в. При этом важно уделить внимание таким крупным партиям консервативно-охранительного направления, как «Союз русского народа», «Партия Михаила Архангела», а также таким влиятельным либерально-реформистским партиям, как «Союз 17 Октября» (октябристы) и Конституционно-демократическая партия (кадеты). Наряду с этим необходимо дать характеристику революционным партиям, активно действовавшим в годы I русской революции - Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), партии социалистов-революционеров (эсеров). При этом обратите внимание на программы партий, особенно по аграрному вопросу. Интересы, каких классов, социальных слоёв соответственно отражали эти партии? Важно обратить внимание на то, что начало российскому парламентаризму было положено деятельностью Государственной Думы, появившейся в России в условиях революции 1905 – 1907 гг. Каким был её статус? Каким был порядок выборов в I и II Государственные Думы? Следует уделить внимание анализу политической борьбы в Государственной Думе в годы революции 1905 – 1907 гг. и её влиянию на общество. Каким событием завершается революция? Каковы её конкретные итоги и последствия для дальнейшего хода российской модернизации? При подготовке четвёртого вопроса важно понять объективную необходимость новых шагов по пути модернизации страны, выяснить суть сложившейся после окончания революции третьеиюньской политической системы, в условиях которой стали проводиться реформы П. А. Столыпина. Главной из этих реформ стала аграрная реформа. В чём заключался замысел этой реформы? Какие конкретные мероприятия предусматривала реализация этой реформы? Важно сравнить замыслы и итоги этой реформы, остановиться на различных её оценках. Каковы последствия аграрной реформы П. А. Столыпина для хода российской модернизации? Освещая пятый вопрос, следует показать неравномерность мирового развития на рубеже XIX–XX вв. и различие их интересов, а также выяснить, какие факторы обусловили обострение международных отношений в начале XX в. При этом обратите внимание на то, ускорение темпов индустриального развития приводило к росту численности индустриальных стран, к борьбе между ними за внешние рынки и источники сырья. Нарастающее индустриальное развитие сопровождалось мировыми экономическими кризисами, выход из которых правящие круги индустриальных стран стремились найти за счёт усиления внешней экспансии: внешняя политика индустриальных стран подчинялась целям поддержки экспансии своего промышленного и финансового капитала, Какие факты свидетельствовали об активизации колониальной политики, и усилении соперничества ведущих держав на мировой арене? Следует подчеркнуть, что обострение противоборства на международной арене в конце XIX — начале XX в. было связано с тем, что первичный раздел мира между индустриальными странами в основном завершился, сложились обширные колониальные империи. В то же время государств, не создавшие обширных колониальных империй (Германия, США, Япония), позднее вступившие на путь индустриальной модернизации, развивались успешно, очень динамично, в результате чего возникло несоответствие между развитием их военно-экономического потенциала и распределением сфер влияния в мире.В начале XX в. со всей очевидностью проявилось стремление этих, наиболее быстро развивающихся держав, к захватам новых колоний, рынков сбыта за счет вторжения в сферы влияния своих конкурентов. В связи этим обратите внимание на первую, по сути, империалистическую, испано-американскую войну (1898). Вместе с тем в конце XIX — начале XX в. усиливались противоречия между метрополиями, с одной стороны, и колониальными и зависимыми странами, - с другой,. Следует рассмотреть основные событие, отражающие нарастание антиколониальной борьбы в это время.
Основная литература 1. с. 302 – 323; 2.; 3.; 4. с. 294 - 309; 5. с. 286 – 304; 6. с. 219 – 235; 7. с. 284 –315; 9. с. 546 – 583.; 10. с.195 – 289; 12. с.141 - 216. Дополнительная литература 1. с. 346 - 353; 2.; 3.; 4. с. 256 – 278; 5. с. 331 – 409; 7. с. с. 187 – 206; 8. с.9 – 124; 9. с.272 – 299; 12. с. 476 – 538; 15.; 16. с. 194 – 227; 21; 22. с.109 - 123.; 24. с. 284 – 342. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Написание и защита контрольной работы является одним из основных условий допуска студента к сдаче экзамена. На установочной сессии преподаватель распределяет темы контрольных работ. При написании текста работы следует изучить рекомендованную литературу. Незнакомые термины и понятия необходимо специально выяснить по справочно-энциклопедической литературе. Следует придерживаться примерного плана работы, приведенного в методическом пособии. Контрольная работа по истории по объему должна быть 12 тетрадных страниц и ее тема должна соответствовать номеру в журнале регистрации на кафедре философии и истории. Содержание работы должно раскрывать тему в достаточном объеме и на хорошем теоретическом уровне. В конце работы укажите список используемой литературы. По прибытии на сессию контрольная работа сдается на проверку ведущему занятия преподавателю после предварительной регистрации у методиста заочного факультета. Контрольная работа после получения положительной рецензии защищается в устном собеседовании с преподавателем.
Оформление титульного листа контрольной работы: шифр
Тема № Название темы
Контрольная работа по Отечественной истории Студента заочного факультета Ф.И.О.
ЛИТЕРАТУРА К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ ПО ИСТОРИИ 1.Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2010. 2.Брандт М.Ю., Горинов М.М. Россия и мир. Учебная книга по истории. Часть 1. – М., 1994. 3.Всемирная история. Учебник для вузов./Под редакцией академика Г.Б. Поляка, профессора А.Н. Марковой. 3-е издание. - М.: ЮНИТИ, 2009. 4.Всемирная история. Энциклопедический словарь. М.: Эксмо, 2003. 5.Дворниченко А. Ю. Тот Ю. В., Ходяков М. В. История России. Учебник- М.: Проспект, 2011. 6.Деревянко А.П., Шабелькова Н.А. История России. Учебник. – М., 2006. Кислицин С.А. История России в вопросах и ответах. Учебное пособие. -Ростов – на –Дону, 2001. 7.Зуев М.Н. История России. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. 8.История России с древнейших времён до наших дней. Под ред. А.В. Сидорова - М.: Проспект, 2008. 9.Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4-х книгах. – Ростов на – Дону, 1989. 10.Ключевский В. О. Сочинения. В 9-ти томах. - М., 1992. 11.Лурье Ф.М. Российская и мировая история в таблицах. - СПб.: Искусство, 1997. 12.Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник. – М., 2006. 13.Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2012 14.Поломошнов А.Ф., Колосова Н.Н., Коломейцева М.А., Полякова Н.А. Отечественная история. Курс лекций. Часть 1. – п. Персиановский, 2011. 15.Самыгин П.С., Шевелев В.Н. История для бакалавров. Учебник. ‑ Ростов‑на‑Дону, 2012. 16.Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А.История России с древнейших времён до наших дней. Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2011. 17.Семеникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 1996. 18.Скрынников Р.Г. История Российская. IX - XVII вв. – М., 1997. 19.Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. В 18-ти книгах. - М., 1989. 20.Фортунатов В.В. Отечественная история. Учебное пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.165 (0.011 с.) |