Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Мировое сообщество и Россия в первой половине XIX векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План 1.Индустриальное общество: процесс становления, характерные черты. Страны Запада в первой половине XIX в.: особенности экономического, внутриполитического развития, основные внешнеполитические события. 2.Страны Азии, Африки и Латинской Америки в XIX в. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. 3.России в первой четверти XIX в.: попытки дальнейшей модернизации российского общества, основные внешнеполитические события. 4.Россия во второй четверти XIX в.: проблемы социально-экономического развития, кризис российского абсолютизма, внешняя политика. 5.Общественно-политическое движение в России в первой половине XIX в.
Методические рекомендации: При изучении первого вопроса следует обратить внимание на то, что XIX век – это век утверждения индустриального общества в странах Запада. Следует раскрыть основное содержание этого процесса в экономической, политической, культурной сферах жизни общества. Обратите внимание на то, что в экономической сфере этот процесс был обусловлен промышленной революцией. В чём её суть и историческая роль? Какие особенности имел промышленный переворот в различных странах. Охарактеризуйте важнейшие научно-технические достижения XIX в. Обратите внимание на то, что экономическая модернизация в странах Запада подразумевала одновременное осуществление и политической модернизации. Проследите основные события в истории ведущих стран Запада первой половине XIX в. Рассматривая историю Англии, обратите внимание на парламентскую монархию и двухпартийную политическую систему, на динамику развития экономики и торговли этой страны, которая в это время являлась лидирующей индустриальной державой. Изучая историю Франции в первой половине XIX в., следует рассмотреть основные события, связанные с установлением диктатуры Наполеона Бонапарта и возникновением наполеоновской империи, с реставрацией монархии Бурбонов, с Июльской буржуазной монархией (1830 – 1848 гг.), с революцией 1848-1849 гг., с периодом II республики (1848 -1852 гг.). Необходимо также выяснить причины, задачи, ход, итоги буржуазно-демократических революций в Австрии, Германии, Италии в 1848 – 1849 гг., Рассматривая внешнеполитические события, следует обратить внимание на наполеоновские войны, их итоги, на Священный Союз как систему общеевропейского порядка, а также события, связанные с так называемым «восточным вопросом» в политике европейских государств. Освещая второй вопрос, следует изучить основные события истории Китая в этот период, выясняя причины обострения социальных противоречий в Цинской империи в первой половине XIX в. Необходимо обратить внимание также на начало борьбы великих держав за раздел Китая на сферы влияния. Изучая историю Индии, важно проследить процесс превращения её в английскую колонию. При этом обратите внимание на способы колониальной эксплуатации, которые превратили Индию в экономический придаток Англии. Что было характерно для политического строя и социально-экономических отношений мусульманских государств? Следует охарактеризовать особенности развития, прежде всего, таких государств мусульманского мира, как Османская империя, Иран, которые в это время переживали застой и упадок. Чем это можно объяснить? Характеризуя развитие Османской империи, следует рассмотреть попытки реформ в первой половине XIX в. Обратите внимание на I англо-афганскую как попытку Англии превратить Афганистан в свою колонию. Следует также изучить основные события, отражающие борьбу европейских стран за колониальный раздел Африки. Важным событием в истории Латинской Америки первой половины XIX в. явилось образование независимых латиноамериканских государств. Важно выяснить ход основных событий войны за освобождение испанских колоний (1810 – 1826 гг.), в результате которой возник ряд независимых республик: Мексика, Венесуэла, Аргентина, Перу, Чили и др. Какие особенности имело освободительное движение в Бразилии? Освещая третий вопрос, охарактеризуйте внутреннее положение нашей страны в начале XIX в., обратив внимание, прежде всего, на те проблемы, решение которых обеспечило бы дальнейшую модернизацию России (отмена крепостного права, введение конституции). Какие факторы обусловили либеральную направленность реформаторской деятельности Александра I? Кратко охарактеризуйте те проекты либеральных реформ, которые были разработаны по его поручению (проекты М. Сперанского, А. Новосильцева, А. Аракчеева, Д. Гурьева). Почему Александру I не удалось претворить в жизнь эти проекты? Какие реформы всё же были осуществлены в первой четверти XIX в. правительством Александра I? Далее следует объяснить, как и почему изменился правительственный курс Александра I в начале 20-х гг. XIX в.? Освещая внешнюю политику России в первой четверти XIX в., следует обратить внимание на такие внешнеполитические события, как участие России в войнах европейских государств с наполеоновской Францией, а также русско-шведская, русско-иранская, русско-турецкая войны. Как изменилось геополитическое положение России в результате этих войн? Важно знать основные события Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода русской армии, уделив внимание героизму и патриотизму русских воинов, русского народа. Каковы итоги и историческое значение победы России над Наполеоном? Рассматривая четвёртый вопрос, обратите внимание на особенности экономического, социально-политического развития России во второй четверти XIX в., которые были связаны с началом промышленного переворота в России, с кризисом феодально-крепостнической системы и российского абсолютизма. Необходимо уяснить противоречивость внутренней политики Николая I, которая отражала попытки экономического и военного усиления страны без решительной социально-политической её модернизации. Важно показать, что эта политика, с одной стороны, отличалась реакционностью, а, с другой стороны, отражала стремление сгладить социальные противоречия путём улучшения положения российского крестьянства. Какие конкретные мероприятия были осуществлены правительством Николая I в том и другом направлении? Рассматривая основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в., следует уделить внимание антиреволюционной направленности европейской политики правительства Николая I, содержанию «восточного вопроса», русско-турецкой, русско-иранской войнам, а также характеру взаимоотношений России и народов Кавказа. Кроме того, важно раскрыть причины, ход и итоги Крымской войны. Изучая пятый вопрос, следует выяснить влияние идей Просвещения и Великой Французской революции на российскую общественную мысль в первой половине XIX в. и раскрыть причины зарождения, сущность декабризма как проявления дворянской революционности, осветить деятельность тайных декабристских обществ, содержание таких важных программных документов декабристов, как «Конституция» Н.М. Муравьёва и «Русская правда» П. И. Пестеля. В чём выразилось открытое революционное выступление декабристов? Необходимо обратить внимание на основные идейно-политические течения в российском обществе 30-х - 50-х гг. XIX в. В чём суть спора западников и славянофилов о путях развития России? В чём смысл консервативно-охранительной и революционной альтернатив, которые выдвигали представители соответствующих направлений российской общественно-политической мысли 30-х – 50-х гг. XIX в.? Характеризуя консервативно-охранительное направление, важно показать соотношение в нём реакционного и национально-патриотического начал.
Основная литература 1. с. 209 – 253; 3.; 4. с. 214 – 256; 5. с. 210 – 235; 6. с. 126 – 127; с. 134 – 135; с. 139 – 140; с. 147 – 151; с. 172 - 190. 7. с. 195– 236; 8. 140 – 165; 9. с. 384 – 438; 11. с. 126 – 160; 12. с.100 – 183. Дополнительная литература 1. с. 296 - 326; 3.; 4. с. 193 – 225; 5. с. 230 – 272; 7. с. 142 – 150; 10. с.399 - 518; 12. с. 235 – 557; 12. с. 297 – 381; 16. с. 133 - 188; 21; 22. с. 72 - 92; 24. 220 – 239; 28. с. 8 - 172;
Тема 7. Мировое сообщество и Россия во второй половине XIX века
План 1.Страны Запада во второй половине XIX в.: особенности экономического, внутриполитического развития, основные внешнеполитические события. 2.Страны Азии, Африки и Латинской Америки в во второй половине XIX в. Развитие колониальной системы. 3.Россия во второй половине XIX в.: реформы Александра II, особенности пореформенного развития, контрреформы Александра III. 4.Общественно-политическое движение в России в во второй половине XIX в.
Методические рекомендации: Рассматривая первый вопрос, следует обратить внимание на особенности социально-экономического и политического развития ведущих стран Запада. При этом следует иметь в виду то, что Англия, по-прежнему, оставалась ведущей индустриальной державой («фабрикой мира» и «владычицей морей»), хотя в конце XIX в. по темпам промышленного производства она отстала от США и Германии. Обратите также внимание на английское рабочее движение. Рассматривая историю Франции в это время, обратите внимание на события периода II империи (1852-1870 гг.), на историю Парижской Коммуны (18 марта –28 мая 1871г.), а также на политическое развитие Франции в период III республики. Характеризуя экономическое развитие Франции, следует иметь в виду то, что эта страна являлась одной из наиболее развитых стран мира, но по объёму промышленного производства в конце XIX в. отставала от США, Германии и Англии. При изучении вопроса следует обратить внимание на то, что длительный процесс политического объединения Германии завершился во второй половине XIX в. провозглашением Германской империи. Какое значение имело это событие для дальнейшего развития Германии? Важно уяснить причины и последствия франко-прусской войны. Характеризуя развитие объединённой Германии, обратите внимание на высокие темпы промышленного развития, позволившие ей стать второй после США индустриальной державой мира. Каким был политический строй, внутренняя политика Германской империи во второй половине XIX в.? Важнейшим событием в истории США во второй половине XIX в. стала Гражданская война 1861—1865 гг. Следует выяснить её причины, ход основных событий, итоги. Рассматривая развитие США после Гражданской войны, обратите внимание на экономический подъём, на формирование двухпартийной политической системы, которая обеспечивала власть крупной буржуазии, а также на социальные, национально-расовые противоречия американского общества. Освещая второй вопрос, следует рассмотреть очень динамичный процесс превращения Японии из отсталой страны (ещё в первой половине XIX в.) в развитую державу мира уже в конце XIX в. Какие факторы, способствовали этому? Какое значение имело восстановление императорской власти в Японии? Рассматривая историю Китая, обратите внимание на восстание тайпинов, которое стало проявлением острых социальных противоречий в стране. Каковы причины, основные события так называемых «опиумных войн», сыгравших дестабилизирующую роль в истории Китая? Обратите внимание на то, что, начиная с 70-х – 80-х гг. XIX в., в Китае начался процесс модернизации. В чём конкретно он выразился, каковы его результаты? Необходимо обратить внимание также на борьбу великих держав за раздел Китая на сферы влияния. Изучая историю Индии, следует охарактеризовать антиколониальное восстание 1857 – 1859 гг., которое стало последней попыткой феодальной Индии силовыми методами противостоять капиталистической Англии. Какую роль в политической жизни страны играла первая общеиндийская политическая организация - Индийский Национальный Конгресс? Когда, при каких обстоятельствах Индия официально была провозглашена владением Британской империи? Характеризуя развитие Османской империи во второй половине XIX в, следует рассмотреть политическую деятельность младотурок («новых османов»), конституцию, принятую в 1876 г. и её дальнейшую судьбу, а также 30-летнее господство деспотического режима султана Абдул-Хамида II. Обратите внимание на то, что Алжир, который номинально входил в состав Османской империи, превратился в колонию Франции. В силу действия, каких причин и обстоятельств это произошло? Какие реформы проводились в Иране в середине XIX в.? Обратите внимание на борьбу европейских держав за Иран, а также на вторую англо-афганскую войну. Как происходил колониальный захват африканского континента, вошедший в историю под названием «великой африканской охоты»? Обратите внимание на упорную борьбу Эфиопии против европейской колонизации, благодаря которой Эфиопия в конце XIX в. оказалась единственным независимым африканским государством. Уясните причины и итоги англо-бурской войны. Как развивались латиноамериканские страны во второй половине XIX в.? Рассматривая третий вопрос, следует обратить внимание на кризис самодержавно-крепостнической системы как главную причину реформ 60 - 70-х гг. XIX в.. Кроме того, следует дать характеристику основным реформаторским силам, обеспечившим проведение реформ, а также раскрыть причины, цели, характер, итоги и последствия крестьянской, земской, городской, судебной, военной и других реформ в контексте проблемы модернизации России. При этом наиболее подробно остановитесь на крестьянской реформе, которая занимает центральное место среди реформ Александра II: выясните, как готовилась эта реформа, каково содержание царского Манифеста от 19 февраля 1861г., на каких условиях были освобождены российские крестьяне от крепостничества, каково историческое значение отмены крепостного права. Следует раскрыть особенности процесса формирования индустриального общества в России, используя понятие «догоняющая модель модернизации», которое применяется в исторической науки при характеристике специфики модернизации в России, проводившейся в период с 1861г. по 1917 г. Следует также раскрыть особенности пореформенного развития России, обращая внимание на завершении промышленного переворота, на большую роль государства и иностранного капитала в начавшейся индустриализации страны, на переходный характер российской экономики и социальной структуры российского общества в пореформенный период. Важно объяснить причины отказа Александра III от того либерального курса, который проводился Александром II, раскрыть конкретное содержание контрреформ 80-х – 90-х гг. XIX в. и уяснить их тормозящую роль на пути дальнейшей модернизации страны. Характеризуя общественно-политическое движение, обратите внимание на процесс эволюции русского либерализма во второй половине XIX в. Раскрывая суть революционного направления в это время, уделите внимание революционному народничеству 70-х гг. XIX в., народническим организациям («Земля и воля», «Чёрный предел», «Народная воля»), содержанию их деятельности, причинам кризиса этого направления. Кроме того, следует обратить внимание на развитие рабочего движения, на появление марксистских организаций в России. Когда и при каких обстоятельствах образовалась Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)? Выясните основное содержание программы и тактики этой революционной партии. Основная литература 1. с. с. 262 – 294; 3.; 4. с. 262 - 290; 5. с. 262 - 290; 7. с. 248 – 283; 8. с. 165 – 190; 9. с. 504 – 542; 10. с. 13 – 166; 11. с. 126 – 160; 12. с.141 – 216. Дополнительная литература 1. с. 327 - 349; 3.; 4. с.225 – 247; 5. с. 273 – 330; 7. с. 150 – 170; 11. с. 235 – 557; 12. с. 381 – 447; 21; 22. с. 92 - 96.; 24. 261 – 283; 28. с. 172 - 356.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.114 (0.01 с.) |