Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Русские земли в XIII – начале XVI вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План
1.Борьба русского народа против экспансии Запада в XIII в. Историческая роль Александра Невского. 2.Нашествие хана Батыя на Русь в XIII в. и борьба русского народа с монголо-татарской экспансией. 3.Образование единого национального Московского государства: предпосылки, основные этапы, специфика. 4.Русско-Литовское княжество как альтернатива Московского единого русского государства. Методические рекомендации:
Изучая первый вопрос, следует выяснить суть замыслов западных агрессоров в отношении Руси, показать, как русскому народу в XIII в. удалось во время Невской битвы и Ледового побоища отразить серьёзные попытки со стороны шведских и немецких завоевателей захватить северо-западные русские земли. Определяя историческую роль Александра Невского в русской истории важно не только охарактеризовать его полководческий талант и высокий патриотизм, но и показать историческое значение его деятельность как великого Владимирского князя в условиях установившегося монголо-татарского ига. Рассматривая второй вопрос, следует выяснить, когда и как происходили завоевательные походы монголо-татар во главе с ханом Батыем на Северо-Восточную и Юго-Западную Русь, определить характер этого нашествия и его негативные последствия для развития русских земель. Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары смогли покорить Русь? Следует выяснить, как складывались взаимоотношения Руси и Золотой Орды. В чём конкретно выражалось монголо-татарское иго, установившееся над Русью? Как сегодня ставится и решается проблема влияния Золотой Орды на внутриполитические и социально-экономические отношения в русских княжествах? При изучении третьего вопроса важно проанализировать факторы, обусловившие начало движения Руси от раздробленности к единству и независимости. Необходимо объяснить, почему Северо-Восточная Русь стала центром формирования российской государственности и именно Москва возглавила процесс объединения русских земель в единое национальное государство. Следует рассмотреть содержание, особенности объединительной политики московских князей: Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III и др., определить их историческую роль в образовании Московского государства. Определяя специфику формирования единого российского государства, важно сравнить процесс образования национального государства на Руси с аналогичными процессами образования национальных государств на Западе. При этом раскрыть ведущую роль политического фактора в этом процессе. Как шёл процесс формирования российского типа феодализма в этот период? Каковы особенности общественно-политического устройства Московского государства в конце XV - начале XVI вв.? Освещая четвёртый вопрос, следует рассмотреть факторы, особенности, основные этапы образования Русско-Литовского княжества, в рамках которого оказалась значительная часть юго-западных русских земель, некогда входивших в состав Киевской Руси. Как складывались отношения между Московской и Литовской Русью, которые, по сути, являлись двумя центрами государственного объединения русских земель? Основная литература 1. с. 35 - 72.; 4. с. 59 – 96; 5. с. 52 – 90; 6. с. 34 – 70; 7. с. 50 – 73; 8. с. 55 – 81; 9. с. 45 – 62; 11. с.31 -89. Дополнительная литература 1. с. 55 – 136; 4. с. 41 –90; 5. с.63 – 78; 6. с. 33 - 67; 7. с. 66 - 77; 10. с. 74 – 132; 11. с. 235 – 357; 15. с. 45 – 73; 17. с.35 – 68; 19. 75 – 112; 21;22. с. 17 – 28; 24. с. 129 – 139.
Тема 3. Россия и мир в XVI-XVII веков. План 1.«Новое время» как период всемирно-исторического процесса. Особенности исторического развития стран Запада и Востока в XVI-XVII вв. 2.Московское государство в XVI в.: альтернативы централизации, основные направления внешней политики. 3.«Смутное время»: причины, основные события, итоги. 4.Россия в XVII в.: внутриполитическое, социально-экономическое развитие, внешняя политика Московского государства при первых Романовых. Методические рекомендации: Освещая первый вопрос, следует раскрыть содержание понятия «Новое время» в контексте существующей периодизации мировой истории, хронологически определить этот исторический период и показать, что переход к Новому времени вмировой истории означал сложные процессы обновления традиционного общества, когдасистема феодальных общественных отношенийпереживает кризиси возникает новая системы общественных отношений, зарождаются новые формы рыночного хозяйствования, происходит экспансия европейской цивилизации вдругие районы мира. Важно обратить внимание на то что, не все народы вступили в этот период одновременноисуществуют различные варианты периодизации новой истории. Понятие «Новое время» впервые появилось в историко-философской мыслив эпоху Возрождения. Необходимо остановиться на характеристике сущностных черт этой эпохи, а также рассмотреть содержание начавшегося в XV в. и продолжавшегося до XVII в. периода Великих географических открытий, когда европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию. Важно понять, почему XVI—XVII вв. в истории стран Европы называют «временем великого прорыва». Обратите внимание на то, что именно в этот период значительно возрос уровень производительных сил, благодаря внедрению технических нововведений, изменились формы организации производства, были заложены основы капиталистического способа производства, раздвинулись границы западного мира, формируются национальные и международные рынки. Именно в XVI—XVII вв. в Европе происходят первые буржуазные революции (в Нидерландах, в Англии). Каковы их причины и последствия? Следует раскрыть содержание и историческое значение такого важного явления в истории европейских стран, как Реформация. Какое государственное устройство характерно было для ведущих стран Европы в это время? Обратите внимание на то, что в XVI—XVII вв. в ряде стран Европы складывался и развивался абсолютизм как новая форма феодальной монархии, пришедшая на смену сословно-представительной монархии. Идейный и культурный переворот в XVI—XVII вв. проявлялся в форме Возрождения, для эпохи которого характерна была новая, гуманистическая идеология. С ледует выяснить также общие черты исторического развития стран Востока и рассмотреть основные события, которые произошли XVI—XVII вв. в истории таких стран как Индия, Китай, Османская империя, империя Великих Моголов. В контексте сравнения со средневековыми государствами Европы и Азии необходимо раскрыть особенности цивилизационного развития Московского государства, обращая внимание на процесс формирования российского типа феодализма и сословной организации общества, а так же на предпосылки, способствовавшие появлению самодержавных черт российской государственной власти? В чём смысл официальной политической идеи «Москва – третий Рим»? Что предопределило её возникновение? При изучении второго вопроса следует уяснить суть альтернатив централизации Московского государства в период правления Ивана Грозного. При этом важно раскрыть, прежде всего, содержание основных реформ 40-х - 50-х гг. XVI в. (реформы государственного управления, военной, церковной реформ), которые проводились правительством Избранной Рады и были направлены на усиление централизации Московского государства. Почему к началу 60-х гг. XVI в. был свёрнут политический курс, который осуществляла Избранная Рада? Необходимо также выяснить, в чём заключались цели, сущность и последствия опричнины как системы внутриполитических мер, направленных на централизацию государства путём укрепления режима личной власти царя Ивана Грозного методами массового террора. Следует охарактеризовать основные внешнеполитические события (борьба за присоединение Казанского и Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, начало освоения Сибири, Ливонская война). Какие внешнеполитические задачи удалось решить Московскому государству в XVI в.? Рассматривая оценки деятельности Ивана Грозного, раскройте смысл концепций историка Н. М. Карамзина о «двух Иванах», С. М. Соловьёва о прогрессивности победы государственных начал, С. Ф. Платонова о необходимости борьбы с консервативным дворянством и др. Какие оценки деятельности Ивана Грозного имели место в советской историографии? Как сегодня трактуется деятельность Ивана IV? Раскрывая третий вопрос плана, следует выяснить, какой период русской истории и почему получил название «Смутное время» (или «Смута»), какие варианты хронологии этого периода имеются в историографии. Необходимо рассмотреть основные причины начала «Смуты»: негативные последствия правления Ивана Грозного, династический кризис, обострение общественных противоречий, стихийные бедствия и т.д. Важно охарактеризовать основные этапы «Смутного времени», обращая внимание на обстоятельства прихода к власти, политику Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, Лжедмитрия II, «Семибоярщины». Следует уделить также внимание массовым народным движениям этого периода (восстание И. И. Болотникова и др.). В чём выразилось вмешательство иностранных государств в ход событий в период «Смутного времени»? Какую историческую роль сыграли народные ополчения и русская церковь в борьбе с иностранной интервенцией? Чем завершается «Смута»? При рассмотрении четвёртого вопроса следует объяснить, почему, при каких обстоятельствах на престол был избран М. Ф. Романов. Какие меры были предприняты правительством М. Ф. Романова по стабилизации политической ситуации? При этом обратите внимание на ликвидацию военной опасности извне, благодаря заключению перемирий со Швецией и Польшей. Следует также изучить материал о Смоленской войне, о взятии казаками Азова. При рассмотрении внутриполитического положения, важно уяснить тот факт, что российская монархия в этот время имела сословно-представительный характер. Для этого следует выяснить, какую роль в политической системе Московского государства играли Земские соборы и Боярская дума. Вместе с тем, необходимо проследить эволюцию политического строя Московского государства во второй половине XVII в. в сторону абсолютной монархии и обратить при этом внимание на отмирание Земских соборов, на изменения в составе Боярской думы, победу светской власти - над церковной и т. д. В чём смысл церковной реформы патриарха Никона и какие последствия она имела? Необходимо объяснить, почему вторая половина XVII в. явилась временем массовых социальных движений (Медный бунт, Соляной бунт, восстание под предводительством С. Разина др.). При этом следует отметить обострение социальных противоречий, усиление крепостничества, окончательное оформление крепостного права. Изучая вопрос, следует обратить внимание на новые явления в экономике России во второй половине XVII в. (вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий, на развитие феодального землевладения, на формирование Всероссийского рынка, появление мануфактур и т. д.). Изучите важнейшие внешнеполитические события второй половины XVII в.: присоединение Левобережной Украины, русско-польская, русско-шведская, русско-турецкая войны, дальнейшее освоение Сибири.
Основная литература 1. с.73 - 141; 3.; 4. с. 96 - 161. 5. с. 91 - 141; 6. с. 70 – 110; 7. с. 74 - 124; 8. с. 82 – 111; 9. с. 178 – 278; 11. с. 90 – 124; 12. с. 81 - 99.
Дополнительная литература 1. с. 141 – 219; 3.; 4. с. 91 – 140; 5. с. 91 - 141; 6., с. 67 – 126; 7. с. 82 – 97; 8. 10. с. 132 - 228; 11. с. 235 – 557; 16. с. 73 - 96; 18. с. 69 – 84; 20. 75 – 112; 21; 22. с. 69 – 84; 24. с. 129 – 139.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.199 (0.011 с.) |