Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Эпоха Средневековья во всемирной истории. Процесс становления государственности в мировой истории и его особенности в российской истории

Поиск

СТРУКТУРА КУРСА

Тема Лекций Час. Семинаров Час.
1. Тема 10. Первая мировая война    
2. Тема 11. Россия в условиях общенационального кризиса, революционного процесса 1917 г. и гражданской войны      
3. Тема 12. СССР и мировое сообщество в 20-е – 30-е гг. XX века      
4. Тема 13.Вторая мировая война в мировой и отечественной истории      
5. Тема 14. СССР и мировое сообщество после II мировой войны      
6. Тема 15. СССР и мировое сообщество в середине 50-х – середине 80-х гг. XX века        
7. Тема 16. Перестройка в СССР: замыслы и результаты      
8. Тема 17. Россия в период либеральных реформ 90-х гг. XX века      
9. Тема 1. Эпоха средневековья во всемирной истории. Процесс становления государственности в мировой истории и его российские особенности      
10. Тема 2. Русские земли в XIII – начале XVI вв.      
11. Тема 3. Россия и мир в XVI-XVII веков.      
12. Тема 4. Россия и мир в первой половине XVIII века      
13. Тема 5. Россия и мир во второй половине XVIII в.      
14. Тема 6. Мировое сообщество и Россия в первой половине XIX века      
15. Тема 7. Мировое сообщество и Россия во второй половине XIX века      
16. Тема 8. Россия и мир на рубеже XIX - XX вв.      
  ВСЕГО:    

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Теория и методология исторической науки. Россия в мировом историческом процессе

Объект и предмет исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История как интегративная сфера знаний: отраслевые вспомогательные исторические дисциплины.Междисциплинарные исторические науки. Понятие «исторический источник». Классификация исторических источников. Основные методы исторической науки: общенаучные,специальные, специальные исторические. Понятие методологии исторической науки. Варианты методологических подходов. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории. Характерные черты западного и восточного типов цивилизационного развития. Понятие «историография». Варианты периодизации всемирной истории. Основные этапы и особенности развития отечественной историографии. Основные направления развития современной исторической науки. Дискуссиио месте России в мировом историческом процессе, об особенностях русской истории.

Тема 2. Эпоха средневековья во всемирной истории. Процесс становления государственности в мировой истории и его особенности в российской истории

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: производственные технологии, социально-экономические отношения, политические системы, роль религии и церкви. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Проблема генезиса государства в контексте современных научных подходов. Основные особенности государств Древнего Востока и античной цивилизации. Исторические особенности формирования «варварских» государств Европы. Территория России в системе Древнего мира. Проблема становления древнерусской государственности в рамках восточнославянской общности. Киевское государство в IX – XII вв.: политический строй, княжеско-дружинная система управления, особенности социально-экономического строя, принятие христианства, отношения с соседними народами и государствами. Культурное влияние Востока и Запада на историческое развитие Киевской Руси. Эволюция древнерусской государственности в XII вв.: причины сущность, последствия политической раздробленности. Основные политические центры в период раздробленности: формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

Тема 3. Русские земли в XIII – начале XVI вв.

Экспансия Запада против Руси в XIII в.: агрессивные замыслы шведских и немецких завоевателей в отношении северо-западных русских земель. Невская битва. Ледовое побоище. Историческая роль Александра Невского. Причины и направления монголо-татарской экспансии. Нашествие хана Батыя на Русь в XIII в. и его последствия. Монголо-татарское иго: суть дискуссии о его роли в становлении Московского государства. Факторы, обеспечившие возвышение Московского княжества и превращение его в центр государственного объединения русских земель. Начало процесса объединения княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Борьба русского народа за независимость. Куликовская битва. Историческая роль Дмитрия Донского. Иван III. Окончательное падение монголо-татарского ига. Процесс образования независимого единого национального русского государства с центром в Москве Особенности политического и социально-экономического строя Московского государства в концеXV – начале XVI вв. Русско -Литовское княжество.

 

Тема 4. Процесс перехода к Новому времени в мировой истории. Мир и Россия в XVI - XVII вв.

«Новое время» в Европе как период всемирно-исторического процесса: Великие географические открытия, Возрождение и Реформация, процесс становления капиталистических отношений, абсолютная монархия как основной тип политической организации в рамках европейских национальных государств. Особенности исторического развития стран Востока в XVI-XVII вв. Россия и средневековые государства Европы и Азиив XVI-XVII вв. Проблема централизации государства и формирования национальной культуры. Московское государство в XVI-XVII вв.: основные тенденции и особенности социально-экономического и политического развития Генезис российского самодержавия: основные подходы к проблеме. Эпоха Ивана Грозного: альтернативы централизации государства. Реформы 40-х- 50-х гг. XVI в. Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность, последствия, оценки историков. «Смутное время» как время кризиса российской государственности. Роль народного ополчения в борьбе с польской интервенцией. Политическое и социально-экономическое развитие Московского государства при первых Романовых. Сословно- представительная монархия в условиях России. Особенности социально-экономического развития во второй половине XVII в.: развитие мануфактурного производства, массовые социальные движения, их причины. Политический строй: эволюция в сторону абсолютной монархии. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословной структуры российского общества. Церковный раскол: социально-политическая сущность и последствия.

 

Тема 10. Россия в условиях общенационального кризиса, революционного процесса 1917 г. и гражданской войны

Нарастание общенационального кризиса и конфликтности в российском обществе в условиях I мировой войны, его конкретные проявления. Негативное влияние войны на внутриполитическое положение. Обострение социальных противоречий. Образование оппозиционного «Прогрессивного блока». Причины, основные события, итоги Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Падение монархии. Двоевластие. Альтернативы общественного развития России после Февральской революции.

Развитие событий от Февраля к Октябрю: расстановка политических сил, политические кризисы, «корниловщина», большевистская стратегия и тактика в период двоевластия. Усиление радикальных настроений в обществе и рост популярности большевистских лозунгов осенью 1917 г. Октябрьское вооружённое восстание. II съезд Советов и его решения. Современная оценка Октябрьских событий 1917 г. Первые преобразования большевиков в политической и социально-экономической сферах. Формирование советской государственной системы. Гражданская война и иностранная интервенция в России: причины, периодизация, основные события, результаты и последствия. Политика «военного коммунизма». Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса, революции 1917 г. и гражданской войны в России.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Апальков В.С., Миняева И. М. История Отечества. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Альфа-М., 2009.

2.Бахтурина, А.Ю. История России. ХХ - начало ХХI века. Учебное пособие для вузов - М.: АСТ, 2010.

3.Всемирная история. Учебник для вузов./Под редакцией академика Г.Б. Поляка, профессора А.Н. Марковой. 3-е издание. - М.: ЮНИТИ, 2009.

4.Дворниченко А. Ю. Тот Ю. В., Ходяков М. В. История России. Учебник- М.: Проспект, 2011.

5.Зуев М.Н. История России. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

6.История России с древнейших времён до наших дней. Под ред. А.В. Сидорова - М.: Проспект, 2008.

7.Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2012.

8.Поломошнов А.Ф., Колосова Н.Н., Коломейцева М.А., Полякова Н.А. Отечественная история. Курс лекций. Часть 1. - п. Персиановский, 2011.

9.Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А.История России с древнейших времён до наших дней. Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2011.

10.Фёдоров В. А. История России.1861 – 1917. Учебник для вузов. - М., 2003.

11.Фортунатов В.В. Отечественная история. Учебное пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

12.Шишова Н. В., Мининкова Л. В. и др. Отечественная история.- М.: ИНФРА, 2011.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2010.

2.Бычков С. П., Дусь Ю. П. Отечественная история. Курс лекций - М.: ФОРУМ, 2011.

3.Всемирная история. Энциклопедический словарь. М.: Эксмо, 2003.

4.Дворниченко А. Ю., Ильин Е. В., Кривошеев Ю. В., Тот Ю. А. Русская история с древнейших времён до наших дней. – СПб., 2002.

5.История России. IX – XX вв. Учебник для вузов. /Под ред. Г.А Аммона, Н.П Ионичева. - М., 2002.

6.История России. Учебник для вузов./ Под. ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. – М., 2003.

7.История России (Россия в мировой цивилизации). Курс лекций. /Под ред. А. А. Радугина. – М., 1997.

8.История России. XX век. / Отв. ред. В. П. Дмитриенко. – М., 2000.

9.История России. IX - XX вв. Учебник. / Под ред. А. Ю. Дворниченко – М., 2003.

10.История России с древнейших времён до 1861 года. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Н. И. Павленко. – М., 1996.

11.История России. С древнейших времён до конца XVII в. / Отв. ред. А. Н. Сахаров. – М., 2001.

12.История России. С начала XVIII до конца XIX века. / Отв. ред. А. Н. Сахаров. – М., 2001

13.Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4-х книгах. – Ростов на – Дону, 1989.

14.Ключевский В. О. Сочинения. В 9-ти томах. Т. 1. - М., 1992.

15.Лурье Ф.М. Российская и мировая история в таблицах. - СПб.: Искусство, 1997.

16.Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России Учебное пособие для вузов. - М., 2002.

17.Новиков С.Н. Всеобщая история. Справочник студента - М.: АСТ, 1999.

18.Отечественная история. Учебное пособие. /Под ред. А. А. Радугина. – М., 2003.

19.Павленко Н.И. Пётр Великий. – М., 1990.

20.Платонов С.Ф. Полный курс по русской истории. – Ростов – на - Дону, 2002.

21.Поломошнов А. Ф., Колосова Н. Н., Дрозач Л. Ф., Полякова Н. А., Головченко Л. В. Глоссарий по Отечественной истории. Учебное пособие. - п. Персиановский, 2007.

22.Поломошнов А. Ф., Колосова Н.Н., Дрозач Л.Ф., Полякова Н.А. Отечественная история в вопросах и ответах. Учебное пособие. - п. Персиановский, 2007.

23.Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История Советской России. – СПб., 2001.

24.Семеникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 1996.

25.Скрынников Р.Г. История Российская. IX - XVII вв. – М., 1997.

26.Соколов А.К., Тяжельникова В. С. Курс советской истории. 1941 – 1991гг. Учебное пособие. – М., 1999.

27.Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. В 18-ти книгах. - М., 1989.

28.Троицкий Н. А. Россия в XIX веке. Курс лекций. Учебное пособие. – М., 1997.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

План

 

1.Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России.

2.Проблема генезиса государства в контексте современных научных подходов. Типы государственности в эпоху Древнего мира и Средневековья.

3.Проблема становления древнерусской государственности в рамках восточнославянской общности. Киевское государство в IX – XII вв.: политический строй, княжеско-дружинная система управления, особенности социально-экономического строя.

4.Эволюция древнерусской государственности в XII в.: причины сущность, последствия политической раздробленности. Различные модели развития древнерусского общества и государства.

 

Методические рекомендации:

 

Изучая первый вопрос, важно выяснить происхождение и значение понятия «средние века». Как соотносятся понятия «средневековье» и «феодализм»? При этом следует обратить внимание на проблему периодизации средневековья и феодализма, общую характеристику западноевропейского Средневековья. Какие основные этапы прошли в своём развитии страны средневековой Европы в период с V в. по XVII вв. Каковы причины кризиса христианского мира в XIV-XV вв.? Изучая материал, важно выявить характерные черты Византийской цивилизации и факторы, которые обеспечивали своеобразие византийской истории. Характеризуя особенности развития стран Востока в условиях средневековья, следует обратить внимание на историю Монгольской империи, Османской империи, Индии, Китая, Арабского халифата, Японии.

При изучении второго вопроса важно рассмотреть факторы, способствовавшие возникновению государства в условиях перехода от первобытного общества к социально дифференцированному обществу. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что возникновение и процесс формирования государственности в разных странах шёл различными путями, приобретая свои специфические черты. Какие основные особенности имел процесс формирования государств античной цивилизации, цивилизаций Древнего Востока, «варварских» государств Европы? Какую роль сыграло Великое переселение народов в становлении средневековых государств Европы.

Отвечая на третий вопрос, необходимо раскрыть суть процесса формирования древнерусской государственности. При этом следует рассмотреть различные подходы к проблеме норманнского влияния на формирование древнерусского государства в рамках восточнославянской общности: норманнскую теорию, антинорманнскую теорию, современные трактовки роли варягов в древнерусской истории. Охарактеризуйте княжеско-дружинную систему управления, социальную структуру, социально-экономические отношения в Киевской Руси в контексте понятия «раннефеодальное» государство. Выясните причины и значение принятия Русью христианства, а также роль православия в формировании общенационального сознания русского средневекового общества. Каковы основные направления внешней политики киевских князей в IX – XII вв.?

Раскрывая содержание четвёртого вопроса, следует рассмотреть основные социально-экономические, политические факторы (развитие феодального землевладения, рост городов, натуральный характер хозяйства и др.), действие которых привело к тому, что в 30-е гг. XII в. некогда единое Киевское государство распалось на ряд самостоятельных княжеств. В чём суть раздробленности как новой формы государственно-политического устройства русских земель? Покажите неоднозначность последствий политического раздробления Руси?

 

Основная литература

1.с. 5 – 35; 2; 3. с. 3 – 59; 4. с. 17 – 51; 5. с. 3 – 33; 6. с. 1 -12; 7. с. 7 – 41;

8. с. 20 – 42; 9. с. 45 – 62; 11. с. 31 – 89.

Дополнительная литература

2; 3. с.5 – 35; 4. с. 26 – 59; 5. с. 10 - 33; 6. с. 33 - 67; с. 53 – 65; 9. 13 – 74; 10. 13 – 214. 13. т. 1. с. 86 - 132; с. 355 – 364; 14. Т. 1.. с. 116 - 166; с. 289 – 291; с. 318 – 326; 16. с.13 – 45; 18. с. 10 - 26;, с.35 – 68; 21.; 22. с. 12 – 19.; 24. с. 109 – 122; с. 122 – 139; 27. т. 1, с. 85 - 151; т. 3. с. 209 – 257; т. 4. с.380 – 642.

План

 

1.Борьба русского народа против экспансии Запада в XIII в. Историческая роль Александра Невского.

2.Нашествие хана Батыя на Русь в XIII в. и борьба русского народа с монголо-татарской экспансией.

3.Образование единого национального Московского государства: предпосылки,

основные этапы, специфика.

4.Русско-Литовское княжество как альтернатива Московского единого русского

государства.

Методические рекомендации:

 

Изучая первый вопрос, следует выяснить суть замыслов западных агрессоров в отношении Руси, показать, как русскому народу в XIII в. удалось во время Невской битвы и Ледового побоища отразить серьёзные попытки со стороны шведских и немецких завоевателей захватить северо-западные русские земли. Определяя историческую роль Александра Невского в русской истории важно не только охарактеризовать его полководческий талант и высокий патриотизм, но и показать историческое значение его деятельность как великого Владимирского князя в условиях установившегося монголо-татарского ига.

Рассматривая второй вопрос, следует выяснить, когда и как происходили завоевательные походы монголо-татар во главе с ханом Батыем на Северо-Восточную и Юго-Западную Русь, определить характер этого нашествия и его негативные последствия для развития русских земель. Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары смогли покорить Русь? Следует выяснить, как складывались взаимоотношения Руси и Золотой Орды. В чём конкретно выражалось монголо-татарское иго, установившееся над Русью? Как сегодня ставится и решается проблема влияния Золотой Орды на внутриполитические и социально-экономические отношения в русских княжествах?

При изучении третьего вопроса важно проанализировать факторы, обусловившие начало движения Руси от раздробленности к единству и независимости. Необходимо объяснить, почему Северо-Восточная Русь стала центром формирования российской государственности и именно Москва возглавила процесс объединения русских земель в единое национальное государство. Следует рассмотреть содержание, особенности объединительной политики московских князей: Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III и др., определить их историческую роль в образовании Московского государства. Определяя специфику формирования единого российского государства, важно сравнить процесс образования национального государства на Руси с аналогичными процессами образования национальных государств на Западе. При этом раскрыть ведущую роль политического фактора в этом процессе. Как шёл процесс формирования российского типа феодализма в этот период? Каковы особенности общественно-политического устройства Московского государства в конце XV - начале XVI вв.?

Освещая четвёртый вопрос, следует рассмотреть факторы, особенности, основные этапы образования Русско-Литовского княжества, в рамках которого оказалась значительная часть юго-западных русских земель, некогда входивших в состав Киевской Руси. Как складывались отношения между Московской и Литовской Русью, которые, по сути, являлись двумя центрами государственного объединения русских земель?

Основная литература

1. с. 35 - 72.; 4. с. 59 – 96; 5. с. 52 – 90; 6. с. 34 – 70; 7. с. 50 – 73; 8. с. 55 – 81; 9. с. 45 – 62; 11. с.31 -89.

Дополнительная литература

1. с. 55 – 136; 4. с. 41 –90; 5. с.63 – 78; 6. с. 33 - 67; 7. с. 66 - 77; 10. с. 74 – 132; 11. с. 235 – 357; 15. с. 45 – 73; 17. с.35 – 68; 19. 75 – 112; 21;22. с. 17 – 28; 24. с. 129 – 139.

 

План

1.«Новое время» как период всемирно-исторического процесса. Особенности исторического развития стран Запада и Востока в XVI-XVII вв.

2.Московское государство в XVI в.: альтернативы централизации, основные направления внешней политики.

3.«Смутное время»: причины, основные события, итоги.

4.Россия в XVII в.: внутриполитическое, социально-экономическое развитие, внешняя политика Московского государства при первых Романовых.

Методические рекомендации:

Освещая первый вопрос, следует раскрыть содержание понятия «Новое время» в контексте существующей периодизации мировой истории, хронологически определить этот исторический период и показать, что переход к Новому времени вмировой истории означал сложные процессы обновления традиционного общества, когдасистема феодальных общественных отношенийпереживает кризиси возникает новая системы общественных отношений, зарождаются новые формы рыночного хозяйствования, происходит экспансия европейской цивилизации вдругие районы мира. Важно обратить внимание на то что, не все народы вступили в этот период одновременноисуществуют различные варианты периодизации новой истории. Понятие «Новое время» впервые появилось в историко-философской мыслив эпоху Возрождения. Необходимо остановиться на характеристике сущностных черт этой эпохи, а также рассмотреть содержание начавшегося в XV в. и продолжавшегося до XVII в. периода Великих географических открытий, когда европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию. Важно понять, почему XVI—XVII вв. в истории стран Европы называют «временем великого прорыва». Обратите внимание на то, что именно в этот период значительно возрос уровень производительных сил, благодаря внедрению технических нововведений, изменились формы организации производства, были заложены основы капиталистического способа производства, раздвинулись границы западного мира, формируются национальные и международные рынки. Именно в XVI—XVII вв. в Европе происходят первые буржуазные революции (в Нидерландах, в Англии). Каковы их причины и последствия? Следует раскрыть содержание и историческое значение такого важного явления в истории европейских стран, как Реформация. Какое государственное устройство характерно было для ведущих стран Европы в это время? Обратите внимание на то, что в XVI—XVII вв. в ряде стран Европы складывался и развивался абсолютизм как новая форма феодальной монархии, пришедшая на смену сословно-представительной монархии. Идейный и культурный переворот в XVI—XVII вв. проявлялся в форме Возрождения, для эпохи которого характерна была новая, гуманистическая идеология. С ледует выяснить также общие черты исторического развития стран Востока и рассмотреть основные события, которые произошли XVI—XVII вв. в истории таких стран как Индия, Китай, Османская империя, империя Великих Моголов. В контексте сравнения со средневековыми государствами Европы и Азии необходимо раскрыть особенности цивилизационного развития Московского государства, обращая внимание на процесс формирования российского типа феодализма и сословной организации общества, а так же на предпосылки, способствовавшие появлению самодержавных черт российской государственной власти? В чём смысл официальной политической идеи «Москва – третий Рим»? Что предопределило её возникновение?

При изучении второго вопроса следует уяснить суть альтернатив централизации Московского государства в период правления Ивана Грозного. При этом важно раскрыть, прежде всего, содержание основных реформ 40-х - 50-х гг. XVI в. (реформы государственного управления, военной, церковной реформ), которые проводились правительством Избранной Рады и были направлены на усиление централизации Московского государства. Почему к началу 60-х гг. XVI в. был свёрнут политический курс, который осуществляла Избранная Рада? Необходимо также выяснить, в чём заключались цели, сущность и последствия опричнины как системы внутриполитических мер, направленных на централизацию государства путём укрепления режима личной власти царя Ивана Грозного методами массового террора. Следует охарактеризовать основные внешнеполитические события (борьба за присоединение Казанского и Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, начало освоения Сибири, Ливонская война). Какие внешнеполитические задачи удалось решить Московскому государству в XVI в.? Рассматривая оценки деятельности Ивана Грозного, раскройте смысл концепций историка Н. М. Карамзина о «двух Иванах», С. М. Соловьёва о прогрессивности победы государственных начал, С. Ф. Платонова о необходимости борьбы с консервативным дворянством и др. Какие оценки деятельности Ивана Грозного имели место в советской историографии? Как сегодня трактуется деятельность Ивана IV?

Раскрывая третий вопрос плана, следует выяснить, какой период русской истории и почему получил название «Смутное время» (или «Смута»), какие варианты хронологии этого периода имеются в историографии. Необходимо рассмотреть основные причины начала «Смуты»: негативные последствия правления Ивана Грозного, династический кризис, обострение общественных противоречий, стихийные бедствия и т.д. Важно охарактеризовать основные этапы «Смутного времени», обращая внимание на обстоятельства прихода к власти, политику Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, Лжедмитрия II, «Семибоярщины». Следует уделить также внимание массовым народным движениям этого периода (восстание И. И. Болотникова и др.). В чём выразилось вмешательство иностранных государств в ход событий в период «Смутного времени»? Какую историческую роль сыграли народные ополчения и русская церковь в борьбе с иностранной интервенцией? Чем завершается «Смута»?

При рассмотрении четвёртого вопроса следует объяснить, почему, при каких обстоятельствах на престол был избран М. Ф. Романов. Какие меры были предприняты правительством М. Ф. Романова по стабилизации политической ситуации? При этом обратите внимание на ликвидацию военной опасности извне, благодаря заключению перемирий со Швецией и Польшей. Следует также изучить материал о Смоленской войне, о взятии казаками Азова. При рассмотрении внутриполитического положения, важно уяснить тот факт, что российская монархия в этот время имела сословно-представительный характер. Для этого следует выяснить, какую роль в политической системе Московского государства играли Земские соборы и Боярская дума. Вместе с тем, необходимо проследить эволюцию политического строя Московского государства во второй половине XVII в. в сторону абсолютной монархии и обратить при этом внимание на отмирание Земских соборов, на изменения в составе Боярской думы, победу светской власти - над церковной и т. д. В чём смысл церковной реформы патриарха Никона и какие последствия она имела? Необходимо объяснить, почему вторая половина XVII в. явилась временем массовых социальных движений (Медный бунт, Соляной бунт, восстание под предводительством С. Разина др.). При этом следует отметить обострение социальных противоречий, усиление крепостничества, окончательное оформление крепостного права. Изучая вопрос, следует обратить внимание на новые явления в экономике России во второй половине XVII в. (вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий, на развитие феодального землевладения, на формирование Всероссийского рынка, появление мануфактур и т. д.). Изучите важнейшие внешнеполитические события второй половины XVII в.: присоединение Левобережной Украины, русско-польская, русско-шведская, русско-турецкая войны, дальнейшее освоение Сибири.

 

Основная литература

1. с.73 - 141; 3.; 4. с. 96 - 161. 5. с. 91 - 141; 6. с. 70 – 110; 7. с. 74 - 124; 8. с. 82 – 111; 9. с. 178 – 278; 11. с. 90 – 124; 12. с. 81 - 99.

 

Дополнительная литература

1. с. 141 – 219; 3.; 4. с. 91 – 140; 5. с. 91 - 141; 6., с. 67 – 126; 7. с. 82 – 97; 8. 10. с. 132 - 228; 11. с. 235 – 557; 16. с. 73 - 96; 18. с. 69 – 84; 20. 75 – 112; 21; 22. с. 69 – 84; 24. с. 129 – 139.

 

План

 

1.Страны Западной Европы впервой половинеXVIII в.: начало процесса модернизации.

2.Страны Востока в первой половине XVIII в.

3.Россия в первой четверти XVIII в.: реформы Петра I как начало модернизации России, внешняя политика, оценки деятельности Петра I.

4.Россия во второй четверти XVIII в.: эпоха дворцовых переворотов.

Методические рекомендации:

При подготовке первого вопроса необходимо раскрыть содержание понятия «модернизация». Важно уяснить содержание понятий «промышленная революция», «индустриализация», «урбанизация», «демократизация», «секуляризация», которые характеризуют сущность модернизации как процесса преобразования традиционного общества - в современное в различных сферах жизни общества. Раскрывая основные особенности экономического развития стран Европы в первой половинеXVIII в., следует обратить внимание на то, что в начале XVIII в. мануфактурное производство в ведущих странах Европы (Англии, Голландии, Франции) вступило в последний этап своего развития, непосредственно предшествующий промышленной революции. Но вместе с тем Европа в это время оставалась в значительной степени аграрным континентом, а концентрация капитала в торговле, как правило, обгоняла его концентрацию в промышленности, поэтому XVIII в. неслучайно называют веком торговли. Охарактеризуйте политический строй ведущих буржуазных государств Европы. Рассматривая международные отношения в первой половине XVIII в., следует иметь в виду то, что в это время такие государства, как Франция, Англия, Россия, Австрия и Пруссия вели между собой борьбу за влияние на европейском континенте. Обратите внимание на конкретные проявления этой борьбы. Какие войны имели место в первой половинеXVIII в. в Европе?

Раскрывая второй вопрос, следует охарактеризовать особенности экономического, политического развития, прежде всего, таких стран Востока как Османская империя Индия, Китай, Арабский халифат. При этом обратите внимание на то, что состояние Османской империи в XVIII в. историками характеризуется посредством понятий «упадок», «структурный кризис», которые означают наличие серьёзных противоречий, проблем в развитии этого некогда могущественного государства. Важно объяснить причины и найти фактический материал, подтверждающий этот тезис. Что характерно было для развития арабских провинций Османской империи (Ирак, Сирия, Ливан др.) в это время? Важно выяснить основные причины и фактическое содержание дестабилизационных процессов в Индии в первой половине XVIII в., которые, в конечном счёте, привели к кризису и распаду Могольской империи.

Освещая третий вопрос, необходимо объяснить, чем была обусловлена объективная необходимость петровских преобразований, каковы их цели и методы осуществления. Следует раскрыть конкретное содержание, результаты и последствия основных реформ Петра I. При этом важно обратить внимание на то, что центральное место среди реформ Петра I занимает реформа государственного управления. Какую модель государства создал Пётр I? Какие органы власти стали её элементами? При Пётре I в России утверждается абсолютизм как форма политического строя. Назовите его основные признаки. В чём особенности российского абсолютизма? Осуществляя социально-экономические преобразования, какую политику проводил Пётр I в отношении дворян, крестьян, купцов-промышленников? Раскройте содержание указа «О единонаследии», суть налоговой (податной) реформы. Как осуществлялась мануфактурная индустриализация России при Пётре I? В чём её особенности? Характеризуя внешнюю политику Петра I, следует проследить процесс решения главной внешнеполитической задачи России в XVII - XVIII вв. – добиться выхода к морским торговым путям. При этом главное внимание уделите Северной войне: охарактеризуйте основные события, итоги этой войны, объясните, благодаря чему России удалось одержать победу над Швецией. Исторически сложились неоднозначные, противоречивые оценки реформаторской деятельности Петра I. Чем это можно объяснить? Можно ли согласиться с тезисом о том, что предпринятая Петром I европеизация российского государства, носила поверхностный характер, а его реформы не сделали Россию по-настоящему европейской страной? Постарайтесь определить своё отношение к Петру I как выдающейся исторической личности.

Раскрывая четвёртый вопрос семинара, объясните причины государственно-политической нестабильности в «эпоху дворцовых переворотов» (1725 – 1762 гг.), расскажите о главных действующих лицах этого исторического периода: о Екатерине I, А. Меньшикове и Пётре II, об Анне Ивановне и Бироне, о Елизавете Петровне и Пётре III. Обратите также внимание на обстоятельства прихода к власти Екатерины II.

Основная литература

1. с. 142 – 169; 3.; 4. с. 96 - 161. 5. с. 154 – 180; 6. с. 125 – 127; с. 134 – 135; с. 139 – 140; с. 147 – 151; с. 155 – 172; 7. с. 128 – 153; 8. с. 111 – 125;

9. с. 303 – 383; 10. с.126 – 160. с. 126 – 160; 11. с. 126 – 160; 12. с.100 – 183.

Дополнительная литература

1. с. 214 – 275; 3.; 4. с. 151 – 172; 5. с. 178 – 202; 6. с. 127 - 163; 7. с. 110 – 124; 10. с.241 - 322; 11. с. 235 – 557; 12. с. 9 – 181; 16. с. 97 - 117; 18. с. 128 – 194; 19; 21; 22. с. 49 - 61; 24. с. 173 – 220.

 

План

1.Страны Западной Европы во второй половинеXVIII в. Эпоха Просвещения.

2.Страны Востока во второй половине XVIII в.

3.Россия в период правления Екатерины II: особенности социально-экономического развития, «просвещённый абсолютизм», внешнеполитические события.

4.Россия в конце XVIII в.: внутренняя и внешняя политика Павла I.

Методические рекомендации:

При подготовке первого вопроса следует рассмотреть процесс дальнейшей модернизации ведущих европейских стран, раскрыть суть идеологии Просвещения, ставшей идейной основой модернизации. Каковы характерные черты эпохи Просвещения, в целом, и особенности её проявления в различных европейских странах? Следует иметь в виду то, что после Возрождения и Реформации Просвещение стало, по сути, третьим духовным переворотом, практически полностью покончившим со средневековой системой ценностей. Охарактеризуйте политический строй ведущих буржуазных государств Европы, раскройте содержание понятия «просвещённый абсолютизм». Важно понять, что суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы в рамках государственных форм абсолютной монархии осуществлять в различных сферах жизни общества реформы, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Каковы причины, характер, основные события и главные итоги Великой Французской революции? следует обратить внимание на то, что в центре международных отношений на европейском континенте были такие государства, как Франция, Англия, Россия, Австрия и Пруссия, которые вели борьбу между собой за влияние в Италии, в Германии, в Польше, на Балканском полуострове. Какие войны имели место во второй половине XVIII в. на европейском континенте? Важно показать, что в борьбе между европейскими державами за торговую и колониальную территорию победу одерживали наиболее передовые в экономическом отношении страны, и в XVIII в. лидерство в колониальных захватах перешло к Англии. Но обратите внимание на то, что Англия не смогла удержать контроль над своими североамериканскими колониями, и борьба их за независимость привела к образованию самостоятельного государства - Соединенных Штатов Америки. Когда, при каких обстоятельствах это произошло?

Раскрывая второй вопрос, следует охарактеризовать особенности социально-экономического, политического развития во второй половине XVIII в. Индии, Османской империи, Китая, Арабского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.191.241 (0.011 с.)