Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вхутемас-вхутеин. Педагогическая система, основные мастера.

Поиск

После 1917 г. в советской России была осуществлена реорганизация всей системы художественного образования в стране. Основной идеей создания художественных мастерских был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. В целом создавалась новая методика обучения студентов в вузе, отвечающая требованиям современности и способной гибко реагировать на ее изменения.

25 декабря 1920 г. были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС).

Образовался ВХУТЕМАС первоначально в результате слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества.

Целью ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа была подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности.

В 1926 г. ВХУТЕМАС был преобразован в институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 года. В новом учебном заведении художественное творчество трактовали широкую сферу, включавшую и создание произведений искусства, и художественно ценных предметов быта и техники.

В 1930 г. на его базе был создан ряд отдельных институтов: Московский архитектурный, Московский полиграфический, художественный факультет Московского текстильного института.

ВХУТЕМАС состоял из 8 факультетов: архитектурного, живописного, скульптурного, металлообрабатывающего, деревообделочного, керамического, текстильного, полиграфического (графического).

Первые два года обучения, когда студенты получали общехудожественное образование, были названы Основным отделением. На Основном отделении все студенты ВХУТЕМАСа первые два года приобретали общую художественную культуру, изучали основные элементы и средства художественного формообразования: цвет, пространство, поверхность, объем, а также методы и язык композиционного творчества - пропорции, ритм, динамику, контрасты, закономерности зрительного восприятия предметной среды.

В разные годы занятия вели В. Фаворский, Р. Фальк, А. Родченко, перспективу вел П. Флоренский, скульптуру — С. Коненков, А. Голубкина, курс лекций по теории композиции читал М. Гинзбург.

На архитектурном, живописном и скульптурном факультетах были разработаны пропедевтические дисциплины, где студенты осваивали основные элементы архитектуры и изобразительных искусств — «Пространство»,«Объем», «Плоскость», а также вспомогательные учебные предметы — «Графика» и «Цвет».

ВХУТЕМАС объединил архитекторов и художников различных творческих направлений, став крупнейшим художественным центром. В его методике и программах особенно ярко проявились идеи художественного авангарда, противопоставившие себя академическому искусству.

ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН возник как ответ на требование времени в момент резкого социального перелома, затронувшего сферы социально-культурных отношений и материально-предметного окружения человека. Руководители рассматривали подготовку художника-производственника как задачу воспитания всесторонне и гармонично развитого работника нового общества.

Отличительной чертой творческой направленности и методов обучения было прежде всего взаимодействие различных видов искусств, характерных для комплексного художественно-технического учебного заведения. В творчестве и теоретических взглядах выдающихся архитекторов-педагогов и работах их учеников, освоивших принципиально новые методы проектирования, нашли воплощение идеи нового стиля — конструктивизма.

Вопрос 13. Художественные открытия модернизма и новая эстетика формы. Основные направления в развитии искусства модернизма.

Модерни́зм (0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Итальянский язык" итал. modernismo — «современное течение»; от 0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Латинский язык" лат. modernus — «современный, недавний») — направление в 0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE" \o "Искусство" искусстве 0%B2%D0%B5%D0%BA" \o "XX век" XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля4%E5%F0%ED%E8%E7%EC" \l "cite_note-1" [1]. Модернистская 0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)" \o "Парадигма (философия)" парадигма была одной из лидирующих в0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80" \o "Западный мир" западной цивилизации первой половины 0%B2%D0%B5%D0%BA" \o "XX век" XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

В русской эстетике «0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD" \o "Модерн" модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, 0 %90%D 1 %80_%D 0 %BD%D 1 %83%D 0 %B 2 %D 0 %BE" \o "Ар нуво" ар нуво,0 %AE%D 0 %B 3 %D 0 %B 5 %D 0 %BD%D 0 %B 4 %D 1 %81%D 1 %82%D 0 %B 8 %D 0 %BB%D 1 % 8 C" \o "Югендстиль" югендстиль, 0 %A 1 %D 0 %B 5 %D 1 %86%D 0 %B 5 %D 1 %81%D 1 %81%D 0 %B 8 %D 0 %BE%D 0 %BD" \o "Сецессион" сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, с тем, чтобы избежать путаницы.

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский 0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC_(%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)" \o "Функционализм (архитектура)" функционализм 20-30-х годов, 0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%BC_(%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)" \o "Конструктивизм (искусство)" конструктивизм и 0%A0%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC_(%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)" \o "Рационализм (архитектура)" рационализм в 20-х годах России, движение «0%91%D0%B0%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%83%D1%81" \o "Баухаус" баухаус» в Германии, архитектурный 0%90%D1%80-%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BE" \o "Ар-деко" ар-деко стиль, 0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C" \o "Интернациональный стиль" интернациональный стиль, 0%91%D1%80%D1%83%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC" \o "Брутализм" брутализм, 0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0" \o "Органическая архитектура" органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры 0%A0%D0%B0%D0%B9%D1%82,_%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D0%BA_%D0%9B%D0%BB%D0%BE%D0%B9%D0%B4" \o "Райт, Фрэнк Ллойд" Фрэнк Ллойд Райт, 0%93%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%83%D1%81,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80" \o "Гропиус, Вальтер" Вальтер Гропиус, 0%9D%D0%BE%D0%B9%D1%82%D1%80%D0%B0,_%D0%A0%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4" \o "Нойтра, Рихард" Рихард Нойтра, 0%9C%D0%B8%D1%81_%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%B4%D0%B5%D1%80_%D0%A0%D0%BE%D1%8D,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3" \o "Мис ван дер Роэ, Людвиг" Людвиг Мис ван Дер Роэ, 0%9B%D0%B5_%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B1%D1%8E%D0%B7%D1%8C%D0%B5" \o "Ле Корбюзье" Ле Корбюзье, 0%90%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%BE,_%D0%90%D0%BB%D0%B2%D0%B0%D1%80" \o "Аалто, Алвар" Алвар Аалто, 0%9D%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80_%D0%A1%D0%BE%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8E,_%D0%9E%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%80" \o "Нимейер Соарис Филью, Оскар" Оскар Нимейер, а также некоторые другие

 

Модерн, (в переводе с французского modern — значит современный) является художественным направлением в декоративно-прикладном искусстве, возникшем в Европе в 19 – 20 столетии, как объединяющий направления разных стилей передового искусства.

Особенностями направления Модерн считаются: отказ от углов и прямых линий в пользу более естественных линий, (природных), заинтересованность к новым технологиям (особенно в архитектуре), развитие прикладного искусства. Направление Модерн сочетает утилитарные и художественные функции выполняемых произведений, привлекая все направления деятельности человека в сферу прекрасного.

Стиль Модерн поддерживает основной принцип – это воплощенное в гибких и обтекаемых формах динамическое равновесие. Например, мебель в стиле Модерн функциональна и проста. Корпусная мебель разного назначения – комоды, шкафы, полки – может быть прямоугольной, но с естественными оттенками: изящной фурнитурой, матовым остеклением и т.д. Изгибы подлокотников и рисунки на ножках мягкой мебели могут быть выполнены в виде гнутых линий, каркасы зачастую могут повторять переплетенные ветви растений, формы тел насекомых или животных.

Отделочные материалы декора – текстиль, обои можно щедро украсить изображениями листьев, цветов, насекомых, птиц.

Предметом декоративно-прикладного искусства может быть, кроме мебели, всевозможная утварь, украшения, ткани. В искусствоведении одновременно с классификацией изделий по практическому назначению, применяется также классификация по материалу (керамика, металл, дерево, текстиль) или по технике изготовления (чеканка, роспись, резьба, литье и т. д.).

Изделия декоративно-прикладного искусства считаются неотделимыми от современной культуры данной эпохи, тесно связаны с бытовым укладом, характерным для того или же иного периода, с национальным уклоном. Прикладник — художник, работая над своим произведением, решает непростую задачу — достичь сочетания гармонии в формах предмета, удобства для применения, декорируя и украшая – красоты и оригинальности. Зачастую, благодаря именно декору, бытовой предмет становится произведением искусства.

При создании декора широко используются элементы изобразительного искусства и орнамент (это могут быть сочетания живописи, скульптуры, графики). Иногда изображение или орнамент есть ничто иное как основа формы произведения.

АРХИТЕКТУРА

Еще названия стиля – «интернациональный стиль». Этот термин был предложен Филиппом Джонсоном в 1932 г. на выставке современной архитектуры в МОМа (Нью-Йорк).

Этапы по карпуну:

• 1 пол. 20 в. – зарождение

• 2 пол. 20в. – торжество, кризис модернизма

• 70-е гг. – плавный переход модернизма в постмодернизм.

• Модернизм – принципиальная установка на новизну архитектуры, - как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм, которые, по мысли архитекторов-модернистов, должны исходить из достижений новых строительных технологий. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. Основные принципы архитектурного модернизма — использование самых современных строительных материалов, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминесценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер. Что касается социальных установок архитекторов-модернистов, то, как правило, они отличались явным демократизмом, а то и левизной, - по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

• Основные представители модернизма — Фрэнк Ллойд Райт (ФЛР), Вальтер Гропиус, Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье (=ЛК), и другие.

• Рассмотрим теории ЛК и ФЛР. Насколько я понимаю, оба они работали в тех же «жанрах» - то есть строили виллы, предлагали свои решения в области градостроительства и в сфере дешевого жилья. Но их постройки, как и концепции,в некоторых моментах соприкасаются друг с другом (например, оба они обращаются к современным техническим достижениям – будь то идея «дома-машина для жилья» или применения каркасных конструкций).

• Проблема в том, КАК они по-разному понимают эту идею и претворяют ее в своих постройках и проектах. К тому же, в сфере градостроительства они представляют 2 полярные тенденции – ЛК был урбанистом (все в город!), ФЛР – дезурбанистом (типо в Америке места много и всем хватит-а ну-ка все в пригороды – мы себе это можем позволить).

Теория и практика ФЛР:

• -учился у Салливана (Чикагская школа), и работал на него лет 6. Испытал также влияние Японской архитектуры (поездка в Японию в 1905 г.) – особенно в интерьерах своих домов, выполненных в «стиле прерий».

• -теперь про отношение ФЛР к «машине», или современным технологиям. Тут можно раскидать по периодизации. Как мудро написал Walter-Kruft, можно выделить 2 периода:

• 1) до 20-х гг. – попытки приспособить технологии к «стилю прерий» - выразилось в использовании консольных конструкций (пример – дом Роби), но «национально-романтическая тенденция», а также его личные принципы «органической архитектуры» выразились в применении традиционных материалов и методов строительства.

Кратко о «стиле прерий» в соответствии с теорией «Органичной архитектуры». Впервые термин «органичный» появился в 1908 г. и он означал использование консолей в строительстве домов, которую Райт сравнивал с «веткой дерева». Знаете, очень напоминает треп Боря про органичность московского модерна. Вот такое же говно и тут. Типо органическая архитектура – это противоположность механизированному бреду Ле Корбюзье и ему подобным.

• Тут – влияние идеи о гармонии природы и постройки+ влияние принципов Японии. Есть 6 принципов «стиля прерий»:

• Простота и уравновешнность постройки;

• Типология: тип, а следовательно, и план дома – зависел от personality клиента – свободный план (!!!);

• Домик должен быть вписан в окружающую природу. Это выразилось в: преобладании горизонтали (ну – прерия же) – карнизы, горизонтальные террасы, кровля и др.; конусовидные или скатные крыши (национальное – вигвам) и др.;

• Цвет дома должен встречаться в природе – естественные цвета (красный, зеленый, коричневый, охристые цвета). Примеры – дома в Оук-парке в Чикаго.

• Природные материалы (гонт, камень, дерево, кирпич в виде плинфы и пр.).

Примеры домов в «стиле прерий»:

Мартин хаус,

walter Gale house,

дом Робио.

• А вообще – эта теория является очень важной для модернизма. В чем выразилось – в домах «гонтового стиля» предвосхищены следующие принципы модернизма:

• Принцип единого внутреннего пространства. Оно функционально разделено. Пример: разделение камином зального пространства на зоны гостиной и столовой в доме Робио (1908-10 гг.).

• Строительство по принципу «изнутри-наружу». То есть фасады плющит в зависимости от интерьеров.

• Ленточное расположение окон (пример – walter Gale house).

• Принцип свободного плана

• Эти принципы потом, в 1920-х гг. пафосно озвучит Ле Корбюзье, целиком приписывая их себе, хотя половина этого уже была в домах Райта, которые вообще даже не считаются еще модернизмом.

• 2) с 20-х гг. – начинает использовать новые материалы и конструкции промышленного происхождения – бетон, железобетон, стекло (т.н. «Кановские лекции» 1930 г. – пропаганда Райтом стекла как основного строительного материала). Начинает разрабатывать тип призматического здания со стеклянным фасадом и единым, перетекающим пространством.

Пример использования элементов заводского изготовления и железобетонных конструкции в соответствии с романтической идеей растворения постройки в природном окружении: вилла Кауфман («дом над водопадом») 1935—39 гг. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем => дом «вырастает из утеса». Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера.

• Теперь, говоря о периоде 30-х гг. в творчестве Райта, рассмотрим его градостроительный проект – «город широких просторов, или горизонтов» - неважно, это тупой русский перевод (Broadacre City), и его жилую застройку.

Суть проекта: занимаясь проблемой Американского города, создает свою урбанистическую теорию (книги «Исчезающий город» и другие, написанные позже). Создает идею утопического государства «Юсония» (Unated States of Nothern America), где архитектуре отводится особенное значение – она, по мнению ФЛР, должна воспитать нового человека, и новое общество соответственно – это, кстати, роднит его с Ле Корбюзье.

а летающие НЛО – это вроде горизонтальных небоскребов Л. Лисицкого. Научная фантастика)))

• По Райту, современный город – это «хроническая форма социального заболевания». Поэтому он – за дезурбанизацию и жизнь людей в пригородах в коттеджах с куском своей земли (акр земли каждому! – поэтому-то город так и называется. Но по-русски это не очевидно).

• 4 ключевых слова для города ФЛР:

• Органичность

• Децентрализация

• Интегрирование

• Демократия

• Объясняет через аналогию человеческих обществ древности: типо пещерные люди создали потом цивилизацию, где все централизованно, а кочевники – были децентрализованы, демократичны. В этом случае «органичность» и «демократия» являются для Райта синонимами. По его мнению, корни децентрализации заложены в самой американской культуре, где существует столько прекрасного места, неосвоенного людьми, что США, в отличие от Европы, может позволить себе дать каждому по акру земли и поселить его по-человечески в пригороде, БЕЗ СОСЕДЕЙ-по меткому выражению Карпуна, где сбывались бы 2 мечты Райта:

• Идея единения человечков и природы – интегрирование архитектуры в ландшафт (холмы, деревья – создание зеленых зон, садов на участках);

• Интегрирование технических достижений человечества: наличие дорог, телеграфа и телефона, электричества и пр. ПЛЮС машины (гаражи-то были предусмотрены): даешь по «Форду» каждому американцу!!!

• Теперь о собственно домах этой Юсонии-Мудодии (извините, уже кроет): идея ТИПОВОГО дешевого строительства (в отличие от буржуйских «домой прерий»).

• Каждое здание планировалось из расчета подводки коммуникаций и дорог – поэтому гараж и пол с подогревом обеспечены каждому СРЕДНЕМУ американцу.

• В каждом коттедже – стандартный набор помещений и удобств: система коммуникаций, и даже меблировка + гараж, кухня-зал, 2 спальни и 1 кабинет. Ну и садик-огородик на акре земли.

• При этом Райт предлагал разные варианты ФОРМЫ домов, чтоб не скучно было. Но набор помещений в них всегда был СТАНДАРТНЫМ.

Итак: компактность, экономичность, функциональность: широкие карнизы, ленточные окна, одноэтажность, применение каркасных конструкций.

Итоги: акр земли среднему американцу!!! Тачку среднему американцу!!! Все вон из перенаселенных городов и айда в сельскохозяйственные пригороды!!! Или с меньшей доли экспрессии – концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.

• Говоря о дальнейшем творчестве Райта (40-50-е гг.), несмотря на лекции Карпуна про периоды «модернизма», «романтизма» и «брутализма» - я бы сказала, что он всегда оставался верен своей теории «органической архитектуры».

В 40-50-е годы Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира компании «Джонсон Уокс» (1936—1939) в Расине, шт. Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория — её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме — квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места, которое в Америке, где все шпионят друг за другом, пусто не бывает.

• -тут, по выражению Райта, есть поэтический образ. В чем: по-первых – органические мотивы в скучном здании – древовидные-грибовидные колонны. Во-вторых – игра с ощущениями: там, где человек ожидает встретить глухую стену – есть свет, и наоборот.

• Интерьер:

• Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину (еще нашла метафоры: пандус для машин – а ля парковка, зиккурат), в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Идея верхнего освещения – от здания Уокса. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.

• Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. Так и не реализован остался проект небоскреба «Иллинойс» высотой в милю, рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий из себя сужающуюся кверху треугольную призму.

Ле Корбюзье (Шарль Эдуар Жаннере-Гри) – швейцарец по происхождению, Корбюзье – псевдоним. Организовал международные конгрессы архитекторов, являлся инициатором Афинской хартии. Учился у П. Беренса вместе с Роэ и Гроппиусом. Совершил путешествия на Восток и в Малую Азию – влияние принципов местной архитектуры. Теоретические взгляды Ле Корбюзье изложены им в книгах «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925), «Лучезарный город» (1935) и других.

• Значение для формирования концепций ЛК имели:

• Египет: принцип расширения архитектурных форм посредством ячейки – касба (типо сот), плоские кровли, жалюзи на окнах;

• Италия: монастыри – двуединство человеческого существования – индивидуальность (кельи)+ социум (трапезы, молитва). Это повлияет на его концепцию дома-коммуны.

Периодизация тв-ва ЛК:

• До 2 мировой

• После 2 мировой – брутализм, постмодернизм.

• 1-я реализация принципа «касба» - Дом-ино (1914): ж/б столбы+ плоское перекрытие+лестница сбоку. Эту ячейку можно продолжать до бесконечности. Здесь также выражена идея стандартизации жилья, которое должно быть таким же, как костяшки домино.

• ЛК – самый тоталитарный модернист в ХХ в.: преклонение перед машиной, техникой, говорил, что «дом-машина для жилья». Пример: проект дом Ситроан (1922 г.). суть: идея, что дом должен быть таким же типовым объектом, как и одноименное авто. В названии – собственно пародия на название авто.

• -Описание проекта: прямоугольный вытянутый объем, с плоской кровлей и поднятый на столбы.

• -реализовать эту идею «дома-машины» ЛК удалось в 1927 г., в поселке под Штудгартом – Вайсенхоф. Дом напоминает вагон, где есть купе и коридор (тот самый знаменитый коридор 60 см шириной). Стены наполовину остеклены (полуостекление).

• Свои знаменитые «5 принципов» ЛК продекларировал постройкой виллы Савой в Пуасси 1929 г.:

• Дом строится на сваях. Таким образом земля остается нетронутой, т.к. нет фундамента. Пространство под сваями занято гаражом или внутренним двором. Вход находится на 1 этаже. Сама идея не нова – уже было в арх-ре Азии, Африки и Океании - субтропики;

• Плоская кровля – там находится также открытое пространство наподобие внутреннего двора (тоже было в арх-ре Востока);

• Ленточное расположение окон – от 1 угла здания до другого угла. Так – больше света (уже было у Райта);

• Единое внутреннее перетекающее пространство (было у Райта);

• Не заботился о фасаде – принцип «изнутри-наружу» (тоже было у Райта, О. Перре);

• Еще один важный элемент – фасад выкрашен в белый цвет (либо тонированный железобетон, либо окрашена штукатурка).

• Таким образом, все эти черты по отдельности существовали и ранее, но ЛК был 1-м куратором, продекларировавшим их вместе. Ему и все лавры.

• Теперь – о градостроительных проектах ЛК. Примеры: «город на 3 млн жителей», «План Вуазен», «План Обюс» (=проект-реконстукция Алжира). Еще раз напомню, что ЛК – законченный урбанист. Он мыслил город не как Райт – демократично и утопически, а говорил о капиталистическом современном городе, где сосуществуют люди разного достатка.

• Современный город, по мысли Л. К. – это город капиталистической элиты, которая живет и работает в административном центре (застроенном т. н. «картезианскими небоскребами» - выотными зданиями в виде крестообразных небоскребов), отделенном от кварталов для рабочих и промышленных предприятий т. н. «зеленым поясом» - парками и т.д.

Черты города ЛК:

• Централизация: сосредоточение жилья богатых людей и административных зданий в центре города;

• Социальные факторы: идея отделения «элиты» от «пролетариата»;

• законченность проекта – город Л. К. предопределен архитектором с самого начала – в самом названии проекта уже указано число жителей (3 млн.) и уже заранее продумана архитектурная организация пространства – деление на зоны в соответствии с классами, зеленые зоны – как разделение кварталов + оздоровительные функции, ясная геометрическая схема и пр.

• Л. К. широко применяет принцип симметрии и «золотого сечения», а также регулярную сетку кварталов – традиции, идущие с Античности – гипподамова система, на основе которой развилась римская планировочная система. В плане Вуазен (см. илл.) можно увидеть четко различимые cardо и decumanus, в точке пересечения которых находится площадь.

• Новым в плане города Л.К. стало то, что архитектор учитывал развитие транспортных систем, говоря «скорость – это успех», и продумал систему трасс и проспектов в городе.

План перестройки Алжира (1933 г.) демонстрировал принцип «касба» в масштабе города: город представлен как гигантский мост. Он же акведук, он же магистраль, он же китайская стена. Страх и ужас. Слава богу, не построили.

Реализация градостроительного бреда ЛК произошла только в сер. ХХ века, когда ему предложили спроектировать целый город Чандигарх в Индии (1951 г.). ВНИМАНИЕ: ЧАНДИГАРХ – ЭТО УЖЕ БРУТАЛИЗМ. КАК И ВЕСЬ ЛК ПОСЛЕ ВОЙНЫ.

Идея проекта была в том, что архитектор хотел создать столицу одного из штатов в только что получившей независимость страны, избегая ссылок на ее колониальное прошлое. Л. К. тщательно изучал архитектуру Востока и Индии, так как хотел претворить в проекте мечту об утверждении значения древней и самобытной культуры Индии. Следовательно, столица штата должна была воплощать идею символа Новой Индии – нового, промышленного, современного государства.

Воплощение: Л. К. создал административный центр города, предоставив создание жилых кварталов другим архитекторам. В ансамбле Капитолия он расположил исключительно правительственные здания, расположенные на берегу искусственного озера, и находящиеся далеко друг от друга – Верховный Суд и дворец Правосудия на оси запад-восток, и дворец губернатора (сейчас – функции музея) и Секретариат – по оси север-юг.

По меткому выражению К. Фремптона, в распоряжении Л. К. было больше пространства, чем денег и материалов (единственным доступным материалом в избытке был бетон). Именно поэтому у каждого здания есть свое «силовое поле», однако из-за расстояния все объекты становятся изолированными друг от друга. Причиной этому также может являться то, что Л. К. предполагал создать город как «прямоугольную дорожную сеть», «дорогу для автомобилей», что стало в итоге странным для жителей страны, которые не имеют не только автомобиль, но и даже велосипед. Перемещение между зданиями Капитолия также стало неудобным из-за расстояний, не рассчитанных на пешеходов – дорога занимает от 15 до 20 минут пешком под палящим солнцем.

В ансамбле архитектор стремился достигнуть монументальности, но без использования классических архитектурных форм – поэтому он по-разному во всех зданиях претворяет традиционный для индийской архитектуры «зонт»: так, например, она служит навесом над главным входом в здании законодат.собрания; консонантой – в сводчатой кровле Верховного суда; и как доминанта – в венчающем объеме Дворца Губернатора.

Архитектор широко применяет лестницы и пандусы, которые осуществляют связь между разными уровнями в зданиях (например, в здании Парламента, Дворце Правосудия), призматические объемы как основу для зданий; также в решении фасадов применяется цвет (пример-дворец Правосудия), и ассиметрия, придающая решению фасада особый рисунок.

Итоги: архитектор сделал попытку воплотить идею символа новой страны через ансамбль монументальных построек, который стал своеобразной «вневременной» эмблемой страны из-за своего масштаба, а также отдаленности от основного городского массива, от повседневности, игнорирующей даже климатические особенности местности. А если коротко о главном – через ОПУ он это сделал, зачем баян индусам.

ассамблея

дворец Правосудия

Говоря о послевоенном творчестве ЛК, нужно упомянуть о его концепции Модулора: это попытка архитектора привести человеческий менталитет к некой формуле – стандартизации жизни и архитектуры.

-он четко выражен в Марсельской Жилой Единице (1948-50 гг.). по типу это дом-коммуна, то есть машина для жилья сообщества, составленная из отдельных жилых единиц. То есть здесь частное сочетается с общим – частные квартиры с общим коридором. Кровля плоская, но и там включены элементы внутреннего дворика, социума – есть бассейн. Здесь были применены стандартизированные квартиры «дуплекс» (в двух уровнях) с лоджиями, выходящими на обе стороны дома.

-Внутри здания — в середине по его высоте — расположен общественный комплекс услуг: кафетерий, библиотека, почта, продуктовые магазины и прочее. На ограждающих стенах лоджий впервые в таком масштабе применена раскраска в яркие чистые цвета — полихромия. Подобные Жилые Единицы (частично видоизменённые) были возведены позже в городах Франции и в Западном Берлине. В этих постройках воплотилась идея «Лучезарного города» Корбюзье — города, благоприятного для существования человека.

1950-60-е гг.: время признания ЛК и переход в постмодернизм. В это время построен ряд зданий, закрепивших его славу европейского архитектора-авангардиста № 1. Главные из них — капелла Роншан (1955, Франция), комплекс монастыря Ля Туретт (1957—1960).

Отличие постмодернизма от модернизма: модернизм – чистота линии, геометризм, белый цвет, отказ от цитирования исторических стилей. Постмодернизм – цитирование и ирония над историческими стилями, полифасадность, скульптурность, выразительность построек – их формы заставляют нас придумывать некие образы.

Отличие брутализма от модернизма: брутализм – грубые материалы: необработанный бетон, кирпич. Уже появляется скульптурность. Рельефные, фактурные поверхности – шероховатый бетон например. Преобладание железобетона. Градостроительный подход к здению, функциональность.

Райт ЛК
Подход: органический, связь с природой, вписанность постройки в окр. среду Подход: плевать на окр. среду, ура - машине, будем строить новый мир, домики, новое общество и делать новых людей!уи!
Дом – делается ДЛЯ человека: человеческий масштаб, комфорт и удобства, с учетом совр. достижений техники. Дом – машина для жилья. Вагон. И как жить в этом вагоне с прозрачной дверью в сортире или душе – неважно, и коридором 60 сантиметров – знал только ЛК.
Градостроительство – дезурбанизация: айда в поселки жить в коттеджах, как сейчас живут американцы.   -децентрализация -демократия -интеграция   -органичность   Градостроительство – город. Современный, с дорогами, машинами, зелеными зонами, и небоскребами в центре. А рабочие живут на окраинах-се ля ви. -централизация -нет демократии – роль соц. Фактора -есть интеграция – как совр. техники, так и зеленых зон -органичность – отсутствует: плевать на контекст. За редкими исключениями – монастырь Туретт. -
Общее: считали, что архитектура способна изменить общество – популярные в то время идеи модернистов о новом обществе, новой архитектуре, новом быте и новом человеке. Еще общее: взгляд на профессию архитектора: художник, который создает новый порядок в мире.

 

 

14. Абстракционизм и новые принципы формообразования в формировании предметной среды. Группа «Де Слайл»

Абстракционизм (от лат.Abstractus – отвлеченный) – одно из главных художественных направлений в искусстве 20 века, в котором структура произведения основывается исключительно на формальных элементах – линии, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации. Произведения Абстракционизма отрешены от форм самой жизни: беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движение мысли и эмоциональные сопереживания.

 

Абстракционизм, как направление, возник в начале 20 в. одновременно в нескольких европейских странах. Признанными основоположниками и вдохновителями этого движения считаются художники Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан, ФрантишекКупка и Робер Делоне, изложившие основные положения Абстракционизма в своих теоретических трудах и программных заявлениях. Разные по целям и задачам, их учения были едины в одном: Абстракционизм как высшая ступень развития изобразительного творчества создает формы, присущие только искусству. «Освобожденный» от копирования действительности, он превращается в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил».

 

С момента появления Абстракционизма в нем наметились две основные линии. Первая – геометрическая, или логическая абстракция, создающая пространство путем сочетания геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Она находит воплощение в супрематизме К.Малевича, неопластицизмеП.Мондриана, орфизме Р.Делоне, в творчестве мастеров постживописной абстракции и оп-арта.

 

Вторая - лирико-эмоциональная абстракция, в которой композиции организуются из свободно текущих форм и ритмов, представлена творчеством В.Кандинского, работами мастеров абстрактного экспрессионизма, ташизма, информального искусства.

 

Как художественное явление Абстракционизм оказал огромное влияние на становление и развитие современного архитектурного стиля, дизайна, промышленного, прикладного и декоративного искусства.

 

Мастера Абстракционизма: Василий Кандинский, Казимир Малевич, ФрантишекКупка. Пауль Клее, Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Роббер Делоне, Михаил Ларионов, Любовь Попова, Джексон Полок, Йозеф Альберс.

Голландская группа "Де Стейл"

 

Во время Первой мировой войны центр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.221 (0.021 с.)