Вопрос 2. Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники и зарождение промышленного производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники и зарождение промышленного производства.



Вопрос 2. Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники и зарождение промышленного производства.

Промышленный подъем привел к нарушению неторопливого многовекового ритма в развитии предметно-пространственного окружения человека.

Все предметы, окружающие человека были результатом кропотливого и длительного ручного труда мастеров-ремесленников. Возникли новые предметы, еще не укоренившиеся в Культуре. Что породило проблему их адаптации ко вкусам потребителя, возник интерес к психологии покупателя. Кроме этого, быстрые изменения в предметно-пространственном окружении привели к тому, что становится необходимостью не только адаптация ко вкусам потребителя, но и к прогнозированию этих вкусов. Осознание этой и других проблем, вызванных переходом от ремесленного к промышленному производству, привело к неизвестной до селе профессии дизайнера.

В самом обобщенном виде определение Дизайна может быть сформулировано следующим образом:

Дизайн- проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер. Объектами промышленного дизайна являются промышленные изделия (производственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.)

 

Рене́ Антуа́н Реомю́р (0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Французский язык" фр. René Antoine de Réaumur; 1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8F" \o "28 февраля" 28 февраля 1683" 1683 — 0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F" \o "17 октября" 17 октября 1757" 1757) — французский 0%95%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C" \o "Естествоиспытатель" естествоиспытатель, член Парижской АН (1708" 1708), иностранный почетный член Петербургской АН (1737" 1737).

Основные труды в области 0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0" \o "Физика" физики, 0%97%D0%BE%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F" \o "Зоология" зоологии и др. В 1730" 1730 описал изобретённый им спиртовой 0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80" \o "Термометр" термометр, шкала которого определялась точками кипения и замерзания воды и была разделена на 80 градусов.

 

Дени Папен (0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Французский язык" фр. Denis Papin; 0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0" \o "22 августа" 22 августа 0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1647 год" 1647, 0%91%D0%BB%D1%83%D0%B0" \o "Блуа" Блуа — 0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1712 год" 1712) — французский математик, физик и изобретатель.

Папен родился во французском городе Блуа в 0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1647 год" 1647 году. В Университете 0%90%D0%BD%D0%B6%D0%B5" \o "Анже" Анже он изучал 0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0" \o "Медицина" медицину и получил степень доктора. Но врачом Папен не стал. Во многом его судьбу предопределила встреча с голландским физиком 0%93%D1%8E%D0%B9%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%81,_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD" \o "Гюйгенс, Христиан" Х. Гюйгенсом, под влиянием которого Папен начал изучать 0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0" \o "Физика" физику и 0%9C%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0" \o "Механика" механику. В 0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1688 год" 1688 году он опубликовал0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9F%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BD" \l "cite_note-virg-1" [1] со своими конструктивными дополнениями описание представленного Гюйгенсом в Парижскую академию наук проекта порохового двигателя в форме цилиндра с поршнем.

Папен изучал работу поршня в цилиндре. В 0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1690 год" 1690 году в 0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3" \o "Марбург" Марбурге он создал 0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0" \o "Паровая машина" паровой двигатель, который совершал полезную работу за счет нагревания и конденсации пара. Это был один из первых паровых котлов. Конструкцию паровой машины (цилиндр и поршень) Дени Папену подсказал 0%9B%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D1%86" \o "Лейбниц" Лейбниц.

Папен также предложил конструкцию центробежного 0%9D%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%81" \o "Насос" насоса, сконструировал печь для плавки 0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%BE" \o "Стекло" стекла, паровую повозку и подводную лодку, изобрёл скороварку и несколько машин для подъёма воды.

С 1707 года он жил в 0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD" \o "Лондон" Лондоне. Последняя информация о жизни Дени Папена — его письмо от 23 января 1712 года.

 

Первые всемирные промышленные выставки.

В период перехода от мануфактурного производствамашинному, расширения торговли и образования общенациональных рынков начинает возрастать роль выставок. С 60-х годов XVIII века проходят общенациональные выставки торгово-промышленного характера.

В 1851 году в Гайд-парке Лондона состоялась Первая всемирная промышленная выставка, именуемая “великой”, в которой приняли участие 32 страны. Ее посетили свыше 6 млн. человек.

«Хрустальный дворец» (ChrystalPalace) Джозефа Пакстона – новое слово в мировой архитектуре, грандиозное архитектурное сооружение из стекла и металла. Павильон размерами 564×125 м был собран за 6 месяцев.Первая всемирная выставка в Лондоне 1851 г. пробудила стремление к проектированию больших залов из железа и стекла.

В рамках выставки проводилась демонстрация товаров ремесленного и промышленного производства, технологии машинного производства, разнообразные полезные ископаемые и предметы изобразительного искусства.Экспозиция первой промышленных выставок делилась по фирмам, но выставки были специализированные.

После лондонской Всемирные промышленные выставки проходили одна за другой во многих столицах мира: в Нью-Йорке, Вене, Сиднее.

С 1855 г крупнейшим выставочным центром становится Париж. Здесь возводится “Дворец промышленности” с “Галереей машин”, грандиозные по тем временам сооружения. Кульминационной стала выставка 1989 года. К ее открытию сооружается знаменитая башня инженера Густава Эйфеля. Она стала главным символом столицы Франции.

Всемирные промышленные выставки сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выставках технические изделия подобно произведениям искусства впервые были представлены на всеобщее обозрение как экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий. В результате чего необходимость поиска нового формообразования, основанного на иных эстетических принципах, отвечающего особенностям технологии машинного производства, стала очевидной.

Международные выставки являлись своеобразным смотром достижений передовой архитектуры и дизайна.Всемирные выставки всегда выступали площадкой для ознакомления с многочисленными изобретениями и техническими новшествами. Так, в 1862 году в Лондоне была представлена первая швейная машинка, в 1876 году в Филадельфии (США) — первый телефонный аппарат, в 1893 году в Чикаго — система электрического освещения.

В 1862 году в Лондоне прошла 3-я Всемирная промышленная выставка. На лондонской выставке 1862 г. также впервые осуществлен смотр произведений искусства за последние сто лет. Среди экспонатов этой выставки преобладали картины, скульптуры и иные художественные изделия.

В лондонских выставках 1851г. и 1862 г. принимала участие Россия. Участником выставки 1885 г. в Париже Россия не была.

Выставки способствовали и ускорению научно-технического прогресса в промышленности, строительстве, в переработке продукции сельского хозяйства, других отраслях экономики, оказали существенное позитивное воздействие на ускорение объективного процесса научно-технических открытий и изобретений, на активное внедрение их в производство.

Проведение всемирных торгово-промышленных выставок и ныне способствует развитию тенденций всестороннего сотрудничества государств, являет собой пример налаживания конструктивного взаимодействия стран и народов в масштабах всей планеты.

 

Школа Глазго.

Школа искусств Глазго была основана в 1845 году и первоначально носила название Государственная школа дизайна Глазго. Здание школы было построено по проекту выдающегося шотландского архитектора и художника-модерниста Чарльза Ренни Макинтоша.

В настоящее время в Школе искусств Глазго обучаются живописи, графике, фотографии, скульптуре, истории искусств, киноискусству, на 10 различных факультетах.

Здание похоже на прямоугольную башню, почти без декораций, со строгим фундаментом, уходя от традиционных методов архитектурных украшений. Четыре фасада не похожи друг на друга. Интерьер и экстерьер здания спроектирoван до мельчайший деталей, что было отличительной чертой Макинтоша. Важность этого здания в том, что его оригинальный стиль противостоял наплыву подделок под старину.

В 1900-х гг. сложилась "группа четырех": Ч. Макинтош, его жена М. Макдоналд, Дж. X. Макнейр и его супруга Ф. Макдоналд (сестра М. Макдоналд). К этой группе присоединилась Дж. Ньюбери, художница по текстилю, преподавательница Школы искусств в Глазго. Эти художники сумели создать оригинальный стиль, основанный на строгих прямых линиях, значительно отличающийся от прихотливо изогнутых контуров "удара бича" французского Ар Ну во.

В проектах оформления интерьеров "группы четырех" использовались натуральные материалы: дерево, керамика, медь, латунь. Строгие линии и выверенные пропорции сообщали этим проектам качества рациональной гармонии.

"Стиль Глазго" развивал рационалистические традиции английского искусства, но придавал им новую романтическую окраску, что выделяло этот стиль из общего рационалистического движения английского Модерна.Особенно знаменитым стали стулья Чарльза Ренни Макинтоша с высокими решетчатыми спинками.

 

8. Венский Сецессион на примере творчества Й. Ольбриха и О. Вагнера.

«Сецессион» - название ряда европейских (главным образом австрийских и немецких) художественных обществ конце XIX - начале XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших как оппозиция академизму.

"Венский Сецессион" (возник в 1897) объединял представителей австрйиского стиля "модерн", получившего название "сецессионстиль".

В объединение входили крупные живописцы (Г. Климт, Э. Шиле) и архитекторы (О. Вагнер, И. М. Ольбрих, И. Хофман).

В целом «сецессионстиль» тяготеет к прямолинейным орнаментам, сохраняющим жесткость геометрических линий даже в сложнейших комбинациях. Это распространяется и на декоративно-прикладное искусство.

Ядром «Венского Сецессиона» становится журнал «Вер Сакрум» (Святая весна).

Лидером и идейным вдохновителем был Густав Климт.

Характерные черты "Сецессионстиля":

- в живописи - орнаментальность и мозаичность;

- в графике - геометрическую ясность и свободную декоративность;

– в архитектуре - упорядоченность членений, четкие объемы, лаконичный декор и рациональность композиции и конструкции.

Творчеству архитекторов "Венского Сецессиона" были свойственны поиски рациональных конструктивных решений. Деятельность "Венского Сецессиона" способствовала утверждению как позитивных сторон искусства "модерна" (в архитектуре, книжной графике), так и некоторых свойственных ему упадочнических тенденций.

Штаб-квартирой организации стало здание Сецессиона в Вене, построенное по проекту Йозефа Ольбриха в 1898 г.

Образцами венского Сецессиона являются построенные Отто Вагнером станции подземной ветки венской железной дороги и здание санатория "Пуркерсдорф" Йозефа Хофмана.

 

Отто Вагнер — австрийский архитектор, мастер стиля модерн.

Талантливый архитектор и педагог Отто Вагнер главенствовал в Сецессионе в области архитектуры.

Вагнер последовательно изживал в своей практике традиции исторической стилизации, был в числе первых борцов за новое искусство и тех, кто возглавил движение за современную архитектуру.

Архитектурная часть городской железной дороги (Штадтбана), большая часть которой сохраняется по сей день, а также защитный гидроузел на реке Вене.

Многие крупные произведения архитектора 1890-х годов связаны с планом реконструкции Вены, воплотившие практически его идеи современной архитектуры.

В поиске архитектором новой философии в архитектуре и дизайне интерьера, важное место занимает здание Венской Центральной сберегательной кассы.

Особенности архитектуры Вагнера — стремление к упрощению форм зданий, в сочетании с характерным вагнеровским «золотым» декором и широким применением кованого железа.

Цветовая гамма — белая или светло-серая основа, украшенная нейтрально-серым, тёмно-зелёным и (или) золотым декором.

Традиционная вагнеровская деталь — тонкие параллельные вертикальные канелюры по поверхности плоского пилястра.

 

Йозеф Ольбрих (1867 - 1908) - австрийский архитектор, мастер модерна, автор выставочного здания Венского сецессиона в Вене.

В 1908 году Ольбрих выстроил исторический универмаг Тица в Дюссельдорфе и третью очередь посёлка художников в Дармштадтской колонии.

Его массивные кубические формы служат постаментом для металлического купола из золоченых лавровых листьев, ставшего популярным символом нового искусства.

Его постройкам свойственны смелость конструктивных решений, сочетание функциональных и декоративных начал; выразительное сопоставление монументальных объемов из камня с легкими формами из стекла.

Наряду с дизайном интерьеров, интересной стороной творчества Ольбриха являются его работы в области прикладного искусства.

Ольбрих известен как автор изделий из серебра (портсигары, посуда), керамики и стекла. В их формах заметно пристрастие автора к четкой геометризации объемов и к плавным округлым переходам. Изделия отличаются гравировкой и рельефными украшениями, изяществом затворов и ручек.

Орнаментика Ольбриха содержит геометризованные мотивы с водяными растениями, спиральные завитки.

В архитектурной отделке он стремился добиваться единства путем применения одинаковых мотивов для разных элементов и материалов, умело стилизуя мотив для каждого материала. Результатом этого явилось богатство вариаций одной и той же орнаментальной темы и ее сплав с материалом исполнения.

 

Стиль Модерн в России

 

Период моды на модерн в архитектуре России приходится на конец 19 – начало 20 вв. Русский модерн – стиль, который получил свое развитие благодаря появлению нового класса – буржуазии, представители которого были людьми образованными, хотя и не имели аристократического прошлого. Исследователи отмечают, что русский модерн в архитектуре представлял собой художественное направление, соответствовавшего западноевропейским версиям этого стиля, но отличавшегося своими особенностями. В декоре построек появились характерные для стиля асимметричные живописные композиции с преобладанием растительных мотивов, многоцветные мозаичные панно на сюжеты народных былин, созданных по эскизам русских художников.

Русский модерн – стиль, в котором можно различить разные направления. Одно из них связано с «Абрамцевским кружком». Деятельность кружка дало начало развитию национального варианта стиля модерн.в архитектуре. Нередко архитекторы из этого сообщества обращались к историческому наследию русских мастеров, гипертрофируя национальные формы древнерусского зодчества.

Одним из образцов этого направления стала церковь Спаса Нерукотворного по проекту В. Васнецова (Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926гг.), В. Поленова (Василий Дмитриевич Поленов. 1844 – 1927 гг.), А. Мамонтова (Анатолий Иванович Мамонтов. 1839–1905гг.) В основе проекта был храм Спаса Нередицы, построенный в конце 12 в. около Новгорода, стилизованный авторами в духе модерна, которые объединили кубический объем здания с плавными линиями купола, добавили скошенные контрфорсы, подчеркнули гладкость стен немногими украшениями.

Зодчие, строившие в стиле русского модерна, нередко за образцы брали такие сооружения, как московский собор Василия Блаженного, ярославские храмы 17 века, украшенные изразцами. В композицию фасадов включались мозаика, изразцы, майоликовые панно, витражи. В современном строительстве продолжают использовать национальные мотивы, опираясь на традиции русского модерна.

Другое течение модерна в архитектуре России опиралось на приемы стилизации методов из разных течений европейского модерна. Случалось также, что русские мастера следовали одному из принятых европейских канонов модерна, перенимая опыт зодчих той или иной страны. Модерн в исполнении русских мастеров характеризовался причудливой орнаментацией, как, например, Казанский вокзал в Москве архитектора А. Щусева (Алексей Викторович Щусев — русский и советский архитектор. 1873- 1949 гг.) Это асимметричное, словно собранное из разных объемов сооружение, вытянуто вдоль площади. Композиция завершается копией башни Сюмбеки в Казани.

Одним из образцов стиля модерна в России является дом Перцова в Москве (архитекторы С. Малютин (Малютин Сергей Васильевич - российский художник, архитектор. 1859 – 1937 гг.), и Н. Жуков (Николай Константинович Жуков - российский, советский архитектор. 1874 – 1946 гг.)) В основание здания встроены башни с шатровыми навершиями. Стены украшены мозаичными панно, наличники окон островерхие.

Гостиница «Метрополь» в стиле модерн создана по проекту В.Ф. Валькота (Вильям ФранцевичВалькот - британский архитектор и художник, один из основоположников стиля модерна в России. 1874 - 1943 гг.) в стиле европейского модерна. Гостиница представляла собой здание с пластичными фасадами и полукружиями, декорированными майоликой (художники А.Я. Головин, М.А. Врубель). Сложную композицию составили башенки, трубы и беседки на крыше. Стены украшены цветными горизонтальными полосами.

Русский модерн – стиль, примером которого являются промышленные здания (типография Левинсона архитектора Ф. Шехтеля в Москве), железнодорожные вокзалы (Ярославский вокзал – архитектор Ф. Шехтель, Казанский вокзал― архитектор А. Щусев в Москве), религиозные строения (мечеть в Петербурге архитектора Ф. Васильева, церковь в Абрамцево – архитектор В. Васнецов, собор Марфо-Мариинской обители в Москве – архитектор А. Щусев), доходные дома. Стилистический диапазон модерна в архитектуре России широк и проявлялся в различных направлениях, сочетающих тенденции нового стиля не только с национальными традициями в зодчестве, но и с классикой. К примеру, в фасаде Витебского вокзала колонны дорического ордера соединяются с растительным орнаментом и открытыми металлическими конструкциями. Смешение стилей, среди которых можно различить элементы модерна, являющихся объединяющим началом, можно увидеть в зданиях магазинов торгового дома братьев Елисеевых в Москве и Петербурге, созданных зодчим Г. Барановским (Гавриила Васильевич Барановский - архитектор, инженер, искусствовед. 1860 – 1920 гг.) Характерная для здания такого типа ассиметричность отражает идею «движения изнутри наружу», свойственную модерну.

Архитектура в стиле модерн в России долгое время оценивалась критиками негативно, считалось упадочнической, теряющей чувство меры во внешнем оформлении зданий, безвкусии, что, по их мнению, создало неблагоприятное впечатление от этого стиля. Был и другой взгляд, который изложила в своей книге «Русская архитектура 1830—1910-х годов» (М., 1982 г.) Е. Кириченко (Евгения Ивановна Кириченко - историк архитектуры род. 5 января 1931 г.). Исследователь обозначила конец 19-начало 20 веков как переломный момент формообразования в архитектуре благодаря появлению нового стиля. Другие исследователи отмечали, что модерн связан с символическими образами, связывающими самые разные виды искусства через декор. Сторонники российского модерна считают, что стиль модерн в России был проникнут утонченной эстетикой, символизмом, которые переплелись со вкусами и запросами представителей класса буржуазии.

Далее Из ист. Ис-в.(на выбор)

Художественная культура России на рубеже XIX и XX веков характеризуется чрезвычайной сложностью, возникшей как следствие единовременного сосуществования разных направлений, течений и творческих методов. Но всё же можно обозначить магистральную линию в развитии многих видов искусства – стиль модерн, «большой» стиль, захвативший буквально все сферы культуры: литературу, поэзию, музыку, театр, хореографию, архитектуру, живопись, скульптуру, графику. Модерн в архитектуре зарождается в конце 1880-ых и продолжается до конца 1910-ых годов. Он проявился в основном в строительстве жилых зданий (городские и загородные особняки, доходные дома), в строительстве общественных построек (гостиницы, типографии, представительства фирм, магазины). Для архитектуры модерна характерно: свободная, максимально удобная для пользования планировка; часто асимметрия в распределении архитектурных масс и решении фасадов; использование эркеров в многоэтажных зданиях; текучесть форм и линий; использование разнофактурных облицовочных материалов (кирпича, кирпича глазурованного, штукатурки окрашенной, мрамора); как следствие – полихромность фасадов; весьма популярные средства декора зданий это майоликовые панно с использованием орнаментальных и фигуративных элементов, витражи, чугунное литьё решёток ограждения, рельефы.

Наибольшую популярность стиль модерн в архитектуре получил в Москве и Санкт-Петербурге. Самый крупный московский архитектор модерна Ф. О. Шехтель, человек высокой художественной культуры и большого таланта. В своём первом сооружении, особняке Морозовой, выполненном в духе неоготики, он сумел «проложить мост» между приевшимся историзмом и новым стилем, достигнув максимальной пластичности форм. Особняк Рябушинского – это произведение, созданное целиком в духе нового времени и обращающее внимание органичностью решения элементов и целого. Безусловно, стиль Шехтеля сложился не без влияния венского Сецессиона, а именно Ольбриха и Вагнера (Ярославский вокзал). Одно из известных сооружений Шехтеля в Москве – особняк Дерожинской.

Петербургский модерн отличается большей сдержанностью форм и колорита, что можно объяснить преобладанием строгих форм классицизма в его зодчестве. Особняк балерины Кшесинской (Гóген) отмечен именно такими чертами. На Невском проспекте в Петербурге в первые годы XX века были построены дом компании Зингер (Сюзор) и Елисеевский магазин (Барановский), в архитектуре которых ярче представлены особенности модерна: текучие линии, полихромия материалов, рельефные вставки. Крупным архитектором петербургского модерна был Лидваль (здание общества Взаимного кредита (Балтийский банк).

АРХИТЕКТУРА

Еще названия стиля – «интернациональный стиль». Этот термин был предложен Филиппом Джонсоном в 1932 г. на выставке современной архитектуры в МОМа (Нью-Йорк).

Этапы по карпуну:

• 1 пол. 20 в. – зарождение

• 2 пол. 20в. – торжество, кризис модернизма

• 70-е гг. – плавный переход модернизма в постмодернизм.

• Модернизм – принципиальная установка на новизну архитектуры, - как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм, которые, по мысли архитекторов-модернистов, должны исходить из достижений новых строительных технологий. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. Основные принципы архитектурного модернизма — использование самых современных строительных материалов, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминесценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер. Что касается социальных установок архитекторов-модернистов, то, как правило, они отличались явным демократизмом, а то и левизной, - по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

• Основные представители модернизма — Фрэнк Ллойд Райт (ФЛР), Вальтер Гропиус, Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье (=ЛК), и другие.

• Рассмотрим теории ЛК и ФЛР. Насколько я понимаю, оба они работали в тех же «жанрах» - то есть строили виллы, предлагали свои решения в области градостроительства и в сфере дешевого жилья. Но их постройки, как и концепции,в некоторых моментах соприкасаются друг с другом (например, оба они обращаются к современным техническим достижениям – будь то идея «дома-машина для жилья» или применения каркасных конструкций).

• Проблема в том, КАК они по-разному понимают эту идею и претворяют ее в своих постройках и проектах. К тому же, в сфере градостроительства они представляют 2 полярные тенденции – ЛК был урбанистом (все в город!), ФЛР – дезурбанистом (типо в Америке места много и всем хватит-а ну-ка все в пригороды – мы себе это можем позволить).

Теория и практика ФЛР:

• -учился у Салливана (Чикагская школа), и работал на него лет 6. Испытал также влияние Японской архитектуры (поездка в Японию в 1905 г.) – особенно в интерьерах своих домов, выполненных в «стиле прерий».

• -теперь про отношение ФЛР к «машине», или современным технологиям. Тут можно раскидать по периодизации. Как мудро написал Walter-Kruft, можно выделить 2 периода:

• 1) до 20-х гг. – попытки приспособить технологии к «стилю прерий» - выразилось в использовании консольных конструкций (пример – дом Роби), но «национально-романтическая тенденция», а также его личные принципы «органической архитектуры» выразились в применении традиционных материалов и методов строительства.

Кратко о «стиле прерий» в соответствии с теорией «Органичной архитектуры». Впервые термин «органичный» появился в 1908 г. и он означал использование консолей в строительстве домов, которую Райт сравнивал с «веткой дерева». Знаете, очень напоминает треп Боря про органичность московского модерна. Вот такое же говно и тут. Типо органическая архитектура – это противоположность механизированному бреду Ле Корбюзье и ему подобным.

• Тут – влияние идеи о гармонии природы и постройки+ влияние принципов Японии. Есть 6 принципов «стиля прерий»:

• Простота и уравновешнность постройки;

• Типология: тип, а следовательно, и план дома – зависел от personality клиента – свободный план (!!!);

• Домик должен быть вписан в окружающую природу. Это выразилось в: преобладании горизонтали (ну – прерия же) – карнизы, горизонтальные террасы, кровля и др.; конусовидные или скатные крыши (национальное – вигвам) и др.;

• Цвет дома должен встречаться в природе – естественные цвета (красный, зеленый, коричневый, охристые цвета). Примеры – дома в Оук-парке в Чикаго.

• Природные материалы (гонт, камень, дерево, кирпич в виде плинфы и пр.).

Примеры домов в «стиле прерий»:

Мартин хаус,

walter Gale house,

дом Робио.

• А вообще – эта теория является очень важной для модернизма. В чем выразилось – в домах «гонтового стиля» предвосхищены следующие принципы модернизма:

• Принцип единого внутреннего пространства. Оно функционально разделено. Пример: разделение камином зального пространства на зоны гостиной и столовой в доме Робио (1908-10 гг.).

• Строительство по принципу «изнутри-наружу». То есть фасады плющит в зависимости от интерьеров.

• Ленточное расположение окон (пример – walter Gale house).

• Принцип свободного плана

• Эти принципы потом, в 1920-х гг. пафосно озвучит Ле Корбюзье, целиком приписывая их себе, хотя половина этого уже была в домах Райта, которые вообще даже не считаются еще модернизмом.

• 2) с 20-х гг. – начинает использовать новые материалы и конструкции промышленного происхождения – бетон, железобетон, стекло (т.н. «Кановские лекции» 1930 г. – пропаганда Райтом стекла как основного строительного материала). Начинает разрабатывать тип призматического здания со стеклянным фасадом и единым, перетекающим пространством.

Пример использования элементов заводского изготовления и железобетонных конструкции в соответствии с романтической идеей растворения постройки в природном окружении: вилла Кауфман («дом над водопадом») 1935—39 гг. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем => дом «вырастает из утеса». Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера.

• Теперь, говоря о периоде 30-х гг. в творчестве Райта, рассмотрим его градостроительный проект – «город широких просторов, или горизонтов» - неважно, это тупой русский перевод (Broadacre City), и его жилую застройку.

Суть проекта: занимаясь проблемой Американского города, создает свою урбанистическую теорию (книги «Исчезающий город» и другие, написанные позже). Создает идею утопического государства «Юсония» (Unated States of Nothern America), где архитектуре отводится особенное значение – она, по мнению ФЛР, должна воспитать нового человека, и новое общество соответственно – это, кстати, роднит его с Ле Корбюзье.

а летающие НЛО – это вроде горизонтальных небоскребов Л. Лисицкого. Научная фантастика)))

• По Райту, современный город – это «хроническая форма социального заболевания». Поэтому он – за дезурбанизацию и жизнь людей в пригородах в коттеджах с куском своей земли (акр земли каждому! – поэтому-то город так и называется. Но по-русски это не очевидно).

• 4 ключевых слова для города ФЛР:

• Органичность

• Децентрализация

• Интегрирование

• Демократия

• Объясняет через аналогию человеческих обществ древности: типо пещерные люди создали потом цивилизацию, где все централизованно, а кочевники – были децентрализованы, демократичны. В этом случае «органичность» и «демократия» являются для Райта синонимами. По его мнению, корни децентрализации заложены в самой американской культуре, где существует столько прекрасного места, неосвоенного людьми, что США, в отличие от Европы, может позволить себе дать каждому по акру земли и поселить его по-человечески в пригороде, БЕЗ СОСЕДЕЙ-по меткому выражению Карпуна, где сбывались бы 2 мечты Райта:

• Идея единения человечков и природы – интегрирование архитектуры в ландшафт (холмы, деревья – создание зеленых зон, садов на участках);

• Интегрирование технических достижений человечества: наличие дорог, телеграфа и телефона, электричества и пр. ПЛЮС машины (гаражи-то были предусмотрены): даешь по «Форду» каждому американцу!!!

• Теперь о собственно домах этой Юсонии-Мудодии (извините, уже кроет): идея ТИПОВОГО дешевого строительства (в отличие от буржуйских «домой прерий»).

• Каждое здание планировалось из расчета подводки коммуникаций и дорог – поэтому гараж и пол с подогревом обеспечены каждому СРЕДНЕМУ американцу.

• В каждом коттедже – стандартный набор помещений и удобств: система коммуникаций, и даже меблировка + гараж, кухня-зал, 2 спальни и 1 кабинет. Ну и садик-огородик на акре земли.

• При этом Райт предлагал разные варианты ФОРМЫ домов, чтоб не скучно было. Но набор помещений в них всегда был СТАНДАРТНЫМ.

Итак: компактность, экономичность, функциональность: широкие карнизы, ленточные окна, одноэтажность, применение каркасных конструкций.

Итоги: акр земли среднему американцу!!! Тачку среднему американцу!!! Все вон из перенаселенных городов и айда в сельскохозяйственные пригороды!!! Или с меньшей доли экспрессии – концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.

• Говоря о дальнейшем творчестве Райта (40-50-е гг.), несмотря на лекции Карпуна про периоды «модернизма», «романтизма» и «брутализма» - я бы сказала, что он всегда оставался верен своей теории «органической архитектуры».

В 40-50-е годы Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира компании «Джонсон Уокс» (1936—1939) в Расине, шт. Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория — её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме — квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места, которое в Америке, где все шпионят друг за другом, пусто не бывает.

• -тут, по выражению Райта, есть поэтический образ. В чем: по-первых – органические мотивы в скучном здании – древовидные-грибовидные колонны. Во-вторых – игра с ощущениями: там, где человек ожидает встретить глухую стену – есть свет, и наоборот.

• Интерьер:

• Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину (еще нашла метафоры: пандус для машин – а ля парковка, зиккурат), в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Идея верхнего освещения – от здания Уокса. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.

• Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. Так и не реализован остался проект небоскреба «Иллинойс» высотой в милю, рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий из себя сужающуюся кверху треугольную призму.

Ле Корбюзье (Шарль Эдуар Жаннере-Гри) – швейцарец по происхождению, Корбюзье – псевдоним. Организовал международные конгрессы архитекторов, являлся инициатором Афинской хартии. Учился у П. Беренса вместе с Роэ и Гроппиусом. Совершил путешествия на Восток и в Малую Азию – влияние принципов местной архитектуры. Теоретические взгляды Ле Корбюзье изложены им в книгах «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925), «Лучезарный город» (1935) и других.

• Значение для формирования концепций ЛК имели:

• Египет: принцип расширения архитектурных форм посредством ячейки – касба (типо сот), плоские кровли, жалюзи на окнах;

• Италия: монастыри – двуединство человеческого существования – индивидуальность (кельи)+ социум (трапезы, молитва). Это повлияет на его концепцию дома-коммуны.

Периодизация тв-ва ЛК:

• До 2 мировой

• После 2 мировой – брутализм, постмодернизм.

• 1-я реализация принципа «касба» - Дом-ино (1914): ж/б столбы+ плоское перекрытие+лестница сбоку. Эту ячейку можно продолжать до бесконечности. Здесь также выражена идея стандартизации жилья, которое должно быть таким же, как костяшки домино.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.094 с.)