Тема 1. Роль дизайна, науки и техники в жизни человека и общества.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Роль дизайна, науки и техники в жизни человека и общества.



Дизайн как вид проектно – художественной деятельности. Понятие дизайна, как составного элемента экономической системы. Специфика проектно–художественной деятельности дизайнера, как формальной деятельности. Виды дизайна. Техника – основной компонент материальной культуры. Техника и технологии как определяющие факторы образа жизни. Специфика научной деятельности и ее роль в развитии техники.

Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники и зарождение промышленного производства. Поиски в области теории формы машин и промышленных изделий. Технический прогресс XIX – начала XX веков и примитивность форм промышленной продукции. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках. Становление дизайна после первой мировой войны; Германия, Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна. Реформы художественного образования в Советской России, ВХУТЕМАС – ВХУТОИН, разработки принципов промышленного искусства. Возникновение промышленного дизайна в США , пионеры американского дизайна, становление организационных форм, школы дизайна. Особенности развития дизайна после второй мировой войны, Страны Скандинавии, Италии, Германии, Японии и др. Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха. Развитие дизайна в странах Восточной Европы, ориентация на обеспечение качества продукции в условиях замкнутого рынка. Особенности развития отечественного художественного конструирования, организационные формы, системы подготовки дизайнеров, ориентация на региональные отрасли промышленоости. Особенности современного состояния дизайна.

Тема 2. Начало дизайна

На заре технической революции. Первые орудия труда человека. Фундаментальные открытия Древнего мира. Значение данных открытий на эволюцию человека. Древняя Месопотамия. Позиционная система исчисления, создание календаря, письменность.Древний Египет. Влияние религии и государственного строя на развитие науки и техники.

Техника и наука Античной эпохи. Технические и научные достижения древних греков. Мусей - первый научный центр (Эратосфен, Евклид, Архимеду, и др). Технические и научные достижения древних римлян (создание цемента и бетона). Марк Витрувий.

Тема 3. Ремесленное производство в средние века. Церковь- хранительница античной образованности. Изобретение механических часов. Распространение водных и ветряных мельниц. Сукновалки и лесопилки. Появление университетов. Географические представления средневековья.

Тема 4. Эпоха Ренессанс. Экономический и культурный расцвет Италии. Шелкомотальная машина Франческо Боридано. Развитие стеклоделия и изобретение очков. Изобретения Леонардо да Винчи и Коперника. Книгопечатание. «Пороховая революция». Великие географические открытия. Колумб и Тосканелли. Переворот в торговле. Предпосылки создания машинной техники.

Тема 5 История науки и техники в эпоху просвещения. Научная революция XVII века. Начало академической науки Идея прогресса. Разума в трудах А.В. Тюрго и Ж.А. Кондорсе. Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники и зарождение промышленного производства. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX. Создание паровой машины. Англия – «мастерская мира». Урбанизация. Техника как искусство. Поиски в области теории формы машин и промышленных изделий. Первые всемирные промышленные выставки. Участие России в международных промышленных выставках. Русская инженерная школа на рубеже XIX – XX веков. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Технический прогресс 19-начала 20вв и примитивность форм промышленной продукции.

Тема 6. Возникновения промышленного дизайна в Европе и США: пионеры дизайна.

Александр Готлиб Баумгартен и «Эстетика» - как наука о прекрасном. Иммануил Кант. «Польза» и «Красота». Джон Рёскин и его теории об антигуманности индустриализации. Готфрид Земпер и его труд - «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика». Теории о связи эстетики и техники. Формирование проектной идеологии рационализма.

Тема 7. Поиск нового формообразования в начале 20 века, и школы дизайна.

Модерн. Поиск нового стиля в Европе. Ранний американский функционализм. Чикагская архитектурная школа. Первые идеи функционализма. Германский Веркбунд. Художественный авангард в Европе начала XX века. Группа Де Стиль. Архитектурно – художественное творчество в Советской России. Принципы промышленного искусства. Реформы художественного образования в Советской России. Строительная технология. Появление автотранспорта. Автомобили Бенца и Даймлера. Появление авиации. Средства связи. Пишущие машинки. Возникновение кинематографа. Развитие фотографии. Грамафон.

Тема 8. Теоретические взгляды основателей Германского Веркбунда.

Герман Метезиус и его идея об «индустриальном формообразовании во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслом». Петер Беренс. Сочетание художественной образности формы с её оригинальностью к функции и «технологической естественностью». Хенри Ван де Вельде, его теория о творческой индивидуальности художника и неприятии канона и типизации.

Тема 9. Концепции восходящие к традициям функциолизма.

Луис Салливан и его принцип: «Форма определяется функцией». Адольф Лоос. Рационализм против нефункциональных украшательств и орнаментализма. Франк Ллойд Райт. Комплексные пректы. «Форма и функция едины». Школа изайна в Ульме и Томас Мальдонадо. Форма, следующая за функцией

Тема 10. Первые школы дизайна.

Баухауз 1919 – 1933. Новые педагогические принципы. Мастера. ВХУТЕМАС – ВХУТОИН. Подготовка художников инженеров (1920 – 1930).

Тема 11. Дизайн в предвоенную эпоху.

Европа после первой мировой войны. Развитие науки и техники. Получение пластмасс и бензина. Полимеризация. Нейлон. Электрофикация. Радиовещание и телевидение. От функционализма к Арт –Деко. Американский дизайн в период всемирной депрессии. Стримлайн. Органичный дизайн в Европе. Дизайн Третьего Рейха (Германия). Предвоенный дизайн в СССР.

Тема 12. Концепции дизайна как специфической художественной профессии.

Герберт Рид, книга «Искусство и промышленность», как позиция художника в дизайне. Джованни Понти и идеи об индивидуализации концепций дизайна. Макс Билл, книга «Форма. Подведение баланса развития формы в середине XX века». Джордж Нельсон. « О служебной роли дизайна»

Тема13. Концепции коммерческого дизайна.

Уолтер Тиг и Реймонд Лоуи – концепции коммерческого дизайна. Стайлинг.

Тема 14. Послевоенный дизайн.

Германия – возрождение функционализма. Итальянское экономическое чудо. Стиль Оливетти. Скандинавский дизайн. Японский дизайн.

Тема 15. Дизайн второй половины XX века. Идеи системного подхода в дизайне.

Дизайн – утопии. Неофункционализм. Ульмская школа дизайна. Стиль Браун. Идеи системного подхода в дизайне. Альтернативный дизаин. Поп – дизайн. Альтернативный дизайн. Эксперименты с антидизайном. Ре – дизайн. Дизайн постиндустриального общества. Постмодерн. Арт – дизайн. Мемфис: новый дизайн. Хай – тек – стиль высоких технологий.

Тема 16. Теоретические концепции отечественного дизайна второй половины XX века.

Особенности развития отечественного художественного конструирования. Системы подготовки дизайнеров, организационные формы, ориентация на региональные отрасли промышленности Аксиоморфологическая концепция дизайна. Принцип «открытой формы» художественного проектирования. Миниатюризация. Исчезновение предметов. Минимализм. Дизайн и экология. Дизайн в контексте современной проектной культуры. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Особенности современного состояния дизайна.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.004 с.)