Послевоенный дизайн Западной Европы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Послевоенный дизайн Западной Европы.



Англия. Послевоенное развитие дизайна под знаком повышения конкурентоспособности товаров. Роль в этом совета по дизайну - официальной организации с государственными субсидиями. Широкая пропаганда. Света среди промышленников для привлечения дизайнеров создания изделий и среди оптовых и розничных покупателей для формирования вкуса и требования качества промышленных товаров. Издание Советом журнала «Дизайн» (с 1949 г.). Дизайн-центр при совете с выставкой товаров,картотекой дизайнеров, с ежегодными премиями 20 по лучшим товарам и дизайнерам. Последствия – у кресла Райс Орениге утроился сбыт, фотоаппарат «Браун» фирмы «кодак» выпускался на 2 года дольше, расширилось производство светильников фирмы «Ротофлекс», которое вскоре стало крупным предприятиям.

С 60 годов присуждают за успешное проектирование средств производства и сложного оборудования. С 1963 года начал работать комитет Филдера по повышению роли дизайна в промышленности оборудования улучшение их экономики.

Повышение интереса к дизайну при сооружении общественных сооружений, железнодорожного транспорта, здравоохранения и образования, привлечение к консультациям независимых дизайнерских бюро (Ахенриона).

Широкая оказание дизайнерских услуг бюро «Дизайн Рисерч юнит» с его глубоким исследовательским подходом под руководством профессора дизайна М.Блэк и М.Грей; дизайнерской фирмы «Копран дизайн - групп»- интерьеры новых фирм IBM проекты кинотеатров, ресторанов, магазинов, бытовых приборов, автоприцепов для туризма. Кресел для морских судов, посуды для общепита, конторского оборудования, фирменной одежды для компаний, рекламы. Постоянные клиенты – «Дюпон, «Форд» и др. стремление дизайнерских фирм АНГЛИИ к универсальности проектной деятельности.

Германия, её ведущие положение в промышленном дизайнере между двумя мировыми войнами.

Прекращение всякой организованной деятельности после закрытия Баухауса в 1933 году, за исключением отдельных предприятий мебельной промышленности.

Для улучшения изделий и повышения конкурентоспособности промышленности и ремесла в 1951 году был создан совет технической этики (негосударственная организация) «Фонд развития художественного конструирования».

Для лучших образцов немецкого дизайна характерны черты - законченность, упорядоченность, строгость, лаконичность форм. Широкий диапазон деятельности дизайнеров в 1950 годы - в производстве конторской мебели, бытовой радиоаппаратуры, бытовых машин; в 1960 годы станков дорожно-строительного оборудования, общественного транспорта, судов.

Две точки зрения на задачи дизайнера и его место: одна - решающее влияние дизайнера на качество и полезность простых в техническом отношении предметов и консультирование по вопросам при разработке сложных машин и приборов; другая - активное включение в проектирование промышленного оборудования, электронной техники, широкий поиск решения проблем, связанные с потребительскими и эксплуатационными качествами этих изделий. пересмотр дизайнерами продукции фирмы» Браун»привел к появлению «Браун- стиль» с четко выраженным формально-стилистическим единством продукции, ставшим заметной вехой в истории послевоенного дизайна Германии.

Италия всегда в значительной мере отличалась общим высоким уровнем дизайна, деятельностью независимых специалистов, с их разносторонним и широким диапазоном, охватывающим самые различные отрасли производства.

АДИ (Ассоциация дизайна Италии)- в1956 г. и её ориентация на пропаганду и поощрение развития дизайна в стране, привлечение дизайнеров к работе для повышения технического, эстетического уровня промышленной продукции, установления контактов и сотрудничества между дизайнерами, инженерами, предприятиями.

Премия «Золотой циркуль» (1954г.) за лучшее изделие массового или серийного производства, с учетом решаемых проблем функционального, технологического свойства, высоких эстетических качеств.

Франция и её ориентац3ия в основном после войны на внутренний рынок. Низкий интерес государства и промышленности к конкурентоспособности товаров и использованию дизайна. Отставание дизайна от других промышленных стран.

Устойчивые традиции (20-30 годы) сформированные Ле Корбюзье с ориентацией на создание средствами архитектуры и дизайна, гармоничной предметной среды и комплексный пересмотр окружающего человека мира вещей.

Низкий эффект традиций при слабой экономике страны. Дизайн во Франции в послевоенные годы не приобрел размах, подобного США.

Определенная роль Института технической эстетики (1952, Жак Вьено) в создании привлекательности товаров - придания им эстетического качества, воспитания вкуса людей, повышения уровня их жизни. Учреждения Институтом ярлыка «Боте» индустрии» для поощрения лучших дизайнерских работ.

Работа по использованию услуг дизайнеров в производстве для повышения экономичности и рентабельности предприятий фирм (Эр Франс, «Алюминии» и др.). Отсутствие штатных дизайнеров даже на крупных фирмах, услуги независимых дизайнерских бюро – роль текнес (А.Вьено), крупнейшего дизайнерского бюро - глубокий аналитический подход к художественному консультированию.

 

Скандинавский дизайнерский функционализм. Эстетика дома.

Проблемы послевоенного мирового дизайна: конверсия, перевод предприятий военной отрасли на мирные рельсы - демократизация, сопровождение выпуском массовых, социально необходимых дешевых товаров, глобализация производства, транспорта.

Каждая национальная модель дизайна по-своему решала эти проблемы, в т.ч. и скандинавская.

Общая стратегия мирового дизайна 1950-1970г.- функционализм, с минимум декора. Действительные, а не мнимые полезные свойства вещей c максимальным учетом эргономики и психологического комфорта, с использованием рациональных технологических процессов. Функционализм- наследник модернизма в искусстве и дизайна 1920г., благодаря своей нейтральности стал интернациональным дизайн - стилем.

Яркое заявление функционализма (рационализм) в бытовом дизайне скандинавских стран 1920-1930 гг. путем преодоления долго сохранившихся традиций развития дизайна на основе декоративно- прикладного искусства и инженерно- технического конструирования.

Две выставки (1917 г. и 1920г.) ставших судьбоносными, были посвящены жилищу. Первая выставка дала толчок к формированию «современного шведского стиля» в изделиях ткацких фабрик, стекольных и керамических заводов с выражением объективных закономерностей построения промышленной формы, определением критериев дизайна, «правильной», рациональной логики объяснимой формы. Выразительность формы в пропорциях в соотношениях, ясности структуры.

Вторая выставка «Новый дом» на окраине Осло малогабаритными двухкомнатными квартирами с недорогой меблировкой и полной обстановкой рассчитанной на массовое производство.

Абажуры настольных ламп Луи Ханингсена (1926г.) с наибольшим комфортом светового потока. Столовые приборы для больниц из цельного куска листового металла Эйнора Кор (1928г.), отвечающих трем условиям: легко стерилизовать, дешево стоить и иметь гармоничный облик.

 

Феномен японского дизайна.

Япония – своеобразная Мекка дизайна, изучение её опыта лучшими дизайнерами Европы и Америки. Единство – исключительно высокого эстетического уровня, органического соединения национальных традиций и мировых достижений.

Традиции - в многовековой культуре художественного ремесла и быта, в эстетической утонченности и гармоничности, вытекающей из концепции функциональности, лаконизма и чистоты формы. Ограниченность жизненного пространства островной вулканической страны и разумная организация жизнедеятельности и реализации творческих сил. Модульность, типовой характер, предельная функциональность, конструктивность и высокая эстетичность архитектуры, комбинированность и складируемость посуды, пронизанность быта японцев художественной культуры (изящность) рисунка движений при чайной церемонии, высокая красота утвари и составления букетов- «икебана», эстетическое и функциональное совершенство столярных и других инструментов японского ремесла.

Влияние многовековых традиций на дизайн Японии, вышедшим за несколько десятилетий (60лет) на первое место в мире. Роль японской ассоциации дизайнеров (возникла в 1952 г.) и её 25 специалистов по проектированию мебели и интерьеров. Подъем промышленного дизайна (начало1960г.) противоречия роста между теми, кто развивал национальных культурных обычаев, эстетических идей и художественных форм и теми, кто основал Европейский и Американский опыт.

Государственная поддержка развития дизайна в Японии (приобретение 1,5 тыс. патентов и лицензий с затратой в 400 млн. долларов и получением прибыли 4-8 миллиардов долларов, регулярная учеба дизайнеров в США и ФРГ- Чикаго, Лос-Анджелес; стажировка в США, Италии, Франции, Англии, скандинавских странах). Критика противников зарубежного опыта в слепом подражании ему.

Стремительность роста промышленного дизайна и его американизация с преобладанием стайлинга как выражение получения дизайнерских знаний в учебных заведениях Америки и экспортированием японских товаров в США.

Три главных направления японского дизайна – «национального», «интернационального», «смешанный». Возражение Японии против термина «европейский» стиль, т.к. в последнем оттенок расового противостояния европейцев азиатам, приемлемость термина «интернациональный».

Некоторые издержки «национального» дизайна в безвкусной стилизации (отель курорта «Атами с 200 столов низкими, потерявшими дух традиционных интерьеров на 2-3 стола; современные светильники с деревянными накладками в японском духе», плохо смотрелись и теряли функциональность, закрывали свет.

Создание собственной творческой концепции японского дизайна реализовалось в смешанном стиле, разумно сочетавшем особенности японского быта и его художественных традиций и лучших достижений мирового дизайна с умелым, четко, творчески последовательно адаптировать и трансформировать наиболее современные формы, материалы, методы работы, созданные и найденные в других странах. Японцы стремятся не стилизовать достижения мирового дизайна, а развивать, творчески, с широким осмыслением новых функций предметов, материалов, неиспользованных возможностей зарубежной продукции.

 

Традиции немецкого дизайна.

Функционализм - сильная сторона немецкого дизайна. Пропаганда его в дизайне как национальное достояние: особое отношение к дизайнерскому качеству, безопасности, производственной технологичности, экономичности производства, удобства пользования в технике и производстве.

Начало традиции в ХIХ-ХХ в. В трудах Г.Земпера, Ф.Рело, Г. Мутезиуса. Понимание того, что новая техническая вещь обладает собственной выразительностью, основанной на правде материале и выраженной функциональности.

Наследие «Баухауза» и его традиционная связь с модернизмом, с минимализмом выразительных средств. Отсутствия развития дизайна во времена Третьего рейха - доминирования имперского стиля в архитектуре с преобладанием неоклассики и гипертрофированных по своим размерам интерьеров, ориентации промышленности на выпуск вооружение, отрицание творчества «Баухауза» как чуждого немецкому духу.

Возврат дизайна в русло европейского модернизма и далее -интернационального стиля в годы послевоенной реконструкции, особенно в западных секторах под влиянием американской оккупации и новой политики в области культуры.

Институт новой технической формы (1951г.), его передвижные выставки. Повышенный интерес в послевоенное время немецких дизайнеров работами К.Имса, Дж.Нильсона, мебелью американской фирмы «КНОЛЛ».

Журнал «Форм»(1958) и его пропаганда более разнообразной и свободной трактовки дизайна и его художественного потенциала.

Умская Высшая школа проектирования (основана в1949 г., официальное открытие в 1953г.) как возрождение «Баухауза» и ориентация на универсальный подход в проектировании под девизом - «от ложки до города». Изучение современных тенденций и научных методов проектирования новых дисциплин – человеческих наук, эргономики, семиотики. Умская Модель-дисциплина как формы с тесным взаимодействием с наукой и технологией исследования сложных предметных комплексов и систем, объект проектирования - не вещь сама по себе, а та функция, ради которой она замышляется. Отличительная черта-лаконизм в мебели, в бытовых радиоприборах, транспортных системах, автотранспорта, радиоэлектроника. Первый ректор Макс Билл, преподаватели – философ и теоретик дизайна Т.Мальдонадо график О.Ахара, архитектор Г.Гугелота, Г.Бонсьена, А.Моль, член группы «Де стиль» в. Тиль Деварта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.013 с.)