ТОП 10:

Управление культуры Белгородской области



Управление культуры Белгородской области

Белгородский государственный институт культуры и искусств

 

«УТВЕРЖДАЮ» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой __________ Зав. кафедрой __________ «______»_____________2011 г. «______»_____________2011 г.

Кафедра теории и истории культуры

Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства

Программа

итогового междисциплинарного экзамена по дисциплинам

«История культуры и искусств», «История дизайна, науки и техники»

Дизайн»

Белгород 2011

 

 

Программа итогового междисциплинарного экзамена по дисциплинам «История культуры и искусств», «История дизайна, науки и техники» при подготовке специалистов специальности 071601 «Дизайн» Белгородского государственного института культуры и искусств высшего профессионального уровня образования обсуждена и одобрена на заседаниях кафедр гуманитарных наук, кафедры дизайна Белгородского государственного института культуры и искусств.

 

Материалы программы подготовили:

З.Ю.Черная,кандидат педагогических наук, доцент, член Союза дизайнеров РФ, декан факультета «Дизайн» БГИКИ, зам. председателя Союза дизайнеров региональной организации Белгородской области

И.Ф.Салманова, доцент кафедры теории и истории культуры наук БГИКИ, доц., к.филол.н.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящая программа Государственного междисциплинарного экзамена формирует содержательные требования к уровню и объему знаний студентов-выпускников по специальности 070601 «Дизайн».

Программа Государственного междисциплинарного комплексного экзамена включает блоки дисциплин, составляющих основу учебного плана данной специальности и соответствующих государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 2003 года.

Наличие у студента знаний по разделам программы является необходимым условием получения квалификации «Дизайнер (графический дизайн)», «Дизайнер (промышленный дизайн)», «Дизайнер (дизайн костюма)». Программа содержит комплекс вопросов, верные ответы на которые обеспечивают возможность адекватной оценки знаний и профессиональной подготовки будущих специалистов, степени соответствия квалификационным требованиям. Важным фактором при этом является умение экзаменуемого оперировать в своем ответе ссылками на соответствующие положения в учебной и научной литературе. В этих целях каждый раздел программы снабжен списком литературы.

 

Требования к подготовке дипломированного специалиста, предусмотренные государственным образовательным стандартом по специальности070601 «Дизайн»

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:

по общепрофессиональным дисциплинам:

- ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и смежных областях художественного творчества;

- обладать знаниями основных закономерностей развития искусства;

- понимать специфику выразительных средств различных видов искусства;

- владеть практическими навыками различных видов изобразительного искусства.

по специальным дисциплинам:

- обладать теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми дизайнеру;

- уметь анализировать произведения в различных видах дизайна;

- обладать знаниями методов организации творческого процесса дизайнеров;

- иметь опыт реализации художественного замысла в практической деятельности дизайнера;

- иметь реальные представления о процессе художественно-промышленного производства;

- иметь навыки научно-исследовательской деятельности в области искусства дизайна.

 

 

Порядок проведения Государственного междисциплинарного итогового экзамена

 

1. К государственному междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по образовательной программе специальности 070601 «Дизайн» и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом (Пр. № 1155 Минобразования РФ от 25.03.2003).

2. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 070601 «Дизайн» является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускников Белгородского государственного института культуры и искусств высшего профессионального образования. Экзамен включает вопросы по дисциплинам «История культуры и искусств», «История дизайна науки и техники».

3. Экзамен проводится в соответствии с учебными планами и графиком учебного процесса в 12 семестре в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 070601 «Дизайн», утвержденного Министерством образования РФ в 2003 г.

4. Устанавливается устная форма проведения междисциплинарного экзамена по дисциплинам «История культуры и искусств», «История дизайна, науки и техники».

5. На обзорные лекции к итоговому междисциплинарному экзамену по дисциплинам «История культуры и искусств», «История дизайна науки и техники» отводится 16 академических часов («История культуры и искусств» - 12 ч., «История дизайна науки и техники» - 4 ч.)

6. На подготовку к государственному экзамену отводится не менее пяти дней.

7. Экзаменационные билеты и приложения к ним формируются не позднее, чем за два месяца до итоговой аттестации по установленному образцу, и утверждаются на заседаниях кафедр: гуманитарных наук и «Дизайна и декоративно-прикладного искусства». Экзаменационные билеты хранятся на выпускающей кафедре.

8. На подготовку устного ответа отводится не более 30 мин.; на ответ по билету – 15 мин., на собеседование – 15 мин.

9. Студенты получают билеты, содержащие задания, ответы на которые они должны выполнить письменно.

10. При подготовке к ответу студент может пользоваться программой государственного экзамена.

11. Результаты междисциплинарного экзамена, включенного в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
12. После объявления председателем экзаменационной комиссии окончания опроса экзаменуемого, члены экзаменационной комиссии фиксируют в оценочных листах результаты ответов экзаменуемого на каждый вопрос в балльном эквиваленте и по их совокупности.
13. Решение государственной экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии. При равном количестве голосов голос председателя является решающим. Все решения государственной аттестационной и экзаменационной комиссий оформляются протоколами.
14. Итоговая оценка по экзамену сообщается студенту в день сдачи экзамена, выставляется в протокол экзамена и зачетную книжку студента. В протоколе экзамена фиксируются вопросы экзаменационного билета, по которым проводился экзамен. Председатель и члены экзаменационной комиссии расписываются в протоколе и в зачетной книжке.
15. Протоколы государственного экзамена утверждаются председателем ГЭК или его заместителем, подшиваются в отдельную папку и хранятся в деканате. Листы с ответами студентов на экзаменационные вопросы, письменные работы и копии протоколов экзамена подшиваются в личные дела студентов.

16. Подготовка выпускника считается соответствующей требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующий о его готовности (способности) решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера, что соответствует оценке «удовлетворительно» и выше в действующей балльной системе оценок.

17. К защите выпускной квалификационной работы допускается студент, успешно завершивший в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) и успешно прошедший все другие виды итоговых аттестационных испытаний и предварительную защиту.

18. Приказ о допуске студентов к итоговой государственной аттестации представляется деканом факультета дизайна вместе с перечисленными документами:

ведомость промежуточной аттестации, учебная карточка студента и зачетная книжка студента.

19. Апелляция результатов итоговых государственных аттестационных испытаний не проводится.

20. Студент, не прошедший в течение установленного срока обучения аттестационных испытаний, входящих в состав государственной аттестации, отчисляется из высшего учебного заведения и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании.

21. Выпускники, не прошедшие отдельных аттестационных испытаний, допускаются к ним повторно, но не более одного раза в течение трех лет на начало работы государственной аттестационной комиссии. Сроки и порядок проведения повторных аттестационных испытаний определяются вузом, советом факультета дизайна оформляются приказом о допуске студента к аттестационному испытанию.

22. В случае неявки по неуважительной причине, в том числе непредставления на следующий рабочий день после окончания действия обстоятельств, послуживших причиной неявки, справки о временной нетрудоспособности или иных подтверждающих документов, в протоколе заседания ГЭК по присвоению квалификации выпускникам выставляется неудовлетворительная оценка.

23. Студентам, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза. Ректором БГИКИ может быть удлинён срок обучения до следующего периода работы ГЭК, но не более чем в течение текущего календарного года. В случае изменения перечня аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, выпускники проходят аттестационные испытания в соответствии с перечнем, действовавшим в год окончания теоретического курса.

24. Обучающиеся, получившие оценку «неудовлетворительно» на государственном экзамене, к защите выпускной квалификационной работы не допускаются.

(Настоящее положение разработано на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (утв. приказом Минобразования РФ № 1155 от 25.03.2003 г.), в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в частности, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом № 125-ФЗ от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 14.02.2008 г., другими локальными нормативными правовыми актами БГИКИ).

 

Критерии оценки государственного междисциплинарного экзамена по дисциплинам «специальности 070601 «Дизайн»

При проведении итогового междисциплинарного экзамена по специальности 070601 «Дизайн» в устной форме устанавливаются следующие оценки знаний выпускников:

Оценка «отлично» за глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, твёрдое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов рекомендованной литературы.

Оценка «хорошо» за твёрдые и достаточно полные знания всего программного материала, отсутствие фактических ошибок и достаточно четкое представление об общей структуре курса; при отсутствии умений и навыков самостоятельного анализа и неспособности подтвердить хорошие теоретические знания конкретными примерами.

Оценка «удовлетворительно» за твёрдое знание и понимание отдельных вопросов программы; при отсутствии устойчивых представлений о базовых понятиях, подмене анализа пересказом общих положений и неумении самостоятельно делать выводы.

Оценка «неудовлетворительно» за неправильный ответ на один из основных вопросов, грубые фактические ошибки в ответе и формальное восприятие предмета.

Содержание и структура междисциплинарного экзамена

Экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы таких дисциплин, как «История культуры искусств» и «История дизайна науки и техники».

Экзаменационные вопросы

итогового междисциплинарного экзамена по дисциплине:

«История дизайна науки и техники»

1. Дизайн в системе пространственных искусств.

2. Понятие дизайна. Этимология термина «дизайн». «Смысловые ряды» концепта «дизайн».

3. Дизайн как предметное творчество. Вещь в культуре, в дизайне и цивилизации.

4. Дизайн как категория эстетической деятельности и художественная коммуникация.

5. Структура дизайна и его функции.

6. Художественное проектирование как основной метод дизайна.

7. Зарождение и основные этапы развития промышленного дизайна как новой универсальной творческой профессии.

8. Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна.

9. Первые теоретики дизайна: Дж. Рескин, Г. Земпер, Ф. Рёло

10. Развитие современного промышленного дизайна в 20 годы XX в. Петер Беренс - первый промышленный дизайнер

11. Теория и практика дизайна в 30 годы XX в. «Баухауз» прообраз дизайнерской школы.

12. Дизайн как неотъемлемая часть производства в 50-60 гг. XX в.

13. Новая концепция промышленного дизайна в 70 – нач. 80гг. XX в.

14. Современные формы организации дизайнерской деятельности.

15. Теоретические концепции западного дизайна

16. Теоретические концепции отечественного дизайна и их связь с практикой(1960-1980г.)

17. Закономерности и средства композиции в художественном проектировании.

18. Основные аспекты художественного проектирования.

19. Теория системного проектирования в отечественном дизайне.

20. Эргономическое обеспечение дизайн - проектирования.

21. Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция

22. Послевоенный дизайн Западной Европы.

23. Скандинавский дизайнерский функционализм. Эстетика дома.

24. Феномен японского дизайна.

25. Традиции немецкого дизайна.

26. Великобритания: дизайн на службе общества.

27. Итальянский дизайн. «Реальное» и концептуальное направление.

28. Исторические аспекты художественного конструирования в России XVIII – начала XX в.

29. Городское искусство, ремесло и промышленность XVIII – первой половины XIX в.

30. Промышленное искусство и ремесло второй половине ХIХ - начале ХХ вв.

31. Развитие дизайна в советский период и его основные задачи.

32. Техническая эстетика – наука о художественном конструировании.

33. Три основных этапа становления и формирования дизайна.

34. Дизайн – образование в странах Западной Европы, США и Японии.

 

 

 

 

«История дизайна науки и техники»

 

Феномен японского дизайна.

Япония – своеобразная Мекка дизайна, изучение её опыта лучшими дизайнерами Европы и Америки. Единство – исключительно высокого эстетического уровня, органического соединения национальных традиций и мировых достижений.

Традиции - в многовековой культуре художественного ремесла и быта, в эстетической утонченности и гармоничности, вытекающей из концепции функциональности , лаконизма и чистоты формы. Ограниченность жизненного пространства островной вулканической страны и разумная организация жизнедеятельности и реализации творческих сил. Модульность, типовой характер, предельная функциональность, конструктивность и высокая эстетичность архитектуры, комбинированность и складируемость посуды, пронизанность быта японцев художественной культуры (изящность) рисунка движений при чайной церемонии, высокая красота утвари и составления букетов- «икебана», эстетическое и функциональное совершенство столярных и других инструментов японского ремесла.

Влияние многовековых традиций на дизайн Японии, вышедшим за несколько десятилетий (60лет) на первое место в мире. Роль японской ассоциации дизайнеров (возникла в 1952 г.) и её 25 специалистов по проектированию мебели и интерьеров. Подъем промышленного дизайна (начало1960г.) противоречия роста между теми, кто развивал национальных культурных обычаев, эстетических идей и художественных форм и теми, кто основал Европейский и Американский опыт.

Государственная поддержка развития дизайна в Японии (приобретение 1,5 тыс. патентов и лицензий с затратой в 400 млн. долларов и получением прибыли 4-8 миллиардов долларов, регулярная учеба дизайнеров в США и ФРГ- Чикаго, Лос-Анджелес; стажировка в США, Италии, Франции, Англии, скандинавских странах). Критика противников зарубежного опыта в слепом подражании ему.

Стремительность роста промышленного дизайна и его американизация с преобладанием стайлинга как выражение получения дизайнерских знаний в учебных заведениях Америки и экспортированием японских товаров в США.

Три главных направления японского дизайна – «национального», «интернационального», «смешанный». Возражение Японии против термина «европейский» стиль, т.к. в последнем оттенок расового противостояния европейцев азиатам, приемлемость термина «интернациональный».

Некоторые издержки «национального» дизайна в безвкусной стилизации (отель курорта «Атами с 200 столов низкими, потерявшими дух традиционных интерьеров на 2-3 стола; современные светильники с деревянными накладками в японском духе», плохо смотрелись и теряли функциональность, закрывали свет.

Создание собственной творческой концепции японского дизайна реализовалось в смешанном стиле, разумно сочетавшем особенности японского быта и его художественных традиций и лучших достижений мирового дизайна с умелым, четко, творчески последовательно адаптировать и трансформировать наиболее современные формы, материалы, методы работы, созданные и найденные в других странах. Японцы стремятся не стилизовать достижения мирового дизайна, а развивать, творчески, с широким осмыслением новых функций предметов, материалов, неиспользованных возможностей зарубежной продукции.

 

Традиции немецкого дизайна.

Функционализм - сильная сторона немецкого дизайна. Пропаганда его в дизайне как национальное достояние: особое отношение к дизайнерскому качеству, безопасности, производственной технологичности, экономичности производства, удобства пользования в технике и производстве.

Начало традиции в ХIХ-ХХ в. В трудах Г.Земпера, Ф.Рело, Г. Мутезиуса. Понимание того, что новая техническая вещь обладает собственной выразительностью, основанной на правде материале и выраженной функциональности.

Наследие «Баухауза» и его традиционная связь с модернизмом, с минимализмом выразительных средств. Отсутствия развития дизайна во времена Третьего рейха - доминирования имперского стиля в архитектуре с преобладанием неоклассики и гипертрофированных по своим размерам интерьеров, ориентации промышленности на выпуск вооружение, отрицание творчества «Баухауза» как чуждого немецкому духу.

Возврат дизайна в русло европейского модернизма и далее -интернационального стиля в годы послевоенной реконструкции, особенно в западных секторах под влиянием американской оккупации и новой политики в области культуры.

Институт новой технической формы (1951г.), его передвижные выставки. Повышенный интерес в послевоенное время немецких дизайнеров работами К.Имса, Дж.Нильсона, мебелью американской фирмы «КНОЛЛ».

Журнал «Форм»(1958) и его пропаганда более разнообразной и свободной трактовки дизайна и его художественного потенциала.

Умская Высшая школа проектирования (основана в1949 г., официальное открытие в 1953г.) как возрождение «Баухауза» и ориентация на универсальный подход в проектировании под девизом - «от ложки до города». Изучение современных тенденций и научных методов проектирования новых дисциплин – человеческих наук, эргономики, семиотики. Умская Модель-дисциплина как формы с тесным взаимодействием с наукой и технологией исследования сложных предметных комплексов и систем, объект проектирования - не вещь сама по себе, а та функция, ради которой она замышляется. Отличительная черта-лаконизм в мебели, в бытовых радиоприборах, транспортных системах, автотранспорта, радиоэлектроника. Первый ректор Макс Билл, преподаватели – философ и теоретик дизайна Т.Мальдонадо график О.Ахара, архитектор Г.Гугелота, Г.Бонсьена, А.Моль, член группы «Де стиль » в. Тиль Деварта.

 

Управление культуры Белгородской области







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.23.37.199 (0.018 с.)