Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Американский дизайн 50-х - начала 60-хСтр 1 из 4Следующая ⇒
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН Государства-победители, и в первую очередь США, захватили лидерство в экономике и стали с 50-х годов ведущей нацией дизайна. После второй мировой войны из США в Европу реимпортировалось «современное движение» и распространялось американское понимание дизайна, как инструмента торговли. Американский образ жизни оказал влияние не только на музыку, изобразительное искусство, но и на повседневную жизнь европейцев. Американские фильмы и реклама принесли с собой в Европу новые идеалы красоты и моду. «Кока-кола» и «Лаки-страйт» стали символами нового жизнеощущения. Американский дизайн 50-х - начала 60-х
Вслед за адом второй мировой войны последовала холодная война между капиталистическими Соединенными Штатами и коммунистическим Советским Союзом. Соревнование двух сверхдержав развернулось в области освоения космоса. Первый шаг был сделан СССР: в 1957 году стартует первый спутник, а в 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин становится первым человеком, побывавшим в космосе. Восемью годами позднее американец Нил Армстронг совершает большой шаг для всего человечества, вступив на Луну. Научная фантастика, мечты о полетах в космос стали всеобщими страстями, которые оказали влияние и на работу дизайнеров [1, С. 32]. Элитарный дизайн. Стайлинг
Несмотря на то, что большинство дизайнеров оставались зависимыми от промышленности, обеспечивавшей их работой, в послевоенной Америке сложились две тенденции формообразования в дизайне, представители которых с трудом находили общий язык. Одни из них сознательно культивировали элитарность, подчеркивали, что моральный долг дизайнеров - способствовать эстетическому развитию публики. Но законодатели вкуса, такие как Нью-Йоркский музей современного искусства, признавали только элитарный дизайн.
Представители другого направления придерживались более демократических взглядов и стремились дать публике то, что она, скорее всего, желала получить и что определялось коммерческим успехом. В 50-е годы критики и теоретики присвоили работам нескольких мастеров дизайна статус произведений искусства, обвиняя наводненный рынок безвкусными поделками. Лишь немногим дизайнерам удалось одновременно удовлетворить и критиков, и широкую публику.
Одним из таких дизайнеров был Рассел Райт, со своими обеденными сервизами из керамики в теплых терракотовых тонах и скульптурных формах. При этом элитарный дизайн кресел Чарлза Имса и Ээро Сааринена из клееной фанеры оказался по карману только для офисов крупных компаний и гостиных богатых домов, и так и не получили широкого распространения. Современные теоретики дизайна, считая дизайн и стайлинг противоположностями (первый занимается «внешними свойствами» изделий, последний - решением функциональных задач, выявляя сущность продукта), подчеркивают, что в истории существует своеобразный круговорот в промышленном формообразовании: дизайн (рационализм) выходит на передний план во время упадка экономики, стайлинг (антирационализм) - в период ее роста. Периодом расцвета стайлинга в США был Арт-Деко в к. 20-х, стримлайн - в к. 30-х. В 50-е гг. развился биоморфичный стайлинг как противовес движениям «хорошая форма». Стайлинг внедрялся в США не только для того, чтобы сделать изделие более привлекательным, но и как маркетинговая стратегия американской индустрии, чтобы значительно ускорить цикличность смены внешнего вида продукта. В 50-е гг. эта тенденция достигла своего апогея в декоративном перенасыщении американских автомобилей «хромом» Иногда это заходило так далеко, что нарушалась безопасность транспортных средств [9, С.674]. Автомобильный стиль В 50-е годы в Америке пышно расцвел стиль, вызвавший возмущение ревнителей «хорошего дизайна». Вдохновленный образами авиалайнеров, межпланетных ракет дизайнер компании «Дженерал моторе» Харли Эрл разрабатывает новый автомобиль - воплощение американской мечты - с длинными плавными линиями, с выступающими клыками на передних бамперах, с опоясывающими ветровыми стеклами, широкими задними крыльями, яркой двухцветной окраской, с хромированными ободами и множеством приборов на передней панели, отделанной металлизированным пластиком. Эти автомобили вызвали в США беспрецедентную стратегию продаж. Новые идеи автомобильного дизайна охотно переняли создатели других изделий массового спроса: панели управления посудомоечных машин стали походить на приборные доски автомобилей, причем для полноты картины дисковые таймеры делались в форме миниатюрного рулевого колеса. Даже скромный настольный радиоприемник приобрел линии мчащегося автомобиля, обрамленного, правда, не хромированной сталью, а пластиком «под золото». Ультрасовременные, то есть дерзкие и даже кричащие формы, пришлись по вкусу американскому потребителю [2, С. 12].
Новые материалы После войны в условиях дефицита материальных ресурсов все больше внимания стали обращать на искусственные материалы. Активное использование пластмассы изменило облик многих потребительских товаров. Изначально применяемые только как заменители искусственные материалы стали выбираться целенаправленно, с выявлением их специфики и преимуществ. Плексиглас пришел на смену стеклу. Прозрачная фольга, прежде всего ПВХ, была переработана на производство водонепроницаемых резиновых сапог и зонтов. Использованный для парашютов вооруженными силами США нейлон нашел применение в чулочной индустрии. До сегодняшних дней они имеются в продаже в той же палитре цветов и отличаются особой прочностью. Одним из новшеств было применение искусственных материалов в изготовлении стульев. К пионерам в этой области относились американские дизайнеры супруги Чарльз и Рэй Имз и Ееро Сааринен. Еще во время второй мировой войны Имз работал со стеклоармированным полиэстером для производства радаров для военно-воздушного флота. Приобретенные им знания как никогда оказались кстати, и он их перенес в производство мебели. В 1941 году он создал цельно отлитую чашу для сидения, известную под названием DAR-стул. В отличие от Womb-стульев Сааринена, стул Имза не имел обивки, так что можно отчетливо видеть стеклоармированную искусственную конструкцию. Стиль молодых. Прет-а-порте
«Мода в 50-е повернулась к молодым, а молодость сделалась культом. Новая, живая, бесконечно изобретательная мода перестала считаться с общепринятыми стандартами и нормами. Новое поколение могло надевать что угодно и когда угодно». Молодежь послевоенного поколения ценила в одежде практичность и искала возможности самовыражения. В результате выросла потребность в вещах не очень дорогих, но модных. Фабрики и небольшие фирмы стали ориентироваться на молодых покупателей и перешли к массовому производству готового платья. К концу 60-х гг. больше половины всей одежды в мире было куплено людьми моложе 25 лет. С появлением в 50-х гг. рок-н-ролла началась эпоха американского влияния. Элвис Пресли, затянутый в брюки-
Искусство и дизайн В отличие от (теоретического) немецкого и (ориентированного на рынок) американского понимания дизайна, итальянский дизайн был образован благодаря импровизации в рамках старых традиций культуры, искусства и экономики, которые в основных небольших семейных предприятиях Италии не были изолированы друг от друга. "Радость эксперимента" привела в итоге к динамичным и индивидуальным формам. Абстрактные формы современного искусства стали образцами дизайна кресел и столов. Специального дизайн-образования в довоенной и послевоенной Италии не было, большинство итальянских дизайнеров были по образованию архитекторами [3, СИЗ]. Миланское триеннале (1933), проходящее под девизом "единство искусств" с 1951 года стало самой авторитетной европейской дизайн-выставкой. Выдающиеся примеры синтеза искусств являли работы "Итальянского Гауди" Карло Моллино. Со своей экспрес- городах Германии были построены образцовые квартиры и поселки, в которых архитекторы хотели показать будущим арендаторам и владельцам полноосмысленное сооружение с красивым и целесообразным оборудованием. Одним из таких образцов стал поселок Вайсенхоф в Штутгарте, который возник в рамках выставки Германского Веркбунда. Под руководством Мис ван дер Роэ здесь были возведены дома с применением индустриально изготовленных элементов из бетона. Среди авторов были известные архитекторы Март Штам, Джозеф Якоб Иоган, Питер Оуд и Ле Корбюзье. Выставка переросла в международный форум архитекторов и дизайнеров авангарда, а социальное жилищное строительство немецкого межвоенного периода - в формальный образец, в том числе и для американских архитекторов. I, Новой задачей стало создание высотного жилого дома как городского жилища с многофункциональными общественными пространствами, включая: кафе-бар, зоны ванной и места для занятий гимнастикой, место работы и настольных игр, книжную галерею. В 1930 году Вальтер Гропиус показал на Парижской выставке декоративного искусства проект таких многофункциональных пространств с большим количеством стекла, воздуха и света. Эта презентация немецкого дизайна получила международное признание. Посредством новых материалов - стекла и стали, аскетичных техногенных предметных форм - Гропиус стремился передать ощущение жизни современного индустриального города.
Простые аскетичные формы в организации интерьеров в начале 30-х гг. стали получать широкое распространение, символизируя новые прогрессивные отношения нарождающейся индустриальной эпохи, положение и вкусы интеллектуальной элиты общества. Бурное развитие в индустрии и технике в середине 20-х - Интернациональный стиль Новое формообразование, начатое в США Фрэнком Ллойд Райтом, в Европе - Адольфом Лоосом и Петером Беренсом, с середины 20-х годов сложилось в интернациональный язык форм в архитектуре и дизайне. Функциональные формы Баухауза стали "интернациональным стилем". Понятие было введено американскими архитекторами Хичкоком и Р. Джон- ветти" (1969) называлась женским именем "Валентина", а известный складной стул Жанкарло Пиретти - "Плия". Предметы понимались как индивидуальные личности и могли символизировать определенный статус. Такое понимание дизайна было особенно важным для соориентированной на экспорт итальянской экономики. Вторым важным аспектом было понимание дизайна как области культуры. Крупные предприятия, как "Оливетти" или "Фиат", сотрудничали с известными дизайнерами. В Италии возникла профессия дизайнера-консультанта, которые активно и независимо действовали в качестве советников и консультантов в различных фирмах. Идея фирменного стиля (Corporate Identity) получила в Италии шрокий культурный размах. Образцовым примером была политика фирмы "Оливетти" с такими молодыми перспективными дизайнерами и архитекторами, как Этторе Соттсасс, Марко Занузо, Марио Беллини. Соттсасс, активно работающий с 1958 по 1980 гг. в качестве дизайнера-консультанта, не только занимался функциональным формообразованием новых компьютеров, но и осуществлял контакт с магазинами посредством собственного отделения "по культурным связям и общественной работе" [3, С. 135].
Дизайн в Италии был не только специальностью инженеров, но и в равной мере архитекторов, философов, писателей. Третья особенность итальянского дизайна - "радость экс Стиль Оливетти 2. Фирма "Оливетти" получила известность в истории бизне Дизайн и экономия ресурсов Военные ограничения на сырье и промышленное производство были введены не только Британским правительством. В большей части Европы, в Японии и США происходило нормирование использования стратегически важного сырья. В США и Японии производство товаров народного потребления было сокращено и введена карточная система. Многие дизайнеры были заняты выполнением госзаказов и испытанием новых материалов. Результатом такой экономии стало качественное производство изделий из простых, доступных материалов. Они были функционально продуманы и достаточно недороги. Правда, дизайн таких изделий иногда оставлял желать лучшего. Во многих европейских странах последствия войны чувствовались еще очень долго, что нашло выражение в непрекращающихся ограничениях для потребителей [1, С. 28]. Ханс Вегнер Hans Wegner (1914) Дизайнер мебели, яркий представитель "Датского модерна" 50-х гг. Основной принцип работы Вегнера состоял в "освобождении исторических форм стульев от внешних проявлений стиля". Оставляя лишь чистую конструкцию, он дальше экспериментировал с ней [11, С.352]. Вегнер не только "величайший столяр мира", критики, который копировал исторические формы, но и сам создал более 500 моделей. Сыграл выдающуюся роль в становлении после второй мировой войны современного мебельного дизайна в Великобритании. Его работы стали основой для последующего появления понятия "Contemporary Style" (современный стиль) для легкой органичной мебели, отличающейся от выхолощенного предвоенного модернизма. Это был демократичный стиль современных изделий высокого качества, доступных широкому кругу потребителей.
Выдающийся французский кутюрье, создатель "нового стиля" ("the New Look") в моде послевоенного периода. Предложенный им силуэт воплощал принципиально иной образ женщины -романтичной, грациозной, хрупкой. За десять лет (1947-57) Диор становится законодателем мировой моды. В н. 50-х на Дом Диора приходилось 55 % экспорта "от кутюр". Диору принадлежит исключительная роль в возрождении престижа парижской высокой моды [6, С.66]. Послевоенный дизайн в СССР В условиях послевоенного возрождения промышленности и восстановления разрушенных городов потребовались дизайнеры-стилисты и художники-оформители. Для подготовки таких специалистов в 1945 году были воссозданы Строгановское училище в Москве и вслед за ним в 1948 году было открыто Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной. В послевоенные годы в СССР были созданы первые дизайнерские бюро широкого профиля. Одним из них стало Архитектурно-художественное бюро под руководством Юрия Соловьева. Среди крупных разработок этого бюро в 50-е годы - проект троллейбуса, интерьеры и общий вид прогулочного речного теплохода, оборудование кают атомного ледокола "Ленин", проекты трансформирующейся мебели. Одним из первых был проект модернизации пассажирского вагона (1945), в котором впервые был применен принцип наглядного сравнения. На подмосковном заводе в Лианозово были построены в натуре два варианта интерьеров вагонов: один - по проекту инженеров, и другой - по проекту дизайнеров Ю. Соловьева, Ю. Сомова и при участии Г. Лебедева и И. Кулакова. Вариант дизайнеров оказался предпочтительней - более светлый, просторный и изящный интерьер. Авторы продемонстрировали завидную изобретательность в решении всех мелочей: трансформации полок, откидных столиков в проходах, пепельниц и ручек, отлитых из алюминиевых сплавов. В итоге был обеспечен максимум возможного комфорта в ситуации крайней затесненности и экономии площади. Этот проект почти без изменений выпускается промышленностью до наших дней. В 1946 году на Горьковском автозаводе начал выходить легковой автомобиль "М-20 "Победа", его автором был молодой талантливый дизайнер В. Самойлов. Автомобиль, имевший совершенно новые принципы компановки: обтекаемая форма, гладкие боковины, отсутствие крыльев и подножек, цельный единый кузов, накрывающий всю машину, стал событием в мировом дизайне. Форме "Победы" начали подражать не только в Европе (английский "Стан-дарт-Вангард"), но и на родине автомобилестроения - в США. Однако американский покупатель, привыкший к более дробным и расчлененным формам машин, не сразу воспринял новую архитектуру кузова. По сути дела, бескрылые машины с гладкими боковинами утвердились в США на 10-12 лет позже, только к концу 50-х гг. [14, С.94]. В 50-е годы были возрождены службы Аэрофлота и разработан ее фирменный стиль. Были построены новые аэропорты - в Москве и Ленинграде. Архитекторам и дизайнерам пришлось решать непривычные функциональные задачи - оборудование залов ожидания, устройство информационных табло, проектирование стоек для оформления билетов и сдачи багажа, разработку мобильных трапов. В эти годы на линии вышли первые реактивные и турбореактивные самолеты.
Автор легендарного автоприцепа для жилья Вилли Бим (Wally Byam, 1896-1962) назвал его "Airstream", поскольку тот стремительно передвигался, как ветер (1934). В 1936 г. его модель "Clipper" во время всемирного экономического кризиса, вопреки всем прогнозам, стала трендом продаж, несмотря на достаточно высокую стоимость. Возрожденный после войны (1952) глянцевый серебристый футуристический автоприцеп "Airstream" пользовался большим спросом,укрепив дух свободы путешествий и став символом американской мечты [9, С.16].
ый После второй мировой войны с неповторимого автомобильного дизайна музыкальных автоматов Jukeboxes началось "золотое время музыки эры "рок-н-ролла". С того времени яркие светящиеся цвета ассоциируются с Jukeboxes Символом американского индивидуализма стал легендарный мотоцикл "Хар-лей-Девидсон", получивший титул "король улиц". ш'/м И ■ | л l/nillin ITAniJ
\ i эио- i эоо; Известный американский дизайнер, архитектор, критик и теоретик дизайна. Наиболее известные работы: серия настенных часов (1949), диван Слинг софа", светильники "Китайские фонари", набор посуды "Флоренс", серия выставок, теоретический труд "Проблемы дизайна" (1957). Работы Нельсона отличаются ярко выраженным стилевым единством.
Во время послевоенного благополучия многие дизайнеры стремились дать публике то, что она желала получить и что определялось коммерческим успехом. Другая часть дизайнеров, напротив, культивировала элитарность, подчеркивая, что моральный долг дизайнера - эстетическое воспитание публики.
После реформ к началу 50-х гг. индустрия США выдвинула цель оживить потребительский спрос новыми моделями, формами и техническими новаторствами. При поддержке маркетинга и рекламы стали создаваться недолговечные модели, сменяемые вместе с модой. Наряду с рекламой все большее значение стало придаваться дизайну упаковки. Домашнее хозяйство было до предела насыщено электрическими кухонными приборами, которые должны были облегчить жизнь домашней хозяйке.
Выдающийся американский мастер автомобильного дизайна, один из родоначальников стайлинга. С его именем связывают создание автомобиля - американской мечты. Благодаря Эрлу легковой автомобиль в Америке из транспортного средства превратился в символ социального статуса своего владельца.
Уолтер Доруин Тиг построил модель пассажирского самолета "Боинг Б-707" в натуральную величину, чтобы определить для пассажиров нормы физического и психологического комфорта, которые с тех пор остаются неизменными в авиапромышленности США [2, 12]. Автомобили Харли Эрла стали воплощением американской мечты 50-х, отражением технического прогресса, популярной научной фантастики. Ярким примером является яркая, пронзительная форма кабриолета "Эльдорадо", созданная под влиянием образа авиалайнера "Локхид Р38" Кларенса Джонсона. Известный американский индустриальный дизайнер и архитектор, автор фирменного стиля компании IBM. Ученик В.Гро-пиуса. Организатор легендарной выставки "Органический дизайн в домашней фурнитуре" в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1940). Был дизайнером-консультантом крупнейших промышленных корпораций США: "IBM", "Вестингауз".
Чарлз Имз - известный американский дизайнер, архитектор, педагог. Многие из образцов мебели Имза стали классикой XX века. Своим творчеством Имз доказал, что искусство и технологии в XX веке взаимно дополняют друг друга. Эксперименты с новейшими технологиями характерны для его проектов - от мебели и игрушек до научно-популярных фильмов.
Дизайнерские решения Им за были радикальными для своего времени. Провозглашенный им принцип экономии материалов и усилий получил воплоше-ние в стуле из гнутой клееной фанеры. Плавные контуры сиденья и спинки контрастируют с линиями четырех легких стальных ножек-стержней. Эти тонкие металлические ножки стали отличительной чертой мебели Имза 40-х гг. В 1951 г. Имз первый применил в проектировании стульев пластик, усиленный стекловолокном. Его кресло-шезлонг с оттоманкой (модель "670" фирмы "Герман Миллер") - также один из классических образцов мебели XX века [6f C.74].
50-е годы отмечены происхождением новой молодежной культуры с собственным стилем в одежде, собственными отношениями, собственной музыкой и языком общения. Элвис Пресли и звезды кино, как Джеймс Дин, стали идолами молодого поколения "Веспа" стала символом послефашистс- ' кой демократической Италии. Недорогой, надежный и легкий в уходе мотороллер занял место велосипеда - основного предвоенного транспортного средства простых рабочих мужчин и женщин. "Веспа" была очень привлекательна и как идеальное транспортное средство для узких улочек итальянских городов. Спортивная версия "Веспы 150 GS набирала скорость до 100 км в час и была продана миллионным тиражом. Мотороллер "Веспа" был спроектирован бывшим пилотом итальянских ВВС инженером Коррадино д'Аска-нио (Corradino d'Asca-nio, 1897-1981) и запущен в серию в 1946 году на итальянском заводе Пиаджио. В 1948 году вышедшая на рынок "Веспа 125" стала инновационным транспортным средством XX века. Ее оригинальность заключалась не только в удивительно современном внешнем виде, но и в революционном ответе на вопрос "Как обеспечить перевозку боль 168 шого числа людей в послевоенной стране".
"фиат 500" "Тополино" (мышонок) Данте Джиакоса (1936) стал проматерью всех миниатюрных автомобилей. Со своими 13 лошадиными силами и весом всего лишь 535 кг он завоевал титул самого маленького автомобиля в мире. Туринским автогигантом до 1954 было выпушено более полумиллиона экземпляров по цене 8900 лир. Этот народный итальянский автомобиль пережил две реконструкции: в 50-е как "Нова 500" и в 90-е - "Чинквечен-то".Недорогие автомобили "Фиат 600" (1955) и "фиат 500 Нова" (1957), выпушенные в различных вариациях миллионным тиражом, привели к глобальной моторизации в Италии и стали символом итальянского экономического чуда.
Один из самых эксцентричных представителей "Итальянского стиля" в дизайне. Творчество Моллино выразилось в остроиндивидуальном "автобиографическом" стиле, получившем название "туринского барокко" и "аэродинамического сюрреализма", идущим от аэронавтики, инженерного изобретательства, органических форм, "арт нуво", сюрреализма и экспрессионизма, а также от новейших материалов и технологий [6, С.122]. Пьеро Форназетти Piero Fornasetti (1913-1988) Известный итальянский дизайнер, график. Из-за фантастических сюрреалистических мотивов был прозван волшебником. Разработал свыше 11 тысяч предметов. На протяжении жизни работал в качестве художника, декоратора, занимался оформлением выставок и графикой. Парадок- 50-е гг., когда новый функциональный итальянский дизайн праздновал свой первый крупный успех. "Итальянский Гау-ди", "последний фу-Typucf Карло Мол-лино воспринимал технику и технологии как невиданную возможность воплощения самых фантастических, почти бредовых замыслов, что вполне отвечало эйфории послевоенного времени. Уже в к. 50-х эта художественно-романтическая установка была оттеснена процессом профессионализации дизайна и ужесточением сугубо прозаических требований, диктуемых массовостью производства и потребления. В результате такой исторической смены вех Моллино оказывается забытым при жизни [6, С. 123].
Крупнейший архитектор и дизайнер XX века. Основоположник современного финского дизайна и архитектуры. Творческое кредо - "создание простых, добротных, неприукрашенных вещей, которые бы находились в гармонии с человеком и органически служили ему" [7, С.З]. Основанная им фирма «Артек» до сих пор выпускает мебель по проектам Аалто, включая кресло из гнутой фанеры "Паймио".
Выдающийся немецкий дизайнер, один из пионеров промышленного дизайна. Окончил Баухауз, где затем преподает (1926-1933) и становится руководителем мастерской по металлу (1931). Оставаясь приверженцем принципов Баухауза, посвятил себя созданию скромных и необходимых в обиходе предметов. Его масленка, перечница и солонка "Макс и Мориц" (1952) стояли на каждом втором немецком столе. Лизм IQBII £
(1911*1985) Известный итальянский дизайнер. Основатель мебельной фирмы «Техно» (1953). Дизайн для Борсани означал ответ на "технический вызов" во всем. Это были позиции линии "Техно" Борсани, которой он на протяжении десятилетий оставался верен. С середины 80-х к этому направлению присоединились Гае Ауленти и Норман Фостер, проектируя для его предприятия конторскую и домашнюю мебель.
Выдающийся итальянский архитектор, художник, дизайнер и педагог. Основатель одной из самых ярких и самобытных направлений европейского "арт-деко" "нове-ченто" ("XX век", 1926). С 1928 издает журнал "Domus", оставаясь до конца своей жизни (исключая 1941-44, 1946-47) его главным редактором. Джованни Понти часто называют первым дизайнером Италии [8, С. 293].
Выдающийся итальянский архитектор, художник, дизайнер и педагог. Основатель одной из самых ярких и самобытных направлений европейского "арт-деко" "нове-ченто" ("XX век", 1926). С 1928 издает журнал "Domus", оставаясь до конца своей жизни (исключая 1941-44, 1946-47) его главным редактором. Джованни Понти часто называют первым дизайнером Италии [8, С. 293].
I;,,;-V. I ли (щЕЗИ £
Выдающийся итальянский дизайнер, один из создателей т.н. "скульптурного дизайна" в его органической версии. Родился в Боретто. Автор пишущей машинки "Lexikon 80" (1948), которая считается манифестом т.н. "органического стиля" в дизайне, шедевром скульптурного итальянского дизайна, введшим понятие "линия Ниц-цоли" в профессиональный обиход. Основатель первой в Италии фабрики по производству пишущих машинок "Оливетти", ставшей в последствии самой известной в мире. Оливетти известен также своими беспрецедентными для Италии социальными преобразованиями: учредил фонд социального страхования рабочих, построил летние лагеря на море для их детей, кафетерий, детский сад, библиотеку, решал вопросы обеспечения рабочих жильем.
"Лексикон-80Н, а также, вышедшая на два года позже портативная пишущая машинка Ниццоли "Lettera 22" обеспечили первый ошеломляющий успех итальянского дизайна на международной арене. "Lettera 22" на X Миланской триеннале "Compaso d'Oro" получает национальный приз в области дизайна "Золотой циркуль" (1954) [6, С.136].
Итальянская фирма "Оли-ветти", один из крупнейших производителей конторского оборудования в мире, основана в 1908 году Ка-милло Оливетти как фабрика печатных машинок. Первым изделием стала пишу-шая машинка "М /". Она была оиенена как "крепкая и элегантная", отличаюша-яся быстрой скоростью каретки плавным ходом клавиш [9, С. 405 Известный итальянский дизайнер, одна из ключевых фигур среди дизайнеров XX века. "Задача дизайнера в том, чтобы вызвать любопытство, доставлять радость и будоражить чувства". Известный итальянский дизайнер, старший из трех братьев Кастильо-ни, в течение 20 лет оказывавшие серьезное влияние на итальянский дизайн. Пьер Джиакомо Ка-стильони ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН Государства-победители, и в первую очередь США, захватили лидерство в экономике и стали с 50-х годов ведущей нацией дизайна. После второй мировой войны из США в Европу реимпортировалось «современное движение» и распространялось американское понимание дизайна, как инструмента торговли. Американский образ жизни оказал влияние не только на музыку, изобразительное искусство, но и на повседневную жизнь европейцев. Американские фильмы и реклама принесли с собой в Европу новые идеалы красоты и моду. «Кока-кола» и «Лаки-страйт» стали символами нового жизнеощущения. Американский дизайн 50-х - начала 60-х
Вслед за адом второй мировой войны последовала холодная война между капиталистическими Соединенными Штатами и коммунистическим Советским Союзом. Соревнование двух сверхдержав развернулось в области освоения космоса. Первый шаг был сделан СССР: в 1957 году стартует первый спутник, а в 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин становится первым человеком, побывавшим в космосе. Восемью годами позднее американец Нил Армстронг совершает большой шаг для всего человечества, вступив на Луну. Научная фантастика, мечты о полетах в космос стали всеобщими страстями, которые оказали влияние и на работу дизайнеров [1, С. 32]. Элитарный дизайн. Стайлинг
Несмотря на то, что большинство дизайнеров оставались зависимыми от промышленности, обеспечивавшей их работой, в послевоенной Америке сложились две тенденции формообразования в дизайне, представители которых с трудом находили общий язык. Одни из них сознательно культивировали элитарность, подчеркивали, что моральный долг дизайнеров - способствовать эстетическому развитию публики. Но законодатели вкуса, такие как Нью-Йоркский музей современного искусства, признавали только элитарный дизайн.
Представители другого направления придерживались более демократических взглядов и стремились дать публике то, что она, скорее всего, желала получить и что определялось коммерческим успехом. В 50-е годы критики и теоретики присвоили работам нескольких мастеров дизайна статус произведений искусства, обвиняя наводненный рынок безвкусными поделками. Лишь немногим дизайнерам удалось одновременно удовлетворить и критиков, и широкую публику. Одним из таких дизайнеров был Рассел Райт, со своими обеденными сервизами из керамики в теплых терракотовых тонах и скульптурных формах. При этом элитарный дизайн кресел Чарлза Имса и Ээро Сааринена из клееной фанеры оказался по карману только для офисов крупных компаний и гостиных богатых домов, и так и не получили широкого распространения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 3677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.1 с.) |