Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Графический дизайн и реклама.

Поиск

СССР. Вербовочные плакаты первой мировой войны. Англия. «Твоя страна нуждается в тебе» (А. Лит, 1914). Россия. «Ты записался добровольцем?» (Д. Моор, 1918). Политический плакат – ведущий жанр графического дизайна. Журнальная и плакатная графика Д. Моора («Помоги!» 1921, «На приступ!» 1938, работы для журнала «Безбожник у станка»). Э. Лисицкий «Клином красным бей белых» (1919). Кустарный плакат – работа для «Окон РОСТА» Вл. Маяковского, М. Черемных, Бродаты (Москва), В. Лебедева, В. Козлинского (Петроград). Провинциальные «Окна РОСТА» (Н.Н. Купреянов). Немецкий плакат 20-х годов (К. Кольвиц), антифашистские фотомонтажи Дж. Хартфильда. Фотомонтаж в советском плакате. Г. Клуцис, С. Сенькин. Конструктивистская традиция в плакате. В. Дени. Рисованные плакаты А.А. Дейнеки. «Реализм» плакатов Н. Купреянова, Самохвалова.

Торговая реклама. Европейский коммерческий плакат. Кассандр, Колен (Франция). Советская коммерческая реклама периода НЭПа. Конструктивистские рекламные плакаты А.М. Родченко и В. Степановой, Вл. Маяковского. Этикетка и промграфика 20-х годов. Знаки конструктивизма. Плакат 30-х годов. Картинная изобразительность, «реализм», поиски нового героя.

Киноплакат. Братья Владимир и Георгий Стенберги. Специфика жанра. Н. Прусаков («Большое горе маленькой женщины», «Стеклянный глаз»), Н. Прусаков и Г. Борисов («Двойник поневоле», «Закон и долг/Амок»), Г. Борисов и П. Жуков («Живой труп»). А. Наумов («Белла Донна», «Украденная невеста»). А. Родченко («Броненосец Потемкин»). М. Длугач («Электрический стул», «Цемент»).

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14

Дополнительная литература: 22, 23, 31, 33, 35, 37, 41, 45, 46, 48, 51, 53, 58

 

Тема 15. Зарубежный графический дизайн второй половины ХХ века.

Книга.

Демократическая и библиофильская тенденции в зарубежной книге ХХ века. Массовая книга – дайджест, покетбук. Художники-графики и иллюстраторы ХХ века. М.К. Эшер (Нидерланды), Алан Ли (Англия), Масен (Франция). Детская книга Италии и Японии. Роль комиксов в книжной и рекламной графике ХХ века.

Происхождение комикса. Комиксы США. Японские комиксы «манга». Осаму Тэдзука. Типология манги. Специфика жанра.

Графический дизайн и реклама.

Роль фотографии и «фотовидения». Агрессивность рекламы 20 века. Процесс саморазвития рекламы. Понятие «модерн дизайн». Обозначение национальных школ дизайна с 60-х годов. Ведущие школы: японский дизайн, голландский дизайн. Опора на местные традиции. Американская школа дизайна.

Е годы.

Германия. Ульмская школа дизайна – продолжени традиций Баухауза. Фирменный стиль авиакомпании «Люфтганза». Мультидисциплинарное дизайн-бюро «Гугелот-дизайн»: графика (разработка этикеток и графики на изделиях, надписи и символы на циферблатах и шкалах, цветовая композиция изделий); визуальные коммуникации (создание рекламного образа продукта); фотоотдел (фотолаборатория, фототека работ бюро, фотоархив по дизайну в целом).

Швейцария. Базельская школа графического дизайна – преемница Баухауза. Системный подход к проектированию печатных изданий. Использование модульной сетки. Эмиль Рудер «Die Typographie».

США. Поп-арт. Шелкографии Энди Уорхола. Р. Раушенберг, Р. Лихтенштейн, Дж. Джонс, Дж. Розенквист, Р. Хамилтон. Яркие радужные цвета, необычные смелые формы, ориентация на массовое потребление. Символы поп-культуры. Оп-арт. Бриджит Рейли.

Pin-up. Зачатки жанра. Американский женский идеал. Журналы, поддерживающие и пропагандирующие провокационный жанр - «The Suturday Evening Post», «Liberty», «Ladies Home Journal», «Cosmopolitan», «Vogue», «Esquire». Джордж Петти – отец американского pin-up. Pin-up и реклама – календари, pulp-журналы, рекламные кампании Coca-Cola, Kodak, General Motors. Постеры и art-cards. Рисованный и фотографический pin-up.

Пол Рэнд. Логотип компании IBM. Алекс Бродович. Облик журналов моды.

Франция. Раймон Савиньяк. Рекламный «гэг». Рекламная кампания для Monsavon («Моемыло», Лореаль). «Полбыка Магги» (1960), «Адский туннель» для Aspro (1964), Bic (1956), Perrier (1955), Resistex (1955). Эрбер Лепен (плакат Bata, 1954), Эрве Морван (сигареты Gitanes, 1960). Графики «Народной мастерской» (L'Atelier Popullaire).

70-е годы.

Новое направление художественной деятельности - styling design (стилизация под дизайн или стилизаторский дизайн). Декоративность, игнорирование функциональной стороны. Критика американского стайлинга.

«Минимализм» в графическом дизайне. Укрупнение пространства, подача того, что обычно преподносилось крупно, мельчайшим кеглем и в неожиданных позициях.

Германия. Разработка графического стиля мюнхенской Олимпиады 1976 г. Бюро Отла Айхера. Построение пиктограмм по модульной сетке.

США. Тенденции экспрессионизма (нью-йоркская школа), раннего постмодернизма (В. Вайнгарт, Ш. Гайсбулер и др.).

Франция. «Интернациональные» графики, работающие для американских и европейских журналов (Playboy, The New Yorker, Life, Rolling Stone, Elle и др.). Темы: признание прав меньшинств, женский вопрос, наркотики, борьба против стандартизации, осуждение империализма, экология и др.

Англия. Дизайн-студия «Пентаграм». Алан Флетчер, Колин Форбс, Боб Гилл, Мервин Курлянский. Дизайн-студия «Аттик». Саймон Нидхем, Джеймс Соммервиль. Проектирование брендов («Адидас», «Найк», «Дженерал Моторс», «Тойота»).

Компьютеризация типографского искусства. Компьютерный дизайн 70-х. Стив Возняк, Стив Джоб. Первый Apple 1977 г. 1981 г. IBMPC. 1984 г. - компьютер с графическим интерфейсом, управляемый мышью - Apple Macintosh.

80-90-е гг.

Япония. Расцвет японского дизайна. Танака Икко. История японского дизайна. Первые «рабэру» («лейблы»). Мастера эры мейдзи. Стиль japanesque.Специфическое японское отношение к китчу. Современный японский плакат и логотип. Танадори Йоко, Кейдзо Мацуи, Ямамото и др.

США. Граффити (стритарт). Происхождение граффити, первые «райтеры». Специфика жанра. Параллельно с граффити - явление «стрит арт» («уличное искусство»). Стикеры (наклейки), трафареты, плакаты и пр.

Телевизионный дизайн. Компания Novocom в Голливуде, США. Отдел дизайна ВВС, Англия. Смена образа каналов ВВС1 и ВВС2 в 1989–91 годах. Школы и компании Германии, Франции, Испании, Италии, в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.

Основная литература: 2, 3, 6, 8, 9, 10, 13, 14, 15

Дополнительная литература: 22, 33, 37, 40, 45

 

 

Тема 16. Графический дизайн и книга СССР.

Е годы.

Издательская деятельность в годы ВОВ. Работы издательства «Молодая гвардия». Специфика книги военных лет. Художники «военной» книги – В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Гончаров, Д. Шмаринов, С. Герасимов, Е. Кибрик и др.

Послевоенный «сталинский» период оформления издательской продукции. Помпезность, классические формы, изящные рукописные шрифты.

Е годы.

«Оттепель», развитие нового стиля. А. Васин, Б. Басов, М. Клячко, Б. Маркевич, Ю. Красный, Ф. Збарский, В. Носков и др. Истоки движения «шестидесятников». Детская книга – традиции ленинградской школы (В. Лебедева). Декоративное начало в книжном оформлении, литография, линогравюра (влияние мексиканской графики). Ученики Фаворского – Г. Захаров, И. Голицын.

Реклама в СССР в 50-60-е годы. Рекламные публикации в официальных органах печати. Политические рекламные акции: демонстрации, митинги, «выборы».

Е годы.

Новое движение в дизайне. Модульная система проектирования сложно-структурных изданий. Графики-прикладники, открытие идей конструктивистов 20-30-х годов, Базельской школы. Собственный дизайнерский подход в промграфике и упаковке. Гравюра на дереве. Опыт швейцарской школы. М. Аникст, М. Жуков, А. Троянкер.

Е годы.

Легальное диссидентство графической культуры 70-х. Конструктивизм и абстракционизм в книжном оформлении. Функциональный метод проектирования изданий, швейцарский опыт, модульное конструирование, полнообъемное макетирование. М. Аникст «Сетка» А. Хелберта. Выражение внутренней структуры книги в ее внешнем облике. Распространение зарубежного шрифта «Таймс».

Мода на экслибрис. Выставочные варианты, распространение во всем мире. Высокая традиция отечественной школы экслибриса.

Коммерческая реклама в СССР в 70-е -1-й половине 80-х годов в условиях плановой экономики

Е годы.

Многостилье, сосуществование традиционных и новаторских методик и решений. Книги различных функциональных и жанровых видов.

Е годы.

Внедрение электронной техники и технологий в полиграфическое производство. Открытие границ, поток информации о последних течениях мирового графического дизайна. Период постмодернистской эклектики.

Первые российские рекламные агентства. Имиджевая реклама 90-х годов. Рекламные ролики на телевидении. Западные влияния и национальный колорит российской рекламы.

Основная литература: 2, 3, 4, 7, 8, 9, 11, 15

Дополнительная литература: 23, 31, 33, 35, 39, 45, 46, 48, 58

 

 

Список примерных тем рефератов, (докладов) к семинарам.

1. Жанры античной уличной рекламы.

2. Знак в античности и в раннехристианское время.

3. Графика античности.

4. Структура и символика рукописной средневековой книги.

5. Изобразительная реклама позднего Средневековья.

6. Роль фольклора в книжной и рекламной графике Средних веков.

7. Рождение печатных афиш Средневековья.

8. Книгопечатание: революция в книжном искусстве.

9. Тиражная графика и рекламы Средневековья.

10. Развитие европейской гравюры в 14-18 веков.

11. Рождение европейского плаката.

12. Рекламные традиции в европейских странах 19 века.

13. Социальная и политическая сатира во французской графике 19 века.

14. Франция: родина графической рекламы второй половины 19 века.

15.Америка-зарождение новых рекламных жанров.

16. Стиль модерн в графическом дизайне рубежа 19-20 веков.

17. «Коммерческий стиль» в графическом дизайне рубежа 19-20 веков.

18. Социальная реклама рубежа 19-20 веков.

19. «Русский стиль» в графическом дизайне рубежа 19-20 веков.

20. Стили графического дизайна первой половины 20 века.

21. Графика русского авангарда.

22. Графические идеи русского конструктивизма.

23. Футуризм в графическом дизайне.

24. Развитие русского киноплаката.

25. Политический плакат первой трети 20 века.

26. Школы графического дизайна второй половины 20 века.

27. Базельская школа графического дизайна.

28. Французский графический дизайн 60-70 годов.

29. Английский графический дизайн второй половины 20 века.

30. Японский графический дизайн 20 века.

31. История граффити.

32. Американский графический дизайн 20 века.

33. Современные жанры графического дизайна.

34. Конструктивизм в полиграфическом дизайне.

35. Агитационно-массовое искусство.

Вопросы к экзамену (зачету) по истории графического дизайна и рекламы.

1. Термин «графический дизайн» и место его в системе дизайна. Становление дизайна. Причина возникновения универсальной профессии дизайнер. Взаимовлияние предметно-визуальной среды и образа жизни.

2. Основные понятия графического дизайна. Смыслообразование в рекламе и графике, основные способы и приемы: синонимия, антонимия, метафора, гипербола, гротеск, синтез и т.д.

3. Древнейшие графические знаки. Пиктограммы первобытного общества. Письменность и графики Древнего Востока: идеограммы, иероглифы. Структура древнеегипетской книги (свитка).

4. Книга античности, ее структура. Свиток и кодекс. Шрифты: шрифт древнегреческих надписей, капитальный шрифт (маюскул0: квадрата, рустика, курсив, унциал.

5. Графика античности. Рекламная деятельность Древнего Рима. Звуковая реклама, предметно-изобразительная реклама (вывески, письменная реклама, граффити, альбумы и т.д.). Область применения знака в античности (монограммы, криптограммы, клейма).

6. Книга Древнего Китая. Шелковые свитки, бумага. Древнекитайское письмо. Индийская книга - «потхи».

7. Книга средневековья. Дополиграфический кодекс, его структура, оформление. Англо-ирландские рукописи дороманского периода. Каролингский минскул. Сложение готического письма. Типы средневековых рукописей.

8. Рекламное дело в Средние века. Звуковая реклама. Изобразительная реклама: вывески, кронштейны, летучие листки. Средневековая геральдика, знаки, клейма и монограммы.

9. Книга в Византии. Структура, оформление. Рукописная книга средневековой Армении и Грузии.

10. Книга средневековой Болгарии. Глаголица и кириллица. Тератологический стиль. Древнерусские рукописи. Вязь, устав, полуустав. Область применения знака в Древней Руси: клейма, вислые печати, гербы.

11. Исламская книга. Арабское письмо. Книга средневековой Индии. Школы индийской миниатюры: могольская, деканская, раджпутская. Рукописи средневекового Китая, ксилография. «Няньхуа» и «Чжихуа» -китайские бумажные картинки. Японская книга.

12. Техника гравюры периода Позднего средневековья в Западной Европе. Первые «блокбухи». Изобретение книгопечатания. Инкунабулы и палеотипы. Готический шрифт и итальянская антиква. Книга Возрождения и маньеризма.

13. Книга 17-18 веков (барокко и рококо). Типы, структура, оформление. Реклама Позднего средневековья, Возрождения, 17-18 веков. Печатные летучие листки, афиши, вывески. Область применения знака: типографские эмблемы, экслибрисы, клейма. Происхождение визитных карточек.

14. Книга Нового времени в России. Гражданский шрифт Петровской эпохи. Реклама: голосовая, ярмарочная, изобразительная. Русский лубок. Конклюзии. Знаки и клейма.

15. Книга и графика 19 века: классицизм, романтизм, реализм. Шрифты: антиква, египетский шрифт, гротеск, итальянский шрифт. Изобретение фотографии и фотомеханической печати (цинкография, фототипия, гелиогравюра и т.п.).

16. Реклама в Западной Европе и США в 19 веке. Передвижные жанры, вывески, щит, афиша, плакат, витрина. Рождение художественного плаката.

Ж. Шере, А. Де Тулуз-Лотрек, Т. Стейнлен, П. Боннар. Открытка, упаковка. Специфика американской рекламы.

17. Передовые дизайнерские школы начала XX века. Вальтер Гропиус и Баухауз.

18. Книга и графика рубежа 19-20 веков. У. Моррис, О. Бердслей, «Стиль модерн» (А.Ван де Вельде, Ч. Макинтош, А. Муха и др.).

19. Русский графический дизайн рубежа 19-20 веков. Плакаты, афиши, вывески, открытки, пригласительные билеты, меню. «Русский стиль» и «Стиль модерн».

20. Русский графический дизайн рубежа 19-20 веков. Плакаты, афиши, вывески, открытки, пригласительные билеты, меню. «Мир искусства».

Коммерческая графика. Специальная графика.

21. Графический дизайн русского авангарда. Футуризм и конструктивизм. Окна РОСТА. Русский киноплакат. Супрематизм Малевича. Ученики и последователи.

22. Московская школа: ИНХУК, ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН. Конструктивизм. "Башня Татлина". Творческие эксперименты Александра Родченко.

23. Зарубежный графический дизайн первой трети 20 века. Баухауз, графический конструктивизм. Французский коммерческий плакат предвоенного периода (Кассандр, Колен и др.).

24. Книга и графика СССР. Школа Фаворского. Детская книга. Издательства «Академия». Политический плакат.

25. Зарубежный графический дизайн второй половины 20 века. Национальные школы дизайна. Жанры графики последних десятилетий.

 

 

Практические работы

(на выбор студентов)

Практика 1. Создание социального плаката на тему «Жизнь без наркотиков» или антиалкогольная рекламы.

Практика 2. Создание фирменного стиля детской образовательной учреждении. Школа искусств или детский сад.

Практика 3. Создание полиграфической продукции. Настенный или настольный календарь на 2013 год.

Практика 4. Создание полиграфической продукции. Студенческий художественный журнал «Творчество молодых» факультета ИЗО и НР МГОУ.

Список литературы.

Основная литература.

  1. Аникст М., Бабурина Н., Черневич Е. Русский графический дизайн 1880-1917. М.: Внешсигма, 1997
  2. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М.: Книга, 1990
  3. Воронецкий Б., Кузнецов Э. Шрифт. Л.: Художник РСФСР, 1975
  4. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. ТТ. 1,2. М.: Союз дизайнеров России, 2001
  5. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2000
  6. Дайксель А, Брандмейер К, Глинтерник Э. Товарный знак в Европе и в России. Вопросы теории и истории. СПб, 2002
  7. Дижур А.Л. Фирменный стиль. М.: ВНИИТЭ, 1970
  8. Журнал «КАК». №№ 2001- 2005 гг.
  9. Журнал «Мир дизайна» №№ 1995-2005
  10. Журнал «Novum». №№ 1995 – 2005 гг.
  11. Знак-логотип. Каталог. Автор-составитель Сурский Д. Минск: Белорусский союз дизайнеров, 2000
  12. Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. Учебно-методическое пособие по истории графического дизайна. М.: Грантъ, 2000
  13. Рудер Э. Типографика. М., 1982
  14. Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. М., 2001
  15. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60-80-е годы. М.: ВНИИТЭ, 1991
  16. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов. МГТУ им. А.Н.Косыгина, Группа «Совьяж Бево», М., 2003

Дополнительная литература.

  1. Борухович В.Г. В мире античных свитков. Саратов, 1976
  2. Варбанец Н.В. Йохан Гуттенберг и начало книгопечатания в Европе. М., 1980
  3. Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – начала XVI вв. М., 1980
  4. Вздорнов Г.И. Исследование о Киевской Псалтири. М., 1978
  5. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1978
  6. Глазычев В.Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М.: Искусство, 1970
  7. Глинтерник Э. Из истории русского рекламного плаката // Мир дизайна, 1995, № 1
  8. Гранстрем Е.Э. О некоторых приемах оформления византийских рукописей. М., 1960
  9. Добиаш-Рождественская О.А. История письма в средние века. М., 1987
  10. Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М.: Наука, 1977
  11. Дукельская Л.А. Английская бытовая карикатура второй половины XVIII в. М.-Л., 1966
  12. Измайлова Т.А. Армянская миниатюра XI в. М., 1979
  13. Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. М., 1973
  14. Киселева Л.И. О чем рассказывают средневековые рукописи. Л., 1968
  15. Книга в пространстве культуры. М., 1995
  16. Кристеллер П. История европейской гравюры XV – VIII вв. М.-Л., 1939
  17. Кюннеман Х. Детская книга вчера и сегодня. М., 1988
  18. Люблинский В.С. На заре книгопечатания. Л., 1959
  19. Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика. 1933-73. М., 1977
  20. Маковский С. Современная русская графика. Пг., 1917
  21. Михайлов С.М. История дизайна. ТТ.1,2. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Союз дизайнеров России, 2002
  22. Михайлова Н. Рекламные богини Альфонса Мухи // Дизайн Аспект, 2000, № 2-3
  23. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). М.: Союз Дизайнеров России, 2002
  24. Ньюарк К. Что такое графический дизайн? Пер. с англ. М.: АСТ; Астрель, 2005
  25. Поляков В. Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. М.: ТЭ, 2002
  26. Розов Н.Н. Русская рукописная книга. Л., 1971
  27. Романова В.Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции в XIII – XIV вв. М., 1975
  28. Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1988
  29. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие. М.: МЗ Пресс, изд-во «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2005
  30. Русский киноплакат. М.: Контакт-культура, 2002
  31. Сапунов Б.В. Книга в России в XI – XIII вв. Л., 1978
  32. Сокольников Ю. Товарные знаки. Энциклопедическое издание. Изд. дом «Тигра», 2000
  33. Стерноу С. Арт Нуво. Дух прекрасной эпохи. Пер. с англ. Минск: Белфакс, 1997
  34. Тураев Б.А. Египетская литература. М., 1920
  35. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: 2003
  36. Флуг К.К. История китайской печатной книги Сунской эпохи X – XIII вв. М.-Л., 1959
  37. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995
  38. Харшак Д. Эволюция и революция в истории знака // Мир дизайна. 1999, № 4 (17)
  39. Чегодаев М.А. Папирусная графика Древнего Египта. М.: УРСС, 2004
  40. Шмерлинг Р.О. Художественное оформление грузинской рукописной книги IX – XI вв. Тбилиси, 1967
  41. Щелкунов М.И. История, техника, искусство книгопечатания. М.-Л., 1926
  42. Эттингер П.Д. Фаворский В.А. Казань, 1926

 

Интернет-сайты.

www.kak.ru

www.gallery.antikwariat.ru/index.php?cat=13

www.marika.ru/my/study/gos/83

www.whitemouse.ru/font/rus12.wmb http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/GUTENBERG/CHAPT_01/CHAPT_01.HTM#p16 www.hi-edu.ru/e-books/AK/catalog.htm#im

www.geol.msu.ru/deps/ore/borodaev/venzel.html

www.1september.ru/ru/art/no29.htm http://media.utmn.ru/library_view_book.php?chapter_num=-1&bid=33

http://exlibris.h1.ru/marka.php

http://memory.rsl.ru/nemirov/cont.htm

http://www.antiq.info/prints/5273.html http://sc1158.comcor.ru/fio/MCIO_Alumni_03/resource/internet/www.character.webzone.ru/index.htm

http://www.ng.ru/accent/2006-01-11/9_sel.html

http://www.kpcdesign.ru/museum/

http://www.sovr.ru/show/russianposter.shtml

http://www.davno.ru/

http://www.pustovit.ru/?p=21

ОБЗОРНЫЕ ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА И РЕКЛАМЫ».

Лекция №1

Определение дизайна.

Четкого определения дизайна до сих пор не существует. Наверное, каждый профессиональный дизайнер определяет это понятие для себя самостоятельно. Но все-таки есть несколько наиболее общепринятых определений.

Большая Советская Энциклопедия предлагает следующее определение:

«Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий вид деятельности по проектированию предметного мира. Иногда под Дизайном понимают лишь одну из его областей — проектирование эстетических свойств промышленных изделий».

Дизайн, однако, решает более широкие проблемы — функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде.

Слово «Дизайн» применяется также для обозначения результата проектной деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «Дизайн автомобиля»), причём в данном употреблении оно не всегда связывается с современной практикой. В этом смысле говорят о первобытном Дизайне, о Дизайне 18 в. и т.п.

Для обозначения дизайнерской деятельности в различных языках, наряду с термином ォДизайнサ,существуют и др.: например, ォхудожественное конструированиеサ (в русском). Но в 1959 г. на первой генеральной ассамблее ИКСИД (ICSID, International Council of Societies of Industrial Design (Международный совет организаций индустриального Дизайна), в качестве основного международного термина был всё же принят термин ォindustrial designサ (в профессиональном сокращении — ォdesignサ), как наиболее ёмкий по своей смысловой структуре.

Предложенное Т. Мальдонадо и принятое VI Конгрессом ИКСИД (ICSID –International Council of Societies of Industrial Design) определение дизайна: «Дизайн – это творческая деятельность, цельюкоторой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрение потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством».

В. Л. Глазычев в книге «О дизайне» считает результатом деятельности дизайна в целом, потребительскую ценность продукции и предлагает следующее определение дизайна: «Дизайн – форма организованности художественно – проектной деятельности, производящая потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового потребления».

Это определение не только полнее охватывает практику дизайна, но и позволяет выделить его особенности в ряду других видов художественной деятельности,- в сфере дизайна оказываются продукты не только материального, но и духовного потребления. Очень точно вместо «массового

Производства» В. Глазычев особенностью дизайна считает «массовое потребление», что позволяет, во- первых, развести продукцию дизайна и изделия декоративно-прикладного искусства, во-вторых, именно к дизайну с полным основанием относится, скажем, видеоклип, тоже являющийся продуктом массового потребления.

В. Л. Глазычев в книге «О дизайне» считает результатом деятельности дизайна в целом, потребительскую ценность продукции и предлагает следующее определение дизайна: «Дизайн – форма организованности художественно – проектной деятельности, производящая потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового потребления».

Мы уже отмечали, что принимая определение дизайна, мы одновременно принимаем начало отсчета его истории. Формирование системы дизайна, системы включающей в себя собственно практику дизайна, подготовку дизайнерских кадров и сложение определенных организационных форм относится к концу 20-х годов ХХ века.

Конечно, многое из того, что вошло в арсенал дизайна мы можем увидеть в истории и раньше.

Удивительные по смелости технические решения Леонардо да Винчи, изобретательность в работах ремесленников, уникальный опыт работы П. Беренса на AEG не были частью системы дизайна. Однако не изучив этот этап (назовем его преддезайн или протодизайн) трудно постичь глубину понятия дизайн и многие его современные течения.

С древнейших времен изобретал человек немало разного рода сооружений, стараясь облегчить свой труд, в особенности, когда надо было поднимать и передвигать большие тяжести. Эти сооружения он назвал машинами. Однако разговор о машинной форме лучше начать с более позднего времени – с 14-

16 вв., потому что к этому времени машины перестали быть диковинкой, а их формы сложились настолько, что дают возможность судить о законах формообразования, о характере техники в целом.

Период 15-16 вв. в Европе, называется эпохой Возрождения. Это был период великих открытий.

Создано уже немало машин. Широко применялись ручные прялки с приводом от колеса, вращаемого рабочим; разного рода водяные колеса служили источником энергии для многочисленных мельниц – мукомольных, сукновальных, пильных, железоделательных. (В те времена мельницами назывались различного назначения технологические установки, использовавшие в качестве двигательной силы силу ветра, воды или животных.)

Органическая связь технического творчества с художественным была характерным признаком эпохи и определяла особенности формообразования всей предметной среды, включая мир техники. Профессия художника считалась тогда обычной ремесленной профессией и люди этой профессии по своему общественному положению никоим образом не отличались от представителей других ремесленных групп.

Очень часто инженер-художник должен был совмещать в одном лице целый ряд профессий: он был скульптором, архитектором, живописцем. В его обязанности входило также сооружение повозок, мельниц, мостов, водоемов, расширение рек. Ему же поручалось строить военные крепости и машины.

Таким образом, профиль инженера-художника оказывался чрезвычайно широким, и круг его технических обязанностей был не уже, чем его художественный диапазон. Занятия архитектурой и живописью неизбежно предусматривали необходимость изучения строительной техники, теории перспективы, а значит и математики.

Средневековый инженер-художник приобретал знания и профессиональные навыки во всех областях искусства и техники путем цехового ученичества: каждый отдельный мастер передавал своим ученикам арсенал приемов и навыков, хранившийся в строгой тайне от посторонних. Каждая новая задача, будь это постройка дворца или новой машины, решалась на глаз, чисто практически.

В средние века искусство не делилось на чистое и прикладное, а сливалось в одну профессию. И то и другое выражалось одним словом – латинским ォarsサ или греческим τεχυη.

От средних веков и более позднего времени до нас дошли собрания гравюр с изображениями машин и различных технических устройств. Их авторы – техники и ученые – стремились представить все известные им машины, а также собственные изобретения. Гравюры снабжались объяснительными

текстами, очень конкретными: сколько бы раз ни встречались машины сходного устройства, они описываются во всех подробностях. Отсутствие теории не позволяло сделать обобщения.

Форма машин обусловливалась их конструкцией и свойствами применяемого материала. В основном это было дерево, металл использовался сравнительно редко. Инженеры превосходно знали свойства различных сортов дерева и так умели ими пользоваться, что каждая деталь конструкции работала в полном согласии с естественными возможностями материала. Дуб и масличное дерево применялись в качестве опор, они легко нес ли на себе балки из более легкого дерева. Чаще всего конструкция машины оставалась открытой, что позволяло проследить зрительно логику связей узлов и тем самым познать

принцип действия.

Наблюдая природу, инженеры-художники старались в форме машин воспроизвести формы животного и растительного мира.

Крупнейшей фигурой среди инженеров 15-16 столетий был Леонардо да Винчи (1452...1519), ученый, художник, мыслитель, экспериментатор. В рисунках, набросках, которых так много в его рукописях, встречаются конструкции, значительно опережающие свое время. С точки зрения формы техническое творчество Леонардо воплощает в себе стиль Возрождения.

В силу сложившейся традиции Леонардо да Винчи занимался не только живописью и архитектурой, но и математикой и техникой, т.е. получил в полном смысле слова инженерное образование, позже позволившее ему строить крепости, каналы, проектировать осадные орудия и разнообразные машины.

Глубоко изучая природу, он делает большое число анатомических рисунков, пристально исследует механизм сочленения. Тщательно изучая анатомию лошади, он нашел целый ряд аналогий с анатомией человека. Эта проблема его заинтересовала – он стал родоначальником сравнительной анатомии. Та же страсть к аналогиям заставляет его искать подобие между принципами действия механизмов и живых организмов.

Процесс работы Леонардо над изобретением был таким же, как у современного дизайнера: от первого чернового наброска, через тщательную проработку деталей в материале к построению действующей модели и новой ее проверке в действии.

Моделирование было необходимым элементом его научной и технической деятельности; можно сказать, что без моделирования Леонардо не мыслил никакой технической конструкции или научного опыта.

С середины 16 в. идеология эпохи Возрождения претерпевает значительные изменения. Изменяется и социальное положение художника. Массовый регулярный спрос на работу начинает постепенно иссякать, исчезает уверенность в заработке. Для эстетики второй половины 16 в. характерна идея противопоставления замысла произведения его художественному воплощению. Теперь отрицается связь художественного творчества с научными методами, с математическими измерениями; хотя от изучения натуры не отказываются, но подчеркивается роль фантазии и свободы творчества, что опять-таки противостоит эстетике раннего Возрождения.

За техникой оставалось производство предметов для удовлетворения практических нужд. К этому времени греческое «технэ» и латинское «арс», в прошлом слова-синонимы, теперь обозначают различные понятия: «технэ» – техника, «арс» – искусство. Искусство стало считаться родом деятельности, возвышающейся над повседневной жизнью, тогда как техническая деятельность, инженерное дело расцениваются как нечто приземленное, обыденное, утилитарное.

К концу 16 в. в архитектуре, искусстве и технике стиль эпохи высокого Возрождения уступает место стилю барокко.

Впечатление делается самоцелью, для его усиления употребляются чисто декоративные детали, например извивающиеся колонки, ничего на себе не несущие.

Принадлежностью стиля становится повышенное внимание к вопросам формы, которая со временем делается все более эффектной и пышной. Постепенно эстетическое все больше отделяется от полезного, приобретает автономность, наконец, начинает маскировать функцию. Впоследствии развитие этой тенденции привело к возникновению чисто декоративных стилей.

17 век – расцвет мануфактурного производства, которое, как известно, значительно больше нуждалось в машинах, чем феодальное.

Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс бурного развития естествознания имел самое непосредственное отношение к технике. Галилею принадлежит также ряд открытий в области динамики и механики упругого тела. Торричелли открыл существование атмосферного давления, Паскаль

продолжил его труды и открыл закон о передаче давления в жидкостях и газах. На рубеже 17 и 18 столетий Исаак Ньютон сформулировал основные законы механики и обосновал классическую механику, построенную на законе всемирного тяготения.

Такая, казалось бы, далекая от техники область, как философия, также серьезно влияла на техническое формообразование. Философы-рационалисты Декарт, Локк и другие признавали мир состоящим из материи, частицы которой обладают протяженностью и находятся в движении, подчиненном механическим законам. Они верили, что законы механики суть универсальные законы мироздания, и распространяли их на живую природу.

Механистическая система мировоззрения способствовала увеличению попыток постройки автоматов, многие из которых были весьма остроумны.

Вместе с тем рационалистическая философия возродила в технике обратный процесс – процесс перенесения двигательных принципов и форм с живых организмов на технические объекты. Исходным было следующее положение: природой созданы в животном мире совершеннейшие механизмы, воплощенные в таких же совершенных формах. Птице дан прекрасный летательный аппарат в виде крыльев, рыбу природа снабдила плавательным аппаратом – хвостом и плавниками. Стоит только искусственно построить такие же органы и снабдить ими человека или сделать машины, копирующие

живые существа, – и человек станет с их помощью летать и плавать. Несмотря на неудачи, постигавшие изобретателей на этом пути, идея не умерла и находит своих приверженцев вплоть до наших дней.

Итак, на формы машин влияли все перечисленные факторы:

особенности мануфактурного производства, научная революция, рационалистическая философия и культура барокко, а также изменения, происходившие в самой технике.

Изменилось и социальное лицо техника-изобретателя. Если раньше это был придворный художник, то в 17-18 вв. – это талантливый ремесленник-самоучка.

В 17-18 вв. токарное искусство «вошло в моду», иные вельможи соперничали между собой в мастерстве.

Прекрасным токарем был Петр I. Токарное дело было широко поставлено в странах Европы; в России в лице Нартова мы имеем величайшего мастера своего дела.

Станок в целом превращается в диковинную игрушку, вещь для артистического досуга, ничем не напоминающую о тяжелом труде.

К концу 18 в. текстильное производство качественно изменяется: из мануфактурного превращается в промышленное.

Постепенная передача машине функций человеческой руки и составляет сущность технической революции 18 – начала 19 в. Применение 柔металла, довольно быстро вытеснившего дерево, сильно изменило машинные формы.

Линии деталей приобрели характерные закругления с наплывами по краям, вызванные не столько заботой конструктора, сколько самой техникой литья.

Стандартизация и унификация деталей в том понимании, в каком они сейчас существуют в нашем представлении, были введены в 19 в.

Введение стандартизации при всей своей очевидной пользе послужило еще одним аргументом для противников технического прогресса в споре относительно социальной роли техники и искусства.

На протяжении 19 в. техника сделала огромный шаг в своем развитии. В жизнь вошли паровозы, пароходы, металлообрабатывающие, текстильные и сельскохозяйственные машины; на смену паровым двигателям приходят электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, дизели, турбины и т.п.

Согласно сложившемуся общес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.174 (0.017 с.)