Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С уважением зав. Каф. Графического дизайна мгоу доктор педагогических наук, профессор, член московского союза художников Р. Ч. Барциц

Поиск

С уважением зав. каф. Графического дизайна МГОУ доктор педагогических наук, профессор, член Московского Союза Художников Р.Ч. Барциц

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА И РЕКЛАМЫ».

 

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА.

Тема 1. Основные понятия и отрасли графического дизайна. Художественный язык и приемы смыслообразования в графическом дизайне.

Понятие «графика» в исторической ретроспективе и в настоящий момент. Универсальность графического дизайна как одной из самых востребованных форм дизайнерской деятельности.

Отрасли графического дизайна. Типы классификации. 1-й: тиражная графика (книга, шрифт, афиша, плакат и т.п.); промграфика (знаки, символика); компьютерная (информационная) графика (телевизионная графика, веб-дизайн и т.д.). 2-й: рекламная (коммерческая) графика; некоммерческая графика.

Рекламная графика. Составляющие фирменного стиля (логотип, этикетка, плакат, шрифт, визитка, упаковка, тиширт-дизайн и др.), а также телевизионная реклама и отчасти компьютерная графика).

Некоммерческая графика. Искусство книги, журнальная и газетная графика, оформление денежных знаков, политический и социальный плакат, компьютерная графика, пиктограммы (иконические и абстрактные знаки), стритарт (граффити), артдизайн.

Приемы смыслообразования в графическом дизайне. 15 способов визуализации смысла: синонимия, метафора, метонимия, антонимия, гиперболизация, гротеск, символизация, аллегория, стилизация, метаморфозы зрительных образов, формализм, серийность, логографика, абсурдизация, синтез.

 

Основная литература: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 11, 13, 14, 16

Дополнительная литература: 21, 22, 26, 31, 33, 37, 46, 48, 53, 54, 57

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ МИР.

Тема 2. Первобытное общество.

Общественная (идеологическая) функция первобытного искусства, эстетическая и коммуникативная функции. Пиктограмма – появление первого коммуникативного знака.

Изображения периода палеолита. Рельефные рисунки без конкретного содержания («макароны»), «негативные» и «позитивные» изображения рук на стенах пещер. Эпоха Мадлен – полихромные фигуры животных, изображение движения.

Период мезолита. Повествовательные изображения (охота, сбор меда, танец). Силуэтно заполненный контур.

Период неолита. В изображениях – переход к неолитической абстракции. Рисуночное письмо – пиктограмма.

 

Основная литература: 3, 5, 11, 14, 16

Дополнительная литература: 21, 50

 

Тема 3. Древний Египет и Месопотамия.

 

Письменность. Пиктографическое (рисуночное) письмо. Связь шрифта с орнаментом. Символы – иероглифы, понятия – рисунки-идеограммы. «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов».

Ассиро-вавилонская клинопись. Ассирийские ортосты.

Древнеегипетская книга. Писчий материал (папирус), инструмент (калам), первая конструкция книги – свиток. Магическое значение «Книги мертвых». Структура свитка (заглавие, колофон, иллюстрации, организация поверхности, расположение текста). Наружное оформление: футляр, фаянсовый ярлык.

Истоки рекламы, первые рекламные надписи. История знака – клеймо на гончарных изделиях, тавро.

 

Основная литература: 2, 3, 5

Дополнительная литература: 21, 31, 37, 44, 50, 51, 55

 

Тема 4. Античность.

 

Книга в Древней Греции и Древнем Риме (папирусные свитки). Светский характер книги. Каллиграфия, отсутствие украшений, небольшое число иллюстраций. Структура свитка (направление письма колонками слева направо, эсхатокол, протокол, нумерация стихов, схолии в эллинистической ученой книге). Внешнее оформление: футляр, валик, «умбилики» («пупки») и «рожки», ярлык.

Античные шрифты. Шрифт древнегреческих надписей, капитальный шрифт (маюскул), рустический шрифт (рустика), квадрата, курсив, унциал, полуунциал.

Распространение пергамена, новая форма книги в Древнем Риме – кодекс (книга с перелистываемыми страницами). Позднеантичные иллюстрированные кодексы.

Вазопись – вид античного ремесла, где разрабатывались графические приемы и графический изобразительный язык. «Ковровый» и «геометрический» стили вазописи. Чернофигурные росписи архаического периода, краснофигурные вазы греческой классики. Белофонная вазопись.

Рекламная деятельность в античности. Звуковая, или «голосовая» реклама. Предметно-изобразительная реклама. Вывески: мраморные рельефы, живописные вывески. Предметно-символичные варианты рекламы. Письменная реклама (граффити, альбумы, афиши). Протогазета в Древнем Риме, политическая реклама. Элогии.

Область применения знака в античности. Клейма на предметах гончарного и художественного производства. «Кристограммы» и монограммы.

 

Основная литература: 2, 3, 5, 8, 9

Дополнительная литература: 17, 21, 31, 37, 45, 48, 51, 54

 

 

Тема 5. Древний Китай и Индия.

 

Древнейшая форма китайской книги - связка бамбуковых планок. Шелковые свитки. Древнейшие орудия письма – деревянная палочка, волосяная кисть. Изобретение бумаги (105 г. н.э., Цай Лунь). Китайская каллиграфия («лишу» - «канцелярское письмо», «кайшу» - «уставное письмо», скоропись «цаошу» - «травяное письмо» и др.). Конструкция бумажного свитка (длина 8-10 м, ось, обертка, связка, футляр, бирка). Иллюстрации в свитках.

Форма индийской книги – «потхи» (из пальмовых листьев). Инструменты письма. Письмо «брахми» (слева направо), письмо «кхаротши» (справа налево). Конструкция книги, иллюстрация. Буддийская книга за пределами Индии.

 

Основная литература: 2, 3, 5, 8, 9, 10

Дополнительная литература: 21, 31, 44

 

РАЗДЕЛ III. СРЕДНИЕ ВЕКА. ДОПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.

Вытеснение свитка кодексом. Первые христианские книги. Структура богослужебной книги. Структура светской книги. Элементы украшения книги. Место цвета и орнамента. Роль оклада, инициала, расположение текста. Символика, иконографический канон. Типы книги. «четья», «часослов» и др.

Тема 6. Средние века в Западной Европе.

Папирусные христианские кодексы Египта (до 7 в.). Ранние пергаменные кодексы. Синайский кодекс (4 в.). Структура и оформление коптской книги. Латинские книги. Шрифты: унциал (до 8-9 вв.), полуунциал.

Дороманский период.

Англия и Ирландия. Роль орнамента в англо-ирландских рукописях. «Ковровые» орнаменты, «плетенка», «звериный» («тератологический») стиль. Евангелие Дурроу (7 в.) и др.

Каролингское возрождение (кон. 8 – 9 вв.). Каролингский минускул. Подражание античности. Книжная миниатюра. Евангелие епископа Эбо (9 в.), Утрехтская псалтирь (830 г.) и др.

Романский период.

Оттоновское возрождение. Евангелие Оттона III (кон. 10 в.). Начало романики в Европе.

Книга испанских христиан. Влияние арабской графической культуры, экспрессия книжной миниатюры.

Готический период.

Сложение готического шрифта. Формирование разных типов рукописей. Готический часослов, его структура и оформление.

Развитие университетов, формирование типов ученой и учебной книги. Глоссы, комментарии. Монастырские и университетские скриптории. Начало употребления бумаги (14 в.). Готическая книжная миниатюра. От статичных к сюжетным композициям. Готические орнаменты, бордюры. Бестиарий в средневековой книге.

Италия. Гуманистическая оппозиция готическому стилю. Каролингский минускул («гуманистическая антиква»). Структура гуманистической рукописной книги.

Рекламное дело в Средневековье. Деятельность городских глашатаев. «Крики улиц». Предметно-изобразительная реклама. Вывески-кронштейны, живописные вывески. «Летучие листки» и первые рукописные афиши на постоялых дворах и почтовых станциях («posters»).

Торговая и ремесленная цеховая геральдика. Рыцарская (родовая) геральдика. Гербы и эмблемы. Знаки-монограммы. Клейма на товаре, знаки-клейма на изделиях из драгоценных металлов. Водяные знаки.

Основная литература: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14

Дополнительная литература: 21, 22, 25, 26, 30, 31, 37, 43, 51, 54

РАЗДЕЛ IV. ОТ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ.

Тема 9. Книгопечатание, рисунок и тиражная графика в странах Европы вт. пол. 14 – 18 вв.

Барокко и рококо.

17 век – «золотой век» гравюры на металле. Италия - А. Караччи, архитектурная ведута, Дж.Б. Пиранези. Фланрия - мастерская Рубенса. Голландия - Рембрандт. Франция - Ж. Калло. Стилистические особенности барочной гравюры.

18 в. Англия – У. Хогарт. Сатирический, морально-нравственный и бытовой жанры. Репродукционная гравюра. Франция – А. Ватто. Эксперименты с цветной и тоновой гравюрой. «Пунктир», «меццо-тинто», акватинта.

Книга барокко, структура, оформление. Титульные листы, портреты авторов, иллюстрации. Ученая книга. «Математические исследования» С. Стевина (Лейден, Эльзевир, 1634). Большеформатные издания-альбомы. Мария-Сибилла Мериан. Недорогие малоформатные издания (издательство Эльзевиров, первые книжные серии).

Книга рококо во Франции. Нарядная книга как предмет изысканной роскоши. «Галантный жанр». Ф. Буше, О. Фрагонар.

Классицизм.

Структура книги – сдержанность орнаментов, строгость шрифта, архитектурные мотивы. Дж. Флаксман, Ф. Толстой. Антиква Ф. Дидо (Франция), Дж. Бодони (Италия).

Особенности развития немецкой книги. Сохранение готического шрифта. «Швабахер» и «фрактура». Конец 18 в. – попытки трансформации фрактуры и замены на антикву (У.Ф. Унгер).

Основная литература: 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10

Дополнительная литература: 18, 22, 27, 31, 32, 34, 37, 41, 45, 57

Тема 12. ХIХ век.

Графика 19 века. Офорт и акватинта Ф. Гойи («Капричос», «Бедствия войны»). Рисунок Ж.-Л. Давида, Ж.-О. Д. Энгра, О.А. Кипренского, К. Брюллова. Вторая четверть 19 в. – эпоха массовой печатной графики. Журнальная иллюстрация, «модные картинки», бытовая и политическая карикатура. Франция: специализированные сатирические журналы («Карикатюр» и др.). Литография. Ж. Гранвиль, О. Домье, П. Гаварни, Т.А. Стейнлен. Пейзажная гравюра второй половины 19 в. – Дж. Уистлер, Э. Мане, О. Ренуар.

Книга. Изменение облика, сближение с периодикой (издания выпусками и др.). Использование литографических иллюстраций. Классицизм. 1820-е: тенденции романтизма в книге. Демократичная книжная иллюстрация (издания В. Гюго, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, илл. автора). Россия: иллюстрированные журналы («Картины света», «Живописное обозрение»). А.А. Агин (100 рисунков из сочинения Н.В. Гоголя «Мертвые души»). Германия. Графика романтиков и бидермайер (Л. Рихтер, М. фон Швиндт и др.). «История Фридриха Великого» Ф. Куглера (илл. А. Менцеля, 1840).

Обновление шрифтового оформления книги. Варианты антиквы, египетский шрифт, гротеск, итальянский шрифт, украшенные шрифты. Наборные орнаменты, виньетки (ксилографии, политипажи).

Книги «развлекательные» и ученая книга – усиление дифференциации. «Роскошная» книга периода эклектики. Франция. Г. Доре (Библия). Россия. М. Зичи. Детская книга – «книжка-картинка». Германия, 1844 г. – Г. Хофман, «Растрепка». Э. Лир, «Книга чепухи», 1846 г., Англия. В. Буш, У. Крейн и др.

Зарождение и развитие фотографии в 19 в. Фотографы-портретисты. Д.О. Хилл, 1840-е, Шотландия. Надар, Франция. «Фотокартины» О. Рейнландера (Швеция), Г. Робинсона (Англия). Композиции А.О. Карелина. Репродукционная и документальная фотография (В.Ф.Тим, Р.Фентон, М. Брэди). Техники превращения фотоизображения в клише для печати (фотомеханическая печать). Цинкография, фототипия, гелиогравюра, автотипия. Многоцветная фотомеханическая продукция.

Реклама. Англия – зарождение новых рекламных жанров: вкладыши, открытки, ресторанные меню, театральные программки, пригласительные билеты, этикетки. Реклама в английской прессе. Разовые листки, бюллетени, брошюры, рекламные вкладыши, иллюстрации. Уличная реклама. Люди-«сэндвичи», конные рекламные процессии, реклама на тротуарах. Витринный жанр рекламы.

Распространение литографии. Популярность щитов, афиш, плакатов. «Плакатный бум». «Кожная болезнь» английских улиц. Лидер в жанре многокрасочного художественного плаката – Франция. Политическая реклама во Франции (в т.ч. деятельность Ж.-Л. Давида). Афишные тумбы: политическая карикатура, коммерческая реклама. Брезентовые рекламные щиты, обрамляющие парижские бульвары. Остекленные газетные киоски с рекламными объявлениями. Реклама ресторанов: на посуде, приборах, салфетках, скатертях, зонтиках и т.п. Реклама на проездных билетах.

Мастерские литографов. О. Домье. Трафаретная печать («Прекрасный сидр Дизиньи»). Книготорговая реклама: П. Гаварни, С. Нантейль, Ж. Гранвиль, А.А. Агин.

Рождение современного плаката. Реформы Жюля Шере. Плакат конца 19 века: А. де Тулуз-Лотрек (реклама парижских кабаре и кафе), П. Боннар («Французское шампанское»), Т. Стейнлен («Ша нуар»), Э. Грассе, А. Муха (афиши к выступлениям Сары Бернар, коммерческий плакат).

Германия. Голосовая реклама – городские глашатаи. Изобразительная реклама. Л. Бернхард – сложение своеобразных приемов эстетики немецкого рекламного плаката. М. Клингер, Ф. Штук – «тевтонский стиль». Витринная реклама в Германии. Игрушечные магазины Берлина, Мюнхена, Лейпцига, влияние витринной эстетики на формирование изобразительной рекламы (ангельские детские личики на кондитерских упаковках и коммерческих плакатах).

Торгово-промышленные выставки второй половины 19 века. Обострение конкуренции, активизация рекламных технологий.

США. Специфика американской рекламы. Ф.Т. Барнум. Деятельность коммивояжеров, торговля патентованными медицинскими средствами. Упаковка. «Квакерские завтраки», «Кока-кола».

Основная литература: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14

Дополнительная литература: 21, 22, 37, 41, 48, 51, 54

 

РАЗДЕЛ V. ХХ ВЕК.

Графика.

Первая треть 20 в. Гравюра на дереве. Франция. Ф. Валлотон (серии «Музыка», «Intimites», «История одного убийства»). Норвегия. Э. Мунк (офорт, литография, гравюра).

Предвоенный период. Германия. К. Кольвиц – офорт, литография («Восстание ткачей», «Крестьянская война»). Графика немецких экспрессионистов. «Мост» (Э.А. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуф, Э. Хеккель, М. Пехштейн, Э. Нольде). «Синий всадник» (В. Кандинский, Ф. Марк, Г. Кампедонк). Г. Гросс, О. Дикс. Бельгия. Ф. Мазерель. Россия. Н. Гончарова «Мистические образы войны», М. Шагал, В. Чекрыгин, Б. Григорьев (цикл «Расея»). «Группа «13»» (Н.В. Кузьмин, Т.А. Маврина, В.А. Милашевский, Д.Б. Даран и др.) Франция. Фовизм и кубизм. А. Матисс, П. Пикассо, Р. Дюфи. Италия. Дж. Моранди. Гравюра Южной Америки, мексиканская линогравюра. «Мастерская народной графики» во главе с Л. Мендесом.

Книга.

Книга авангарда. Эпатажные издания русских футуристов. «Пощечина общественному вкусу». «Заумная книга» А. Крученых. Н. Гончарова, О. Розанова, М. Ларионов и др. И.М. Зданевич, В.В. Каменский. Дешевый материал, наклейки, литографированный текст, гектограф, печатание резиновыми штемпельками и др. Итальянские футуристы. Т. Маринетти, К. Карра («Слова на свободе»). Дадаисты (Германия, К. Швиттерс). «Каллиграммы» Г. Аполлинера (Франция). Работы немецких экспрессионистов в книге. Э. Барлах. Деформация, гротеск.

Возрождение ксилографии в русской книге. В.А. Фаворский. «Книга Руфи». «Школа Фаворского»: А.Д. Гончаров, М.И. Пиков, Л.Р. Мюльгаупт и др. Иллюстрации А.И. Кравченко («Повелитель блох», Гофман; «Портрет», Гоголь; «Деревянная королева» Л. Леонов; «Фантастические повести ботаника Х» А. Чаянов).

Э. Лисицкий. «Супрематический сказ про два квадрата», «Маяковский для голоса». Конструктивизм в книжной графике. А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, А.М. Ганн. Плоскостные геометрические формы, шрифт «гротеск», отказ от украшений и орнамента, «монтирование» изображения. Фотомонтажи А. Родченко, С. Телингатера. Фотообложка. В. Маяковский «Про это» (А. Родченко). Графический стиль журнала «СССР на стройке».

Конструктивизм в Западной Европе. «Новая типография» в Германии, Я. Чихольд. Издательская деятельность Баухауза. Э. Лисицкий, Ласло Мохой-Надь. Голландия, «Де Стейл» (Т. ван Дусбург).

«Типографское возобновление» в Англии. Консервативные классические тенденции книжного оформления. С. Морисон.

Советская книжная иллюстрация неконструктивисткого направления. Н. Кузьмин («Евгений Онегин» А.С. Пушкина). Издательство «Academia». «Реализм» 30-х гг. Д.А. Шмаринов, Е.А. Кибрик. Детская книга. В.М. Конашевич и В.В. Лебедев (илл. к С. Маршаку).

Экслибрис 20-х годов. В. Фаворский, А. Кравченко, Н. Купреянов и др.

Книга.

Демократическая и библиофильская тенденции в зарубежной книге ХХ века. Массовая книга – дайджест, покетбук. Художники-графики и иллюстраторы ХХ века. М.К. Эшер (Нидерланды), Алан Ли (Англия), Масен (Франция). Детская книга Италии и Японии. Роль комиксов в книжной и рекламной графике ХХ века.

Происхождение комикса. Комиксы США. Японские комиксы «манга». Осаму Тэдзука. Типология манги. Специфика жанра.

Е годы.

Германия. Ульмская школа дизайна – продолжени традиций Баухауза. Фирменный стиль авиакомпании «Люфтганза». Мультидисциплинарное дизайн-бюро «Гугелот-дизайн»: графика (разработка этикеток и графики на изделиях, надписи и символы на циферблатах и шкалах, цветовая композиция изделий); визуальные коммуникации (создание рекламного образа продукта); фотоотдел (фотолаборатория, фототека работ бюро, фотоархив по дизайну в целом).

Швейцария. Базельская школа графического дизайна – преемница Баухауза. Системный подход к проектированию печатных изданий. Использование модульной сетки. Эмиль Рудер «Die Typographie».

США. Поп-арт. Шелкографии Энди Уорхола. Р. Раушенберг, Р. Лихтенштейн, Дж. Джонс, Дж. Розенквист, Р. Хамилтон. Яркие радужные цвета, необычные смелые формы, ориентация на массовое потребление. Символы поп-культуры. Оп-арт. Бриджит Рейли.

Pin-up. Зачатки жанра. Американский женский идеал. Журналы, поддерживающие и пропагандирующие провокационный жанр - «The Suturday Evening Post», «Liberty», «Ladies Home Journal», «Cosmopolitan», «Vogue», «Esquire». Джордж Петти – отец американского pin-up. Pin-up и реклама – календари, pulp-журналы, рекламные кампании Coca-Cola, Kodak, General Motors. Постеры и art-cards. Рисованный и фотографический pin-up.

Пол Рэнд. Логотип компании IBM. Алекс Бродович. Облик журналов моды.

Франция. Раймон Савиньяк. Рекламный «гэг». Рекламная кампания для Monsavon («Моемыло», Лореаль). «Полбыка Магги» (1960), «Адский туннель» для Aspro (1964), Bic (1956), Perrier (1955), Resistex (1955). Эрбер Лепен (плакат Bata, 1954), Эрве Морван (сигареты Gitanes, 1960). Графики «Народной мастерской» (L'Atelier Popullaire).

70-е годы.

Новое направление художественной деятельности - styling design (стилизация под дизайн или стилизаторский дизайн). Декоративность, игнорирование функциональной стороны. Критика американского стайлинга.

«Минимализм» в графическом дизайне. Укрупнение пространства, подача того, что обычно преподносилось крупно, мельчайшим кеглем и в неожиданных позициях.

Германия. Разработка графического стиля мюнхенской Олимпиады 1976 г. Бюро Отла Айхера. Построение пиктограмм по модульной сетке.

США. Тенденции экспрессионизма (нью-йоркская школа), раннего постмодернизма (В. Вайнгарт, Ш. Гайсбулер и др.).

Франция. «Интернациональные» графики, работающие для американских и европейских журналов (Playboy, The New Yorker, Life, Rolling Stone, Elle и др.). Темы: признание прав меньшинств, женский вопрос, наркотики, борьба против стандартизации, осуждение империализма, экология и др.

Англия. Дизайн-студия «Пентаграм». Алан Флетчер, Колин Форбс, Боб Гилл, Мервин Курлянский. Дизайн-студия «Аттик». Саймон Нидхем, Джеймс Соммервиль. Проектирование брендов («Адидас», «Найк», «Дженерал Моторс», «Тойота»).

Компьютеризация типографского искусства. Компьютерный дизайн 70-х. Стив Возняк, Стив Джоб. Первый Apple 1977 г. 1981 г. IBMPC. 1984 г. - компьютер с графическим интерфейсом, управляемый мышью - Apple Macintosh.

80-90-е гг.

Япония. Расцвет японского дизайна. Танака Икко. История японского дизайна. Первые «рабэру» («лейблы»). Мастера эры мейдзи. Стиль japanesque.Специфическое японское отношение к китчу. Современный японский плакат и логотип. Танадори Йоко, Кейдзо Мацуи, Ямамото и др.

США. Граффити (стритарт). Происхождение граффити, первые «райтеры». Специфика жанра. Параллельно с граффити - явление «стрит арт» («уличное искусство»). Стикеры (наклейки), трафареты, плакаты и пр.

Телевизионный дизайн. Компания Novocom в Голливуде, США. Отдел дизайна ВВС, Англия. Смена образа каналов ВВС1 и ВВС2 в 1989–91 годах. Школы и компании Германии, Франции, Испании, Италии, в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.

Основная литература: 2, 3, 6, 8, 9, 10, 13, 14, 15

Дополнительная литература: 22, 33, 37, 40, 45

 

 

Е годы.

Издательская деятельность в годы ВОВ. Работы издательства «Молодая гвардия». Специфика книги военных лет. Художники «военной» книги – В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Гончаров, Д. Шмаринов, С. Герасимов, Е. Кибрик и др.

Послевоенный «сталинский» период оформления издательской продукции. Помпезность, классические формы, изящные рукописные шрифты.

Е годы.

«Оттепель», развитие нового стиля. А. Васин, Б. Басов, М. Клячко, Б. Маркевич, Ю. Красный, Ф. Збарский, В. Носков и др. Истоки движения «шестидесятников». Детская книга – традиции ленинградской школы (В. Лебедева). Декоративное начало в книжном оформлении, литография, линогравюра (влияние мексиканской графики). Ученики Фаворского – Г. Захаров, И. Голицын.

Реклама в СССР в 50-60-е годы. Рекламные публикации в официальных органах печати. Политические рекламные акции: демонстрации, митинги, «выборы».

Е годы.

Новое движение в дизайне. Модульная система проектирования сложно-структурных изданий. Графики-прикладники, открытие идей конструктивистов 20-30-х годов, Базельской школы. Собственный дизайнерский подход в промграфике и упаковке. Гравюра на дереве. Опыт швейцарской школы. М. Аникст, М. Жуков, А. Троянкер.

Е годы.

Легальное диссидентство графической культуры 70-х. Конструктивизм и абстракционизм в книжном оформлении. Функциональный метод проектирования изданий, швейцарский опыт, модульное конструирование, полнообъемное макетирование. М. Аникст «Сетка» А. Хелберта. Выражение внутренней структуры книги в ее внешнем облике. Распространение зарубежного шрифта «Таймс».

Мода на экслибрис. Выставочные варианты, распространение во всем мире. Высокая традиция отечественной школы экслибриса.

Коммерческая реклама в СССР в 70-е -1-й половине 80-х годов в условиях плановой экономики

Е годы.

Многостилье, сосуществование традиционных и новаторских методик и решений. Книги различных функциональных и жанровых видов.

Е годы.

Внедрение электронной техники и технологий в полиграфическое производство. Открытие границ, поток информации о последних течениях мирового графического дизайна. Период постмодернистской эклектики.

Первые российские рекламные агентства. Имиджевая реклама 90-х годов. Рекламные ролики на телевидении. Западные влияния и национальный колорит российской рекламы.

Основная литература: 2, 3, 4, 7, 8, 9, 11, 15

Дополнительная литература: 23, 31, 33, 35, 39, 45, 46, 48, 58

 

 

Список примерных тем рефератов, (докладов) к семинарам.

1. Жанры античной уличной рекламы.

2. Знак в античности и в раннехристианское время.

3. Графика античности.

4. Структура и символика рукописной средневековой книги.

5. Изобразительная реклама позднего Средневековья.

6. Роль фольклора в книжной и рекламной графике Средних веков.

7. Рождение печатных афиш Средневековья.

8. Книгопечатание: революция в книжном искусстве.

9. Тиражная графика и рекламы Средневековья.

10. Развитие европейской гравюры в 14-18 веков.

11. Рождение европейского плаката.

12. Рекламные традиции в европейских странах 19 века.

13. Социальная и политическая сатира во французской графике 19 века.

14. Франция: родина графической рекламы второй половины 19 века.

15.Америка-зарождение новых рекламных жанров.

16. Стиль модерн в графическом дизайне рубежа 19-20 веков.

17. «Коммерческий стиль» в графическом дизайне рубежа 19-20 веков.

18. Социальная реклама рубежа 19-20 веков.

19. «Русский стиль» в графическом дизайне рубежа 19-20 веков.

20. Стили графического дизайна первой половины 20 века.

21. Графика русского авангарда.

22. Графические идеи русского конструктивизма.

23. Футуризм в графическом дизайне.

24. Развитие русского киноплаката.

25. Политический плакат первой трети 20 века.

26. Школы графического дизайна второй половины 20 века.

27. Базельская школа графического дизайна.

28. Французский графический дизайн 60-70 годов.

29. Английский графический дизайн второй половины 20 века.

30. Японский графический дизайн 20 века.

31. История граффити.

32. Американский графический дизайн 20 века.

33. Современные жанры графического дизайна.

34. Конструктивизм в полиграфическом дизайне.

35. Агитационно-массовое искусство.

Вопросы к экзамену (зачету) по истории графического дизайна и рекламы.

1. Термин «графический дизайн» и место его в системе дизайна. Становление дизайна. Причина возникновения универсальной профессии дизайнер. Взаимовлияние предметно-визуальной среды и образа жизни.

2. Основные понятия графического дизайна. Смыслообразование в рекламе и графике, основные способы и приемы: синонимия, антонимия, метафора, гипербола, гротеск, синтез и т.д.

3. Древнейшие графические знаки. Пиктограммы первобытного общества. Письменность и графики Древнего Востока: идеограммы, иероглифы. Структура древнеегипетской книги (свитка).

4. Книга античности, ее структура. Свиток и кодекс. Шрифты: шрифт древнегреческих надписей, капитальный шрифт (маюскул0: квадрата, рустика, курсив, унциал.

5. Графика античности. Рекламная деятельность Древнего Рима. Звуковая реклама, предметно-изобразительная реклама (вывески, письменная реклама, граффити, альбумы и т.д.). Область применения знака в античности (монограммы, криптограммы, клейма).

6. Книга Древнего Китая. Шелковые свитки, бумага. Древнекитайское письмо. Индийская книга - «потхи».

7. Книга средневековья. Дополиграфический кодекс, его структура, оформление. Англо-ирландские рукописи дороманского периода. Каролингский минскул. Сложение готического письма. Типы средневековых рукописей.

8. Рекламное дело в Средние века. Звуковая реклама. Изобразительная реклама: вывески, кронштейны, летучие листки. Средневековая геральдика, знаки, клейма и монограммы.

9. Книга в Византии. Структура, оформление. Рукописная книга средневековой Армении и Грузии.

10. Книга средневековой Болгарии. Глаголица и кириллица. Тератологический стиль. Древнерусские рукописи. Вязь, устав, полуустав. Область применения знака в Древней Руси: клейма, вислые печати, гербы.

11. Исламская книга. Арабское письмо. Книга средневековой Индии. Школы индийской миниатюры: могольская, деканская, раджпутская. Рукописи средневекового Китая, ксилография. «Няньхуа» и «Чжихуа» -китайские бумажные картинки. Японская книга.

12. Техника гравюры периода Позднего средневековья в Западной Европе. Первые «блокбухи». Изобретение книгопечатания. Инкунабулы и палеотипы. Готический шрифт и итальянская антиква. Книга Возрождения и маньеризма.

13. Книга 17-18 веков (барокко и рококо). Типы, структура, оформление. Реклама Позднего средневековья, Возрождения, 17-18 веков. Печатные летучие листки, афиши, вывески. Область применения знака: типографские эмблемы, экслибрисы, клейма. Происхождение визитных карточек.

14. Книга Нового времени в России. Гражданский шрифт Петровской эпохи. Реклама: голосовая, ярмарочная, изобразительная. Русский лубок. Конклюзии. Знаки и клейма.

15. Книга и графика 19 века: классицизм, романтизм, реализм. Шрифты: антиква, египетский шрифт, гротеск, итальянский шрифт. Изобретение фотографии и фотомеханической печати (цинкография, фототипия, гелиогравюра и т.п.).

16. Реклама в Западной Европе и США в 19 веке. Передвижные жанры, вывески, щит, афиша, плакат, витрина. Рождение художественного плаката.

Ж. Шере, А. Де Тулуз-Лотрек, Т. Стейнлен, П. Боннар. Открытка, упаковка. Специфика американской рекламы.

17. Передовые дизайнерские школы начала XX века. Вальтер Гропиус и Баухауз.

18. Книга и графика рубежа 19-20 веков. У. Моррис, О. Бердслей, «Стиль модерн» (А.Ван де Вельде, Ч. Макинтош, А. Муха и др.).

19. Русский графический дизайн рубежа 19-20 веков. Плакаты, афиши, вывески, открытки, пригласительные билеты, меню. «Русский стиль» и «Стиль модерн».

20. Русский графический дизайн рубежа 19-20 веков. Плакаты, афиши, вывески, открытки, пригласительные билеты, меню. «Мир искусства».

Коммерческая графика. Специальная графика.

21. Графический дизайн русского авангарда. Футуризм и конструктивизм. Окна РОСТА. Русский киноплакат. Супрематизм Малевича. Ученики и последователи.

22. Московская школа: ИНХУК, ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН. Конструктивизм. "Башня Татлина". Творческие эксперименты Александра Родченко.

23. Зарубежный графический дизайн первой трети 20 века. Баухауз, графический конструктивизм. Французский коммерческий плакат предвоенного периода (Кассандр, Колен и др.).

24. Книга и графика СССР. Школа Фаворского. Детская книга. Издательства «Академия». Политический плакат.

25. Зарубежный графический дизайн второй половины 20 века. Национальные школы дизайна. Жанры графики последних десятилетий.

 

 

Практические работы

(на выбор студентов)

Практика 1. Создание социального плаката на тему «Жизнь без наркотиков» или антиалкогольная рекламы.

Практика 2. Создание фирменного стиля детской образовательной учреждении. Школа искусств или детский сад.

Практика 3. Создание полиграфической продукции. Настенный или настольный календарь на 2013 год.

Практика 4. Создание полиграфической продукции. Студенческий художественный журнал «Творчество молодых» факультета ИЗО и НР МГОУ.

Список литературы.

Основная литература.

  1. Аникст М., Бабурина Н., Черневич Е. Русский графический дизайн 1880-1917. М.: Внешсигма, 1997
  2. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М.: Книга, 1990
  3. Воронецкий Б., Кузнецов Э. Шрифт. Л.: Художник РСФСР, 1975
  4. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. ТТ. 1,2. М.: Союз дизайнеров России, 2001
  5. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2000
  6. Дайксель А, Брандмейер К, Глинтерник Э. Товарный знак в Европе и в России. Вопросы теории и истории. СПб, 2002
  7. Дижур А.Л. Фирменный стиль. М.: ВНИИТЭ, 1970
  8. Журнал «КАК». №№ 2001- 2005 гг.
  9. Журнал «Мир дизайна» №№ 1995-2005
  10. Журнал «Novum». №№ 1995 – 2005 гг.
  11. Знак-логотип. Каталог. Автор-составитель Сурский Д. Минск: Белорусский союз дизайнеров, 2000
  12. Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. Учебно-методическое пособие по истории графического дизайна. М.: Грантъ, 2000
  13. Рудер Э. Типографика. М., 1982
  14. Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. М., 2001
  15. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60-80-е годы. М.: ВНИИТЭ, 1991
  16. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов. МГТУ им. А.Н.Косыгина, Группа «Совьяж Бево», М., 2003

Дополнительная литература.

  1. Борухович В.Г. В мире античных свитков. Саратов, 1976
  2. Варбанец Н.В. Йохан Гуттенберг и начало книгопечатания в Европе. М., 1980
  3. Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – начала XVI вв. М., 1980
  4. Вздорнов Г.И. Исследование о Киевской Псалтири. М., 1978
  5. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1978
  6. Глазычев В.Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М.: Искусство, 1970
  7. Глинтерник Э. Из истории русского рекламного плаката // Мир дизайна, 1995, № 1
  8. Гранстрем Е.Э. О некоторых приемах оформления византийских рукописей. М., 1960
  9. Добиаш-Рождественская О.А. История письма в средние века. М., 1987
  10. Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М.: Наука, 1977
  11. Дукельская Л.А. Английская бытовая карикатура второй половины XVIII в. М.-Л., 1966
  12. Измайлова Т.А. Армянская миниатюра XI в. М., 1979
  13. Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. М., 1973
  14. Киселева Л.И. О чем рассказывают средневековые рукописи. Л., 1968
  15. Книга в пространстве культуры. М., 1995
  16. Кристеллер П. История европейской гравюры XV – VIII вв. М.-Л., 1939
  17. Кюннеман Х. Детская книга вчера и сегодня. М., 1988
  18. Люблинский В.С. На заре книгопечатания. Л., 1959
  19. Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика. 1933-73. М., 1977
  20. Маковский С. Современная русская графика. Пг., 1917
  21. Михайлов С.М. История дизайна. ТТ.1,2. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Союз дизайнеров России, 2002
  22. Михайлова Н. Рекламные богини Альфонса Мухи // Дизайн Аспект, 2000, № 2-3
  23. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). М.: Союз Дизайнеров России, 2002
  24. Ньюарк К. Что такое графический дизайн? Пер. с англ. М.: АСТ; Астрель, 2005
  25. Поляков В. Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. М.: ТЭ, 2002
  26. Розов Н.Н. Русская рукописная книга. Л., 1971
  27. Романова В.Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции в XIII – XIV вв. М., 1975
  28. Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1988
  29. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие. М.: МЗ Пресс, изд-во «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2005
  30. Русский киноплакат. М.: Контакт-культура, 2002
  31. Сапунов Б.В. Книга в России в XI – XIII вв. Л., 1978
  32. Сокольников Ю. Товарные знаки. Энциклопедическое издание. Изд. дом «Тигра», 2000
  33. Стерноу С. Арт Нуво. Дух прекрасной эпохи. Пер. с англ. Минск: Белфакс, 1997
  34. Тураев Б.А. Египетская литература. М., 1920
  35. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: 2003
  36. Флуг К.К. История китайской печатной книги Сунской эпохи X – XIII вв. М.-Л., 1959
  37. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995
  38. Харшак Д. Эволюция и революция в истории знака // Мир дизайна. 1999, № 4 (17)
  39. Чегодаев М.А. Папирусная графика Древнего Египта. М.: УРСС, 2004
  40. Шмерлинг Р.О. Художественное оформление грузинской рукописной книги IX – XI вв. Тбилиси, 1967
  41. Щелкунов М.И. История, техника, искусство книгопечатания. М.-Л., 1926
  42. Эттингер П.Д. Фаворский В.А. Казань, 1926

 

Интернет-сайты.

www.kak.ru

www.gallery.antikwariat.ru/index.php?cat=13

www.marika.ru/my/study/gos/83

www.whitemouse.ru/font/rus12.wmb http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/GUTENBERG/CHAPT_01/CHAPT_01.HTM#p16 www.hi-edu.ru/e-books/AK/catalog.htm#im

www.geol.msu.ru/deps/ore/borodaev/venzel.html

www.1september.ru/ru/art/no29.htm http://media.utmn.ru/library_view_book.php?chapter_num=-1&bid=33

http://exlibris.h1.ru/marka.php

http://memory.rsl.ru/nemirov/cont.htm

http://www.antiq.info/prints/5273.html http://sc1158.comcor.ru/fio/MCIO_Alumni_03/resource/internet/www.character.webzone.ru/index.htm

http://www.ng.ru/accent/2006-01-11/9_sel.html

http://www.kpcdesign.ru/museum/

http://www.sovr.ru/show/russianposter.shtml

http://www.davno.ru/

http://www.pustovit.ru/?p=21

ОБЗОРНЫЕ ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА И РЕКЛАМЫ».

Лекция №1

Определение дизайна.

Четкого определения дизайна до сих пор не существует. Наверное, каждый профессиональный дизайнер определяет это понятие для себя самостоятельно. Но все-так



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.97 (0.013 с.)