Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Византия и страны византийского круга.

Поиск

Византийская книжная миниатюра. «Пурпурные» кодексы («Евангелие Россано»). «Пурпурное Евангелие» (9 в.). Евангелие Рабулы (586 г.).

Расположение текста, орнаментальные заставки, шрифты. Греческий унциал (до 9 в.). Греческий минускул (11 в.). Последствия иконоборчества в византийской книжной миниатюре. Иконографический канон («прописи» и «прорези»). Оформление Евангелий и Псалтири.

Армения. Создатель армянской азбуки Месроп Маштоц (после 4 в.). Пергаменные (9 в.) и бумажные кодексы (12 в.). Оформление армянской книги. Эчмиадзинское Евангелие (6-7 вв.). Шрифты: «еркатагир» - «железное письмо» (маюскул), минускульный шрифт «болоргир» - «круглое» письмо, «нотргир» - нотариальное письмо, «шлагир» - скоропись. Заставки- «хораны». Крупнейший мастер книжной миниатюры Торос Рослин (13 в.).

Грузия. Ранние грузинские рукописи (5-6 вв.). Алфавит. «Асотамврули» - маюскульный шрифт. Иллюминованные рукописи 9-10 вв. (Адишское Евангелие, 897 г.). Расположение текста, иллюстрации. «Нусхури» - минускул. 1-е Джручское Евангелие (940 г.), Гелатское Евангелие (12 в.), 2-е Джручское Евангелие. «Мхедрули» - канцелярская скоропись, с 14 в. Влияние мусульманского Востока в 14-18 вв. Использование бумаги с 10 в.

Болгария и Древняя Русь. Кирилл (Константин Философ) и Мефодий, создание славянской азбуки (сер. 9 в.). Глаголица и кириллица. Древнейшие болгарские рукописи. Устав – монументальный кириллический шрифт (11 в.). Орнаментация болгарских рукописей: плетенка, «тератологический» («чудовищный») стиль.

Русские списки с болгарских прототипов: Остромирово Евангелие (1056-1057 гг.), Изборник Святослава (1037 г.). Плетенка ленточная и тератологическая, «розетка», «нововизантийские» цветы, «жемчужины».

Рубеж 14-15 вв. – новая волна византийского влияния в русской книге. Евангелие Федора Кошки и Евангелие Московского Успенского собора, Евангелие Хитрово (возможно, при участии Андрея Рублева). Киевская Псалтирь (1397 г.). Вытеснение устава полууставом. Вязь. Конец 15 в. – «старопечатный» орнамент, имитирующий гравированные орнаменты западноевропейских книг, листья аканта и др.

Развитие сюжетной книжной миниатюры в 16-17 вв. «Великие Четьи Минеи» - рукописный свод текстов в 12 томах (сер. 16 в.), составленный митрополитом Макарием и коллективом писцов в течение 20 лет. Лицевой летописный свод (до наших дней дошло 10 т.), исторические иллюстрации. «Титулярник» (1672-1673 гг.) с портретами и гербами всех русских и европейских государей. «Книга об избрании на царство Михаила Федоровича» 17 в.

Область применения знака – геральдика и товарные знаки. «Вислые» печати. Знаки на Каменном (Лопастицком) кресте. Княжеские гербы на печатях и монетах, перстнях, оружии, знаменах и т.п. «Тамга», «ясак» - родовой знак, таможенное клеймо, подать. «Пятно». Знаки на Дрогичинских пломбах.

Основная литература: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9

Дополнительная литература: 19, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 31, 42, 47, 51, 54, 56

 

Тема 8. Средние века и Новое время в странах Востока.

Зарождение ислама в 7 в., распространение на пространствах Азии, Северной Африки, юге Европы. Исламская книга. Арабское письмо – направление письма, диакритические знаки, лигатуры, каллиграфия. Типы письма – уставное «куфи» и курсивное «насхи». Декоративные и изобразительные принципы – унван, каллиграммы, розетки, медальоны. Оклад.

Индия. Книга-потхи из пальмовых листьев. Развитие иллюстрирования с 9 в. 17-19 вв. - школы индийской миниатюры – могольская, деканская, раджпутская.

Китай. Ксилография. Книга-свиток. Древнейшая ксилографическая книга «Алмазная сутра» (868 г.). Новые формы книги – «книга-гармоника», «вихревые страницы», «книга-бабочка» и др.

Китайские «няньхуа» - новогодние картинки (с 5 в.). Развитие «чжихуа» (бумажных картинок) с 12 в. Типы картинок: новогодние культово-обрядовые, новогодние жанрово-бытовые, благопожелательные, литературно-иллюстративные, театральные новогодние картинки.

Япония. Ксилография, каллиграфия. Свитки «макимоно» (повествовательные), «эмакимоно» (повествовательные иллюстрированные), «какемоно» (вертикальные монохромные свитки с преобладанием изображения). «Книга-гармошка», ксилографированная книга. Конец 16 в. – печать подвижными шрифтами. Конец 17 в. – расцвет городской культуры, расцвет цветной японской ксилографии, повествовательной и сатирической литературы.

Основная литература: 2, 3, 5

Дополнительная литература: 25, 30, 31, 44, 51, 52

 

РАЗДЕЛ IV. ОТ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ.

Тема 9. Книгопечатание, рисунок и тиражная графика в странах Европы вт. пол. 14 – 18 вв.

Позднее Средневековье и Возрождение.

Расцвет рисунка и гравюры в конце 14 в. Обрезная ксилография. Происхождение углубленной гравюры на металле (15 в., «ниелло»). Ранние типы применения гравюры (игральные карты). «Блокбухи» (ксилографические книги). «Библия бедных». Ксилография Северного Возрождения («Пляска смерти» Г. Гольбейна, серии «Апокалипсис» и «Жизнь Марии» А. Дюрера). Расцвет репродукционной гравюры в 16 в. в Италии (Маркантонио Раймонди), «кьяроскуро» (цветная репродукционная ксилография, Уго да Карпи). Авторская резцовая гравюра и офорт 16 в. (Ф. Пармиджанино, М. Шонгауэр, А. Дюрер, Лука Лейденский). Лавка эстампов Иеронима Кока в Антверпене.

Рождение книги Нового времени. Причины и предпосылки книгопечатания (1440 г.). Читательская среда в Европе середины 15 в., начало использования бумаги, знание печати с рельефной формы. Иоганн Гуттенберг. Технология наборной печати: литеры, типографский сплав, типографская краска, печатный пресс. 42-строчная Библия (1452-1455 гг.), 36-строчная Библия (1459-1461 гг.), «донаты», календари, индульгенции. Инкунабулы, палеотипы. Изменения в области рубрицирования, декорирования и иллюстрирования книги. Ксилографические иллюстрации. «Всемирная хроника» Г. Шеделя. Политипажи.

Итальянская гуманистическая книга. Антиква. Лука Пачоли (1509), А. Дюрер (1524), Ж. Тори (1529), Н. Иенсон (1470), А. Мануций – типографский курсив (1500). Типографская антиква – К. Гарамон, типографский курсив – Ф. Гриффо.

Структура книги рубежа 15-16 вв. Нумерация, указатели, титульный лист, посвящение. Тематический репертуар книги. Научная книга, графика научной книги эпохи маньеризма (вт. пол. 16 в.).

Барокко и рококо.

17 век – «золотой век» гравюры на металле. Италия - А. Караччи, архитектурная ведута, Дж.Б. Пиранези. Фланрия - мастерская Рубенса. Голландия - Рембрандт. Франция - Ж. Калло. Стилистические особенности барочной гравюры.

18 в. Англия – У. Хогарт. Сатирический, морально-нравственный и бытовой жанры. Репродукционная гравюра. Франция – А. Ватто. Эксперименты с цветной и тоновой гравюрой. «Пунктир», «меццо-тинто», акватинта.

Книга барокко, структура, оформление. Титульные листы, портреты авторов, иллюстрации. Ученая книга. «Математические исследования» С. Стевина (Лейден, Эльзевир, 1634). Большеформатные издания-альбомы. Мария-Сибилла Мериан. Недорогие малоформатные издания (издательство Эльзевиров, первые книжные серии).

Книга рококо во Франции. Нарядная книга как предмет изысканной роскоши. «Галантный жанр». Ф. Буше, О. Фрагонар.

Классицизм.

Структура книги – сдержанность орнаментов, строгость шрифта, архитектурные мотивы. Дж. Флаксман, Ф. Толстой. Антиква Ф. Дидо (Франция), Дж. Бодони (Италия).

Особенности развития немецкой книги. Сохранение готического шрифта. «Швабахер» и «фрактура». Конец 18 в. – попытки трансформации фрактуры и замены на антикву (У.Ф. Унгер).

Основная литература: 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10

Дополнительная литература: 18, 22, 27, 31, 32, 34, 37, 41, 45, 57

Тема 10. Реклама в странах Европы 15-18 вв.

Книготорговые печатные «летучие листки». Книготорговые афиши, аннотации, ярмарочные каталоги книг, прейскуранты. Вербальная реклама книг – титульные листы с рекламными текстами. Типографские эмблемы и экслибрисы. «Двойной щит» И. Фуста и П. Шеффера. Эмблема на «альдинах» А. Мануция. Экслибрисы А. Дюрера, Л. Кранаха.

Конфессиональная печатная реклама. Ксилографические оттиски для паломников. Индульгенции. Прейскуранты на конфессиональные услуги.

Печатная реклама владельцев транспортных средств, гостиниц и организаторов театральных зрелищ. Летучие листки и афиши.

Продолжение утверждения жанра вывески. Профессиональные «афишеры» (Франция, 18 в.).

Область применения знака. Клейма и маркировки на предметах ДПИ (фарфоре, фаянсе, художественном стекле). Мейсен, Севр, Дуайт и др.

Происхождение визитных карточек. Расцвет визиток во Франции в 18-19 вв.

Основная литература: 3, 5, 6, 14

Дополнительная литература: 18, 26, 27, 32, 34, 37, 45, 51, 54



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.121.234 (0.007 с.)