ТОП 10:

Шведский модерн. Датский стиль тикового дерева



В Скандинавии в период 40-50-х гг. установился свой стиль в дизайне. Во время первой нью-йоркской ярмарки в 1939 году появилось название "Шведский модерн". Ключом это­го дизайн-стиля были керамические работы Вильгельма Каге, стеклянные изделия Кая Франка и мебель Алвара Аалто. Отличительным знаком этих работ было естествен­ное природное ощущение в мягких органических формах, чьи истоки были найдены в скандинавском народном ис­кусстве.

Если американский дизайн 40-х мы связываем со стилисти­ческим направлением обтекаемых форм, итальянский - с экспериментами в области формы и новых материалов, не­мецкий - прежде всего с неофункционализмом, скандинав­ский же дизайн особенно проявился в жилищной культуре 50-60-х гг.

После второй мировой войны в мебельной культуре Шве­ции, Финляндии и Дании еще оставались достаточно силь­ными ремесленные традиции. Дерево с древности явля­лось излюбленным строительным материалом для стран Се­верной Европы. Однако скандинавские мастера мебельно­го искусства, создавая органические формы, не только сле­довали историческим традициям обработки древесины, но и пробовали новые методы работы с фанерой. Особенно преуспели в этом датские дизайнеры. Дания была европейским поставщиком тикового дерева, которое после индокитайской войны в большом количе­стве появилось на мировом рынке. Это способствовало раз­витию "датского стиля тикового дерева". Увлечение ти­ковым деревом захватило и послевоенную Германию: лег­кая и практичная мебель была самой подходящей в стес­ненных жилищных условиях.

Ханс Вегнер

Hans Wegner (1914)

Дизайнер мебели, яркий представитель "Датского модерна" 50-х гг. Основной принцип рабо­ты Вегнера состоял в "ос­вобождении историчес­ких форм стульев от вне­шних проявлений стиля". Оставляя лишь чистую конструкцию, он дальше экспериментировал с ней [11, С.352].

Вегнер не только "вели­чайший столяр мира",

критики, который копи­ровал исторические фор­мы, но и сам создал бо­лее 500 моделей.

Сыграл выдающуюся роль в становлении пос­ле второй мировой войны современного мебельно­го дизайна в Великобри­тании. Его работы стали основой для последую­щего появления понятия "Contemporary Style" (со­временный стиль) для легкой органичной ме­бели, отличающейся от выхолощенного предво­енного модернизма. Это был демократичный стиль современных изде­лий высокого качества, доступных широкому кругу потребителей.

 

Выдающийся французс­кий кутюрье, создатель "нового стиля" ("the New Look") в моде послевоен­ного периода. Предло­женный им силуэт воп­лощал принципиально иной образ женщины -романтичной, грациоз­ной, хрупкой. За десять лет (1947-57) Диор ста­новится законодателем мировой моды. В н. 50-х на Дом Диора приходи­лось 55 % экспорта "от кутюр". Диору принадле­жит исключительная роль в возрождении пре­стижа парижской высо­кой моды [6, С.66].

Послевоенный дизайн в СССР

В условиях послевоенного возрождения промышленности и восстановления разрушенных городов потребовались ди­зайнеры-стилисты и художники-оформители. Для подго­товки таких специалистов в 1945 году были воссозданы Строгановское училище в Москве и вслед за ним в 1948 году было открыто Ленинградское высшее художествен­но-промышленное училище им. Мухиной. В послевоенные годы в СССР были созданы первые дизай­нерские бюро широкого профиля. Одним из них стало Ар­хитектурно-художественное бюро под руководством Юрия Соловьева. Среди крупных разработок этого бюро в 50-е годы - проект троллейбуса, интерьеры и общий вид прогу­лочного речного теплохода, оборудование кают атомного ледокола "Ленин", проекты трансформирующейся мебели. Одним из первых был проект модернизации пассажирского вагона (1945), в котором впервые был применен принцип наглядного сравнения. На подмосковном заводе в Лиано­зово были построены в натуре два варианта интерьеров вагонов: один - по проекту инженеров, и другой - по про­екту дизайнеров Ю. Соловьева, Ю. Сомова и при участии Г. Лебедева и И. Кулакова. Вариант дизайнеров оказался предпочтительней - более светлый, просторный и изящ­ный интерьер. Авторы продемонстрировали завидную изобретательность в решении всех мелочей: трансформа­ции полок, откидных столиков в проходах, пепельниц и ручек, отлитых из алюминиевых сплавов. В итоге был обес­печен максимум возможного комфорта в ситуации крайней затесненности и экономии площади. Этот проект почти без изменений выпускается промышленностью до наших дней.

В 1946 году на Горьковском автозаводе начал выходить легковой автомобиль "М-20 "Победа", его автором был мо­лодой талантливый дизайнер В. Самойлов. Автомобиль, имевший совершенно новые принципы компановки: обте­каемая форма, гладкие боковины, отсутствие крыльев и подножек, цельный единый кузов, накрывающий всю ма­шину, стал событием в мировом дизайне. Форме "Победы" начали подражать не только в Европе (английский "Стан-дарт-Вангард"), но и на родине автомобилестроения - в США. Однако американский покупатель, привыкший к бо­лее дробным и расчлененным формам машин, не сразу вос­принял новую архитектуру кузова. По сути дела, бескры­лые машины с гладкими боковинами утвердились в США на 10-12 лет позже, только к концу 50-х гг. [14, С.94]. В 50-е годы были возрождены службы Аэрофлота и разра­ботан ее фирменный стиль. Были построены новые аэро­порты - в Москве и Ленинграде. Архитекторам и дизайне­рам пришлось решать непривычные функциональные за­дачи - оборудование залов ожидания, устройство инфор­мационных табло, проектирование стоек для оформления билетов и сдачи багажа, разработку мобильных трапов. В эти годы на линии вышли первые реактивные и турборе­активные самолеты.

 


 


Автор легендарного авто­прицепа для жилья Вилли Бим (Wally Byam, 1896-1962) назвал его "Airstream", поскольку тот стремительно передвигал­ся, как ветер (1934). В 1936 г. его модель "Clipper" во время всемир­ного экономического кри­зиса, вопреки всем про­гнозам, стала трендом продаж, несмотря на дос­таточно высокую сто­имость. Возрожденный после войны (1952) глян­цевый серебристый футу­ристический автоприцеп "Airstream" пользовался большим спросом,укрепив дух свободы путешествий и став символом амери­канской мечты [9, С.16].

 

ый

После второй мировой вой­ны с неповторимого авто­мобильного дизайна музы­кальных автоматов Jukeboxes началось "золо­тое время музыки эры "рок-н-ролла". С того вре­мени яркие светящиеся цвета ассоциируются с Jukeboxes

Символом американского индивидуализма стал ле­гендарный мотоцикл "Хар-лей-Девидсон", получив­ший титул "король улиц".

ш'/м И ■ | л l/nillin ITAniJ

 

\ i эио- i эоо;

Известный американский дизайнер, архитектор, критик и теоретик дизай­на. Наиболее известные работы: серия настенных часов (1949), диван Слинг софа", светильни­ки "Китайские фонари", набор посуды "Флоренс", серия выставок, теорети­ческий труд "Проблемы дизайна" (1957). Работы Нельсона отличаются ярко выраженным стиле­вым единством.

 

Во время послевоенного благополучия многие ди­зайнеры стремились дать публике то, что она желала получить и что определя­лось коммерческим успе­хом. Другая часть дизайне­ров, напротив, культивиро­вала элитарность, подчер­кивая, что моральный долг дизайнера - эстетическое воспитание публики.

 

 

После реформ к началу 50-х гг. индустрия США выдвинула цель ожи­вить потребительский спрос новыми моделя­ми, формами и техни­ческими новаторствами. При поддержке марке­тинга и рекламы стали создаваться недолго­вечные модели, сменяе­мые вместе с модой. Наряду с рекламой все большее значение ста­ло придаваться дизайну упаковки. Домашнее хозяйство было до пре­дела насыщено элект­рическими кухонными приборами, которые должны были облегчить жизнь домашней хозяй­ке.

 

Выдающийся американ­ский мастер автомобиль­ного дизайна, один из родоначальников стай­линга. С его именем свя­зывают создание автомо­биля - американской мечты. Благодаря Эрлу легковой автомобиль в Америке из транспортно­го средства превратился в символ социального статуса своего владель­ца.

 

Уолтер Доруин Тиг постро­ил модель пассажирского самолета "Боинг Б-707" в натуральную величину, чтобы определить для пас­сажиров нормы физическо­го и психологического ком­форта, которые с тех пор остаются неизменными в авиапромышленности США [2, 12].

Автомобили Харли Эрла стали воплощением амери­канской мечты 50-х, отра­жением технического про­гресса, популярной науч­ной фантастики. Ярким примером является яркая, пронзительная форма каб­риолета "Эльдорадо", со­зданная под влиянием об­раза авиалайнера "Локхид Р38" Кларенса Джонсона.

Известный американский индустриальный дизай­нер и архитектор, автор фирменного стиля ком­пании IBM. Ученик В.Гро-пиуса. Организатор ле­гендарной выставки "Органический дизайн в домашней фурнитуре" в Музее современного ис­кусства в Нью-Йорке (1940). Был дизайнером-консультантом крупней­ших промышленных кор­пораций США: "IBM", "Вестингауз".

 

 

Чарлз Имз - известный американский дизайнер, архитектор, педагог. Многие из образцов ме­бели Имза стали класси­кой XX века. Своим твор­чеством Имз доказал, что искусство и технологии в XX веке взаимно допол­няют друг друга. Экспе­рименты с новейшими технологиями характерны для его проектов - от ме­бели и игрушек до научно-популярных фильмов.

 

Дизайнерские решения Им за были радикальными для своего времени. Про­возглашенный им принцип экономии материалов и усилий получил воплоше-ние в стуле из гнутой клее­ной фанеры. Плавные кон­туры сиденья и спинки кон­трастируют с линиями че­тырех легких стальных но­жек-стержней. Эти тонкие металлические ножки ста­ли отличительной чертой мебели Имза 40-х гг. В 1951 г. Имз первый при­менил в проектировании стульев пластик, усиленный стекловолокном. Его крес­ло-шезлонг с оттоманкой (модель "670" фирмы "Гер­ман Миллер") - также один из классических образцов мебели XX века [6f C.74].

 

50-е годы отмечены происхождением новой молодежной культуры с собственным стилем в одежде, собственными отношениями, соб­ственной музыкой и языком общения. Элвис Пресли и звезды кино, как Джеймс Дин, стали идолами молодого по­коления


"Веспа" стала симво­лом послефашистс-' кой демократической Италии. Недорогой, надежный и легкий в уходе мотороллер занял место велоси­педа - основного предвоенного транс­портного средства простых рабочих мужчин и женщин. "Веспа" была очень привлекательна и как идеальное транс­портное средство для узких улочек ита­льянских городов. Спортивная версия "Веспы 150 GS наби­рала скорость до 100 км в час и была про­дана миллионным тиражом.

Мотороллер "Веспа" был спроектирован бывшим пилотом ита­льянских ВВС инжене­ром Коррадино д'Аска-нио (Corradino d'Asca-nio, 1897-1981) и запу­щен в серию в 1946 году на итальянском заводе Пиаджио. В 1948 году вышедшая на рынок "Веспа 125" стала инновационным транспортным сред­ством XX века. Ее ори­гинальность заключа­лась не только в удиви­тельно современном внешнем виде, но и в революционном ответе на вопрос "Как обеспе­чить перевозку боль­168

шого числа людей в послевоенной стране".

 

"фиат 500" "Тополино" (мы­шонок) Данте Джиакоса (1936) стал проматерью всех миниатюрных автомо­билей. Со своими 13 лоша­диными силами и весом всего лишь 535 кг он заво­евал титул самого малень­кого автомобиля в мире. Туринским автогигантом до 1954 было выпушено более полумиллиона экземпляров по цене 8900 лир. Этот на­родный итальянский авто­мобиль пережил две рекон­струкции: в 50-е как "Нова 500" и в 90-е - "Чинквечен-то".Недорогие автомобили "Фиат 600" (1955) и "фиат 500 Нова" (1957), выпу­шенные в различных вари­ациях миллионным тира­жом, привели к глобальной моторизации в Италии и стали символом итальянс­кого экономического чуда.

 

 

Один из самых эксцент­ричных представителей "Итальянского стиля" в дизайне. Творчество Моллино выразилось в остроиндивидуальном "автобиографическом" стиле, получившем на­звание "туринского ба­рокко" и "аэродинами­ческого сюрреализма", идущим от аэронавтики, инженерного изобрета­тельства, органических форм, "арт нуво", сюрре­ализма и экспрессиониз­ма, а также от новейших материалов и техноло­гий [6, С.122].


Пьеро Форназетти

Piero Fornasetti (1913-1988)

Известный итальянский дизайнер, график. Из-за фантастических сюрреа­листических мотивов был прозван волшебником. Разработал свыше 11 ты­сяч предметов. На протя­жении жизни работал в качестве художника, де­коратора, занимался оформлением выставок и графикой. Парадок-

50-е гг., когда новый функциональный италь­янский дизайн праздно­вал свой первый крупный успех.

"Итальянский Гау-ди", "последний фу-Typucf Карло Мол-лино воспринимал технику и техноло­гии как невиданную возможность вопло­щения самых фан­тастических, почти бредовых замыслов, что вполне отвеча­ло эйфории после­военного времени. Уже в к. 50-х эта ху­дожественно-ро­мантическая уста­новка была оттесне­на процессом про­фессионализации дизайна и ужесточе­нием сугубо прозаи­ческих требований, диктуемых массово­стью производства и потребления. В результате такой ис­торической смены вех Моллино оказы­вается забытым при жизни [6, С. 123].

 

 

Крупнейший архитектор и дизайнер XX века. Ос­новоположник совре­менного финского ди­зайна и архитектуры. Творческое кредо - "со­здание простых, доброт­ных, неприукрашенных вещей, которые бы на­ходились в гармонии с человеком и органичес­ки служили ему" [7, С.З]. Основанная им фирма «Артек» до сих пор вы­пускает мебель по про­ектам Аалто, включая

кресло из гнутой фане­ры "Паймио".

 

Выдающийся немецкий дизайнер, один из пионе­ров промышленного ди­зайна. Окончил Баухауз, где затем преподает (1926-1933) и становится руководителем мастерс­кой по металлу (1931). Оставаясь привержен­цем принципов Баухау­за, посвятил себя созда­нию скромных и необхо­димых в обиходе пред­метов. Его масленка, пе­речница и солонка "Макс и Мориц" (1952) стояли на каждом втором не­мецком столе.


Лизм IQBII

£

 

(1911*1985)

Известный итальянский дизайнер. Основатель мебельной фирмы «Тех­но» (1953). Дизайн для Борсани означал ответ на "технический вызов" во всем. Это были пози­ции линии "Техно" Борса­ни, которой он на протя­жении десятилетий ос­тавался верен. С середи­ны 80-х к этому направ­лению присоединились Гае Ауленти и Норман Фостер, проектируя для его предприятия кон­торскую и домашнюю мебель.

 

Выдающийся итальянс­кий архитектор, худож­ник, дизайнер и педагог. Основатель одной из са­мых ярких и самобытных направлений европейс­кого "арт-деко" "нове-ченто" ("XX век", 1926). С 1928 издает журнал "Domus", оставаясь до конца своей жизни (ис­ключая 1941-44, 1946-47) его главным редак­тором.

Джованни Понти часто называют первым дизай­нером Италии [8, С. 293].

 

Выдающийся итальянс­кий архитектор, худож­ник, дизайнер и педагог. Основатель одной из са­мых ярких и самобытных направлений европейс­кого "арт-деко" "нове-ченто" ("XX век", 1926). С 1928 издает журнал "Domus", оставаясь до конца своей жизни (ис­ключая 1941-44, 1946-47) его главным редак­тором.

Джованни Понти часто называют первым дизай­нером Италии [8, С. 293].

 

 

I;,,;-V. I ли (щЕЗИ

£

 

Выдающийся итальянс­кий дизайнер, один из создателей т.н. "скульп­турного дизайна" в его органической версии. Родился в Боретто. Автор пишущей машинки "Lexikon 80" (1948), кото­рая считается манифес­том т.н. "органического стиля" в дизайне, шедев­ром скульптурного ита­льянского дизайна, введ­шим понятие "линия Ниц-цоли" в профессиональ­ный обиход.


Основатель первой в Ита­лии фабрики по произ­водству пишущих маши­нок "Оливетти", ставшей в последствии самой из­вестной в мире. Оливетти известен также своими беспрецедентны­ми для Италии соци­альными преобразовани­ями: учредил фонд соци­ального страхования ра­бочих, построил летние лагеря на море для их детей, кафетерий, детс­кий сад, библиотеку, ре­шал вопросы обеспече­ния рабочих жильем.

 

 

"Лексикон-80Н, а также, вы­шедшая на два года позже портативная пишущая ма­шинка Ниццоли "Lettera 22" обеспечили первый оше­ломляющий успех итальян­ского дизайна на междуна­родной арене. "Lettera 22" на X Миланской триеннале "Compaso d'Oro" получает национальный приз в обла­сти дизайна "Золотой цир­куль" (1954) [6, С.136].

 

Итальянская фирма "Оли-ветти", один из крупнейших производителей конторско­го оборудования в мире, основана в 1908 году Ка-милло Оливетти как фабри­ка печатных машинок. Пер­вым изделием стала пишу-шая машинка "М /". Она была оиенена как "крепкая и элегантная", отличаюша-яся быстрой скоростью ка­ретки плавным ходом кла­виш [9, С. 405Известный итальянский дизайнер, одна из клю­чевых фигур среди ди­зайнеров XX века. "Зада­ча дизайнера в том, что­бы вызвать любопытство, доставлять радость и бу­доражить чувства".

Известный итальянский дизайнер, старший из трех братьев Кастильо-ни, в течение 20 лет ока­зывавшие серьезное вли­яние на итальянский ди­зайн.

Пьер Джиакомо Ка-стильони







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.012 с.)