Понятие «дизайн». История становления профессии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «дизайн». История становления профессии.



Понятие «дизайн». История становления профессии.

 

«Дизайн» в переводе с английского означает «замысел», «проект», «узор»(«замышлять проектировать»). В профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды - жилой, производственной, социально-культурной. Центральной проблемой дизайна является создание гармоничного и целостного предметного мира.

Дизайн с момента своего возникновения был ориентирован на эстетические и утилитарные запросы массового покупателя. Функциональность и рациональность одна из основных позиции философии дизайна – достижение максимального эффекта при минимальных затратах.

Сегодня трудно представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой не трудился бы дизайнер: дизайн одежды и прически, графический и ланшафтный дизайн, фото- и фито-дизайн, веб-дизайн, арт-дизайн, дизайн архитектурной среды..

История дизайна неразрывно связанна с эволюцией предметного окружения человека, в особенности с историей развития техники и технологии.

Предметное окружение берет свое начало на заре человечества, в каменном веке, когда первобытный человек изготовил первое орудие для труда,: ручное рубило, скребло, позднее - каменный топор, лук и стрелы. В конце каменного века (5-3 тыс. лет до н.э.) человек создает первые искусственные материалы, это текстиль и керамика. Появление гончарного искусства повлекло за собой создание первых предметов быта из керамики. Гончарная печь в процессе ее усовершенствования позволила освоить температуру свыше 500 градусов и открыла людям металлы; сначала бронзу, затем железо. Литье с использованием разъемных каменных форм позволявшее изготавливать тиражи, можно рассматривать как первое массовое производство орудий.

Огромное влияние на развитие техники оказало общественное разделение труда и появление ремесел как обособленного вида деятельности. Развитие ремесла и торговли привело к образованию городов, а образование крупных городов в свою очередь, к специализации внутри ремесла.

Кардинальную роль в развитии средневековой техники, науки и культуры сыграло книгопечатанье, сделав накопленные веками разными народами знания общедоступными. Первые печатные книги Западной Европы относятся к концу 14 нач. 15 в.Изобретателем печати с подвижных наборных литер стал немецкий мастер Иоганн Гутенберг.

Цеховые объединения впервые возникли в Византии (9 в.) и Италии (10 в.), несколько позднее во всех странах Европы, а том числе и на Руси. Цех объединял городских ремесленников одного или нескольких близких промыслов. Начиная с 14 в. происходит укрупнение цехового производства посредством кооперации цехов в мануфактуры («рука», «изготовление»). Оно позволило провести еще большее разделение труда внутри предприятия, увеличить производительность и заработки рабочих, и уменьшить себестоимость изделий. Сужение видов деятельности каждого рабочего внутри мануфактуры привела к появлению специализированных орудий труда, наиболее полно отвечающих требованиям тех или иных операций.

 

Дизайн и промышленная революция

Началом технической революции 18 в. стало изобретение механического челнока для ткацкого станка Джона Клея и механической прядильной машины Джеймса Харгривса. Новые открытия, технические достижения, индустриальное производство требовало новых принципов формообразования. Применение машин в мануфактурный период наталкивалось на мощное сопротивление рабочих и ремесленников. Чтобы решить возникшую угрозу, в Англии стали создавать специальные комитеты поощрения связи искусства, повседневной жизни и техники.

В период перехода от мануфактурного производства к машинному, начинает возрастать роль выставок. С 60-х годов 18 в. Проходят общенациональные выставки торгово-промышленного характера. Первая всемирная промышленная выставка получила название «великая» состоялась в Англии в 1851 году. Специально для выставки было сооружено грандиозное по тем временам архитектурное сооружение из стекла и металла «хрустальный дворец». Со второй половины 19 в. крупнейшим выставочным центром становиться Париж. Первая выставка состоялась в 1855г. Для всемирной выставки 1867г. На Марсовом поле возводиться грандиозное здание – «дворец промышленности». В 1889г. состоялась выставка, посвященная 100-летию Французской буржуазной революции. К ее открытию сооружаются Дворец машин и башня Густава Эйфеля. Эйфелева башня стала олицетворением промышленной революции 19 в., главным символом Парижа.

Всемирные промышленные выставки сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий.

Практика раннего дизайна была весьма примитивной, функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь за ее эстетический вид. В таких рукотворных «инженерных» формах присутствовала своя красота, правда особой простоты и наивности. Это рациональное «инженерное» направление в формообразовании на рубеже 19-20в. превратилось в стиль «функционализм», оказавший решающее влияние на формообразование в дизайне 20в.

Дизайн имеет много общего с изобретательством. Основное заключается в соединении несоединимых ранее деталей, устройств, эффектов для создания целостного организма.19в. обогнал 18 по числу изобретений (консервы, спички, фотография, велосипед, лифт, телефон..), которыми мы пользуемся до сих пор.

Томас Эдисон - американский изобретатель, создавший многоканальный телеграф, системы электрического освещения, микрофон, аппарат для записи и воспроизведения человеческого голоса и музыки – фонограф. Фердинант Цеппелин – Выдающийся немецкий конструктор дирижаблей жесткой конструкции «цеппелин» После военной службы занялся строительством воздушных кораблей. Франк Ллойд Райт – патриарх американской архитектуры. Его мебель отличается изысканными пропорциями и подчеркнутой геометрией. Выпушенная вновь серийно в середине 80-х., оказалась совершенно современной.

Инженерный стиль - форма полностью подчинена функциональным требованиям. Изделие выглядит тяжеловесным кустарно-брутальным. Автором такого изделия являлся, как правило, сам изобретатель, занимавшийся сутью изделия, отодвигая его формально-эстетические качества на второй план.

Архитектурный стиль - использовался на начальном этапе индустриального формообразовании для крупных, тяжеловесных форм: механизмов; мебели; транспортных средств. Хорошо для монументальных статичных архитектурных объемов, такой стиль, однако, не всегда отвечал условиям эксплуатации таких динамических элементов предметной среды, как механические станки, транспорт.

Михаэль Тонет – выдающийся художник по мебели, создатель уникальной комплексной программы производства мебели из гнутой древесины, открывший новые приемы конструирования, которые произвели переворот в формообразовании мебели. Лауреат многих промышленных выставок, в том числе Всемирных выставок в Лондоне, Париже. Его «венский стул» 1859 г. производится, и с успехом продается по сей день.

 

 

Стримлайн

Для него характерны плавные,каплевидные, аэродинамические формы. Возникло в 20-х годах в таких видах транспорта, как автомобильный, железнодорожный, авиация. В 30-е годы промышленные дизайнеры следовали не только функциональным основам образованием формы, сколько стремились придать предметам домашнего потребления элегантный внешний вид, придав формам динамику нового века и сделать их в итоге более привлекательными для потребителя.

Развитие советского дизайна в 30-е г. шло в 3 направлениях: конструирование новой техники, оформительское искусство и самодеятельное техническое творчество и изобретательство. В это время в СССР вводились первые общесоюзные стандарты на комплектующие изделия, широко внедрялась технология штамповки и объемного формования.

Советский дизайн

1-ым крупным достижением советского дизайна в сфере общественного транспорта был Московский метрополитен. Его строительство носило ярко выраженный политический характер – строился самый лучший в мире метрополитен. Кроме того, в нем должно было быть преодолено ощущение подземелья. К новинкам 30-х относятся и эскалаторы. 1935 – самолет «Максим Горький».

В органическом слиянии скульптуры и архитектуры Б. Иофаном был создан шедевр синтетического искусства. Советский павильон на всемирной выставке в Париже с венчающей группой «Рабочий и колхозница» Мухиной, выполненная из нового материала – нержавеющей стали.

Политически важными темами как в живописи, скульптуре, графике, фотографии, кино.. считались спорт, Красная Армия, авиация, индустриализация, изображения Сталина и Ленина. Дизайн начинает использоваться в качестве политического и идеологического инструмента. Публикации работ, близких по духу к конструктивизму или функционализму после 1934г. фактически прекратились.

 

25. Дизайн послевоенной эпохи в Европе (органические дизайн, Ульмская школа и неофункционализм. Стиль «Оливетти»).

Государства – победители, и в первую очередь США, захватили лидерство в экономике и стали с 50-х годов ведущей нацией дизайна. После второй мировой войны из США в Европу реимпортировалось «современное движение» и распространилось американское понимание дизайна, как инструмента торговли.

Американский образ жизни оказал влияние не только на музыку, изобразительное искусство, но и на повседневную жизнь европейцев. Американские фильмы и реклама принесли с собой новые понимания красоты и моду. «Кока-кола» и «Лаки-страйт» стали символами нового жизнеощущения.

Музей современного искусства в Нью–Йорке устроил в 1940г. конкурс под названием «Органический дизайн в домашней фурнитуре». Органические формы, в противовес четким функциональным были восприняты как «свободные», как новое понимание предающие всему свежий вид.

В послевоенной Америке сложились 2 тенденции формообразования в дизайне. Одни из них подчеркивали, что моральный долг дизайнеров – способствовать эстетическому развитию публики. Представители другого направления стремились дать публике то, что она, скорее всего, желала получить и что определялось коммерческим успехом. В 50 в США развился биоморфичный стайлинг (антирационализм), он внедрялся для то чтобы сделать изделие более привлекательным и ускорить цикличность смены внешнего вида продукта.

В послевоенной Европе на первый план в области дизайна выдвигается Италия, она становиться дизайн нацией. Склонность итальянской художественной культуры к современным и авангардным формам наблюдается уже в начале 20в. в движении футуристов. Переход от ремесленного производства к промышленному произошел во многих отраслях только после войны. Популярными экспортными продуктами вскоре стала итальянская мебель и мода. В Европе и США носили итальянские костюмы, ездили на Веспе, пили эспрессо. Итальянский дизайн был образован благодаря импровизации в рамках старых традиций культуры, искусства и экономики. Абстрактные формы современного искусства стали образцами дизайна кресел и столов. Специального дизайн -образования в до- и послевоенной Италии не было, большинство дизайнеров были по образованию архитекторами. Выдающиеся примеры синтеза искусств являли работы Карло Молино. Со своей экспрессивно волнообразной мебелью из гнутой фанеры он стал экстравагантным представителем органического стиля в Италии.

Особенности Итальянского дизайна:

1. Предметы понимались как индивидуальные личности и могли символизировать определенный статус.

2. Понимание дизайна как области культуры. Идея фирменного стиля получила в Италии широкий размах. Образцовым примером была политика фирмы «Оливетти»

3. «Радость эксперимента» - связанная с появившимся в середине 60-х пластмассами, предлагавшими новые возможности формообразования.

Фирма «Оливетти» особое внимание уделяла формированию ярко выраженного фирменного стиля, она стала одним из немногих представителей в мире с современным имиджем. Тогда же возникло выражение «стиль Оливетти». Его особенность в том что выпускаемый продукт должен быть обязательно красивым и первосортным.

1949г. была основана Максом Биллом Ульмская высшая школа формообразования. С одной стороны она являлась продолжателем идей Баухауза, с другой - образцом по которому строились многие центры дизайнерского образования. В основе образования лежал новый метод обучения – проектирование должно вестись на основе тщательного сбора фактического материала, его анализа с позиции научных, технических и технологических знаний. Более четверти времени студенты тратили на изучение эргономики, социологии, экономики и психологии. Школа включала 2 проектно конструкторских института: институт дизайна промышленных изделий и институт индустриальных методов строительства.

В немецком дизайне 60-х стилевым принципом стал функционализм. В 1921г. Максом Брауном основана фирма «Браун» во Франкфурте-на-Майне для производства научной аппаратуры. Стиль Браун – это отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материала. Это скромная колористическая гамма, построенная на тонких оттенках серого цвета. Стиль Брауна это экономичный стиль.

 

26. Дизайн и поп-культура

В конце 50-х в обстановке процветающего «американского общества потребления» возникло новое течение в искусстве - поп-арт.

Сторонники поп-арта стремились создать антиискусство, возвышая ее самые обыденные, ординарные предметы, которые фабрикуются миллионы. Они черпали вдохновение из так называемого «низменного искусства». Тщательно изучая рекламу, мир средств массовой информации, они вдохновлялись комиксами, представляя в своих работах машины, электронику, консервные банки, страницы журналов, Фотографии. Самыми известными представителями поп-арта были Роберт Рашенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс и Джеймс Розенквист. Бесспорным отцом поп-арта остается Энди Уорхол с его знаменитыми шелкографиями, прославляющими как Мерлин Монро. Стиль «поп» был стилем для молодых. К 60-м годам идея производства добротных и долговечных товаров уходит на второй план, уступая место лозунгу «сегодня использовал - завтра выбросил». Это был настоящий прорыв в философии промышленного производства и дизайна.

Среди дизайнеров, работающих в стиле «поп», особой популярностью пользовался пластик. Яркие радужные цвета и необычные и смелые формы стиля «поп». В связи с тем, что поп-дизайн ориентировался, главным образом, на молодежный рынок, товары были дешевыми и, как следствие, часто посредственного качества.

Художники 60-х стремились сократить дистанцию между своими произведениями и зрителем. Для этого художники создавали трехмерные конструкции, которые зритель должен пройти. Иллюзия третьего изменения создавалась так же оптическими и световыми эффектами. Так возникли новые направления в искусстве «оптическое искусство», «кинетическое искусство».

Новым в подходе оп-арта было то, что это искусство являлось строго беспредметным. Оно развилось частично из геометрической абстракции. Значительное место в оп – арте занимают конструкции, воздействие которых зависит от света и движения и не может быть достаточно передано в альбомной репродукции.

Главным теоретиком стиля оп-арт был французский художник Виктор Вазарели. Он разрабатывал концепции кинетизма и двухмерности картинной плоскости. Применив аксонометрическую проекцию, он имитировал движение самого зрителя и тем самым достигал особой динамики.

Поп-дизайн вместе с другими течениями антидизайнерской направленности противостоял «современному движению», заявлявшему «меньше – значит лучше», и привел к радикальному дизайну 70-х. Средства массовой информации способствовали популяризации поп-дизайна. Поп- дизайн сменили возрождающееся ремесла, с одной стороны. Стиль «хай-тек», с другой, тем самым был положен фундамент ля нарождающегося стиля «постмодерн».

«Радикальный дизайн» возник в конце 60-х как своеобразная реакция протеста на господствующий в это время «хороший дизайн». Возникший одновременно и близкий ему по понятию «Антидизайн» отличался несколько большей экспериментальной направленностью и политизацией. Он старался изменить общественное восприятие модернизма посредством утопических предложений и проектов. Историю возникновения и развития движения «антидизайн» обычно тесным образом связывают итальянским дизайном. Здесь в конце 60-х гг. новое поколение архитекторов и дизайнеров было недовольно уровнем образования и условиям работы, а так же ориентированным на потребителя «бел-дизайном» промышленных изделий. Желание проектировать элегантные изделия больше не было, старались думать концептуальнее и глобальнее, по новому смотреть на процесс предметного формообразования. Основными центрами «Радикального дизайна» в Италии были Милан, Флоренция, Турин, где объединенные в группы дизайнеры занимались развитием кардинально нового направления в поисках «человеческого я». Конкретные объекты создавались все реже, а если и создавались, то с политическим, ироничным, провокационным смысловым содержанием, так как философия «радикального дизайна» была полностью антикоммерческой. Формы заимствовались из поп-арта и дизайн утопии, а руководящие принципы – из «хепенинг», «перфоманс» и др.

 

Понятие «дизайн». История становления профессии.

 

«Дизайн» в переводе с английского означает «замысел», «проект», «узор»(«замышлять проектировать»). В профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды - жилой, производственной, социально-культурной. Центральной проблемой дизайна является создание гармоничного и целостного предметного мира.

Дизайн с момента своего возникновения был ориентирован на эстетические и утилитарные запросы массового покупателя. Функциональность и рациональность одна из основных позиции философии дизайна – достижение максимального эффекта при минимальных затратах.

Сегодня трудно представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой не трудился бы дизайнер: дизайн одежды и прически, графический и ланшафтный дизайн, фото- и фито-дизайн, веб-дизайн, арт-дизайн, дизайн архитектурной среды..

История дизайна неразрывно связанна с эволюцией предметного окружения человека, в особенности с историей развития техники и технологии.

Предметное окружение берет свое начало на заре человечества, в каменном веке, когда первобытный человек изготовил первое орудие для труда,: ручное рубило, скребло, позднее - каменный топор, лук и стрелы. В конце каменного века (5-3 тыс. лет до н.э.) человек создает первые искусственные материалы, это текстиль и керамика. Появление гончарного искусства повлекло за собой создание первых предметов быта из керамики. Гончарная печь в процессе ее усовершенствования позволила освоить температуру свыше 500 градусов и открыла людям металлы; сначала бронзу, затем железо. Литье с использованием разъемных каменных форм позволявшее изготавливать тиражи, можно рассматривать как первое массовое производство орудий.

Огромное влияние на развитие техники оказало общественное разделение труда и появление ремесел как обособленного вида деятельности. Развитие ремесла и торговли привело к образованию городов, а образование крупных городов в свою очередь, к специализации внутри ремесла.

Кардинальную роль в развитии средневековой техники, науки и культуры сыграло книгопечатанье, сделав накопленные веками разными народами знания общедоступными. Первые печатные книги Западной Европы относятся к концу 14 нач. 15 в.Изобретателем печати с подвижных наборных литер стал немецкий мастер Иоганн Гутенберг.

Цеховые объединения впервые возникли в Византии (9 в.) и Италии (10 в.), несколько позднее во всех странах Европы, а том числе и на Руси. Цех объединял городских ремесленников одного или нескольких близких промыслов. Начиная с 14 в. происходит укрупнение цехового производства посредством кооперации цехов в мануфактуры («рука», «изготовление»). Оно позволило провести еще большее разделение труда внутри предприятия, увеличить производительность и заработки рабочих, и уменьшить себестоимость изделий. Сужение видов деятельности каждого рабочего внутри мануфактуры привела к появлению специализированных орудий труда, наиболее полно отвечающих требованиям тех или иных операций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.132.66 (0.054 с.)