Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Режиссерский анализ пьесы (первый этап)↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Сверхзадача. Проделав работу по осмыслению драматургического произведения, мы приступаем непосредственно к анализу режиссерскому, начиная с главного – поиска сверхзадачи. Что же такое сверхзадача? Это – угол зрения на идею автора, то, ради чего мы сегодня ставим спектакль. Как я, человек начала XXI столетия, понимаю идею автора. Это тесно связано с гражданской позицией. Что я как гражданин вижу и хочу сказать людям? Это мое гражданское отношение к проблеме. Спектакль «Идиот», поставленный Г. Товстоноговым – вопль о человеческой доброте. Прошло более тридцати лет со дня постановки, а эта мысль осталась актуальной. В общем и, вместе с тем, конкретном понимании, сверхзадача – это личное представление о счастье. Играть сверхзадачу нельзя, но она определяет характер. Не потому ли так трудно найти актрису, скажем, масштаба Шекспира (Джульетту, леди Макбет и т.д.). В «Вестсайдской истории» Дзефирелли свой фильм строил на другом. Он взял Шекспировский сюжет и низвел его до неореализма. Он сознательно убрал духовность Шекспира, – получилось ниже Шекспира. И вместе с тем «Вестсайдская история» поднята автором до Шекспира на неореалистическом сюжете. Шекспир мыслит глобально. Джульетта защищает свою любовь перед миром, а не перед папой. Это масштаб поколения, мира. Сложность Шекспира в глобальности, масштабе мышления. Единственная актриса, которая смогла создать образ Джульетты Шекспира – Уланова. Может быть, еще Бабанова приблизилась к пониманию этого образа. Сверхзадача и идея для режиссера – одно и то же. Дело в терминологии. Термин литературы – идея, термин режиссуры – сверхзадача. Идея – сверхзадача режиссера должна быть в сердце. Произведением надо переболеть. 2. Сквозное действие. Сверхзадача реализуется в сквозном действии. Сквозное действие спектакля – это та борьба, в результате которой утверждается сверхзадача. Это то, за чем должен следить зритель. Идея всегда раскрывается через простое. Например, победит ли любовь Ромео и Джульетты? Через это раскрывается идея. Ведь зритель следит не за борьбой, а за человеческими судьбами, а в результате раскрывается идея. Сквозное действие часто бывает скрытым. Если раньше, до Чехова, в пьесах всегда было два лагеря, которые конфликтовали, то у Чехова второго лагеря нет – конфликт внутренний. В современной драматургии не просто вскрыть сквозное действие, его надо найти, обнаружить, и оно станет тем стержнем, на который нанизывается борьба. Поскольку сквозное действие – борьба, то, само собой, существует и контрсквозное действие, которое обычно не называют, но оно подразумевается. Сквозное действие «Трех сестер» Чехова – «удержаться от напора пошлости». Оно раскрывает конфликт. Поэтому зрители должны следить за тем, как сестры пытаются устоять. Верно, определить сквозное действие – это значит верно разгадать содержание, идею. 3. Конфликт. Всякое произведение – это борьба идей. Поэтому конфликт – всегда понятие идейное, он реализуется в пьесе через сквозное действие. Сверхзадача произведения, которая реализуется в сквозном действии, утверждает конфликт. Формы конфликтов могут быть разные, со временем они меняются, но суть их всегда одна – столкновение идей. Конфликт раскрывается через нравственные, этические категории. 4. Ведущее предлагаемое обстоятельство. Это – событие, свершившееся до начала пьесы, но обусловившее движение всей фабульной структуры пьесы. Поскольку оно свершилось за пределами пьесы, а не на наших глазах, и от него зависит весь дальнейший ход пьесы, оно называется ведущим. Если бы чиновники не разграбили город, не было бы пьесы «Ревизор». Таким образом, ведущим предлагаемым обстоятельством пьесы Гоголя является глобальное событие: «разграбленный город». Но поскольку оно произошло не на наших глазах, то оно является для нас обстоятельством, причем ведущим, т.к. в дальнейшем от него зависит весь ход событий пьесы. Иными словами ведущее предлагаемое обстоятельство это то, без чего не было бы пьесы. 5. Исходное событие. Это событие начинается за пределами пьесы и кончается на наших глазах. С него начинается действие пьесы. Оно связывает ведущее предлагаемое обстоятельство и начало борьбы по сквозному действию. В пьесе Гоголя «Ревизор», как и в лучших образцах мировой драматургии, исходное событие является одновременно и начальным, т.к. экспозиция и начало борьбы по сквозному действию лежат в одном событии. Однако во многих пьесах, особенно современных авторов, вначале идет экспозиция (начальное событие), затем исходное событие (начало борьбы по сквозному действию). В «Ревизоре», например, событие «экстренное совещание» есть одновременно и исходное, и начальное событие, а в пьесе А. Макаёнка «Трибунал» действие начинается с экспозиции – автор вводит нас в курс событий, предшествующих содержанию пьесы. Поэтому здесь пьеса начинается с начального события: «репрессии», затем идет исходное событие: «выборы старосты» – начало борьбы по сквозному действию. 6. Центральное событие. Центральное событие выражает конфликт спектакля. Это вершина, кульминация борьбы по сквозному действию, наиболее значительное событие, после которого борьба идет впрямую. Например, в «Ромео и Джульетте» таким событием будет гибель Тибальта. 7. Главное событие. В главном событии всегда доказывается идея. Режиссеру важно держать зрителя в напряжении до самого конца. Главное событие всегда должно быть в финале, и для него надо сберечь все свои способности. Главное событие разрешает конфликт, именно поэтому оно и называется главным. 8. Событийно-действенный ряд. Пьеса обычно имеет несколько действий. В каждом действии есть ряд событий, которые режиссер обязан для себя найти и дать каждому из них действенное название. Таким образом, создается цепочка событий главных и второстепенных. При анализе режиссеру или студенту необходимо выстроить эти события последовательно, начиная с исходного, дать каждому из них действенное название и определить в каждом событии действия всех персонажей, участвующих в нем. Действия персонажей будут верными, если внутри события точно найден предмет борьбы. Событие – всегда процесс, который происходит сейчас, на наших глазах во времени и пространстве. В каждом событии может быть только одно действие и одно контрдействие. Таким образом, событие – это сумма обстоятельств с одним действием. События – это кирпичи, из которых строится здание спектакля. Нас заставляют действовать обстоятельства. Поэтому с изменением обстоятельств изменяется действие, с изменением действия изменяется событие. Следовательно, действие определяет событие. Событие – сторона результативная, т.к. все начинается с обстоятельств. Событие развивается во времени и пространстве, поэтому оно временно — пространственно. Жизнь состоит из цепи событий. Есть актерское событие (более узкое), состоящее из одного действия и есть режиссерское событие (этап), связанное со сквозным действием спектакля. Сочетание режиссерских событий формирует сквозное действие. Таким образом, спектакль представляет собой ряд режиссерских событий. Когда действие исчерпало себя, кончается и событие, начинается следующее действие, следующий этап жизни, следовательно, следующее событие. Поэтому событие – всегда этап жизни, процесс, а не мгновение. Вся жизнь состоит из событий (происшествий), у каждого свое отношение и, следовательно, свое действие. Важно для актера и, особенно, для режиссера научиться мыслить событийно. Как уже говорилось, событие как происшествие всегда содержит реальную борьбу. То, что можно играть – событие. То, чего сыграть нельзя – предлагаемое обстоятельство. Событие – сумма предлагаемых обстоятельств с одним ведущим обстоятельством. -Курю – действие? Не знаю, расскажите обстоятельства. События, всегда меняются обстоятельствами. Чтобы определить, событие это или нет, надо узнать, что происходит дальше. Событие меняется по двум причинам: или исчерпывает себя, или его меняет обстоятельство. Процесс перехода одного события в другое есть оценка. Этот процесс может быть длительным и мгновенным. Процесс перехода из одного события в другое – есть оценка. Оценка состоит из трех этапов: 1 этап – смена объекта внимания. 2 этап – собирание признаков от низшего, к высшему. 3 этап – момент установления наивысшего признака. Как только наивысший признак установлен, устанавливается новое отношение, рождается новый ритм, начинается новое действие, осуществляется переход к новому событию. Во времени это длится иногда минуты, иногда часы. Поэтому пьеса делится не на куски, а на события (этапы, процессы, происшествия). Отношения рождаются в процессе оценки. В оценках – все мотивы нашего действия. Самое интересное в театре – следить за оценками. Интересный артист определяется интересными оценками. Надо томить зрителя – не торопить оценки. Это самое дорогое в театре. Очень важна неожиданность оценок. Логика неожиданностей. Чаще всего ошибка допускается во втором элементе – не собираются признаки. Это обычно идет от неверных оценок и отношений. Главное — понять смысл события и верно отнестись к нему. Действие – оценка – действие… закон всей жизни. Событие на сцене всегда одно для всех, но отношение каждого к этому событию различно. Поскольку процесс анализа пьесы достаточно труден, рассмотрим в качестве примера отрывок из пьесы Л. Леонова «Унтиловск». Прежде чем начать практическую работу над отрывком, необходимо предварительно провести общий анализ всей пьесы, в разделы которого должны войти следующие параметры: а) проблема, б) тема, в) идея, г) ведущее предлагаемое обстоятельство, д) событийно-действенный ряд, куда вошли исходное, центральное и главное события. Эти параметры можно определить так: 1.Тема – гражданская пассивность. 2.Идея – взорвать в человеке инерцию существования (бытия). 3.Проблема – девальвация духовности. 4.Ведущее предлагаемое обстоятельство – ссылка. 5.Исходное событие – очередное похмелье. 6.Центральное событие – бунт. 7.Главное событие – возрождение. 8.Сверхзадача – утверждение духовности. 9.Сквозное действие – борьба за Буслова. 10.Конфликт между духовностью и «унтиловщиной» как символом бездуховности, мещанства. Разумеется, между исходным и центральным, центральным и главным событиями существует еще и масса других событий, которые режиссер должен определить, и которые, вместе с выше названными, составляют событийно-действенный ряд. При общем анализе мы берем только этапные события (ведущее, исходное, центральное, главное). Процесс реализации сводится к практическому осуществлению на сцене сквозного действия, способного взорвать конфликт и проявить сверхзадачу спектакля. Это умение – решающее в работе над спектаклем или отрывком. Итак, «Унтиловск» Л. Леонова. В захудалом северном городке Унтиловске, отрезанном от всего мира, живут ссыльные. У них давно истекли сроки ссылки, но они не хотят возвращаться к активной жизни, смирились с привычным болотным застоем этого города, засасывающим каждого, кто хоть однажды окунулся в него. Идеологом такого существования в пьесе является Черваков. Люди Унтиловска изолировали себя от жизни страны, которая кипит рядом, в том же городе. Идет процесс духовного вырождения. Обитатели Унтиловска не живут и не хотят жить проблемами страны, общества. Они замкнулись в своем маленьком, мелком личном мирке, отгородились от жизни и считают, что обрели свободу. Эта мнимая свобода и стала смыслом их жизни. Среди них есть человек – Буслов, в котором еще сохранилось то духовное здоровье, которое не позволяет ему смириться и стать таким же «унтиловцем», как окружающие его «друзья». Столкновение духовного в человеке и крушение позиций мещанской «подпольной» философии, раздавленной временем – вот то главное, что привлекает в пьесе «Унтиловск». Изучение процесса внутренней (духовной) миграции человека, поиски путей выхода его из этого тупика – именно эта проблема привлекает при постановке данной пьесы. Дадим краткую аннотацию к сцене 1-го действия. Сквозное действие, как мы помним, было определено так: «борьба за духовность Буслова». Итак, квартира Буслова при школе, где обычно собираются его «друзья». Это своего рода клуб. За стеной идет другая жизнь, жизнь школы, пробиваются популярные песни. Приживал Манюкин готовит очередную пьянку, причиной которой является помолвка Ильи Редкозубова с дочерью попа Ионы – Агнией. Словом, Манюкин, Буслов, Черваков готовят жениху сюрприз. Наконец, Буслов посылает Червакова за Ильей. Манюкин советует Буслову прогнать от себя Червакова, так как тот, уже на протяжении шести лет, спаивает его, пытаясь подчинить своему влиянию. В этот момент, выследив, что у Буслова затевается пьянка, появляется поп Иона, который никак не может сбыть своих засидевшихся в девках дочерей. Черваков приводит местную красавицу Васку, что является для всех неожиданностью, т.к. обычно у Буслова собираются только мужчины. Все понимают что Васка предназначена Червяковым для Буслова. Дорогой Черваков успел Васку проинструктировать. Разгадав замысел Червакова, Буслов решает принять участие в игре. В Червакове сконцентрированы и сжигающее честолюбие неудачника, и претензии на «сложность», недоступную, с его точки зрения, для прочих, и бешеная злоба на тех, кто живет не по его законам, законам «унтиловщины». Таким человеком для него является Буслов, который не поддается его влиянию. Более того, он его антипод. Черваков считает себя духовным «вождем» Унтиловска, однако люди тянутся не к нему, а к Буслову. Вот почему Червакову необходимо сломать Буслова и подчинить себе. Не сумев сломить Буслова в течение шести лет самогонкой, он, воспользовавшись «мальчишником» в честь Редкозубова, решил применить последнее, с его точки зрения, средство – бабу, красавицу Васку. С этого момента начинается, по существу, решительный поединок между Бусловым и Черваковым. Манюкин пытается своими фантастическими рассказами погасить разгорающийся поединок, но Буслов, желая всем доказать, что его сломать невозможно, и решив испытать себя до предела, исповедуется перед присутствующими, раскрывая такие подробности интимной жизни, что даже Черваков, провокатор этой исповеди, пытается его остановить. Когда студенты показывали этот отрывок, все было как будто органично и убедительно, но действие не развивалось, сцена была лишена леоновского темперамента и, главное, отсутствовал смысл. Причина неудачи лежала в оторванности сцены от сквозного действия, в неглубоком и неточном проникновении в авторский замысел. А ведь Леонов – это всегда идейный, социальный, философский бой. Страстный поиск – как надо жить и для чего надо жить. Ведь этот автор всегда вскрывает коренной вопрос жизни: для чего человек рождается и живет? Нельзя правильно построить отрывок, не подчинив его сквозному действию автора пьесы. В отрывке студенты определили одно большое событие – «мальчишник». И исполнители играли именно это событие, т.е. пили, ели, веселились, излишне много внимания уделялось Илье Редкозубову, как виновнику торжества. Становилось непонятно, ради чего студенты выбрали этот отрывок, что они хотели сказать? Когда стали разбирать просмотренный отрывок, то выяснилось, что событие – «мальчишник», является не главной, а только внешней формой происшедшего на сцене. Выяснилось, что между Бусловым и Черваковым, по существу, поединок. Сцена разбилась на три события: - подготовка к «мальчишнику»; - поединок; - исповедь Буслова; Как мы видим, эти события не связаны впрямую с Ильей Редкозубовым, хотя по фабуле отрывка, он главный герой, и ради него собирается вся компания. Подлинными героями отрывка становятся Буслов и Черваков, что вливается в русло основного конфликта пьесы: кто кого? Сцена приобрела целеустремленность, возник заложенный в ней темперамент схватки, и стало интересно следить за расстановкой сил в поединке. Это случилось только тогда, когда сцена стала звеном в цепи событий, осуществляющих вновь открытое сквозное действие спектакля – возродить духовность человека. Для участников сцены главным стала схватка между Бусловым и Черваковым, а не Илья, ради которого все собрались у Буслова. Таким образом, отрывок был подчинен сквозному действию спектакля, и поступки героев качественно изменились, получили иной внутренний смысл. Изменился темпоритм сцены, конфликты стали значительнее, острее и определеннее. Прежде чем приступить к реализации отрывка студенты провели его событийно-действенный анализ, последовательность которого соответствует анализу пьесы Леонова «Унтиловск». Выше мы определили, что в отрывке три события. Рассмотрим каждое из них 1. Подготовка к «мальчишнику». Определим действия персонажей, участников этого события: Буслов – готовится к поединку с Черваковым. Черваков – вырабатывает план наступления на Буслова. Манюкин – подбивает Буслова разделаться с Черваковым. Няня – сопротивляется предстоящей пьянке. Иона – вынюхивает новости. Как видим, действия каждого персонажа далеки от события «подготовка к мальчишнику», хотя по внешней линии все занимаются подготовкой к торжеству. Но уже здесь намечается конфликт между Бусловым и Черваковым, который ярко проявляется в следующем событии. 2.Поединок. Черваков приводит Васку, приходит Илья. Все в сборе. Вроде, начинается загул, а на самом деле поединок, срежиссированный Черваковым, но это понимают не все участники события. Действия в событии «поединок»: Буслов – принимает вызов Червакова. Черваков – провоцирует Буслова. Манюкин – гасит разгорающийся конфликт. Иона – следит за будущим зятем. Васка – соблазняет Буслова. Илья – заигрывает с Ваской. И здесь продолжается борьба Буслова с Черваковым. По заданию Червакова Васка пытается соблазнить Буслова. Буслов, разгадав замысел Червакова, подыгрывает ему. Все чувствуют что-то неладное. И когда Черваков оскорбляет Буслова, спровоцировав его на исповедь, для окружающих проясняется происходящее. С ответа Буслова Червакову начинается последнее событие отрывка: 3.Исповедь. Установим действия в этом событии. Буслов – испытывает себя. Черваков – ломает Буслова. Манюкин – останавливает Буслова. Васка – успокаивает Буслова. Илья – разбирается в происходящем. В этом событии Буслов настолько откровенно говорит о себе, что даже Черваков пытается остановить его. Некоторое время он находится в шоковом состоянии, поначалу даже не понимая, что Буслов говорит о себе. На этом отрывок заканчивается. Определение сути событий и есть основа работы по реализации сквозного действия, независимо от того отрывок это или вся пьеса. Главное в этом методе (методе действенного анализа) – точное, глубинное, яркое определение событий, вскрытие их на основе существа действия и построение спектакля или отрывка от события к событию. Событие – пружина, приводящая в действие людей, сталкивающая их в конфликтах. Режиссер, вскрывающий сменяющие друг друга события, осуществляет этим сквозное действие спектакля, ищет точное поведение действующих лиц, вызванное вскрытым событием. Он находит отношения героя к происходящему и стремится выразить это отношение через психофизический процесс исполнителей. Режиссер обязан вскрыть глубинные причины поведения, часто противоположные тем, что лежат на поверхности. Он сознательно обостряет предлагаемые обстоятельства, добиваясь выразительного, эмоционального поведения актера, т.к. фантазия и все воображение режиссера направлены на создание сценического, художественного образа, способного через исполнителей воздействовать на зрителей, вызывая в них жизненные ассоциации. Но для того, чтобы научиться воздействовать на чужое воображение, режиссеру нужно постоянно развивать собственное.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 5193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.47 (0.015 с.) |