Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гример – работник театра – специалист по гриму, помогающий актерам гримироваться.

Поиск

ГРИМИРОВАТЬ – 1. Накладывать грим на кого-л., что-л. 2. Приукрашивать кого, что-л., скрывая его подлинную сущность.

ГРОТЕСК (фр. grotesque, ит. grotesco причудливый, grotto грот) – художественный жанр, а также прием, в котором художник сознательно прибегает к нарушению жизненных форм и пропорций, для того, чтобы разоблачить двойственность явления, обнажить его уродливость и нелепость, доходящую до пределов ужасного. Художественная природа гротеска требует сближения смешного и трагического, контрастного сочетания реального и фантастического, крайнего преувеличения.

ДВИЖЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОЕ – изменение положения тела или его частей.

ДЕБЮТ – первое или пробное выступление актера на сцене вообще или в данном театре.

ДЕВИЗ – краткое изречение, обычно выражающее руководящую идею поведения или деятельности

ДЕЙСТВИЕ – 1. Средство выражения в актерском искусстве (подобно тому, как звук – средство выражения в музыке, цвет – в живописи, слово – в художественной литературе и т.д.). В актерском искусстве образ воплощается в действиях, совершаемых актером на спектакле, репетиции, концерте. Переживания актера, исполняющего роль, передаются через его действия. Каждое действие определяется его целью, оно выражает процесс внутренней психической жизни человека, но осуществляется телесно, физически, при помощи тех или иных мускульных движений. 2. В драматургии под действием понимается развитие событий. В этом смысле понятие действие связано с фабулой и сюжетом. Насыщенность пьесы действием определяется бурным развитием событий, многократными и резкими изменениями в положении действующих лиц; статичность, бездейственность пьесы – отсутствием таких изменений. Различают внешнее и внутреннее действие. Если стремительное, сложное, а иногда запутанное развитие событий не связано с раскрытием характеров действующих лиц, их сложного духовного мира и не служит созданию значительных по содержанию образов (например, в водевилях, в «комедиях положений»), то действие пьесы называется внешним. Если же в относительно простых событиях (распространенных, обыденных) участвуют сложные и глубокие люди, характеры которых раскрываются в этих событиях, если изменения происходят не столько в положении героев, сколько в их внутреннем мире – в их мировоззрении, убеждениях (например, в психологических драмах, в «комедиях характеров»), то действие пьесы называется внутренним. Внешнее действие связано с внутренним, одно без другого невозможно. 3. Законченная часть пьесы и спектакля (драматического, оперного, балетного). В зависимости от сложности и длительности воплощаемых событий пьеса и спектакль делятся на то или иное число актов или действий. В каждом из них начинается и завершается определенное звено событий пьесы.

ДЕЙСТВИЕ БЕСПРЕДМЕТНОЕ – умение точно воспроизвести физические действия не с реальными предметами, а с «пустышкой» (по выражению К.С. Станиславского), с воображаемым предметом. «Пустышка» – несуществующий, воображаемый, мнимый объект. «Пустышка» сосредоточивает внимание артиста сначала на себе, потом на физических действиях и заставляет следить за ними» (К.С. Станиславский).

ДЕЙСТВИЕ СЛОВЕСНОЕ (сценическое слово) – основное ведущее средство воздействия на зрителя в драматургическом спектакле. «Это один из моментов процесса речи. Здесь актер воздействует на партнера, увлекая его своими мыслями и желаниями, выраженными в ярких образных видениях. Слушать – означает видеть то, о чем говорят, а говорить – значит рисовать зрительные образы. …Слово для артиста не просто звук, а возбудитель образов» (К.С. Станиславский).

ДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ – психо-физическое действие. «Физические действия легко и незаметно вводят артистов в самую жизнь роли, в ее чувствования. Они помогают удерживать внимание артиста в области сцены, пьесы, роли, направляют внимание артиста по устойчивой, крепко и верно установленной линии роли» (К.С. Станиславский).

ДЕЙСТВО – древние культовые обряды (празднества, торжества), заключавшие в себе элементы театрального действия. Действом называли массовые представления на революционные и другие темы. Устраивались обычно под открытым небом.

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО – персонаж (лицо), участвующий в пьесе.

ДЕКЛАМАЦИЯ (лат. declamatio упражнение в красноречии) – искусство произнесения стихов или прозы. В Древнем Риме декламация – упражнение в красноречии, составлявшем один из важных элементов ораторского искусства; во Франции – искусство произнесения речей, а также стихов на сцене. Со временем «декламацией» стала обозначаться ложная ходульная манера речи. К.С. Станиславский считал декламацию одним из грубейших проявлений пустоты и фальши в актерском искусстве. Он применял этот термин для обозначения речи, произносимой актером бойко и уверенно с формальными ухищрениями и претензией на выразительность, но на самом деле без глубокого содержания, без мысли и внутренней цели, вне логики развивающегося на сцене действия.

ДЕКОРАТОР (фр. décoration<лат. decorare украшать) – автор художественного оформления спектакля, а также художник-исполнитель, пишущий декорации по эскизам другого художника.

ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО – искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Все эти изобразительные средства воздействия являются органическими компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Развитие декорационного искусства тесно связано с развитием театра и драматургии.

ДЕКОРАЦИОННЫЙ ПОДЪЕМ – устройство для подвески мягких и жестких декораций. Состоит из горизонтальной штанги и тросовой системы с противовесом.

ДЕКОРАЦИЯ (лат. decoro украшаю) – оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер. Декорация «… являет собой художественный образ места действия и одновременно площадку, представляющую богатые возможности для осуществления на ней сценического действия» (Попов А.Д.). Декорация создается с помощью разнообразных выразительных средств, используемых в современном театре, — живописи, графики, архитектуры, искусства планировки места действия, особой фактуры декорации, освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Основные системы декорации: 1) кулисная передвижная, 2) кулисно-арочная подъемная, 3) павильонная, 4) объемная и 5) проекционная. Возникновение, развитие каждой системы декорации и смена ее другой обуславливались конкретными требованиями драматургии, театральной эстетики, соответствующей истории эпохи, а также ростом науки и техники. 2.Что-л. показное, внешне привлекательное, служащее для прикрытия недостатков, непривлекательной сущности чего-л.

ДЖЕНТЛЬМЕН (англ. gentleman) – 1. В Англии мужчина, воспитанный, корректный, строго соблюдающий светские правила и нормы поведения. 2. Воспитанный, вежливый, благородный человек.

ДИАЛОГ ДРАМАТИЧЕСКИЙ (греч. dialox разговор) – основная и важнейшая форма драматической речи, представляющая собой художественный образ жизненного диалога. От диалога в эпосе и лирике драматический диалог отличается обязательной действенностью, что обусловлено самой эстетической природой драмы. В ходе драматического диалога каждый из собеседников (или один из них) стремится подчинить другого своей воле, утвердить в его сознании определенные мысли, чувства или заставить предпринять определенные поступки.

ДИАПАЗОН – широта (объем) способностей, знаний, интересов, деятельности актера (режиссера).

ДИДАКТИКА в искусстве (гр. didaktikos поучающий) – назидательность, нравоучительность как элемент, как одна из сторон художественного произведения. В некоторых жанрах дидактика выступает естественным и даже обязательным, организующим (например, в басне) началом. Однако, чаще под дидактикой (точнее – дидактичностью) понимается излишнее морализаторство, плоское иллюстрирование авторских известных истин и тезисов, прямолинейное навязывания авторских идей и выводов. Эти особенности, как правило, негативно сказываются на художественно-эстетических достоинствах произведения, снижают полноту эмоционального восприятия. Дидактика является обычно результатом ложного понимания отношений искусства и действительности, нередко — осознанным приемом для воспитания в духе определенных идей – эстетических, общественно-политических, религиозных.

ДИКЦИЯ (латинского dictio произнесение речи) – произношение, манера выговаривать слова. Одна из важных сторон культуры речи. Особенно большое значение дикция имеет в искусстве театра.

ДИЛЕТАНТИЗМ В ИСКУССТВЕ (ит. dilettante — любитель, работающий над чем-то ради удовольствия) — более или менее постоянное занятие каким-либо из видов художественного творчества без спе­циальной подготовки (образования). Дилетантизм ассоциируется с любитель­ством и обычно противостоит профессионализму. Тем не менее, в термин дилетантизм (чаще — дилетантство) не следует вкладывать только негативный смысл: дилетант может быть глубоким знатоком дела и создавать талантливые произведения (равно как профессионал — бездарные). Дилетантами называют также лиц, оценивающих произведения искусства не по профессиональным, а общезначимым, «внекатегорийным» меркам.

ДИОРАМА В ТЕАТРЕ (греч. dia сквозь и orama вид, зрелище) – 1. Часть декорационного оформления спектакля: изображение, написанное анилиновыми красками на тонком материале (полотно или бязь) и рассчитанное на просвет (источники света располагаются за диорамой). Диорама была изобретена в 1822 году французским художником-декоратором Л. Лагером. 2. Совокупность живописного фона (написанного клеевыми красками на холсте) вместе с предметным планом (бутафория). Диорамная декорация – распространенный в ХХ веке способ оформления спектакля, при котором объемные строения первых планов постепенно переходят в плоскостное живописное изображение.

ДИПЛОМНЫЙ СПЕКТАКЛЬ (дипломная постановка) – 1. Спектакль, поставленный студентом-выпускником театрального учебного заведения в качестве экзаменационной работы для получения диплома со званием режиссера. Выпускники-режиссеры направляются для постановки своих дипломных спектаклей в профессиональные и народные театры. 2) Спектакль, в котором все роли (или часть их) исполняются студентами-выпускниками на право получения диплома с квалификацией актера. В дипломном спектакле могут участвовать и выпускники по другим сценическим специальностям (театральные художники, художники-бутафоры и т.д.).

ДИРИЖЕР (фр. diriger управлять) – 1. Лицо, управляющее оркестром, хором, оперным или балетным спектаклем. 2.Глава. Руководитель, организатор чего-л.

ДИРИЖИРОВАТЬ – 1. Руководить оркестром, хором, при исполнении музыкального произведения. 2. Руководить кем, чем-л., направлять чью-л. деятельность.

ДИФИРАМБ (греч. dithyrambos) – 1. В древнегреческой поэзии – восторженное драматизированное песнопение в честь бога Диониса; позднее – хвалебное лирическое стихотворение, близкое к оде. 2. Преувеличенная, восторженная похвала.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО -- театральное пространство, в котором зрительская и сценическая части разделены портальной стеной.

ДРАМА (древнегр. drama действие, действо) – 1.Род литературного произведения в диалогической форме, предназначенного для сценического воплощения. Иногда драмой называют также литературное произведение, имеющее форму диалога, но не предназначенное автором для сценического воплощения – «драма для чтения». Специфику драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и, прежде всего, в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая режиссером и актером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. 2. Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения. Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом и с собой.

ДРАМАТУРГ – писатель, автор пьес, написанных для театра.

ДРАМАТУРГИЯ (гр. dramatourgia) – 1. Совокупность драматических произведений какого-л. писателя, народа, эпохи (драматургия А.Н.Островского, современная немецкая драматургия); 2. Сюжетно-композиционная основа отдельного театрального или кинематографического произведения: «драматургия спектакля», «драматургия фильма».

ДРАМАТИЗИРОВАТЬ — 1. Придать (придавать) какому-л. произведению драматическую форму. 2. Усилить (усиливать) драматизм, напряженность чего-л.

ДРАМАТИЧЕСКИЙ — Напыщенный, деланный.

ДУХОВНЫЙ — относящийся к умственной деятельности, к области духа.

ДУША – внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т.п.

ДУШЕВНЫЙ – связанный с внутренним духовным миром человека, его психическим состоянием.

ДУБЛЕР – (фр. doubleur удваивать) – второй исполнитель роли, играющий обычно в очередь с первым. Кроме практических соображений (возможность иметь в резерве актера на случай болезни основного исполнителя данной роли, регулировать занятость членов труппы, организовывать параллельные спектакли и т.п.), система дублерства носит порой характер художественного соревнования на более яркое и своеобразное толкование образа.

ДУЭТ (ит.duetto <duo два) - 1. Музыкальное произведение для 2-х инструментов или двух голосов с самостоятельными партиями у каждого; ансамбль из 2-х исполнителей (певцов или музыкантов). 2. Участники парного спортивного или эстрадного выступления.

ЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ, МЕСТА И ДЕЙСТВИЯ – закон построения драмы классицизма.

«ЕСЛИ БЫ» (или «Магическое, творческое, если бы») – специальное выражение, введенное К.С. Станиславским в театральную педагогику, режиссуру и работу актера; прием для нахождения «подлинного, продуктивного и целесообразного действия», а вслед за ним и переживания в учебном этюде, сцене, роли. ««Если бы» является для артистов рычагом, переводящим нас из действительности в мир, в котором только и может совершаться творчество». Актер создает в своем воображении те или иные обстоятельства внешней среды (окружающие его в настоящий момент или окружавшие его в прошлом – «предлагаемые обстоятельства») и ставит перед собой вопрос: что бы я стал сегодня, здесь, сейчас делать, какие бы я действия совершал, если бы эти обстоятельства (или какое-то одно из них) были не вымыслом воображения, а подлинной реальностью. Жизненный опыт, логика, натренированное воображение, эмоциональная память, внимание и воля подсказывают ему ответ. Если актер искренен, то он точно знает, что ему в данном этюде, данной сцене нужно делать: он может с полной непосредственностью действовать так, как если бы он находился в воображаемых (в действительности в данный момент отсутствующих) обстоятельствах.

ЖАНР (фр. genre род) – вид произведений литературы и искусства. Жанр объединяет группу произведений, общих по поэтической структуре. Эстетически близкие между собой жанры образуют род литературы (например, драматургию). Основные жанры драматургии – трагедия, драма, комедия; в свою очередь, они подразделяются на более дробные жанры, например, комедии делятся на водевиль, комедию-памфлет, комедию-пародию, сатирическую комедию, лирическую комедию и т.д.

ЖЕСТ (фр. geste) – 1.Телодвижение (преимущественно, движение рукой), сопровождающее речь или заменяющее ее. Жест является одним из важнейших выразительных средств в театре. В искусстве драматического актера жест является либо бессловесным действием, либо дополнением к словесному действию (когда человек объясняет что-нибудь, он обычно жестикулирует, в исключительных случаях объясняется одними жестами без слов или одними словами без жестов). В склонности человека к скупости жестов или к их изобилию, в отборе применяемых им жестов в некоторой степени обнаруживаются его воспитание, привычки, темперамент душевное состояние в данный момент и в итоге – характер. 2. Поступок, рассчитанный на внешний эффект.

ЖЕСТИКУЛИРОВАТЬ – делать движения руками.

ЗАГЛАВНЫЙ – заглавие, (название какого-л. произведения – литературного, музыкального и т.д.) Заглавная роль – (партия) Роль, партия персонажа, именем которого названа пьеса, опера.

ЗАИГРЫВАНИЕ – любезничание. Заискивание перед кем-л,. попытки добиться чьего-л. расположения путем уступок, лести.

ЗАВЯЗКА – начало, исходный пункт каких-нибудь действий, событий.

ЗАДАЧА – цель, которую стремится достигнуть актер в процессе своего действия. Всякая цель связана с действием и способом его осуществления – приспособлением.

ЗАЖИМ – мускульное (мышечное) напряжение, мешающее органической жизни актера на сцене.

ЗАКРЫТАЯ СЦЕНА – то же, что и сцена-коробка.

ЗАКУЛИСНЫЙ – 1. Находящийся или происходящий за кулисами. 2. Тайный, скрываемый.

ЗАМЫСЕЛ – начальный этап творческого процесса – исходное представление художника о своем будущем произведении, предварительные наметки о его содержании, сюжете композиции, формах воплощения. Замысел обычно фиксируется в программах, творческих заявках, синопсисах, литературных и художественных набросках, эскизах.

ЗАНАВЕС – 1.Ткань, закрывающая сцену от зрителей, сидящих в зале и поднимающаяся перед началом сценического действия. Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны портальной арки. Назначение занавеса – сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями между действиями. Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены. Занавесы расположены за порталом сцены в следующем порядке: противопожарный (железный или асбестовый), основной, или антрактный (подъемный, раздвижной), и иногда специальный занавес для определенного спектакля. 2.Начало или конец какого-л. действия, события.

ЗАРАЖАТЬ – передавать склонность к чему-либо, увлекать кого-либо чем-нибудь. Заставить других подражать в чем-нибудь.

«ЗАСТОЛЬНЫЙ ПЕРИОД» – разбор, анализ пьесы за столом. Определение взаимоотношений действующих лиц, сквозного действия, сверхзадачи и т.д.

ЗАПЕВАЛА – певец, начинающий пение, подхватываемое хором.

ЗВУКООФОРМИТЕЛЬ – 1. Работник спектакля, создающий звуковое (шумовое) оформление спектакля. Звукооформитель является одновременно композитором звукового оформления и конструктором-изобретателем шумовых приборов, режиссером, организатором и дирижером шумовой бригады. Звукооформитель должен обладать тонким вкусом, особым слухом (исключительной слуховой наблюдательностью). 2. Работник театра – участник звукошумовой бригады.

ЗВУЧАНИЕ — Действие по знач. глаг., а также звуки этого действия. Направленность, характер смысл.

ЗВУЧАТЬ – 1. Издавать звуки. 2. Иметь то или иное звучание

ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ – отверстие, образуемое портальной аркой сцены.

«ЗЕРНО» – эмоциональная сущность пьесы (роли), ее идеи. «Зерно» – это темперамент спектакля, сверхзадача – это цель, на которую он направлен, а сквозное действие – это путь, по которому идет актер к своей цели» (А.Д. Попов).

ЗОНГ – (англ.song) – злободневная сатирическая песенка, используемая в современных немецких, американских и английских комических операх, обозрениях, музыкальных представлениях.

«ЗОНЫ МОЛЧАНИЯ» – молчание актера во время реплик партнера или в паузах в тексте собственной роли.

ЗРИТЕЛЬ – тот, кто смотрит спектакль.

ИГРА – создание при помощи средств актерской выразительности (речь, жест, движение, мимика) художественного образа на сцене, эстраде, цирковой арене, в кино.

ИГРАТЬ – 1. Забавляться, резвиться, развлекаться. 2. воздействовать на инстинкты, чувства и т.п. для достижения намеченных целей. 3. Кем-чем и с кем-чем. Обращаться с кем, чем, как с игрушкой, забавой.

ИДЕЯ (гр.. idea понятие, представление) – 1. Мысль, общее понятие о предмете или явлении.2. Мысль, замысел. 3.Основная мысль чего-л., определяющая содержание чего-нибудь, напр. драматического произведения.

ИДОЛ (гр.eidōlon образ, подобие) – изображение божества, служащее объектом религиозного поклонения; объект слепого преклонения.

ИЗВЕСТНОСТЬ — слава, широкая популярность.

ИЗМЫ – о новомодных течениях в философии, политике, литературе, искусстве.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (ИЗОБРАЖЕНИЕ) – воспроизведение средствами искусства внешнего чувственно-конкретного облика явлений действительности. Основанная на изобразительности образность присуща изобразительным искусствам, театру, кино, телевидению, фотоискусству – в них художественно-эстетическая и эмоциональная выразительность достигается только через конкретную «картину», «кадр», «сцену».

ИКОНОГРАФИЯ (гр. eikon изображение и grapho пишу) — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при воспроизведении каких-либо персонажей или сюжетов, а также совокупности их изображений.

ИЛЛЮЗИЯ (лат. Illusio < illudere обманывать) – 1. Искаженное восприятие действительности; нечто кажущееся. 2.Несбыточная надежда, мечта.

ИМЕНИТЫЙ – 1. Занимающий высокое общественное положение; почтенный, уважаемый 2. Широко известный, знаменитый, прославленный.

ИМИДЖ (англ. image — изображение, «картинка», образ) — целенаправленно формируемый образ (какого-л. лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-л. в целях популяризации, рекламы и т.п.

ИМИТАЦИЯ (лат. imitatio подражание) – 1. Эстрадный жанр. Номер имитации строится на воспроизведении исполнителем различных явлений природы и быта, звуков, издаваемых музыкальными инструментами (так называемый «человек-оркестр»), голосов животных и птиц, шума поезда и т.п. Имитация этого рода называется также звукоподражанием. 2. Копирование известных людей, их манеры двигаться, держаться, говорить. 3. Прием актерской игры, воспроизводящий внешние черты поведения какого-либо человека (походка пьяного, заикание и т.д.)

ИМИТИРОВАТЬ (лат. imitare) -воспроизводить с возможной точностью, поражать кому — чему-нибудь.

ИМПРЕСАРИО – (итал. imprtsario предпринимать, затевать), частный предприниматель, организатор зрелищных мероприятий или агент какого-л артиста, действующий от его имени, заключающий для него контракты и т.д.

ИМПРОВИЗАЦИЯ В ТЕАТРЕ (фр. improvisation, лат. improvisus неожиданный) – сценическая игра, не обусловленная твердым драматургическим текстом и не подготовленная на репетициях.

ИМПРОВИЗИРОВАТЬ – уметь увлекаться данными обстоятельствами, непосредственно реагировать на них, находить в них свое поведение, фантазировать, сочинять свой текст.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬВ ИСКУССТВЕ – неповторимое своеобразие личности художника, особая форма его бытия и деятельности. Индивидуальность подразумевает самостоятельность мышления, цельность мировосприятия, нестандартное видение реальной жизни – все, что выделяет творца «лица не общим выражением». Творческая индивидуальность, как прочая, имеет мало общего с оригинальничаньем, нарочитым желанием казаться «не таким, как все» (хотя это и встречается в художественной среде). Подлинная оригинальность и глубина, истинный масштаб художника определяется многим – направленностью и силой его таланта, прежде всего. Важно помнить, что первичным условием формирования внутреннего авторского мира, чувства свободы творческого состояния являются неповторимые проявления натуры: без четко выраженной индивидуальности художник немыслим.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДЪЕМ – сценическое устройство, позволяющее поднимать предметы оформления на одном или нескольких канатах.

ИНЖЕНЮ (фр. ingenue наивная) – актерское амплуа в русском дореволюционном театре. Роли простодушных, наивных, обаятельных молодых девушек, глубоко чувствующих, лукаво-озорных, шаловливо-кокетливых, обладающих своеобразным юмором.

ИНСЦЕНИРОВАТЬ (лат. in + на scena сцена) – 1.Придать литературному произведению сценическую форму. 2. Изобразить что-л.с целью ввести в заблуждение.

ИНСЦЕНИРОВКА (от латинского in — на и scaena – сцена) – 1) Переработка повествовательного (прозаического или поэтического) произведения для театра или кино, а также драматическое произведение, получающееся в результате этого. Имеет форму пьесы с логично построенным действием. Инсценируются, как правило, наиболее популярные, имеющие большой успех у читателя произведения. Инсценировка может быть сделана самим писателем, однако чаще всего авторами инсценировки являются другие лица. В том случае, когда инсценировка значительно отличается от подлинника, она является самостоятельной пьесой, написанной «по мотивам» данного произведения. 2. О каких-л. действиях, имеющих видимость правдоподобия, но осуществляемых для обмана общественности и достижения определенных политических целей.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО – театральное пространство, в котором зрительская и сценическая части слиты в единый пространственный объем.

ИНТЕРЕС – 1. Внимание, возбуждаемое чем- л. 2. Занимательность, значительность. 3. Нужды, потребности.

ИНТЕРМЕДИЯ (лат. intermedius находящийся посреди) – комическая сценка (или отдельно вставные музыкально-хореографические номера), разыгрываемая между действиями пьесы (иногда в тексте пьесы).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ИСКУССТВЕ (лат. interpretatio толкование, объяс­нение) - 1. Трактовка ху­дожником жизненных явлений в русле определенных эстетических задач и в соответствии с ценностно-познавательным подходом к действительности (ав­торская интерпретация характеров, судеб, исторических событий и т.д.). 2. Творческое освоение художественного произведения, связанное с возможностью его избирательного (порой полемического) прочтения. В этом смысле интерпретация ярче всего реализуется в исполнительских искусствах — как трак­товка авторского текста в режиссерском решении, актерской роли, музыкальном исполнении и т.п. 3. В искусствознании, литературно-художественной критике — выяснение и объяснение (толкование) смысла произведения, его художественно-эстетических и психологических особенностей, значения и функций в определенной культурно-исторической ситуации. В основе широкой вариативности интерпретации лежит принципиальная многозначность художественного образа; переосмысление того или иного произведения (оно может быть многократным) зависит от исто­рического момента, уровня развития художественной культуры, системы эстетических взглядов, национальных традиций.

ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ – истолковать (истолковывать), раскрыть (раскрывать) смысл чего-нибудь, объясняя.

ИНТЕРЬЕР (фр. interieur внутренний) – декорация, изображающая замкнутое внутреннее пространство: внутреннее помещение дома, пещеру, железнодорожный вагон, кабину самолета и т.д. Часто интерьер связан с пейзажем, видимым через окна и другие просветы. Иногда декорация может изображать одновременно интерьер и пейзаж.

ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare произносить громко, со зна­чением) — средство художественной выразительности, позволяющее пе­редавать те или иные особенности, а также оттенки, нюансы ав­торского текста, мысли. Передача эта осуществляется в основном в исполнительских искусствах — в звуковом (голос, музыка) или пластическом (поза, жест, мимика) виде. Интонация — знак отношения исполнителя к тексту, одно из эффективных средств его интерпретации. Интонация способна выявлять и подчеркивать смыслы не только разные, но подчас и противоположные (особым образом произнесенное «да» может означать «нет»). Интонация как музыкальный термин означает степень точности воспроизведения высоты звука (интонировать - ошибаться, брать не ту ноту).

ИНТРАДА -

ИНТРИГА (фр. intrigue < intricare запутывать) – 1.Скрытые действия неблаговидного характера для достижения какой-л. цели; происки, козни. 2. Соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие в художественном произведении.

ИНТРИГА В ДРАМАТУРГИИ (фр. intrigue < латинского intricare запутываю) – способ организации драматического действия при помощи сложных перипетий. Интрига создается сознательными условиями одной из борющихся сторон или возникает в результате случайного стечения обстоятельств. С помощью интриги драматург достигает особой напряженности действия, заинтересовывает зрителя его развитием. Термин «интрига» иногда входит в жанровое обозначение пьес, указывая на доминирующую роль интриги в данной пьесе.

ИНТУИЦИЯ (лат.intueri пристально, внимательно смотреть) – особое чутье, проницательность, догадка, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте или теоретических научных знаниях.

ИПОТЕЗА (гр. upotesix) – жанр античного театра, один из видов мима. По сообщению Плутарха («Пиршественные изыскания»), ипотеза, по сравнению с другой разновидностью мима – пегниями (шутки»), отличалась большей сдержанностью, была менее груба и разнуздана, представления ипотезы более сложны и длительны. По-видимому, ипотеза имела разработанный сюжет и твердый текст, в то время как пегнии могли строиться на свободной импровизации исполнителя. Сюжеты ипотезы часто заимствовались из известных трагедий или комедий и подвергались пародийной переработке.

ИРОНИЯ (гр eironeia притворство, лукавство) – художественный прием, заключающийся в тонком, часто язвительном осмеянии персонажа, явления, обстоятельств. Ирония – насмешка, обычно неявная, скрытая, построенная на иносказаниях, подтексте, образной многозначности, контрастном столкновении видимого и сущего. Наиболее распространенный прием иронии – употребление слова, выражения или понятия в смысле, противоположном их прямому значению.

ИСКУССТВО – 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в образах. 2. Умение, мастерство, знание дела; самое дело, требующее такого умения, мастерства.

ИСКУССТВО АКТЕРА – искусство создания сценических образов; вид исполнительского творчества. Исполняя определенную роль в театральном представлении, актер как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Материалом для этого ему служат собственные природные данные: речь, тело, движения, мимика, так же как его эмоциональность, наблюдательность, воображение, память и др. Особенностью искусства актера является то, что процесс актерского творчества в своей конечной стадии всегда совершается на глазах у зрителя в момент спектакля.

ИСКУССТВО ПЕРЕЖИВАНИЯ – способность актера при каждом исполнении роли переживать чувства и мысли создаваемого персонажа, как свои собственные. «Это искусство основано на умении актера «в условиях жизни роли» и в полной аналогии с ней правильно, логично, последовательно по-человечески мыслить, хотеть, стремиться, действовать… Лишь только артист добьется этого, он приблизиться к роли и начнет одинаково с нею чувствовать» К.С. Станиславский).

ИСКУССТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – способность актера демонстрировать на каждом спектакле готовый результат творчества. Актер, переживши однажды или несколько раз роль, в дальнейшем пользуется результатами своего подлинного переживания с помощью техники. «… В этом направлении искусства процесс переживания не является главным моментом творчества, а лишь одним из подготовительных этапов для дальнейшей артистической работы… Артист запоминает не самое чувство, а его видимые внешние результаты… Создав однажды и навсегда наилучшую форму роли, артист учится передавать ее технически, то есть он учится ее представлять» (К.С. Станиславский).

ИСКУССТВОЗНАНИЕ (равноценный термин ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ) система наук, в рамках которых исследуется социально-эстетическая сущность художественной культуры — ее генезис, закономерности развития взаимосвязи с социальной действительностью, весь комплекс проблем связанных с формой и содержанием художественных произведений. Своеобразной подсистемой искусствознания являются «частные» дисциплины, изучающие отдельные виды искусства (литературоведение, театроведение, музыкознание, киноведение и т.д.). Как искусствознание в целом, так и его разделы традиционно делятся на три субдисциплины — историю искусства теорию искусства и художественную критику, каждая из которых отличается своими научными подходами (методами) и понятийным инструментарием.

ИСПОЛНЕНИЕ (ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО) — игровое (пластическое) или звуковое (инструментальное и/или голосовое) воспроизведение художественного произведения, обеспечивающее его восприятие людьми. Художник-исполнитель — обязательный участник и фактический соавтор развернутого во времени творческого процесса, претворяющий сочиненное в зримые и слышимые формы.

ИСПОЛИН – 1. Человек необыкновенно высокого роста и крупного телосложения; великан, гигант. 2. Что-л., имеющее чрезвычайно большие размеры; о человеке в народе, выдающемся в какой-л. области своими достоинствами.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА — особая, относительно самостоятельная сфера художественно-творческой деятельности, в которой овеществляются («материализуются») произведения «первичного» творчества — сочинения, зафиксированные в определенной знаковой системе и назначенные для перевода в тот или иной конкретно-художественный материал. К исполнительскому искусству относится творчество деятелей театра и кино — режиссеров и актеров; музыкантов — дирижеров, инструменталистов, вокалистов; артистов балета — хореографов и танцовщиков; работников радио и эстрады — чтецов, артистов разговорного жанра, участников вокально-инструментальных групп. Исполнение, обычно разведенное во времени с исходным сочинением, не просто его «оживляет», но реализует один из возможных вариантов прочтения, потенциально содержащийся в авторском замысле (хотя может не только не совпадать, но и противоречить ему).

ИСТИНА – 1. То, что существует в действительности; то, что правильно отражает действительность, правда. 2. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

ИСХОДНОЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – подготавливает почву для возникновения конфликта; обстоятельство, в котором сосредоточена авторская боль; обстоятельство, которое находится за пределами пьесы, искать его следует в среднем круге предлагаемых обстоятельств; оно неизменно на протяжении всей пьесы; свое разрешение находит в главном событии пьесы; конфликтно по отношению к ведущему предлагаемому обстоятельству для всей пьесы.

ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ – начинается за пределами пьесы и заканчивается на глазах у зрителей; оно отражает исходное предлагаемое обстоятельство для всей пьесы и зарождается в его недрах.

ИУДИН ПОЦЕЛУЙ – предательский поступок, лицемерно прикрываемый проявлением любви, дружбы (по евангельскому преданию, Иуда указал стражникам, кто является Иисусом Христом, поцеловав его).

КАБУКИ – вид японского театра. Сложился



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.87 (0.017 с.)