Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XVII театрализованные игры

Поиск

Театрализованные игры представляют собой разыгры­вание в лицах литературных произведений (сказки, расска­зы, специально написанные инсценировки). Герои литера­турных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фан­тазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность ^ театрализованных игр: они имеют гото-

^ вый сюжет, а значит, деятельность ребен-

театрализован- ка во многом предопределена текстом

ных игр произведения. Возникает вопрос: в чем

же заключается творчество ребенка в этих играх? Право­мерно ли относить их к разряду творческих игр?

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим прежде все­го, что текст произведения для детей - только канва, в ко­торую они вплетают новые сюжетные линии, вводят допол­нительные роли, меняют концовку и т.д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за зайчиком-побегайчиком на пороге дома появляется белочка - пушистый хвостик, за­тем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые про­сились в теремок и обещали никого не обижать. Игра за­кончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то не похож на тебя.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ро­левой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мама мо­жет быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содер­жанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуще­ствить, надо понять, каков персонаж, почему так поступа­ет, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудио­визуальные средства информации (TV, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведе­ний. Облегченному, потому что ему преподносится гото­вый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слу­шания книги (а позже и самостоятельного чтения). Поэто­му, хотя психологи и уверяют, что любовь к актерству, театрализованным играм присуща всем детям без исклю­чения, эти игры (настоящие игры, а не инсценировки, ко­торые показывают на детских утренниках) не столь рас­пространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребенка.

Итак, полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эс­тетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, осо­бенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение пред­ставить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом за­висит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впе­чатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребе­нок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, вырази­тельной по лексике и интонации речью и т. п.). Следователь­но, подготовленность к театрализованной игре можно опре­делить как такой уровень общекультурного развития, на ос­нове которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, про­исходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а фор­мируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соедине­ние будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обя­занности. Конечно, педагог может рассказать о театре, по­казать иллюстрации, однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в те­атр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побы­вав зрителями. На помощь могут прийти родители, кото­рые, откликнувшись на просьбы, советы педагога, сводят ребенка в театр. Целесообразно устроить так называемый театральный день в дошкольном учреждении: силами пе­дагогического и обслуживающего персонала (еще лучше с привлечением родителей) подготовить спектакль, оформив соответствующим образом зрительный зал и т. д.

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объеди­нить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на осно­ве интересной деятельности, позволяющей каждому ребен­ку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

Для любознательных

Воспитание интереса к театрализованной игре, развитие твор­ческих способностей для ее организации и осуществления перспек­тивно в плане приучения детей к содержательному досугу. Привле­кая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи их ребенка, необходимо ненавязчиво способствовать возрождению давней семейной традиции устройства домашнего театра. Подго­товка домашнего спектакля требует определенного времени и мо­жет быть приурочена к какому-либо семейному торжеству, праздни­ку (юбилей дедушки, день рождения папы, дата свадьбы родителей). Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглаше- ний для родственников и знакомых сплачивают членов семьи, на­полняют их жизнь содержательной деятельностью, радостными ожи­даниями. Целесообразно посоветовать родителям использовать опыт «артистической и театральной» деятельности ребенка, приоб­ретенный им в дошкольном учреждении. Важно, чтобы они подчер­кивали компетентность ребенка, обращаясь к нему за советом, по­мощью («Как вы в детском саду готовите пригласительные билеты? Кто по-твоему лучше исполнит эту роль? Научи, как сделать шапоч­ку для лисы»). Таким образом повышается уровень самоуважения ребенка. Он чувствует свою значимость в семье, осознает умелость, эрудицию, что благоприятно скажется на развитии в целом.

А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализо- У ванные игры) к своеобразной «пред-

....o'^lT^-^'lv эстетической деятельности» ребенка.

пшС И! (#Ы КоК Ау" /ч v

дожестаенная Оставаясь игрои, они развивают твор-

ческие способности и представляют со- деятельность г u < u

бои специфическии вид художествен­ной деятельности.

Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от переживания его содержания и особенно от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в пол­ном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего тем, что при разыгрывании спектакля в дея­тельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованной игре думают о воздействии на других людей. Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другими сло­вами, их заботит результат, которого они добились. А ре­зультат - это то, как изобразили, как разыграли произве­дение. На достижение этого результата направлено внима­ние педагога и детей. Собственно в активном стремлении к творческому исполнению произведения заключается воспи­тательное значение театрализованных игр.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально- игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытно­го педагога дети стремятся к художественному изображе­нию литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т.д. Возможности приобщения дошколь­ников к творческой художественной деятельности в процес­се подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычай­но высоки. Причем тем выше, чем способнее педагог, по­тому что в деятельности, которая у него хорошо получается, которая помогает раскрыться его индивидуальным особен­ностям, легче увлечь детей, развить их таланты.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драмати­ческому, театральному. Дошкольники знакомятся с разны­ми видами театрального искусства. При грамотном руко­водстве у детей формируются представления о работе ар­тистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понима­ние, что спектакль готовит творческий коллектив (все вме­сте творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осоз­нают, что театр дарит радость и творцам, и зрителям. Поз­же это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества.

Есть много разновидностей театрализованных игр, от­личающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. Виды театрали- В одних дети представляют спектакль зованных и™ сами, как артисты; каждый ребенок выпол- няет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произ­ведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использовани­ем настольного театра с объемными или плоскостными фи­гурками или так называемые стендовые театрализованные игры. В последних дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказ­ку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стен­довых театрализованных игр является теневой театр.

Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукло- воды. В такой игре могут использоваться два рода игру­шек-кукол с разным устройством и разной техникой вож­дения. В современном дошкольном учреждении чаще име­ются куклы типа исконно русской театральной игрушки - петрушки (театр петрушек). В практике такие игрушки чаще называются бибабо (театр бибабо). У этих игрушек перча­точный принцип устройства: кукла, полая внутри, надева­ется на руку (в головку куклы ребенок помещает указатель­ный палец, в рукава костюма - большой и средний, осталь­ные пальцы прижимает к ладони). Показывается спектакль из-за ширмы; кукловоды держат кукол над головой, поэто­му они имеют еще одно название - верховые.

В последние годы в дошкольных учреждениях появились куклы, устроенные по принципу марионетки. Их водят по площадке, сцене, дергая сверху за нитки, веревочки, зак­репленные на планках.

Оба способа вождения кукол достаточно сложны даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необ­ходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, ка­кими способами показывать движения кукол (наклон, по­ворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движения и речь персонажей совпадали.

)) Для любознательных

Современные педагоги, проявляя собственное творчество и вовлекая в него своих воспитанников, активно используют разные предметы, упаковочные материалы, чтобы изготовить игрушки-са- моделки для настольного театра. Хорошим подсобным материа­лом, позволяющим мастерить несложные, но очень разнообраз­ные, устойчивые игрушки, могут стать коробки из-под молочных продуктов, банки из-под газированной воды, полиэтиленовые бу­тылки и пр. Предварительно вымытые, высушенные, эти упаковоч­ные материалы (банки, бутылки) обтягиваются тканью, оклеивают­ся бумагой, дополняются деталями из меха, кожи, ниток, пуговиц и пр., что придает им определенный образ (Дед, Баба Яга, Коза-Де­реза). Для театра бибабо игрушки вяжут, шьют, клеят из бумаги. Оригинальные перчаточные игрушки получаются из варежек и пер­чаток: обычно к концу зимы «одинокие варежки и перчатки» (у ко­торых потерялась пара) можно найти в каждой семье.

Среди условий, благоприятных для развития театрали­зованных игр, нужно назвать следующие:

Условия для раз- ~ с Раннег0 возРаста ^чить детей вслу"

г шиваться в художественное слово, эмо-

вития театрали- „ J „ fr„„„

г ционально откликаться на него. 11оча-

uutiY ИП%

F ще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был. - Шил сапожки? - Шил»);

- воспитывать у детей интерес к драматизации, театраль­ной деятельности. С этой целью создавать специальные си­туации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сцен­ки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитате­ля) пришел знакомиться с детьми, читает им стихи и т. д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомых им стихотворений («Машенька» А.Барто, «Про Маринку» Н.Забилы и др.) (Р.И.Жуковс­кая). Воспитатель вовлекает детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывание знакомых сказок. Применя­ются разные виды театра: настольный, пальчиковый, дра­матизация с помощью фланелеграфа. Использование элемен­тов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей боль­шой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».

На интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, вклю­чение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению ин­тереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок. Хорошей подпиткой интереса могут быть новые знания о театре (в театре есть сцена, фойе, зрительный зал, декорации, оркестр), о разных жанрах теат­рального искусства, об истории театра. Наконец, на протя­жении всего дошкольного детства интерес поддерживает сознание успешности деятельности, поэтому важно подби­рать каждому ребенку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение;

- заботиться об оснащении театрализованных игр. Следу­ет приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки- самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты. К этой работе охотно подключаются члены се­мей воспитанников дошкольного учреждения. Бабушки мо­гут помочь в изготовлении костюмов, а папы - подсказать конструкцию и сделать удобные ширмы, экраны для тенево­го театра и др. Раз в год (можно в марте в Международный день театра) желательно в зале дошкольного учреждения развернуть выставку: поместить изготовленные руками пе­дагогов, детей, членов их семей оборудование, игрушки, ко­стюмы; подготовить стенды с фотографиями, отражающи­ми театрализованные игры воспитанников. Хорошим допол­нением к выставке будет показ спектакля с участием детей и взрослых;

- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей мораль­ной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, на­деленными выразительными характеристиками. В наиболь­шей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких ди­алогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои ска­зок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе. Глав­ный акцент в педагогическом руководстве театрализован­ными играми делается не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.

Много полезных рекомендаций о приемах педагогичес­кого руководства театрализованными играми содержится

Педагогическое в Работах р-и- Жуковской, Н. С. Карпин- цуководство ской' Л. С. Фурминой. Чтобы разобрать- ся в сути предлагаемых приемов, следует иметь в виду те особенности, которые складываются при формальном отношении педагога к театрализованным иг­рам. При таком отношении функции воспитателя сводятся к тому, чтобы предложить детям литературное произведе­ние и обеспечить необходимыми атрибутами. В результате основное внимание ребенка бывает сосредоточено на том, чтобы не пропустить свою реплику! Действия, движения детей однообразны, бедны, мало выразительны. Ребенок не задумывается над тем, как произнести слова, как выпол­нить действие. Он не замечает, что на протяжении сказки, рассказа меняются поведение героя, его чувства. При фор­мальном руководстве игры лишены творчества, а значит, их развивающее значение сводится к минимуму.

В основу руководства театрализованными играми сле­дует положить работу над текстом литературного произ­ведения. Р. И. Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

В старших группах перед игрой проводится беседа по со­держанию. Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности пове­дения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа. Всякий смысловой отрезок дети фиксируют с помощью фиш­ки. Затем можно разделить полоску бумаги на столько час­тей, сколько отложено фишек, и схематично изобразить со­держание каждого отрезка: получится пиктограмма. Перед театрализованной игрой дети по пиктограмме моделируют содержание каждого эпизода. Например, эпизод появления лисы. Предлагается представить и рассказать, чем в это вре­мя были заняты мышка, лягушка, заяц, еж, как подошла лиса к дому и т. д. Вопросы педагога помогают детям понять изме­нения, произошедшие в поведении и настроении обитателей теремка с появлением лисы. Внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему так делали.

Обогащению детей художественными средствами пере­дачи образа способствуют этюды. Детям предлагают изоб­разить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - про­играть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные - зрители - угадывают, какой эпизод представлен. Интересны этюды, в которых дети выполняют движения под фрагменты му­зыкальных произведений. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализован­ная игра лишена красок и выразительности.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что- то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, вырази­тельно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ре­бенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

По ходу самой игры педагог, замечая бедность вырази­тельных средств у кого-то из играющих, напоминает о чув­ствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности («Лиса, ты обрадовалась, когда тебя Журавль в гости пригласил?»; «Наташа, вспомни, как Ля­гушка в теремке трудилась не покладая лапок»). Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнера­ми, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.

Организация театрализованной игры начинается с от­бора произведения, в котором обязательно участвуют до­школьники. Малышей воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку «Колобок». Старшие дети активно обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывают свои замыслы и желания. Распределение ролей не представляется сложным. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах обычно договариваются о двух-трех составах «артистов», занятых в игре.

С целью усвоения последовательности событий, уточне­ния образов персонажей организуется разнообразная ху­дожественно-творческая деятельность: рисование, апплика­ция, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой ра­боте раскрылись возможности всех детей. Старшие дошкольники могут работать подгруппами (не более 6 че­ловек). Каждая подгруппа получает задание, например, вы­лепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку. Внутри подгруппы дети сами договариваются, кто что будет делать. Закончив лепку, рисование, аппликацию каждая подгруппа представляет по своим работам сказку. Таким образом отпадает необходи­мость в специальном запоминании текста.

Психологическому настрою на предстоящую игру слу­жит оформительская деятельность детей: участие в подго­товке афиш, пригласительных билетов, декорации, костю­мов и т.п. Чтобы в театрализованной игре участвовали все, воспитатель обсуждает с группой, кто будет готовить зри­тельный зал, кто отвечать за музыкальное сопровождение спектакля (включать и выключать магнитофон, руководить детским оркестром). С помощью педагога дети решают, кого пригласить. Это могут быть родители, воспитанники других групп, педагогический и обслуживающий персонал. Приглашенным заранее вручают билеты.

Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрали­зованной игре, поэтому хорошо, если есть возможность за­печатлеть ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удоволь­ствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями. Иногда ребенок замечает свои промахи, критически оценивает от­дельные моменты игры, что очень важно для дальнейшего совершенствования игровых умений. Фотографии можно использовать в беседе по поводу игры, поскольку они по­буждают детей к комментариям, к интерпретации.

Итак, основная цель педагогического руководства - бу­дить воображение ребенка, создавать условия для того, что­бы как можно больше изобретательности, творчества про­явили сами дети.

Задания

1. Докажите воспитательную ценность театрализованных игр.

2. Закончите схему:

- в сюжетно-ролевой игре ребенка привлекает процесс деятель­ности,

- в театрализованной игре ребенка привлекает...

3. Составьте пиктограмму любой сказки, которая может стать со­держанием театрализованной игры. Изучите методику объяснения ребенку задания «Запишем сказку» по книге «Чего на свете не быва­ет?» / Под ред. О.М.Дьяченко, Е. JI. Агаевой. - М., 1991. - С. 48-49.

4. Проанализируйте оснащение театрализованных игр в дошколь­ном учреждении, где вы проходите педагогическую практику.

5. Прочитайте книгу Л.В.Артемовой «Театрализованные игры дошкольников» (М., 1991).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.63.176 (0.027 с.)