Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми

Поиск

Качество дошкольного воспитания определяется характером обще­ния взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспи­тания можно выделить два основных типа (или модели) такого обще­ния, хотя в действительности их гораздо больше. Различия между ними определяются ие только процессом, но и его конечным результатом - тем, каким в итоге становится ребенок, какой складывается его личность.

Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими при­знаками. Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с деть­ми - «Делай, как я!». Способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика-дик­тат и опека. Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. Методичес­кие указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.

Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьно­го урока. Активность самих детей подавляется в угоду внешнему поряд­ку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятель­ности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.

В рамках этой модели произведения искусства используются взрос­лыми в утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для от­влечения внимания ребенка от нежелательного поведения, что выхола­щивает гуманистическую, общеразвивающую сущность искусства.

К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негати­визм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. За пределам контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным. Послушание детей зачастую лишь свидетель освоения ими умения жить согласно «двойному стандарту» - «для себя» и «для тети».

Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение сле­дующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальнос­ти ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребен­ка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение воз­можных тупиков личностного развития детей исходя из задачи максимально полно развернуть возможность их роста. Знания, уме­ния и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полно­ценного развития личности. Способы общения предполагают уме­ние стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнори­ровать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музы­ка и т.д.), создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для прояв­ления и развития творческих, художественных способностей ребен­ка. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях со­трудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наи­более полно реализовать себя. Игра основывается на свободном со­трудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, стано­вится основной формой организации детской жизни.

Ожидаемые результаты - расширение «степеней свободы» разви­вающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его спо­собностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодоле­вается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формирует­ся коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются позна­вательные и творческие способности.

Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.

Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье.

Охрана и укепление здоровья детей

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом бла­гополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу вос­питателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требо­вание по отношению к задачам его развития является очень важным.

Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное един­ство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей.

Перестройка содержания педагогической работы с детьми

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.

В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявле­ния эмоционально-оценочного отношения к происходящему).

Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценнос­тям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кру­гу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени. При­общается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельнос­ти людей. При этом процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно.

Воспитание дошкольников

Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных откло­нений от правила посредством «внушений», то личностно-ориенти- рованная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей.

К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформиро­ваны ценностные основы отношения к действительности.

Обучение дошкольников

В рамках личностно-ориентированного подхода иначе должны быть осмыслены также содержание и принципы обучения. Обычно под обу­чением понимается передача знаний, умений и навыков, что подра­зумевает определенный уровень «зрелости» тех психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, произвольность и др.), без которых невозможно освоение. Такая по существу «школьная» модель обучения представлена в дошкольном возрасте, что неправомерно. От обучения знаниям, умениям и навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни. Взрослые передают ребенку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и пе­реживания. Овладение ими и ведет к развитию специфических челове­ческих способностей.

Формирование культуры познания. По мере расширения ориен­тировки ребенка в природных явлениях он овладевает представ­лениями о живом и неживом, о причине и следствии, о пространстве и времени и др.

Знакомясь с предметами, созданными руками человека, он начинает отличать искусственное от природного, красивое от безобразного, ре­альное от воображаемого и т. п.

Мир человеческих отношений раскрывается ребенку в представ­лениях о добре и зле, о своем и чужом, о правде и лжи, о справедливо­сти и несправедливости и т. д.

Свой внутренний мир, свои возрастающие возможности раскры­ваются для ребенка в представлениях о желаемом и возможном, о том, что значит думать, предполагать, знать, и др. Здесь - истоки рожде­ния высших психических функций, зрелые формы которых появятся позже, в школьные годы.

Рождаются новые формы мировосприятия, элементы произволь­ности в решении познавательных задач, интерес к познанию, что в целом и образует культуру познания.

Формирование деятельно-практического отношения к миру (воле­вой культуры). Здесь ребенок приобщается к тем социально вырабо­танным формам активности, которые образуют способы направлен­ного преобразования мира - способы постановки цели (целеполага- ние), выбора средств и определения очередности и последовательности их применения (планирование), прогнозирования возможных эффек­тов действий. Ребенок учится преодолевать трудности, контролиро­вать выполнение действий, оценивать результаты.

Формирование культуры чувств. Цель обучения в данном случае - согласование рождающихся у ребенка эмоций с социально задан­ными формами эмоциональных переживаний и проявлений взрос­лых. Приобщаясь к миру других людей, сопереживая им и подра­жая их поведению, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к ок­ружающему.

Ребенок, таким образом, впервые начинает переживать радость познания, красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свой успех.

Обогащается регистр человеческих переживаний, их осознание и потребность в овладении собственными эмоциями, т.е. рождается культура чувств.

Единство воспитания и обучения

Условием такого единства является общий подход к отбору мате­риала и организации воспитания и обучения. При этом необходима максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически «детских» видах дея­тельности. Такая реализация предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается при помощи особых средств. Выработка подобных средств и широкая их апробация в ре­альной практике детского сада образуют актуальнейшую задачу современной дошкольной педагогики и психологии.

Большую роль в этом играет искусство. Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Ничто не может сравниваться с ним по силе воздействия на растуще­го человека. Искусство является уникальным средством формирова­ния важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность в худо­жественной деятельности. В связи с этим необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для детского эстетичес­кого творчества,

Обогащение духовного мира ребенка базируется на следующих положениях.

Открывающаяся перспектива. Дошкольники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая рас­крывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает детей строить догадки, выдвигать гипоте­зы, активизировать потребность движения ко все новым знаниям.

«Равноценность представленности основных сфер». Согласно это­му принципу каждому ребенку должны быть предоставлены равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности («при­рода», «рукотворный мир», «общество», «я сам»).

«Свободный выбор». Если воспитатель стремится что-то внушить ребенку (те или иные взгляды, ориентации, вкусы), то это должно иметь прямое отношение к формированию базиса личностной куль­туры. За пределами этой задачи ребенку ничего не вменяют в обязан­ность, ничего не внушают. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать и т. п.).

При формировании базиса личной культуры рождаются и разви­ваются такие главные образующие личности, как воображение и ос­нованное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действо­вать в мире.

Творчество детей дошкольного возраста хотя и выступает еще в неразвитой форме, однако содержит в себе важные качества, кото­рые создают детям возможность самостоятельно выходить за преде­лы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый про­дукт - оригинальный рисунок, новую сказку и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.37.212 (0.01 с.)