Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пьеро (фр. Pierrot) – персонаж старинного французского народного театра, комедийный герой ярморочных представлений; с начала хх В. – эстетизированный образ изысканно-печального меланхолика

Поиск

ПЬЕСА – драматическое произведение, обычно предназначенное для театрального спектакля.

РАБОЧИЙ СЦЕНЫ – технический работник машинно-декорационного цеха театра, в обязанности которого входит установка декораций к спектаклю, подготовка и ремонт декораций, разработка и перемена их по ходу спектакля.

РАДИОПОСТАНОВКА – одна из форм художественного радиовещания: передача по радио записанной на пленку пьесы или инсценировки литературного произведения. В радиопостановке широко применяются повествовательные и описательные элементы; важное место занимает ведущий (чтец, выступающий от лица автора или героя произведения). Являясь «незримым спектаклем», радиопостановка дает неограниченный простор слушателю для работы воображения; каждый «видит» происходящее по-своему и таким образом слышимое становится «зримым».

РАЖ - (фр. rage) сильное возбуждение, неистовство, исступление.

РАЗВЯЗКА – заключительная часть драматического, литературного произведения.

РАМПА (фр rampe< ramper спускаться отлого) – 1. Осветительная аппаратура, установленная на полу сцены по ее переднему краю и спрятанная от публики за бортом, опоясывающим просцениум. Служит для освещения сцены спереди и снизу. В современном театре рампа является лишь частью осветительной системы. 2. Граница между зрительным залом и сценой. 3. В переносном смысле – сцена вообще, театр в целом. 3. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену. 4. Символическое обозначение театра.

РАСКАТНОЙ ПЛАНШЕТ СЦЕНЫ – планшет сцены, составленный из отдельных щитов, которые при открывании люков откатываются в стороны.

РАСШАРКАТЬСЯ – 1. Раскланяться, шаркнув ногой. 2 – Проявить подобострастное отношение к кому –л., чему-л.

РЕАКЦИЯ – 1. Действие или состояние, возникающее в ответ на то или иное воздействие. 2. Политика жестокого подавления общественного прогресса; противодействие развитию нового, передового. 3. Противники прогресса; мракобесы. 4. Процесс взаимодействия тех или иных химических веществ в результате их соприкосновения.

РЕАЛИЗМ В ИСКУССТВЕ (позднелат. realis вещественный) – 1. Понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдв жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота его художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в исекусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А.С.Пушкина). 2. Исторически конкретная форма художественного сознания Нового времени начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Возрождения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. XIX в («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма ХIХ – ХХ веков: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения»форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в ХХ веке условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей реализма в русском театре ХIХ-ХХ вв – К.С.Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, М.С.Щепкин, А.П.Чехов.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ – исходящий из учета условий реальной действительности.

РЕАЛЬНОСТЬ – 1. То, что существует на самом деле; действительность. 2. Обычно то, что существует в действительности, в настоящем как результат предшествующего развития и что необходимо учитывать; очевидные факты, условия.

РЕВЮ (фр. revue обзор, обозрение) – вид театрального искусства. Ревю состоит из отдельных эпизодов, объединенных сквозной темой и действующими лицами, участвующими в разнообразных эпизодах. В ревю вводятся вставные номера эстрадного характера (песенки, куплеты, танцы), цирковые номера. Ревю возникло во Франции в конце 18 в.

РЕВЕРАНС (фр.reverence) – 1. Почтительный поклон с приседанием. 2 – Преувеличенное выражение почтительности. 2. Преувеличенное выражение почтительности..

РЕЖИССЕР (фр. regisseur < лат. rego управляю) – 1. Творческий работник театра, осуществляющий постановку драматического (пьеса) или музыкального (опера, оперетта) произведения на сцене. В современном театре такой режиссер называется режиссером постановщиком или просто постановщиком спектакля. Режиссер возглавляет весь процесс работы коллектива над созданием спектакля. Осуществляя определенную интерпретацию пьесы (оперы, оперетты), он добивается творческого раскрытия замысла драматурга (композитора), определяет идейную направленность спектакля и ту общую задачу, ради которой ставится пьеса. Режиссер объединяет в едином замысле творческие усилия актеров, художника-декоратора, композитора и других участников постановки. Он является организатором всех работ, связанных с созданием спектакля. Важнейшая часть деятельности режиссера – работа с актерами, направленная на развитие дарования исполнителей применительно к каждой роли. 2. Ближайший творческий помощник режиссера-постановщика, ведущий под его руководством повседневную подготовительную репетиционную работу по спектаклю. В пределах имеющего плана постановки пользуется большой творческой самостоятельностью. Иногда такой режиссер называется сорежиссером или сопостановщиком. 3. Режиссер, выполняющий в процессе подготовки спектакля менее ответственные задания постановщика, называется режиссером-ассистентом. 4) Режиссер, руководящий творческой работой всего театра, называется главным режиссером.

РЕЖИССЕРСКИЙ – относящийся к режиссеру, принадлежащий, свойственный ему.

РЕЖИССЕРСКИЙ ЭКЗЕМПЛЯР – 1. Экземпляр пьесы, в котором режиссер-постановщик отмечает все мизансцены спектакля, сценические эффекты, описания грима, костюма и т.д. Режиссерский экземпляр является как бы режиссерской партитурой спектакля. 2. Экземпляр пьесы с пометками на полях помощника режиссера, ведущего спектакль. На режиссерском экземпляре фиксируется внешняя сторона спектакля: отмечаются реплики для выходов исполнителей, перемен света, декораций, моментов опускания занавеса и т.д.

РЕЖИССЕРСКОЕ ИСКУССТВО (РЕЖИССУРА) – искусство создания единого, гармонически целостного художественного произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов спектакля. Осуществляется на основе постановочного замысла режиссера, ставящего пьесу и руководящего работой всех участников создания (постановки) спектакля – актеров, художника, композитора и др.

РЕЗОНЕР – (фр. raisonneur рассуждать) – 1. Персонаж литературы ХVII – ХVIII вв. (особенно комедий), не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказхывая нравоучительные суждения с авторских позиций. Амплуа актеров, игравших роли таких персонажей. 3. Человек, склонный к пространным рассуждениям нравоучительного характера.

РЕЗУЛЬТАТ – 1. Конечный итог, ради которого осуществляется какое-л. действие. 2. Показатель мастерства.

РЕКВИЕМ (лат.requiem покой) – 1. Заупокойное католическое богослужение; музыкальное произведение, предназначенное для исполнения во время такого богослужения. 2. О том, что провозглашает конец существования кого, чего-л.

РЕКВИЗИТ (<лат. requisitum необходимое, требуемое) – 1. Совокупность вещей (подлинных или бутафорских), необходимых актерам на сцене во время действия. Иногда реквизит является дополнением к сценическому костюму (зонты, палки, портфели, кошельки, ридикюли и т.п.). 2. Мелкие предметы утвари (посуда, подсвечники, чернильные приборы и т.п.), используемые в спектакле. Реквизит может быть также дополнением к декоративному убранству сцены. Реквизит, состоящий из подлинных вещей бытового обихода, обычно противопоставляется бутафории. 3. Так называемым исходящим реквизитом называют еду, напитки, табак, а также вещи, используемые по ходу действия.

РЕКВИЗИТОР – технический работник театра, в обязанности которого входит хранение, ремонт, а также покупка и подбор реквизита. Он же обычно подает реквизит на сцену и убирает его. В небольших театрах должность реквизитора совмещается с должностью бутафора.

РЕМАРКА (фр. remarque) – пояснения автора к тексту пьесы, содержащее краткую характеристику места и времени действия, обстановки действия, внешности и поведения персонажей и т.п.

РЕМЕЙК – (англ. remake переделанное, переделка) – обновленная версия заснятого на пленку старого спектакля, фильма, песни и т.д.

РЕМЕСЛО – ремесла. 1. Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо изделий ручным способом. 2. Профессия, занятие; совокупность профессиональных навыков, техническая сторона профессии, занятия.

РЕНЕССАНС (< фр. renaissanse возрождение) – 1. Возрождение – период в культурном и идейном развитии ряда стран Европы, наступивший после средневековья; период подъема, расцвета чего-л. 2. Архитектурный сриль того времени, сменивший готический и восприняыший элементы греко-римской архитектуры.

РЕПЕРТУАР (фр. repertoire < лат. repertorium список, опись) – совокупность произведений (драматургических, музыкальных и др.), исполняемых в театре, на концертной эстраде и т.д., а также круг ролей, в которых выступает актер. Существуют понятия: современный репертуар (произведения, отражающие жизнь современного общества) и классический репертуар (национальная и мировая классическая драматургия, классические музыкальные произведения).

РЕПЕТИЦИЯ (лат. repetitio повторение) – основная форма подготовки спектакля. Проводится театральным коллективом под руководством режиссера. В процессе репетиции – чтения, обсуждения пьесы, многократного ее исполнения оп отдельным сценам, актам и всей в целом – постановщик и исполнители добиваются верного раскрытия идейного содержания драматургического произведения, яркого воплощения образов; они стремятся найти выразительные средства, необходимые для создания целостного по своему идейному и художественному решению спектакля.

РЕПЕТИЦИОННЫЙ – относящийся к репетиции.

РЕПЛИКА (ит. replica < replico возражаю) – элемент сценического диалога; фраза, которую актер говорит в ответ на слова партнера. Репликой называют также последнюю фразу (или часть фразы) сценического персонажа, за которой следует текст другого действующего лица пьесы.

РЕПРИЗА (фр. reprise < reprendre возобновлять, повторять) в цирке и на эстраде – 1. Шуточная реплика или сценический трюк. 2. В номерах наездников, гимнастов, акробатов законченная комбинация трюков, исполнив которую, артист обычно раскланивается с публикой.

РЕСПОНДЕНТ (< англ. respond) – тот, кто отвечает на вопрос анкеты или дает интервью.

РЕСТАВРАЦИЯ (< лат. restauratio) – 1. Восстановление в первоначальном виде чего-л. обветшалого или разрушенного (обычно произведений искусства, памятников старины) 2. Восстановление прежнего, свергнутого политического строя.

РЕТРО (лат.retro) – 1. Стиль в искусстве, культуре, моде, характеризующийся детальным воспроизведением реалий прошлого.

РЕФРЕН (фр. refrain) – часть стихотворения, песни, повторяющаяся после каждой строфы, куплета, эпизода. Мастерство исполнения рефрена характерно для артистов эстрады.

РЕЦЕНЗИЯ (лат. recensio рассмотрение, обследование) – вид литературной и художественной критики; литературно-критическая статься, дающая оценку (или анализ) художественному произведению (главным образом новому) – спектаклю, пьесе, музыкальному произведению, кинофильму и т.п. Развернутая рецензия, рассматривающая ряд произведений, объединенных по хронологическому, тематическому или какому-либо другому признаку, называется критическим обзором.

РЕЧИТАТИВ (ит. recitativo < recitare декламировать, лат. recito читаю вслух) – род вокальной музыки, близкий к напевной декламации. Речитатив основан на выразительных, эмоционально окрашенных речевых интонациях, повышениях и понижениях голоса, акцентах, паузах и т.п. Речитативная мелодия не образует замкнутой музыкальной формы и в значительной мере подчиняется синтаксическому расчленению текста. Прообраз речитатива – в манере исполнения народными певцами музыкально-поэтических произведений (типа русских былин).

РЕЧЬ СЦЕНИЧЕСКАЯ – одно из основных средств театрального воплощения драматургического произведения. Речь сценическая дает возможность актеру донести до зрителя идеи, мысли и чувства, заложенные в тексте. Владея мастерством речи сценической, актер раскрывает внутренний мир, передает социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажей.

РИСУНОК РОЛИ – поведение действующего лица, выраженное в действиях, мизансценах в течение всей пьесы, которое отыскивается и осуществляется в процессе всей работы над ролью.

РИТМ (гр. rhythmos соразмерность, стройность) – 1. Чередование каких-л. элементов (звуковых, двигательных и т.п.), происходящие с определенной последовательностью, частотой и т.п. 2. О качестве, характере, интенсивности трудовой деятельности, жизни, развитии чего-л.

РИТМ СПЕКТАКЛЯ (гр. rhythmos) – согласованное во времени и пространстве движение, чередование и соразмерность всех элементов и выразительных средств сценического действия. Ритм связан с нарастанием или спадом, ускорением или замедлением, плавным течением или бурным развитием действия. Здесь ритм как бы сливает с темпом, сочетаясь с ним. Поэтому К.С. Станиславский ввел термин «темпо-ритм», объединяющий эти понятия.

РИТОРИКА (гр. rhētorikē) – 1. Теория ораторского искусства. 2. О напыщенной и красивой, но по существу бессодержательной речи.

РИТОРИЧЕСКИЙ (гр. rhētorikos) – 1. Относящийся к риторике, основанный на правилах риторики. 2. Отличающийся излишней приподнятостью изложения, напыщенный, осуществляемый только на словах, а не на деле.

РОЛЬ – 1. Художественный образ, воплощаемый актером на сцене, в кинофильме и т.п. 2. Полный текст одного действующего лица в пьесе. 3. Работа, род деятельности, проявления себя в качестве кого-л. Войти в роль – Освоиться с какой – л. манерой поведения. Вторые (третьи роли); быть на вторых, третьих ролях. Выдержать свою роль - не отступить от принятой линии поведения. Выйти из роли – отступить от принятой линии поведения. Поменяться ролями – Занять положение, которое было свойственно другому лицу; поменяться местами.

РОМАН (фр.roman повествование) – 1. Большая эпическая форма художественного повествования, обычно отличающаяся многообразием действующих лиц и разветвленноситью сюжета. 2. Любовные отношения между мужчиной и женщиной (обычно вне брака).

РОМАНТИЗМ (фр. romantisme) – 1.Направление в искусстве конца XVIII – первой половины ХХ в. явившееся выражением неудовлетворенности результатами Великой французской революции; р. выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями; искусству романтизма в литературе свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность описаний и характеристик. 2. Мироощущение, которому свойственна идеализация действительности, мечтательность.

РУКОПЛЕСКАТЬ – 1. Хлопать в ладоши в знак одобрения, приветствия; аплодировать. 2. Кому-чему. Воздавать похвалы кому-л., горячо одобрять кого, что-л.

САЙНЕТЕ (исп. sainete, основное значение соус, приправа) – жанр испанского, позднее также латиноамериканского театра; веселое музыкальное представление.

СВЕРХЗАДАЧА – термин, введенный К.С. Станиславским в его творческую систему и получивший распространение в современном театре. Сверхзадача – главная идейная задача, цель, ради которой создается пьеса, актерский образ, спектакль.

СВЕРХ-СВЕРХЗАДАЧА – жизненная цель, мировоззрение, идейная задача, во имя которой живет и работает художник.

СВЕТ на сцене – одно из важнейших художественно-постановочных средств. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение и т.д.; иногда в современных театрахсвет является почти единственным средством оформления.

СВОБОДНАЯ ПРОФЕССИЯ - деятельность работников умственного труда (писателей, художников и др.), не состоящих на службе.

СЕНСАЦИЯ (фр.sensation < лат.sens чувство, ощущение)– 1. Сильное, ошеломляющее впечатление от какого-л. события, известия. 2. Событие, сообщение, производящее такое впечатление.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. sentimentalisme < sentiment чувство) – направление в европейском искусстве 2-й половины XVIII в. Сентиментализм развился как одно из течений позднего просвещения под влиянием растущего идейного расслоения третьего сословия и отразил настроения наиболее демократических слоев этого сословия. В центре внимания сентиментализма – человеческая личность, борьба против сословного деления общества, за раскрепощение человека, утверждение его естественных прав. Сентиментализм зародился в лирике и романе, а затем проник в драматургию и театральное искусство, оказав влияние на возникновение жанров «слезной комедии», мещанской драмы.

СИМФОНИЯ (< гр. symfōnia созвучие) - 1. Большое музыкальное произведение для оркестра. 2. Гармоническое соединение, сочетание чего-л разнообразного и изобильного.

СИСТЕМА – 1. Определенный порядок в расположении и связи частей чего-л., в действиях. 2. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

СКАЗКА – 1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил. 2. Рассказ о чем-л. необыкновенном, поразительном, чудесном.

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ – термин, широко применяемый в современном театре. Введен К.С. Станиславским. Сквозным действием называется главная линия драматургического развития пьесы, обусловленная идеей пьесы, творческим замыслом драматурга. Верное понимание сквозного действия помогает режиссеру и актерам достигнуть последовательного, целеустремленного раскрытия идейного содержания роли и пьесы в целом.

СКОМОРОХИ – странствующие актеры Древней Руси. Первое летописное упоминание о скоморохах относится к 1068 г. Скоморохи – выходцы из народной среды. Они выделились из участников обрядов и игр. Постепенно наиболее талантливые из них профессионализировались. В скоморошьих сценках и песенках, часто направленных против правящих классов и церкви, сочувственно упоминалось о народных бунтах и крестьянских войнах. Искусство скоморохов прославляло земные радости и противостояло аскетизму, который насаждался церковью.

«СЛЕЗНАЯ КОМЕДИЯ» — жанр, возникший в начале XVIII в. в странах Западной Европы. Отражал борьбу в драматургии и театре нового класса буржуазии против идеологии феодального дворянства. «Слезная комедия характеризуется морально-дидактическими тенденциями, комедийное начало заменяется трогательными ситуациями, сентиментально-патетическими сценами.

СЛУГИ ПРОСЦЕНИУМА – действующие лица спектакля. Ведут свое начало от куромбо (род прислужников старинного японского театра кабуки. Одетые во все черное, с черными покрывалами на лицах, куромбо на глазах у зрителей исполняют подсобные по ходу спектакля функции – помогают актеру переодеваться на сцене, поправляют его костюм, открывают двери, подставляют стулья, убирают лишние предметы со сцены и т.п.

СМЕХ – выражающие полноту удовольствия, радости, веселья или иных чувств отрывистые характерные звуки, сопровождающиеся короткими и сильными выдыхательными движениями.

СОБЫТИЕ – 1. То, что произошло, случилось, значительное явление, факт общественной или личной жизни. 2. О выдающемся происшествии, явлении, выходящем за рамки обычного течения жизни.

СОБЫТИЕ В РЕЖИССУРЕ -сумма предлагаемых обстоятельств малого круга с одним действием; конфликтный факт; зрелищный процесс сценической жизни (зрелищная единица); событие формирует ведущее предлагаемое обстоятельство (обстоятельство, которое определяет смысл происходящего). Переход из одного события в другое осуществляется через процесс оценки. Событие меняется в двух случаях: когда оно исчерпало себя, когда возникло новое ведущее предлагаемое обстоятельство.

СОЛИСТ (ит. solista, < лат. solus один только) – 1. Исполнитель музыкального произведения или отдельной партии (соло). 2. В опере – певец, исполняющий самостоятельные партии. 3. В балете — артист, исполняющий ведущие партии или сольные номера.

СОФИТ – осветительный прибор, прикрепленный к подвесной ферме.

СПЕКТАКЛЬ (фр. spectacle < лат. spectaculum зрелище) – 1. Произведение театрального искусства, создаваемое театральным коллективом (актеры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссером-постановщиком. 2. Театральное представление. 2. Нечто показное, шумно-рекламное, устраиваемое для обмана общественности, с целью скрыть, замаскировать истинные цели.

СПОНСОР -(англ. sponsor) – 1. Физическое или юридическое лицо, которое первым выдвигает или гарантирует предложение, покупает радио- или телевизионное время, является патроном, финансирует какое-либо мероприятие и рекламируер при его проведении свою продукцию. 2. Лицо, принимающее на себя ответственность за другого.

СТАТИСТ (< гр.statos стоящий) – 1. Актер, исполняющий второстепенные роли без слов, участник массовых сцен. 2. О том, кто играет в каком-л. деле незначительную роль.

СТРАСТЬ – 1. Сильное чувство, с трудом управляемое рассудком. 2. Возбуждение, волнение, шум, вызванные борьбой за что-л.

СТРИПТИЗ – (англ. striptease < strip раздеваться + tease дразнить) - 1. Эстрадное представление, участницы (или же участники) которого постепенно раздеваются. 2. Циничное, бесцеремонное раскрытие неблаговидных замыслов, планов и т.п.; саморазоблачение.

СУБРЕТКА – (фр. soubrette) – в комедиях ХVII – ХIХ вв. (преимущественно французских) бойкая, находчивая служанка, посвященная в секреты своей госпожи.

СУРДИНКА (СУРДИНА) – приспособление для приглушения звука в музыкальных духовых и смычковых инструментах.

СТУДИЯ, театр-студия (ит. Studio < лат. studeo усердно работаю), — творческий коллектив, сочетающий в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи. Обычно студия – коллектив единомышленников, связанных определенным мировоззрением и общими эстетическими задачами.

СЦЕНА (лат. shena < skēne палатка, шатер) – 1. Специализированная площадка, на которой происходит театральное представление, а также вообще театр, театральная деятельность 2. Поле деятельности, поприще. Например: выйти на сцену, выступить на сцену, исчезнуть со сцены, сойти со сцены, уйти со сцены, явиться на сцену; парламентская сцена, политическая сцена, финальная сцена; сцена истории. 3. Сцена является одной из основных частей театрального здания.

СЦЕНА-АРЕНА – открытая сценическая площадка, с трех или со всех сторон, окруженная местами для зрителей.

СЦЕНА-КОРОБКА – закрытое сценическое пространство, отделенное от зрительного зала портальной стеной.

СЦЕНА С ТРЕХСТОРОННИМ ОБЗОРОМ – открытая сценическая площадка, с трех сторон окруженная местами для зрителей.

СЦЕНА С ТРЕХЧАСТНЫМ ПОРТАЛОМ – сцена, в портальной стене которой вырезано три портальных отверстия.

СЦЕНАРИЙ (ит. scenario < лат. scena) – 1. Сюжетная схема, по которой создается спектакль в театре импровизации. Такой сценарий представляет собой краткой изложение содержания пьесы (без диалогов и монологов). В нем определены главные моменты действия, указаны выходы персонажей на сцену, обозначены вставные номера, буффонные сцены, лации, песни и др. 2. В музыкальном театре (в опере) – драматургический план либретто. 3. В кинематографии – драматургическое произведение, по которому ставиться фильм. 4. Литературное произведение с подробным описанием действий персонажей, на основе которого создается кинофильм. 5. Схема проведения какой-л. кампании, мероприятия и т.д.

СЦЕНАРИСТ – автор сценария пьесы, кино- или телефильма.

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ – одно из основных средств театрального воплощения драматургического произведения путем произношения текста роли.

СЦЕНИЧЕСКИЙ — 1. Относящийся к сцене (подмостки). 2. Характерный, пригодный для сцены, театра.

СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ – в широком смысле эстетическая категория, особая специфическая форма отражения действительности средствами театрального искусства. В узком смысле под сценическим образом понимают конкретное содержание отражаемого явления действительности, воссозданную драматургом, режиссером, актерами, художником картину жизни, выведенный ими характер, персонаж. В понятие сценический образ входят: 1. Образ всего спектакля, идейно-художественная целостность которого, взаимодействие всех его компонентов (актерская игра, изобразительное решение, музыка и т.д.) определяются режиссерским замыслом и его воплощением. 2. Образ-характер, создаваемые актером.

СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО – пространство, которое видит на сцене зритель.

СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕМЕСЛО – «Это примитивное, формальное, внешнее изображение чужих чувств роли, не пережитых и потому не познанных самим актером, исполняющим роль. Сценическое ремесло начинается там, где прекращается творческое переживание или художественное представление результатов его. В ремесленных приемах игры актера нет самого чувства, а есть только передразнивание, то есть подобие предполагаемого чувства, его внешний результат» (К.С. Станиславский).

СЦЕНИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ – психическое и физическое состояние актера на сцене во время его публичного выступления.

СЦЕНИЧНЫЙ – пригодный для сцены, театра, обладающий нужными для сцены качествами.

СЮЖЕТ – 1. Совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. 2. Тема, предмет чего-л.

СЮЖЕТНЫЙ – относящийся к сюжету.

СЮИТА (фр. suite ряд, последовательность) – 1. Циклическая музыкальная форма из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих между собой вещей, объединенных общим художественным замыслом. 2. Сюита танцевальная – хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, объединенных одной темой. Чередование танцев в сюите предполагает контрастные смены медленных и быстрых ритмов.

ТАЛАНТ (гр.talanton) 1.Выдающиеся способности, большое дарование. 2. Выдающиеся врожденные качества, особые природные данные.

ТАЛАНТЛИВЫЙ – обладающий высокой одаренностью, проявляющий талант.

ТАНЕЦ (нем. Tanz) – 1. Искусство пластических и ритмических движений. 2. Ряд таких движений, исполняемых в определенном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкально произведение в ритме и стиле таких движений.

ТЕАТР (гр. theatron место для зрелища; зрелище) – 1. Род искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями. 2. Представление, спектакль 3. Здание, где происходят театральные представления. Театральное искусство, как и другие виды искусства, является формой общественного сознания. Театр имеет первостепенное значение в жизни общества, как способ художественного отражения действительности и эстетического воспитания масс.

ТЕАТР В КРУГЕ - одно из названий театра со сценой-ареной.

ТЕАТР ДИОНИСА (Dionusiacon theatron) – древнегреческий театр, одно из наиболее древних театральных сооружений античного времени. Находится на юго-восточном склоне Акрополя (Афины). Сооружен в конце VI в. до н.э.

ТЕАТР КУКОЛ – особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объемные и плоские), приводимые в движение актерами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой). Иногда в театре кукол действующим лицом становится условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), изображающий живое существо и также приводимый в движение актерами-кукловодами. Многообразие форм представлений определяется различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы – перчаточные (Петрушка), тростевые куклы, механические теневые.

ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА – область литературного творчества, отражающая текущую деятельность театра. Театральная критика существует в форме обобщающих статей (например, о творческом пути отдельных театров, об отдельных проблемах театрального искусства и т.п.), рецензий на спектакли, творческих портретов актеров, режиссеров и т.п. Рассматривая многообразные связи сценического искусства с действительностью, обобщая художественный опыт театра, театральная критика определяет задачи, которые выдвигает перед театром жизнь, выявляет главные тенденции его развития.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО - пространство, предназначенное для театральной деятельности. Состоит из пространства сцены и пространства зрительного зала.

ТЕАТРАЛЬНОСТЬ – специфическое художественное достоинство, присущее произведениям театрального искусства. Емкое и многостороннее понятие «театральность» обладает разными оттенками смысла. 1. В наиболее общем плане его употребляют в тех случаях, когда хотят подчеркнуть, что данное произведение органично природе театрального искусства, отличается выразительностью, достигнутой специфически театральными средствами. 2. Понятие «театральность» применяют для определения особой яркости и выразительности сценической формы спектакля или актерского исполнения. 3. Определение собственной неповторимой манеры театрального мышление какого-либо писателя (Например, театральность Шекспира, Мольера, Островского и др.). 4. Иногда театральностью называют пристрастие режиссера и актеров к обнажению сценической условности представления, нарочитому подчеркиванию используемых в театре игровых и постановочных приемов, сознательный отказ от создания на сцене иллюзии подлинной действительности.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ – 1. Относящийся к театру, свойственный ему. 2. Характеризующийся театральностью, внешне эффектный, неестественный, показной, искусственный.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС – здание, объединяющее в себе несколько театральных пространств для одновременной работы разных театров.

 

ТЕАТРОВЕДЕНИЕ – наука, изучающая историю и теорию театра. Как самостоятельная научная дисциплина сформировалась в 20 в. в связи с общим подъемом театрального искусства.

ТЕКСТ (< лат.textum связь, соединение) - всякое написанное произведение, а также часть, отрывок его.

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПОСТАНОВКА (гр. thle далеко + лат. visio видение) – один из жанров телевидения. Во многих станах мира в конце 40-х – начале 50-х г.г. ХХ в. начали передавать по телевидению театральные спектакли непосредственно из театров. Вначале это была примитивная трансляция. Постепенно телевидение осваивало экранные средства выразительности, язык кино. В дальнейшем комедии, водевили, оперетты, эстрадные представления транслировались из театральных помещений, а спектакли, имеющие углубленную психологическую направленность, передавались из телевизионного павильона.

ТЕЛОДВИЖЕНИЕ – 1. Движение тела или отдельной его части, жест. 2. О чьих-л. поступках, решениях, политических шагах.

ТЕМА (гр. thema положенное в основу) – главный объект художественного изображения, круг жизненных проблем, отражаемых художником в произведении искусства. Выступает, как предметный уровень содержания и тесно связан с художественной идеей произведения, составляя его идейно-тематическую основу. Разрабатывается в сюжетных коллизиях. В одном произведении может быть несколько тем – основных и побочных.

ТЕМП (ит. tempo < лат. tempus время) – 1. Скорость осуществления, протекания чего-л. 2. В музыке – скорость движения метрических единиц, т.е. исполнения музыкального произведения. 3. В балете – часть танцевального па. Выполняется слитно в один прием на одну долю музыкального такта.

ТЕМПО-РИТМ – нарастание или спад, ускорение или замедление, плавное течение или бурное развитие внутреннего или внешнего действия.

ТЕНОР (ит. tenore < лат. teneo держу) – 1. Высокий мужской певческий голос. Диапазон: до малой октавы – до второй октавы. Основные разновидности тенора: лирический и драматический. 2. Певец, обладающий таким голосом. 3.Один из средних голосов в многоголосном произведении или партия средних голосов в хоре.

ТЕТРАЛОГИЯ (гр. teralogia< tetra в сложных словах четыре + logoz слово, повествование) – 1. В древнегреческом театре V в. до н.э. четыре драматических произведения (три трагедии и одна сатировская драма), с которыми драматург выступал на состязаниях в Афинах.2. Четыре литературных, музыкальных, сценических произведения одного автора, в совокупности воплощающих единый замысел.

ТРАВЕСТИ – (от ит. travestire - переодевать) -

ТРАГЕДИЯ [гр. tragōidia < tragosкозел (которого приносили в жертву богу Дионису) + песнь] – 1.Драматическое произведение изображающее печальные и мрачные события, в основе которых лежат конфликты непримиримых сил, с неизбежностью ведущие к гибели героя. Действие трагедии касается жизненно важных вопросов, от решения которых зависит судьба отдельного человека, групп людей, классов, народа или государства. 2. Потрясающее событие, связанное с болезнью или смертью его участников, тяжкое переживание, несчастье.

ТРАГИК (трагедийный актер, трагедийная актриса) – 1. Сценическое амплуа; актер (актриса), исполняющий трагедийные роли в классическом репертуаре. 2. Устаревшее название автора трагедии.

ТРАГИКОМЕДИЯ – драматическое произведение, построенное на основе трагедийного конфликта, разрешение которого связано с комическими, несуразными положениями и не требует обязательной гибели героя. 2. Происшествие, в котором к печальному примешивается смешное.

ТРАДИЦИЯ (< лат. traditio передача, повествование) – Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы.

ТРАНСФОРМИРУЮЩИЙСЯ ТЕАТР – театральное здание с изменяемым пространством сцены и зала.

ТРЕХПОРТАЛЬНАЯ СЦЕНА – то же, сто и сцена с трехчастным порталом.

ТРИ ЕДИНСТВА (правила трех единств) – формальный закон классицистской драматургии, требующий соблюдения в драме единства действия (воспроизведение законченного, составляющего одно целое действия), единства времени места (события пьесы должны развиваться в течение 24 часов и происходить в одном месте).

ТРИБУНА (фр. tribune) – 1. Возвышение для выступления оратора. 2. Место. Сфера, где осуществляется общественная деятельность политиков, публицистов.

ТРИУМФ - (лат. triumphus) – 1. Торжественная встреча полководца – победителя и его войска в Древнем Риме. 2. Выдающийся, блестящий успех, победа, торжество.

ТРУППА (нем. Truppe) – творческий состав театра. В зависимости от вида представлений различают др



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.49.59 (0.014 с.)