Художественно-эстетическая основа театрализации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественно-эстетическая основа театрализации



 

Художественность сценария как педагогической программы нельзя рассматривать как нечто механически привносимое в оформление или интерпретацию конкретного события. Эта чрезвычайно распространенная в современной практике театрализации ошибка приводит во многих случаях к обеднению метода.

Необходимо понимать, что художественность — качество интегративное, которое нельзя свести к механическому сложению или вычитанию тех или иных сторон. Речь скорее идет о соотнесении разных граней новой сущности, рождаемой художественным синтезом.

Мы имеем дело с комплексной формой, составная часть которой, например театрализованный праздник, являет собой самостоятельную художественную ценность, факт искусства. Если рассматривать такой праздник как механическое объединение видов и жанров искусств с тем или иным реальным политическим действием, не приводящее к взаимопроникновению, слиянию, или как обычное зрелище, обычный концерт, лишь вынесенный из зала под открытое небо и укрупненный в масштабах, то тогда действительно речь не может идти об особом виде искусства.

Говоря о методе театрализации, мы имеем дело с социально-педагогическим явлением, синтезирующим новое художественное целое на основе ряда компонентов разнообразных видов человеческой деятельности и рождающим свою особую драматургию, свои эстетические принципы. В театрализованном празднике нет отдельно существующего номера или публицистического выступления, кинофрагмента, диапозитива или фонограммы, а есть художественно организованное, педагогически запрограммированное действие, представляющее собой особое, чрезвычайно сложное явление искусства.

Отрицание специфичности этого явления на основе только того, что оно синтетично и может быть расчленено на отдельные составные части, нам представляется неправомерным, так как синтез рождает совершенно новое качество. Главным компонентом, создающим но вый сплав, выступает единый сценарный замысел.

В искусстве организации театрализованного действа, оригинальность, неповторимость сценария — первый залог успеха и заинтересованности участников праздника, обряда. Зрелищность является в них именно тем ключом, который открывает путь к сердцу каждого, превращая зрителей в соучастников действия.

Искусство театрализованного праздника обладает необычайно большим зарядом действенности, предполагает активный контакт со зрителем, ищет эффективные пути воздействия на эмоции. Поэтому в замысле необходимы особая точность отбора материала, который используете в сценарии, высокий художественный вкус авторов, исключение соблазна «работы на публику», что особенно просто сделать в условиях коллективного восприятия.

Создание замысла театрализованного празднично-обрядового действия, т. е. определение его идейно-тематической основы, сюжета и сценарно-режиссерского хода имеет последовательные этапы, которые позволяют организовать и упорядочить весь процесс творчества сценариста. Рассмотрим эти основные этапы работы над сценарием, руководствуясь общими положениями теории драматургии.

Работа над сценарием обычно начинается с определения его темы и идеи. Эти два тесно связанных понятия, подробно разработанных в литературоведении, практики часто смешивают, подменяют одно другим, что отрицательно сказывается на сценариях.

Понятие «тема» имеет два значения. В широком смысле тема рассматривается как очерченный в произведении круг жизненных явлений, общий характер события, но без конкретизации отдельных составляющих его частей, мотивов и т. п. Такое определение темы сценария задается автору непосредственно жизненной ситуацией, например тема «45-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне» или «День рождения ВЛКСМ» и т.д.

Но создать сценарий театрализованного действа при таком широком понимании темы практически невозможно, получится разговор вообще о Великой Отечественной войне, вообще о комсомоле. Необходимо конкретизировать общую тему, найти, отобрать и ярко осветить проблемный аспект, волнующий определенную ситуативную общность.

Так, например, тема сценария праздника, посвященного Дню Победы над фашистской Германией, имеющего общую тему «День Победы», будет конкретизирована в том или ином замысле с учетом определенной аудитории. Так, для ленинградцев это будет тема «Природа героизма советского человека», где речь пойдет о 900-дневной блокаде города, его мужественных жителях. Для солдат N-ской дивизии будет разрабатываться тема «Незабвенная память и благодарность молодежи бойцам-ветеранам», и мы будем говорить о преемственности поколений этой героической дивизии. Каждая из названных тем конкретна, раскрывается на местном материале, более того, основные герои сценария — это ветераны войны, представители определенного производственного, учебного или воинского коллектива.

Следовательно, создавая сценарий, мы определяем его тему, несущую идеологическую, политическую, нравственную, производственную проблему дня. В центре ее находится человек или группа людей, которые являются коллективным, общественно значимым героем, интересным для аудитории планируемого мероприятия.

Определение темы и осмысление ее как проблемы помогает правильно сформулировать идею — основную мысль, главный вывод содержания замысла, оценку отображаемых событий, явлений. Не случайно идея часто становится названием праздника: «Коммунист — значит первый в бою», «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам», «Из боя меня ты вынесла одна». Уже из названий видно, что решение проблемы автор сценария должен искать в людях: в политработниках, комиссарах, тех, кто был принят в партию перед решающим боем; в героях Ладожской Дороги жизни, везущих в блокадный Ленинград продукты и медикаменты; в военных медсестрах.

Точно сформулированная идея дает толчок верной реализации цели праздника, отсюда его действенность и качественность. Идея — это вывод, а к выводу надо органично подвести всем содержанием сценария.

Обосновывая идейно-тематический замысел праздника, сценарист должен помнить, что любое театрализованное действо рассчитывается на конкретную аудиторию, коллектив, сплоченный праздничной ситуацией, испытывающий потребность в действенной реализации ее. Поэтому рекомендуется знать социальные, профессиональные, образовательные и возрастные особенности будущей аудитории. Учет интересов и целей участников поможет конкретизировать идею сценария, а значит, верней подобран документальный материал, являющийся его основой, разнообразить приемы активизации и, наконец, определить выбор наиболее удачной формы планируемого мероприятия.

Выбор формы, а затем жанра театрализованного действа в первую очередь соотносится с его идей но-тематическим замыслом и целью. Например, митинг имеет множество жанровых разновидностей: митинг-рапорт, митинг-концерт, митинг-реквием, зонг-митинг и т. д. Если митинг посвящен празднованию Дня солидарности молодежи в борьбе за мир и демократию, то оптимальной формой может быть зонг-митинг на площади или стадионе, а если памяти героев Великой Отечественной войны, то уместнее будет митинг-реквием у мемориального комплекса. Но в любом случае форма — это структура мероприятия, организация материала и аудитории.

Замысел сценария является схемой будущего мероприятия, которая включает основные блоки — эпизоды сюжетную линию. Поиск интересного сюжета — неотъемлемая часть работы над сценарием, залог успеха. Хорошо разработанный сюжет — важнейшее требование драматургии. На практике многие организаторы праздников игнорируют разработку сюжета, тем самым обедняют сценарий, превращая его в план выступлений участников тех или иных событий, перемежаемых концертными номерами.

В сюжете художественно-массового мероприятия должны быть отражены характерные, интересные конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся. «Полностью выстроить сюжет —это значит найти все события: малые и большие, главные и второстепенные, в которых раскрываются обусловленные конфликтом, авторской идеей связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей — истории роста и организации того или иного характера, типа»118.

Поскольку любой сценарий театрализованного действа строится на конкретно отобранном и обработанном документальном материале, для выбора сюжета нужно подробнейшим образом изучить жизнь людей, о которых будет идти речь. Только тогда сюжетную линию можно последовательно выстроить от события к событию, только тогда все эпизоды сценария свяжет единый стержень, не позволяющий ему распадаться на отдельные фрагменты.

Важным является также требование развития сюжета в сценарии, которое невозможно без точного определения конфликта и дальнейшей его разработки. Бесконфликтный сценарий не сможет ярко раскрыть идею, интересно показать реальных героев. Как правило, конфликт в художественно-массовых мероприятиях не выражен явно, как это бывает в пьесе, киносценарии, где герои сражаются на глазах у зрителя. Зачастую конфликт в празднике, обряде разрешается на уровне борьбы идей, столкновения идеологий, образов жизни. Так, например, в основе сценариев, посвященных Великой Отечественной войне, обычно конфликт выражен в борьбе советского народа с фашистскими захватчиками. А в сценарии, посвященном героям труда, конфликт можно определить борьбой между заинтересованным отношением к труду и лодырями, разгильдяями, теми, кто нарушает трудовую дисциплину, порочит рабочую честь коллектива, предприятия.

Но разрешение конфликта еще не обусловливает развитие самого действия, ибо каждый сценарий должен иметь композиционное решение, монтаж внешне разнородного, но тем не менее имеющего глубокую внутреннюю связь материала. Четкое композиционное построение позволяет его упорядочить, логично изложить события, расположить составные части сценария. Композиция — одно из основных средств художественной организации, помогающее выстроить документальный материал. Она включает в себя следующие элементы: экспозицию или пролог, завязку действия, само действие, его кульминацию и развязку, финал.

Экспозиция — вступительная, исходная часть сценария — дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях, жизненных обстоятельствах. Экспозиция может и не быть связанной непосредственно с основным сюжетом, а потому и не влиять на ход последующих событий, но вводить в тему она обязательно должна. Например, выставки фотографий, документов уже вводят аудиторию в тему предстоящего действия. Но обычно в сценариях экспозиция совпадает с прологом, в ней изображаются события, жизненная обстановка, предшествующие основному действию, т. е. аудитория психологически подготавливается к восприятию.

Экспозиция должна органично перерастать в завязку — событие, с которого в сценарии начинается действие, дающее толчок развитию всех последующих эпизодов. Желательно, чтобы экспозиция и завязка были четкими, лаконичными, спрессовывали в себе идею всего предстоящего действия. Их главная задача — сосредоточить внимание аудитории, дать импульс к потребности действовать.

Если завязка подводит участников театрализованного действа к постановке проблемы, задает тон празднику, то основное действие сосредоточивает в себе весь круг событий, о которых сценарист ведет речь. Каждый из эпизодов основного действия имеет свою внутреннюю композицию, законченное драматургическое построение, через которое красной нитью проходит идейный замысел сценария. Логика развития основного действия не требует обязательной хронологической последовательности эпизодов, возможны наплывы, ретроспекция, но постепенность нарастания ритма основного действия обязательна. Нельзя строить действие от эмоционально более сильных эпизодов к более слабым. Оно должно развиваться по нарастай щей линии от пролога через цепь эпизодов к кульминаци и финалу. Помочь в этом, как уже говорилось выше, дол жен сценарный ход, цементирующий действие в его логическом развитии, определяющий степень эмоционального воздействия каждого эпизода. Идеальным является использование в сценарии одного хода, связывающего все эпизоды действия.

Назовем несколько типичных сценарных ходов, наиболее часто встречающихся в различных театрализованных праздниках.

Хроникальное построение материала, совпадающее последовательностью событий в жизни. Не надо бояться моделируя мероприятия, брать за основу сценарного ход хронику событий. Например, юбилей ВЛКСМ можно показать через шесть орденов на его знамени, через кадры кинохроники, письма и документы комсомольцев разный поколений. Надо помнить, что насыщение сценария местным материалом, конкретными фактами, интересными именно для данной аудитории, сделает его полнокровным.

Использование таких форм, как отчет, митинг, рапорт. Это позволяет наполнить будущее мероприятие новым содержанием, сделав художественную ткань более убедительной, а документальную — яркой, интересной.

Персонификация идеи. При использовании этого хода отвлеченные понятия предстают в человеческом образе и им доверяется двигать вперед действие. Классические примеры — Родина-мать, Время, Поэт, Публицист, Пятилетка и т. д. Так, праздник ударников может проходить как зримая перекличка пятилеток нашей Родины. Художественное воплощение идеи сценария может выражаться символами — звоном Кремлевских курантов, звуком метронома, отсчитывающего время исторических свершений, и т. д., а также музыкальными произведениями, ставшими символами (песня А. Александрова «Священная война» и т.д.).

Сценарным ходом может быть также обращение к жанрам публицистики — репортажу, очерку, интервью, фельетону, хронике событий; спортивно-игровые формы — викторины, лотереи, дискотеки, конкурсы; фольклорные формы.

Мы видим, что фантазия в поиске разнообразных сценарных ходов безгранична и зависит полностью от образного мышления, а также от умения найти и интересно выстроить документальный и художественный материал.

Высшей эмоциональной точкой развития основного действия является кульминация, заостряющая идею всего театрализованного действа, поставленную проблему. Это может быть самый сильный по своему эмоциональному воздействию художественный фрагмент, документальный материал, наконец, яркое церемониальное действие, например: вынос знамени, обращение с призывом, клятва молодежи.

Кульминация в театрализованных праздниках обычно перерастает в финал, который несет особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентрированном виде, подчеркивает живую связь времен, поколений. Финал поэтому должен превращаться в общее коллективное действие, окончательно разрушающее деление аудитории на зрителей и участников. Финалом, заключительным мощным аккордом может стать хоровое исполнение песен, скандирование, коллективное подписание призыва или обращения, шествие к памятникам.

Определяя особенности построения сценария, необходимо оговориться, что, несмотря на единые законы драматургии, в каждом из них должно присутствовать автор ское «я», творческая индивидуальность, гражданская позиция, личностные качества организаторов театрализованного действия, созвучные жизни и деятельности конкретного трудового, воинского, учебного коллектива.

Театрализованные праздники проводятся для конкретной аудитории лишь один раз. Их не повторяемость обязывает сценариста, выражаясь по-военному, наносить по-снайперски точный удар, попадать в десятку с первого раза. Нельзя ничего «дотянуть» на сцене, дорепетировав что-то изменить.

Искусство театрализованных форм художественно массовой работы в нашей стране решает задачу активного влияния на вкусы широкой массы людей, не поступая при этом яркостью и зрелищностью. Поэтому сценарист художественно-массовых мероприятий должны научиться говоря словами Ф. И. Тютчева, искусству «высокого зрелища». Они не имеют права на ошибку, ибо если театральный режиссер может вернуться к спектаклю после премьеры, то праздник, обряд пройдет только раз и при этом должен оставить глубокое эмоциональное впечатление.

Сочетание документальной публицистичности и художественной образности придает сценарию масштабную выразительность, глубину. К документальному материал относятся кино- и фотокадры, фонограммы, публикации в печати, исторические документы и другие эпистолярные материалы. Но прежде чем начинать работать с документальным материалом, сценаристу нужно изучить психологическую потребность конкретной аудитории. Это дает возможность органичнее объединить в замысле образный ряд и информационный.

Так, символическая образность предполагает поиск условно-знаковой системы, ассоциирующейся у участника театрализованного действия с идеей по содержанию и эквивалентной ей по форме. «Алые паруса», став для выпускников школ Ленинграда символом надежд на счастливое будущее при вступлении во взрослую жизнь, помогли найти образную форму традиционного театрализованного молодежного праздника, наполнив его конкретным содержанием. Отсюда — открывающая праздничный бал на набережных Невы шхуна «Секрет» с героями прекрасной легенды на борту. Всякий раз она стимулирует толчок к началу сценарно-режиссерски продуманного и художественно оформленного действия выпускников школ, дающего простор их инициативе и самодеятельности.

Историческая образность основывается на поиске ассоциаций, имеющих в своей основе близкие аудитории аналоги в прошлом. Сюда же следует отнести и фольклорные истоки, опирающиеся на народные традиционные основы, использующие аллегорические и мифологические персонажи, костюмирование, художественно-спортивные состязания.

Наконец, следует остановиться на персонифицированной образности, дающей возможность апробировать себя как личность в различных ролях, подражая избранным героям. Порой по замыслу организаторов праздника в рамках такой образности «оживают» предметы, которым придается характер одушевленных персонажей в театрализованном действе. Во время праздничного юбилея Кировского завода «ожили и начали рассказ» об истории предприятия новенький «Кировец» и старик «Фордзон». А в театрализованном действе в День памяти прорыва блокады Ленинграда «заговорил» старенький репродуктор-тарелка военных лет.

Большое значение в театрализованном действии имеет соотношение художественного и документального материала. В одних случаях линия художественных образов не соединяется с линией документальной, а проходит вторым планом, ассоциацией, в других — художественный и документальный материал синтезируется в рамках единого действия. В таких случаях нужна особая мето­дика, чрезвычайно осторожная и скрупулезная.

Сценарная практика показывает, что реализация воспитательных возможностей театрализованного праздника находится в прямой зависимости от совершенства его сценария как программы педагогического управления общностью участников и явления искусства. Именно в недооценке этих аспектов обнаруживаются ошибки, которые губительно сказываются на практике конкретных художественно-массовых мероприятий, оставляя неудовлетворенными их участников.

Можно отметить две основные линии недостатков в сценариях. Прежде всего недооценка театрализованного действа как явления искусства, недостаточное внимание к его художественно-образной структуре. Мы еще довольно мало обращаемся к эмоциональной сфере восприятия человека, систематически перегружая рациональную, тем самым не удовлетворяя потребность человека в красоте, в веселом, радостном общении, шутках, смехе, не реализуя его способности к образному мышлению. В силу этого многие сценарии предстают лишь в качестве некоего организационного плана с элементами бюрократической стандартизации. В результате праздники, посвященные ярким, неповторимым, значительным событиям в жизни людей, становятся шаблонными и безликими, вызывают у участников чувство неудовлетворенности, порой даже раздражения. Речь не идет, разумеется, об отрицании торжественного момента в празднике, об отказе от официальной церемонии по тому или иному случаю. Однако театрализованное действие нельзя сводить только к ним, игнорируя его образное сценарно-режиссерское решение!

Чрезвычайно серьезным недостатком празднично-обрядового действия является, как это ни парадоксально, еще встречающийся нетворческий, пренебрежительный подход профессиональных сценаристов, режиссеров к этому сложному виду искусства, отношение к нему как второстепенному делу, не требующему специальных навыков и умений.

Опасным врагом искусства театрализации являете безвкусица, присущая, к сожалению, некоторым сценаристам. Непрофессионализм в художественно-массовой работе разочаровывает людей, пагубно влияет на престиж театрализованных праздников и обрядов вообще. Дурной вкус оборачивается в них эклектичным, похожим на мешанину, бездумным сценарием, помпезностью и необоснованным нагромождением деталей, заштампованной образностью сценарной и режиссерской мысли. Между тем в сценарии театрализованного праздника чрезвычайно важен момент неожиданности, эмоционального потрясения.

Итак, в театрализованном действии празднующей общности людей сценарий предстает не только как самостоятельное художественное произведение, но, главным образом, как особая область художественно-педагогической деятельности, отличающаяся органически присущей ему документальностью, активным синтетическим характером реализуемого действия.

В заключение хочется подчеркнуть еще раз, что недопустимое расширение границ использования театрализации, типичные ошибки в ее понимании происходят из-за нечеткого представления о воспитательных ценностях, которые в ней заложены. Системный подход к анализу театрализации с педагогических, социально-психологических и художественно-эстетических позиций позволяет сформулировать суть метода, показать его основу (рис. 1).

 

Театрализация — организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации.

 

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.013 с.)