Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Активизация участников театрализованного действия как педагогический процессСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассматривая театрализацию как один из наиболее аффективных каналов реализации и творческого развития социально-художественной активности масс, необходимо иметь в виду две важнейшие методологические позиции. Во-первых, являясь компонентом духовного мира личности, совокупностью ее психологических черт, направленности интересов, установок и волевых качеств, эта активность всегда проявляется в деятельности, прямо зависящей от сущностных качеств личности. В этом смысле деятельность выступает как важнейший показатель духовного мира, критерий любой воспитательной акции. «...По каким признакам, — спрашивал В. И. Ленин, — судить о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей?» И сам же отвечал: «Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей...»117. Можно утверждать, что степень эффективности воспитательного воздействия театрализованного действия находится в прямой зависимости от степени социально-художествен ной активности масс, их самодеятельности и инициативы. Отсюда поиск каналов стимулирования действия массовой аудитории, путей активизации участников праздников, обрядов приобретает решающее значение по отношению к теории и методике театрализации в целом. Во-вторых, отмечая прямую и обратную связь между духовной сущностью личности и ее деятельностью, нельзя рассматривать последнюю статично, как сумму определенных действий и поступков. Любую разновидность деятельности, в том числе и социально-художественную, являющуюся сущностью театрализации, можно исследовать только в динамике. Динамический подход помогает выявить внутренние пружины деятельности, проследить и взаимодействие, т. е. дать основу методике. Такой динамический подход позволяет рассматривать театрализованное действие как педагогический процесс активизации его участников, помогающий превратить каждого присутствующего из пассивного наблюдателя в заинтересованно лицо, далее — в лицо, испытывающее потребность в приобщении к действию, и, наконец, участвующее в нем. Многолетние наблюдения и анализ опыта проведения театрализованных праздников в СССР позволяет нам определить основные этапы процесса активизации их участников и соответствующие им уровни социально-худо жест венной активности аудитории. Первый этап охватывает время до праздника, т.е. процесс его подготовки и широкого информирования, постепенно втягивающий людей в орбиту будущего театрализованного действия. Педагогическая задача на этом этап состоит в раскрытии социального значения праздника, возбуждении интереса и внимания людей к происходящему, создании вокруг него атмосферы взволнованности, готовности к восприятию. При этом на первое мест выходит социальный момент значимости события, которое ляжет в основу театрализации. Именно он определяет степень активности будущих участников, которая выражается в создании различного рода инициативны групп, штабов, оргкомитетов, комиссий по подготовке сбору материалов, других временных общественных институтов. Размах подготовки к мероприятию определяется его масштабами — от локального до общеколлективного. Что же касается художественной активности, то на первом этапе она ограничивается подготовительно работой в коллективах самодеятельного творчества Очень важным деятельным моментом этого этапа является информирование о будущем празднике. Информационная кампания создает общественное мнение и определенную социально-нравственную атмосферу вокруг события, становящегося предметом театрализации. Степень участия и подготовительной деятельности на первом этапе дает основание для дифференциации уровня социально-художественной активности масс и позволяет различить среди участников следующие группы: 1) инициаторы и организаторы массового праздника с ярко выраженной социальной активностью; 2) участники массового праздника, активно одобряющие его идейно-тематическое содержание и проявляющие готовность к участию; 3) пассивные зрители, не имеющие ярко выраженной готовности к участию. Стратегия деятельности организаторов театрализованного действия по отношению к этим группам должна способствовать их переходу на более высокую ступень активности в ходе мероприятия. Второй этап процесса активизации охватывает непосредственно проведение праздника, т. е. воплощение в жизнь сценария, включающего в себя такие основные композиционные части, как пролог, цепь эпизодов, кульминацию и финал. Соответственно дифференцируются и проявления активности. В прологе это прежде всего побуждение собравшихся к концентрации внимания и проявлению более или менее сходных эмоций через социально-психологическое взаимодействие, являющееся одним из проявлений активности. В ходе эпизодов — нарастание эмоций и готовность к реагированию на информацию, побуждение к театрализованному действию как следствие эмоционального напряжения. Наконец, в кульминации — непосредственное активное участие в театрализованном действии как результат эмоционального потрясения аудитории. На этом этапе художественная сторона превалирует над социальной, находясь в то же время в гармоническом сочетании с ней. Ведущими средствами активизации выступают: сценарно-режиссерское решение, образность, компоненты идейно-эмоционального воздействия, стимулирующие внутренний настрой, готовность к совместному реагированию и коллективные действия участников театрализованного праздника. По уровню социально-художественной активности масс можно выделить две группы в праздничной аудитории — участники и зрители. Педагогическая задача состоит в превращении зрителей в участииков театрализованного действия. Третий этап процесса активизации участников праздника относится ко времени после театрализованного действия, когда стимулированная им активность, проявившаяся в финале самого мероприятия, дает себя знать в последующей социальной деятельности масс, особенно в отношении к труду, в его морально-этической оценке и осмыслении. Удовлетворение, возникающее от чувства своей сопричастности с происходящим, гордости за дела, в которые вложена частица собственного труда, единения с активно действующей массой участников праздника, вызывает потребность еще активнее трудиться на благо Родины, родного города, своего предприятия. Анализ общественного мнения показывает, что социально-культурная активность в результате точного педагогического воздействия театрализации проявляется также в готовности быть привлеченными к следующему празднику, но уже в роли более активного участника, а не зрителя. Организуя в течение ряда лет подготовку к дню молодого рабочего в профессионально-технических училищах Ленинграда, мы обратили внимание на то, что наиболее активны в подготовке к училищным, районным и городскому праздничным мероприятиям именно те ребята, которые уже принимали участие в подобных театрализованных действиях. Это же подтвердил опрос, проведенный среди контрольных групп. Опрошенные не просто проявляли готовность к празднику, а стремились к активным формам участия в нем. Эта активность на новом витке стимулируется запасом эстетической информации о предыдущем празднике, о том типе ролевого участия, который они выработали на основе этой информации. Таким образом, при условии соединения предыдущего мероприятия с последующим, процесс активизации в театрализованном празднике может стать фундаментом эффективной воспитательной системы. Основными приемами активизации массовой аудитории в процессе педагогически запрограммированного театрализованного действия являются: вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова; физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим физическим действиям; художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их художественную самодеятельность. На практике встречается весь комплекс приемов активизации, однако наиболее типичной для театрализации является активизация художественная, которую мы и рассмотрим специально.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.58 (0.007 с.) |