Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мемориальные театрализованные праздникиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Говоря о театрализованном действии на мемориальных праздниках, следует подчеркнуть, что оно осуществляется по законам публицистического театра, сочетающего в себе документальный материал и художественные выразительные средства. При этом информационно-пропагандистская линия становится основой, определяющей сценарно-режиссерский замысел праздника, а эмоционально-образная резонирует ее за счет публицистического пафоса, как, например, это происходит в драматургии Б. Брехта: зонги — авторские комментарии. Отметим, что в условиях открытых пространств основой театрализованного действия является отбор символики и материалов пластической выразительности для выявления событийно-исторических возможностей построения целостной композиции через установление связей между понятиями и образами как в настоящем, так и в прошлом. Речь идет об ассоциативном монтаже в рамках театрализованного действия четко типологизированных пространственных конструкций в категориях «театр», «игра», «сцена». Здесь «сцена» — материальные элементы, образующие пространственный каркас среды театрализации, «игра» — динамика человеческого поведения в среде, «театр» — совокупность «сцены» и «игры», синтез взаимодействующих элементов, т. е. собственно сценарно-режиссерски организованное действие в пространстве среды, ее образное моделирование художественно-техническими средствами. Такой синтез, помноженный на творчество, позволяет подать в контексте театрализованного действия конкретный мемориальный комплекс, улицу, памятник архитектуры, реликвию — эмоционально ярко, исторически правдиво. Подчеркнем, что мемориальный слой культуры является мощной питательной средой советского театрализованного праздника. Классифицируя театрализованные мемориальные праздники, в особую группу следует выделить литературно-художественные, которые проходят в местах, где жили и творили великие русские и советские поэты, писатели, художники и музыканты, а также и там, где «поселили» они героев своих произведений. Театрализованные литературно-художественные праздники в последнее время становятся все более популярными в СССР. Они являются не только действенным средством идейно-эстетического воспитания, но и фактором проявления солидарности, гражданственности и инициативы в бережном отношении к нашему историческому творческому потенциалу. Именно в этом пафос деятельности рожденных перестройкой инициативных объединений, таких, как «Мемориал» в Ленинграде, благодаря которому спасены многие бесценные памятники литературно-художественного наследия в городе на Неве. Многие годы существуют театрализованные мемориальные праздники, связанные с именами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Блока и других, ставшие поистине массовыми, перешагнувшие национальные и географические границы. В последние годы к традиционным уже местам праздников Михайловскому, Шахматову, Константинову, Карабихе добавились новые. Состоялся Всесоюзный грибоедовский праздник на вяземской земле в селе Хмелита. Земляки В. Шукшина ко дню его рождения — 25 июля — провели на горе Пикет в селе Сростки театрализованное действие «Пушкинские посиделки», в котором ожили герои произведений Василия Макаровича, исполнялись песни и танцы, любимые им. Интересен генезис Пушкинских праздников поэзии. Первая попытка устроить его как массовое действо была предпринята в июле 1899 г.— в столетнюю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина. Вторая подобная попытка относится уже к советскому периоду, когда в 1924 г, отмечалось столетие со дня приезда Пушкина в Михайловскую ссылку. Тогда же родилась идея о традиционном проведении этого праздника в знак народной памяти о великом поэте. В 1949 г. масштабно праздновалось 150-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Газета «Правда» в своей корреспонденции назвала цифру 100 тыс. человек, говоря об участниках народного праздника в Михайловском. Традиционным же Пушкинский праздник поэзии стал в конце 70-х годов, когда его начали отмечать всюду, где жил и творил А. С. Пушкин: в Москве и Ленинграде, на Псковской и Тверской земле, в Болдине, Кишиневе, Одессе, Гурзуфе, Ялте. При этом история, традиции, память позволяют открывать в сценарно-режиссерском замысле все новые яркие грани Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии. В последние годы в Ленинградской области были выбраны нетрадиционные места действия — села Гатчинского района, названия которых известны лишь узкому кругу пушкиноведов. И если Выру некоторые знают по литературному музею «Дом станционного смотрителя», то Кобринское (родина Арины Родионовны), Батово (родовое имение Рылеева) и Суйда (бывшее имение Ганнибалов) до недавнего времени не привлекали организаторов театрализованных празднеств. Если в Пушкинском празднике на Псковской земле в центре находится съезд поэтов, которых слушают огромные массы людей, то в Ленинградской области было задумано театрализованное действо «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет» (главный режиссер М. Лейкин). В нем не было портретов Пушкина, транспарантов и лозунгов. В основе сценария — подлинность, документальность, никакой фальши ни в гриме, ни в театрализации, полная достоверность костюмов и предметов XIX века. В Выре возле «Дома станционного смотрителя» Вырин со своей дочерью Дуняшей принимали других пушкинских героев — гусара Минского, графа Нулина, Евгения Онегина. В Кобринском кульминацией театрализованного действия стал старинный обряд встречи лета «Семик и Семичиха». Сохранившийся дом, в котором жила няня Пушкина Арина Родионовна, наряду со словами, выражениями, образами, преданиями, бытующими в Кобринском, — вещественно-духовные памятники великому поэту. Не мог не бывать он на ярмарке в поселке с торговыми рядами, цыганами, медведями, рожечниками, игрищами. Обряд и ярмарка в сочетании с реальной пространственной средой стали основой сценарно-режиссерского замысла. Особого символического образного решения требовал финал театрализованного действия. Он должен был без излишне помпезных слов выразить идею праздника — нетленность имени ПУШКИН. И «родилась» бронзовая лира, в которую каждый проходящий мимо вставлял цветок, так что она расцветала на глазах участников праздника. Отметим, что поиск историко-метафорической образности очень важен в театрализованном действии литературно-художественного праздника. Так, в Пятигорске кульминационный эпизод праздника «Бессмертный парус вдохновенья» (гл. режиссер Э. Вершковский), посвященного дню рождения М. Ю. Лермонтова, был решен как живая «петля», медленно и зловеще затягивающаяся вокруг Поэта. Под открытым небом на лестнице «Питьевой галереи» центрального парка «Цветник» вокруг Поэта танцующие образовывали огромную живую «маску». А когда он начинал читать стихотворение «На смерть поэта», «маска», выровняв постепенно свои края до четкого круга, напрягалась, лопалась в одном месте и «змеей» заводила в танце «петлю». Символический образ «Петля для поэта» имел яркую историческую ассоциацию, пластически воплощенную и созвучную театрализованному действию. Результаты изучения литературно-художественных праздников показывают, что опора в их создании лишь на информацию о личности и творчестве писателя превращает действие в научную конференцию, литературное собрание, торжественное чествование. Это умаляет возможную эстетически активную деятельность празднующей массы, лишает театрализованное действие эмоциональной образности, придает ему сугубо вербальный характер. Особо следует рассмотреть возможности театрализации в праздничной ситуации мемориальных выставок. Главная задача в «выставочной» ситуации — поиск эмоционально-образного эквивалента информационному материалу. Такой подход позволяет выразить всем и каждому свое отношение к демонстрируемой экспозиции, активно одобрить ее, сопоставить мнения. Осенью 1986 г. в Центральном выставочном зале Москвы в рамках международной выставки «Мастера культуры за мир» была выстроена система сценарно-режиссерски организованного действия. По проекту эстонского художника А. Кесккюлы было организовано пространство Манежа, развернута необычная экспозиция из киноэкранов, видеопроекций, с телевизионной стенкой, органично включающей в себя элементы архитектуры, голографические и электронно-лазерные эффекты. Возможности общения не только с застывшей на холсте, в бронзе или мраморе экспозицией, но, главное, с интересными людьми, оттачивая при этом свое и формируя общественное мнение, — вот что являлось основой задумки театрализованных действий в «выставочной» ситуации. Проведение показательных съемок органично перекликалось с рисунками детей и взрослых, создававшимися прямо в зале, выступлениями ансамбля народной музыки Д. Покровского, представлениями старинных кукол театра «Вертеп», раздачей пирогов, сухарей, напитков.... Рядом с советскими коллективами работали и иностранные. Так, группа из США «К миру через игру» под руководством Рона Кауфмана, организатора уличных представлений, учила зрителей играть в американские игры. Но главное, конечно, тот заряд, который задавал тон театрализованному действию, — свободное общение, широкие возможности высказаться и поспорить предоставлялись всем участникам. Важной группой театрализованных праздников являются юбилейные праздники республик, городов и сел страны, которые несут углубленный социальный смысл именно благодаря мемориальному слою культуры. Характерная их тенденция — углубление связей с трудом и жизнью конкретного региона. Родившись в послевоенные годы как традиционная акция, включающая подведение итогов деятельности какой-либо республики, города, села, микрорайона, улицы за определенный период, мемориальное действо стало запрограммированной и педагогически обоснованной системой влияния на личность. Высокая эффективность его воспитательного воздействия обусловливалась в первую очередь изучением и учетом запросов, интересов, психологических потребностей участников театрализованного действия в данном регионе, во-вторых, созданием оптимальных возможностей не только для отдыха и развлечения, но и для проявления социальной активности и творчества. Следует подчеркнуть, что развитие юбилейных праздников шло по двум основным направлениям. С одной стороны, несколько помпезные художественно-спортивные театрализованные действия на стадионах — 250-летний юбилей Ленинграда, 950-летие Ярославля, 100-летие Владивостока, 1500-летие Киева, 2000-летие Ташкента, 700-летие Ровно, 300-летие Тамбова и др. Затронув бесспорно богатейший мемориальный слой культуры, эти празднества остались хоть и яркими, но все же в большой степени зрелищами. Наибольший же интерес юбилейные праздники вызвали там, где были демократично обращены к самым широким массам людей, а поиск образности опирался на исторические ассоциации в контексте организации пространственной среды. Стало традицией во многих городах страны к их дню рождения реставрировать, восстанавливать часть старинного города. Тем самым дается толчок к новым поискам театрализованного действия в контексте сценарно-режиссерского замысла. Примером может служить старый Тбилиси — место проведения «Тбилисобы», Подол в Киеве, где каждую весну проводится фестиваль-ярмарка, Арбат в Москве, Петропавловская крепость в Ленинграде и другие мемориалы. Этот список можно продолжить, но нам важно акцентировать внимание на проблемах этических и вкусовых в поиске решения мемориального театрализованного действия. Именно историческая образность, объединившая в театрализованном действии пространственную среду и активность участников, стала решением, связывающим отдельные эпизоды представления «Москва, люблю тебя сын» на Манежной площади в день 840-летия Москвы. Это было театрализованное путешествие-конкурс по множеству мемориалов, связывающее прошлое и современность.
Вот сам Манеж — памятник в честь победы над наполеоновским войсками, а вот обелиск, построенный к 300-летию династии Романовых, на котором по указанию В. И. Ленина взамен имен самодержцев вписали имена людей, проложивших путь Революции. Действие переносится к Никольской башне, через которую прорвались в Кремль первые отряди красногвардейцев в Октябрьские дни 1917 г. На углу бывшей Тверской — гостиница «Националь», где жил после переезда из Петрограда в Москву Советского правительства В. И. Ленин. Зажигается свет в окне, начинается театрализованный рассказ об этих годах. На площадь смотрит здание университета — неиссякаемый источник драматургического рассказа о студентах и их наставниках. Священная могила Неизвестного солдата, площадь, где стояли войска в день празднования Победы над фашизмом переносят участников праздника в те огненные годы. При этом юноши и девушки, работавшие как ведущие в массе праздничной аудитории, вручали участникам театрализованного путешествиям конкурса памятные подарки за верные ответы на вопросы из истории Москвы. Тем самым была найдена естественная организация материала — рассказ о столице и действия аудитории — москвичей, любящих свой город граждан.
В Ленинграде центром театрализованных праздников, посвященных дню рождения города на Неве, уже несколько лет является Петропавловская крепость. Старинная фортеция, заложенная Петром I на Заячьем острове 16(27) мая 1703 г., положила начало городу. Зеленые аллеи тенистого парка им. В. И. Ленина, ведущие к крепости, становятся одновременно музеем под открытым небом и шумной веселой ярмаркой. Расскажем подробнее об одном таком празднике.
Прологом первой части праздника (автор сценария Л. А. Дронов, режиссер В. Г. Шабалин) стал приезд в крепость основателя города Петра I со свитой, которого встретил князь Меньшиков с приближенными и вручил «ключ от града-крепости, коему имя мы нарекли Санкт-Петербурх!». Воздав славу флоту российскому, Петр I объявляет начало праздника, призывая «по всему Заячьему острову праздничные потехи учинить, а вечером карнавал и фейерверк изрядный... А кто уклоняться будет или в вечернем маскараде без маски явится, того беспощадно наказывать и штраф изрядный в казну брать...». Ровно в 12 часов звучит традиционный «полуденный выстрел» с бастиона крепости. Начинается торжественное шествие военных духовых оркестров и парад исторических знамен города мимо необычного почетного караула, выстроившегося возле орудий: солдат в мундирах петровского времени, красногвардейцев, солдат Великой Отечественной, сегодняшних воинов. Тем самым была задана тема неразрывной связи поколений, объединенных историей Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Опора в построении театрализации на мемориальный слой культуры, которым пропитана пространственная среда действия, явилась основой раскрытия главной темы церемонии открытия праздника на Соборной площади Петропавловской крепости. Увертюрой стал концерт, подобного которому многие десятилетия не слышал город; высоко над головами тысяч людей зазвучали возрожденные специально к этому дню колокола Петропавловского собора, безмолвствовавшие около двух веков. Органичной составной частью театрализованного действия явились связанные с конкретными историческими местами ритуалы. У Кронверкской протоки состоялся ритуал, который можно назвать одним словом — «Память». Память о тех, с чьим именем накрепко связана история города, — о декабристах. Представители трех поколений ленинградцев — от самых юных до убеленных сединами — торжественно доставили и возложили к подножию обелиска декабристам гирлянду с цветами. Гирлянды и цветы были также возложены и к монументу Героям революции на Марсовом поле, и к обелиску городу-герою Ленинграду на площади Восстания. Из Невских ворот Петропавловской крепости были торжественно вынесены венки, помещены на катер, который доставил их к местам, где сражались, не пуская врага в Ленинград, герои-балтийцы. В память о них венки были опущены в холодные воды Финского залива.
Законы публицистического театра в мемориальном действии, объединение документального материала с художественным в оформлении театрализованного представления позволили создать красочные картины разных времен: Петра I; Пушкина и декабристов; Блока и Маяковского, встречающих революцию; Берггольц и Вишневского, призывающих к мужеству в дни Великой Отечественной войны. Анализ театрализованных действий позволяет сделать вывод о том, что особенно интенсивно в последние годы складывается система уличных праздников. Она состоит из достаточно устойчивых элементов воплощения идейно-тематического замысла. В первую очередь это событийно-историческая образность и пластическая выразительность, которые достигаются с помощью точного отбора документального материала (фоно-, фото-, эпистолярного), знакомства с жизнью и деятельностью реальных людей, с чьими именами связано прошлое, настоящее и будущее улицы. Помимо этого, праздник улицы представляет собой своеобразный отчет живущих на ней людей, рассказ об их делах, достижениях, радостях. Тем самым мемориальный слой культуры позволяет наполнить живым теплом памяти каменные страницы истории, а театрализованная форма их прочтения — сплотить вокруг написанного портрета улицы массы участников праздничного действия, объединенных верностью ее героическому прошлому. В Дзержинском районе Ленинграда в последние годы сложилась интересная система мемориальных театрализованных праздников улиц. В частности, были проведены праздники улиц Пестеля, Петра Лаврова, Халтурина, Чайковского, Фурманова, Маяковского. Во многом это удалось благодаря сложившемуся коллективу единомышленников на кафедре режиссуры массовых представлений и праздников Института культуры им. Н. К. Крупской, возглавляемому народным артистом РСФСР профессором Б. Н. Петровым. Немаловажно, что мозговым центром создания театрализованных праздников улиц стал доктор исторических наук, профессор Д. Н. Аль, соединивший в работе над сценариями свои знания ученого историка и опыт драматурга. Праздники строились с учетом как исторической документальности и пространственной композиции места действия, так и приемов художественно-образного усиления идейно-тематического замысла. Органично были соединены «ожившие» исторические персонажи, элементы символики и атрибутики — знамена, детали костюмов и военной амуниции с хоровой декламацией, вокалом, танцем, пантомимой, театральными сценами. Так, кульминационным эпизодом праздника улицы Пестеля стал эпизод «Истоки славы русской», проходивший на небольшой площадке между Гангутским мемориалом (бывшая Пантелеймоновская церковь, воздвигнутая Петром I в честь победы над шведами) и памятной стелой в честь героев обороны полуострова Ханко в годы Великой Отечественной войны. В театрализованном действии родился исторический образ связи времен, переклички поколений. На празднике улицы Халтурина, где каждый дом, каждый кирпич являются историей города, оживить летопись в театрализованных эпизодах помог образ знаменитых Атлантов у здания Эрмитажа. Именно о судьбах людей — Атлантов истории и Атлантов современности шел драматургически выстроенный рассказ. Во время праздника улицы Петра Лаврова (режиссер Т. И. Михановская) в зримых эпизодах театрализованного путешествия действие разворачивалось на удачно вписанных в стиль архитектуры сценических площадках, а также используемых ступенях парадных лестниц, балконах, эркерах и в окнах зданий. Мы «встречались» с декабристом. Ф. Вадковским, хранившим в своей скрипке тайник со списком членов Южного общества, Софьей Перовской и Петром Лавровым, чье имя носит улица, — автором знаменитой «Русской марсельезы», подхваченной оркестром. «Ожили» и «рассказали» о происходивших событиях здания, где помещался ЦК партии большевиков, где жил первый русский революционер-марксист Г. В. Плеханов. Эпизод «Блокада» был выстроен на материале реальных судеб ленинградцев, которые в страшные для города дни жили и трудились на улице Петра Лаврова. Центральной темой стал блокадный хлеб. (На улице находится старейший хлебозавод города, работавший всю войну.)
...Резко завывает сирена. Слышны разрывы бомб. Звучит метроном. Действие разворачивается на помосте, установленном перед домом, готовящимся к капитальному ремонту, напоминающим разрушенное в годы войны здание. В пустых проемах окон, как в черных глазницах памяти, — фотографии разрушенных на улице во время войны домов, плакаты военных лет, а в центре — увеличенная в несколько раз блокадная хлебная карточка. На доме большой черный репродуктор военных лет. Документальный рассказ о тех днях ленинградцев-блокадников сочетается с распоряжениями об уменьшении норм хлеба в связи с обстановкой на ледовой трассе. Шофер, возивший хлеб по Дороге жизни, рассказывает о риске с которым доставлялась в город каждая пайка. Работница хлебозавода передает пионерам святыню — сбереженную пайку хлеба — «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». В финале под фонограмму Первого концерта Чайковского из оконных проемов вылетают белые голуби, а к помосту без специального приглашения ведущих, вне замысла сценаристов и режиссера стали выходить те, кто пережил страшные дни блокады в Ленинграде. Это и было активное включение в действие — урок патриотизма и мужества для молодежи. Этот эпизод органично перекликался со следующими, рассказывающими о сегодняшнем дне улицы. Веселое музыкальное действие разворачивается перед домом, где расположен родильный дом. На аллее, декорированной аркой из воздушных игрушек, шаров, погремушек, начинается перекличка нетерпеливых, волнующихся пап, дедушек и бабушек. Идет рассказ о старейших работницах роддома. К ним подходят со словами благодарности те, кто родился в нем за пятьдесят лет его существования. Выбегают танцующие дети. Звучит песенка про аиста. А вот и он сам на высоких ходулях — принес в подарок жителям двух «новорожденных». Лирической кульминацией праздника стал эпизод «Дом счастья», рассказывающий о старейшем в городе Дворце бракосочетания. Неожиданно под марш Мендельсона в его огромных окнах появляются как бы обрамленные в золотые рамы молодые пары. Обмен кольцами, первый вальс, вручение свадебных тортов, напутствие золотых юбиляров явились яркими эпизодами театрализованного действия.
Мы видим четко проявляющуюся многофункциональность мемориальных театрализованных праздников. Во-первых, они дают возможность людям прикоснуться с позиций исторической правды к мемориальному слою культуры. Тем самым через близкую каждому тему реализуется потребность в широком социальном общении на основе патриотических порывов, осмысления будущего через настоящее, а настоящего через прошлое. Во-вторых, способствуют самовоспитанию личности, так как вызывают потребность в идентификации себя с героями, необходимость оглянуться и осмыслить страницы нашей истории, вспомнить и помечтать. Наконец, в-третьих, сплачивают, расширяют контакты, укрепляют дружбу людей из разных регионов страны и из-за рубежа. Это происходит главным образом благодаря зримому приобщению к традициям через эмоциональную оценку пройденного исторического пути.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.44 (0.016 с.) |